что значит сопротивление сотруднику полиции
Что значит сопротивление сотруднику полиции
КоАП РФ Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.04.2006 N 57-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.07.2010 N 238-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 19.3. КоАП РФ
(в ред. Федеральных законов от 29.04.2006 N 57-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 305-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 29.04.2006 N 57-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 4 введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 238-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 5 введена Федеральным законом от 08.12.2011 N 424-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 6 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 258-ФЗ)
Примечание. Положения части 4 настоящей статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении их мер профилактики в соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».
(примечание введено Федеральным законом от 27.07.2010 N 238-ФЗ)
Ст. 19.3 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный
Что будет, если слегка ударить полицейского?
Полицейский наступил мне на ногу и некорректно со мной разговаривал. У нас произошла словесная перепалка, в итоге он меня довольно жестко скрутил и положил лицом на асфальт. Меня задержали на 15 часов.
Полицейский составил на меня протокол: якобы я ударила его ногой по ноге. А я написала заявление, что полицейский общался со мной некорректно и наступил мне на ногу. Еще я прошла судмедэкспертизу, так как остались большие синяки на обеих руках в трех местах.
Скажите, пожалуйста, что мне может грозить за эту ситуацию? У меня есть ребенок шести лет.
Порадовать вас, к сожалению, ничем не могу. Даже если слегка ударить любого сотрудника правоохранительных органов при исполнении, в большинстве случаев это может закончиться возбуждением уголовного дела. Независимо от того, ударили вы полицейского по ноге или нет, придется потратить много времени, сил, а возможно, и денег.
Обо всех обстоятельствах вашего дела судить сложно: ситуацию вы изложили очень кратко, а в таких случаях каждая мелочь имеет значение. Поэтому я бы рекомендовал найти хорошего адвоката, у которого есть опыт защиты по таким делам. Здесь вам могут помочь наши статьи:
Делать какие-либо выводы о вашей виновности или невиновности я тоже не могу: авторы Т—Ж не могут подменять собой суд. Но расскажу, как события могут развиваться дальше, как можно построить свою защиту и какие способы гарантированно не сработают.
Что вообще произошло
Вы пишете, что сотрудник полиции наступил вам на ногу и некорректно с вами разговаривал. В результате словесной перепалки вас задержали. Теперь сотрудник полиции утверждает, что вы пнули его по ноге, — это он указал в протоколе. Вы написали встречное заявление, где утверждаете, что сотрудник полиции вел себя некорректно и наступил вам на ногу.
Кроме того, у вас есть зафиксированные судмедэкспертом травмы: синяки на руках в трех местах. Поскольку я не знаю, как именно они появились, буду считать, что эти синяки вы получили в момент задержания. Маловероятно, что они возникли, когда сотрудник полиции наступил вам на ногу.
Еще предположу, что сотрудник полиции находился при исполнении служебных обязанностей, иначе, вероятно, никакого задержания бы не было.
Ответственность за неповиновение сотрудникам полиции
В нашем государстве на полицию возложены обязанности по охране общественного порядка и пресечению преступной деятельности. Являясь представителями власти, сотрудники полиции обладают широким кругом полномочий, в том числе по задержанию.
Под задержанием в законодательстве понимается комплекс мер, в результате применения которых человек лишается возможности свободно передвигаться на срок от 3 до 48 часов в зависимости от ситуации.
В Законе «о полиции», а также в УПК РФ и КоАП РФ четко прописан порядок, основания задержания, а также права и обязанности лиц, производящих задержание и самого задержанного.
В случае отказа и активного сопротивления сотруднику полиции последовать за ним в отделение может быть применена административная либо уголовная ответственность в зависимости от ситуации. Рассмотрим каждую из них поподробнее.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с сопротивлением
при задержании, то вам следует помнить, что:
Все случаи задержания уникальны и индивидуальны.
Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
Возможность положительного исхода зависит от множества факторов
Административная ответственность
Согласно ст. 19.03 КоАП РФ при неповиновении требованиям сотрудника полиции, на которого возложена обязанность по охране общественного порядка, а равно создание им препятствий в выполнении служебных обязанностей на нарушителя может быть наложен штраф либо произведен его арест на срок до 15 суток.
Уголовная ответственность
Учитывая особый статус сотрудников правоохранительных органов, в Уголовном кодексе РФ содержится ряд статей, которые предусматривают ответственность за противоправные действия в отношении сотрудников полиции.
Так, статья 213 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа, обязательных или исправительных работ за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей.
Важно! Когда в результате насильственных действий причинен ущерб здоровью разной степени тяжести или жизни, то виновный наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.
В ряде статей уголовного кодекса оказание сопротивления сотруднику полиции при задержании является квалифицирующим признаком и усугубляет наказание для лица, совершившего преступное деяние.
Так в соответствии с ч.2 ст.213 УК РФ совершение хулиганских действий с сопротивлением представителям власти, которые исполняют свои обязанности по охране общественного порядка наказывается штрафом в размере от 500 тысяч рублей до 1 миллиона, либо принудительными работами до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 7 лет.
Таким образом, если Вы не согласны с действиями сотрудника правоохранительных органов, который принял решение Вас задержать, в любом случае ведите себя корректно и не допускайте оскорблений или тем более насилия в его адрес. Отстаивайте свои нарушенные права законным способами, путем подачи жалоб и ходатайств в вышестоящие органы, прокуратуру и суд.
Правовое информирование. Административные наказания и ответственность граждан за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции
Выполняя служебные обязанности, сотрудники полиции вправе применять к физическим и юридическим лицам методы административного принуждения в целях: пресечения совершаемых преступлений и административных правонарушений; обеспечения необходимых условий привлечения лиц, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности; непосредственного привлечения лиц, совершивших административные и иные правонарушения в сфере властно-публичной деятельности государства и местного самоуправления, к административной ответственности; обеспечения исполнения физическими и юридическими лицами законно предъявленных к ним властных требований, не выполненных ими добровольно.
— часть 1 статьи 12.25 КоАП РФ «Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам полиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства» влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей;
— часть 2 статьи 12.25 КоАП РФ «Невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства» влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей;
— часть 1 статьи 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния» влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет;
— часть 2 статьи 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния» влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей;
— часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей» влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток;
— часть 1.1 статьи 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей» влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток;
— часть 2 статьи 20.1 КоАП РФ «Действия, образующие состав административного правонарушения мелкое хулиганство, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка» влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Анализ санкций указанных статей свидетельствует о том, что максимальная штрафная санкция может быть назначена по части 2 статьи 20.1 КоАП, что, вероятно, по мнению законодателей, представляет наибольшую общественную опасность, так как данное правонарушение по объективной стороне ближе, чем прочие из рассмотренных, подходит к границе административно-правовой и уголовно-правовой ответственности.
Негативные моменты данных правонарушений заключаются в том, что неповиновение оказывают участковым уполномоченным полиции, которые несут службу на административных участках, сотрудникам патрульно-постовой службы полиции, охраняющим общественный порядок и обеспечивающим общественную безопасность на улицах и в общественных местах, сотрудникам ГИБДД, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Ответственность иностранных граждан наступает на общих основаниях (статьи 2.6 КоАП РФ). Исключение составляют иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции. Вместе с тем, иностранные граждане и лица без гражданства несут административную ответственность за правонарушения, связанные с нарушением правил пребывания в РФ. К иностранным граждан и лицам без гражданства применяются ограничение въезда, административное выдворение за пределы Российской Федерации, отказ в выдаче либо аннулирование вида на жительство.
Ответственность граждан
за неповиновение, сопротивление сотруднику полиции, находящемуся при исполнении своих служебных обязанностей
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» регламентированы права, предоставленные полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей, к числу которых в том числе отнесены следующие:
1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;
2. Проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
3. Проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4. Составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28).
Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя предоставленные права, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.
Исполняя обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной и государственной безопасности, сотрудники полиции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3–ФЗ «О полиции» вправе отдавать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые требования для поддержания правопорядка. Привлечение к административной ответственности за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции возможно, если распоряжения или требования являются законными.
О нахождении сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должны свидетельствовать наличие установленной формы одежды, нагрудный знак или предъявление соответствующего удостоверения.
Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, когда неповиновение проявляется в преднамеренном отказе от обязательного исполнения неоднократно повторенных распоряжений указанных лиц либо в неповиновении, выраженном в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного неуважения к органам и лицам, охраняющим общественный порядок, и влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
За 6 месяцев 2020 года сотрудниками полиции органов внутренних дел Тульской области составлено 378 протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
В Уголовном кодексе РФ также содержится ряд статей, которые предусматривают ответственность за противоправные действия в отношении сотрудников полиции.
Оскорбление полицейского, согласно статье 319 УК РФ, повлечет за собой уголовное наказание в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Чем грозит сопротивление сотрудникам полиции при исполнении ими служебных обязанностей
Чем грозит сопротивление сотрудникам полиции при исполнении ими служебных обязанностей
Расследование преступлений, связанных с оскорблением, неповиновением и применением насилия в отношении сотрудников полиции при исполнении ими своих должностных обязанностей, находится на особом контроле МВД РК. Вместе с тем, факты оказания сопротивления сотрудникам полиции при исполнении ими своих служебных обязанностей имеют тенденцию роста, сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу ДВД города.
Как отметил начальник Следственного управления ДВД города Алматы полковник полиции Алишер Турсунбетов, МВД совместно с Генпрокуратурой РК рассмотрен алгоритм применения норм УК и УПК при расследовании аналогичных преступлений. По всем фактам применения насилия в отношении сотрудников полиции при исполнении ими служебных обязанностей подозреваемые в порядке ст. 128-131 УПК РК водворяются в ИВС, избирается мера пресечения в виде содержания под стражей.
Кроме того согласно ст. 378 УК РК ( Оскорбление представителя власти) за оскорбление представителя власти при исполнении ми своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением подозреваемому лицу грозит наказание в виде ареста от 45 до 75 суток.
А согласно ст. 379 УК РК ( Неповиновение представителю власти) за неповиновение законному требованию или распоряжению представителя власти подозреваемому лицу грозит наказание в виде ареста на срок до 40 суток, а если совершенное в местности, где объявлено чрезвычайное положение, грозит наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.
И еще, согласно ст. 380 УК РК ( Применение насилия в отношении представителя власти) за применение насилия не опасного для жизни и здоровья, либо угрозу применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих служебных обязанностей подозреваемому лицу грозит наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. За применение насилия опасного для жизни или здоровья в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих служебных обязанностей подозреваемому лицу грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет.
Наряду с этим принимаются меры по соблюдению законности среди личного состава и повышению ответственности сотрудников полиции перед гражданами.