что значит сансара в конце истории
Круг сансары – что это такое?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Каждый, кто изучал или хоть как-то соприкасался с культурой Индии и религиозными течениями, которые там зародились – буддийским, индуистским, сикхистским, джайнистским — наверняка слышал о сансаре, и невольно задумывался: круг сансары – что это такое?
Сегодняшняя статья ответит на этот вопрос доступным языком. Вместе мы узнаем о понятии сансары, его краткой истории, об изображении в искусстве. Сколько существует кругов, какие животные символизируют главные недостатки живых существ, как выбраться из подобного круговорота – все это в статье ниже.
Сансара, или, как ее иногда называют, самсара – санскритское слово, которое означает «блуждание», «непрерывное движение». В буквальном смысле это череда постоянных перерождений, воплощений души в новом теле, беспрерывный круговорот жизней и смертей. Обычно эти циклы изображаются как круг или колесо.
Сансара неразрывно связана с законом кармы. Человек, совершая любые поступки, действия и даже допуская определенные мысли, ощутит на себе их последствия в будущем: плохие или хорошие. Так работают причинно-следственные связи: все, что мы сейчас имеем – результат поступков прошлого, а все, что нас ждет в будущем, зависит от настоящего момента.
Карма может распространяться и на следующие жизни. Когда человек умирает, он реинкарнирует в другое тело: снова в человека, животного, существа из высшего или низшего мира.
Это зависит от того, хорошая или плохая карма у человека. Праведный образ жизни, добрые поступки, благостные мысли порождают накопление кармы, а грехи, страсти, причиненное зло, наоборот, становятся причиной плохой кармы. Окончательное решение, согласно буддийской философии, выносит повелитель смерти – Яма.
Живое существо всегда пребывало и пребывает в круге сансары, этом непрекращающемся пути изменений и перерождений.
Великий Учитель и основоположник буддизма Будда Шакьямуни говорил: «Странствование (сансара) существ имеет своё начало в вечности. Нельзя найти того мгновения, начиная с которого создания, заблудившиеся в невежестве, скованные жаждой бытия, пускаются в свои странствования и блуждания».
Круг сансары также известен под названием бхавачакра. Именно он, заключающий в себя страсти, привязанности, постоянные воплощения, является причиной страданий. Главная же цель каждого буддиста – избавиться от страданий, а значит – разомкнуть круг сансары. Выход из него влечет за собой полное освобождение, которое называется нирваной.
Про сансару начали говорить еще в Древней Индии, еще до зарождения буддийской мысли. Первые ее упоминания относятся к VIII-VII веку до нашей эры, когда на Востоке господствовал брахманизм в сочетании с идеями ведической культуры.
Буддистская мысль позаимствовала идеи о цикле вечных перевоплощений. Однако именно благодаря ей сложилось четкое понимание сансары, которое понятно каждому и актуально в наши дни. Сансара сейчас – непреложный, основной закон существования всего сущего в картине мира буддизма, индуизма, сикхизма и джайнизма.
При входе во многие буддистские и индуистские храмы можно заметить интересную картину, лепнину или резьбу, изображающую колесо из 4 окружностей с разными образами. Это и есть колесо сансары, которое являет собой воплощение не просто жизненного цикла одного человека, а всего мироустройства в целом, жизни всего сущего.
Предание гласит, что Будда Шакьямуни посоветовал царю Магадхи подарить такую картину правителю Утраяне, что в итоге вызвало у него доверительное и уважительное отношение к Учению.
В центре часто изображаются животные, которые олицетворяют три яда, которым подвержены многие люди:
* свинья – неведение, алчность;
* петух – привязанность, страсть;
Эти яды заставляют жить людей в мире, полном иллюзий.
Следующий круг рисует слева монахов и мирян, живущих правильно, в благости, добродетели, а справа – существ, погрязших во грехе. Они противопоставляются друг другу: первым уготовано удачное перерождение, а вторым – несчастное существование.
Третий круг состоит из шести частей – в соответствии с уровнями сознания, или мирами в буддийской мысли:
* несчастные духи низших миров;
* ад, пылающий пламенем и льдом.
Картину обязательно сопровождает Будда, который способен помочь абсолютно всем спастись в освобождении.
Четвертый круг, который обрамляет колесо, иллюстрирует 12 связей, которые складывают карму и приводят в движение маховик колеса, заставляют его делать все новый и новый оборот. Это своеобразные 12 ступеней, сопровождающие человека всю жизнь на пути к смерти:
* стимул — сила, заставляющая двигаться;
Выход из круга сансары
Многие, понимая, что колесо сансары – причина наших страданий, задумываются о том, как выйти из него. Самое главное – избавиться в первую очередь от трех ядов, которые отравляют жизнь и сознание, которые все сильнее втягивают в круговорот: неведение, злость и страх.
Разорвать круг можно только будучи в человеческом обличии. Человек, который чист в действиях и мыслях, соблюдает каноны буддийского учения, придерживается восьмеричного пути, имеет все шансы на освобождение. Зачастую на пути к обретению свободы может помочь бодхисаттва, который пожертвовал своим пробуждением ради освобождения других людей.
Можно дать несколько практических советов, соблюдение которых может привести к выходу из самсары:
* Спасать жизни, проявлять милосердие и сострадание к людям, животным, всему живому;
* Проявлять щедрость – не скупиться на советы, поддержку, материальную и духовную помощь;
* Соблюдать верность друзьям, любимым, супругу, родным в действиях и в мыслях;
* Следить за речью, употреблять только добрые слова, стараться приводить конфликте к примирению;
* Чувствовать благодарность за все, что есть в жизни;
* Учиться новому, самосовершенствоваться, развиваться духовно;
* Любить окружающий мир.
Эти прописные истины помогут обрести гармонию, наполнить свой внутренний мир, сеять добро вокруг и приблизиться к заветной цели – освобождению.
Что такое «сансара»? О чем поет Баста в песне «Сансара»?
Происхождение и значение слова «сансара»
Фото: Wikimedia
Как гласит народная индийская мудрость, «куда вы не посмотрите, везде стремления и страсти, бешеная погоня за удовольствиями, поспешное бегство от боли и смерти, везде пустота и зной разрушающих желаний. Мир полон связей и изменений. Все это и есть сансара».
Фото: Depositphotos
Сансара в индуизме
В зависимости от рассматриваемой религиозной традиции термин «сансара» может приобретать различные смысловые оттенки.
Чтобы освободиться из замкнутого цикла сансары, необходимо следовать заповедям любви, верно служить Богу, заниматься медитацией и йогой. Завершающую стадию освобождения называют нирваной, мокшей, мукти и т.д.
Колесо сансары. Сансара в буддизме и сикхизме
Фото: Wikimedia
В сикхизме считается, что в новой жизни индивид имеет шанс получить милость Всевышнего, т.е. родиться в человеческом теле, лишь за счет благочестия в прошлой жизни. Выйти из сансары можно, совершая добрые поступки.
Баста о сансаре
Российский музыкант Василий Вакуленко, известный под псевдонимом Баста, в 2017 выпустил песню о сансаре («Сансара»), в которой описал этот круговорот перерождений в мире:
Моих детей и голосами их детей.
Нас просто меняют местами,
Таков закон сансары,
Что такое Колесо Сансары и как из него выйти?
Наша с вами жизнь имеет очень динамичный ритм, она наполнена своими заботами и непрерывной суетой. В постоянном круговороте повседневной жизни многие из вас, все же могли слышать такие слова как: «сансара» или «колесо сансары».
Что такое Сансара
Сансара или самсара (санскр. संसार, «скитание, странствие») — это постоянный круговорот рождений и смертей, перерождение души, стремящийся к освобождению и очищению от результатов всех своих прошлых накопленных действий (кармы).
В процессе своей жизни человек совершает множество поступков, которые и определяют её будущий исход. В конце земного бытия – подводится черта, где на итоговые «весы» водружают все праведные и неправедные поступки человека, накопленные за все его прошлые жизни.
Сансара в философии, представляет собой важнейший закон, которому отводится центральное место. Различные школы, основанные на религии, находят её местом неблагоприятным, считая препятствием, которое мешает познать истину природы бытия человека.
Сансара в буддизме, представляется неким просвещением, основывающимся на том, что между рождением и смертью есть ещё и промежуточное состояние. Именно в нем – момент нового существования подобен процессу передачи огня от одной свечи к другой. Так и возникла теория о путешествиях души после смерти.
Закон Сансары
Если заглянуть глубже в учения Будды, то можно заметить, что человеческую сущность невозможно изменить, а от тех поступков, которые совершают люди, меняется только их мировосприятие.
Человек, совершающий недобрые поступки впоследствии получает лишь боль, страдания и болезни. Люди, которые находит в себе силы на добро и хорошие деяния в благодарность получают полное умиротворение.
Законом Сансары прописываются истины бытия не только в этой жизни, но и ожидания от последующего перевоплощения. Название такого механизма – бхавачакра. Его составляющие – 12 звеньев, а именно:
Смысл цикла существования кроется в том, что все деяния человека, хорошие или плохие, всё равно оставляют свой след в его карме. Этот след, впоследствии, и приводит человека к его будущему перевоплощению. Главная цель буддиста – не зависимо от своих чувств и желаний, прожить жизнь не оставляя следов на карме.
Что такое Колесо Сансары
Первые представления о колесе сансары возникли ещё в позднем ведийском брахманизме (800-600 гг. до н.э.). Позже, этот сакральный механизм был позаимствован буддистами и растолкован именно так, как понимаем его сейчас мы.
