что значит спайк в волейболе
Что значит спайк в волейболе
Хочу внести немного ясности в понятие «Съём» в 350см.
Мне часто присылают подобные видео с текстом «смотри он снимает мяч в игре на высоте 350см»
Нет, это просто люди создающие контент используют такую инфографику.
350см это его максимальная точка касания с разбега, при этом лишь пальцем, а не ладонью.
Это разговорное слово в среде тех, кто занимается тренировкой, замерами или развитием прыжка.
Поэтому часто молодые спортсмены не понимают, о каком из этих значений идёт речь. Как правило, эффективная высота атаки может быть на 15-20см см ниже, чем максимальная точка касания на замерах.
Есть ещё много тонкостей и нюансов в плане погрешностей замеров, подготовки к тестам и тд, просто опустим эти моменты.
Я не хочу сейчас принижать высоту прыжка Нишиды, со стороны я бы даже сказал что он может достать выше чем 350см, но в игровых моментах его съем в районе края антенны, ещё важно понимать, что ракурс съемки очень сильно искажает правильное восприятие информации.
Для примера, моё фото с недавней тренировки при выполнении челленджа Зайцева. Здесь моя голова находится на высоте +-280см.
Сетка 243см. При этом моя точка касания сейчас в районе +-335см.
Мы с Нишидой одного роста (разницу в пару сантиметров опускаем).
Я могу эффективно снять мяч на высоте +-320см при условии, что его верхняя часть находится на такой высоте. Он же снимает мяч, который на половину диаметра находится выше края антенны (сужу по видео фрагментам которые смотрел).
Как итог: получаем Съем мяча на высоте +-333см.
Волейбол это не только высота, но и скорость, не всегда нужно так высоко прыгать чтобы довести мяч до пола. Просто хотел внести немного ясности в это понятие.
Для вас есть интересная тема, в матчах очень часто показывают скорость атаки и высоту съема мяча при повторе, кидайте мне в сообщения группы моменты с игры когда встретите высоту больше 335см
PS. если при нашем с ним росте (185-86см) снимать мяч на высоте 350см, то мы фактически может попасть кроссовками в нижнюю клетку волейбольной сетки в момент удара))
Термины
Словарь волейбольных терминов, жаргона и сленга
Блок – приём защиты, с помощью которого преграждается путь мячу, идущему от соперника. Осуществляется выносом любой части тела выше верхнего края сетки, но высота контакта с мячом может быть любой:
Групповой (коллективный): блок, выполняемый двумя или тремя игроками.
уступом: игрок четвертой зоны находится в метре от сетки и отвечает за оборону на всей сетке, помогая партнерам перекрыть атаку на всех направлениях.
Блокер – (разг.) блокирующий.
Блокировка – (устар.) то же, что блок.
Бросок – действие на блоке или при атакующем ударе на сетке, во время которого происходит длительное касание руки и мяча.
Взлёт (то же, что квик) – комбинация, при которой игрок совершает прыжок до момента передачи.
Вход в зону – то же, что впрыжка, отсечение.
Выйти (об основном связующем) – переместиться после приёма с задней линии в переднюю зону. Выход
Выстроить крышу (то же, что ставить забор) – выстроить блок, создающий значительные трудности для соперника.
Грызть зубами пол (то же, что землемерничать) – (разг.) очень активно выполнять защитные действия.
Двойное касание – действие, при котором игрок ударяет мяч два раза подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно.
Дерево – (разг.) игрок со слабой техникой.
Диагональный – игрок, в расстановке находящийся в трёх номерах от основного связующего. Чаще всего выполняет функции нападающего: находясь в передней зоне, даёт возможность основному связующему выходить и пасовать с бóльшим количеством нападающих в передней зоне.
Доводка – первое касание, после которого мяч обрабатывается и направляется связующему. Плохая доводка, хорошая доводка.
Доигровка – ответное атакующее действие команды при собственной подаче.
Доигровщик – нападающий, играющий вторым темпом.
Жевать передачу – (разг.) отдать пас с проносом.
Задержка (то же, что захват) – действие во время верхней передачи, при котором мяч не отскакивает от рук игрока сразу.
Задняя линия – часть площадки, ограниченная боковыми линиями, лицевой линией и линией атаки; ср. передняя зона.
Заслон – действия, которыми волейболисты одной команды мешают своим соперникам видеть подающего или траекторию полёта мяча. Индивидуальный заслон, групповой заслон.
Захват – то же, что задержка.
Защита – действия игроков, предотвращающие атаку соперника или позволяющие оставить мяч в игре после этого; ср. приём.
Землемерничать – (разг.) то же, что грызть зубами пол.
Зона конфликта (конфликтная зона) – зона между принимающими игроками, подача в которую сильно затрудняет приём.
Интервал – промежуток времени (обычно три минуты) между партиями; ср. перерыв, тайм-аут.
Квик – то же, что взлёт.
Кидать – (разг.) отдавать пас для нападающего удара, не учитывая особенности техники игрока. Подкидывать. Ср. пасовать, разводить.
Козёл – (разг.) комбинация, осуществляемая игроком первого темпа, который демонстрирует намерение играть зону, но в последний момент делает шаг в сторону пасующего и атакует с короткой передачи.
Контрольный мяч – очко, выигрыш которого решает судьбу партии или матча; ср. сетбол, матчбол, матч-пойнт.
сзади: игрок из второй зоны идёт на взлёт, игрок второго темпа из третьей зоны – во вторую;
смешанный: то же, что обратный.
Матчбол (то же, что матч-пойнт) – очко, выигрыш или проигрыш которого может решить исход всего матча; ср. контрольный мяч
Матч-пойнт – то же, что матчбол.
Мёртвый мяч – (разг.) мяч, оказавшийся в таком положении, что крайне трудно оставить его в игре.
Надеть на уши – (разг.) игровая ситуация, когда отразившийся от блока мяч попадает в атакующего.
Отсечение – то же, что впрыжка, вход в зону.
Отскакивать, как от батареи (о мяче) – (разг.) отскакивать в неожиданном направлении от игрока, обрабатывающего мяч.
Очередь (атаки) (то же, что темп) – порядок, которому следуют игроки при нападении.
Парашют (то же, что свеча) – (разг.) подача, передача и другие действия игрока, приводящие к тому, что мяч летит по большой дуге. Подать парашют – то же, что сделать свечу.
Пас (то же, что передача) – направление игроком мяча партнёру по команде:
«Пас – два» («пас – три», «пас – четыре») – фраза, которую говорит связующий, прося тем самым организовать доводку во вторую (третью, четвёртую) зону.
Пасер (то же, что пасующий, разводящий, связка, связующий) – (разг.) игрок, чья основная функция – отдавать пасы нападающим.
Пасовать – отдавать пас нападающему игроку, ориентируясь на особенность его техники; ср. подкидывать, разводить.
Пасующий – то же, что пасер, разводящий, связка, связующий.
Перевод – отклонение в направлении мяча относительно удара в ход. Перевести (ход).
Передача – то же, что пас. Отведённая: удалённая от сетки передача.
Передняя зона – часть площадки, ограниченная боковыми линиями, средней линией и линией атаки; ср. задняя линия.
Перерыв – промежуток времени между состоявшимся розыгрышем и свистком судьи для последующей подачи; ср. интервал, тайм-аут.
Переходящий мяч – мяч, перелетающий на сторону противника невысоко над сеткой, позволяющий выиграть очко атакой с первого удара. Обычно возникает при плохом приёме.
Планер (то же, что планирующая подача) – подача, при которой мяч летит с относительно небольшой скоростью по неустойчивой траектории, при этом может в конце резко оборвать полёт.
Подача – это действие введения мяча в игру правым игроком задней линии, находящимся в зоне подачи:
Подбор – активное действие на подстраховке.
Поджечь шнурки (носки) (то же, что чехлануть в тапки) – (разг.) заблокировать нападающего так, что мяч отскакивает ему в ноги.
Подстраховка (то же, что страховка) – положение, при котором игрок готов помочь нападающему или блокирующему в том случае, если тот не сможет самостоятельно обработать мяч. Сыграть на подстраховке
Половинка – то же, что дужка, полупрострел.
Полочка – то же, что полметра.
Полупрострел – то же, что дужка, половинка.
Поляна – (разг.) игровая площадка.
Приём – первое касание мяча после подачи соперника; ср. защита.
– позитивный: качественная доводка, выполненная после подачи соперника.
Пробить до пола – то же, что добить до пола.
Проводка (то же, что пронос) – пас с уровня груди, во время которого происходит длительное касание мяча.
Пронос – то же, что проводка.
Прострел – быстрая низкая передача.
Разводить – отдавать пас для нападающего удара так, что блок оказывается обманутым; ср. пасовать, подкидывать.
Разводящий – то же, что пасер, пасующий, связка, связующий.
Распасовка – (устар.) действия связующего, при которых он раздаёт передачи.
Резак – (устар.) нападающий игрок.
Розыгрыш – последовательность игровых действий с момента подачи до того, как мяч выйдет из игры.
Ручной игрок – (разг.) игрок, атаку которого легко закрыть блоком.
Рыбка – (разг.) ныряющее падение на грудь при защитных действиях.
Самоподстраховка (самостраховка) – индивидуальные защитные действия атакующего игрока или блокирующего.
Свеча – то же, что парашют. Сделать свечу – то же, что подать парашют.
Связка – то же, что пасер, пасующий, разводящий, связующий.
Связующий – то же, что пасер, пасующий, разводящий, связка.
Сейв – эффективное защитное действие в сложной ситуации.
Сесть на пятки (горшок) – (разг.) стоять на полной стопе и не быть в состоянии принять мяч, падающий перед игроком, после нападающего удара соперника.
Сетбол – очко, выигрыш которого решает судьбу партии; ср. контрольный мяч.
Сеточники – (устар.) игроки, находящиеся в передней зоне.
Скидка – то же, что сброс. Жёсткая скидка. Мягкая скидка.
Соскочить – выиграть партию или матч в явно проигрышной ситуации.
Ставить забор – то же, что выстроить крышу.
Стопка – короткая передача в центре сетки, как правило, не выше полуметра.
Страховка – то же, что подстраховка.
Стрелка – то же, что зона (2).
«Стреляй!» – призыв выполнять прострел в сторону игрока, говорящего это.
Темп (то же, что очередь):
Тушить – (разг., устар.) то же, что гасить. Тушка (разг., устар.)
Углом вперёд – тактика защиты, при которой игрок шестой зоны подходит ближе к передней зоне и страхует игроков, которые там находятся.
Углом назад – тактика защиты, при которой игрок шестой зоны оттягивается ближе к лицевой линии.
Угол – нападающий игрок четвёртой или второй зоны.
Центральный блокирующий – амплуа волейболиста, играющего первым темпом в центре сетки, блокирующего в центре и иногда на краях сетки.
Чехлануть в тапки – (разг.) то же, что поджечь шнурки (носки).
Чехол – (разг.) блокирование, приведшее к вертикальному отскоку вниз, который не удалось подстраховать. Чехлить, зачехлить.
Эйс – подача, после которой мяч беспрепятственно приземляется на площадку соперника или оказывается вне игры после одного касания соперника.
Позиции
Существует пять позиций, делящих каждую волейбольную команду: связующий, доигровщик, центральный блокирующий, диагональный и либеро. Каждая из этих позиций играет особую, ключевую роль в победе.
Большинство команд включают в себя капитана и вице-капитана, это зависит от размера команды, но обычно капитаном становится третьегодка, а вице-капитаном третьегодка или второгодка.
Содержание
Игроки
Связующий [S]
Связующие организовывают игру и варианты атак команды. Они являются волейбольными плеймейкерами и могут выполнять роль блокирующего или нападающего. В их задачу входит организовывать нападения. Связующий производит второе касание мяча, после первого приёма своей команды. Основная цель игрока данной позиции — подбросить мяч так, чтобы создать нападающему выгодную позицию для нанесения атакующего удара, который не смогут заблокировать соперники.
Центральный блокирующий (нападающий первого темпа) [MB]
Как правило, это самые высокие игроки, стоящие посередине площадки, возле сетки, основной задачей которых является: блокирование нападающих ударов соперника, умение быстро поставить блок, осуществление быстрых атак из третьей зоны, а также умение поставить двойной или тройной блок со стороны площадки.
При нападении центральные блокирующие могут провести очень быструю атаку первого темпа, поэтому часто стоят возле связующего. Обычно они быстро атакуют, но иногда служат в качестве приманки и путают блокирующих соперника, если удары проходят достаточно хорошо.
Либеро [Li]
Либеро могут играть только в защите. Они отвечают за приём атаки и, как правило, это игроки с быстрой реакцией и хорошими навыками. Либеро (от итал. — свободный) может заменить любого другого игрока на задней линии, что не считается обычной заменой. Такие замещения не ограничены, но должен быть розыгрыш мяча между двумя замещениями либеро. Тем не менее, когда на площадку возвращается игрок, которого он замещал, либеро должен выйти за её пределы, он не может сразу же заменить кого-то другого. Также они не могут атаковать, если мяч находится полностью выше сетки, но могут отдать пас для атакующего удара из-за границ трёхметровой линии.
Форма либеро должна отличаться от формы остальной команды из-за постоянных замещений для удобства судей, которые заносят их в специальный протокол.
Для либеро не имеет значения рост, так как они не могут блокировать, подавать или атаковать. Это позволяет преуспеть низким игрокам с хорошими приёмом и навыками в данной позиции, и играть важную роль в игре. По правилам, они не могут быть капитаном команды или игровым капитаном. Игроки: Юу Нишиноя, Мориске Яку, Юки Сибаяма и другие.
Доигровщик (нападающий второго темпа) [WS]
Диагональный [D]
Несмотря на то, что диагональные обычно самые выносливые, мощные, и прыгучие игроки, данная позиция не всегда требует огромного количества силы. Некоторые такие игроки умеют гораздо лучше пробивать блокирующих, целясь в их слабые места, чем просто атакуя с силой. Например: Асахи Азумане
Специальные позиции
Приманка
Цель приманки — привлечь внимание блокирующих. Они имитируют атаку, чтобы спровоцировать блокирующих и задержать их, пока другой игрок забивает очко для команды. Некоторые приманки обладают большой силой и талантом, чем привлекают внимание противников; это заставляет оппонентов сосредоточиться на приманке вместо настоящего нападающего, тем самым сбиваясь с толку.
Если по какой-то причине приманка теряет эффективность, любая атака нападающего будет блокироваться из-за возможности блокирующих предугадать действия нападающего.
Пинч подающий [PS]
Существует также кручёная подача. Во время полёта мяч летит с большой скоростью и мгновенно приземляется на площадку противника. Её исполнение требует много усилий, поскольку это достаточно сложная техника.
Защитник
В ситуациях, когда количество замен ещё не исчерпано или не ограничено, команды могут использовать защитников вместо или одновременно с либеро. Но, в отличие от последних, защитники не имеют каких-либо уникальных правил игры.
Игроки этой позиции используются для замены игроков, слабо играющих на задней линии. Такие замены выполняются по стандартным правилам волейбола. В частности, защитники могут выходить на правую или левую часть площадки, если на поле уже используется либеро.
Чаще всего защитники заменяют игрока с правой стороны площадки, использующего высокий и сильный блок впереди, но недостаточно хорошо играющего в защите. Аналогичным образом, команда может использовать защитника для замены плохого подающего.
Управление
Тренер
Тренеры — это люди во главе команды. Они берут тайм-ауты, общаются с судьями, принимают все важные для команды решения, такие как принятие основного состава и т.д. Они ответственны за тренировки и стратегию для команды. Тренера: Кейшин Укай, Иккей Укай, Ясуфуми Нэкомата и другие.
Менеджер
Менеджеры ответственны за благосостояние команды. Они наполняют для игроков бутылки с водой, оказывают помощь при травмах, иногда обеспечивают питание для команды, подбадривают игроков и т. д. Они также ездят с командой на официальные матчи, но только одному менеджеру разрешено быть на скамье с игроками. Менеджера: Киёко Шимизу, Хитока Ячи, Юкиэ Широфуку и Каори Сузумеда.
Куратор
Кураторы ответственны за команду в целом. Они не тренируют игроков и не заботятся об их нуждах, хотя некоторые кураторы помогают устраивать тренировочные матчи или покупают новую униформу для команд. Работа кураторов заключается в том, чтобы приглядывать за командой, увериться, что она активная, общаться со школой и учителями, и т.д. Они сами также могут быть учителями, чтобы отслеживать оценки игроков. Кураторы: Иттетсу Такеда.
Связующий – мозг (и нервы) команды
Очень полезная и интересная статья для связующих игроков
Требования к «связке»:
1) Чуткие руки + резвые ноги + глазомер
2) Сообразительность + самокритика + аналитические способности
3) Надежность + ответственность + авторитет
Примечание: психологическая устойчивость наряду с бойцовскими качествами является общим требованием в волейболе, однако к связующему предъявляются повышенные «обязательства». Чем выше интеллект, тем больше мыслей, в том числе негативных (не нужных, мешающих выполнению задачи), которые постоянно роятся в голове. Любая негативная мысль (например, «а вдруг не получится», «как бы не ошибиться», «ой, запорю» и т.п.) резко снижает вероятность успешного выполнения того или иного элемента (подачи, нападающего удара, передачи). Негативные мысли, предоставленные сами себе, имеют свойство быстро плодиться чуть ли не в геометрической прогрессии. Причем запущенный (во всех смыслах) процесс идет подсознательно, т.е. без контроля со стороны индивида. Разгулявшиеся негативные мысли выводят спортсмена, даже находящегося в отличной физической форме, из состояния психологического равновесия. Достаточно маломальской «встряски» и спортсмен «поплыл». Недаром в восточных единоборствах, имеющих древнейше мудрейшую предысторию, сила духа ставится на первое место, а сила тела – на второе. Совершенно ясно, что связующий должен обладать незаурядным интеллектом, но чем развитее мозг, тем больше «волчьих ям» с психологией. Если «поплыл» связующий, то «абзац»: сливай воду, суши форму. А экстренная замена связки, как правило, болезненно сказывается на игре команды. Впрочем, психологическая устойчивость подвластна тренингу. Вне игры над психологией игроков, в идеале, должен работать специалист. На площадке психологией команды заведует никто иной как связующий, который должен «кожей» чувствовать своих нападающих, сам оставаясь «скалой» с «горячим сердцем и холодной головой» в течение всей игры.
Самое главное :
1) Пасуй тому, кто в «кураже»!
Перед игрой пообщайся с партнёрами. Почувствуй, у кого какой настрой. Разузнай, у кого что «не ладится», какие докучают болячки, какие жизненные неприятности напрягают. Лучше сделать это в шутливой форме, не задавая вопросов «в лоб». Еще на разминке внимательно следи, у кого «катит вовсю», а у кого «мяч из рук валится». Так же посматривай на сторону противника: определяй, кого нейтрализовать в первую очередь. Контролируй свой предстартовый «мандраж», не дай ему развиться, отсекай негативные мысли, перенаправляй внутреннюю энергию в позитивное русло. В случае стартовой апатии «раскачивай» себя злостью.
Начинай игру без раскачки, не упрощая и не отказываясь от быстрых комбинаций. Тем самым ты «заведёшь» свою команду и выбьешь из «колеи» противника. Сразу бери инициативу в свои руки. В концовке не сбивайся на сплошные «парашюты». Но! В большинстве игровых ситуаций не занижай адресуемую явно (!) передачу, особенно при плохой доводке: нападающему даже в кураже будет тяжело бороться с успевающим блоком. Частенько в проигрываемой концовке все до одного нападающие «скисают» (никто не желает брать ответственность). Тогда растормоши того, кто находится в наиболее выгодной позиции (напротив низкого блока), или того, кто легко-быстро «заводится». В любой момент игры по мере возможности предельно «ускоряй игру», т.е. пасуй настолько «быстро», насколько способны выдержать твои нападающие.
2) Как выполнять передачи.
Нападающие обладают разной скоростью «выхода на мяч» и разной скоростью «съема» мяча. Более того, техника (следовательно, скорость и траектория движений) довольно сильно различаются. Поэтому выполнение передачи следует производить с учётом индивидуальных особенностей партнеров. Говоря проще, прежде всего надо «сыграться». Вроде бы прописная истина, но вопрос в том, как это сделать наиболее эффективно, с наименьшими затратами времени и сил. В реальной жизни обычно возникает следующая ситуация: нападающий «катит баллоны» на связку, а связка высказывает претензии, что нападающий «не идет навстречу». Круг замыкается, проблема если и получает решение, то частичное. На тренировках вроде бы что-то худо-бедно получается, но в напряженной игре рушится, как карточный домик.
Кстати, выросшая из массового спорта российская школа волейбола зиждется на огромном объеме тренировок и гигантском количестве игр. Т.е. совершенствование идет через максимизацию объема нагрузок. При этом качеству выполнения упражнений и концентрации психики уделяется, мягко говоря, второстепенное внимание. Поэтому уже в ДЮСШ получаем огромное количество травм: «летят» колени, спины, плечи. Про голеностопы и выбитые пальцы уже не говорю, это «насморк волейболиста». Однако согласитесь, гораздо лучше выполнить меньший объем, но с лучшим качеством! Благодаря чему не растратить физические возможности организма по пустякам, не износиться раньше времени, не уйти поспешно «на пенсию» из-за накопившихся травм. Самое печальное, у многих российских тренеров гипертрофированное самомнение: они говорят громко, но никто и не думает выслушать оппонента.
Передача сверху (как и передача снизу) выполняется преимущественно за счет ног! Руки лишь завершают последнюю фазу движений. Т.е. сначала работают ноги, потом руки. Постановка ног имеет важнейшее значение! На разминке связующие частенько «понтятся», выполняя передачи без помощи ног, одними кистями. Но это приемлемо только в качестве начала разминки. Передача в прыжке, естественно, выполняется одними руками, просто ноги завершают свою работу раньше обычного (правильный выход ногами «на мяч» при этом не теряет актуальности). В случае «ускоренной» доводки (когда траектория доводимого мяча специально занижается принимающими) связующий вынужден разворачиваться в сторону подлетающего мяча и лишь в последний момент «доворачивать» ноги и туловище вдоль сетки. На выходах не спеши выскочить к сетке как можно быстрее: сначала оцени направление подачии (атаки) и траекторию доводимого мяча. Иначе будешь петлять по площадке, как загнанный заяц, и не успевать точно выйти «под мяч». В конечной фазе выхода «под мяч» выдающиеся связующие часто-часто-быстро-быстро «танцуют» ногами, только в начальный момент выхода сделав длинные шаги. При «срезках» доводки иногда приходится пасовать фактически с пола, тогда широкий завершающий шаг (как правило, влево и с кувырком) допустим, но тут надо контролировать голеностоп от вывиха.
Скоростную передачу для удара по опускающемуся мячу (так называемую «дужку», или «половинку», или полу-прострел ) лучше чуть-чуть занизить, иначе нападающий может, проскочив по той или иной причине «темп», мяч попросту не достать. Однако для высокорослых игроков, как правило, не очень резвых от природы, а так же для тех, что способен «затягиваться» в прыжке, можно передачу даже чуток завышать (в случае чего, нападающий скинет). Некоторые нападающие первого темпа имеют свойство в азарте «пробегать» связующего, поэтому приходится пасовать вдогонку (!) даже при хорошей доводке. Всегда учитывай, как выходит «на мяч» нападающий в каждом конкретном случае: если задерживается, завышай передачу. При доводке на 3-й метр, чтобы опередить блокирующего, приходится «выстреливать» передачу вдогон (пример см на: http://www.youtube.com/watch?v=0hS6X59CzfE ), находя непростой оптимум между высотой и скоростью пасуемого мяча.
Следует пояснить, что подразумевается под сугубо волейбольным термином «в темп». Совместные действия, синхронизированные во времени? В общем, да. Однако тут важны нюансы. Нападающий, подраскорячившись, может «снять» мяч на разной высоте, но наиболее удобно (и как следствие, наиболее эффективно) только на определённой. Тоже самое касается удаления от сетки. Конечно, при статистическом разбросе траектории передачи в разумных пределах. Так вот, передача выполнена «в темп» тогда, когда нападающий не прилагает дополнительных усилий по обработке мяча, причем, ни по высоте, ни по удалению от сетки. Образно говоря, когда нападающему максимально удобно заколотить мяч в пол, а в игре еще и минуя блок (либо сознательно атакуя «блок-аут»).
Внимание! При прострельной передаче основным параметром является скорость пасуемого мяча. Высота же полёта мяча получается «автоматически» исходя из его начальной скорости и равна высоте съема мяча нападающим. Т.е. если нападающий умышленно пропустит мяч, то последний полетит дальше с набором высоты. Расхожей ошибкой многих связующих является занижение прострельных передач, вызванное перестраховкой (дабы нападающий заведомо достал мяч). Важно понимать, что в отличие от полу-прострела угол вылета мяча меньше, а скорость больше.
«Крест». Прямой и обратный. Очень популярная в 80-е годы комбинация, основанная на скрёстном перемещении нападающих первого и второго темпа. По сути, комбинируется «взлет» и «дужка», реже (поскольку труднее) «взлет» и «прострел». Эффективность резко падает, если связующий не достаточно хорошо видит блокирующих.
2) Заранее разведай уязвимые места соперника.
3) При необходимости перестраивайся по ходу игры
Если у всех «не покатило» (в частности, перегорели), а тренер впал в ступор, или сбился на прописные истины, то связующий обязан «выдернуть» игроков из психологической ямы, поскольку нити всей команды именно в его руках. Например, сыграть неожиданную красивую комбинацию, тем самым воодушевив партнёров.
Если связующий чувствует, что сам «поплыл», то следует не зарываться, а на время упростить игру, предупредив об этом партнёров. Разумно так же обмолвиться с лидером-нападающим, типа: «выручай, братан, счас очухаюсь».
Разминка.
Помимо общей разминки связующему полагается индивидуальная:
1) Кисти рук – особо тщательно! Каждый палец, каждый сустав. Пальцы в замок, и вперёд до пощелкивания в суставах…
2) Стопы. Вращательные движения, с постановкой ноги на носок.
3) Колени. Вращательные движения в разные стороны при полусогнутых коленях.
*) Шея. Повороты влево-вправо с нарастающей амплитудой. Затем влево-вправо одновременно вверх. Наконец, боковые наклоны (аккуратно!). всё выполняется без вращения головы.
Индивидуальные тренировочные упражнения :
1) Кистевой эспандер. В отличие от набивного (или утяжеленного) мяча не вызывает утраты «чувства мяча». Для связующего крайне важно ощущать мяч буквально подушечками пальцев. Это очень тонкое «чувство». Некая смесь тактильного и психофизического.
2) Отжимания от пола на пальцах. Начинать потихоньку, после того как уверенно будешь выполнять обычные отжимания хотя бы 30 раз.
3) Периферическое зрение. Не поворачивая головы, определять: с одной стороны, в каких зонах стоят блокирующие, куда оттянулись защитники, а с другой стороны, где находятся нападающие, кто из них уже готов, а кто замешкался.
4) Постановка ног и рук. Ступни параллельно, не шире плеч. Колени полусогнуты. Туловище самую малость наклонено вперед. Зад не отклячен! Руки согнуты в локтях на уровне пояса, в любой момент готовы быстро подняться вверх. Вскинутые руки располагаются примерно на 15..20 см выше лба. Локти полуразведены, на уровне мочек ушей. Большой и указательный пальцы левой и правой рук на расстоянии примерно 3..5 см друг от друга. Безымянные пальцы и мизинцы выполняют вспомогательную роль, но без них передача не будет мягкой. Контроль выхода на мяч: если руки убрать, то мяч должен упасть прямо на лоб.
5) Передачи над собой на разную высоту, не сходя с места. Активно работают ноги: сгиб в коленях перед передачей, разгиб вместе с передачей, перекат на пальцы ступней.
6) Передачи на определённую высоту у стенки. Чередовать случайным образом в одной серии на максимальную, среднюю и низкую высоты.
7) Непрерывные передачи сверху двумя руками через близкие промежутки времени с переходом из положения стоя в положение лёжа.
8) Набивать («чеканить») одной рукой мяч над собой. Сначала на высоту 1 метр, затем примерно на 2 и 3 метра.
9) На ровной стенке на разной высоте (3, 5, 9 м) рисуются мишени макс радиусом около 0.5..0.75 м. Выполнять передачи сразу с отскока от стенки поочерёдно разных высотах. Точность довести до 95 из 100. Расстояние от стенки от 2 метров до 5 метров.
10) Передачи на точность/дальность с учётом «привязки» к площадке. Исходная позиция: между 2й и 3й зонами. Доводка гуляет по глубине в пределах 3-х метров. Взвешенная передача в 4ку. В идеале нужно ориентироваться на антенну, т.к. все залы разные, поэтому любые другие ориентиры «шарахаются».
Упражнение в паре: прилетающий от партнёра мяч пасуется надо собой, при этом осуществляется разворот на 180 градусов, а затем выполняется передача за голову в сторону партнёра.
*) В случае острой необходимости исправления техники выполнения второй передачи и выхода под мяч, связующего на время тренировок разворачивают лицом ко второй зоне. В принципе, «разворот» будет очень полезен и в дальнейшем на практике: при выходе из 5-й и 4-й зон связующему бывает проблематично развернуться без потери «темпа»
Ну и на конец советы от гуру: