что значит система образов в литературе
Система образов в литературе. Понятие, определение, анализ книг и раскрытие авторского замысла
Система образов в литературе – это совокупность отдельно взятых различных явлений. Такие процессы в произведении называются художественным образом. Он должен не просто отразить, а что гораздо важнее, объединить действительность в единую целостную картину бытия.
Художественный образ имеет эстетическое значение. Также он создает несуществующий уникальный мир, вымышленный писателем. И каждый автор стремится так показать эти образы, чтобы стало понятно его личное понимание представлений о жизни и ее закономерности.
Классификация
Лучше понять, что значит система образов в литературе, поможет их лаконичная характеристика:
1. Художественный образ.
Данный способ показывает действительность с помощью искусства, в частности литературы. Делает это подробно и в то же время обобщенно. Создается путем изображения картины человеческой жизни, преображенной в вымышленном мире с помощью фантазии писателя.
2. Литературный персонаж.
Какая-либо (эпическая, драматическая) действующая фигура как пример системы образов в литературе.
Лицо, которое в книге исполняет эту роль. Обычно наделено жизненными представлениями писателя, но при этом передает также частично и авторский вымысел.
4. Образ лирического героя.
Это описание в книге художественного двойника автора, который передает мысли и чувства писателя, но при этом не отождествляется с ним. С помощью лирического героя литератор показывает то, что характерно и типично для настоящего времени в общем.
5. Образ рассказчика.
Конкретный персонаж, который повествуетет о событиях.
Персонаж в эпическом произведении, который содержит в себе черты национально-исторического значения.
Основной персонаж литературного произведения, вокруг которого крутятся все основные события.
8. Драматический герой.
Персонаж, действующее лицо драматического художественного произведения.
9. Второстепенный персонаж..
Образ в произведении литературы, который не является главным героем или участником центральных конфликтов книги.
10. Внесценический персонаж.
В драматическом произведении – герой, который вообще не принимает участия в сюжете, но упоминается в словах действующих лиц.
Художественный образ и его многогранность
В отличие от живописца, писателю не нужно списывать происходящее с натуры, его главная цель не показать события, происходящие в реальной жизни, а передать самое существенное, ценное. Ведь далеко не все так, как выглядит на первый взгляд. Это касается также и внешности людей. В качестве примера системы образов в литературе автору необходимо показать именно те черты, которые отражают характер, душу человека.
Становление термина
Безусловно, есть разные направления у авторов в описании реального мира, это зависит от их личных представлений о нем. Например:
С течением времени в зависимости от стадии развития искусства менялись рамки реальности и вымысла, общего для многих и уникального, действительности и далекого идеала.
Основные направления
Классицизм – направление 17-19 веков, которое основывалось на античных образцах, литературе, на первый план выдвигало борьбу чувств, эмоций и долга во имя семьи и государства. Безусловно, положительные герои обязаны были следовать своим обязанностям, а отрицательные – желаниям.
Писатели-романтики, наоборот, возвышали персонажей, которые имели мужество противостоять привычной для них среде, долгу и обществу, даже не признавали его или были отвержены им.
Реалисты, как и следует из названия, стремились показать рациональное познание мира, выявить причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
Модернисты считали, что познать суть мира и человека реально, только используя иррациональные средства и возможности человеческого организма: интуицию, вдохновение, озарение и т. д.
Значение произведений искусства
Образ в произведениях русской литературы у писателей-реалистов подразумевает в первую очередь наличие в центре внимания человека и его взаимоотношений с окружающей действительностью, обществом.
Герои модернистов и романтиков же, напротив, были больше направлены в себя, свой собственный внутренний мир.
Стоит отметить, что все эти направления, помимо литературы, в равной степени проявили себя и в других видах искусства: музыке, живописи, поэзии, архитектуре и скульптуре.
По мнению творцов, в идеале читатель не просто пассивно воспринимает художественные образы, а является участником, сотворцом действия. Эмоционально реагирует на происходящее, наполняет произведение искусства своими чувствами и мыслями.
Художественные средства
Система образов в литературе – это также средства выразительности, с помощью которых эти образы создаются. К ним относятся:
1. Речевые характеристики персонажей:
а) диалог (разговор между несколькими героями);
б) монолог (речь одного человека);
в) внутренний монолог (внутренние размышления человека).
