что значит петь первым голосом
Первые шаги начинающего вокалиста в вопросах и ответах. Часть 1
Но сначала небольшое лирическое отступление.
В этот раз я решил построить повествование в форме вопросов и ответов. К сожалению, начав писать, я понял, что вопросов может быть достаточно много и коротко ответить не получается, поэтому пост будет разбит на несколько (как минимум – две) частей.
Естественно, если будут какие-то еще вопросы – задавайте в коментах, постараюсь ответить сразу или, если вопросов наберется много, включу в очередной пост.
Вопрос: Ну хорошо, допустим, действительно, петь можно научиться. Что делать дальше?
Ответ: Ответ, как водится, поражает своей глубиной – нужно начать учиться. И, в первую очередь, решить для себя – готовы ли вы тратить на это определенное количество времени, усилий и, к сожалению, денег в течение достаточно длинного срока. Потому что, к несчастью, человек пока не умеет, как Нео в Матрице, загрузить в себя программу кунг-фу за 20 секунд и немедленно побежать спасть мир. А если вы внимательно читали предыдущий пост, то должны были понять, что пение в значительной своей части – это вопрос правильной техники, наличие определенного психическо-мышечного навыка (весьма непростого, к тому же, это вам не тройной тулуп крутить) и обучение этому навыку придется вести по старинке – путём многократных тренировок и повторений. И наиболее эффективно процесс обучения будет идти, если «тренировка» будет проводиться под руководством и присмотром вменяемого педагога.
Хотя, конечно, бывают и исключения. Многие научились петь сами, но это, как правило, не благодаря, а вопреки.
Вопрос: Я правда хочу научиться петь, но мне все-таки кажется, что слуха у меня нет совсем, и обучение будет пустой (и демотивирующей) тратой времени и сил
Возможно, неразвитый, возможно, кривой, скорее всего – несинхронизированный с голосом, но, определенно, есть.
Вопрос: Кустарщина какая-то. Вот в музыкальной школе меня проверяли – играли две ноты и спрашивали, какая выше – какая ниже, а еще играли ноту и просили её спеть, а еще хлопали в ладоши и просили повторить в ритм. Вердикт: слуха нет.
Ответ: Сначала мини-флэшбек – в пять лет меня так «зарезал» папа. Но я точно помню, что я просто не понимал, что такое «выше», а то такое «ниже». К счастью, он ошибся.
Теперь, собственно, ответ. В музыкальной школе задача преподавателей на вступительном экзамене не стоит в том, чтобы определить, есть ли у вас слух или нет. Их задача – набрать группу из определенного количества детей с примерно одинаковым начальным уровнем подготовки. Как и в обычной, не музыкальной, школе, преподавателям нужно, чтобы ребенок уже что-то умел на базовом уровне. Вы знаете хотя бы одного психически здорового ребенка, который, не умея читать до школы, не научился хоть как-то читать к третьем классу? Я таких не знаю. Когда говорят, «у ребенка нет слуха» или «у ребенка нет чувства ритма» это в большинстве случаев означает «у ребенка недостаточный для нашего класса уровень начального развития слуха/ритма», а вовсе не «у ребенка отсутствует музыкальный слух и путь в музыку ему закрыт».
Вопрос: А что, без преподавателя совсем никак нельзя? Я стесняюсь/сильно занят/финансово ограничен/хочу сначала попробовать свои силы.
Ответ: Ну, вообще говоря, начать можно и без преподавателя. Просто занятия с преподавателем гораздо более эффективны («ученик поёт ушами своего учителя»), но даже занимаясь с педагогом, вам придется достаточно много практиковаться самостоятельно, поэтому, почему бы не начать с простого самостоятельного занятия по интонированию?
Хорошая новость состоит в том, что задача анализа высоты издаваемого вами звука уже давно алгоритмизирована, и сегодня существует огромное количество программ, которые покажут вам, какую ноту вы поёте на самом деле. Другими словами, «ушами учителя» в данном случае будет микрофон вашего смартфона/компьютера + программа.
Какими конкретно программами пользоваться – без разницы, по большому счету. Я пользовался – для компьютера – SingingTutorApp (поищите в гугле), для андроида – Voice Training Learn to Sing. Обе программы очень простые, но на английском языке, если с этим проблемы – поищите аналоги, ну или спросите у пикабу.
