что значит ракета земля воздух
Одна из особенностей современного ракетного вооружения заключается в широком разнообразии образцов боевых ракет. Ракеты современных армий отличаются по назначению, виду траектории, особенности конструкции, способу управления, типу двигателей, положению целей, месту старта и по многим другим показателям.
По второму показателю (по характеру полета) ракеты бывают крылатыми или баллистическими.
Ракеты «земля – воздух»
Историческая справка! 7 августа 1970 года США добились от Египта и Израиля договора о прекращении войны на истощение. Согласно этому соглашению 20 мильная полоса, находящаяся вдоль Суэцкого Канала должна стать демилитаризованной зоной и США обязалась «использовать всю свою мощь», чтобы выполнить это соглашение. Но уже через пять дней оно было нарушено египтянами. В зону канала передвинули батарею ПВО. В будущем нарушения не прекращались. Когда Израиль обратился к США, чтобы те использовали всю мощь, они ответили, что соглашение нарушать нельзя. Такая причине была не столько в клиническом антисемитизме Киссинджера (тогда занимал должность советника по вопросам нацбезопасности) и абсолютной аморальности Никсона, а в невозможности решать и израильские проблемы, когда США хватало проблемами на Кубе (нахождение советских подводных лодок) и в Камбодже, а также приближались президентские выборы. Как следствие, «демилитаризованная» зона превратилась в зону беспрецедентной концентрации батарей ПВО. За эти гарантии была заплачена цена в войне судного дня 1973 года.
Стоит отметить то, что зенитные ракеты бывают управляемыми и неуправляемыми. Все первые ракеты изначально были неуправляемыми. На сегодняшний день все существующие зенитные ракеты, которые состоят на вооружении разных стран, управляемые. Зенитная управляемая ракета – неотъемлемая составляющая зенитного ракетного вооружения любой страны, наименьшей огневой единицей которого выступает зенитный ракетный комплекс.
В период с 1960 по 1990 года зенитная управляемая ракета постоянно совершенствовалась, но сейчас, словно достигнут предел и выход новых конструкции становится реже. Кроме того совершенствуют свое противодействие ракетам и воздушные цели. Это требует от конструкторов ракет работать над новыми ответными контрмерами.
Использование зенитных ракет началось еще в период Второй мировой войны, и уже к средине 20 века они считались довольно точными, чтобы прийти на замену тяжелой артиллерии в борьбе с высоко летящими воздушными целями. На самом деле, первые зенитные управляемые ракеты имели недостаточную точность, как бы хотелось их разработчикам. Известно, что в период вьетнамской войны было израсходовано 4244 ракеты SA-2 «Гайдлайн» с целью сбить 76 самолетов авиации США. В 1960 году потребовалось целых 14 ракет, чтобы сбить один самолет U-2 Гэри Пауэрса над г. Свердловск.
С того времени характеристики зенитных управляемых ракет существенно улучшились, но и противодействие их тоже развивается. В зависимости от вида системы наведения ракеты, способа наведения на конечном участке траектории и прочих физических факторов, которые можно измерить и обнаружить, стало возможной разработка радаров и прочих систем постановки помех, чтобы «обмануть» ракету. В свою очередь, это привело к ответным контрмерам изготовителей ракет, и этот процесс не прекращается.
К сожалению, по мере приближения к концу столетия, было остановлено много проектов (чаще всего, по финансовым соображениям). Британская ракета «Бладхаунд» устарела, но пока аналогов для ее замены нет. На вооружении стоит «Рапир 200». Американцы, еще не выбрал и мобильную установку противовоздушной обороны, и возлагают большие надежды на новую пусковую установку, построенную на базе колесного бронетранспортера формулы 8х8, вооруженного 8 ракетами «Стингер» и пушкой «Гэтлинг».
Американец Nike Ajax был первым оперативным управляемая ракета ЗРК и советские С-75 Двина был самым массовым ЗРК. Широко используемые современные примеры включают Патриот и С-300 системы большой площади, СМ-6 иРакета MBDA Aster военно-морские ракеты и переносные системы малой дальности, такие как Жало и Стрела-3.
