что значит скрестить на груди персты

У Цветаевой в стихотворении есть строка «Но пока тебе не скрещу на груди персты»

Я, понятное дело, этого цветаевского произведения не читал. Но однажды слышал по радио передачу про Марину Ивановну. Кажется, и об этом стихотворении там шел разговор.

Запомнился мне тогда своеобразный рефрен в начале каждого четверостишия: «Я тебя отвоюю …». Ну, там, у небес отвоюю, у ночей, у женщин и у всего прочего …. А потом уж (отвоевав) и » … скрещу на груди персты …». На груди у отвоеванного, значит, человека.

То есть, я думаю, строки эти навеяны поэтессе отнюдь не могильной, а, скорее всего, постельной тематикой. Ведь именно в эти минуты, как правило, всеми людьми обычно и говорятся самые трогательные, самые проникновенные, самые нежные, самые-самые слова.

А скрестив в этот момент пальцы, можно врать без зазрения совести. Врать, что говорится, нагло, бесстыже и напропалую. Не нарушив тем самым совсем никаких заповедей. Таково уж бытует у русских людей житейское стародавнее поверье.

Ну, и помнится еще, что это стихотворение выпорхнуло из под пера поэтессы как раз в пору сердцедробительного разрыва Марины Ивановны с Софией Яковлевной. Так, что у нее был немалый повод скрещивать свои пальцы на чьей-то мужской груди.

Таковы уж они – неуёмные desideria carnis ….

На Ваше «А скрестив в этот момент пальцы, можно врать без зазрения совести. «
———————————

Можно домысливать и плевать тоже без зазрения совести. «Вы пошлый человек, Киса! «

Источник

Что значит скрестить на груди персты

Библиографическая ссылка на статью:
Викулина А.С. Лингвопоэтический анализ стихотворения Марины Цветаевой «Я тебя отвоюю…» // Филология и литературоведение. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2013/01/399 (дата обращения: 07.12.2021).

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,

Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,

Оттого что я тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты —

О проклятие! — у тебя остаешься — ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир, —

Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир!

Данное стихотворение относится к 1916 году — в это время Марина Цветаева создает замечательные циклы: «Стихи о Москве», «Бессонница», «Стихи к Блоку», «Ахматовой».

Стихотворение строится так, что каждая его строфа представляет собой ярко выраженный, семантически наполненный элемент, иными словами, каждая строфа – непрерывное синтаксическое и интонационное целое. Все они перекликаются друг с другом и являются продолжением одного и того же лирического сюжета “поступка”, который исходит из страстной сущности лирической героини. Строфы членятся на строки, которые делятся цезурой («лес – моя колыбель, и могила – лес») и затем на полустишия. За счет такой пунктуационной разметки некоторые строки читаются без паузы, взахлеб, несмотря на имеющуюся запятую («у всех времен, у всех ночей, у всех золотых знамен, у всех мечей»). Бывает, что ритмическая пауза совпадает с синтаксической, то есть запятой или тире («у всех других — у той, одной; я — ничьей женой; возьму тебя — замолчи!»).

Интонационный рисунок текста складывается из ритмики и синтаксиса. Стихотворение написано дольником (между ударными слогами – переменное количество слабых слогов с ритмической инерцией анапеста), присутствует парная рифмовка.

Чередование безударных слогов в стопе иллюстрирует определенный размер – дольник, и указывает на некоторые особенности. Так, гармония стихотворения – в нестрогой ритмической повторяемости и композиционной завершенности (финальная строка по расположению безударных гласных напоминает первые).

Следует обратить внимание на звуковой строй этого стихотворения: г, з, м, н, л противостоит к, с, п, т, создает настроение на стыке мажорного и неотвратимо минорного. Преобладание гласных непереднего ряда а, у, о в первой части стихотворения смещается в сторону гласных переднего ряда е, и. Так как графика является самостоятельным структурным уровнем, применимо к данному стихотворению можно рассмотреть графический рисунок поэтического текста. Среди гласных доминирует графема «о» (стою, спою, возьму, отвоюю, прогоню).

Фонологическая организованность текста обнаруживается при рассмотрении ударных гласных:

Получается следующая схема доминирующих гласных в каждой строфе: е>е>о>и. Близость фонологических центров “е”, “и” (исход и результат) подтверждает кольцевая композиция стихотворения. Ощущение напевного стиха, подчеркнутая музыкальность передается с помощью фонемы “о” (доминирует в третьей, кульминационной строфе), которой придается значение широты чувства торжественного, ликующего (оттого, женой, одной, той, другой). Авторское “Я” – явный центр организации стихотворения. Есть основания утверждать, что “я” действительно авторское, так как незадолго до написания стихотворения ее муж, Сергей Эфрон, находился в тюрьме. Вторым семантическим центром является личное местоимение “ты / тебя”, тот, к кому обращаются. Такая формула переносит их соотношение в “абстрактно-лирическое пространство” [2].

Сегментация текста представлена на лексико-семантическом и ритмико-фонологическом уровнях. Итак, в системе структурной упорядоченности следует отметить анафорические повторы первого стиха первых трех катренов, их лексический и интонационный параллелизм который позволяет представить их как единую систему. Эпифора “оттого” также является связующим звеном с четвертым катреном. Следовательно, можно рассмотреть лексику каждого из элементов, или строф:

Сквозным элементом является таинственный «ты», в каждой строфе за рефреном “я тебя отвоюю” следует развертывание лирической ситуации поступка, которое образует систему параллелизмов, благодаря которым выявляется концепт стихотворения – внутренне драматичный мир отчаянно любящей женщины, готовой на все ради него (ключи закину, псов прогоню, тебе спою, тебя возьму).

Стихотворение строится как монолог от лица лирической героини, которая выплескивает в резких, порой отрывистых фразах (”замолчи!”,”о проклятие!”) всю силу своей любви. По тону стихотворения можно судить об истоках страстности лирической героини. Ее «метафизика любви» и заключается в романтическом вызове, брошенном всем «землям» и «небесам». Мы можем отчетливо проследить границу двух значимых локусов: её (“лес”, «земля”) и его (”’эфир”, “мир”). Признавая, что ее мир всего лишь часть его, л.г. экспансивно и бесстрашно хочет отвоевать «ничьего жениха» (называя себя «ничьей женой», она ставит себя и его на один уровень) у сил, неподвластных простому смертному – «времен», «ночей». Привязывая себя к определенному хронотопу (термин М. М. Бахтина) [3] исключительно материального, земного мира («в земной ночи …я»), героиня подчеркивает, что считает себя земной женщиной, жаждущей любить в нем. Тем не менее, отождествляя себя с одним семантическим полюсом, лирическая героиня претендует на другой. «Стоя на земле одной ногой», лирическая героиня напоминает, что она не только человек, но и поэт, который может «спеть» свое чувство. Не потому ли она считает себя всемогущей настолько, что может побороться с самим Создателем? Аллюзия к библейскому сюжету противостояния Иакова и Господа Бога является кульминацией стихотворения, где лирическая героиня заявляет о своей победе в «последнем споре». Известно, что Богу понравилась храбрость Иакова, и после полуночной схватки он благословил его. Очевидно, что героиня стихотворения рассчитывает на подобный исход событий.

Именно последняя строфа обнаруживает всю безысходность внутреннего конфликта лирической героини. Она еще «не скрестила на груди его персты», то есть он «живой», а «живой» никогда не даст себя любить так, как мертвый. «Он» не может полностью принадлежать лирической героине, несмотря на ее стремление присвоить его себе, он хочет сам жить и любить.

Двигатель лирической героини – ее жажда жизни и, соответственно, своеобразие полноты любви. Отсюда ее острое ощущение себя, стремление все почувствовать и перебороть. Каждая строфа по нарастающей добавляет новую грань противостояния мира лирической героини со всем тем, что вне этого мира. Аналитика стихотворения проявляется в том, что в 3-4 стихе строфы (кроме 3) приводится образное обоснование точки зрения лирической героини («оттого, что я тебе спою», «оттого, что в земной ночи я вернее пса», «оттого, что мир – твоя колыбель, и могила – мир»). Происходит эффект «нарастания усилий сознания», которое ищет пути все сильней привязать к себе своего избранника.

Итак, лирическая героиня наделена чертами грозности и кротости, греховности и благости. Перед нами она предстает нераскаявшейся, безбожной, бросающей вызов, который повторяется из строфы в строфу. В любви она – захватчик “тебя отвоюю у всех ” земель ли, людей. В пространстве переходящих друг в друга миров она стремится преодолеть все преграды, стоящие на пути огромного всеобъемлющего чувства, пусть даже сам объект любви является частичным препятствием.

Источник

Как читать человека. Расшифровка мимики и жестов (7 стр.)

Руки, скрещенные на груди

Этот жест является самым распространенным из всех защитных движений. Руки, скрещенные на груди, показывают, что человек стремится отгородиться от чего-то неприятного.

Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное состояние собеседника. Такой жест всегда следует ожидать от человека, оказавшегося среди незнакомых людей, например в очереди, лифте, кафе или на общественном собрании. Жест выдает чувство неуверенности и опасности.

До тех пор пока человек держит руки скрещенными на груди, он будет сохранять плохое расположение к собеседнику. К этому жесту приводит внутреннее напряжение. Однако сохранение скрещивания рук только поддерживает это напряжение, не позволяя ему уйти.

Очень часто жест «руки, скрещенные на груди» выражает несогласие человека с тем, что он слышит. Многие политики не могут произнести хорошую, зажигающую речь из-за того, что не обращают внимания на возникновение этого жеста в аудитории. Между тем опытные ораторы, заметив этот жест, тут же стараются принять меры, помогающие изменить категоричный настрой аудитории, заставив людей принять более восприимчивую позу. Тем самым говорящий человек может изменить и отношение к себе с негативного на более дружественное.

Если человек скрещивает руки во время беседы с глазу на глаз, это означает, что в словах его собеседника прозвучало что-то, с чем он не согласен. При этом на словах он может выражать согласие, но жест «скрещенные руки» указывает на другое. В этой ситуации следует больше доверять невербальным знакам, чем словам, и попытаться выяснить причину такой реакции собеседника. После этого следует исправить положение и побудить человека принять более располагающую позу.

Заставить человека разомкнуть замок очень легко. Для этого надо всего лишь дать ему в руки что-нибудь, например ручку, тетрадь, книгу, любой предмет, за которым он должен будет протянуть руку. Благодаря этому приему человек примет более расположенную к собеседнику позу, и его отношение к нему сразу же изменится.

Еще одним простым приемом, заставляющим человека разомкнуть руки, является просьба наклониться вперед, чтобы что-нибудь получше рассмотреть. Можно также самому наклониться вперед, раскрыв ладони, и спросить: «У вас, наверное, есть вопросы? Что бы вы хотели узнать?» или «Каково ваше мнение по этому поводу?». После этого вопроса следует откинуться на спинку стула, давая понять, что настала очередь собеседника говорить. Задавая вопрос с раскрытыми ладонями, человек невербально говорит, что хотел бы услышать от своего собеседника открытый и честный ответ.

В дальнейшей беседе следует изменить свои слова и действия, которые побуждают собеседника уходить от обсуждения, закрываясь барьером из переплетенных рук.

Необходимо также учитывать и то, что жест «руки, скрещенные на груди» может влиять на поведение других людей. Если в группе из четырех человек или более кто-то скрестит руки в защитной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последуют его примеру. Очень редко бывает, что этот жест означает просто спокойствие и уверенность, но такое можно сказать только тогда, когда атмосфера беседы не носит характер конфликта.

Иногда, помимо скрещенных на груди рук, собеседник начинает сжимать пальцы в кулак. Такой жест сигнализирует о его враждебности и готовности к наступлению. При этом человек часто стискивает зубы, а его лицо краснеет от натуги. В этом случае от человека следует ожидать словесной, а иногда и физической атаки.

В такой ситуации следует замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать этому примеру. Если это не помогает, надо постараться сменить тему разговора. Можно также попытаться успокоить собеседника жестом с применением открытых ладоней.

Кисти скрещенных рук на плечах

В таком положении кисти рук как бы впиваются в плечо противоположной руки. Они могут быть сжаты до такой степени, что фаланги пальцев белеют, так как кровь к ним не поступает. Этот жест подсознательно защищает грудь от удара. Он выражает сдерживание негативных ощущений.

Такой жест часто можно увидеть у человека, находящегося в приемной директора или в кабинете у стоматолога, а также в салоне самолета перед взлетом у пассажиров, которые летят впервые.

В зале суда можно наблюдать, как у прокурора и адвоката руки сложены на груди, но при этом у прокурора пальцы рук сжаты в кулаки, а у адвоката они обхватывают плечевую часть руки.

Скрещенные на груди руки с поднятыми большими пальцами

Этот жест также является защитным, или оборонительным. Он развился из жеста с двумя вытянутыми горизонтально руками и вертикально вытянутыми большими пальцами. Такой жест говорит об уверенности и самообладании человека. Добавление к жесту скрещенных рук дает ощущение защищенности человеку, который уверен в себе, но почувствовал со стороны угрозу своему положению. По сути, человек подсознательно демонстрирует своему сопернику чувство превосходства над ним.

Частичная защита руками

Полный жест «руки, скрещенные на груди» слишком явно говорит окружающим об испытываемом страхе. Поэтому часто человек использует частичное, неполное скрещивание. При этом жесте одна рука помещается поперек тела и закрепляется за другую руку, которая свободно висит вдоль тела. Получается «частичная защита руками».

Такой жест человек, как правило, использует, когда находится в обществе незнакомых людей.

Иногда человек использует еще один жест частичной защиты. При этом руки опущены, скрещиваются только ладони. Такой жест характерен для людей, которые находятся на сцене или стоят перед большой аудиторией, например при получении награды или произнесении речи.

Замаскированные действия, связанные со скрещиванием рук

Нежелание явно показывать людям свой страх и беспокойство привело к тому, что многие жесты стали более замаскированными, утонченными. Особенно это свойственно людям, постоянно находящимся в центре внимания, например политикам, коммивояжерам или ведущим телепрограмм, которые не хотели бы, чтобы зрители заметили их нервозность или неуверенность в себе.

Замаскированным жестом можно назвать движение руки поперек тела по направлению к другой руке. Однако при этом люди дотрагивается не до руки, а до часов, запонок, браслетов, сумочек и других предметов, которые находятся на другой руки или рядом с ней. Раньше, проходя через многолюдный зал, мужчины начинали поправлять запонки, что свидетельствовало об их волнении. В настоящее время мужчины поправляют ремешок часов, проверяют содержимое своего портмоне, теребят пуговицу – делают все, что позволяет держать руки поперек тела.

Все перечисленные жесты совершаются для того, чтобы скрыть собственные нервозность и волнение.

Особенно часто эти жесты проявляются в местах, где человеку приходится проходить мимо наблюдающих за ним людей. Например, когда человек проходит через танцевальный зал, чтобы пригласить на танец девушку, или когда человек выходит из зала на сцену для получения награды.

Женщины более тонко маскируют свои защитные жесты. Скрывая свою неуверенность в себе или страх, они держатся за сумочку или кошелек.

Если внимательно понаблюдать за людьми, можно обнаружить, что почти все прибегают к использованию замаскированных защитных жестов в тех или иных обстоятельствах. Такие жесты люди делают в стрессовых ситуациях, при этом чаще всего это происходит бессознательно.

Скрещенные ноги

Защитные барьеры формируются не только с помощью рук, но и ног. Однако перекрещенные ноги несут в себе менее негативный оттенок. Перекрещенные руки символизируют защиту области сердца и грудной клетки, а перекрещивание ног отражает попытку защиты гениталий.

Различают два основных жеста с использованием скрещенных ног в положении сидя:

– поза, когда нога заложена на ногу в форме цифры «4».

Первый жест, когда одна нога аккуратно лежит на другой (как правило, правая на левой), часто используется европейцами. Однако этот жест также может выражать взволнованное состояние, защитную реакцию или сдержанность.

Этот жест может сопровождаться другими негативными жестами, поэтому он должен толковаться только в комплексе с ними. К примеру, человек сидит, закинув ногу на ногу, во время лекций, из-за неудобного сиденья или холода. Если поза «нога на ногу» сопровождается скрещиванием рук на груди, это может означать, что человек отстранился от разговора. Если покупатель принимает такую позу, не следует торопиться спрашивать его о принятом решении, лучше выяснить имеющиеся у него возражения. Такая поза особенно популярна среди женщин. К ней часто прибегают, когда хотят выразить свое недовольство мужем или другом.

Перекрещенные ноги у женщин не всегда означают оборонную позицию. Они могут быть следствием воспитания, когда девочек с детства учат сидеть со скрещенными ногами.

Источник

Анализ стихотворения Цветаевой Я тебя отвоюю

Анализ стихотворения Цветаевой «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небе»

Анализ стихотворения Цветаевой «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небе»

что значит скрестить на груди персты. Смотреть фото что значит скрестить на груди персты. Смотреть картинку что значит скрестить на груди персты. Картинка про что значит скрестить на груди персты. Фото что значит скрестить на груди персты

«Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес» — одно из самых известных стихотворений Цветаевой, посвященных любви. В нем поэтесса описала мощную лавину чувств — безграничную, способную снести все на своем пути. Кому-то покажется, что лирическая героиня произведения ведет себя слишком смело, чересчур по-мужски. Мол, не женское это дело, так открыто признаваться в любви. Подобное мнение ошибочно. В лирике Марины Ивановны нашла выражение натура на сто процентов женская, просто не такая, как, например, у Ахматовой.

Русский религиозный и политический философ Николай Бердяев писал, что женская природа склонна к «одержанию». Представительница прекрасного пола «часто бывает гениальна в любви», вкладывая в нее всю полноту своей природы. Вот только мужчина под столь сильным натиском не способен выстоять. Он не может выполнить безмерные притязания женской любви. И в этом заключается вечная трагедия. В некоторой степени схожие мысли встречаются у французского писателя Флобера. По его мнению, истинно любящий мужчина робеет, а по-настоящему любящая женщина действует. Стихотворение Цветаевой как нельзя лучше иллюстрирует высказывания Бердяева и Флобера.

С первых сборников Марина Ивановна начала вести творческий диалог с Блоком. В лирике поэтессы отразились самые разные его мотивы и художественные принципы. Произведение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес», написанное в августе 1916 года, — продолжение этого своеобразного диалога. Образ мужчины в стихотворении — явная отсылка к лирическому «я» Блока и его Дон Жуану. У Цветаевой: «Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой».

В стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес» присутствует религиозная символика. В третьем четверостишии Цветаева упоминает Иакова — героя Пятикнижия. Самая известная история, связанная с этим персонажем, — его схватка с Богом. Считается, что во время ночного бдения к нему явился Господь в виде ангела. С ним Иаков боролся до рассвета, требуя благословения.

В итоге он был награжден за свое рвение. Иаков получил не только благословение, но и новое имя — Израиль. В борьбе за возлюбленного лирическая героиня Цветаевой поистине не знает границ, не страшится никаких препятствий: … И в последнем споре возьму тебя — замолчи! — У того, с которым Иаков стоял в ночи. Если нужно будет мужчину отобрать у самого Бога, она не побоится, выстоит. Примечательно, что возлюбленный в последней строфе косвенно сравнивается с ангелом: «… Два крыла твои, нацеленные в эфир».

Российские композиторы нередко создавали на стихи Цветаевой прекрасные песни. К творчеству поэтессы в разное время обращались Микаэл Таривердиев, Марк Минков, Андрей Петров, Владимир Калле. Композиции исполнялись лучшими артистками — Аллой Пугачевой, Тамарой Гвердцители, Полиной Агуреевой, Ириной Мазуркевич, Еленой Фроловой, Юлией Коган. Песней стало и стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес». Музыку написал Игорь Крутой. Наиболее известный вариант исполнения принадлежит Ирине Аллегровой.

Самое «цветаевское» стихотворение (По стихотворению Цветаевой «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…»)

В поэзии М.И. Цветаевой нет и следа покоя, умиротворенности. Она вся в буре, в вихревом движении, в действии и поступке. Всякое чувство Цветаева понимала только как активное действие. Недаром любовь у нее всегда «поединок роковой»: «Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей, / У всех золотых знамен, у всех мечей…». Ее любовная лирика, как и вся поэзия, громогласна, неистова. Такие стихи резко противоречили всем традициям женской лирики. В выбранном мною стихотворении Цветаева открывает кредо своей жизни: бороться за все, что дорого, любимо, не опускать руки ни перед какой трудностью, препятствием. Мне кажется, ей хватало сил на это, потому что она ясно видела цель перед собой, твердо знала, что поступает правильно, принимает единственно верное решение и по-другому быть не может.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,

Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою – как никто другой.

В стихотворении особенно ярко выражена обращенность поэта ко всему миру, восклицание, крик, резко нарушающие привычную гармонию, обусловленные предельно искренним проявлением обуревавших ее чувств. С одной стороны, лирика Цветаевой – это лирика одиночества, отстраненности от мира, но в то же время – это выражение бесконечной тоски по людям, по человеческому теплу. Противоречивость поэтического мира Цветаевой была и в том, что неприятие обыденной жизни влекло ее за грань повседневности, а восторженное прочувствование каждого мига человеческого существования заставляло страстно отдаваться жизненному горению.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я закину ключи и псов прогоню с крыльца –

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Метафорические образы золотых знамен и мечей связаны с мотивом битвы лирической героини за свою любовь и с друзьями, и с врагами. Никакая война неспособна ее остановить. Во второй строфе подчеркивается то, что героиня уверенна в своей победе именно в земной жизни («Оттого что в земной ночи я вернее пса»). Однако она готова во имя любви вступить в спор даже с богом:

И в последнем споре возьму тебя – замолчи! –

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Отличительной чертой поэтических текстов Цветаевой является их построение на одном выделенном слове. Так, в стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» ключевое слово – «отвоюю». Глагол употреблен в форме будущего времени, но опирается в своих аргументах на уверенность настоящего («Я тебя отвоюю … оттого что я на земле стою…). Эллиптически построенное предложение – «Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес» – также содержит утвердительную интонацию, которая читается за пропущенными глаголами «есть». Категоричность приказа: «замолчи!» – обнаруживает в героине властность характера, но тем трагичнее звучит: «О, проклятие! – у тебя остаешься – ты…». Причем форма глагола «остаешься» отражает продолжительность действия во времени, то неизбежное, с чем героине придется смириться. Но смирение возможно только после «последнего спора», а пока женщина стоит хоть «одной ногой» на земле, пока не скрестит «на груди персты», она будет бороться за свое счастье с любимым:

Я тебя отвоюю у всех других – у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой…

Тема смерти осмыслялась Цветаевой в традициях декадентской поэзии «серебряного века», но мы чувствуем неуемную любовь, страсть к жизни у поэта. Это читается в резкости ритма, порывистости синтаксиса стихотворения, экспрессивности противопоставлений («Оттого что мир – твоя колыбель, и могила – мир!»).

Нас поражает книжная романтичность стихотворения, однако вместе с этим яркая афористичность выражения чувств и мыслей создает поразительное ощущение реальности происходящего. Перед нами не просто мечты лирической героини, а ее живая душа, полная переживаний. Разговорные интонации текста сочетаются с высокой торжественной лексикой («Я закину ключи и псов прогоню с крыльца…» – «Два крыла твои, нацеленные в эфир…»). Такие контрасты лексических рядов передают многообразие внутреннего мира лирической героини, в душе которой сочетаются изысканный романтизм и напряженный драматизм человеческих чувств.

В стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» нашли воплощение самые примечательные черты цветаевской поэзии: активность и уверенность в том, что жить стоит, преодолевая любые преграды, а с другой стороны – чрезвычайная ранимость сердца лирической героини. Внутренняя энергия слова и образа стихотворения заставляют и наше сердце болеть, но это светлая боль, через которую приходит осознание смысла жизни, жизни в любви.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,

Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,

Оттого что я тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты —

О проклятие! — у тебя остаешься — ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир, —

Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир!

Данное стихотворение относится к 1916 году — в это время Марина Цветаева создает замечательные циклы: «Стихи о Москве», «Бессонница», «Стихи к Блоку», «Ахматовой».

Стихотворение строится так, что каждая его строфа представляет собой ярко выраженный, семантически наполненный элемент, иными словами, каждая строфа – непрерывное синтаксическое и интонационное целое. Все они перекликаются друг с другом и являются продолжением одного и того же лирического сюжета “поступка”, который исходит из страстной сущности лирической героини. Строфы членятся на строки, которые делятся цезурой («лес – моя колыбель, и могила – лес») и затем на полустишия. За счет такой пунктуационной разметки некоторые строки читаются без паузы, взахлеб, несмотря на имеющуюся запятую («у всех времен, у всех ночей, у всех золотых знамен, у всех мечей»). Бывает, что ритмическая пауза совпадает с синтаксической, то есть запятой или тире («у всех других — у той, одной; я — ничьей женой; возьму тебя — замолчи!»).

Интонационный рисунок текста складывается из ритмики и синтаксиса. Стихотворение написано дольником (между ударными слогами – переменное количество слабых слогов с ритмической инерцией анапеста), присутствует парная рифмовка.

Чередование безударных слогов в стопе иллюстрирует определенный размер – дольник, и указывает на некоторые особенности. Так, гармония стихотворения – в нестрогой ритмической повторяемости и композиционной завершенности (финальная строка по расположению безударных гласных напоминает первые).

Сквозным элементом является таинственный «ты», в каждой строфе за рефреном “я тебя отвоюю” следует развертывание лирической ситуации поступка, которое образует систему параллелизмов, благодаря которым выявляется концепт стихотворения – внутренне драматичный мир отчаянно любящей женщины, готовой на все ради него (ключи закину, псов прогоню, тебе спою, тебя возьму).

Стихотворение строится как монолог от лица лирической героини, которая выплескивает в резких, порой отрывистых фразах (”замолчи!”,”о проклятие!”) всю силу своей любви. По тону стихотворения можно судить об истоках страстности лирической героини. Ее «метафизика любви» и заключается в романтическом вызове, брошенном всем «землям» и «небесам». Мы можем отчетливо проследить границу двух значимых локусов: её (“лес”, «земля”) и его (”’эфир”, “мир”). Признавая, что ее мир всего лишь часть его, л.г. экспансивно и бесстрашно хочет отвоевать «ничьего жениха» (называя себя «ничьей женой», она ставит себя и его на один уровень) у сил, неподвластных простому смертному – «времен», «ночей». Привязывая себя к определенному хронотопу (термин М. М. Бахтина) [3] исключительно материального, земного мира («в земной ночи …я»), героиня подчеркивает, что считает себя земной женщиной, жаждущей любить в нем. Тем не менее, отождествляя себя с одним семантическим полюсом, лирическая героиня претендует на другой. «Стоя на земле одной ногой», лирическая героиня напоминает, что она не только человек, но и поэт, который может «спеть» свое чувство. Не потому ли она считает себя всемогущей настолько, что может побороться с самим Создателем? Аллюзия к библейскому сюжету противостояния Иакова и Господа Бога является кульминацией стихотворения, где лирическая героиня заявляет о своей победе в «последнем споре». Известно, что Богу понравилась храбрость Иакова, и после полуночной схватки он благословил его. Очевидно, что героиня стихотворения рассчитывает на подобный исход событий.

Именно последняя строфа обнаруживает всю безысходность внутреннего конфликта лирической героини. Она еще «не скрестила на груди его персты», то есть он «живой», а «живой» никогда не даст себя любить так, как мертвый. «Он» не может полностью принадлежать лирической героине, несмотря на ее стремление присвоить его себе, он хочет сам жить и любить.

Двигатель лирической героини – ее жажда жизни и, соответственно, своеобразие полноты любви. Отсюда ее острое ощущение себя, стремление все почувствовать и перебороть. Каждая строфа по нарастающей добавляет новую грань противостояния мира лирической героини со всем тем, что вне этого мира. Аналитика стихотворения проявляется в том, что в 3-4 стихе строфы (кроме 3) приводится образное обоснование точки зрения лирической героини («оттого, что я тебе спою», «оттого, что в земной ночи я вернее пса», «оттого, что мир – твоя колыбель, и могила – мир»). Происходит эффект «нарастания усилий сознания», которое ищет пути все сильней привязать к себе своего избранника.

Композиционная формула стихотворения подчинена поиску выхода лирической героини из конфликта, однако в последней строфе мы видим, что конфликт неисчерпаем, бесконечен, так как выходит на более высокий уровень – все дело не в «мечах», «знаменах», а самом объекте любви. Смысловой итог подготовлен ритмическим сбоем – пиррихиями (проклятие! – у тебя. нацеленные в эфир). Стихотворение заканчивается обращением к началу, мы приходим к образу колыбели и мира, как основополагающие для пространства объекта любви лирической героини. Конечная императивная форма поддерживает энергичное, волевое звучание.

Итак, лирическая героиня наделена чертами грозности и кротости, греховности и благости. Перед нами она предстает нераскаявшейся, безбожной, бросающей вызов, который повторяется из строфы в строфу. В любви она – захватчик “тебя отвоюю у всех ” земель ли, людей. В пространстве переходящих друг в друга миров она стремится преодолеть все преграды, стоящие на пути огромного всеобъемлющего чувства, пусть даже сам объект любви является частичным препятствием.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Марина Цветаева — Я тебя отвоюю у всех земель: Стих

что значит скрестить на груди персты. Смотреть фото что значит скрестить на груди персты. Смотреть картинку что значит скрестить на груди персты. Картинка про что значит скрестить на груди персты. Фото что значит скрестить на груди персты

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,
Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —
Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи!-
У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты —
О проклятие!- у тебя остаешься — ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир,-
Оттого, что мир — твоя колыбель, и могила — мир!

«Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» М.Цветаева

«Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» Марина Цветаева

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,
Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —
Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —
У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты —
О проклятие! — у тебя остаешься — ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир, —
Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир!

Анализ стихотворения Цветаевой «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…»

«Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» — одно из самых известных стихотворений Цветаевой, посвященных любви. В нем поэтесса описала мощную лавину чувств — безграничную, способную снести все на своем пути. Кому-то покажется, что лирическая героиня произведения ведет себя слишком смело, чересчур по-мужски. Мол, не женское это дело, так открыто признаваться в любви. Подобное мнение ошибочно. В лирике Марины Ивановны нашла выражение натура на сто процентов женская, просто не такая, как, например, у Ахматовой. Русский религиозный и политический философ Николай Бердяев писал, что женская природа склонна к «одержанию». Представительница прекрасного пола «часто бывает гениальна в любви», вкладывая в нее всю полноту своей природы. Вот только мужчина под столь сильным натиском не способен выстоять. Он не может выполнить безмерные притязания женской любви. И в этом заключается вечная трагедия. В некоторой степени схожие мысли встречаются у французского писателя Флобера. По его мнению, истинно любящий мужчина робеет, а по-настоящему любящая женщина действует. Стихотворение Цветаевой как нельзя лучше иллюстрирует высказывания Бердяева и Флобера.

В стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» присутствует религиозная символика. В третьем четверостишии Цветаева упоминает Иакова — героя Пятикнижия. Самая известная история, связанная с этим персонажем, — его схватка с Богом. Считается, что во время ночного бдения к нему явился Господь в виде ангела. С ним Иаков боролся до рассвета, требуя благословения. В итоге он был награжден за свое рвение. Иаков получил не только благословение, но и новое имя — Израиль. В борьбе за возлюбленного лирическая героиня Цветаевой поистине не знает границ, не страшится никаких препятствий:
…И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Если нужно будет мужчину отобрать у самого Бога, она не побоится, выстоит. Примечательно, что возлюбленный в последней строфе косвенно сравнивается с ангелом: «…Два крыла твои, нацеленные в эфир…».

Российские композиторы нередко создавали на стихи Цветаевой прекрасные песни. К творчеству поэтессы в разное время обращались Микаэл Таривердиев, Марк Минков, Андрей Петров, Владимир Калле. Композиции исполнялись лучшими артистками — Аллой Пугачевой, Тамарой Гвердцители, Полиной Агуреевой, Ириной Мазуркевич, Еленой Фроловой, Юлией Коган. Песней стало и стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…». Музыку написал Игорь Крутой. Наиболее известный вариант исполнения принадлежит Ирине Аллегровой.

Слушать стихотворение Цветаевой Я тебя отвоюю

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *