что значит постоянное проживание за границей
Что значит постоянное проживание за границей
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2015 г. N 25-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пушкина Сергея Александровича на нарушение его конституционных прав абзацем четвертым части первой статьи 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи Г.А. Жилина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина С.А. Пушкина, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.А. Пушкин оспаривает конституционность абзаца четвертого части первой статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне», согласно которому основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.
Как следует из представленных материалов, С.А. Пушкин как заместитель начальника оперативного отдела Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Амурской области имел допуск к сведениям, составляющим государственную тайну со степенью секретности «совершенно секретно». Приказом начальника указанного управления от 8 февраля 2014 года его допуск был прекращен в связи с постоянным проживанием близкого родственника за границей: его сын, 1997 года рождения, 28 июля 2013 года выехал на учебу в город Окленд (Новая Зеландия).
2. Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 29 (часть 4) право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом и одновременно устанавливает, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. При этом в соответствии с ее статьей 55 (часть 3) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конкретизирующий данные конституционные положения Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в части 3 статьи 9 устанавливает, что защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Закон Российской Федерации «О государственной тайне», регулирующий отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, устанавливает порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, основания для отказа к такому допуску, а также условия его прекращения (преамбула, статьи 21-23). По смыслу взаимосвязанных положений абзаца четвертого части первой его статьи 22 и абзаца четвертого части первой статьи 23, допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен, если он сам и (или) его близкие родственники постоянно проживают за границей и (или) им оформлены документы для выезда на постоянное жительство в другие государства. Такое решение принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий и может быть обжаловано в вышестоящую организацию или суд (часть вторая статьи 22 названного Закона).
Правительство Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными Законом Российской Федерации «О государственной тайне» (пункт 3 статьи 4 и часть десятая статьи 21), постановлением от 6 февраля 2010 года N 63 утвердило Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, которой определено, что к близким родственникам относятся жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, а постоянное проживание за границей означает не связанное с исполнением обязанностей государственной службы проживание граждан за пределами Российской Федерации более шести месяцев в течение года (пункт 3).
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации С.А. Пушкин, по сути, выражает несогласие с оценкой судом обстоятельств его конкретного дела, в частности с тем, что при принятии решения по его делу не были учтены положения законодательства, регулирующего вопросы миграции. Однако проверка законности и обоснованности правоприменительных решений по делу заявителя не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пушкина Сергея Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации | В.Д. Зорькин |
Обзор документа
Законом о гостайне в т. ч. определены обстоятельства, которые могут являться основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к гостайне. Это, в частности, постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.
Конституционность данной нормы оспаривал заявитель, ранее имевший допуск к совершенно секретным сведениям. Допуск был прекращен в связи с тем, что его сын выехал на учебу в Новую Зеландию.
По мнению заявителя, норма неконституционна в той мере, в какой нахождение близких родственников за пределами России более 6 месяцев в течение года рассматривается как их постоянное проживание за границей и, соответственно, как основание для прекращения допуска к гостайне.
Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив следующее.
Правительство РФ утвердило Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан к гостайне. В соответствии с ней к близким родственникам относятся жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. А постоянное проживание за границей означает не связанное с исполнением обязанностей госслужбы проживание граждан за пределами России более 6 месяцев в течение года.
Вместе с тем нельзя руководствоваться лишь критериями, установленными названной инструкцией, и исходить из одного только факта проживания (нахождения) лица за границей более 6 месяцев в течение года. Необходимо учитывать все обстоятельства (в т. ч. степень секретности сведений), которые позволяют сделать вывод о том, что проживание самого человека и (или) его близких родственников за границей действительно представляет угрозу для обеспечения безопасности государства и защиты указанных сведений.
Что значит постоянное проживание за границей
В целях организации эффективного консульского обслуживания российских граждан, защиты их прав и охраняемых законом интересов за пределами Российской Федерации российскими консульскими учреждениями ведётся учёт постоянно проживающих и временно пребывающих в соответствующих консульских округах граждан Российской Федерации. Данная процедура, основанная на прямом обращении граждан в консульское учреждение, не является обязательной, однако позволяет решать определённые вопросы, не выезжая в Россию (участие в выборах и референдумах, оформление паспортов, регистрация актов гражданского состояния и другие).
В этой связи Генеральное консульство России в Хьюстоне в рамках своего консульского округа осуществляет работу на следующих направлениях:
Граждане Российской Федерации считаются постоянно проживающими за границей, если они сняты с регистрационного учёта в органе внутренних дел по месту жительства в Российской Федерации и имеют разрешение властей государства пребывания на такое проживание.
Снятие с регистрационного учёта в России оформляется соответствующим органом внутренних дел путём проставления в паспорте, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации («внутренний паспорт»), отметки в виде штампа «Снят с регистрационного учёта». В некоторых случаях выдаётся «Адресный листок убытия» (Форма 7) к паспорту с пометкой о выезде за границу.
В паспорте, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации («загранпаспорт»), органами внутренних дел производится отметка «Для проживания за границей» (или «Выезд на постоянное жительство»), которая скрепляется подписью сотрудника паспортно-визовой службы и печатью.
Граждане Российской Федерации считаются временно пребывающими за границей, если они не сняты с регистрационного учёта в органе внутренних дел по месту жительства в Российской Федерации. К этой категории относятся граждане, находящиеся в служебной командировке, и граждане, временно находящиеся за границей в частной поездке (учёба, лечение, работа по контракту, туризм, предпринимательская деятельность, посещение родственников и знакомых и другие частные дела).
Не могу найти в интернете каким федеральным законом регулируется то является ли гражданин РФ постоянно проживающим за пределами РФ
согласно этому тексту гражданин РФ, резидент другой страны является временно проживающим за границей, если не снят с регистрационного учета на территории РФ
Но откуда этот текст? из какого закона взят? не могу найти
Буду благодарен финансово за квалифицированный ответ
Эта формулировка взята с сайта Генерального консульства РФ в Хьюстоне (США)
В законах именно такой формулировки НЕТ
Кроме того, на сайтах некоторых консульств есть сведения «О ПОРЯДКЕ КОНСУЛЬСКОГО УЧЕТА РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА ГРАНИЦЕЙ»
Однако нормативно-правовым актом этот документ не является
Но откуда этот текст? из какого закона взят? не могу найти Буду благодарен финансово за квалифицированный ответ
Дмитрий
С Уважением,
Васильев Дмитрий.
Но откуда этот текст? из какого закона взят? не могу найти
Дмитрий
Дмитрий, такого закона нет. Это трактовка закона своими словами
В связи с чем возник такой вопрос?
Здравствуйте! Такой формулировки в законодательстве РФ нет. Приведу некоторые законы и нормативно-правовые акты в подтверждение своего ответа.
В случае отсутствия штампов в заграничном паспорте о консульском учете и постоянном проживании, факт постоянного проживания за границей может быть подтвержден следующими документами:
— адресным листком убытия, выданным Федеральной миграционной службой России при оформлении выезда за границу на постоянное место жительства;
— российским заграничным паспортом со штампами о выезде за границу на постоянное место жительства или штампом «для проживания за границей».
Постоянное проживание также не определяется консульским учётом. В соответствии с «Правилами ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан России, находящихся за пределами территории Российской Федерации» (утверждены Приказом МИД России №15114 от 17.08.2011 г.) граждане Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации,вправе встать на консульский учет в дипломатическом представительстве или консульском учреждении.
Постановка на консульский учёт осуществляется на добровольной основе в уведомительном порядке по личному заявлению гражданина.
Факт нахождения на учете в консульском учреждении (либо его отсутствие) не порождает каких-либо правовых последствий для гражданина и не зависит от сроков и цели его пребывания в иностранном государстве.
Если внимательно посмотреть на Приказ МИД России №15114 от 17.08.2011 г. и понимаем, что консульский учёт не подтверждает«постоянное место жительства за границей», так как на него могут встать и «временно проживающие», т.е. любой гражданин РФ при выезде за границу имеет право встать на консульский учёт.
Ваше «постоянное проживание» определяется исключительно местом постоянной регистрации (место пребывания соответственно регистрацией временной). То есть, если у Вас есть регистрация — то, с точки зрения России, вы есть постоянно проживающий в России и временно находящийся за рубежом. Если же у Вас регистрации в России нет, то (не забываем о более юридически не существующем понятии «выписки на ПМЖ») вы всё равно считаетесь постоянно проживающим в России, просто вы — без определённого места жительства. Попросту — бомж :)Вывод — в общем случае, любой гражданин России юридически всегда рассматривается как проживающий на территории России (с наличием места жительства или без такового) и в случае нахождения гражданина за границей, это нахождение рассматривается как «временное», вне зависимости от длительности. Определение резидента с точки зрения налогового кодекса — там тоже присутствует понятие «постоянное проживание», но оно чётко «локально» определено — проживание более 10 дней в году.
В своей консультации основывалась на следующих нормативно-правовых актах:
-Административный регламент по выдаче заграничных паспортов: Приказ Федеральной миграционной службы от 15 октября 2012 г. N 320«Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»С изменениями и дополнениями от:3 июля 2013 г., 21 января 2014 г
-.Консульский учёт содержится тут: Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ«Консульский устав Российской Федерации»С изменениями и дополнениями от:3 декабря 2011 г.,
-12 ноября 2012 г.Приказ МИД России от 17 августа 2011 г. N 15114«Об утверждении Правил ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации»
Основные понятия и правила пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства временно и постоянно проживающих в Российской Федерации
Основные понятия и правила пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства временно и постоянно проживающих в Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг , подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.
При наличии уважительных причин указанное уведомление может быть подано иностранным гражданином в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание с приложением документов, подтверждающих невозможность подать указанное уведомление в установленный срок.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство либо путем направления уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе избирать место своего проживания вне пределов субъекта Российской Федерации, в котором ему выдано разрешение на временное проживание, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.
Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания.
Постановке на учет по месту пребывания подлежат:
а) не имеет места жительства;
б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;
в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;
г) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;
д) находится в учреждении, исполняющем административное наказание;
а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;
б) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;
в) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.
— ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учёта, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом ),-
влечет наложение административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
влечет наложение административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Иностранные работники: отличия между временно проживающим и временно пребывающим
Временно пребывающие в РФ иностранные граждане — это лица, прибывшие в Российскую Федерацию по визе или получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или РВП.
Кто такие временно пребывающие
Кадровому специалисту важно понимать отличия временно пребывающих и проживающих в РФ для их правильного оформления. Исходя из текста ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 31.07.2020), это лица, законно находящиеся на территории РФ и имеющие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство (ВНЖ) или разрешение на временное проживание (РВП).
Время пребывания такого иностранного гражданина ограничено сроком выданной ему визы, в безвизовом порядке — не более 90 суток (в отдельных случаях законом устанавливаются большие сроки). Таким образом, временное пребывание — это первая стадия на пути получения вида на жительство.
Кто имеет статус временно проживающих
Временно проживающие иностранные граждане — это лица, имеющие РВП, оформленное в установленном порядке, предоставляющее возможность проживать на территории РФ. Срок, на который иностранцы получают РВП, равняется 3 годам, после чего им необходимо получить вид на жительство (ВНЖ), поскольку такое разрешение не продлевается. Этот факт коренным образом отличает этот статус иностранного лица от двух остальных, поскольку срок действия миграционной карты продлевается неоднократно, а вид на жительство (ВНЖ) не имеет такого срока (исключение составляют высококвалифицированные работники, чей срок ВНЖ равняется сроку действия разрешения на работу).
В целях идентификации иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, имеют отметку в документе, удостоверяющем личность, о том, что им предоставлено такое право. Если такого документа нет, РВП оформляется отдельно.
Особенность составляет и то, что такой работник осуществляет трудовые обязанности только на территории субъекта пребывания. Исключение составляют работники, входящие в перечень из приказа Минздравсоцразвития № 564н от 28.07.2010. Таким лицам работа вне субъекта пребывания разрешена, но не более 10 дней.
Вопрос: в чем отличие временно пребывающего от временно проживающего в 2020 году?
Ответ: в документе, опосредующем пребывание иностранного лица в РФ; объеме прав; размере страховых взносов за лицо.
Чем они отличаются от постоянно проживающих
Теперь разберемся, что значит постоянно проживающий на территории РФ и какие права предоставляет такой статус.
Иностранный гражданин получает статус постоянно проживающего в период, пока у него действует РВП. В это время он имеет возможность оформить вид на жительство (ВНЖ), выдаваемый на 5 лет и продлевающийся многократно. В то же время он ежегодно уведомляет о подтверждении своего проживания.
Статус постоянно проживающего фактически предоставляет те же права, что и гражданство, за исключением права участия в управлении государством (политические права).
Почему важно правильно определять статус иностранных граждан
Основным в практике оформления иностранной рабочей силы остается вопрос, в чем различия правового положения временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих иностранцев в РФ. Знать правильный ответ крайне важно, поскольку от правильной квалификации статуса зависит определение круга обязанностей, возложенных на работодателя по формированию отчетности, уведомлению контролирующих органов, расчету страховых отчислений.
Также понимание статуса лица, постоянно проживающего на территории РФ, и того, чем он отличается от других категорий, поможет правильно заполнить уведомление для контролирующих органов.
В соответствии со ст. 18.15 КоАП РФ, такое неуведомление влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 400 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Таким образом, все эти категории представляют собой последовательные стадии, пройдя которые, иностранный работник получает объем прав по осуществлению трудовой деятельности, идентичный гражданину РФ.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.