Содержание
История
Первая известная идея управляемой ракеты земля-воздух была в 1925 году, когда лучевая езда Была предложена система, при которой ракета должна следовать лучу прожектора на цель. Селеновый элемент был установлен на конце каждого из четырех хвостовых стабилизаторов ракеты, причем ячейки были обращены назад. [1] Когда одна селеновая ячейка больше не находилась в луче света, она направлялась в противоположном направлении обратно в луч. Первое историческое упоминание о концепции и конструкции ракеты земля-воздух, на которой был представлен рисунок, было сделано изобретателем Густавом Расмусом в 1931 году, который предложил конструкцию, которая основывалась бы на звуке двигателей самолета. [2]
Вторая Мировая Война
Немецкие усилия
Первым серьезным рассмотрением проекта разработки ЗРК стала серия переговоров, состоявшихся в Германии в 1941 году. В феврале Фридрих Гальдер предложил концепцию «зенитной ракеты», которая привела к Уолтер Дорнбергер спросить Вернер фон Браун подготовить исследование управляемой ракеты, способной достичь высоты от 15 000 до 18 000 м (от 49 000 до 59 000 футов). Фон Браун был убежден, что лучшим решением будет пилотируемый ракетный перехватчик, и сказал об этом директору T-Amt, Ролоф Лучт, в июле. Директора Люфтваффе Flak Arm не интересовались пилотируемыми самолетами, и возникшие разногласия между командами отложили серьезное рассмотрение ЗРК на два года. [5]
Фон Акстхельм опубликовал свои опасения в 1942 году, и эта тема впервые была серьезно рассмотрена; начальные программы разработки жидких и твердотопливные ракеты стал частью Программы развития зенитной артиллерии 1942 года. [6] К этому моменту серьезные исследования Пенемюнде была подготовлена группа, и было предложено несколько проектов ракет, в том числе 1940-х гг. Feuerlilie, и 1941-е Wasserfall и Henschel Hs 117 Шметтерлинг. Ни один из этих проектов не получил реального развития до 1943 года, когда первые крупномасштабные рейды союзников военно-воздушные силы начал. По мере роста актуальности проблемы добавлялись новые конструкции, в том числе Энциан и Rheintochter, а также неуправляемые Тайфун который был разработан для запуска волнами. [7]
Альберт Шпеер особенно поддерживал разработку ракет. По его мнению, если бы они были последовательно развиты с самого начала, крупномасштабные бомбардировщики 1944 г. было бы невозможно. [8]
Союзнические усилия
Тяжелые транспортные убытки в камикадзе нападения во время Освобождение Филиппин и Битва за Окинаву дало дополнительный стимул для разработки управляемых ракет. [9] [12] Это привело к тому, что британцы Fairey Stooge и Тормозная мина усилия, [13] и ВМС СШАс ЗРК Н-2 Жаворонок. [14] В Жаворонок столкнулся со значительными трудностями и так и не вошел в оперативное использование. Конец войны привел к тому, что британские усилия использовались строго для исследований и разработок на протяжении всей их жизни. [12]
Послевоенное развертывание
В послевоенную эпоху разработки ЗРК велись по всему миру, и некоторые из них поступили на вооружение в начале и середине 1950-х годов.
