что значит самозанятый гражданин плюсы и минусы
Самозанятость как налоговый режим: плюсы, минусы и банковские отношения
По данным на 31 марта 2021 года, в качестве самозанятых зарегистрировались 2 млн россиян, ежедневный прирост — 5 тыс. человек. Власти полны оптимизма и к 2024 году ожидают увеличения этой цифры до 2,5 млн. По всей видимости, проект, запущенный массово в 2019 году в формате эксперимента, оказался успешным. О том, в чем отличие этой формы занятости от ИП, какие ограничения здесь есть и так ли она хороша на самом деле, рассказывает сооснователь и CPO сервиса выплат физлицам Jump.Finance Михаил Кириченко.
Самозанятые vs ИП: отличия
Эти правовые формы разнятся настолько, что между ними практически нет пересечений. ИП (индивидуальный предприниматель) — это организационно-правовая форма бизнеса, которая регистрируется в налоговой. При этом, если документы отправляются в бумажном виде, а не в электронном, придется платить пошлину в размере 800 рублей. Статус ИП позволяет предпринимателю нанимать сотрудников по договору, правда, их количество зависит от налогового режима: если он упрощенный, действуют ограничения — до 15 человек при ПСН (патентная система), до 100 человек при УСН (упрощенный режим), ЕНВД (единый налог на вмененный доход).
Эти же спецрежимы определяют ограничения по видам деятельности, лимиты по доходам. Если ИП находится на общей системе, ограничений нет. Но НДФЛ в этом случае стандартный — 13%, плюс надо заплатить НДС в размере 20%. На патентной системе ИП не платит НДФЛ, НДС и налог на имущество. А в случае с УСН, доступным при годовом доходе до 200 млн рублей, не надо платить НДФЛ, но с доходов придется отчислять 6% раз в квартал или полугодие. Кроме того, статус ИП подразумевает высокие страховые взносы, ведение бухгалтерии со сдачей отчетности. Последнее отчасти автоматизировано различными сервисами, однако это тоже не бесплатно. Кроме того, с 1 июля 2019 года все предприниматели должны применять ККТ (контрольно-кассовую технику) — это еще одна статья расходов.
Все перечисленные цифры и требования очень сложны для людей, которые имеют небольшой заработок, например в пределах 100 тыс. рублей в месяц или даже меньше. Кроме того, если у таких «предпринимателей» нет сотрудников, нестабильный доход, то регистрация ИП для них — способ потерять большую часть прибыли. А значит, никакого желания делать свой бизнес «белым» у этой категории людей нет. Чтобы стимулировать их выйти из тени, государство ввело новую правовую форму — «самозанятый», или «плательщик налога на профессиональный доход» (НПД). Регулирует ее ФЗ-422.
Благодаря новой форме появилась категория людей, которые не обязаны, например, платить страховые и пенсионные взносы, приобретать ККТ для расчета с клиентами (заказчиками). Налоговая ставка для них тоже снижена, причем на первое время (срок не ограничен, только сумма) государство предоставляет налоговый вычет. Отчетность сдавать тоже не требуется. Поэтому с позиции простоты и выгоды режим самозанятости качественно сделан для предпринимателей с небольшим доходом.
Как работает самозанятость
В отличие от получения статуса ИП, стать самозанятым почти так же просто, как зарегистрироваться в любой социальной сети, — достаточно скачать приложение «Мой налог» на смартфон, сфотографироваться (фото после можно поменять) и заполнить информацию о себе. Для регистрации можно использовать скан паспорта, ИНН и пароль от личного кабинета на nalog.ru или учетную запись портала «Госуслуги». После этого на телефон приходит сообщение, что человек встал на учет в налоговой. Дальше остается выбрать вид деятельности из обширного списка. Если человек передумал быть самозанятым или из-за увеличения дохода перестал попадать под эти критерии, в том же приложении или в его веб-версии достаточно нажать на соответствующие кнопки — произойдет снятие с учета.
Подавать налоговые декларации в ФНС самозанятому не нужно, все действия он производит в приложении. После каждого поступления денег необходимо сформировать чек, указав сумму, вид работ и тип заказчика: физическое или юридическое лицо. В зависимости от того, с кем работает самозанятый, высчитывается налог на доход — 4% или 6%. Сумма налога формируется автоматически, квитанция по истечении календарного месяца тоже. Оплата также может производиться через приложение — через привязанную карту или Apple Pay / Google Pay. Помимо этого, есть функция автоплатежа (через прикрепленную банковскую карту). И, что еще более приятно, у приложения есть программный интерфейс для банков и электронных площадок, что открывает IT-компаниям страны возможность получить доступ к API и реализовать свой продукт для самозанятых, делающий их жизнь проще.
Сумма налога для самозанятых в первые месяцы (а для кого-то и годы) получается меньше 4% или 6%. Государство при первой регистрации в системе дает налоговый вычет в размере 10 тыс. рублей, чтобы уменьшать ставку ежемесячно на 1% при работе с физлицами и на 2% при работе с юрлицами. То есть из своих денег самозанятый заплатит или 3% (с дохода от физлиц), или 4% (с дохода от юрлиц). Например, если он получил в этом месяце 20 тыс. рублей, исходная сумма налога составит 800 рублей или 1 200 рублей. Но заплатить надо будет только 600 или 800 рублей. Остальные 200 или 400 рублей берутся автоматически из налогового вычета. Действует он бессрочно, поэтому как долго он будет уменьшать ставку, зависит от суммы дохода.
Банковские отношения самозанятых
Главная сложность для самозанятых — получение кредитов и ипотеки. Здесь есть две ключевые проблемы. Первая — режим все еще достаточно новый для большинства банков, а банки, даже в России, — это медленные в плане принятия изменений организации из-за сложной структуры. Многие банки пока просто не умеют работать с самозанятыми, поскольку для этого требуется время. Крупные игроки вроде Тинькофф Банка, СберБанка, Альфа-Банка, ВТБ уже настроили свои сервисы, но с более мелкими или менее известными дела обстоят хуже. Например, Райффайзенбанк и Росбанк говорят, что кредиты выдают только ИП.
Вторая проблема — прямой результат низкого порога входа в самозанятость: таких налогоплательщиков банки считают ненадежными. Эти люди наравне с ИП и руководителями организаций попадают в группу повышенного риска, потому что у них потенциально нестабильный доход. Кроме того, эксперимент с самозанятыми пока запланирован только до 2028 года, поэтому банкам неясно, что делать с человеком после того, как он сменит статус. Особенно если он опять «уйдет в тень». В результате банк может или отказать в выдаче кредита, потому что не понимает, как работать с человеком, не имеющим справки 2-НДФЛ, или предложить вариант с очень высокой ставкой, что будет невыгодно самозанятому, или увеличить размер первоначального взноса по ипотеке: в ВТБ это 35% против 20% для обычных физлиц. Кроме того, сумма кредита для самозанятого часто небольшая — например, в «Сбере» это 300 тыс. рублей. В итоге основным кредитующим органом для этой категории населения становятся микрофинансовые организации.
В то же время именно самозанятым, при наличии желания получить кредит или оформить ипотеку, проще всего сымитировать бурную деятельность и «нарисовать» любые доходы. Для этого требуется лишь базовое владение компьютером или смартфоном, что впоследствии может принести проблемы банку. Возможное решение — плотное взаимодействие банков с сервисами автоматизации деятельности самозанятых, чтобы последние предоставляли достоверный скоринг, прогнозируемый на будущие периоды.
Ограничение самозанятых в налоговом режиме
Главное ограничение касается уровня дохода. Статус самозанятого может иметь только человек, который в год получает менее 2,4 млн рублей. Если сумма превышает этот порог, придется регистрироваться уже как ИП и терять на налогах значительно больше денег. Правда, для ИП существует упрощенный режим и патентная система, однако расходы все равно получаются выше, чем при статусе самозанятого. В случае если предприниматель хочет нанять сотрудников по договору, ему тоже придется оформлять ИП.
Косвенные ограничения касаются пенсионного стажа. Его не формируют обычные 4% или 6%, которые самозанятый отчисляет с дохода. Если человек хочет копить пенсионные баллы и влиять на свою страховую пенсию, ему придется дополнительно отчислять деньги в Пенсионный фонд РФ. В 2020 году разовый взнос составлял 32 448 рублей, в 2021 году он остается аналогичным. Пособие по временной нетрудоспособности самозанятый также получить не может, и добровольное страхование для него не предусмотрено.
В целом новый налоговый режим получился хоть и неидеальным, с учетом банковских трудностей, но достаточно лояльным к самозанятым в вопросах отчислений в бюджет. Что касается перспектив развития — если государство внезапно не начнет ничего менять, то еще как минимум пару лет продолжится достаточно активный рост количества самозанятых в стране, как и прогнозируют власти. Как руководитель сервиса Jump.Finance, который уже сейчас автоматизирует огромное количество процессов в работе бизнеса и самозанятых, я участвую в формировании продуктового бэклога (плана для разработки). Могу поделиться нашими инсайдами — тренд по диджитализации бизнес-процессов и автоматизации любого ручного труда достигнет своего апогея. Меня это, безусловно, радует, потому что так мы все делаем жизнь людей проще, удобнее и эффективнее.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t
Личный опыт: как я стала самозанятой, а теперь жалею об этом
Год назад в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях был запущен эксперимент по налогу для самозанятых. Теперь его распространили ещё на 19 регионов. Журналист Евгения Корытина рассказала, как зарегистрировалась в качестве самозанятой, завербовала в это людей и почему теперь жалеет о содеянном.
Эксперимент удался: налог на профессиональный доход принёс в бюджет за 2019 год больше миллиарда рублей, самозанятыми зарегистрировались 330 тысяч человек. Я — одна из них.
Почему я стала самозанятой
Я стала самозанятой, потому что люблю платить налоги. Да, у каждого свои странности. Я вовремя оплачиваю счета и штрафы, гашу кредиты (вру, я их просто не беру), делаю взносы в пенсионный и благотворительный фонд и вообще внимательно отношусь к счетам. Отчасти — это воспитание, в чём-то — мистическое сознание (долги портят карму, ребята!), и во многом — гражданская позиция: я плачу налоги и могу легально возмущаться, что их не туда потратили.
Поэтому мне всегда было некомфортно получать деньги за свою работу в конверте. Надо признать, такое бывало крайне редко — давала пару-тройку медиаконсультаций в год, а весь остальной фриланс был на серьёзные организации — с договором, всеми налогами и отчислениями.
И вот весной 2019 года мне предложили возглавить интересный проект — новое медиа, интересная тема, амбициозная задача. Но никаких трудовых договоров, только ГПХ (гражданско-правовой характер). Заказчик — что-то окологосударственное (я знаю, что, но обещала не говорить лишнего), подрядчик — ИП без наёмных сотрудников, а я, получается, субподрядчик. «Хочешь в проект, тогда оформляй ИП или самозанятость», — сказали мне. И я оформила самозанятость.
Как это делается
Между ИП и самозанятостью я выбрала второе. Это примерно как выбрать между «оформите заявление по форме Р21001 » и «скачайте приложение». Надо признать, стать самозанятым оказалось действительно просто. Настолько просто, что я сделала это двумя способами. Для обоих потребуется вспомнить свой ИНН и паспортные данные.
Оба приложения похожи, интуитивно понятны, разобраться в них просто, самое трудное — выбрать сферу деятельности. Это не то что код ОКВЭД, как у настоящих предпринимателей, если ошибётесь — ничего за это вам не будет, в основном это нужно для статистики.
В итоге я пользовалась приложением «Мой налог». В «Сбере» я не сразу разобралась, как формируются и где хранятся чеки.
Нюансы
Так как моему опыту самозанятости уже полгода, возможно, он уже устарел, как кнопочный телефон. Пока я писала эту заметку, нашла в сети множество историй, публикаций и видеоинструкций с ответами на возникшие тогда вопросы. А вопросы были вот такие:
1. Когда выдавать чек — до или после платежа? С одной стороны, логично делать это после получения денег, как в магазине. Но с другой — некоторые просят выставить счёт. Чек — это счёт? Нет, чек — это чек. Утром деньги — вечером чек. Налог придётся платить с суммы, указанной в чеке. Если деньги не придут, то заплатите из своих, как некоторые.
