что значит петь на связках
Как петь высокие ноты или смыкания голосовых связок при пении.
Все ученики, с которыми мы разбираем, как петь высокие ноты, говорят одно: «Почему наверху мой вокал такой тонкий и некрасивый?!» Высокий голос непривычен им на слух, и неопытные певцы стараются сомкнуть связки плотнее наверху, оставить их толстыми и короткими, чтобы звук был мощнее. Это ошибка!
Голосовые связки как струна: чем выше звук, тем она тоньше
При пении голосовые связки работают точно также, как и при разговоре. Они эластичны, могут удлиняться и становиться тоньше на верхних нотах, как натянутая струна. Брать высокие ноты дано любому человеку от природы.
Механика голосовых связок: как петь высокие ноты и низкие?
На верхних нотах голос звучит выше, потому что голосовые связки становятся тонкими и длинными. Наверху они смыкаются самыми краешками. А на низких звуках связки укорачиваются, выглядят толще, смыкаются всей массой. Размер голосовых связок влияет на высоту голоса.
Посмотрим видео, как смыкаются голосовые связки при пении.
Послушайте примеры известных вокалистов, как меняются их голоса на высоких нотах. Вверху певцы позволяет связкам стать тоньше, а не «давят» звук на горле. Вокал выходит собранным и аккуратным. Техника тонкого смыкания связок помогает петь высокие ноты чисто, без надрыва и подъездов:
Как поют высокие ноты знаменитые певцы?
Помимо тонкого смыкания голосовых связок, современные вокалисты поют на высокой гортани. Поднятая гортань создает тванг в голосе. С этим приемом связки остаются тонкими, но голос все равно звучит плотно и звонко. Это идеальное сочетание, чтобы брать высокие ноты легко.
Невозможно петь высоко, если рот не открывается, а челюсть зажата!
Гортань — еще один важный инструмент в работе над голосом. При правильном положении гортани голос звучит объемнее и “мясистее” на верхних нотах. Мышцы гортани натягиваю т или ослабляют голосовые связки, и поэтому получается разная высота звука. Еще — гортань обеспечивает давление воздуха под связками. Контролировать гортань при пении необходимо, если хотите развить вокальную технику.
Когда связки меняют режим смыкания, на слух нам кажется, что голос стал «грудным» или «головным». На самом деле, нет никакого грудного или головного звука!
Тонкое смыкание голосовых связок создает резонанс высоких частот. Вокал звучит прозрачно, связки смыкаются краями. А мы принимаем это за «пение головой». Тоже самое с низкими нотами – связки становятся короткими и производят много низких обертонов, которые вибрируют в грудной клетке.
Поразительный факт, но брать высокие ноты на тонком звуке «головным» голосом никому не составляет никакого труда. Гораздо сложнее и опаснее тянуться к верху «грудным» регистром и плотным смыканием.
Как устроен голос? Физиология певца и голосовые связки.
А вы знаете, как устроен голос? Почему мы поем, и как получается звук? Знать физиологию голоса необходимо, чтобы управлять голосом и петь красиво. Педагоги по вокалу советуют чувствовать голос в животе, на диафрагме, на кончике носа… Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки.
А ведь голос рождается на связках. Это главное знание про устройство голосового аппарата. От того, как работают голосовые связки, зависит, как вы будете петь — громко и звонко или тихим зажатым вокалом. Эта статья поможет вам лучше понять свой голос и сделать первый шаг к тому, чтобы научиться петь правильно.
О физиологии голоса и колебании голосовых связок
Получается, что мы не поем, а просто сотрясаем воздух вокруг
Звук постоянно движется, как и любая волна. У него есть направление. Поэтому методики вокала советуют посылать голос вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, затихнет. В голосе не будет силы.
Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру:
Как видно на видео, связки легко тянутся и меняют форму в процессе пения. Становятся тоньше и длиннее на высоких звуках. Смыкаются краями. Внизу — они короткие и толстые, смыкаются более плотно. На этих механизмах связок построено большинство техник пения и вокальных приемов.
Устройство голосового аппарата
Процесс пения — это когда мы превращаем воздух в звук. Он задействует все части голосового аппарата: диафрагму, связки, гортань, глотку, рот, язык и нёбо. Посмотрите, какие этапы проходит поток воздуха, чтобы стать звуковой волной:
- Мы делаем вдох, легкие увеличиваются в объеме. На выдохе ребра плавно сужаются и диафрагма выводит воздух из легких Воздух поднимается из легких к горлу, где прикреплены голосовые связки. От потока воздуха голосовые связки начинают колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз за секунду и создают вибрации в горле.
вокальные ошибки при работе голосовых связок
Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. У новичков ошибки возникают на первом этапе — вокального дыхания. Вот как дышать при пении не правильно:
слишком много выдоха = несмыкание связок
Слишком мало выдоха = голосовой зажим
И наоборот, если вы слишком задерживаете выдох при пении, диафрагма находится в постоянном гипертонусе. Происходит зажим ложных связок, что случается всегда, если вы не выпускаете воздух. Без потока дыхания связки пытаются разомкнуться с силой самостоятельно. Они прижимаются друг к другу, из-за чего стирается слизистая и образуются мозоли, узелки на связках.
Есть такое понятие как «белтинг» или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь соблюдая вокальную «технику безопасности» — не выдавливать звук, а смыкать связки на твердой атаке аккуратно. Не «запирать» воздух внутри, а выпускать его едва ощутимым потоком, создавая подсвязочное давление.
За движение связок отвечает около 15 мышц гортани — в ее устройстве есть хрящи, которые управляют вокальными мускулами, а те, в свою очередь, обеспечивают правильное смыкание связок. Мы не можем контролировать связки непосредственно — смыкать их, когда пожелаем. Мы их даже не ощущаем! Вокальные мускулы состоят из гладкой мускулатуры, из которой также состоят мышцы сердца и желудка — такой тип мускулов не подчиняется нервной системе напрямую, то есть мы не можем сжать сердце или желудок силой мысли! Эти механизмы «вшиты» в физиологию и работают самостоятельно.
То же происходит с голосовыми связками. Рычаги управления для них — это выдох и мышцы гортани. Выдох должен быть ровным. Голосовые связки смыкаются от давления воздуха. И натягиваются от движений гортани. Поэтому тембр голоса меняется от того, какое положение гортань принимает при пении. Например, голос станет выше, если вы поднимите гортань. Понимание, как устроен голосовой аппарат дает вам безграничные возможности: петь то мощным звуком, то звонким, то нежно и трепетно, то с берущим зрителей за душу, то криком! И все всего лишь от разного смыкания связок.
А вы знали. Кое-что из физиологии голоса
Какой длины и толщины голосовые связки у вас?
Чтобы узнать, какой у вас голос и строение связок, отправляйтесь к фониатору. Если вы решили учиться петь с педагогом, сходите на прием к врачу до уроков вокала. Убедитесь, что у вас нет проблем с голосом, нет узелков на связках и на занятиях вам будет комфортно.
Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью медициской техники, как смыкаются голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, какое подсвязочное давление, какая длина гортани и даже какой стиль музыки лучше подойдет голосу с такой физиологией, как у вас! Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.
Голосовые связки работают, даже когда мы молчим!
Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай или басы из колонок на рок-концерте.
Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), особенно на дыхание, тренируют голос.
Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь “на связках”, спровоцирует зажим.
Читайте в следующей статье, как работают связки при пении высоких нот и как это влияет на технику вокала.
Как петь на опоре. Основы, которые должен знать каждый вокалист
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Следующий педагог не сразу, но сумел дать мне ощущение опоры. Но и тогда у меня не было чувства комфорта и легкости. Там меня учили выжимать звук, напрягая все мышцы живота вниз, а иногда от напряжения у меня болело все внутри и я давилась звуком. Нужно ли «тужиться» во время пения? Об этом мы узнаем позже.
Оказалось, все намного проще, когда пришло точное понимание и ощущение, какие мышцы работают и что такое опора. И это было озарение, которое изменило мою жизнь и мое пение к лучшему. Я стала брать те ноты, которые несколько лет назад просто не сумела бы взять, причем, очень легко.
Способы почувствовать опору и понять как петь на опоре
1. В положении стоя отклоните корпус назад и так зависните. Автоматически напрягаются мышцы живота, которые не дадут вам упасть – это и будут нужные мышцы. Теперь распрямите тело, а мышцы оставьте в таком же напряженном положении – это и есть опора.
2. Лягте на пол, положите на живот не слишком тяжелый предмет, но и не невесомый. Попробуйте мышцами живота приподнять предмет вверх, но не надувайте его, поднимайте не воздухом, а именно мышцами. Мышцы, которые будут удерживать предмет – это и есть опора. Физиологически мышцы, которые работают при опоре, называются диафрагма.
3. Возьмите палочку (подойдет лак для волос, бутылка, зонтик – любой вытянутый округлый предмет, но не острый), приложите к животу одним концом, другим упритесь в стену, сделайте вдох и напрягите мышцы живота. Напряженными мышцами надавливайте на вашу «палочку», она будет упираться в стену, а напряженные мышцы будут оказывать палочке сопротивление и не дадут ей вдавиться в живот.
4. Представьте, что вы поднимаете тяжелый предмет (две сумки по бокам или диван) – нужные мышцы напрягутся автоматически.
5. Покашляйте – при кашле естественным образом работают мышцы опоры.
В нашей онлайн-школе “Петь легко” мы рекомендуем заниматься именно с “вокальной палкой” или “бутылкой” – она даст вам постоянное ощущение опоры. Когда вы поете, надавливайте предметом на живот, а мышцы живота напрягайте так, как будто хотите этот предмет вытолкнуть вперед, и пробуйте петь. Таким образом, диафрагма делает не втягивающие движения, а выдавливающие. Ощущение опоры может прийти не сразу, но его не спутать ни с чем: вам должно быть комфортно, будто есть на что опереться, и вы можете оттолкнуться и начать летать 😊
Опора – это не только напряженные мышцы живота, но, скорее, умение удерживать ими воздух. Чем лучше вы удерживаете воздух в легких и экономнее его расходуете при пении, тем лучше работает ваша опора.
Опора – это не только напряженные мышцы живота
Как отличить пение на опоре
Когда исполнитель поет на опоре, его пение громкое, выразительное, есть динамика тише-громче, он свободно переходит на высокие ноты и не вылетает на фальцет (головной писклявый звук). Его звук не зажат в носу или в голове. Он может петь мощно, но при этом без напряжения.
Для чего нужна опора вокалисту
Опора помогает снять напряжение с голосовых связок и расслабить гортань. Другими словами, сохранить здоровые связки и певческий аппарат на всю жизнь. Ведь пение – это большая нагрузка на весь организм, и, чтобы давать концерты, записываться в студии, много говорить, нужно правильно распределять напряжение и воздух в теле. И если вы хотите петь долго и счастливо, лучше сразу начинайте учиться пению у грамотных педагогов! Таким образом, мне понадобились годы, чтобы понять, что такое «воздушная подушка», где ее удерживать и как петь на опоре 😊
Жаль, что тогда у меня не было таких меток, которые мы сейчас используем в нашей школе.
Не повторяйте чужих ошибок – учитесь петь сразу правильно. В нашей школе вы научитесь удерживать опору во время пения уже с первых уроков на практике и под контролем хороших специалистов.
Как петь громче. Все, что нужно знать о голосовых связках
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Один из самых распространённых вопросов у всех вокалистов это: как петь громче (у начинающих) и как петь высокие ноты (у более продвинутых).
В современной вокальной практике существует множество техник, которые помогут вам петь лучше. Но есть основные, базовые знания, без которых, пение всегда будет для вас оставаться таинственным и не до конца понятным. Одно из них то, которое мы сегодня рассмотрим — работа голосовых связок.
Что же это такое, голосовые связки или складки
Голосовые связки — представляют собой мышечные складки, которые крепятся к хрящам внутренней части гортани. Они очень эластичны, что позволяет им смыкаться не только полностью, но и краями.
Голосовые связки имеют три основных слоя: мышечный, связочный и слизистый. При рождении связки имеют размер 2 мм. К 20-три годам их размер у женщин увеличивается до 10 мм, а у мужчин до 16 мм.
