что значит протащить под килем
Килевание — самое страшное наказание моряков далекого прошлого
Сегодня этот термин встречается только в эпичных сагах о мореплавателях. Корабль, рассекающий морскую гладь, соленые брызги, бескрайний горизонт и ветер в парусах. Действительность была намного суровее. Килевание – страшное изобретение эпохи парусного флота, который на самом деле был не настолько романтичным, как принято считать.
Не удивительно, что капитаны кораблей испытывали огромные сложности с вербовкой моряков. Это только в фильмах находятся герои, желающие посвятить жизнь морю. На самом деле капитанам приходилось собирать команду из бродяг, нищих, преступников и прочих подозрительных личностей. Потому главная задача офицеров заключалась в поддержании дисциплины на корабле. Изощренная система наказаний помогала удерживать этот сброд в узде. Килевание было самой страшной карой.
Наказание осуществлялось с помощью каната, который проходил под килем парусного судна. Концы каната крепились к блокам нижней реи. Виновного прочно привязывали к этому канату и бросали за борт. По команде офицера моряки начинали тащить один конец каната. Несчастный погружался в воду, продвигаясь под килем судна, через какое-то время он показывался в воде со стороны другого борта парусника. Так совершалось одно протягивание. Наказание редко исчерпывалось одним протягиванием. Обычно присуждали два-три.
Опасность килевания заключалась не только в длительном погружении в воду. Многие моряки умели надолго задерживать дыхание. Наибольшую опасность составляла многочисленная флора и фауна, которая селилась на подводной части корпуса. Киль был сплошь покрыт страшными наростами моллюсков, в разросшихся водорослях селились морские черви. Бугристые образования ранили кожу, срывали целые клочья. После трехкратного протягивания под килем тело моряка превращалось в кровавое месиво.
Килевание было самым страшным и жестоким наказанием, которое присуждали за серьезные проступки: бунт, убийство, не выполнение приказа. Менее серьезные преступления карали поркой, привязыванием к мачте, прогоном сквозь строй, палками, погружением под воду, побоями. Но больше всего моряки боялись именно килевания, потому что после него практически никто не выживал.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Килевание. Атаман Сирко
«пирата ничто так не возвышает,как нок рея»
(Виктор Губарев)
Техника этой экзекуции требовала специальной подготовки. С носа корабля забрасывался канат, так называемый, подкильный конец, который двое моряков под днищем проводили по обоим бортам. Первой от носа следовала фок-мачта. Концы протаскивали до грот-мачты. Затем их проводили вдоль грота реи и, с помощью блоков, располагавшихся на ноках, крепко соединяли между собой. Несчастного хорошенько привязывали к замкнутому канату, и он свешивался на нём с нока реи головой вниз. Следует пояснить: почему использовали грота рею. Во первых, грот-мачта находилась ближе к середине корпуса судна и была самая высокая, а во вторых – её нижняя рея (грота рея) была длиннее остальных и её концы (ноки) выходили за границы бортов. Поэтому, наказуемый, подвешенный на грота рее, висел над водой. По команде начинали тащить. Если принять во внимание, что всё это происходило, когда парусник двигался, а его днище было просто облеплено раковинами моллюсков, то можно себе представить какие муки испытывал подвергнутый этому истязанию человек. По степени провинности, наказание могли повторить несколько раз. Как правило, хватало и одного раза. Если осуждённый не захлёбывался сразу, то существовала большая вероятность смерти несчастного от сильного кровотечения после многочисленных порезов, ведь его тело было буквально истерзано острыми как бритва раковинами. Сохранилось лишь одно свидетельство того, что моряк остался жив после трёх протаскиваний под килем. Причём, на небольших по размерам парусниках несчастного могли протащить вдоль киля от носа до кормы.
Рисунки на найденных древнегреческих амфорах свидетельствуют, что этот способ наказания существовал уже в те времена и применялся к пойманным пиратам.
С начала XVII века до начала XVIII этот вид наказания имел место и на голландском флоте. Правда там наказуемого привязывали дополнительно к решётчатому деревянному люку. Королевский Флот Британии также применял эту жестокую экзекуцию. Не сохранилось сведений о применении этого наказания на русском флоте, но в ранние годы правления Петра Первого килевание было прописано в морском уставе. В так называемых «Артикулах Крюйса» (по имени автора вице-адмирала Крюйса) предусматривалось наказание килеванием, если моряк, например, трижды опаздывал на вахту. А за самовольное оставление поста или сон на вахте вообще полагалось троекратное килевание. Слава Богу, «Артикул» Крюйса недолго просуществовал на русском флоте.
В казацком флоте подобное наказание не практиковалось, но нечто похожее всё же имело место. Правда, не у моряков, а среди казацких рыбаков. В статье «Вентерь да весло – вот казачье ремесло» я прочитал следующее:
«…У донских казаков для тех, кто «трусил» чужие вентери (рыболовная снасть. Авт.) и сети с рыбой, существовал особый вид наказания. Провинившегося казака привязывали к верёвке, которая крепилась к шесту. И этот шест протаскивали подо льдом по всем полонкам…»
Б-р-р, представить страшно, не то, что испытать подобное. Поскольку, донцы и запорожцы тесно сотрудничали и во многом заимствовали друг у друга, не исключаю, что такому наказанию могли подвергнуть и, посягнувшего на чужое, днепровского казака.