2. Что делать, если выдал чек, а клиент не заплатил? Правильный ответ — аннулировать чек. Во всех приложениях есть такая кнопка. Но сделать это нужно быстро, а не ждать, вдруг всё-таки клиент опомнится. Опомнится — дадите новый чек, ошиблись — сразу отмените. А не как некоторые.
Стандартная ставка налога на самозанятость — 4% с доходов от физлиц, 6% с доходов от юрлиц и ИП. Первое время, пока действует налоговый вычет, вы фактически платите вместо 4% — 3%, а ставка 6% уменьшается до 4%.
Вот что меня сбило с толку: налог нужно заплатить до 25 числа следующего месяца. Первая «продажа» у меня была 25 июня, и я рассчитывала тут же заплатить налог. Этого не произошло, но я подумала, что дело не в дате, а в волшебном налоговом вычете. Потом была ещё одна продажа, и в июле мне начислили налог на обе сделки разом. Я была неприятно удивлена. При этом сумма никак не билась, логике не поддавалась, интернет молчал. А посчитали мне тогда (А+Б)*4% вместо (А+Б)*6%, это я только сейчас понимаю.
4. Что будет, если не выдать чек? Это сейчас на сайте Налоговой написано про санкцию в 20% от суммы, но тогда я этого не знала, и в договоре с клиентом у меня указана неустойка в 30%. Мотивирует!
В итоге сошлись на моей цене, хотя каждый остался при своём мнении. В этот момент я кое-что поняла про предпринимательство: если ты не учил математику, не знаешь правил пропорции и не умеешь считать проценты — просто закладывай нормальную маржу в тело контракта. Хочешь получить 10 000 ₽ — выставляй цену в 15 000, а лучше 20 000, и тогда уже неважно, кто и по какой формуле считает.
6. Как [потратить] использовать деньги? Здесь оказалось всё просто, в отличие от ИП, самозанятые считаются по-прежнему физическими лицами, а значит, могут распоряжаться своими деньгами как угодно, без комиссий и переплат: можно легко переводить деньги с карты на карту или расплачиваться карточкой, привязанной к счёту самозанятого.
Кстати, то, что самозанятый — физлицо и его счёт значится в банках в соответствующей категории, стало для моих контрагентов неприятным сюрпризом. Один мой приятель-ИП решил сэкономить на налогах и комиссиях, заключил договор с самозанятым и разорился (по крайней мере так он мне объясняет, почему не возвращает долг). Действительно, в Сбербанке, Альфа-Банке и ВТБ мне подтвердили, что за перевод со счёта ИП на счёт самозанятого взымается такая же комиссия, как при переводе на счёт физлица. Между юрлицами и ИП никаких комиссий нет.
Эмоции
Моё восприятие самозанятости замутнено тем, что мне не заплатили, я досрочно вышла из проекта и уже больше трёх месяцев пытаюсь добиться исполнения договора со стороны заказчика. Видимо, придётся идти в суд. Возможно, самозанятость тут ни при чём, но осадочек остался.
Самозанятость не позволила мне чётко осознать свою роль в проекте: вот я работаю как главный редактор, собираю команду, руковожу долгосрочным проектом, но при этом я не сотрудник, а сама по себе. Или, может быть, я предприниматель, малюсенький, но настоящий? Тогда почему мне кто-то диктует, во сколько я должна быть в офисе и сколько дней отпуска могу себе позволить?
Людей, которых я собирала в команду, тоже нужно было убедить регистрироваться самозанятыми или ИП — с разовыми авторами было довольно просто, но тех, кто работал с 9 до 19 (на самом деле — до 22 и более), оформиться по такой схеме пришлось уговаривать. Я рада, что приняла решение не сдёргивать с насиженных мест тех, кто работал по трудовому договору. Мне было бы сейчас ужасно стыдно, если бы они, как и я, оформляли иск в суд в попытках получить обещанное. Самозанятость — не тот журавль, ради которого в данном случае надо было отпускать синицу.
Ожидания vs. реальность
Самозанятость — возможность выйти из тени для фрилансеров — и мне это было приятно. Конверты и серые схемы — это не моё.
Самозанятость — возможность уйти в тень для опытных предпринимателей. Говорят — это и есть бизнес, детка. Налоговая оптимизация, нужно уметь вертеться. Наверное, суммы моих налогов были не такими большими, чтобы я завертелась, поэтому я многого не осознала. Но я точно почувствовала себя частью схемы налоговой оптимизации, и это было очень некомфортно.
Налоговый эксперимент организован просто отлично: приложение удобное, сервис развивается, банки подхватили тему и стали развивать собственные пакеты услуг для самозанятых. Думаю, это большой шаг в сторону развития предпринимательства как такового, простой и удобный способ попробовать начать своё дело, оказаться в шкуре бизнесмена. Те, кому понравится — пойдут дальше. Мне также кажется, что самозанятость — хорошая возможность для микропредпринимателей сделать шаг назад: вот был ты ИП, старался, вертелся, но зарабатывал мало, а деклараций и отчётов сдавал много. Устал. Но вместо того чтобы плюнуть на всё, перерегистрировался самозанятым, и стало легче, можно отдышаться и набраться сил для рывка.
Самозанятость я использую сейчас в случае, когда работаю с надёжными проверенными клиентами на коротких проектах, особенно если они связаны с социалкой и благотворительностью — в таком случае мне совершенно не жалко облегчить их налоговое бремя.
Главное, я поняла, что люблю платить налоги, но ещё больше я люблю, когда за меня их платит работодатель.
С 1 января 2020 года налог на профессиональный доход можно будет платить на территории 23 регионов России (а было всего 4). Вот их список:
Налог для самозанятых: как он работает и сколько надо платить
С 1 января 2019 года в России появился новый налоговый режим — налог на профессиональный доход, НПД. Это льготный налоговый режим, который поможет без особых хлопот легализовать бизнес и подработки, уменьшить суету с оформлением и сэкономить на налогах.
Расскажем, как это работает, что с ним непонятного, в чем выгода и опасности.
Этот разбор вышел в трех частях: в этой части ответили на общие вопросы, во второй рассказали о налоговом вычете, а в третьей обсудили сложные вопросы.
Налог для самозанятых: что это такое?
Что это за налог
По документам это «налог на профессиональный доход», в народе — «налог для самозанятых». Это новая сущность, не похожая ни на один из существующих или применяемых раньше налоговых режимов.
Новый налог появился с 2019 года. Тогда он действовал только в четырех регионах, а с 2020 года заработал уже в 23 регионах. С 1 июля 2020 года все остальные регионы России вводят у себя этот налоговый режим самостоятельно.
В чем суть налога на профессиональный доход
Проще всего объяснить на примере. Представьте, что есть сантехник Григорий.
Допустим, в год Григорий зарабатывает 360 тысяч рублей, за которые обязан отчитаться и заплатить 46 800 Р налога на доходы физических лиц. Он их, конечно, не платит. Он чинит кран.
«Ладно», — говорит Григорий.
А еще этот налог отменяет страховые взносы. Не заменяет, а именно отменяет, но этого еще коснемся.
Кто считается самозанятым для этого налога
Налог на профессиональный доход могут платить:
Вот еще важные условия:
Этот режим можно применять для написания текстов, создания сайтов, перевозки грузов, ремонта квартир, стрижки на дому, выпечки тортов на заказ, выгула животных за деньги и чего угодно еще, если соблюдаются все условия. Еще этот режим подходит для тех, кто сдает квартиры. Если перейти на НПД, можно платить меньше.
Кто не может перейти на этот режим
В каких регионах проводится эксперимент с налогом для самозанятых
В 2019 году НПД был доступен ИП и физлицам только в четырех регионах РФ: Москве, Московской и Калужской области и Республике Татарстан.
С 2020 года территорию действия эксперимента распространили еще на 19 регионов. С 1 июля 2020 года все остальные регионы страны могут ввести режим самозанятости у себя. Для этого они издают собственные региональные законы.
Чтобы применять режим, нужно работать и зарегистрироваться в одном из этих регионов:
C июля 2020 года этот перечень дополняется.
Ставки налога для самозанятых
Налог на профессиональный доход можно платить по таким ставкам:
4% — если принимаете деньги от физлиц;
6% — если оплата приходит от ИП и компаний.
