что значит полное или неполное предложение
Как определить полное или неполное предложение
Полные и неполные предложения в русском языке
В зависимости от структурных особенностей, в синтаксисе русского языка различаются полные и неполные предложения.
Полными называют синтаксические единицы, в строении которых присутствуют все члены, — как главные, так и второстепенные. Они, в свою очередь, делятся на двусоставные и односоставные. Последние являются разновидностью полного предложения и имеют только один из главных членов. Их следует отличать от неполных предложений.
Различие этих синтаксических конструкций заключается в том, что в неполном пропущен один или несколько членов, которые можно восстановить с помощью контекста:
Как определить, какое предложение
Особенностью неполных предложений является отсутствие главного или второстепенного члена, поэтому достаточно подставить недостающую часть по образцу:
Брат выучился на инженера, я — на лётчика → Брат выучился на инженера, я выучился на лётчика (пропущенное сказуемое восстанавливается из контекста).
Примеры разбора полных и неполных предложений
Пример синтаксического разбора полного предложения
Сегодня Маша пошла в библиотеку.
Повествовательное, невосклицательное, полное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено. Грамматическая основа: Маша пошла (Маша — подлежащее, пошла — сказуемое).
Пример синтаксического разбора неполного предложения
Маша пошла в библиотеку. Я — в кино.
Повествовательное, невосклицательное, неполное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено. Грамматическая основа: Я (я — подлежащее, сказуемое пропущено).
Полное и неполное предложение
Всего получено оценок: 253.
Всего получено оценок: 253.
Одна из классификаций простых предложений в русском языке предполагает их деление на полные и неполные синтаксические единицы. Принцип деления достаточно прост: в предложении или есть те члены предложения, которые необходимы для понимания ее смысла, или их нет. Чтобы понимать принципы синтаксиса в целом и принципы построения предложения в частности, необходимо разбираться в том, что такое полное и неполное предложение.
Признаки полного предложения
В этой синтаксической единице есть все те члены предложения, которые необходимы для того, чтобы ее смысл был понятен без контекста в виде окружающих предложение и без объяснений.
Часто между двусоставным и полным предложением ставят знак равенства, однако делать этого не стоит. Полным может быть и предложение с двумя главными членами, и предложение с одним. То же касается и признака распространенности-нераспространенности: полные предложения могут быть нераспространенными, если для понимания смысла синтаксической единицы достаточно одной только грамматической основы.
Основной отличительный признак полного предложения – это его смысловая законченность, что как раз и означает, что смысл такого предложения понятен даже в полном отрыве от контекста.
Чаще всего полные предложения встречаются в текстах делового и научного стилей, где недопустимо двоякое толкование смысла или недопонимание каких-то важных аспектов.
Признаки неполного предложения
В таких предложениях, в противоположность полным, пропущен как минимум один (чаще – несколько) член предложения, который необходим для того, чтобы понять смысл синтаксической единицы. Если человек знает языковую ситуацию, которая послужила средой для появления этого предложения, или у него перед глазами есть контекст, он может восстановить смысл синтаксической единицы. То есть главной особенностью неполного предложения является то, что вне ситуации или контекста содержание синтаксической единицы непонятно. На этом основании все неполные предложения делятся на две категории.
Ситуативно-неполные – это такие, которые понятны только непосредственным участникам общения или тем, кто за этим общением наблюдает. Контекстуально-неполные – это такие, которые понятны только читателю, прочитавшему предшествующий и последующий текст.
Чаще всего неполные предложения используются в литературных текстах и в устных диалогах.
Примеры полных и неполных предложений
Чтобы лучше понять вышесказанное, его нужно разобрать на примерах.
Первое предложение для разбора: “Лес горел уже три дня” – в этом предложении есть основа, которая описывает ситуацию в общем, и второстепенные члены, которые добавляют подробности. Смысл понятен без контекста.
Если и другой пример: Кто завтра идет на линейку? – Мы. Предложение мы без окружающего его контекста – заданного перед этим вопроса – лишено смысла.
Что мы узнали?
Один из типов классификации простых предложений в русском языке – это деление их на полные и неполные. Так, в полных предложениях есть все члены, которые позволяют понять их смысл даже вне контекста или конкретной языковой ситуации. Неполные же им противоположны – без ситуации или контекста смысл таких синтаксических единиц неясен. При этом не стоит путать полные и неполные предложения с двусоставными или односоставными, а также распространенными и нераспространенными. В основе этих классификаций лежать другие признаки. Так, односоставное нераспространенное предложение вполне может быть полным (например, как с предложением “Светало”) и наоборот.
Русский язык
План урока:
Полные предложения: определение и признаки
Определение термина звучит следующим образом:
Полное предложение по смыслу всегда закончено и понятно само по себе. Ему не нужен контекст или другие предложения:
Они завтра едут на рынок.
Анна мечтала отдохнуть в Египте.