Колесо Сансары – это сложный кармический механизм, который несет в себе постоянный круговорот рождений и смертей.
Люди, очень часто употребляют термин «порочный круг», перекладывая в него все свои негативные и постоянно повторяющиеся события. Они всегда заводят человека в глухой тупик, не давая возможности для дальнейшего движения. Такое проявление и есть тем самым Колесом Сансары.
«Колесом» этот кармический механизм назвали не просто так. Колесо Сансары – это символ круговорота, означающего, что каждые невыполненные задачи и греховные поступки – накапливаются на протяжении жизни, но при этом, человеку дается шанс на искупление в будущих перевоплощениях.
Если душа не выполняет поставленных задач – она застревает на несколько перерождений, пока не научится находить решение. Называние этому процессу – реинкарнация.
Колесо Сансары, подобно воронке, может затянуть в свои сети каждого человека. Для этого достаточно иметь обыкновенные людские пороки и слабости. Существует теория, согласно которой, чем выше число перерождений души, тем сложнее вырваться из возрастающего колеса. Главной причиной этому служит систематическое повторение одной и той же ошибки на протяжении каждого перевоплощения. Учитывая тот факт, что выбраться из Колеса Сансары с каждым перерождением становится всё сложнее, его смело можно называть кармическим наказанием.
Иконография Колеса Сансары
Обычно Колесо Сансары изображают в виде древнего колесничего, который имеет восемь спиц. На каждой из них, содержится множество подробных иллюстраций о том, что же происходит с душой на всех этапах круговорота, и что самое главное, отвечает на вопрос: — «Как выйти из Колеса Сансары?».
В центре изображения нарисован круг с четырьмя окружностями, которые поделены на сегменты. В каждом из них иллюстрируется действие законов кармы. Центральные фигуры круговорота – три существа, что отравляют человеческий ум, а именно:
Эти три яда омрачают разум человека, заставляя постоянно перерождаться, накапливая и искупая свою карму.
Второй круг именуется Бардо. Он состоит из светлой и тёмной части, которые символизируют благие деяния и грехи. Если душа устремилась к добрым поступкам – она переродится в благоприятных мирах. Души полные грехов, попадают на тёмную сторону и направляются в адские миры.
Третий круг делится на шесть частей, по количеству шести типов миров: начиная от самых светлых и заканчивая тёмными и мрачными. В каждой из секций находится изображение Будды или святого учителя дхармы – бодхиставы, который часто приходит в наш мир из сострадания к живым существам.
Классификация миров в буддизме
Мир богов (дэвов). Обитатели этого мира – боги. Они полны блаженства и не задумываются о законах кармы или последующих перерождениях. Дэвы считаются бессмертными, но и их путь не вечен. Когда жизнь божества близится к концу, оно испытывает горечь и страдания во много раз превышающие человеческие, так как понимает, каких удовольствий лишается.
Мир полубогов (асуров). Существа этого мира полны гордыни, зависти и ревности. Асуры, в отличии от дэвов (богов), не являются бессмертными, но обладают очень большой силой.
Мир людей. Мир, основанный на привязанности и любви. Люди не видят вещи такими, как они есть, но имеют возможность учиться и познавать новое.
Мир животных. Обитатели этого мира живут в неведении и тупости, отдавая предпочтение естественным нуждам. Животные, в отличии от людей, не помышляют о духовном. По причине отсутствия воли, обстоятельства всегда берут верх над ними, а жизнь полна страха и беспокойства.
Миры голодных духов (претов). Обитатели этого мира одержимы вечным вожделением и ненасытной жаждой. Преты – это призраки, которые вынуждены жить в муках из-за невозможности утолить все свои страсти и похоти. Их излюбленное место обитания – перекрестки и ограды домов (владений).
Мир адских существ (нараков). Очень жестокий мир, где рождаются существа, чей ум наполнен злобой, гневом и жаждой мести. Ады (жители адского мира) испытывают нескончаемые страдания и муки.
Не смотря на то, что миры расположены по кругу, перевоплотиться можно как сверху, так и снизу. Из мира людей можно взлететь в мир дэвов (богов) или рухнуть в ад.
Внешняя рамка Колеса Сансары состоит из двенадцати изображений, которые символизируют законы кармы в действии:
И последний элемент иконографии Колеса Сансары – Яма. Он крепко держит в своих зубах и когтях весь круговорот, являясь божеством смерти и бренности жизни. Яма считается посмертным судьёй и владыкой адского мира. Будто в противовес этому суровому божеству, за пределами колеса стоит Будда, показывающий на Луну.
Колесо Сансары дало оборот – что это значит?