Один и тот же человек может принимать деньги и от людей, и от фирм. Просто налог с каждого поступления будет начисляться по разным ставкам.
В 2020 году всем плательщикам налога на профессиональный доход возвращают деньги, которые они заплатили за 2019 год. Это мера господдержки из-за пандемии коронавируса. Налог вернется даже тем, кто уже не является самозанятым, но в 2019 году им был. Главное условие — в приложении «Мой налог» должна быть привязана карта. Подробнее об этом мы написали в другой статье Т—Ж.
С каких доходов платить налог
Налог на профессиональный доход нужно платить со всех доходов, которые поступают именно в рамках профессиональной деятельности. Не со всех поступлений на карту, не со всех переводов, а только с выручки от клиента. Никаких автоматических слежек за вашими переводами, никаких списаний и комиссий закон не предусматривает.
Плата за маникюр, логотип или наем квартиры облагается этим налогом.
Перевод от мамы, зарплата на работе или заем от друга — не облагаются этим налогом.
Какие доходы не попадают под спецрежим
Вот список доходов, которые могут поступать на ту же карту, но с них нельзя платить налог на профессиональный доход:
В таких случаях нужно платить другие налоги или работать на других режимах. Налог на профессиональный доход не подойдет. Даже если зарегистрироваться, налоговая обнаружит несоответствие и аннулирует регистрацию.
Лимит по доходам
Налог на профессиональный доход можно платить только тем, у кого доход не больше 2,4 млн рублей в год. Это примерно 200 тысяч рублей в месяц, но сумма дохода в месяц не имеет значения — отдельных ограничений именно по ежемесячному доходу нет. Можно в январе получить 20 тысяч, в феврале ничего, а в марте — 400 тысяч.
Пока доход с начала календарного года не превысил 2,4 млн рублей, можно применять новый режим.
Но если в каком-то месяце доход с начала года оказался больше 2,4 млн рублей, например 2,5 млн, то всё — применять режим больше нельзя. Налоговая это отслеживает.
Что делать, когда доходы превысят лимит
Физлицам. Все доходы сверх лимита облагаются налогами по другим режимам. Для физлица без ИП это НДФЛ по ставке 13%.
Как считать и платить налог
Налоговый период — месяц. Доходы от физлиц и юрлиц учитываются отдельно. Все это отражается в мобильном приложении «Мой налог» и личном кабинете самозанятого на сайте ФНС.
По итогам месяца налоговая сама все посчитает и пришлет сумму к уплате. До 12 числа следующего месяца приходит уведомление с суммой, а до 25 числа ее нужно внести. В уведомлении от налоговой указываются все суммы и реквизиты — самим ничего заполнять не придется.
Можно сделать так, чтобы банк списывал налог автоматически. Такая же возможность есть у разных бухгалтерских систем, которые могут обмениваться данными с налоговой. Комиссий за такие автоматические платежи нет — они прямо запрещены законом.
В общем, все придумано так, что за вас посчитают и заплатят. Надо только установить настройки в приложении.
Если не заплатить, то в течение 10 дней пришлют требование в мобильном приложении. А дальше у налоговиков есть стандартная схема взыскания, она работает для всех налогов — для самозанятых ничего нового.
Как подать декларацию
Деклараций на этом режиме нет. Ничего подавать вообще не нужно.
Нужна ли онлайн-касса
Страховые взносы можно не платить
При этом часть налогов самозанятых — 37% — все равно идет на обязательное медицинское страхование согласно статье 146 БК РФ.
Мне все подходит. Как перейти на этот режим?
Через приложение. Запрос заполняется и загружается в мобильном приложении «Мой налог».
Для постановки на учет нужны:
Если налоговой инспекции что-то покажется подозрительным в регистрации через приложение — ну, мало ли кому в руки попадет телефон, — в тот же день придет отказ с объяснением причин. Полную проверку налоговая проводит шесть дней со дня направления заявления — если через шесть дней не пришел отказ, значит, регистрация прошла без проблем. Если все-таки пришел отказ, надо действовать по ситуации — налоговая укажет причины.
Чтобы быстро зарегистрироваться, используют подтвержденную учетную запись на портале госуслуг. Мы рассказывали, как это работает, в другой статье Т—Ж.