Развитие Oerlikonс 58 динаров [17] началась в 1947 году и до 1955 года держалась в секрете. Ранние версии ракеты были доступны для покупки еще в 1952 году. [18] но так и не поступил в строй. RSD 58 подержанный лучевая езда наведение, которое имеет ограниченные характеристики против высокоскоростных самолетов, поскольку ракета не может «привести» цель к точке столкновения. Примеры были приобретены несколькими странами для целей тестирования и обучения, но не были проданы. [19]
В Советский союз всерьез приступили к разработке системы SAM с открытием холодная война. Иосиф Сталин был обеспокоен тем, что Москва подвергнется американскому и британскому воздушный налет, как и те, кто против Берлин, а в 1951 году он потребовал, чтобы ракетная система для противодействия налету бомбардировщиков 900 была построена как можно быстрее. Это привело к С-25 Беркут система (SA-1 в терминологии НАТО), которая была спроектирована, разработана и развернута в спешке. Первые подразделения вступили в строй 7 мая 1955 года, а к июню 1956 года вся система связи с Москвой была полностью активирована. [20] S-25 был статической системой, но усилия были также вложены в меньшую конструкцию, которая была бы намного более мобильной. Это появилось в 1957 году как знаменитый С-75 Двина (SA-2), портативная система с очень высокими характеристиками, которая оставалась в эксплуатации до 2000-х годов. [21] Советский Союз оставался в авангарде развития ЗРК на протяжении всей своей истории; и Россия последовала их примеру.
Ранние британские разработки с Stooge и Тормозная мина были успешными, но в послевоенное время дальнейшее развитие было свернуто. Эти усилия снова активизировались с началом «холодной войны» после «поэтапного плана» по совершенствованию противовоздушной обороны Великобритании с помощью новых радаров, истребителей и ракет. Для «Этапа 1» были предложены две конкурирующие конструкции, основанные на общих радарах и блоках управления, и они появились как RAF. Бристольская ищейка в 1958 г., [22] и армия Английский Electric Thunderbird в 1959 г. [23] Третий дизайн последовал за американским Шмель усилия с точки зрения роли и сроков, и поступил на вооружение в 1961 году как Морская улитка. [24]
Война во Вьетнаме
Вьетнамская война была первой современной войной, в которой управляемые зенитные ракеты бросили серьезный вызов высокотехнологичным сверхзвуковым реактивным самолетам. Также это будет первый и единственный раз, когда последний и самый современный ПВО технологии Советский союз и самый современный самолет истребители и бомбардировщики Соединенных Штатов противостояли друг другу в бою. [25] Около 17000 советских техников-ракетчиков и операторов / инструкторов направлены в Северный Вьетнам в 1965 году, чтобы помочь защитить Ханой против американского бомбардировщики, а северовьетнамские ракетчики прошли от шести до девяти месяцев обучения в Советском Союзе. [26]
С 1965 по 1966 год почти все из 48 реактивных самолетов США, сбитых СА-2 над Северным Вьетнамом, были сбиты советскими ракетчиками. В ходе ПВО Северного Вьетнама в 1966–1967 годах один российский оператор ЗРК лейтенант Вадим Петрович Щербаков, [nb 2] приписывали уничтожение 12 самолетов США в 20 боях. [29]
В ВВС США ответил на эту угрозу все более эффективными средствами. Ранние попытки прямого нападения на ракетные объекты в рамках Операция Spring High и Операция Iron Hand в целом были неудачными, но внедрение Дикая ласка авианосец Сорокопут ракеты и Стандартный ARM Ракета кардинально изменила ситуацию. Уловки и подделки следовали, поскольку каждая сторона вводила новую тактику, чтобы попытаться одержать верх. Ко времени Операция Полузащитник II в 1972 году американцы получили важную информацию о характеристиках и действиях S-75 (арабские системы S-75 были захвачены Израилем) и использовали эти миссии как способ продемонстрировать возможности стратегические бомбардировщики работать в среде, насыщенной ЗРК. Их первые миссии, казалось, продемонстрировали прямо противоположное, с потерей трех B-52 и нескольких других поврежденных в ходе одного полета. [30] Последовали кардинальные изменения, и к концу серии миссии были выполнены с дополнительными мячами, ECM, Iron Hand и другими изменениями резко изменили счет. [31] По завершению кампании Linebacker II, скорость сбития С-75 против В-52 составила 7,52% (было сбито 15 В-52, сильно повреждено 5 В-52, из них 266 ракет). [32]
Во время войны Советский Союз поставил в Северный Вьетнам 7 658 ЗРК, а их силы обороны провели около 5 800 пусков, обычно кратными трем. К концу войны США потеряли в бою 3374 самолета. Однако США подтвердили, что только 205 самолетов были потеряны из-за ракет класса «земля-воздух» Северного Вьетнама. [33] Многие американские самолеты «разбились в летных происшествиях», фактически, разбились из-за ракет С-75. При посадке на аэродром в Таиланде один B-52 был сильно поврежден ЗРК, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и подорвался на минах, установленных вокруг аэродрома для защиты партизан, выжил только один член экипажа. Впоследствии этот B-52 был засчитан как «разбившийся в летных происшествиях». [ нужна цитата ]
Меньше, быстрее
Все эти ранние системы были «тяжелыми» конструкциями с ограниченной мобильностью и требовали значительного времени на настройку. Однако они также были более эффективными. К началу 1960-х применение ЗРК сделало высокоскоростной полет на большой высоте в бою практически самоубийственным. [№ 3] Чтобы избежать этого, нужно было лететь ниже, ниже прямой видимости радарных систем ракеты. Это потребовало совсем других самолетов, таких как F-111, ТСР-2, и Панавиа Торнадо.