Каждая спица Колеса Сансары приравнивается к одному воплощению души, которых всего восемь. На протяжении жизни (спицы), человек живет и накапливает карму, как положительную, так и отрицательную. Она влияет на то, какими будут его последующие перевоплощения. Если к завершению последнего перерождения карма отработана, то человек имеет возможность стать свободным, воспользовавшись правом выбора.
Так что же значит выражение: «колесо сансары дало оборот»? Ответ прост: это значит, что за все восемь жизней (перевоплощений) положенная человеку карма полностью набрана и отработана.
Как выйти из Колеса Сансары?
Главная цель религии буддизма – освобождение от накопленной кармы. Вопрос о том: «как выйти из Колеса Сансары», будоражит и беспокоит умы многих поколений буддистов. Что интересно, есть даже специальные правила, соблюдая которые можно прервать этот замкнутый кармический круговорот, а именно:
Для того, что бы выйти из Колеса Сансары – нужно очень усердно работать над собой и своим внутренним миром, стараясь устранять и искоренять те качества, которые порождают все неблагоприятные деяния. Важно знать, что ключ к точке выхода лежит в самих событиях. Зная все их компоненты и рычаги воздействия можно перепрограммировать свою жизнь и стать свободным.
Колесо сансары: что это значит?
Ч то значит «колесо сансары»? Понятие сансары как таковой существовало в древней Индии в среде брахманов ещё до учения Будды Шакьямуни. Самое первое упоминание найдено в Упанишадах, где раскрываются законы и природа всего сущего. В текстах говорится, что высшие существа пребывают в блаженной нирване, а все остальные, омрачённые тремя умственными ядами, вынуждены вращаться в колесе перерождений, затянутые туда законами кармы.
Сансара полна страданий, поэтому главная цель всех существ — найти выход и вернуться в состояние совершенного блаженства. Многие поколения мудрецов искали ответ на вопрос «Как разорвать колесо сансары?», но толкового способа не было, пока Гаутама Будда не достиг Просветления. Именно буддизм разработал чёткую концепцию сансары (Пратитья самутпада) и представил её как отлаженный механизм причинно-следственных связей, основанных на принципах кармы и реинкарнации. Понятие сансары можно озвучить как непрекращающийся круговорот рождений и смертей живых существ во всех проявленных мирах Вселенной. Если переводить слово «сансара» дословно, то оно означает «скитание, длящееся вечно». Согласно буддийскому учению о Просветлении (о выходе из круговорота жизни и смерти) существует бесчисленное множество миров и бесчисленное множество живых существ, которые проявляются в этих мирах и действуют в них каждый согласно своей карме.
Колесо сансары в буддизме — это совокупность всех миров, находящихся в постоянном движении и трансформации, ничто в них не является постоянным и незыблемым.
Изменчивость — основной атрибут всего проявленного, поэтому изображают сансару в виде колеса, совершающего беспрерывно один оборот за другим.
Круг жизни, колесо сансары – его вращение символизирует непрерывность и цикличность событий во Вселенной.
Упрощённый символ колеса сансары — обод и восемь спиц, соединяющих его со ступицей. По преданию, Будда сам выложил его рисом на песке. Спицы колеса означают лучи истины, исходящие от учителя (по числу ступеней Восьмеричного пути).
Лама Гампопа, живший в 1079-1153 гг., определил три основные характеристики сансары. По его определению, природа её есть пустота. То есть, все проявленные миры, какие только возможны, не являются реальными, они не несут в себе истины, базиса, основы, они эфемерны и беспрестанно изменчивы, как облака в небе. Не стоит искать истину в бесплотной фантазии, а постоянство — в изменчивом. Второе качество сансары — её появление есть иллюзия. Всё, что окружает живых существ, а также формы воплощения самих существ являются обманом, миражом, галлюцинацией. Как и любая иллюзия, не имеющая под собой основы, сансара может нести бесчисленное число проявлений, она может принимать все мыслимые и немыслимые формы, выражаться в бесконечном числе образов и явлений, которые, едва возникнув и не имея под собой реальной основы, тут же трансформируются в другие, изменяются или исчезают в соответствии с законами кармы. Третий атрибут самый важный, ибо главная характеристика сансары — страдание. Но заметим, что буддисты в понятие «страдание» вкладывают немного иной смысл, чем мы привыкли.
Термин «страдание» в буддийском учении не является антиподом счастья или удовольствия. Страдание можно определить как любую эмоциональную нестабильность, любую активность ума, порождающую новые эмоции и переживания. Если найти значение, противоположное страданию, то для буддиста им станет состояние совершенного спокойствия, умиротворения, свободы и внутреннего блаженства. Не эйфории и праздной неги, а ощущения вселенского мира и гармонии, законченности и целостности.
А мирская жизнь, с её суетой и заботами, даже и не пахнет таким покоем и полным духовным равновесием. Вот поэтому всё, что связанно с сансарой, будь то радость, печаль, восторг или горе, связывается со страданием. Даже, казалось бы, положительные моменты причиняют дискомфорт. Имея нечто, мы допускаем мысль об утрате и страдаем. Любя кого-то, мы страшимся разлуки. Достигнув чего-то, мы видим, что это не вершина, есть цели сложнее и выше, и снова страдаем. И, конечно, страх смерти как страх потерять всё, включая тело и собственную жизнь, кажущуюся единственной.
Согласно ведическим текстам, один оборот колеса Сансары соответствует временному интервалу, называемому кальпой (1 день жизни бога Брахмы). В буддийской же традиции Брахма тут ни при чём, мир возникает из-за наличия кармических предпосылок, оставшихся после разрушения предыдущего мира. Как существо в Сансаре рождается и умирает, следуя карме, так и миры возникают и разрушаются под действием того же закона. Один цикл колеса называется Махакальпа и состоит из четырёх частей по 20 кальп. В первую четверть мир формируется и развивается, во второй период он стабилен, в третий — деградирует и гибнет, в четвёртый — пребывает в непроявленном состоянии бардо, формируя кармические предпосылки для очередного воплощения. Расхожее выражение «колесо Сансары дало оборот» обычно применяют в значении смены эпох, когда происходит ломка старого и возникновение нового.
Колесо сансары в буддизме играет огромную роль, составляя основу учения об освобождении. Учение об освобождении от круговорота рождений и смертей основано на четырёх утверждениях, называемых Благородными истинами, которые Будда Шакьямуни сформулировал после своего Просветления. Познав истинную сущность сансары, он не только открыл заново все законы кармы, но и нашёл способ разорвать круг перерождений.
Четыре благородные истины Будды Шакьямуни:
Выйдя из медитации, Будда сформулировал четыре основных открытия, совершённые им в процессе Просветления. Эти открытия названы Благородными истинами и звучат как:
Дукха означает, что ум омрачён неведением, он подобен глазу, который видит всё, кроме себя самого, и из-за этого воспринимает мир двойственно, отделяя себя от него. Восьмеричный путь — средство, помогающее уму увидеть себя, осознать иллюзорность окружающего мира, преодолев пять препятствий:
Самудая означает, что омрачённый ум полон разноречивых эмоций, жёстких концепций, принципов и самоограничений, которые не дают ему пребывать в покое и постоянно толкают из крайности в крайность.
Ниродха предполагает, что, искоренив неведение, ум вернётся в гармоничное состояние, преобразовав бурлящие эмоции и ограничения в мудрость.
Магга — указание на методы борьбы с неведением.
Методы избавления от желаний и достижения освобождения собраны в учении Срединного пути, называемом также Восьмеричным благородным путём.
Карма и реинкарнация
Определение колеса сансары, как уже говорилось выше, тесно связано с такими понятиями, как карма и реинкарнация.
Понятие реинкарнации, знакомое многим верованиям, предполагает наличие у живых существ как смертных временных тел, так и бессмертных, более тонких и даже вечных оболочек, неуничтожимого сознания, или «искры божьей». Согласно теории реинкарнации, существа, воплощаясь в разных мирах, отрабатывают определённые навыки, выполняют возложенные на них миссии, после чего, оставляя смертное тело в этом мире, переходят в новое тело с новой миссией.
Каббалисты считают, что душа обречена воплощаться в смертном мире раз за разом, пока не воспитает в себе высшие качества Абсолюта, чтобы быть готовой соединиться с ним. Пока существо омрачено эгоистичными помыслами, душа будет попадать в смертный мир и подвергаться испытаниям.
Христиане тоже знали о реинкарнации, но на пятом Вселенском соборе в VI веке информация о ней была запрещена, и все упоминания были изъяты из текстов. Вместо череды рождений и смертей была принята концепция одной жизни, Страшного Суда и вечного пребывания в Аду или Раю без возможности оные покинуть. Согласно же индуистским и буддийским знаниям, душа попадает в Рай и Ад, но лишь на время, в соответствии с тяжестью совершённого греха или значимостью благой заслуги. Некоторые учёные считают, что сам Иисус рождался на земле до тридцати раз, прежде чем воплотиться в качестве миссии из Назарета.
Знали о реинкарнации зороастры и майа, идею отсутствия жизни после смерти считали абсурдной египтяне. Пифагор, Сократ, Платон не находили в идеях перевоплощения души ничего удивительного. Приверженцами реинкарнации были Гёте, Вольтер, Джордано Бруно, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, А. Конан-Дойль, Лев Толстой, Карл Юнг и Генри Форд.
В буддийских текстах также есть упоминание о «состоянии бардо» — промежутке времени между рождениями. Дословно оно переводится как «между двумя». Насчитывают шесть типов бардо. В разрезе круговорота сансары интересны первые четыре:
Также выделяют два дополнительных состояния сознания:
Понятие кармы можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект: карма — это деятельность, имеющая результат. В буддийской традиции карма имеет смысл любого действия. Действием здесь может выступать не только совершённое деяние, но также слово, мысль, намерение или недействие. Все проявления воли живых существ формируют его карму. Второй аспект: карма есть закон причинно-следственной связи, пронизывающий все явления сансары. Всё взаимообусловлено, имеет причину, имеет следствие, ничего не происходит без причины. Карма как закон причинно-следственных связей является основополагающей концепцией в буддизме, объясняющей механизмы процессов рождения и смерти, а также путей прерывания этого круговорота. Если рассматривать карму с этой позиции, то можно дать несколько классификаций. Первая делит понятие кармы на три основных типа:
Слово «карма» в этой классификации имеет значение благих деяний, которые ведут к накоплению заслуг. Карма накапливается, когда живое существо действует в соответствии с законами Вселенной и не помышляет об эгоистических выгодах. Деятельность, приносящая пользу окружающим и миру, самосовершенствование — это есть карма. Карма, согласно законам реинкарнации, ведёт к перерождению в более высоких мирах, к уменьшению страдания и открытым возможностям для саморазвития.
Викарма — противоположное понятие. Когда некто действует вопреки законам Вселенной, преследует исключительно личные выгоды, наносит вред миру, то он накапливает не заслуги, а воздаяние. Викарма становится причиной перерождения в нижних мирах, страданий, отсутствия возможности к саморазвитию. В современных религиях викарма называется грехом, т. е. погрешностью относительно мирового порядка, отклонением от него.
Акарма — особый вид деятельности, при котором не происходит ни накопления заслуг, ни накопления воздаяния, это деятельность без последствий. Как такое возможно? Живое существо действует в сансаре согласно указаниям и мотивам своего эго. Абстрагируясь от своего «я» и совершая деяния в качестве не деятеля, а всего лишь инструмента, не источника воли, а проводника чужих идей, существо перекладывает кармическую ответственность на того, чьим именем совершает деяние. Сложность в том, что при этом следует полностью исключить собственные мотивы, суждения, волю, не ожидать от своих дел никаких наград, похвалы, ответных услуг, всецело предав себя в руки носителя идеи. Это деятельность, приносимая в качестве бескорыстного жертвования. Акарма — это деяния святых подвижников, которые творили чудеса именем Божьим, и служение преданных жрецов, вверявших себя воле почитаемого божества; это подвиги и самопожертвование во имя справедливости и спасения страдающих, это деятельность монахов, которые согласно закону Дхармы (закон мировой гармонии) несут благо живым существам из любви и чувства единства со всем мирозданием, ничего не ожидая взамен; это действия, совершаемые из любви и сострадания.
Последний вид кармы напрямую связан с Просветлением, так как позволяет победить своё ложное эго.
Вторая классификация делит карму с точки зрения проявления следствий.
Прарабдха-карма, или последствия деяний, переживаемые сейчас, в этом рождении. Это воздаяние, получаемое за совершённые деяния. Тут о карме можно говорить как о «судьбе».
Апрарабдха-карма, или последствия, которые неизвестно когда и как проявятся, но уже сформированные причинно-следственной связью. Идёт программирование следующих воплощений.
Рудха-кармой называют последствия, которые ещё не наступили в проявленном мире, но человек чувствует их наступление интуитивно, как бы стоя на пороге.
Биджа-карма — это не сами последствия, а причины последствий, которые ещё не сформировали ответную реакцию, но обязательно проявятся. Это посеянные семена, ещё не давшие корней и всходов.
Как ясно из вышеизложенного, закон кармы предполагает всеобщую обусловленность, то есть все события причинно связаны. Вращение колеса сансары происходит благодаря этой связи. Одно цепляет другое и так далее до бесконечности.
Как выйти из колеса сансары?
Благие и неблагие деяния
Основной причиной, затягивающей существ в круговорот перерождений, являются три яда, обозначаемые символически в виде свиньи невежества, петуха страсти и змеи гнева. Искоренение этих омрачений помогает освободиться от негативной кармы и найти выход из колеса сансары. Согласно буддийскому учению, есть десять благих и десять неблагих видов поступков, создающих ту или иную карму.
Негативные поступки состоят из действий тела, речи и ума. Телом можно согрешить, совершая убийство из глупости, гнева или желания удовольствия. Совершая кражу силой или обманом. Совершая измены партнёру, изнасилования или всякие извращения сексуального характера.
Речью можно согрешить, солгав во вред другим и на пользу себе, создав ссору, сплетничая и злословя: грубя собеседнику напрямую или за спиной, отпуская обидные шутки.
Умом можно согрешить, имея неправильные (не соответствующие истине) взгляды, враждебные мысли в отношении других людей или их деятельности, жадные помыслы об обладании чужим или привязанности к своему имуществу, жажде богатства.
Десять положительных деяний очищают ум и ведут к освобождению. Это:
По закону кармы все деяния живых существ имеют свой уникальный вес и не подлежат взаимозачёту. За хорошие поступки следует награда, за плохие — воздаяние, если в христианстве есть принцип «взвешивания» суммарных заслуг и грехов, то в отношении колеса сансары и учения Будды за все придётся рассчитываться индивидуально. Согласно древнему индийскому эпосу Махабхарата, где описаны жизни как великих героев, так и великих грешников, даже герои попадают в ад, чтобы искупить свою плохую карму, прежде чем вознестись на небо, а злодеи, прежде чем низвергнуться в ад, имеют право пировать с богами, если у них есть определённые заслуги.
Изображение колеса сансары
Обычно символично колесо сансары изображают в виде старинного колесничного с восемью спицами, но также есть каноническое изображение круговорота жизни и смерти, распространённое в буддийской иконографии. Танка (изображение на ткани) содержит множество символов и иллюстраций процессов, происходящих с душой в круговороте перерождений, и имеет указание то, как выйти из колеса сансары.
Центральное изображение самой сансары вмещает один центральный круг и три окружности, поделённые на сегменты, иллюстрирующие действие закона кармы. В центре всегда находятся три существа, обозначающие три главных яда ума: невежество в образе свиньи, страсть и привязанность в образе петуха и гнев и отвращение в виде змеи. Три этих яда лежат в основе всего круговорота сансары, существо, чей разум омрачён ими, обречено перерождаться в проявленных мирах, накапливая и искупая карму.
Второй круг называется Бардо, по названию состояния между рождениями, которое было описано выше. Он имеет светлую и тёмную части, символизируя благие заслуги и грехи, которые ведут либо к перерождению в высших мирах, либо в адах соответственно.
Следующий круг имеет шесть частей по числу шести типов миров: от самых мрачных к самым светлым. В каждом сегменте также изображён Будда либо бодхисаттва (святой учитель дхармы), приходящий в данный мир из сострадания, чтобы спасать живых существ от страданий.
В соответствии с буддийским учением миры могут быть:
Следующие миры считаются благоприятными:
Хотя миры и расположены по кругу, переродиться можно как снизу вверх, так и сверху вниз, из человеческого мира можно вознестись в мир богов или упасть в ад. Но на мире людей надо остановиться поподробнее. По мнению буддистов, человеческое рождение наиболее выигрышное, так как человек балансирует между нестерпимыми страданиями адов и самозабвенным блаженством богов. Человек может осознать закон кармы и встать на путь освобождения. Часто человеческую жизнь называют «драгоценным человеческим рождением», так как существо получает шанс найти выход из круговорота сансары.
Внешний ободок в изображении символически иллюстрирует закон кармы в действии. Сегменты читаются с верхнего по часовой стрелке, всего их двенадцать.
Первый сюжет указывает на неведение относительно природы мира, его законов и незнание истины. Человек со стрелой в глазу — символ отсутствия ясного видения происходящего. Из-за этого неведения существа и попадают в круговорот миров, крутясь в нём наугад и действуя без чёткой осознанности.
Второй сюжет изображает гончара за работой. Как мастер лепит форму горшка, так и спонтанные неосознанные мотивы формируют предпосылки для нового рождения. Сырая глина бесформенна, но она заранее содержит в себе бесконечное число форм всех изделий из неё. Обычно этот этап соответствует зачатию.
Третий сюжет изображает обезьяну. Неугомонная обезьяна символизирует беспокойный ум, имеющий природу двойственного (не единого, не истинного) восприятия, в таком уме уже содержатся семена кармических тенденций.
Четвёртая картинка показывает двоих людей в лодке. Это значит, что на основе кармы создаётся определённая форма проявления существа в мире и его миссия на данное воплощение, то есть существо осознаёт себя как такое или иное, проявляются психофизические характеристики будущей жизни, формируются предпосылки жизненных обстоятельств.
Пятая картинка изображает дом с шестью окнами. Эти окна в доме символизируют шесть потоков восприятия по шести органам чувств (включая ум), по которым существо получает информацию.
На шестом секторе изображена пара, предающаяся любви, что означает, что органы восприятия вошли в контакт с внешним миром и начали получать информацию. Этот этап соответствует рождению в проявленных мирах.
Седьмая картина показывает воду, выливаемую на раскалённое железо. То есть, полученные ощущения ум распознает как привлекательные, отвратительные или нейтральные.
Восьмая картина изображает человека, пьющего алкоголь (пиво, вино), что символизирует возникновение пристрастий или антипатий на основе суждений о полученных ощущениях.
Девятый сектор показывает снова обезьяну, которая собирает плоды. То есть ум создаёт для себя правила поведения – приятное надо желать, неприятного избегать, нейтральное игнорировать.
Десятая часть изображает беременную женщину. Так как сформированные подсознанием штампы поведения сформировали кармические предпосылки для нового воплощения в мирах сансары.
На одиннадцатой картинке женщина рожает дитя. Это есть результат действия кармы, созданной в предыдущей жизни.
И последний сектор содержит изображение покойника либо урны с прахом, символизирующих бренность любой проявленной жизни, её конечность. Таким вот образом для живого существа колесо сансары дало оборот.
Всё колесо сансары с его наполнением крепко держит в своих острых когтях и зубах божество Яма — божество смерти (в смысле бренности и непостоянства всего), из такой хватки вырваться совсем не просто. В иконографии Яма изображается синим цветом (грозным), с рогатой бычьей головой о трёх глазах, зрящих в прошлое, настоящее и будущее, в окружении пламенной ауры. На шее Ямы ожерелье из черепов, в руках жезл с черепом, аркан для ловли душ, меч и драгоценный талисман, подразумевающий власть над подземными сокровищами. Яма является также посмертным судьёй и владыкой подземного (адского) мира. Как бы в противовес такому суровому существу, рядом, вне колеса, стоит Будда, указывающий на Луну.
Образ Будды — это указатель, как выйти из колеса сансары, знак существования пути освобождения, пути, который ведёт к умиротворению и спокойствию (символ прохладной Луны).
Восьмеричный (срединный) путь освобождения
Как остановить колесо сансары? Разорвать цикл перерождений можно, следуя Срединным путём, который назван так, потому что доступен абсолютно всем существам и не предполагает каких-либо крайних, доступных лишь избранным, методов. Он состоит из трёх больших этапов:
Правильное воззрение заключается в осознании и принятии Четырёх благородных истин. Осознание закона кармы и истинной природы ума. Путь освобождения заключается в очищении сознания — единственной истинной реальности.
Правильное намерение заключается в работе над желаниями, трансформации негативных эмоций в позитивные, развитии благих качеств. Осознавая единство всего сущего, практик воспитывает чувство любви и сострадания к миру.
Нравственность очень важна на пути, так как без неё Просветление не осуществимо. Для соблюдения нравственности требуется не совершать греховных действий и не допускать одурманивания ума разными средствами. Последнее очень важно, так как одурманенный ум туп, не способен самоочиститься.
Правильная речь заключается в воздержании от четырёх греховных деяний, проявляющихся через речь. Напомним, это воздержание от лжи, грубости, сплетен и слов, приводящих к ссорам.
Правильное поведение заключается в воздержании от греховных деяний, совершаемых через тело: от убийства, присвоения чужого разными способами, измены и извращений, — а для людей духовного сана — соблюдение целибата.
Правильное усилие по искоренению застарелых убеждений и устоявшихся штампов. Непрерывное самосовершенствование, развитие гибкости мышления и наполнение ума позитивными мыслями и мотивациями.
Правильное направление мысли предполагает неустанную бдительность в осознании происходящего как оно есть, без субъективных суждений. Тем самым искореняется чувство зависимости от всего, что ум называет «моё» и «я». Тело — это только тело, чувства — всего лишь ощущения тела, состояние сознания — всего лишь данное состояние сознания. Мысля так, человек освобождается от привязанностей, связанных с ними беспокойств, необоснованных желаний и больше не страдает.
Правильное сосредоточение достигается практиками медитации различных уровней углублённости и ведёт к Малой Нирване, то есть личностному освобождению. В буддизме это называется состоянием архата. Вообще, различают три типа нирваны:
Итак, в разных традициях, колесо сансары значение имеет примерно одинаковое. Дополнительно про колесо сансары можно читать в текстах буддийских сутр, где подробно описываются механизмы кармы: какое именно воздаяние за какие грехи и заслуги получает человек, как устроена жизнь в высших мирах, что движет живыми существами каждого из миров? Наиболее подробное описание колеса перерождений содержится в учении об освобождении, а также в текстах Упанишад.
Если кратко, то колесо сансары означает круговорот рождения и смерти посредством реинкарнации и в соответствии с законами кармы. Проходя цикл за циклом, живые существа приобретают опыт различных воплощений, страданий и наслаждений. Этот круговорот может длиться неисчислимо долго: от сотворения Вселенной до её разрушения, поэтому основной задачей для всех осознанных умов является устранение невежества и выход в нирвану. Осознание четырёх Благородных истин открывает подлинный взгляд на сансару как на великую иллюзию, пронизанную непостоянством. Пока колесо сансары не дало оборот и мир ещё существует, следует продвигаться по Срединному пути, данному людям Буддой. Именно этот путь является единственным надёжным средством избавления от страданий.