У мужчин, большая разбежность в размере, влечёт заслонкой процесс ломки голоса, делая пение более трудным, а иногда и опасным.
Смыкание голосовых связок напрямую зависит от вращения черпаловидный хрящей внутри гортани, к которому прикреплена задняя часть каждой голосовой складки. В свою очередь, нужно сказать что вращение хрящей связано с работой головного мозга, это происходит посредством передачи электрических сигналов нервной системе и от вращения которых зависит натяжение или расслабление голосовых связок.
То есть весь наш организм участвует в пении. Поэтому невозможно быть зажатым и напряжённым и при этом иметь свободный и полетный, звонкий и чистый голос так как нервная система, попросту даст сигнал напрячься голосовым связкам и они не будут звучать естественно и свободно!
А теперь поговорим о том, как все таки работают наши голосовые связки. При вдохе они размыкаются, да и в принципе, при молчании они разомкнуты.
Звуковые волны или колебания, которые мы слышим во время разговора или пения, создаются во время прохождения воздуха через голосовые связки.
Чем плотнее смык голосовых связок, тем голос звучит плотнее и громче.
При пении низких нот, связки становиться короче и щель между ними делается широкой, а при пении высоких нот связки натягиваются и становиться длинными и расстояние между ними уменьшается. Скорость прохождение воздушной струи через связки, напрямую связана с тембральной окраской голоса.
Если воздушный поток не резкий, и колебание голосовых связок не быстрое и ухом воспринимается как более насыщенный, грудной, тёплый тембр звука. А если воздушная струя интенсивно и резко направлена сквозь голосовые связки, то при так воздействии на них колебание становиться быстрым и воспринимается ухом как более высокочастотная окраска тембра.
Предлагаю видео работы голосовых связок, для более наглядного примера.
Правильная певческая позиция и приемы звукоизвлечение помогут вам, научиться контролировать смыкание и управляться со своим голосовым аппаратом бережно и без напряжений.
Потому-то при излишнем давлении на голосовые связки под давлением могут лопаться сосуды и это приводит к плохим последствиям, таким как несмыкание связок и прочим фониатрические заболеваниям.
Желаем вам быть вооруженными знаниями о своём голосе и использовать всю его красоту и полноту.
Правильное смыкание связок как основа здорового голоса
Иностранцы, когда слушают русскую речь, часто думают, что мы ругаемся. Потому что речь звучит достаточно монотонно. В других языках речь интонационно более богата, она витиевата. Мы же говорим практически на одной ноте: привет, как дела, все хорошо.
Получается, что в целом наш голосовой аппарат менее подготовлен к тому, чтобы смыкать связки на всем диапазоне. Поэтому при переходе выше или ниже разговорного диапазона, связки могут размыкаться. Пение на разомкнутых связках можно использовать как прием, но базовая вокальная техника подразумевает смыкание без лишнего воздуха.
Сегодня мы будем осваивать базовый навык – это смыкание голосовых связок. В одном из прошлых уроков я показывала, как делать фрай. Попробуйте сделать то же самое, только вытянуть губы в трубочку. Если у вас не получается, то возьмите звук сверху и перейдите на фрай. Обратите внимание на то, что это нужно делать на минимальной громкости.
Если все правильно, то между связок не будет проходить лишний воздух. Если при выполнении этого упражнения вы слышите сип, то возможно, стоит пока отложить это упражнение и получить обратную связь от педагога. Сделать это можно на наших курсах, а самый простой способ сделать это максимально быстро это записаться на пробное занятие в Доме музыканта.
А если же все получилось, то мы идем дальше. Не меняя громкость, смыкание связок и положение губ, перейдите от фрая на любую удобную для вас ноту. Еще раз отмечу, что при переходе меняется только высота тона, все остальное остается неизменным. Это значит, что при переходе мы выходим на чистый звук без лишнего воздуха.
Попробуйте переходить с фрая на разные ноты. Возможно, вы почувствуете, что те ноты, которые раньше не получались или получались напряженными, теперь звучат легко. Когда вы контролируете смыкание, то вокальные украшения даются вам легче. Также такое смыкание связок вы можете потренировать на колыбельных.
Пишите в комментариях, если у вас остались какие-либо вопросы.