2. Подтекст – тайное, неявное значение происходящего, скрытое отношение автора.
3. Символ – это образ, который выражает значение какого-либо явления.
4. Портрет – изображение внешнего облика персонажа, который дает характеристику его личностным качествам.
6. Деталь – это подробность, которая с помощью выразительности дает какую-либо смысловую или эмоциональную нагрузку.
7. Характеристика автора – отношение автора к повествованию.
Данные элементы помогают образовать целостную картину образов, придают вымышленной реальности правдоподобность, заставляя читателя поверить в происходящее и эмоционально отреагировать.
Раскрытие авторского замысла
Главная мысль, идея непременно есть в каждом литературном произведении. Она обобщает его смысл и эмоциональное содержание.
Художественная идея писателя – единая целостность книги по содержанию. Это продукт эмоциональных переживаний и представлений о жизни самого литератора.
Раскрытие авторского замысла происходит с помощью художественной структуры, единства и четкой взаимосвязи всех ее компонентов.
Наиболее эффективно выразить задуманное автору помогает выбор рассказчика. Показать это лучше всего на конкретных примерах.
Система образов в литературе
В русской художественной классике существует множество подобных иллюстраций:
Данные примеры систем образов в литературе показывают, что различные авторы по-своему выражают собственное мнение о повествовании, выбирая различные типы рассказчиков.
Система образов в художественном произведении
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
г. Реж
Система образов
в художественном произведении
Описание слайда:
Описание слайда:
Система образов
Система — это упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих.
Художественное произведение представляет собой образную систему, каждый элемент (образ) которой занимает определённое место и взаимодействует с другими элементами (образами).
Художественный образ — форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала.
Описание слайда:
Классификация литературных образов
1. По предметности:
образы-детали — статичные описательные фрагментарные образы (пейзаж, портрет, интерьер);
образы-события — динамические моменты, развернутые во времени, связующие предметные подробности;
образы характеров и обстоятельств — герои в коллизиях и конфликтах;
образы судьбы и мира — глобальные образы бытия вообще в понимании художника.
Описание слайда:
2. По смысловой обобщённости:
индивидуальные — неповторимые, созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника, чаще всего встречаются у романтиков и писателей-фантастов (например, Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» В.Гюго, Демон в одноименной поэме М. Лермонтова, Воланд в «Мастере и Маргарите» А. Булгакова);
характерные — отражающие закономерности общественно-исторической жизни, запечатлевающие нравы и обычаи, распространенные в данную эпоху и в данной среде (например, персонажи «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского, пьес А. Островского);
типические — это высшая степень характерности, благодаря которой образ перерастает границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты (например, Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Обломов);
Описание слайда:
мотив — устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста, может быть выделен в пределах одного или нескольких (как правило, объединенных в цикл) произведений писателя, в контексте всего его творчества, а также в контексте какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи («деревенская Русь» у С.Есенина, «Прекрасная Дама» у А. Блока и т.п.);
топос («общее место») — образ, характерный для целой культуры определённого периода или нации. Таковы топосы «мир как книга» в культуре европейского Средневековья, «мир как театр» — в культуре Возрождения; топосы дороги или зимы в русской литературе (в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова, Блока и др.);
архетип (термин «аналитической» психологии и эстетики швейцарского психолога К.Г. Юнга) — образ, заключающий в себе наиболее устойчивые и вездесущие «схемы» или «формулы» человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и искусстве на всех стадиях его исторического развития (например, мифы о потопе, представления о «мировом древе» и их отражения в литературе).
Описание слайда:
По мере условности:
образ-символ
образ-аллегория
образ-миф
Описание слайда:
Образы автора, героя и персонажа
Образ автора — носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла.
Образ рассказчика (повествователя) — персонифицированный герой, повествующий о событиях.
Образ лирического героя — образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.
Описание слайда:
Эпический герой — герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения.
Драматический герой — действующее лицо драматического произведения.
Главный герой — основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения.
Второстепенный персонаж — герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения.
Внесценический персонаж — герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминающийся в речи действующих лиц.
Что значит система образов в литературе
Особенности художественного образа в литературе
Понятие и определение художественного образа
По мнению литературоведа Л. И. Тимофеева, художественный образ является конкретной и в то же время обобщённой картиной человеческой жизни. Это важная эстетическая категория, созданная при помощи воображения.
Какой-либо образ в художественном произведении – это преобразование действительности, становящееся возможным благодаря богатой авторской фантазии. Он вовсе не списан с натуры и не похож на реальное явление или предмет. Основной функцией становится отражение важных для писателя идей, переживаний. С его помощью авторский замысел воплощается в нетривиальную форму.
Художественный образ в литературе и искусстве на том или ином этапе человеческого развития имеет весомые отличия. Это происходит по нескольким причинам:
Писатели-романтики, напротив, считали, что литературный образ – символ бунтарства. Главный герой их произведений, как правило, отвергает общественные устои.
Писатели-модернисты были убеждены в том, что познание мира происходит с помощью иррациональных средств (например, интуиции, вдохновения). Именно таких взглядов они и придерживались при создании образов литературных героев.
Для писателей-реалистов характерно рациональное познание мира. Такие авторы пытаются обнаружить тесные причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В центре повествования в реалистическом литературном творчестве находятся взаимоотношения личности с окружающим миром. Авторов-модернистов и романтиков волнует, прежде всего, внутренний мир их персонажей, субъективные переживания героев.
Определение понятия «художественный образ» предусматривает такие его свойства:
Особенности художественного образа в произведениях
Историческая личность в тексте литературного произведения нередко имеет авторскую характеристику. Например, образ Пугачёва в пушкинском романе «Капитанская дочка» является довольно противоречивым. В литературном творении он показан злодеем, вступившим на преступный путь насилия и готовым на безжалостную расправу с отказавшимися присягать самозванцу людьми. Несмотря на это, Емельян Пугачёв способен и на добрые поступки. Именно он приходит на помощь Гриневу в безвыходной ситуации. В романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин создает литературный образ сильной, жестокой, но в то же время романтической натуры.
Художественный образ – категория эстетики, которой может быть свойственно комическое или трагическое начало. Комическое (сатирическое) присуще многим героям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя. Другая эстетическая функция (трагическое начало) была использована при создании образов Р. Раскольникова, Е. Базарова.
Система образов в стихотворениях
При прочтении стихотворения «Парус» перед читателем возникает образ мятежной человеческой души, полной возвышенных стремлений, но в то же время пребывающей в вечном поиске, подверженной мучительным противоречиям. В этом произведении М. Ю. Лермонтов использует образ-символ (так в литературоведении называют приём развёрнутой метафоры).
Художественный вымысел автора позволяет сравнить революцию со страшным судом. Красноармейцы отрицают общепринятые нравственные основы, совершенно не задумываясь о цене человеческой жизни.
Художественный образ подвержен влиянию времени: произведение прошлой эпохи нередко обретает новое прочтение. А характер созданных автором типичных героев обогащается новыми чертами. В этом плане художественный образ столь же неисчерпаем, как и сама жизнь.
Система образов в художественном произведении
Название литературного образа | Краткая характеристика |
Художественный образ (общее понятие) | Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала |
Литературный персонаж | Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения |
Образ автора | Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла |
Образ рассказчика, образ повествователя | Персонифицированный герой, повествующий о событиях |
Образ лирического героя | Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом. |
Эпический герой | Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения |
Драматический герой | Действующее лицо драматического произведения |
Главный герой | Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения |
Второстепенный персонаж | Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения |
Внесценический персонаж | Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшийся в речи действующих лиц |
Образ рассказчика в литературном произведении
Художественное произведение имеет форму:
— «рассказа в рассказе», когда от лица одного из собеседников описывается событие;
— связанных между собой повествований нескольких рассказчиков
Что значит система образов в литературе
Название литературного образа | Краткая характеристика |
Художественный образ (общее понятие) | Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображеннаяв свете его эстетического идеала |
Литературный персонаж | Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения |
Образ автора | Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла |
Образ рассказчика, образ повествователя | Персонифицированный герой, повествующий о событиях |
Образ лирического героя | Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом. |
Эпический герой | Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения |
Драматический герой | Действующее лицо драматического произведения |
Главный герой | Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения |
Второстепенный персонаж | Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения |
Внесценический персонаж | Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшися в речи действующих лиц |
Образ рассказчика в литературном произведении
Художественное произведений имеет форму:
— «рассказа в рассказе», когда от лица одного из собеседников описывается событие;
— связанных между собой повествований нескольких рассказчиков