Как заниматься (на примере SingingTutorApp):
Сначала определите комфортный для вас вокальный диапазон. Для этого запускаем программу и поём слог «ма» сначала низко, т.е. толсто, а потом высоко, т.е. тонко. Не нужно надрываться – ширина диапазона, в данном случае, роли не играет, петь нужно комфортно и избегать напряжения и в низах, и в верхах. Запомните буковки и циферки, которые программа показывает – это названия нот (в английской нотации ноты пишутся латинскими буквам – A, B, C, D, E, F, G – для ли, си, до, ре, ми, фа, соль соответственно) и их октава.
Теперь выставляете ползунки так, чтобы программа выдавала только звуки из вашего диапазона – и вперед. На начальном уровне лучше настроить программу так, чтобы она играла звук все время, пока вы нажимаете на кнопку (галка Play while button pressed).
В процессе пения программа будет показывать ту ноту, которую вы поёте на самом деле и, соответственно, нужно корректировать голосом и петь выше или ниже, пока нота не позеленеет.
Это самокопание крайне важно! Пока у вас не развилось чувство интонации, ваш мозг должен искать, за что же ему зацепиться при анализе. Ведь он слышит, что звук, который играет в ушах и звук, который издаете вы – вообще говоря, разные. Но при этом, в зависимости от каких-то ваших действий связками и мышцами гортани, они становятся очень похожими, практически одинаковыми. Значит, у них есть что-то, что их объединяет (ответ – основная несущая частота) и ваш мозг учится идентифицировать, выделять это самое общее. А еще он запоминает, какие действия приводят к тому, чтобы это общее появилось (т.е. вы спели «в ноту»).
Занимайтесь ежедневно, по 10-20 минут или пока не устанете. Не мешайте мозгу и имейте терпение – через какое-то время (может пройти до нескольких месяцев – не пугайтесь!) вы вдруг начнете «узнавать» ноты, у нот появится, грубо говоря, окраска, или форма, или шершавость, и ваш голос начнет выдавать ноты все ближе и ближе к эталону. Сначала это произойдет для каких-то отдельных нот, потом количество «успехов» будет расти и расти и, наконец, вы начнёте практически сразу попадать в нужную ноту.
В процессе занятий не стесняйтесь экспериментировать. Что, если диапазон расширить? Или, наоборот, сузить? А что, если петь не «ма», а, например, «лё»? Или «йэ»? Может, для каких-то гласных ваш процент «попаданий» больше, чем для других? Или для каких-то нот? А почему? А если петь сначала один слог, а потом – другой? Что меняется?
Главное при этом фокусироваться не на интонации, а на своих ощущениях, эмоциях, и пытаться их запомнить и воспроизвести при пении очередной ноты – и интонация придёт сама собой.
Вопрос (последний на сегодня по очереди, но не по значению): Я начал заниматься и у меня болит в горле. Это нормально?
Это НЕ НОРМАЛЬНО и довольно даже плохо, но случается часто, особенно с начинающими певцами. В процессе всех ваших вокальных упражнений вы должны понять и уяснить одну критическую вещь – связки нам даются один раз и на всю жизнь! И орган этот – достаточно нежный, поэтому берегите их.
Конечно, как и любая другая мышца, нераспетые (т.е. не разогретые предварительными упражнениями) связки могут устать с непривычки и ныть, но любые болевые ощущения – однозначный сигнал немедленно прекратить занятие и сделать перерыв, пока болевые ощущения не исчезнут. Нельзя заниматься на травмированных мышцах!
Более того, если в процессе занятий это ощущение возвращается, значит вы делаете что-то неправильно – скорее всего, слишком сильно напрягаетесь когда поёте верхние ноты.
Помните – упражнение на интонацию не требует громкого звука, можно петь даже вполголоса!
Зачем певцу знать, какой у него диапазон голоса?
Диапазон голоса — это количество нот, которое способен спеть вокалист. От самого низкого звука до самого высокого. Точнее, насколько голосовые связки певца могут растягиваться, чтобы сомкнуться наверху и внизу. Хороший вокалист знает возможности своего голоса — сколько нот он способен спеть. Когда вы верно оцениваете свой диапазон, вы можете подобрать к нему правильный репертуар. Те песни, на которых вы не будете давиться высокими нотами.
На пробном уроке вокала педагог в первую очередь оценивает ваш певческий диапазон, чтобы понять, какие упражнения подобрать для развития ваших вокальных данных. Информация о диапазоне — говорит о ваших природных задатках. Широкий голосовой диапазон говорит о больших способностях в пении. Как определить вокальный диапазон, зачем его развивать и у кого самый большой диапазон голоса из современных певцов — читайте ниже!
Типы и диапазоны голосов в академическом пении
В академическом пении придумали систему, как различать певческие диапазоны разных людей. Она делит женские и мужские голоса на низкие и высокие. А дальше формирует диапазон по количеству нот, которые певцы могут охватить. Вот примерные границы певческих диапазонов в академическом вокале:
Тип вашего голоса поможет определить фониатр. У него на приёме можно увидеть, как смыкаются ваши голосовые связки на экране монитора и понять, насколько они тонкие и эластичные. Чем больше тянутся связки, тем больше нот вы можете спеть, а значит — тем больше ваш диапазон.
Зачем в опере делят голоса на типы?
Высокими лирическими голосами часто поют главные герои. Низкие голоса предназначены для злодеев. У каждого персонажа в сюжете оперы есть свой характер. Зная характер персонажа, композитор сочиняет оперные арии отдельно для каждого типа голоса. Так баритон никогда не будет петь за тенора. Во-первых, ему будет неудобно брать высокие ноты, которые не подходят его физиологии. Во-вторых, баритональный тембр не передаст всех оттенков в голосе, которые нужны для персонажа-тенора. В опере все должно быть на своих местах, «по классике»:
Какие диапазоны голоса есть в эстрадном вокале?
Как определить диапазон голоса
Определяем свои вокальные возможности.
Знать диапазон собственного голоса полезно для каждого музыканта. Речь не только о вокалистах, а обо всех людях, занимающихся музыкой — композиторах, гитаристах, пианистах. Знание диапазона помогает писать музыку в комфортных тональностях (или выбирать минуса в нужных тональностях), а также перерабатывать вокальные партии таким образом, чтобы не надорвать связок. SAMESOUND.RU объясняет, как определить диапазон голоса, чтобы правильно рассказать о собственном вокале.
Как описать собственный голос?
Представим, что музыкант откликнулся на объявление местной группы о поиске гитариста с хорошим голосом. Участники коллектива спрашивают музыканта, какой у него голос. Как ответить на этот вопрос?
Описать свой вокал можно тремя способами:
Несмотря на понятность третьего способа, часто музыканты дают неполную информацию о диапазоне вокала. Многие приходящие ко мне ученики говорят, что могут спеть все ноты от нижней До до Си бемоль, но не уточняют о каких октавах идет речь.
Как определить диапазон голоса?
Чтобы точно определить диапазон своего голоса, достаточно обратиться к музыкальной теории и октавной системе группировки нот. Все звуки, которые мы можем использовать в музыке и которые различимы человеческим ухом, разбиты на 9 октав. К каждой ноте До привязана цифра, обозначающая октаву, к которой она относится.
Цифра | Название октавы |
---|---|
0 | Субконтроктава |
1 | Контроктава |
2 | Большая октава |
3 | Малая октава |
4 | Первая октава |
5 | Вторая октава |
6 | Третья октава |
7 | Четвертая октава |
8 | Пятая октава |
Таким образом, До субконтроктавы будет обозначаться как C0, До контроктавы — C1 и так далее. Все остальные ноты внутри октавы также обозначаются соответствующей цифрой: Фа контроктавы — F1, Соль первой октавы — G4, Ми пятой октавы — E8. Нота До первой октавы находится посередине 88-клавишной клавиатуры и часто берется за отправную точку (в западной музыкальной традиции ее также называют Middle C — серединное До).
Определить диапазон голоса можно с помощью фортепиано или Piano Roll в DAW. Начните поиск звуков, которые вы можете спеть, с До первой октавы (C4). Если вы можете спеть этот звук чисто, двигайтесь вниз, а затем вверх, проверяя доступные вашему голосу ноты. Последние звуки сверху и снизу, которые вы смогли спеть чисто и без дискомфорта для себя и связок — это границы вокального диапазона.
Большинство голосов относится к общей границе от До большой октавы (С2) до Фа третьей октавы (F6). При этом внутри диапазона C2-F6 введен ряд поддиапазонов, позволяющих точнее охарактеризовать вокал.
Ноты Ля и Си малой октавы (A3, B3) и До и Ре первой октавы (C4-D4) доступны всем людям. Мужчины и женщины с любым голосом поют эти ноты чисто.
Несмотря на жесткие звуковое разграничение, вы можете без труда брать ноты выше или ниже определенного диапазона. Тем не менее, к диапазону голоса относятся только те ноты, которые вы можете с легкостью и без дискомфорта петь в любой ситуации.
Название | Принадлежность | Нотация | Расшифровка нотации |
---|---|---|---|
Бас | Мужской | E2-D4 | От Ми большой октавы до Ре первой октавы |
Баритон | Мужской | F2-G4 | От Фа большой октавы до Соль первой октавы |
Тенор | Мужской | A2-C5 | От Ля большой октавы до До второй октавы |
Альт | Женский | E3-G5 | От Ми малой октавы до Соль второй октавы |
Меццо-сопрано | Женский | E3-B♭5 | От Ми малой октавы до Си бемоль второй октавы |
Сопрано | Женский | G3-C6 | От Соль малой октавы до До третьей октавы |
В каждом виде голоса есть множество подвидов, уточняющих диапазон доступных нот (например, баритон подразделяется на лирический, драматический и тенор-баритон), но такие уточнения не несут практической пользы для обычных музыкантов.
Как научиться петь? 3 упражнения, которые помогут развить голос
Когда-то считалось, что человек либо может петь, либо нет. Теперь всё чаще говорят о том, что пение — это такой же творческий навык, как, например, рисование.
Ему можно научиться! С природным талантом легче, но и без него успех достижим.
Мы хотим, чтобы наши читатели не сдерживали себя в каких-то рамках и шли к своим целям!
В статье расскажем:
Можно ли научиться петь во взрослом возрасте?
Научиться петь красиво может каждый В любом возрасте! Даже если у вас «нет голоса», его всегда можно развить.
Это не голословное заявление — его подтверждают преподаватели и основатели собственных школ. Ярче всего объяснил эту позицию преподаватель по вокалу Кирилл Попов:
— Не бывает такого, чтобы у человека не было голоса. Абсолютно. Даже если нет шикарной породы, при правильной технике человек найдёт себя в нашем разнообразии музыки: джазовой, эстрадной, народной классической.
Бывают психологические проблемы: человек жмётся и просто не верит, что он может петь в ноты. Бывают физиологические: последствия курения или астмы. Но голос есть всегда.
Способности человека всегда спят внутри, но их прорыв может случиться и в одночасье. У меня были случаи, когда человек начинал петь со второго занятия, то есть он начинал ощущать полноту голоса, тембр, дыхание.
Наша страна вообще богата на природу голосов, у нас буквально ткнул в человека пальцем – он будет с голосом. Зачастую человек совсем не подозревает о своем богатстве.
Как петь красиво, если пока нет голоса и слуха
Никак. Человек без слуха и голоса хорошо не поёт. И то, и другое нужно развивать.
Основы постигают довольно быстро: месяц-год, в зависимости от наставника и способностей.
Рекорд преподавателя Ольги Викентьевой — 3 занятия с нуля до публичного выступления. Девушка готовила песню для мероприятия, и до занятий с Ольгой вообще не умела петь.
Анастасия пришла на занятие во вторник. Ей нужна была песня на свадьбу.
Свадьба была в пятницу…
У нас было 3 занятия, 3 часа на совместную работу. Мы проработали все ноты, подобрали песню, довели пение до приемлемого уровня и отдельно успели поработать над элементами шоу.
Ольга Викентьева, преподаватель по вокалу
Для регулярных выступлений нужен достаточно сильный вокал, поэтому на эстраду людей готовят значительно дольше.
Как говорит сама Ольга, даже очень хорошие репетиторы развивают навыки учеников минимум год-два.
Как начать петь
Чтобы начать петь, нужно определиться с местом, начать учиться вокалу и развить навык пения.
Мы расскажем, как подобрать школу и дадим легкие упражнения для развития голоса, которые подойдут каждому. Читайте дальше!
Где учиться вокалу
Чтобы научиться вокалу, нужно найти хорошего преподавателя. Можно пойти к частному, можно — в музыкальную школу.
Мы рекомендуем преподавателей-одиночек с большим опытом и хорошими отзывами, либо практикующих основателей школ. Заниматься с последними обычно дороже всего, но часто они дают лучшие результаты.
Если вы не готовы вкладываться в обучение — не беда. На первых порах преподавателем может быть знакомый вокалист без навыков учителя.
Даже такой вариант намного лучше, чем самостоятельные попытки, ведь из-за особенностей строения слухового аппарата, человек физически не может развиваться самостоятельно.
Мы просто не слышим свой настоящий голос. Мы воспринимаем его не только на слух — звуковые колебания передаются через наш организм во внутреннее ухо, и мы слышим себя искаженно. Всегда нужен человек со стороны, слушающий артиста. Слышащий и поправляющий.
Ольга Викентьева, преподаватель по вокалу
Если вы просто хотите научиться красиво петь — после первых месяцев занятий можно будет упражняться самостоятельно. Эти упражнения будут не так эффективны, но с ними вы не растеряете навык.
Начинать в любом случае нужно с наставником, хотя бы минимально понимающим в пении. И, если у вас нет микрофона за тридцать-сорок тысяч рублей, заниматься лучше не удаленно, а в студии — иначе микрофон испортит звук и толка от стороннего наблюдения не будет.
Как учиться вокалу и развить навык пения
Чтобы развивать навык дальше, нужно регулярно практиковаться и упражняться. Чем разнообразнее будет практика, тем лучший вы получите результат.
Есть важная оговорка — навык пения больше зависит от слуха и умения слышать себя, поэтому упражнения и советы больше ведут к развитию слуха.
Хорошо помогает качественная и разнообразная музыка. Разнообразьте плейлист, следите за мелодиями.
Напевайте. Любые случайные мелодии. Какие услышите, даже из телерекламы. Берёте и напеваете. И так с утра до вечера.
Очень хорошо помогает игра на музыкальном инструменте. На любом. Они хорошо учат слышать ноты, а это ведёт к лучшему управлению голосом. Если играть и петь одновременно — получится хорошая практика.
Ольга Викентьева, преподаватель по вокалу
Рекомендацию по упражнениям дополняет еще один эксперт Елена Ермакова — педагог с двадцатипятилетним опытом:
Важно, чтобы человек не только слушал, но и слышал, анализировал. Чтобы на любую услышанную мелодию он думал «Как это поможет мне разнообразить мой репертуар, что я возьму в вокальный арсенал?». Это универсальный прием, но полезнее всего он для тех, кто собирается строить карьеру певца.
Как развивать голос и сделать его красивым
Чтобы сделать голос красивым, достаточно более-менее регулярной практики и развитого слуха.
Вопрос развития голоса сложнее. Здесь важна не только практика — играют роль голосовые связки, тренированность мышц бронх и трахей.
«Очень важно физическое состояние — существуют даже технические средства, приводящие в тонус мышцы голосового аппарата.
Не менее важен головной резонанс. Он вырабатывает рефлексы, в том числе дыхательные; от него зависит и звучание голоса человека, » — считает Кирилл Попов.
Для работы с мышцами существуют даже физические упражнения. Их мы рекомендовать не будем — кто-то может попробовать и случайно травмировать себе мышцы или связки. Лучше обращайтесь за ними к профессиональным преподавателям на курсах;)
Зато порекомендуем общеразвивающие упражнения, которые точно не навредят и будут полезны даже тем, кто не просто хотел бы уметь красиво петь для караоке и друзей.
Упражнение «5 гласных»
Вдохните поглубже, и начинайте «тянуть» гласную. Чем дольше будете тянуть — тем лучше. Музыкальность растянутой гласной не обязательна, но желательна.
Тянуть нужно гласные «И», «Э», «А», «О», «У». Именно в таком порядке — так вы проработаете все голосовые связки. Если не сохранять порядок — выполнять упражнение будет тяжелее, а эффект придёт медленнее.
Повторять цикл нужно трижды. Упражнение выполняется раз в день вместе со всеми остальными. Выполнять упражнения лучше стоя.
Пожалуйста, не пытайтесь выжать из себя все соки на упражнении. Если опытный преподаватель скажет, что надо жать со всех сил — нашим советом можно будет пренебречь. Если же «выжимать» скажет кто-то, не имеющий отношения к педагогике и не имеющий опыта — всё на ваш страх и риск.