В банке. Самозанятые могут зарегистрироваться через банк — с помощью усиленной электронной подписи. Фотография при таком варианте тоже не нужна.
Если все в порядке, налоговая пришлет подтверждение, что теперь вы можете платить 4% или 6% с дохода — то есть применяете спецрежим «Налог на профессиональный доход». Слова «самозанятый» там не будет.
А можно не переходить на этот режим?
Применять этот режим — не обязанность, а право. Не хотите — не применяйте.
Куда пойдут эти деньги?
Эти деньги пойдут в бюджеты регионов. То есть в те регионы, где находятся или работают плательщики налога. В федеральный бюджет ничего не идет.
Часть денег пойдет в фонд медицинского страхования. Это нужно, чтобы налогоплательщики могли бесплатно лечиться в больницах и поликлиниках — то есть примерно 37% от этого налога вы платите на свое медицинское страхование.
А что с пенсией?
Пенсию можно формировать самостоятельно: вы легально работаете, платите в бюджет символические деньги с дохода, имеете право на бесплатную медицину, не сдаете никакой отчетности, не покупаете кассу и с вас не требуют ни копейки отчислений на пенсию. Вы как бы отвечаете за нее самостоятельно: что накопите, на то и будете жить в старости.
Кому может быть полезен этот налоговый режим?
Это полезно частным мастерам — тем, кто зарабатывает в среднем до 200 тысяч в месяц. Тем, у кого оборот больше 2,4 млн рублей в год и есть сотрудники, новый налог не подойдет.
Это полезно самостоятельным и ответственным людям. А инфантильные и безответственные сначала перестанут платить взносы на пенсию, а потом через 30 лет будут на улицах проклинать власть за низкий уровень жизни.
Фактически 4 и 6% — это очень низкий налог. Очень низкий. И очень простой.
Прочитайте еще разбор про налоговый вычет и сложные вопросы по этому делу.
Дорогие читатели и авторы вопросов, все ваши комментарии мы читаем, группируем и анализируем. Не сразу получается ответить, потому что на очереди новые разборы, подкаст и еще несколько статей об этом налоге.
Также мы готовим запросы в ФНС, чтобы предоставить вам внятные и честные разъяснения по тем моментам, с которыми все сложно. Но нужно подождать пока закон вступит в силу. Повторяющиеся вопросы будем публиковать в виде отдельных разборов.
Вы еще много раз прочитаете в Т—Ж о налоге для самозанятых. И это будут самые честные и корректные статьи. Дайте нам немного времени, чтобы все систематизировать.
И если у вас не очень однозначная ситуация, не спешите с решениями: там много подводных камней, которые могут доставить вам проблемы. Еще есть время. Перейти на этот режим можно в любой день в течение года, а не только с 1 января.
«Это будет полезно самостоятельным и ответственным людям. А инфантильные и безответственные сначала перестанут платить взносы на пенсию, а потом через 30 лет будут на улицах проклинать власть за низкий уровень жизни.»
Так-то, что бы сейчас проклинать власть не обязательно быть инфантильным и безответственным. Власть все делает для того, что бы упростить нам эту задачу.
Максим, сейчас, напротив, для этого надо быть зрелым и ответственным. Очень неудачный пассаж тут выбрала автор, явно читается отсыл к нынешней ситуации, которая совсем-совсем иная: люди платят огромные налоги (почти половину заработанного) и имеют полное право возмущаться нынешней властью, которая явно налоги не отрабатывает.
Evgeny, как всё-таки вас приучили считать себя лохом! Это надо додуматься: оказывается, у нас такие щедрые работодатели, что из личных денег за работников платят! Обхохочешься! Никакие «чужие деньги» работадатель за работника не платит. Все эти деньги заработал работник, и именно из этих заработанных работником денег работодатель заплатит и все взносы, и налоги, и зарплату работнику, и себе в карман кой-чего насыпет. Так что выдавливайте из себя раба по капле, как советовал классик. Именно потому власть и не хочет, чтобы люди сами платили налоги, чтобы граждане не чувствовали, как много они из своих денег отдают государству, и не начали задаваться вопросом, а как, собственно, государство обслуживает их за эти деньги.