что значит петь на опоре
Лайфхак для голоса #3. Пение на опоре — управляй дыханием!
Ниже вы найдете упражнение на пение на опоре, которое использует задержанный вдох. Эта уникальная техника сделает вашу диафрагму более активной, научит удерживать дыхание и равномерно расходовать воздух при звукоизвлечении.
Ранее мы обсуждали, что такое пение на опоре — оно же “парадоксальное” дыхание у певцов. Если вам не совсем ясно, о чем речь, я советую пройти по ссылке выше и почитать теорию, а потом возвращаться сюда. Данный лайфхак поможет закрепить теорию на упражнеии и научиться петь на крепком дыхании.
Упражнение на задержку дыхания при Пении на опоре.
У данного упражнения на задержку дыхания много аналогов. Еще знаменитый исследователь певческого голоса В.П.Морозов говорил, как важно уметь петь на задержанном вдохе. Это и является пением на опоре.
Задержанным вдохом управляет диафрагма. Она активно подключается к процессу дыхания, расширяется и удерживает воздух. Чтобы почувствовать, как работает диафрагма при пении на опоре, сделайте следующее:
Подойдите к стене и встаньте вплотную к ней лицом
Сделайте вдох в «живот».
А правильнее сказать, в нижнюю часть грудной клетки, так чтобы раздвинулись нижние ребра. Диафрагма расширяется вместе с ребрами. При правильном вдохе передняя стенка живота пойдет вперед. Появится ощущение, словно вы надули небольшой «шарик» в солнечном сплетении. Этим «шариком» вы вплотную прикасаетесь к стене.
Задержите дыхание после того, как вдохнули
Вдох и пауза. Во время паузы на задержанном вдохе касайтесь надутым солнечным сплетением стены на задержке дыхания. Почувствуйте сопротивление стены к передней стенке живота. Ощутите напряжение в расширенных мышцах ребер и диафрагмы.
Начните медленно выпускать воздух, но не сдувать живот
Чем больше вы выдыхаете, тем сильнее удерживайте мышцы диафрагмы и живота надутыми, словно продолжаете расширяться. Должно сложиться ощущение, что при выдохе вы все еще продолжаете вдыхать (парадокс вокального дыхания, помним?). Выдыхайте и толкайте стену расширенной диафрагмой с такой силой словно пытаетесь сдвинуть ее с места.
Приложите усилия!
Плохо, если надув шарик на солнечном сплетении и начав толкать стену, вы отклоняетесь от нее. Вам нужно прислониться к ней, как можно сильнее, чтобы создать сопротивление и получить обратную опору и давление на мышцы от стены. Вступайте с ней в борьбу!
Повторите упражнение уже с голосом
Отойдите от стены и сделайте такой же вдох и выдох
Когда вы смогли не сдуваться на ЗВУКЕ, можно тренироваться без стены. Отойдите от нее, спойте любой звук, надув «шарик» на солнечном сплетении, как будто толкаете стену. Диафрагма расширяется и живот идет вперед. Именно эти мышечные движения и подразумевают пение на опоре, их нужно тренировать до навыка в мышечной памяти.
Педагоги вокала советуют представлять, что вы толкаете диафрагму вниз при пении, словно опираетесь на нее, и в этом заключается опора звука. Используйте этот образ, если он помогает.
Но я советую вам для начала разобраться в физиологии дыхания. Изучить собственные ощущения в теле, чтобы осознать все механизмы работы голоса. А потом уже искать подкрепление в образах и метафорах.
Научитесь петь на опоре в школе вокала онлайн!
ошибки при пении на задержанном дыхании.
Хочу предостеречь от таких ошибок:
Задержать и удержать! ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ «ОПОРЫ»
Вот вам главный секрет вокального дыхания: после вдоха всегда должна быть небольшая пауза, и только потом выдох. Во время этой паузы диафрагма успевает «собраться», удержать расширенное состояние, удержать воздух.
Запомните эту «формулу» если хотите научиться хорошо петь.
Сначала пауза после вдоха будет длинной, когда вы только начнете выполнять упражнение на вокальную опору. Вам потребуется время, чтобы «зафиксировать» вокальные мыщцы. Но чем чаще вы будете обращать внимание на эту паузу, тем быстрее она войдет в привычку и станет маленькой и незаметной.