Упражнение «Тарзан»
Выполняйте всё то же самое, что в упражнении «5 гласных» — тяните «И», «Э», «А», «О», «У». Но когда будете тянуть звуки, очень аккуратно постукивайте себя по грудной клетке. Стучать надо очень аккуратно. Для упражнения не важна сила удара, важен сам факт его наличия.
ВНИМАНИЕ! Это упражнение выполняется только стоя.
Упражнение «Кью-икс»
Нужно тридцать раз произнести слоги «кью-икс».
Важно не просто произносить слоги, но и дорабатывать произношение при помощи губ — округляя их на «кью» и разводя их в улыбку на «икс».
Это упражнение выполняют, чтобы расслабить голосовые связки, поэтому его можно делать хоть десять раз на дню. Полезнее всего делать его перед речью или непосредственно пением.
Что можно петь для развития голоса
Для развития голоса можно петь что угодно. Главное — почаще и с максимальной отдачей.
Можно петь даже то, что уже идеально получается. В таком случае можно «играть» голосом. Брать ноты чуть выше и ниже, менять звучание, искать неожиданные решения в исполнении.
Мы не даём конкретных рекомендаций, потому что у всех читателей разный уровень и разные голоса.
Кому-то нужно научиться брать высокие ноты, кому-то низкие.
Кому-то нужны упражнения проще, кому-то легче. Если мы дадим конкретную рекомендацию, она поможет в лучшем случае четверти читателей.
Такие вопросы тоже должен решать профессиональный педагог, который слышит вас и понимает, какой должна быть ваша следующая ступень развития.
Как стать знаменитым певцом
Зависит от вашего выбора.
Можно стать знаменитым на эстраде либо в опере. Это два противоположных пути.
Говоря очень упрощённо: эстрада — о маркетинге, образах и окупаемости, опера — о таланте и ежедневных двенадцатичасовых тренировках голоса. Пахать придётся в любом случае.
Если не устроят эти пути — можно будет уйти в джазовую музыку, народную и другие малопопулярные направления, но там меньше и популярности, и признания.
Как стать знаменитым певцом на эстраде
Популярность на эстраде — вопрос не столько голоса, сколько «шоу-эффекта».
Восприятие артиста на эстраде очень зависит от его образа, имиджа, подачи. Если грамотно проработать репертуар и другие аспекты, на эстраду вполне можно попасть со средним голосом.
Это не значит, что можно наплевать на природно развитый голос. Но если его нет, шансы на популярность остаются. Правда, придётся приложить больше усилий либо сделать репертуар совсем узким и оставаться в его рамках.
Другой вопрос — эстраде нужен хороший продакшн. Хороший голос в опере пробьётся сам. На эстраде за внимание слушателей бьются сотни людей, поэтому для привлечения внимания нужны и качественный контент, и реклама.
Итого новичку в вокале на эстраде нужно:
Чтобы стать популярным, нужно будет выйти на широкую аудиторию. Для этого нужны финансовые вливания. Чтобы получить финансы, артисту нужно:
На всех этапах продвижения творчества очень важна стрессоустойчивость. Маркетинг — дело тонкое, и, когда речь идёт о битве кошельков, вообще штормящее. Спокойной жизни можно ждать только при популярности как у Imagine Dragons, но и там издатель будет давить, чтобы певец выпустил больше песен на пике популярности.
Как стать знаменитым певцом в опере
Здесь одновременно проще и сложнее.
Опера не зависит от массового слушателя. Поэтому можно не заботиться о продаваемости, окупаемости, графиках популярности артиста и прочем.
Опера ищет лучшие голоса. Для профессионального развития все пашут. Даже обладатели очень хороших голосов продолжают их развивать.
Лучано Паваротти, известный итальянский оперный певец достигший популярности благодаря своему таланту и ежедневным тренировкам
Тренировки голоса идут настолько часто, упорно и мощно, что люди меняются физически. Посмотрите на оперных певцов. Это объёмные люди, с крупными лёгкими и растянутой диафрагмой.
Для популярности в опере нужен очень хороший голос и постоянное развитие. Исполнителя без них сметут более талантливые и более трудолюбивые.
Дерзайте. Ищите поющих друзей, ищите преподавателей, упорно занимайтесь, перечитывайте нашу статью — и у вас обязательно всё получится.