Следовательно, в 1960-е годы ЗРК быстро развивались. Поскольку их цели теперь были вынуждены лететь ниже из-за наличия более крупных ракет, столкновения обязательно будут происходить на близких дистанциях и происходить быстро. Меньшая дальность означала, что ракеты могли быть намного меньше, что помогало им с точки зрения мобильности. К середине 1960-х годов почти все современные вооруженные силы имели ракеты малой дальности, установленные на грузовиках или легкой броне, которые могли перемещаться вместе с вооруженными силами, которые они защищали. Примеры включают 2К12 Куб (SA-6) и 9К33 Оса (СА-8), МИМ-23 Ястреб, Рапира, Роланд и Crotale.
Вступление к подводные ракеты В конце 1960-х и 1970-х годах были разработаны дополнительные конструкции средней и малой дальности для защиты от этих целей. Великобритании Морской кот был ранним примером, который был разработан специально для замены Bofors 40 мм орудие на его установке и стало первым действующим ЗРК точечной защиты. [34] Американец РИМ-7 Морской воробей быстро распространился на самые разные конструкции, используемые большинством военно-морских сил. Многие из них адаптированы из более ранних мобильных разработок, но особые потребности военно-морских сил привели к тому, что многие специальные ракеты продолжали существовать.
Управляемая ракета «воздух-земля» Х-23 (СССР)
Весной 1965 года ОКБ-134 (ныне ГосМКБ «Вымпел») приступило к рабочему проектированию новой управляемой ракеты, получившей обозначение Х-23 и название «Гром». Задачей конструкторов было создание нового управляемого боеприпаса, предназначенного для поражения сравнительно небольших наземных или надводных целей. Требовалось обеспечить дальность прицельной стрельбы до 10 км и высокую точность попаданий. На ранних стадиях проекта были изучены несколько вариантов систем наведения, по результатам которых выбрали радиокомандное управление. Подобная система управления позволяла в определенной мере упростить бортовую аппаратуру ракеты при сохранении прочих характеристик на требуемом уровне.
Советские конструкторские бюро к тому времени уже имели опыт создания радиокомандных систем управления. Тем не менее, разработка ракеты Х-23 столкнулась с рядом серьезных трудностей. Проект оказался настолько сложным, что в начале 1966 года министерству авиационной промышленности пришлось одобрить разработку альтернативной ракеты Х-66. В основе этого изделия предлагалось использовать существующие узлы и агрегаты. Благодаря такому подходу уже в 1966 году начались испытания, а в 68-м ракету Х-66 приняли на вооружение. Тем временем работы по проекту «Гром» продолжались с некоторыми затруднениями.
Неудачи ОКБ-134 привели к тому, что в 1966 году вся документация по проекту Х-23 была передана в конструкторское бюро завода №455 (позднее ОКБ «Звезда», г. Калининград Московской области), где к тому времени завершалось проектирование ракеты Х-66. Главным конструктором переданного проекта стал Г.И. Хохлов, уже отвечавший за разработку альтернативного боеприпаса. После передачи документации работы ускорились и в результате привели к появлению новой авиационной ракеты.
