что значит собор архангела михаила

Икона Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Икона «Собор архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» – это величайшая христианская святыня, которая представляет собой объемную храмовую картину. Образ известен как чудотворный, обладающий необычайной силой, способный исцелять от болезней и оберегать от разного рода опасностей. Праздник Собора архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен в начале IV столетия и с тех пор отмечается ежегодно 21 ноября. Празднование приходится на этот месяц, поскольку ранее он был 9-м (начиная с марта, от которого в прошлом отсчитывали год) и соответствовал количеству чинов в иерархии небесных жителей.

что значит собор архангела михаила. Смотреть фото что значит собор архангела михаила. Смотреть картинку что значит собор архангела михаила. Картинка про что значит собор архангела михаила. Фото что значит собор архангела михаила

Возникновение и значение образа

Иконография «Собора архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» берет начало в XI столетии. Она зародилась в Византии, откуда постепенно распространилась на другие православные государства. Написанию икон данного типа предшествовало проведение Лаодикийского собора, который проходил в 360 г. от Рождества Христова. На нем приняли решение о создании праздника Собора архистратига Михаила, вдохновившего многих иконописцев на создание настоящих художественных шедевров.

На религиозной картине изображается могущественное Войско Господне – архангелы, славословящие Создателя мира видимого и невидимого. Традиционно на иконе присутствуют все небесные силы, которым предстоит собраться вместе в момент решающей битвы добра и зла. Описанию этих событий посвящена последняя книга Библии, известная как Апокалипсис Иоанна Богослова.

Как выглядит святыня

Центральное место композиции часто занимает фигура Иисуса Христа, окруженного ангельскими силами. На некоторых вариантах картины архангелы изображаются без Спасителя.

На иконе обязательно присутствует архистратиг Михаил (перевод его имени с еврейского – «равный Богу»). Он занимает главенствующее положение в мире, невидимом человеку при жизни. Это небесный воевода, стоящий над всеми ангельскими чинами и наиболее приближенный к Господу. Согласно давней легенде, именно Михаил победил дьявола и сверг его с небес, а впоследствии стал участником многих важных событий, упомянутых в Священном Писании.

Иконописцы изображают архистратига по-разному:

Нередко архистратиг изображается как грозный страж Царя Небесного, облаченный в воинские доспехи, восседающий верхом на коне.

Кроме Михаила, образ содержит изображения других архангелов:

На иконе также видна фигура архангела Иегудиила («славящий Бога»), удерживающего в руках корону и трость с ремнями (символы награды и наказания за земные поступки). На картине присутствуют Варахиил, через которого Господь благословляет верующих на всякое дело, и Иеримиил, помогающий людям стремиться к добрым помыслам и деяниям, предстающий с весами в руках.

что значит собор архангела михаила. Смотреть фото что значит собор архангела михаила. Смотреть картинку что значит собор архангела михаила. Картинка про что значит собор архангела михаила. Фото что значит собор архангела михаила

О чем молятся перед иконой

Перед иконой «Собор архистратига Михаила» можно молиться в различных ситуациях. Обращение к чистым небесным силам помогает:

На протяжении многих веков русский православный народ обращался к архангелу Михаилу при основании нового жилища и во время входа в него, просил поддержки при воспитании детей, молился об усопших. Правители читали перед его иконой молитвы о сохранении государства, о защите от вражеских нападений на российские земли. На Руси архангела Михаила всегда считали покровителем воинов. Перед образом архистратига молятся о защите военнослужащих, оберегающих свою страну, об их благополучном возвращении домой из мест боевых действий.

Икону «Собор архангела Михаила» можно увидеть во многих христианских храмах и монастырях России. Образы архистратига присутствуют в Архангельском соборе, находящемся на территории Московского Кремля. Этот храм был возведен еще в XIII столетии. Он известен как древняя усыпальница русских князей и царей, место, куда великие правители приходили молиться перед ответственными сражениями. Икона из Архангельского собора с деяниями архистратига Михаила находится в главной храмовой святыне – четырехъярусном иконостасе. Она включает в себя 18 клейм с библейскими событиями, среди которых борьба за тело Моисея, архангел перед Иисусом Навином, изведение апостола Петра из темницы, разрушение Содома и другие.

Источник

О чем напоминает Собор Архангела Михаила? (+Видео)

Собор Архангела Михаила

Дорогие братья и сестры! Сегодня Православная Церковь отмечает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Можно сказать иначе: Собор Архангела Михаила и всех архангелов и ангелов. Давайте сразу проясним слово «архистратиг», кому то, наверное, непонятное. Слово это греческое, и в русском языке есть слово, заимствованное из греческого языка, но звучащее по-русски чуть иначе — стратег.

что значит собор архангела михаила. Смотреть фото что значит собор архангела михаила. Смотреть картинку что значит собор архангела михаила. Картинка про что значит собор архангела михаила. Фото что значит собор архангела михаила

Cвященник Алексий Агапов

Стратег — это воин, причем не просто воин, а полководец. Архистратег или, как принято произносить, архистратиг — первый полководец, предводитель. Если бы речь шла о земном войске, мы сказали бы: генералиссимус. Архангел Михаил — главный предводитель всех ангельских духовных сил.

Откуда пошел сегодняшний праздник? Сегодня по старому стилю 8 ноября. Ноябрь — одиннадцатый месяц в году, если считать от января. Но в той древности, когда Церковь установила этот праздник, год начинался с марта, а если считать с марта, то ноябрь — девятый месяц.

Итак, девятый месяц, восьмой день. Дата, которую выбрал для этого праздника Поместный Лаодикийский Собор, состоявшийся в IV веке, символична. Девятый месяц выбран в честь девяти ангельских чинов, которые я чуть позже перечислю, а восьмой день месяца — в честь Восьмого дня, как называет Церковь день Второго пришествия Христа, день Страшного суда. Днем его называют условно, потому что это уже не тот день, за которым наступает завтрашний, послезавтрашний и все последующие. Это день вечности, день выхода из недельного круга.

Назначив празднество в честь ангельских сил на 8 ноября, Церковь подчеркнула, что ангелы будут свидетелями перед Богом о нас с вами на Страшном суде. Ангелы уже пребывают вне времени — так они созданы Богом. По-гречески ангел — вестник, то есть они вестники из Божьей вечности, вестники Божьей воли нам, в наш мир, в наше время. Они приносят на землю весть о Божьей воле, хранят человека, храм Божий, всё творение.

Ангельских чинов, как я уже сказал, девять. Исчислил их святой Дионисий Ареопагит в своем труде «О небесной иерархии». Он подчеркивает, что почитание ангелов невозможно без почитания Бога. Тот самый Лаодикийский Собор, который установил сегодняшний праздник, в своем 35 правиле низлагает ересь, то есть ложное измышление, о том, что необходимо поклоняться только ангелам. Ангелы — служебные духи, слуги Божьи. В службе Собору Архистратига Михаила постоянно подчеркивается, что и люди, и ангелы поклоняются Господу Богу, Творцу всего мира — нашего с вами, видимого мира и мира невидимого, ангельского, духовного.

Попробую перечислить девять ангельских чинов. Они делятся на три разряда: высший, средний и низший, то есть самый близкий к этому миру. В высшем разряде находятся шестокрилатии Серафимы, о которых Церковь говорит, что они — само небесное выражение Божественной любви. Они — самые приближенные к Богу. Затем — многоочитии Херувимы. О них много говорится в Писании — это таинственные существа, которые отовсюду исполнены очей.

Представить Серафимов и Херувимов мы можем с трудом, но иконописцы изображают их как шестикрылые существа, которые двумя крылами машут в полете, двумя благоговейно закрывают лицо — едва видно очи бывает на иконе, — и двумя крылами закрывают ноги. Конечно, это символичное изображение, но, наверное, точнее земными красками такие невидимые нам духовные существа не изобразить.

В этот же высший разряд входят Престолы — духовные существа, на которых как на престоле восседает Сам Господь.

Средний разряд — Господства, Силы и Власти. Господства сообщают волю Божью, ведут к ее исполнению земных властителей, помогают сильным мира сего господствовать над своими небогоугодными намерениями. Силы ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости святым угодникам Божьим. Власти помогают роду человеческому властвовать над своими страстями.

И низшая ангельская триада — Начала, Архангелы и Ангелы. Начала управляют природной стихией. С большим облегчением я перехожу к Архангелам и Ангелам, потому что именно эти ангельские существа мы хоть как-то можем представить. И даже на иконах их изображают не как таинственные существа, у которых и лик мы не можем разглядеть.

Священное Писание говорит о них как о светлых юношах, так они и изображаются, но в православной традиции — с крыльями. О крыльях у Ангелов в Священном Писании ничего не говорится, это символическая часть иконы. Большинство искусствоведов и богословов говорят, что крылья у Ангелов символизируют их быстроту, с которой они приходят в этот мир и приносят весть о воле Божьей.

Лично мне ни разу в видении Ангел не являлся, если кому-то являлся, он, может, точнее скажет. Но в небесной иерархии Архангелы и Ангелы ближе всего к нам, людям, по своему духовному облику. Некоторые богословы говорят, что душа человека похожа на его тело. Она заполняет весь наш организм. Ангелы — такие духовные существа, которые отличаются от нас лишь отсутствием телесной оболочки.

Почему я сказал, что с облегчением пришел к Ангелам и Архангелам? Мы мало что можем сказать о тех неизреченных ангельских чинах, которые с такой скрупулезностью перечислил Дионисий Ареопагит. Более того, можно и растеряться, прочитав в духовных книгах после перечисления всех чинов, что выше над всеми ангельскими силами стоит Архангел Михаил.

Он, с одной стороны, относится к низшей триаде из девяти ангельских чинов, но, с другой стороны, он предводитель всех Небесных Сил. Почему? Друзья, не спрашивайте меня, я этого тоже не разумею. Нужно просто понять, что все попытки человека описать духовный мир упираются в человеческую ограниченность.

что значит собор архангела михаила. Смотреть фото что значит собор архангела михаила. Смотреть картинку что значит собор архангела михаила. Картинка про что значит собор архангела михаила. Фото что значит собор архангела михаила

Господь открыл нам через Свою Церковь, что есть девять ангельских чинов. Это красивое построение в духе византийского богословия, у нас нет повода его отрицать. Мы верим в это церковное предание и с радостью молимся святому Архангелу Михаилу как предводителю всех ангельских чинов. Едва ли не с самого Крещения Руси русские воины молились ему, просили его как полководца всех Небесных Сил вступиться за русское войско.

Вряд ли можно молиться перед тем, как ты пойдешь грабить и убивать несчастных, беззащитных. Молитвенное обращение к Архангелу Михаилу как покровителю небесного воинства возможно, только когда бьешься за правое дело.

На иконе Архангел Михаил изображается с мечом. Именно этим мечом он низверг с небес сатану. Церковное предание говорит, что и после Второго пришествия Христа он окончательно заточит сатану в преисподней и будет сопровождать праведников в Царствие Небесное.

Будем молить Архангела Михаила, чтобы он оградил нас от всякого зла, но не станем вкладывать в молитву свои враждебные чувства. Не надо забывать, что меч Архангела Михаила разит всякое зло, а мы носим зло в себе. Это зло — наши грехи. Поэтому молясь Архангелу Михаилу, чтобы он укротил обидчика, заглянем внимательно в собственное сердце и побоимся, как бы он и нас не поразил своим мечом, если мы окажемся несправедливы в наших делах, неправедны в чувствах.

Храни вас Господь! Желаю вам помощи Архангела Михаила, всех Архангелов и Ангелов и ваших Ангелов Хранителей!

Источник

Собор Архистратига Михаила Архангела и всех Небесных Сил бесплотных: о дате праздника и иерархии ангелов

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе.

Собор Архистратига Михаила Архангела

что значит собор архангела михаила. Смотреть фото что значит собор архангела михаила. Смотреть картинку что значит собор архангела михаила. Картинка про что значит собор архангела михаила. Фото что значит собор архангела михаилаЛаодикийский Собор произошёл за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Он 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) — в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым,» ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый,» и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы (Быт. 3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Архангел Михаил

Архангел Михаил (кто как Бог), вождь небесного воинства.

Говорят, сатана ставит себе в большую заслугу, что заставил живописцев НЕ ИЗОБРАЖАТЬ себя поверженным под ногами Покровителя рода человеческого.

Празднование 8 ноября с.с, 21 ноября н.с.

Упоминается в канонических книгах:

В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом.» (Академик В. Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр.226).

Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: «Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее.

… Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением» (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5-6).

Архангел Гавриил

Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете — о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан — от него Магомет получил свои откровения и им же унесён на Небо. На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Церковь прославляет его 26 марта и 13 июля (старый стиль).

Упоминается в канонических книгах:

Святой Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало». (Фартусов, стр. 226). Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества.

Архангел Варахиил

Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.

В книге «Руководство к писанию икон» говорится о нем следующее: «Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном.» (Фартусов, стр. 227). Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через своего Архангела Варахиила посылает свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям.

«Поелику благословения Божии различны, — пишет Святитель Иннокентий Херсонский, — то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие.» (Цит. соч., стр. 14).

Архангел Салафиил

Упоминается в неканонической книге:

«И вот господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, — пишет Херсонский владыка Иннокентий, — чтобы они чистым дыханием уст своих согревами наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил.» (Цит.соч.,стр.11-12).

В книге «Руководство к писанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся.» (Фарусов, стр. 226-227).

Архангел Иегудиил

Архангел Иегудиил (хвала Божия) .

Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.

Имя святого Архангела Иегудиила в переводе на русский язык Славитель Божий или Хвала Божия, ведь он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, «имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние».

Как поясняется в «Руководстве к писанию икон», Архангел Божий Иегудиил «изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам.» (Фартусов, стр. 227).

«Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией, — пишет Архиепископ Херсонский Иннокентий. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию.» (Цит. соч., стр. 13).

Архангел Рафаил

Архангел Рафаил (помощь Божия) .

Упоминается в неканонической книге:

Кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим — наставляет Архиепископ Иннокентий Херсонский (Цит. соч., стр.9).

Архангел Уриил

Упоминается в неканонической книге:

По иконописному канону Православной церкви, святой Архангел по имени Огонь Божий «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень.» (Фартусов, стр. 226).

«Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные,» поясняет владыка Иннокентий, Архимандрит Херсонский. (Цит. соч., стр.10).

Архангел Иеремиил

Упоминается в неканонической книге:

«В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия)», — пишет архимандрит Никифор в «Библейской энциклопедии » (М., 1891, стр. 63). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.

Имя святого Архангела Иеремиила означает по-русски Высота Божия или Возвышение Божие. Он посылается свыше от Бога к человеку, дабы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира, дескать, чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной. (см. Ин. 12:24). Изображается он, держащим в правой руке весы.

Вы прочитали статью Собор Архистратига Михаила Архангела. Возможно, Вам покажется интересным:

Источник

21 ноября 2021: Собор Архистратига Михаила

Что такое Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Когда празднуется Собор Архистратига Михаила

Что можно есть на Собор Архистратига Михаила

Ангельские чины

Архангел Михаил

В чем помогает Архангел Михаил, о чем молятся Архангелу Михаилу

История празднования Собора Архистратига Михаила

Архангел Михаил в Ветхом Завете

Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила

Чудо Архангела Михаила в Хонех

Икона Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Молитвы Архистратигу Божиему Михаилу

Молитва первая Архистратигу Божиему Михаилу

Молитва вторая Архистратигу Божиему Михаилу

Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Интересные факты об Архангеле Михаиле

Митрополит Антоний Сурожский. Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила

Архангельский собор в Кремле

Михайлов день — народные обычаи празднования Собора Архистратига Михаила

Приблизительное время чтения: 18 мин.

21 ноября православные христиане празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Мы расскажем об истории и традициях праздника; о том, что кто такие архангелы и почему Михаил среди них — архистратиг.

Что такое Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым».

Когда празднуется Собор Архистратига Михаила

Празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Это непереходящий праздник.

Что можно есть на Собор Архистратига Михаила

Поста в этот день нет, то есть православные христиане могут есть любую пищу.

Ангельские чины

Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы.

Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом.

Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).

Архангел Михаил

Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или чуть по-другому, с вопросительной интонацией — «кто, как Бог?». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утренняя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба.

В чем помогает Архангел Михаил, о чем молятся Архангелу Михаилу

Согласно иерархии чинов ангельских, Архангелы благовествуют о людям о Тайнах Божиих, открывают нам Божию волю. Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России.

История празднования Собора Архистратига Михаила

Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году.

Архангел Михаил в Ветхом Завете

Предание Церкви, которое почитается верующими наравне со Священным Писанием, говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта — в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. Кроме того открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рве со львами.

Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила

С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви.

Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. Например, в Волоколамском Патерике можно прочитать рассказ преподобного Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».

Чудо Архангела Михаила в Хонех

что значит собор архангела михаила. Смотреть фото что значит собор архангела михаила. Смотреть картинку что значит собор архангела михаила. Картинка про что значит собор архангела михаила. Фото что значит собор архангела михаила

Чудо Архистратига Михаила в Хонех произошло в IV веке. Как говорит легенда, во Фригии (внутренняя область на западе Малой Азии) находился храм, построенный в честь Архистратига Михаила. Около того храма тек источник, в котором, по молитве Архангелу Михаилу, исцелилась немая дочь одного из местных жителей. В благодарность небесному заступнику мужчина возвел здесь храм. К источнику за исцелением шли не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.

Икона Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

что значит собор архангела михаила. Смотреть фото что значит собор архангела михаила. Смотреть картинку что значит собор архангела михаила. Картинка про что значит собор архангела михаила. Фото что значит собор архангела михаила

На иконах Архангелов изображают в соответствии с родом их служения. Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил написан с райской ветвью, которую он принес Деве Марии в день Благовещения, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой. Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке — «пламень огненный». Селафиил изображен в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди. Иегудиил в правой руке держит золотой венец, в левой — бич из трех красных (или черных) веревок. На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов, а Иеремиил держит в руке весы.

Молитвы Архистратигу Божиему Михаилу

Молитва первая Архистратигу Божиему Михаилу

Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы, первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и всегда посрамляяй злобу и коварства его на земли!

К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и православному отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг видимых и невидимых. Буди наставник премудр и споспешник всем православным христианом, износя им от Престола Царя царствующих просвещение и силу, радость, мир и утешение. Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его!

Не остави о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое; се бо, аще многогрешнии есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да утвердившеся в законе Господни, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечная и небесная безумне забывати. Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол, содеянных нами, совершим. Егда же приближится час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных; обыкших преграждати души человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и сподобимся узрети Пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая Архистратигу Божиему Михаилу

О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя воеводо! Прежде Страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.

О, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его. О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

Интересные факты об Архангеле Михаиле

Считается, что именно Архангел Михаил являлся и помогал Жанне д’Арк. Архистратиг поручил Жанне осуществить ее миссию — короновать Карла VII в Реймсе. По легенде, при освобождении Орлеана от англичан Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя появился в небе и сражался на стороне французов.

По преданию балканских христиан, Архангел Михаил научил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Именно поэтому на местных иконах Флора и Лавра часто изображают с конями, поводья которых держит в руках Архистратиг.

Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил. Копты переняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской Церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, Архистратига славят за разлив реки и будущий урожай.

Митрополит Антоний Сурожский. Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила

«Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью – каждой, единственной для Него тварью.

Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.

И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы – это вестники; Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так, и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами, отблесками вечного света Божественного. В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они – светы вторые.Что это значит?

Это значит, что некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.

Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаем, переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, – а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом, Который познает глубины Своей твари.

Но их личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом. «Михаил» – слово еврейское, и оно значит «Никто как Бог»; и это слово выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. «Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.

Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил – тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках – знаком примирения Бога с миром.

Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.

О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела». И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми – как и с окружающими нас простыми людьми – общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же Хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он – Хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, – как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя.

И еще: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нем начало Евангелия от Марка говорит: Он – глас вопиющего в пустыне. Он глас, он – только звук Господня голоса, он – Ангел, потому что через него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.

Это – путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми — как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь — от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность. Ангелом на земле является неложный свидетель — Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «Великого Совета Ангел» — Бог, пришедший во плоти.

Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь.

Архангельский собор в Кремле

Собор святого Архистратига Михаила в Кремле издревле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину его называли «церковью святого Михаила на площади».

История Архангельского собора восходит к XIV веку. В 1333 году первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, которого русские люди считали покровителем воинов. В 1505-1508 годах на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.

С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей — вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых — у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.

Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги — раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.

Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 годах собор расписали заново — работала большая артель русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский живописец Симон Ушаков.

Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 годах. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора — «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 года. По преданию, эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле.

Михайлов день — народные обычаи празднования Собора Архистратига Михаила

На Руси Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был одним из самых веселых праздников. С этого дня скот загоняли в хлева — на зимний корм. Устраивали широкое застолье, звали в избу гостей. Пекли пироги, подавали к столу свежий медом. Гулянье могло длиться целую неделю — так крестьяне готовились к строгому Рождественскому, или Филипповскому, посту.
За несколько дней до Собора Архистратига Михаила священник с причтом ходили по домам прихожан и служили молебны. Хозяева в благодарность угощали их ковригой хлеба или деньгами — от 5 до 15 копеек со двора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *