что значит саваб в исламе
Онлайн школа изучения арабского языка
Елены Клевцовой
CА. САУАБ. Арабский алфавит для мусульман
Теги: Арабский алфавит – карточки
Сауаб или саваб – очень важное понятие в Исламе. В своей повседневной жизни арабы по нескольку раз на день подбадривают друг друга, говоря: «Сделай это, получишь саваб!»
Что же это такое, саваб?
Саваб – это вознаграждение за благие дела. Но вознаграждение не материальное, а то, которое дарует Всевышний. Если человек за свою жизнь приобрёл саваба больше чем грехов, то он несомненно войдёт в рай.
Однако за каждое ли «хорошее» деяние следует вознаграждение Аллаха? Ислам учит, что нет. Далеко не каждое дело, которое люди считают хорошим, достойно награды Всевышнего.
Приведу пример. Человек решил чему-то учиться, например, арабскому языку. Хорошо это или плохо? На самом деле это действие нейтральное, не хорошее и не плохое. Градус «хорошести» или «плохости» действию придаёт намерение человека. Важно не столько само действие ради действия, а то намерение, ради которого оно совершается.
В Исламе считается, что действие можно считать хорошим только в том случае, если оно посвящено Аллаху. То есть перед совершением любого дела человек думает о Всевышнем и произносит слова благословения «бисмиллахи ррахмани ррахим». Тогда его деяние будет вознаграждено савабом.
Если же человек, к примеру, просто учится ради учёбы, или карьеры, или славы, или достижения своих личных целей, забывая при этом о Боге, то его действия могут принести ему награду материальную, но высших целей он при этом не достигнет.
Ислам учит людей смотреть на каждое действие в глобальном контексте духовного развития, последовательно подчиняя свои каждодневные деяния высшей цели, выстраивая из своих дел разумные цепочки, ведущие к духовному росту вкупе с материальным.
Смысл понятия саваба в том, чтобы показать человеку, что одни и те же деяния могут быть как просто набором действий, приводящим к неким частным целям, так и разумной последовательностью, ведущей человека к близости с Творцом и бесконечному восхождению по ступеням духовного роста. Какой из этих путей выбрать, решать Вам.
Одним из самых богоугодных деяний в Исламе считается чтение Корана по-арабски. Не только за каждую прочитанную по-арабски суру даётся вознаграждение, но и за каждую Букву Корана верующий получает саваб. И этот саваб удваивается и даже утраивается, если человек будучи иностранцем, прикладывает усилия для изучения арабского языка с целью читать Коран.
Многим кажется, что читать по-арабски очень сложно. Однако на самом деле это не так.
Вы можете обучиться основам арабской письменности всего лишь за 3 часа!
Не верите? Проверьте! Смотрите видео-урок курса «Арабское чтение-письмо за 3 часа» у нас на сайте.
Саваб и карма: вознаграждение и причинно-следственный закон
На сегодняшний день многие мусульмане, а также люди, не имеющие отношения к исламу, не раз сталкивались с понятием награды за определённые праведные деяния. Что же такое награда и от кого мы её получаем с точки зрения богословия и религии?
Слово «саваб» (ثواب), часто используемое в мусульманской традиции, с арабского языка переводится как «вознаграждение», которое получат от Всевышнего в следующей жизни все правоверные за их благие поступки и дела в ближнем мире. Все мусульмане должны стремиться к тому, чтобы в этом бренном мире «накопить» как можно больше праведных дел, которые в будущем могут послужить для них спасением как в ближнем мире, так и в следующем.
Многие из нас знакомы с определением кармы в индуизме, где данный термин переводится с санскрита как «причина-следствие, воздаяние, труд». В индийских религиях под кармой понимают причинно-следственный закон, при действии которого человек (в зависимости от своих деяний) определяет свою собственную судьбу. Согласно индуизму все люди ответственны за свои действия и их результаты, а Богу отводится роль распределителя плодов кармы, способного также изменить её у определенного человека. То есть многие буддийские религиозные течения говорят о карме не как о судьбе, а как о цепочке «действие — ответ на действие» (некий эффект бумеранга). Соответственно, если мы совершаем добрые дела, то ответом будет добро для нас самих же, и наоборот: если мы сеем по миру зло, то впоследствии сами же остаемся за него в ответе.
То же касается и ислама, но в нём это имеет несколько иной характер. Понятие саваба в исламе олицетворяет систему воздаяний лишь в положительном ключе, тогда как карма представляет собой более широкое понятие действий человека, которое часто путают с судьбой в целом. В соответствии с положением о свободе человеческой воли как в исламе, так и в индийских религиях люди являются элементами многоуровневой цепочки передатчиков добра (или же зла). При этом в обеих религиях «реакции» (ответы) на действия человека могут проявиться уже в этой жизни, однако в исламе саваб нужен больше для того, чтобы обрести лучшее положение в мире следующем, важность которого, согласно исламской доктрине, более значима.
