что значит социально гуманитарное направление
Как выбрать вуз, где обучают социально-гуманитарным специальностям?
В этой статье:
Какие специальности относятся к социально-гуманитарному направлению
По сути, направления обучения соответствуют разделам школьного предмета «обществознание». А это, если обобщить:
В 2021 году вузы на некоторые специальности разрешили подавать третий ЕГЭ по выбору. Таким образом, оказалось, что с обществознанием можно поступить и на психологию в некоторые вузы, например, в РЭУ им.Плеханова, хотя раньше с психологов требовали строго биологию.
Примеры специальностей с обществознанием
Полный список специальностей разнится от вуза к вузу. Скажем, на связи с общественностью где-то потребуют общество, а где-то историю.
Список популярных специальностей с обществом, русским и математикой :
Государственный или частный вуз выбрать?
Одну и ту же популярную социально-гуманитарную специальность могут давать в гос и частных вузах. Как сделать выбор, если на бюджет в государственный вуз ребенок не попадает или же в госвузе просто нет бюджетных мест на выбранное направление? Стоит обратить внимание на плюсы и минусы вузов при прочих равных условиях: стоимости обучения и учебном плане по выбранной специальности.
Достоинства и недостатки негосударственных вузов
Плюсы частных вузов:
Минусы частных вузов:
Например: в РосНоу нет бюджетных мест на направление “Социальная работа”, а в РГСУ их 18
Например: РМАТ имеет государственную аккредитацию до 20 марта 2026 года, значит, после этой даты вузу придется проходить аккредитацию заново, чтобы продолжать свою деятельность.
Учет индивидуальных достижений на социально-гуманитарных специальностях
Загляните в этот раздел на сайте выбранных вузов. У социально-гуманитарных такой большой разброс вариантов, что ваш взгляд на шансы поступить могут круто измениться от вуза к вузу.
Как поступить по олимпиаде
Как получить дополнительные баллы
Опять же читаем правила поступления конкретного вуза внимательно и обратить внимание на раздел «Индивидуальные достижения». За счет этих 10 баллов вузы хоть как-то могут выставить приоритеты: кого они хотят видеть в рядах своих студентов. И опять же, у социально-гуманитарных вузов здесь очень серьезный разброс.
У вуза социальное направление?
Например: в НИУ ВШЭ на направлении «Социология» профильным предметом является математика, а в Финансовом университете при Правительстве на том же направлении – обществознание.
Учитывайте этот момент, когда выбираете вуз или специальность. Имейте в виду, что также нужно понимать, с кем конкурирует ребенок. Обычно на эти специальности идут дети с более сильным обществознанием. И когда на специальность в приоритете математика, а ваш ребенок ее как раз сдаст хорошо, у него в целом будет меньше конкурентов и выше шанс на поступление.
Особенности учебной программы
Бывает, что из названий социально-гуманитарных направлений невозможно понять, что будущему студенту предстоит изучать.
Социально-гуманитарная направленность
События | Организации | Методики | Программы
Цель реализации программ cоциально-гуманитарной направленности:
освоение гуманитарных знаний и формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одаренности.
Программы социально-гуманитарной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на:
— расширение системы представлений и знаний в области гуманитарных наук;
— развитие социальной одаренности и социальной компетентности как способности к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире;
— развитие «универсальных» компетенций (критическое мышление, креативность, умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов, способности принимать решения, социального проектирования и др.); «современной грамотности» (базовые умения действовать в типовых жизненных ситуациях, в меняющихся социально-экономических условиях (финансовая, правовая, информационная и др.)); развитие личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта (ответственность, инициативность, стремление к саморазвитию и самопознанию, саморегулирование, эмпатийность, мотивации достижений и др.);
— развитие личностного и профессионального самоопределения (ориентации детей на группу профессий «человек – человек»).
Социально-гуманитарная направленность включает следующие группы программ дополнительного образования:
— гражданско-правовые (знакомство с правовыми нормами отношений в государстве, правилами дорожного движения, основами безопасности жизнедеятельности; создание и реализация гражданско-патриотических проектов; имитационное и практическое решение правовых задач);
— социокультурные (расширение знаний по философии, филологии, истории, искусствоведение, лингвистика, литературоведение, социология, журналистика, этнокультура, обществознание, педагогика, основы психологии личности и группы; лидерские и организаторские практики; практики социального творчества и активности; освоение медиа-информационных технологий; развитие гибких навыков и современной грамотности; волонтерская активность; профессиональная ориентация (формирование первичных профессиональных установок, профессиональных планов в специальностях «человек-человек»; программы детских педагогических отрядов));
— управленческие (основы менеджмента; основы предпринимательской деятельности; практикумы управленческой деятельности; основы руководства совместной деятельностью людей; имитационное и практическое решение управленческих задач, включая детское самоуправление и командную работу);
— экономические (знакомство с нормами экономических отношений, включая экономику ведения домашних хозяйств; основы финансовой грамотности; создание и реализация социально-экономических проектов; имитационное и практическое решение экономических задач).
Гуманитарные профессии
В среде тинейджеров слово «гуманитарий» едва ли не оскорбление. Под ним в шутку понимают филологов, которые не могут найти работы и со временем встают за «свободную кассу». На деле гуманитариями являются журналисты, педагоги, юристы и даже экономисты – вопреки распространенному заблуждению, экономика наука гуманитарная. Да и успешные филологи находят свое место и строят карьеры на должностях с зарплатой более 2 тыс. евро в месяц. Давайте рассмотрим ТОП-15 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий.
Гуманитарные профессии – это какие
Профессии гуманитарного профиля – это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профессии в частности включают в себя языковедение, различные виды искусств, изучение культуры и юриспруденции. Гуманитариями являются педагоги, лингвисты, актеры, музыканты, юристы, режиссеры, менеджеры и представители других профессий, деятельность которых напрямую связана с людьми или их жизнедеятельностью.
Гуманитариев всегда противопоставляют «технарям», чья деятельность связана с точными науками. Однако сравнивать специальности по критерию профиля не стоит.
Психологи убеждены, что навязанные стереотипы об элитарности гуманитарного или технического направления лишь мешают абитуриентам. При этом доказано, что у выпускников школ часто наблюдается выраженная предрасположенность к узкому кругу специальностей гуманитарного или точного профиля. По мнению педагогов, выбирать стоит направление, к которому у абитуриента «лежит душа». В противном случае окончить учебное заведение и сделать успешную карьеру будет проблематично.
Список гуманитарных профессий – ТОП-15
Мы проанализировали свыше 200 специальностей и сравнили их по трем критериям: актуальность, размер средней зарплаты специалиста с опытом работы от 1 года и количество вакансий в каждом регионе России. По результатам определился ТОП-15 специальностей. Представляем список гуманитарных профессий – самых востребованных и высокооплачиваемых.
Кому подходят профессии гуманитарного профиля
Гуманитарные специальности больше всего подходят абитуриентам, желающим работать в сфере права, экономики, журналистики и культуры. Предрасположенность ребенка к этим профессиям можно заметить уже в 13-14 лет – тогда он может начать тянуться к буквам, а не к цифрам. Психологи отмечают следующие качества у детей и подростков, которым больше подходят специальности гуманитарного профиля:
Эти качества могут быть присущи и «технарям». Но если ребенку тяжело даются точные науки, то не стоит винить во всем его или учителей – возможно, он прирожденный «гуманитарий».
Однако далеко не все подростки имеют какую-либо предрасположенность – она является выраженной не более чем у 30% абитуриентов, которые принимали участие в исследованиях.
Где получить образование? ТОП-5 ВУЗов России
От учебного заведения, в котором «гуманитарий» будет получать образование, во многом зависит его будущее. Конечно, на первый план выходят личностные качества, стремление к знаниям и внутренняя дисциплина. Однако не секрет, что выпускников одних университетов работодатели трудоустраивают с большим желанием, чем других. Отметим ТОП-5 ВУЗов России, в которых можно получить гуманитарное образование – эти учебные заведения лидируют в рейтингах:
Обратите внимание, что в рейтинге представлены не только профильные учебные заведения – это самые престижные ВУЗы России по направлению, где представлены профессии для гуманитариев.
Большинство абитуриентов едва ли смогут поступить в одно из перечисленных учебных заведений. Но не всегда университет, в котором вы получаете образование, определяет его качество и перспективы при построении карьеры.
Вне зависимости от региона, в котором вы планируете учиться и работать, стоит выбирать государственный университет с хорошей репутацией. Постарайтесь заранее озаботиться поиском информации об учебном заведении и о факультете, на который планируете поступать. Идеально, если вам удастся получить сведения о выпускниках выбранного ВУЗа – уточните, какой процент из их числа находит работу по специальности, какова средняя зарплата молодых специалистов, какие перспективы они имеют при построении карьеры. Это поможет сделать взвешенный выбор.
Подводные камни и советы по выбору профессии
Гуманитарные профессии включают в себя сотни специальностей самых разных направлений – от экономики и юриспруденции до режиссуры и актерского мастерства. При выборе рекомендуется руководствоваться не только потенциальной зарплатой начинающего специалиста и перспективами. Помните, что в любой отрасли можно зарабатывать много – главное получить должность с соответствующей зарплатой. Ключевые критерии, которыми стоит руководствоваться при выборе гуманитарной специальности:
Среди «подводных камней» педагоги часто отмечают отсутствие у абитуриентов реальных сведений о профессии. Так выпускники школ, которые хотят получить профессию журналиста, часто не видят в ней возможности вращаться в высших кругах, проводить независимые расследования, получать массу информации и быть на виду – в телевизоре, на радио, в Интернете. Они не понимают, что это довольно тяжелая, наполненная стрессами работа, в которой нужно «выгрызать» информацию, сталкиваться с не самыми приятными личностями и стремиться быть первым при довольно скромной оплате в первые годы карьеры.
Резюме
Гуманитарные профессии включают в себя сотни специальностей самых разных профилей. Среди них право, культура и искусство, лингвистика и масса других направлений. Вопреки распространенному мнению, многие специалисты имеют довольно высокие зарплаты и остаются востребованными на рынке труда. При выборе специальности стоит руководствоваться не только личными стремлениями и желаниями, но и реальными представлениями о специальности.
Социально-гуманитарное направление профпереподготовки: обзор
Построение общества на принципах гуманизма, приоритета интересов граждан и создания комфортных условий для их жизнедеятельности способствует высокому спросу на работников со специальностью «Социальная работа». Об особенностях подготовки специалистов по социальной работе и их карьерных возможностях читайте в статье.
Социальные работники помогают людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации (потеря здоровья, работы, кормильца и др.) через предоставление социальных услуг.
Будущие и действующие специалисты по социальной работе проходят обучение, цель которого заложить базовые принципы как фундамент профессиональной деятельности.
Принципы профессиональной деятельность в социальной сфере:
Современное социально-гуманитарное направление в науке развивает идеи о том, что процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека.
Переподготовка по социальной работе направлена на формирование у работников компетенций, которые позволят эффективно организовать процесс социализации на всех этапах становления и развития индивида, во всех сферах его жизнедеятельности.
Уровни системы социального обслуживания в РФ
Согласно ФЗ №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» система социального обслуживания включает в себя уровни:
Квалификация специалиста по социальной работе предполагает владение следующими группами технологий социализации:
Технологии первичного введения в социум. Актуальны на начальном этапе жизни, реализуются через семейное, школьное воспитание.
Как организовано обучение социальной работе в АНО ДПО «УрИПКиП»?
Преподаватели курсов по социальной работе разрабатывают учебные материалы, на основе действующих нормативно-правовых документов, регулирующих социальную сферу в РФ.
АНО ДПО «УрИПКиП» приглашает пройти дистанционное* обучение на специалиста по социальной работе. Курсы по переподготовке предполагают получение соответствующей квалификации и ориентированы на более углубленное изучение разных направлений социальной сферы:
Также по направлению «Социальная работа» профессиональная переподготовка осуществляется с присвоением квалификации:
Какие качества необходимы специалисту по социальной работе?
Значимой характеристикой специалистов социальных служб является способность выстраивать взаимоотношения с подопечным, общаться. В программе переподготовки по социальной работе особая роль отведена развитию коммуникативных компетенций:
Какие функции смогут выполнять выпускники?
Курсы переподготовки организованы в соответствии с действующим профстандартом «Специалист по социальной работе». Завершив обучение, выпускники программ смогут:
Перспективы карьеры после профессиональной переподготовки на специалиста по социальной работе
Социальные работники могут работать в:
*заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Заявка на обучение или
консультацию
Заполните форму, и специалист отдела по организации приема свяжется с Вами в ближайшее время.
Статья по теме «Роль социально-гуманитарных
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Ревякина Ольга Ивановна, МОУ «СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов, 2015 г.г.Железногорск
дисциплин в формировании у обучающихся
«Если мы идем вперед в области знания, а не
нравственности, то мы идем не вперед, а назад»
Воспитание как один из важнейших разделов педагогической науки, в последнее время, вновь становится приоритетным направлением в деятельности государственных органов и учреждений системы образования.
Отсутствие должного внимания к проблемам воспитания привело к катастрофическим результатам не только в среде молодого поколения, но и всего российского общества. Данное обстоятельство явилось результатом кризиса ценностной системы, полной деидеологизации общества и образования, вследствие чего возникло состояние идейного и духовного вакуума. Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда жестокости, насилия, эротики, разрушения семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души. Школа – это тот островок в нашем сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему. Кто как ни школа должна заботиться о нравственном становлении личности? Мы стараемся воспитать у наших учащихся национальное достоинство человека и сформировать в душах молодого поколения черты, присущие современному человеку: доброту, благородство, сострадание благочестие, трудолюбие и др.
Сегодня со всей остротой встает вопрос о духовно-нравственной безопасности России, так как без духовного здоровья людей, и в частности подрастающего поколения, их интеллекта невозможно говорить об обеспечении национальной безопасности вообще.
Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводиться образованию. С целью формирования нового воспитательного идеала, в рамках ФГОС была разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», которая определила цели, задачи воспитания, базовые национальные ценности, принципы духовно- нравственного воспитания.
Современный учитель, имеющий четкую систему духовно-нравственных ценностей должен понимать, что успешное решение поставленных задач в области воспитания возможно только при комплексном, системном подходе. В школьной практике данное направление воспитательной деятельности должно осуществляться через учебный процесс, а не только через систему внеурочных занятий и факультативных курсов таких, например, как «Основы православной культуры». Необходимо выстроить единую систему воспитательной работы, через весь содержательный блок школьных предметов.
Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника становится все сложнее. Ещё К.Д.Ушинский предлагал воспитывать учащихся, используя народные национальные традиции. А где ещё можно изучать их, как не на уроках предметов гуманитарного цикла? Это, прежде всего история, обществознание, право, экономика, краеведение, литература, русский язык. Они ориентированы не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на формирование его ценностного сознания. Система социально-гуманитарного образования призвана способствовать приобщению школьников к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию таких качеств как гражданственность, демократизм, толерантность, ответственность. Социально-гуманитарное образование играет огромную роль в процессе самоидентификации подростка, осознании им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества; обеспечивает возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в различных ситуациях. Содержание вышеперечисленных дисциплин охватывает пройденные этапы развития человеческой цивилизации, все сферы жизни общества и человека; оно представляет собой проблемное поле обобщенного опыта всего человечества для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Например, прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, мы с учащимися обсуждаем вопросы:
как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к Смуте?
как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?
Многие темы в курсе истории содержат богатый « ценностный пласт». Вспомним великого князя Сергея Александровича, дядю последнего русского царя Николая II, и его супругу великую княгиню Елизавету Фёдоровну. Напомню, что Сергей Александрович погиб от разрыва бомбы террориста в 1905 году. После того, что пережила княгиня (ныне канонизированная Православной Церковью) святая великомученица она по частям собирала останки тела мужа. После такого потрясения можно было ожесточиться, возненавидеть этот несправедливый мир. Но в том, как повела себя княгиня, поистине отразилось величие её души. Забота не только к пострадавшим, но и к убийце мужа. Она подала прошение царю о том, чтобы фанатика оставили в живых. Ни это ли великое доказательство любви к людям и даже к своим врагам. Это ли не пример для подражания? Такие примеры в истории не единичны и детей учу оценивать поступки не быть равнодушными к окружающим.
Внедрение ИКТ в современный урок истории и обществознания позволяет применять богатый документальный видеоматериал. При изучении темы «Великая Отечественная война» на каждом уроке я показываю отрывки из документальных фильмов о войне. Огромное эмоциональное потрясение переживали дети во время просмотра фильма «Непокоренные» (о блокадном Ленинграде). Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, учащиеся одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви.
Преподавание своих предметов я выстраиваю таким образом, чтобы, помимо простого интереса, у учеников формировалось чувство любви и гордости за принадлежность к самобытной российской культуре. Одной из важнейших духовных ценностей человека является любовь к своему Отечеству, то самое чувство, которое А.С. Пушкин охарактеризовал как «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Поэтому вопросы, связанные с патриотическим воспитанием обучающихся, я считаю первостепенными. Именно люди, горячо любящие свою Родину, все свою деятельность направляют на ее процветание. Патриотизм – социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах, готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Также очень важно, по моему мнению, использовать на уроках современный исторический материал. Россия в последнее время значительно укрепляет свои позиции на международной арене. Наша страна заслужено получила звание лидера в области мирового спорта. Неслучайно XXII Зимние Олимпийские игры стартовали в российском городе Сочи. Эта Олимпиада станет продвижением олимпийских идеалов среди детей и молодежи, будет способствовать формированию современного мировоззрения, будет иметь большое воспитательное значение, содействуя любви к Родине, чувству гордости за достижения российского спорта. Анализ событий Сочинской Олимпиады можно использовать на уроках истории с 5 по 11 класс, на уроках обществознания.
Чувство патриотизма выражается прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой, Малой родине, привычному укладу жизни.
Краеведческая работу я осуществляю на уроках истории, обществознания. В рамках краеведческой работы учащиеся создают глубокие по содержанию исследовательские работы, основанные на кропотливой краеведческой деятельности, находят ценные фотографии, исторические документы. Современные информационные технологии дают школьникам возможность создавать полноценные презентации на краеведческие темы, например: «Их именами названы улицы Железногорска», «Я родом не из детства – из войны», посвященный детям военной поры, «О, святой хлеб войны – хлеб Победы!» о трудовом подвиге тружеников тыла, «Великая отечественная война в истории моей семьи», «Я в душу ранен тобой, Афганистан», и т.д. Изучение тем по обществознанию «Семья»(8 класс), «Семья и брак» (11 класс) тоже тесно связываю с краеведением. Ребята получают увлекательное поисково-исследовательское задание для всей семьи: «Моя родословная», «Я горжусь своей семьей», «Традиции моей семьи», «Памятная фотография в семейном альбоме», «Дорогая и памятная вещь в моей семье» и др. Итог этой исследовательской работы мы подводим на научно-практической конференции «Семья- начало всех начал», на которой ученики знакомят товарищей со своими интересными работами, проникаются чувством гордости за свою семью, желанием в будущем быть хорошим семьянином и продолжать лучшие семейные традиции.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся обращаются к историческим документам, встречаются со старожилами, ветеранами войны и труда, работниками музеев, библиотек, отдела социальной защиты населения, что способствует развитию навыков общения с представителями различных возрастов и социальных групп. Таким образом, краеведение является одним из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности.
И ещё один штрих к духовно-нравственному воспитанию через урок – это личность учителя, его человеческая самоценность. Учитель должен вызывать у учащихся те чувства, которые есть у него, свои идеалы он должен передать своим ученикам. Но не навязывать готовые оценки и идеалы, а умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению, тогда не будет фальши и лжи, и воспитывая милосердие, мы не получим цинизм. У ученика есть право на собственное мнение, оценку, право отстаивать свою точку зрения в споре с учителем.
В каждом из моих учеников я хочу видеть высоконравственную личность, гражданина с большой буквы, человека, который ни при каких условиях не скажет цинично: «А что мне Родина?». А пока мы беседуем, спорим, в том числе и о былой русской жизни, о Родине, о том, что мы имели, да не сберегли, бездумно отвергли, потеряли или растратили, а теперь прозревая, ищем, мучаемся, только обрести ни как не можем; о русских людях. Эти люди – лучшие люди, подлинная соль земли – служили не только ради жалованья, и служба их на любом поприще была стремлением к воплощению в жизни высоких, завещанных предками идеалов. Эти люди, эти труженики «числились по России», берегли и умножали её святые ценности, складывали за родную землю свои головы, кто на Куликовом поле, кто на Бородинском и Прохоровском полях, иные же в горах всегда неспокойного Кавказа. Это ли не личности? Это ли не образцы для подражания? Я надеюсь, что социальный заказ на Человека с большой буквы будет востребован, и российская жизнь обретёт, наконец, лад, примиривший в себе предания и веру предков и новые, весьма неоднозначные реалии современного периода русской жизни.
1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» М.: Просвещение, 2009.
2. Киселева, М. П. Д. И. Тихомиров «О духовно-нравственном воспитании»
4. Быков А.К., Лутовинова В.И. «Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы в процессе изучения предметов гуманитарного цикла
(истории, литературы и обществознания)»: «Москвоведение» 2008.