Дети играли в домино и весело смеялись.
Все три предложения закончены по смыслу. Понять, о чем идет речь, можно в отрыве от контекста. Эти высказывания – полные.
Для полных предложений характерен научно-деловой стиль, в котором нужно четко выражать мысли, без двоякого толкования.
— Какой фильм вы смотрите?
— Мы смотрим интересный художественный фильм.
В данном примере прослеживается непрерывная синтаксическая связь между словами.
В первом предложении сказуемое «смотрите» согласовывается с подлежащим «вы». Кроме того, сказуемое управляет дополнением «фильм» с помощью вопроса «Что?».
Во втором примере выделим грамматическую основу – мы смотрим. Это подлежащее и сказуемое. От сказуемого «смотрим» снова задаем вопрос «Что?» и получаем ответ «фильм». Это прямое дополнение. От него находим определение с помощью вопроса «Какой?». Получаем ответ «интересный» и «художественный».
Диалог составлен с помощью полных распространенных предложений. Однако людям свойственно экономить время и усилия во время речи, поэтому подобные примеры встречаются нечасто.
Полные предложения необязательно должны быть распространенными. Понять смысл синтаксической единицы и полностью раскрыть ее содержание можно с помощью лишь грамматической основы:
Все три примера – полные, но нераспространенные предложения.
Полное предложение – это единица синтаксиса, которой не требуются контекстуальное окружение для раскрытия смысла. Смысл высказывания передается с помощью грамматической основы и второстепенных членов, которые к ней относятся. Сфера использования полных предложений – научный и деловой стиль.
Неполные предложения
Дадим определение термину:
Член предложения пропущен, но легко восстанавливается на основе языкового окружения:
Во втором предложении пропущена грамматическая основа, присутствует лишь дополнение. Однако в языковом контексте, с учетом первого предложения, понять, о чем идет речь, можно. Если второе предложение рассматривать отдельно от первого, то его смысл становится неясен.
Обратите внимание на текст.
Вчера мы посетили новую программу московского цирка. Чудесно! Она базировалась на выступлении фокусников, акробатов и жонглеров. Удивили эквилибристы. Кажется, они из династии Волжанских.
Проанализируем выделенные предложения. Все они – неполные. Их поясняет окружающий текст. Если их рассматривать без контекста, понять, о чем идет речь, невозможно.
Зачастую неполные предложения встречаются в литературно-публицистическом и разговорном стиле.
Неполные предложения используются во избежание тавтологии. Особенно ярко это проявляется при диалогах.
В этом примере ведущую роль играет первое предложение. Без него все остальные фразы звучат бессмысленно. Однако, зная, о чем идет речь в первом предложении, мы легко восстановим недостающие члены предложения:
Неполные предложения – несамостоятельны, и без контекста не рассматриваются. В речи они используются в целях экономии времени. В них пропускаются те части высказывания, о которых мы уже знаем или догадываемся.
Неполные предложения разделяют на нескольких видов.
Поговорим о каждом подробнее.
Структурно полные, но семантически неполные предложения
Это предложения, в которых неопределенно-личные местоимения играют роль подлежащего:
Кто-то вошел в аудиторию.
Вдруг ему что-то вспомнилось.
Кто же это мог быть?
Такие предложения с точки зрения структуры полные: в составе имеются все члены, необходимые для понимания сути. Однако в таких предложениях нет полной исчерпывающей информации о событии и не понятно, кто именно совершает действие.
Структурно и семантически неполные предложения
Это самый яркий пример разграничения полных и неполных предложений. Группа делится еще на два подвида.
Контекстуально-неполные предложения используются в письменной речи. Пропущенный член предложения восполняется из окружающего его контекста:
Успех чаще всего выступает вознаграждением (полное). Иногда – авансом (неполное).
Мама любит клубничное варенье (полное). Я – сливовое (неполное).
Контекстуально-неполные предложения характерны для диалогов:
Второй подвид структурно-семантических неполных предложений, ситуативно-неполные предложения, используются в устной речи. Они подразумевают, что пропущенный член предложения имеется в сознании участников разговора. Элемент, необходимый для полного раскрытия темы, восполняется мимикой, обстановкой, восклицанием:
Это короткое предложение можно часто услышать в разговорной речи. В зависимости от обстановки, у участников разговора мысленно дополняется фраза подлежащим: учитель идет, дождь идет, автобус идет и т.д.
Контекстуально-неполные предложения встречаются в письменной речи, а ситуативно-неполные предложения – в устной. Первая категория – это предложения, которые объясняются контекстом, вторая – языковой ситуацией.
Семантически полные, но структурно неполные предложения
Второе название термина – эллиптические предложения. Они понятны без контекста и вне ситуации. В их составе отсутствует сказуемое. Вместо него имеется группа во главе с подлежащим:
За магазином – сосновый бор.
По лексической наполняемости – это полное предложение, но по структуре – нет (отсутствует сказуемое). Пропуск глагольной формы придает предложению напряженности и интенсивности.
Эллиптические предложения широко используются в призывах или просьбах, когда сказуемое и вовсе не нужно. Принцип таких высказываний базируется по схеме: «кто (что) – куда».
Не все глаголы могут эллиптироваться (пропускаться) в предложениях без ущерба лексической наполняемости высказывания. Рассмотрим таблицу.
Семантически полные, но структурно неполные предложения – особенные. Они показывают объект действия, сообщают о времени (месте), которое характеризует действие. Многие лингвисты считают, что такие высказывания являются неполными исторически, а в современном русском языке они давно играют роль полных предложений.
Итак, неполными бывают предложения по смыслу, составу или же одновременно по составу и по смыслу. При этом принципиально важным является один фактор: неполные предложения нельзя вырвать из контекста или языковой ситуации, без них предложения не имеют смысла.
Что значит полное или неполное предложение
Полные предложения — это такие простые предложения, в которых есть все члены, необходимые для смысловой полноты предложения. Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.
Неполные двусоставные предложения следует отличать от односоставных полных, в которых только один главный член предложения, а второго нет и не может быть в структуре.
Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Неполными часто являются предложения в диалоге.
Неполным предложением может быть вторая часть сложного предложения. Алёша смотрел на них, а они — на него. Опущено сказуемое во второй части сложного предложения. Вы получили письма, а я не получил. Опущено дополнение.
Пропуск членов предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире. Летом светает рано, а зимой — поздно.
В так называемых ситуативных неполных предложениях пропущенные члены не восстанавливаются. Они в тексте словами нигде не названы, а додумываются из речевой ситуации, т. е. их смысл раскрывается внеречевыми обстоятельствами, жестами, мимикой. За мной! На здоровье! Счастливого пути!
Конспект урока «Полные и неполные предложения». Следующая тема: «»
Что значит полное или неполное предложение
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА НЕПОЛНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Общее понятие о неполном предложении
—Какую книгу ты читаешь?
Ответ на вопрос является неполным предложением, так как в нём есть не все звенья цепочки слов, хотя ответ
понятен из контекста (языкового окружения). Определение «интересную» требует звена «книгу», слово «книгу» требует управляющего глагола, а глагол своим личным окончанием подсказывает звено «я».
Неполными называются предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты
строения и значения. Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста.
Неполные предложения часто встречаются в диалоге:
Петя совсем забыл, что именно на сегодня был назначен так долго ожидаемый перелёт Уточкина из Одессы в Дофиновку.
2. На другой день девочка просыпается чуть свет и прежде всего спрашивает:
-А что же слон? Он пришёл?
Неполными могут быть и односоставные предложения.
Неполные предложения часто входят в состав сложных предложений: Землю солнце красит, а человека—труд.
Годы не птица: улетят—не воротишь. Ребёнку дорог пряник, а старцу — покой. Не срывай яблока, пока
зелено; созреет —само упадёт. (Пословицы) Грозовая туча заволокла небо, будто прикрыла землю
К неполным относятся также предложения, в которых отсутствует сказуемое—звено, подчиняющее второстепенные
члены (дополнения и обстоятельства):
Сила наша — в единстве, доблесть — в беспредельном патриотизме, в горячей любви к Родине.
Знаки препинания в неполном предложении
Информация для учителя
При разборе односоставных предложений учащиеся часто допускают различные ошибки.
Ряд ошибок связан с необходимостью разграничения односоставных и двусоставных неполных предложений.
Как уже было сказано, определённо-личное предложение мы диагностируем по форме главного члена:
сказуемое в нём выражено глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель
действия определён и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:
Иду, иду, а до леса никак не дойду.
Поскольку морфологический признак лица представлен у глагола только в указанных формах, предложения аналогичного значения со сказуемым-глаголом в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения: считаются двусоставными неполными, например:
Шёл, шёл, но до леса так и не дошёл.
В этом предложении форма сказуемого никак не указывает на производителя действия.
Я бы тебе помог, если бы знал как.
В неопределённо-личных предложениях, как уже было сказано, главный член выражается глаголом в
форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения или аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:
Тебе звонят / звонили / пусть звонят / звонили бы.
Не являются неопределённо-личными такие предложения без подлежащего со сказуемым в указанных формах, в котором производитель действия известен из предыдущего контекста; см., например, второе предложение в следующем контексте:
Мы вышли из лесу и попытались сориентироваться на местности. Потом пошли по тропинке вправо.
Такие предложения также являются двусоставными неполными.
Таким образом, при характеризации предложения как односоставного определённо-личного необходимо помнить об ограничениях на форму сказуемого, при диагностировании предложения как неопределённо-личного необходимо учитывать также и значение –указание на то, что производитель действия неизвестен.