Со временем вы перестанете замечать задержку после вдоха совсем, пауза будет присутствовать и при исполнении песни, но быть микроскопической. Это необходимо для диафрагмы, чтобы успеть сгруппироваться и приступить к работе.
Моя практика показала, что если ученики не задумываются о данной схеме: вдох-пауза-выдох, они не могут контролировать свое дыхание полностью, спускают весь воздух на первых нотах, а голос лишается поддержки дыхания и опоры при пении.
Как применять лайфхак в песнях?
Задержанное дыхание пригодится в песне на сложных высоких нотах или там, где нужно долго тянуть звук и экономить выдох.
Спойте песню целиком, прислонившись к стене и толкая ее расширенной диафрагмой на задержанном вдохе, как описано в лайфхаке. Это включит в работу ваш певческий выдох и опору голоса.
Затем отойдите от стены и спойте песню еще раз, вспоминая ощущения напряжения в вокальном прессе. Высокие ноты начнут получаться лучше. Важно чередовать тренировки со стеной и без.
После таких тренировок мышцы непроизвольно будут повторять эти движения во время пении песни и удерживать воздух. Однако, напомню: держать живот надутым всю песню в зажатом виде не очень полезно. Не давите на «опору», а просто держите мышцы ребер и живота в легком тонусе.
Резюмируем — опора звука у вокалиста подразумевает постоянную работу с выдохом. Дыхание нужно удерживать, равномерно расходовать, а не толкать рывками. Техника задержанного вдоха, которая использует парадоксальное дыхание, учит именно такому подходу: вы придерживаете воздух, аккуратно его выводите. Плавный воздушный поток делает голос сильным. Ведь каким будет выдох, таким будет и звук.
Вокальный парадокс!
Опора при пении — это ощущения, когда ваши мышцы выводят воздух, но одновременно удерживают выдох.
Данный лайфхак для голоса как раз позволяет научиться и тому, и другому. Приучайте мышцы живота, солнечного сплетения и ребер быть активными.
Есть ли у вас свои лайфхаки на опору голоса? Напишите мне про ваши ощущения в комментариях, насколько легко получается задерживать вдох.
12 комментариев
Спасибо. Попробовал, думаю помогло.
Я очень рада! Еще больше интересного можно найти по следующей ссылке: http://ovocale.ru/lifehack-uprajnenie-na-razvitie-dihanija/
Все понятно и внятно
Спасибо вам огромное! Спустя год занятий с помощью вашего лайфхака я поняла как правильно дышать на опоре, даже после первого упражнения легко получилось спеть, но не всегда получается, надо чаще заниматься)))
Очень рада, что мой опыт пригодился! А каким вокалом занимаетесь, если не секрет? Академический или эстрадный?)
Я пою в арт фолк группе, стилизованные народные песни))) Но иногда приходится и эстрадные петь) Мне очень помогло ваше упражнение, я в течении года в интернете искала всевозможные упражнения и делала их на опору, но понимания небыло как она работает, а тут сразу поняла)))
Очень интересный жанр! Надеюсь, другие статьи блога тоже вам пригодятся. Удачи в вашем творчестве! И всегда буду рада вашему мнению, как поющего и выступающего человека о тематике, которой я касаюсь:)
Спасибо. Другие статьи ваши мне тоже интересны и я так же их читаю))
Елена, здравствуйте! Очень понравилась Ваша статья. Доходчиво и лаконично. У моего внука хороший слух, а голосок тонкий и чистый. Но больше субтоновый. Он свой голос не любит, считает его «второсортным». Но на грудном резонаторе, даже на разговорных нотах зажимает сильно звук. Ему скоро 8. Подскажите, с какого возраста можно обучать детей правильному пению? Он плохо дышит, плохо берет дыхание, не хватает даже на строчку, поэтому плечами шевелит. Очень- очень благодарна за ответ!