Для упрощения и ускорения конструкторских работ ракеты калининградские инженеры решили не разрабатывать ракету «Гром» с нуля, а построить ее на базе изделия Х-66, которое, в свою очередь, было собрано из заимствованных комплектующих. При этом радиокомандная система наведения должна была разрабатываться специально для нового проекта. Идея о применении существующих агрегатов оправдала себя. Уже в конце 1967 года первая партия опытных ракет Х-23 была готова к проведению испытаний.
Все агрегаты ракеты Х-23, за исключением системы наведения, были с некоторыми доработками взяты из проекта Х-66, чем объясняется сходство внешнего вида и характеристик двух управляемых боеприпасов. Основной элемент изделия «Гром» – корпус длиной 3,6 м, имеющий веретенообразную форму. Диаметр корпуса в наиболее широкой части – 275 мм. В носовой части корпуса крепились Х-образные рули размахом 424 мм, в средней – крылья похожей конструкции размахом 785 мм. На боковой поверхности корпуса между крыльями имелись два сопла ракетного двигателя. На нижней поверхности хвоста серийных ракет крепился специальный обтекатель с трассером. На ранних опытных изделиях трассер находился внутри корпуса. Стартовый вес ракеты – 289 кг.
Компоновка агрегатов внутри корпуса была полностью заимствована из проекта Х-66. В носовой части ракеты Х-23 находился контакт электровзрывателя, состоявший из двух конусов, вложенных друг в друга. За ним располагался отсек с рулевыми машинками и источником электроэнергии. Третий и четвертый отсеки вмещали боевую часть и твердотопливный ракетный двигатель. Позади двигателя имелись два отсека с различным оборудованием, в том числе аппаратурой наведения.
Управляемая ракета «Гром» получила твердотопливный двигатель ПРД-204 с зарядом весом 62 кг, создававшийся для проекта Х-66. Горение заряда длилось 4,7-6 секунд и давало тягу до 3500 кг при суммарном импульсе 10850 кгс. В двигателе использовался заряд топлива сложной формы, изменявшей его тягу. Предполагалось, что на стартовом участке полета скорость ракеты будет меньше, чем на маршевом. Интересной особенностью двигателя было его происхождение: изделие ПРД-204 для ракеты Х-66 представляло собой доработанный двигатель ПРД-25 ракеты К-8.
Сразу после отцепки от самолета-носителя ракета должна была развивать скорость около 440 м/с, после чего происходил разгон до маршевых 750 м/с. На конечном участке полета, после выработки заряда твердого топлива, скорость постепенно снижалась. Обеспечивалось управление ракетой при скоростях не менее 300 м/с. Дальность полета изделия Х-23 серьезно зависела от высоты пуска и не превышала 10 км. Минимальная дальность до цели, обусловленная особенностями применения, – 3 км.
Для наведения ракеты на цель предлагалось использовать метод трех точек. Предполагалось, что летчик или автоматика будет удерживать ракету на условной линии, соединяющей самолет и цель. В 1967 году КБ завода №455 получила от смежных предприятий первые экземпляры новой системы управления «Дельта». В хвостовой части ракеты Х-23 устанавливались приемная антенна и система «Дельта-Р1М» для обработки команд, поступающих с самолета. Маневрирование ракеты должно было осуществляться в соответствии с командами пилота или автоматической системы управления. Емкость бортовых источников энергии позволяла управлять ракетой в течение 27 секунд после запуска.
На самолете-носителе должна была устанавливаться система управления «Дельта-Н» с двумя режимами работы. Пилот мог использовать ракету с ручным или полуавтоматическим управлением по радиоканалу. В первом случае летчику приходилось следить за трассером ракеты, определять ее положение и корректировать направление полета при помощи кнюпеля на ручке управления самолета. В полуавтоматическом режиме в обязанности летчика входило удержание цели в перекрестии прицела. При помощи теплопеленгатора система «Дельта-Н» следила за полетом ракеты и автоматически вырабатывала необходимые команды.
Запускать ракету Х-23 «Гром» можно было как в пикировании с углом от 2° до 40°, как и в горизонтальном полете. При этом, однако, до момента поражения цели летчик должен был сохранять текущий курс с минимальными отклонениями от него, чтобы ракета не вышла из луча управляющей антенны. Сброс ракеты рекомендовалось проводить на высотах от 100 до 5000 м при скорости 550-1500 м/с. Для подвески ракет предлагались авиационные пусковые устройства АПУ-68У. При соблюдении всех правил пуска круговое вероятное отклонение достигало 6 м.
В ходе испытаний были выявлены некоторые недостатки ракеты, которые вскоре были исправлены. К примеру, в первых запусках с использованием системы управления наблюдались проблемы с удержанием ракеты на заданном курсе. Как вскоре выяснилось, трассер, установленный в хвостовой части ракеты, нагревал приемную антенну и вносил мешал нормальному приему сигнала. Из-за этого его пришлось вынести наружу на специальном кронштейне с обтекателем.
Управляемые ракеты Х-23 могли применяться всеми самолетами, оснащенными системами семейства «Дельта» («Дельта-Н», «Дельта-НМ» и «Дельта-ИМ»). Это были истребители-бомбардировщики МиГ-23 и МиГ-27 нескольких модификаций, фронтовой бомбардировщик Су-24 и т.д. Был разработан контейнерный вариант системы управления под названием «Дельта-НГ», который позволял использовать ракеты «Гром» на самолетах Су-17, Су-22 и т.д.
Испытания и доработки ракеты Х-23 продолжались до 1973 года, когда она успешно прошла государственные испытания и была рекомендована к принятию на вооружение. Изделие «Гром» официально пополнило арсеналы советских ВВС в 1974 году. Вместе с ракетой на вооружение приняли несколько вариантов системы управления, в том числе в составе бортового оборудования самолетов.
В семидесятых годах специалисты завода №455 продолжили развитие проекта Х-23, в результате чего получилось усовершенствованное изделие Х-23М. Проект модернизации подразумевал некоторые изменения планера ракеты, а также использование нового оборудования. Для приема и обработки команд управления ракета получила систему «Дельта-Р2М», имевшую более высокие характеристики. В частности, она позволила увеличить створ радиолуча управления, тем самым в определенной мере упростив наведение и применение ракеты. Для более эффективного слежения за ракетой в полете был использован новый трассер большей яркости. Основные характеристики обновленного боеприпаса остались на прежнем уровне.
Первоначально носителями ракеты Х-23 были фронтовые самолеты нескольких типов. В конце семидесятых годов советские специалисты предприняли попытку дополнения списка возможных носителей. К 1983 году был создан вариант ракетного комплекса, предназначенный для установки на противолодочные вертолеты Ми-14ПЛ. Кроме того, носителями ракеты «Гром» могли стать вертолеты Ка-25 и Ка-252.
Имеются сведения о разработке управляемой ракеты Х-23Л, которая должна была оснащаться полуактивной лазерной системой наведения. Такая модификация требовала подсвечивать цель лазерным дальномером. Автоматика должна была наводить ракету на пятно от луча лазера. Изделие Х-23Л осталось на стадии разработки проекта.
Стартовым заказчиком ракет Х-23 стали военно-воздушные силы СССР. В дальнейшем ракеты этого типа поставлялись зарубежным странам: Болгарии, Индии, Ираку, Польше, Румынии и Югославии. В Румынии было налажено лицензионное производство. В конце восьмидесятых годов югославские специалисты начали модернизацию приобретенной у Советского Союза ракеты. Изделие «Гром» (югославский вариант) имело усовершенствованную бортовую аппаратуру. В конце девяностых появилась ракета «Гром-Б» с телевизионной головкой самонаведения.