При этом в исламе отдельно оговариваются пропорции награды за совершение определённого доброго деяния, и в нём учитывается то, что Бог в Своей щедрости и Своём великодушии вручает великую награду даже за малозначимый поступок, ведь награда устанавливается Его щедростью, а не весомостью дел человека. В некоторых преданиях приводится высказывание пророка Мухаммада (ДБАР) о том, что, творя добро, верующие должны проявлять ум, богобоязненность и полное понимание повелений Всевышнего, при этом количество добрых дел не имеет решающего значения.
Имам Садык (А), комментируя этот аят, сказал: «В нём говорится о добрых делах, которые должны сопровождаться обрядами поклонения и проистекать из чистых намерений». Он добавил, что сохранить чистоту намерений труднее, чем совершить благое дело, а дело будет благим лишь тогда, когда человек, совершающий его, не ждёт похвалы ни от кого, кроме Всемогущего Господа.
В 11-ом аяте суры «Аль-Муджадила» (с араб. «Препирающиеся») говорится о том, что «Аллах возвышает степенью тех из вас, которые веруют, а также тех, которым даровано знание. Аллах ведает о том, что вы вершите».
Эти слова говорят о том, что соблюдение религиозных установлений в исламе является также признаком веры, знания и сознательного поведения, которые наряду с соблюдением всех правил шариата приводят верующего в Рай и увеличивают количество его савабов.
Согласно исламской доктрине савабы можно набирать, помогая бедным и обездоленным («садака» и «закят»), совершая молитвы и зийараты (паломничества к святым местам), распространяя знания и свет — словом, совершая истинно добрые и светлые деяния.
Так, двоюродный брат Посланника Аллаха (ДБАР) Али ибн Абу Талиб (А) говорил в одном из исламских преданий о том, что ничто не должно отвлекать нас от деяний, совершаемых во имя вечной жизни, ведь времени на это отпущено очень мало.
Гурар аль-хикам, стр. 335
Что значит саваб в исламе
Вопрос: может ли ханафит дарить свои савабы за совершенные поклонения, мертвому или живому?
Ответ: да подарить может. Поклонения есть трех видов:
1 – савабы за такие поклонения как закят, садака и каффараты, отданные имуществом и деньгами разрешено пожертвовать кому угодно из живых и мертвых.
2 – савабы за такие поклонения как хадж, которые совершены физически, разрешается пожертвовать.
3 – савабы за поклонения совершенные только физически, пост, тасбихи, тахлили, тахмиды и чтение Корана и дуа тоже можно подарить. Человек может подарить савабы после того как совершит такие поклонения как; намаз, пост, садака, чтение Корана, совершение хаджа, умры, посещение могилы авлия и данный для покойника саван, любому другому, живому или мертвому. «Атфаль-уль муслимин»
Досточтимые Имам-и Шафии и Имам-и Малик сказали: »Савабы за поклонения совершенные только лишь физически, нельзя дарить мертвому». Но поздние ученые мазхаба Шафии сказали что если сделать дуа »О Мой Господь! Дай им появившиеся савабы за прочитанный Коран!» то савабы будут переданы им.
Здесь необходимо сказать что для покойника читается Коран. Те кто говорят что мертвым Коран не читается, находятся в заблуждений. В хадис-и шарифе сказано: «Если тот кто проходит у могил прочитает 11 раз суру «Ихлас» и подарит савабы обитателям могил, то ему дадут савабов сколько есть мертвых на этой могиле». «Ислам Ахлакы»
Любой человек может подарить савабы за фарзы и нафиля, совершая любое поклонение или после совершения, и мертвому и живому.
Савабы за намаз, пост, хадж, умру, садака, чтение Корана, посещение могилы праведника, курбан, зикр и подобные поклонения может подарить другому. Савабы дарителя нисколько не уменьшатся и столько же будет дано всем верующим. Т.е., савабы достанутся всем получателям подарка. Савабы не будут делить на части, всем достанется ровно столько же сколько их было вначале.
Савабы за любое поклонение, можно также посылать и нашему пророку (алейхиссалям). Хазрат-и Ибни Умар, совершил умру чтобы подарить савабы пророку.
Досточтимый Ибн-ис Серрадж прочитал для нашего пророка более десяти тысяч хатмов Корана (полное прочтение Священного Корана), резал для него курбан. «Хидайа»
В книге фетв «Татарханийа» было сказано: »Тот кто дает садака, если сделает намерение дать саваб всем муминам, то его саваб ничуть не уменьшиться, и к тому же достанется и всем муминам (верующим)». «Редд-уль мухтар»
Таким образом, каждому верующему, савабы за совершенные поклонения, необходимо подарить сначала нашему Пророку, своим родителям и всем мусульманам! Савабы дойдут до всех. И количество своего саваба от этого не уменьшится.
Вопрос: сказано »Просите прощения (истигфар) за умерших!». Зачем просить прощения за мертвого? Просить прощение за другого и читать истигфар, это разные вещи?
Ответ: да, это разные вещи. Читать истигфар это читать »Астагфируллах» или же прочтение дуа Истигфар. А просить прощения, делать какие-то благие, добрые дела, чтобы это послужило причиной прощения его прощения. Жертвоприношение, чтение Корана, постройка мечети или питьевого фонтана и подобные добрые дела, чтобы савабы достались покойнику, все это просьба простить покойника. Какой-то человек сказал: «О Расулуллах, что мне сделать чтобы простили моих умерших родителей?». На что пророк сказал «Молись за них, читай Коран и проси прощения!». Ильмихал «О сын мой»
Вопрос: в одном аяте и одном хадисе говорится «Никто не будет нести ответственность за грехи другого», а в другом хадисе говорится «Ставший причиной греха, понесет ответственность за совершившего этот грех». Нет ли здесь противоречия?
Ответ:
Нет никакого противоречия. Перевод последнего хадиса говорит: »Человек который стал основопложников суннат-и хасана (хорошей сунны) будет получать савабы и тех, кто будет совершать эту сунну, у тех кто совершает эту сунну, савабов нисколько не уменьшиться. А тот кто введет в Ислам суннат-и санийа (введет в Ислам плохое), то грех того будет идти по этому пути, воздастся и ему самому, к тому же грехи тех кто идет по этому пути, нисколько не уменьшаться». [Муслим]
В этом хадис-и шарифе говорится что, тот кто послужил причиной хорошего будет получать савабы, а тот кто положил начало плохому, совершил грех. Ставший причиной греха, понесет свой грех. Грехи совершающего грех не уменьшаются, его грех не возлагается на других. А тот кто стал первоисточником греха, возлагает на себя грех всех тех кто совершает этот грех. Никто не будет нести ответственность за грехи другого, каждый пожнет то что посеял.
ПРО УМЕРШЕГО МУРТАДОМ (отступник)
Вопрос: если человек помолится за нас, простит нашу вину перед ним, подарит нам свои савабы, а позже умрет муртадом, то отберут ли обратно подаренные савабы?
Ответ: нет, забирать не будут.
САВАБЫ ЗА ПРОЧИТАННЫЙ КОРАН
Вопрос: кому лучше посвятить появившиеся савабы за прочитанный Священный Коран?
Ответ: лучше всего подарить, в самом начале нашему Пророку (алейхиссалям) и другим пророкам, затем Ахл-и байту (семье пророка), Асхаб-и кираму (благородным сподвижникам пророка), табиинам, основателям мазхабов, Сильсиля-и алийа, всем ученым и праведникам, всем верущим.
Вопрос: можно ли после того как савабы появившиеся от чтения дуа и тасбихов были подарены одному, подарить другому?
Ответ: можно подарить и другому, любому умершему или живому, а также всем мусульманам земли. Также как дарят по отдельности, можно и подарить всем вместе. Не может подарить одному человеку то что уже дарил ранее. Например, было прочитано 70 тысяч калима-и тавхид. Если этот хатм тахлиль, подарить одному покойнику, то позже может подарить другому покойнику, еще позже может подарить другим умершим. А один и тот же хатм-и тахлиль не может подарить одному и тому же человеку, потому что ранее уже был подарен.
Вопрос: когда я прочитал «Мактубат» Имама Раббани, то одному из своих товарищей сказал: »дарю тебе савабы появившиеся от чтения этой книги». Он мне сказал »дарить савабы за прочитанную книгу является бид’атом. Дарить савабы будет бид’атом?
Ответ: можно дарить различные савабы и живому и мертвому. Например за выплаченный нами закят, хадж, пост, курбан, прочитанный Коран появляются савабы которую можно подарить любому живому или мертвому. Посетивший могилу праведника, может подарить появившиеся савабы другому человеку. Когда мусульманин здоровается, то получает саваб за выполненный фарз. Можно подарить и этот полученный за фарз саваб. Можно также и подарить саваб за книгу которую читали для пополнения знаний. Устроив ифтар для постящегося, можно подарить полученный за это саваб. Нет такого саваба который нельзя было подарить.
Как заработать саваб?
Сделать доброе дело и заработать саваб не так уж и сложно, и, главное, для этого не требуется создание каких-либо особых условий. Для начала нужно определиться с тем, что желание сделать доброе дело исходит из искреннего сердца, а затем, в соответствии с правильным и праведным намерением, нужно приступить к действию. И, если сердце правильно настроено, то достичь довольства Всевышнего и получить саваб, можно на любом поприще, в большом и малом деле.
Итак, давайте поразмышляем:
— Вы хотите заработать саваб, давая садака, но у вас нет для этого материальных возможностей? Нет ничего проще. В таком случае, дарите людям улыбки. Таким образом вы сможете получить такой же саваб как если бы помогли кому-либо, дав садака. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что улыбка, подаренная мусульманином мусульманину – это садака.
Или же есть другой путь. Поспособствуйте тому, чтобы примирить обидевшихся друг на друга мусульман. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что самое большое садака дал тот, кто помог наладить хорошие отношения между поссорившимися.
— Вы хотите стать совершенным мусульманином? Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что для совершенного мусульманина не является позволительным (халяль) находиться в обиде более трех дней. Это означает, что по истечении трех дней, мусульмане обязаны помириться.
— Вы хотите, чтобы ваши грехи опали с вас как осенью опадают пожелтевшие листья с деревьев? Нет ничего проще. Будьте приветливы с людьми, доброжелательны, с добрым намерением приветствуйте их. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что если два мумина встретятся, и один из них, приветствуя, протянет другому руки для рукопожатия, то с него спадут грехи, как пожелтевшие листья опадают с дерева.
— Вы хотите ощущать в своей жизни помощь Аллаха? Вы хотите, чтобы поток милости и бараката от Всевышнего не покидал ваш дом? В таком случае, помогайте людям, не скупитесь на поддержку и помощь. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что Всевышний всегда оказывает помощь своему рабу, помогающему своему брату.
— Вы хотите, чтобы Милость Всевышнего всегда была с вами? В таком случае, проявляйте милосердие ко всем творениям Аллаха: к людям, животным, растениям. Проявляющие сострадание и милосердие на земле, несомненно, получат заслуженное вознаграждение в долине вечной жизни.
Саваб
Саваб (араб. ثواب) — вознаграждение от Бога за покорность Ему, соблюдение Его предписаний, за благодеяния и удаление себя от запретного.
Вознаграждение (саваб) за соблюдение предписаний Бога и совершение любых других благих дел главным образом полагается совершеннолетним мусульманам, находящимся в здравом уме. Что касается несовершеннолетних детей, то соблюдение ими предписаний и совершение благих дел после достижения семилетнего возраста также будет вознаграждено Творцом.
Кстати, Бог вознаграждает верующих людей по Своей милости, а не как что-то должное, ведь Он не нуждается в Своих рабах и в соблюдении ими Его установлений.
Главное условие для получения вознаграждения (саваб) — наличие правильного намерения (ният). Наличие последнего настолько важно, что даже если желаемое благое дело не удастся выполнить, то вознаграждение (саваб) все равно может быть записано, зафиксировано ангелами в личном деле верующего как за выполненное.
Некоторые ученые-богословы высказались в пользу того, что вознаграждение (саваб), как за соблюдение установлений Бога, так и за совершение любых благих дел, допускается посвящать и другому человеку, например, умершему. Маликиты исключили из этого вознаграждение (саваб) за совершение обязательной молитвы и соблюдение поста, а шафииты исключили из этого только вознаграждение (саваб) за совершение обязательной молитвы.
Посвящать вознаграждение (саваб) пророку Мухаммаду — вопрос спорный: некоторые ученые-богословы допускают подобное, а другие нет.
Размер вознаграждения (саваба) может быть разным. Это зависит от степени сложности выполнения конкретного предписания или благого деяния, а также от места и времени. Так, например, за совершение омовения в зимнюю пору холодной водой полагается больше вознаграждения, нежели за совершение того же в летнюю пору теплой водой. Также за совершение молитвы в Священной мечети Мекки полагается больше вознаграждения, чем в любой другой мечети. То же самое можно сказать и про совершение предписаний Бога в месяц Рамадан.
В некоторых случаях вознаграждения (саваб) за выполнение предписаний Бога или совершение любых других благих дел можно вовсе лишиться. Такое может произойти в случае выполнения вышеуказанного напоказ или ради похвалы людей[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Саваб // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 15. С. 53–63.
Мы в социальных сетях:
© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью
Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.