Татьяна, благодарю за интерес к блогу и Ваш вопрос. «Субтоновый» тембр — предположу, что вы имеете ввиду пение с «воздухом», на придыхании. Подскажите, при разговоре у Вашего внука звонкий тембр? Когда он говорит, слышно ли «субтон» в голосе? Если да, возможно, просто так устроена его физиология. За свою практику я встречала такое несколько раз у детей до 12 лет. Отправляла их к фониатору. Советую сделать Вам тоже самое, чтобы убедиться, что с физиологией все отлично. Возможна и ранняя мутация у мальчиков, и узелки на связках, даже у детей. Если проблем нет, то нужно ставить дыхание. Это значит не выпускать его много, выдыхать столько же как при разговоре. Совмещать разговорные упражнения и певческие. Мне нравится методика Ирины Цукановой, пользовалась ей для постановки дыхания у детей… Если звук зажимаетеся на разговорных нотах, предположу, что ребенок просто не удерживает дыхание мышцами ребер. И тренировать нужно именно их. А еще сбавлять громкость, не петь громко. Это первое, что снимает зажим.
Искренне благодарен за эту подсказку со стеной, я наконец то понял, что такое говорить на опоре!
Спасибо!
Сергей! Я рада Вам помочь:) Желаю успехов в вокальной технике и певческом дыхании!
Опора голоса — парадоксальное дыхание певца.
Возможно, вы посетили кучу сайтов, чтобы выяснить, что такое «опора голоса» или «опора дыхания», но наткнулись лишь на неясные термины. Не удивлюсь, если вы совершенно запутались, так и не разобравшись, зачем же нам петь на опоре. «Опора дыхания», так же известная как «парадоксальное дыхание», до сих пор вызывает массу споров и порождает заблуждения у начинающих певцов. А, действительно, зачем нам опора голоса?
Опора голоса и ее значение в пении
Случалось ли такое: когда вы слушали любимый трек и хотели подпеть певцу в порыве чувств, казалось, что вы легко возьмете верхнюю ноту вместе с ним? Но вместо этого у вас выходил сиплый или слабый звук, а горло перехватывало спазмом?
Многие после такого начинают думать, что у них нет ни слуха, ни силы голоса. И это ошибка! Я глубоко убеждена, что петь могут все. Просто нужно знать механизмы, как контролировать голос, чтобы им управлять. Одним из таких важных механизмов является опора дыхания.
Певцы-профессионалы утверждают, что петь надо, опирая звук в центр диафрагмы (как это, интересно, сделать?), другие, что нужно чувствовать непрерывный столб дыхания и контролировать давление под связками (еще нелегче!), третьи — что нужно звучать, как полая труба всем своим телом… А Федор Шаляпин, вообще, заявлял, что поет пятками, чувствуя, как в них резонирует звук, и это была его опора.
Но все вокалисты сходятся в одном:
благодаря пению на опоре мы можем легко брать высокие ноты и долго их держать, не испытывая при этом дискомфорта в горле и на связках.
опора дыхания и постановка голоса
Все чаще люди решают заняться вокалом не только, чтобы научиться красиво петь и потом выступать на сцене. Но и ради того, чтобы просто «поставить голос». Это могут быть дикторы, актеры, учителя, юристы — люди, которые активно используют голос в профессии.
В этой статье мы обсудим, что такое опора дыхания, но не опора звука в целом. Между этими понятиями есть различие. Опора звука относится к общей постановке голоса.
Термин «постановка голоса» означает развитие вокальных данных ученика в комплексе, с совершенно разных сторон, под чутким присмотром педагога вокала.
Общая постановка у певцов включает работу с дыханием, гортанью, голосовыми связками, резонансом звука. Многие этапы певческой постановки голоса я описываю в статьях блога OVOCALE в разделе «Основы пения».
Часто «постановку голоса» приравнивают к пению на опоре, к поставленному «на опору» голосу. Но вы должны понимать, что «опора дыхания» еще не включает в себя всю постановку голоса, это только один из ее этапов, пусть и самый важный.
Певческий голос ставится несколько лет. А постановка дыхания происходит за пару месяцев при каждодневных тренировках ученика.
ОПОРА дыхания и работа ДИАФРАГМЫ
Опора дыхания управляет выдохом при пении с помощью диафрагмы и брюшных мышц. Она зависит от слаженной работы вокального пресса, который включает:
Картинка выше напомнит, как в изменяется положение диафрагмы: при вдохе она опускается, при выдохе поднимается куполом. Когда вы освоили этот тип вдоха и постоянно дышите животом в жизни, можно начинать тренировать диафрагму и ставить голос на «опору».
Два типа опоры дыхания в вокале
Есть два способа пения на опоре. Оба они зависят от того, каким образом работают ваши мышцы вокального пресса:
Первым способом мы пользуемся, когда поем на удобных нотах, когда распеваем, растягиваем звук, удерживаем выдох. Любые мелодичные распевки или песни с протяжными нотами подойдут в качестве тренировки такой опоры дыхания.
Пение на опоре и управление дыханием
В этой статье вы найдёте объяснение тому, что такое опора и как она помогает вокалисту при пении. Упражнения улучшат ваши вокальные данные и расширят диапазон голоса, поэтому при регулярном их выполнении вы сможете брать высокие ноты без усилий. Нужно только прочитать статью!
На первом индивидуальном занятии по вокалу вы наверняка услышите от своего педагога слово «опора». И не факт, что вам смогут доступно объяснить, что это такое и как петь на опоре.
Опора – это удерживающий диафрагму верхний пресс. Для того, чтобы понять, где в теле она находится, надо приложить два пальца над пупком. При таком пении не нужно зажиматься и выдавливать из себя звук, у вас и так получится взять те ноты, на которые у вас прежде не хватило бы сил. Но, чтобы начать петь правильно и заняться постановкой красивого голоса, необходимо сначала понять, как почувствовать опору.
Преимущества пения на опоре
Учителя вокала настойчиво рекомендуют петь на опоре. И это неспроста. У такого пения есть множество преимуществ:
Физиология процесса
Выдох при пении управляется опорой дыхания с помощью диафрагмы и брюшных мышц. На этот процесс влияет слаженность работы брюшного пресса, включающего в себя диафрагму, мышцы ребер и живота, а также переднюю брюшную стенку.
Из-за того, что диафрагма прикреплена к верхнему отделу поясницы, при вдохе задействуются и спинные мышцы. Когда воздух втягивается, диафрагма опускается, а когда выпускается, она поднимается.
Пение на опоре снимает напряжение со связок и расслабляет гортань. Это способствует долгому сохранению голоса и уменьшает нагрузку на организм. И для пения не требуется большой поток воздуха, только давление, создаваемое в животе, а не в связках. Оно появляется за счет сопротивления диафрагмы напряжению пресса. Для его возникновения не надо сильно вдыхать, достаточно создать мощное сопротивление выдоху с помощью дыхательных мышц.
Как почувствовать опору
Есть несколько упражнений, которые помогут получить ощущение опоры:
ВАЖНО: нужно напрягать лишь верхние мышцы пресса, а не все мышцы живота, иначе можно подавиться звуком или может появиться сильная боль после либо во время занятия.
Для того, чтобы лучше почувствовать опору звука, учителя пения рекомендуют проводить занятия с вокальной палкой. Надо надавливать палкой на живот при пении. Напрягайте мышцы так сильно, словно собираетесь оттолкнуть упирающийся в тело предмет.
Почувствовать опору вы можете не с первого раза, но это ощущение вы узнаете в тот же миг. Петь станет комфортнее и легче, словно бы у вас появилось что-то, на что можно опереться — это и есть правильное дыхание при пении.
Обратите внимание, что опора – еще и способность держать воздух напряженными мышцами. Поэтому очень важно научиться экономно использовать воздух и уметь задерживать его в лёгких.
Упражнения для развития опоры и атака звука
Если вы уже знаете, как почувствовать опору, вам надо приступить к развитию данного навыка.
Для того, чтобы научиться петь на опоре, есть несколько упражнений:
Советы по пению с опорой:
Ошибки при задержке дыхания
Есть несколько ошибок, которые начинающие вокалисты совершают:
Что значит петь на опоре
Если вы когда-либо занимались пением или изучали вокальное искусство, вы наверняка слышали такое понятие как вокальная опора или опора при пении. Что такое вокальная опора и как понимать термин опора звука?
Вокальная опора – это такое понятие, которое используется в певческой терминологии. Это своего рода правильное ощущение настроек голосового аппарата во время пения. Когда голос стоит на опоре, он звучит так как положено звучать певческому голосу: уверено, звонко и округло, тембрально насыщено. При таких ощущениях исполнитель способен выполнять сложные технические элементы. При пении без опоры часто появляются фальшивые ноты, даже если исполнитель обладает хорошим слухом. Таким образом, профессиональное владение голосом или просто красивое пение невозможно, если нет вокальной опоры. Давайте разберёмся, как поставить голос на опору или как почувствовать вокальную опору.
Каждый вокалист знает, что самое главное в пении – это правильное дыхание. Певческое дыхание и обычное физиологическое дыхание – две совершенно разные вещи. Певческое дыхание строится совершенно на других ощущениях. Вокалист дышит как будто бы животом или диафрагмой, воздух поступает к нему как бы в нижний отдел рёбер, при этом для пения не нужно набирать полные лёгкие воздуха, это только помешает ощущению опоры. Ощущение вокальной опоры напрямую связано с правильным вокальным дыханием, эти два понятия идут неразрывно друг от друга. Обучение правильному дыханию означает и обучение ощущениям правильной опоры звука. Но есть сложный момент в постановке голоса на опору. У каждого человека ощущение опоры своё, индивидуальное. Во время занятий с педагогом начинающему вокалисту часто сложно понять и тем более почувствовать опору, здесь очень важно попасть к хорошему педагогу, который будет разными способами пытаться объяснить вам, что это такое. Во время занятий даже у очень хорошего педагога, ощущение опоры приходит не сразу. Вокалист должен как бы «поймать» это ощущение, «уловить» его. Если это произошло, тогда начинаются занятия по наработкам правильных вокальных навыков и привычек. Пения на опоре всегда и везде, закрепления этих ощущений до автоматизма, чтобы во время пения уже не думать о том, куда набрать воздух, как делать выдох, как переключаться между регистрами, не теряя ощущения опёртого дыхания. В этом хорошо помогают разнообразные дыхательные упражнения, ведь голосовой аппарат отчасти тоже состоит из мышц, которые нужно тренировать. Не переживайте, если вам не удаётся почувствовать опору сразу, это очень тонкое ощущение, но как только вы это почувствуете, вы не сможете это ни с чем спутать и уже никогда не потеряете – останется только заниматься и петь!
Как научиться петь на опоре?
Каждый начинающий вокалист задается вопросом правильно ли он поёт?! И верно, чтобы уметь петь «как угодно», сначала нужно научиться правильно петь. Особое внимание в вокальной педагогике всегда уделялась понятию ОПОРА. Наверное, каждый слышал формулировку «петь на опоре», но не все знают, что это значит и как этого достигнуть.
Как правила объяснение «что такое опора голоса» строится на личных ощущениях вокалиста, но как быть, ведь ощущения у людей могут быть абсолютно разными?
ОПОРА — термин, употребляемый в вокальном искусстве для характеристики устойчивого, оформленного певческого звука («опертое звучание») и манеры голосообразования («пение на опоре»).
При опертом звучании голос обладает всеми необходимыми вокальными качествами: звонкостью, округлостью, устойчивым вибрато и свободой выполнения различных видов вокальной техники?
И да, и нет! За создание вышеперечисленных качеств звука отвечают другие органы вокального аппарата, а мышцы так называемой опоры могут помочь стабилизировать их работу, усилить проекцию звука и распределить нагрузку. Это основные принципы работы опорных мышц.
Разделяют опору головы-шеи и торса, причем мышцы стабилизаторы головы-шеи играют для вокалиста важную роль, а внимание им в вокальной педагогике уделяется мало, если не сказать, не уделяется вовсе.
Из-за того что в поссоветском пространстве не сложилось общее представление о том как работает наш вокальный механизм. Мы привыкли присваивать субъективным ощущениям определенные понятия обуславливая их в терминологию. Например, одни вокалисты относят к понятию опоры голоса, как определенную степень напряжения дыхательных мышц; другие как столб воздуха, упирающийся в нёбо или зубы; третьи — как ощущение торможения воздуха на уровне гортани (отсюда выражения «опора дыхания», «опора звука», «упор звука»).
Это похоже на «иди туда, не знаю куда, достань то, не знаю что». Нет четкого представления на чем фокусировать свое внимание, где искать работу.
Более подробно про разные точки работы мышц стабилизаторов, вы можете посмотреть в моем выпуске Точки опоры голоса: