что значит стучать по дереву
Пятница, 13-го и другие суеверные истории: почему нужно постучать по дереву и посидеть «на дорожку»
Не будем долго тянуть черного кота за хвост, рассказывая о психологии суеверий (мы это уже сделали в предыдущей статье), а сразу перейдем к нашему «примеТчательному» рейтингу.
Зачем стучать по дереву
Пожалуй, каждый из нас участвовал в глуповатом процессе поиска чего-то деревянного рядом, чтобы, постукивая три раза, произнести всемогущее заклинание: «тьфу-тьфу, как бы не сглазить».
Но задумывались ли вы, почему нужно постучать именно по дереву? Нет, безусловно, по лбу себе тоже многие лупят и зачастую вполне эффективно: порча боится пустоты. Но все же: какого лешего в этом деле требуются исключительно деревянные субстанции?
Версия первая – языческая.
Как оказалось, не зря мы упомянули лешего.
Во времена, когда наши предки молились языческим богам, считалось, что в лесу хоть и есть злые духи (а леший – «смотрящий» за ними), деревья связаны с их добрыми коллегами. Поэтому через них можно достучаться до хороших духов. Это своеобразный вызов «скорой помощи» в случае, если чувствуешь, что какая-то «зараза» на подходе.
Версия вторая – христианская.
Когда Киевскую Русь крестили, языческие традиции никуда не делись. В большинстве своем они трансформировались. И, например, первые христианские кресты в наших широтах чаще всего делали именно деревянными. В том числе и нательные. А когда креста под рукой не было, люди искали дерево, чтобы вызвать добро на помощь.
Мы, как люди современные, хоть и не верим в добрых духов, сидящих в древесине, стучим по сосново-дубовым изделиям все же не вхолостую. Как объясняют психологи, от этой церемонии есть эффект.
Почему боятся пятницу, 13
Корни этой фобии, у которой есть сразу два названия и оба не выговариваемые (чтобы вы не сломали язык, мы спрятали эти термины сюда), кроются в Библии.
Эта дата подарила миру серию фильмов ужасов «Пятница, 13-е» (Friday, The 13th), которые стали, пожалуй, самой известной киножутью (во всех смыслах этого слова) массовой культуры.
Начиная с 1980 года, вышло уже 12 хорроров на эту тему. А хоккейная маска, в которой главный герой-маньяк кромсает всех подряд, вошла в топ-5 узнаваемых атрибутов мирового кинематографа.
Интересно, что сейчас идет подготовка к новому – 13-му (!) – фильму-приквелу, который будет называться «Пятница, 13-е: Начало».
Рассыпать соль – к чему бы это
Говорят, что рассыпанная соль – к ссоре. И этому есть абсолютно логическое объяснение с исторической подоплекой.
Долгое время она была очень дорогой, так как до XI века соль в наших краях не добывали, а покупали у чужеземных купцов. И когда кто-то рассыпал драгоценное «заморское яство», часто начиналась ссора – это же словно деньги в печку бросить!
Честно говоря, коммунальные власти украинских городов с каждым годом все больше нивелируют эту примету. Если бы наши предки увидели, сколько соли современные чиновники высыпают на тротуары и дороги, они бы их на кол посадили.
Почему нельзя передавать через порог
Эта на первый взгляд странная примета на самом деле имеет потустороннее обоснование.
Дело в том, что до 5-6 веков похоронные обряды среди славян были совсем не такими, как сейчас. Наши предки хоронили своих близких не на кладбищах, а возле домов или даже в них, как правило, под порогом и под печкой. Они верили, что духи умерших будут помогать тем, кого они любили при жизни, не пуская всякую нечисть в дом.
А чтобы не тревожить этих духов, старались не задерживаться на пороге, не передавать что-либо через него. По той же причине нельзя и сидеть на пороге.
Нам удалось найти два «бонуса» для тех, кто верит в эту примету. Во-первых, у них меньше шансов прибить руку дверью.? Во-вторых, дверной проем – самое «сквозное» место в квартире или доме, а значит, те, кто там не задерживается, не простуживаются от сквозняков.?
Для чего нужно присесть «на дорожку» и нельзя возвращаться
По сути, эти приметы – продолжение предыдущей. Они так же связаны с верой в домашних духов, которые, как считалось, цепляются к человеку, мешая ему уйти за порог (под ним, как вы помните, они и «живут»).
Присев же перед дорогой, люди, отправляющиеся в путь, как бы вводят духов в заблуждение. Мол, мы никуда уже не собираемся.
Отсюда же «растут ноги» и у плохой приметы, связанной с возвращением домой с полпути. Наши предки боялись, что духи могут разозлиться за обман и устроить ещё больше проблем в дороге.
Поэтому, если уж довелось вернуться, нужно посмотреть в зеркало, которое, как считалось, усиливает энергию человека.
На самом деле примета посидеть «на дорожку» очень даже полезная. В эти пару минут человек может спокойно подумать и вспомнить, не забыл ли он чего.
Так что, даже если вы и смеетесь над суевериями, посидеть «на дорожку» лишним не будет.
Постучать по дереву – примета
Примета, советующая постучать по дереву, чтобы не сглазить, дошла до наших дней еще с дохристианских времен и стала, пожалуй, одной из самых популярных в мире.
Смысл и значение этого поверья понятен и русскому человеку, и французу, и англичанину. Правда, на Руси принято стучать по дереву три раза собранной в кулак кистью руки, а вот в большинстве других стран лишь один раз прикасаются кончиками пальцев к любому деревянному предмету.
Тем не менее, значение приметы «постучи по дереву» остается неизменной – так поступают, когда хотят, чтобы осуществилось что-то запланированное, и его воплощению ничто не помешало – ни сглаз, ни завистливые мысли, ни неудачное стечение обстоятельств, ни недобрые намерения врагов.
Однако, в современном мире многие или забывают, или не знают, что стучать надо обязательно по живому дереву, по тому, которое растет, а не по обработанной древесине.
А вот стучать по деревянному предмету – по дереву спиленному и обработанному – нужно в том случае, когда рассказывают нечто плохое и, при этом, не хотят, чтобы это сбылось, как бы говоря себе: «Не дай Бог!».
Постучать по дереву – происхождение приметы
Корни этой приметы лежат в глубокой древности, когда не только у друидов, но и у большинства других народов был распространен культ деревьев и растений.
Наши предки обожествляли деревья и часто населяли их богами, покровителями рода, защитниками и добрыми мифическими существами. Постучав по дереву, древние славяне обращались за помощью и защитой к хорошим духам, просили их о здоровье, об осуществлении планов.
Стук по дереву пробуждал духа, а человек этим как бы отдавал себя под Высшее покровительство и с этого момента становился защищенным от сглаза, порчи и любого негативного влияния со стороны нечистой силы.
В древности верили, что деревья наделены магическими способностями и помогают человеку, если тот стуком по стволу обратит на себя внимание Высших сил и расскажет о своих проблемах. Именно поэтому и стучали наши предки по живому, растущему дереву правой рукой, когда хотели, чтобы исполнилось желание, или что-то запланированное воплотилось в жизнь.
При этом, стучать можно было далеко не по каждому дереву. Особо почитали на Руси дуб, – считали его самым главным среди деревьев. Поэтому и обращаться, постукивая по стволу, лучше всего было к дубу. Как считали наши предки, хорошо помогала в осуществлении желаний и сосна.
Срубленные (мертвые) деревья, как считали в древности, были населены духами злыми, стремящимися навредить слишком удачливым людям. Поэтому, произнося вслух что-то плохое, три раза стучали левой рукой или по стенам дома, или по деревянным предметам, чтобы отвлечь внимание злых духов, и не дать им возможности услышать и привлечь этот негатив в жизнь человека.
И в этой традиции был особый запрет – когда нужно было постучать по деревянной поверхности, нельзя было для этой цели использовать стол. Стучать по столешнице запрещалось, поскольку стол считался ладонью Бога, и стук по нему мог вызвать гнев Высших сил. Ведь даже бить яйца об стол у наших предков считалось дурной приметой.
В том, что постучать по дереву нужно именно три раза, заключается особый смысл, – троекратное прикосновение считается символичным действием, поскольку почти во всех верованиях «3» – это священное число.
Традиция стучать по дереву не исчезла даже с приходом христианства, – просто примету стали связывать с чудодейственной силой Креста, и, как в Европе, этот обычай стал означать «право убежища». Считалось, что человек, прикоснувшись к деревянному предмету, попадает под покровительство церкви, и ему невозможно причинить какой-либо вред.
Зачем на самом деле русские стучат по дереву
Нашему народу свойственно использовать разные народные приметы для того чтобы уберечь себя от сглаза, дурных мыслей, неприятностей. Одной из таких примет является троекратный стук по дереву.
Три раза по дереву
Корни этой приметы уходят в дохристианскую эпоху, когда для того чтобы не навлечь на себя беду чрезмерным хвастовством, необходимо было дотронуться до дерева. В дохристианское время считалось, что в дереве живут духи, которые способны защитить человека. Стук по дереву использовался для того, чтобы приглушить свой голос, если человек вдруг перехвастался.
Современная традиция стучать три раза по дереву, уже относится к христианскому времени (дерево ассоциировалось с крестом Иисуса Христа). При этом стучать лучше всего именно по дубу, так как это дерево считается божественным. Сейчас мы используем этот ритуал, чтобы уберечь себя от сглаза, неприятностей, помня о том, что стучать по деревянному столу и осине нельзя.
Кто сидит на левом плече?
Чтобы намеренное дело сбылось обязательно стоит трижды плюнуть через левое плечо. Левая сторона также ассоциируется с неправдой, поэтому сплевывая на левое плечо, мы очищаем себя от присутствия злых сил, плюем в нечистого.
Думаю, всё таки проще жить тем, кто не верит во всё это и не следует всяким магическим ритуалам.
Про плевок не вполне верно. Считается, что на правом плече сидит ангел и записывает все хорошее, что делает человек. Соответственно на левом, бес фиксирует все дурные поступки. А в конце нашего бренного пути собранные факты будут представлены на суд божий. Так вот, плюнув короткой очередью, мы сбиваем беса с панталыку и он (видимо пока обтирается) забывает, что собирался записать. Так что магического, как видим, здесь нет лишь крестьянская смекалка.
Чего на Руси нельзя было делать с покойниками
Русские обычаи
— Крэйг прости. Я наступил тебе на ногу
— Oh, that’s ok, Sergei.
— Теперь наступи мне на ногу.
— But I’ll get your shoes dirty
— Ты хочешь поругаться со мной?
— No!! (Что вообще происходит?)
— Those are white Dolce and Gabannas.
— Расплата неизбежна. Наступи.
— But they’re so beautiful.
— Красота требует жертв.
— Ты что, меня не уважаешь?
— На ногу тогда ты должен наступить.
— But there is слякоть everywhere!
— Слякоть не может этого изменить.
— Plz. It feels so wrong.
— Но это единственно верно.
— I don’t think I can do it.
— Craig, дорогой. Мы в России говорим «не так страшен человек в грязи. гораздо страшнее, когда грязь в человеке!»
В конце концов я ему наступил на ногу. Он был очень доволен. Если я правильно помню, это было мое первое столкновение с русскими суевериями и обычаями. Но не последнее 🙂
Сначала я боролся с ними. Практически никогда не удавалось добороться. Когда удавалось, та грусть на русском лице была настолько невыносима, что я вскоре решил, что раз я в России, я буду жить по правилам России.
Зимой моего первого года жизни здесь, я узнал, что «этикет предписывает мужчинам снимать перчатку перед приветствием».
Сейчас я нашел на неком Men’s Blog:
«Данное правило имеет исключения, например, в зимнее время года».
Теперь я всегда снимаю перчатку и меня раздражает, когда в Англии перчатку не снимают. Дикари английские.
Еще и нельзя через порог руки пожать. Обсуждение исключено. Так нельзя.
«Спасибо, мне. не нужен.»
«Ааа, я понимаю!» But that was a lie. Я не понимал. Что она хотела сказать? У меня грязные иностранные руки??
Потом мне объяснили, что принято мыть руки когда приходишь домой (может поэтому сейчас нет коронавируса в России? Topical humour, +3 blog points!). Я тогда понял, что наверное я до этого удивлял много русских, когда я приходил в гости и, не помыв ручки свои, начинал лапать все в доме. Эээ. Hello стыдness, my old friend… I’ve come to talk with you again.
Есть много чего еще. Свистеть дома нельзя (я раньше отвечал «у меня итак не будет денег!» А теперь я перестал, вдруг у меня не было именно из-за этого).
Кстати, про деньги… Я долго не мог понять, почему в магазинах есть эти маленькие тарелки, на которые надо класть деньги. «Монетница», да? It’s so inefficient… (Подумайте сколько человеко-часов потеряются в году из-за этого!) Сначала я думал, что это очень странно, а теперь я улыбаюсь когда я кладу деньги на них и думаю «I’m Russianning!» :))
Про четное / нечетное количество цветов было сложно запомнить, потому, что я все время путаю четное и нечетное. В магазине прошу, чтобы было 3 или 5 или 7 и т.д.
Про зонтик дома я уже был в курсе, у нас такое правило тоже есть. That was an easy one.
Так что вот, мой список невротических страхов и обсессивно-компульсивных поведений тут стал длиннее, но я рад, что я их принял. Это было важный шаг, еще важнее, чем я считал в том году, когда я решил их принять. Пока я считал их странными и чужими, я сам оставался чужим.
Ну вот. Странные или не странные, такие общие правила дают чувство единения, и когда кто-то их не соблюдает, то это чувство как-то пропадет. Отказ соединиться создает ощущение неудобства у всех. Раньше я сильно сопротивлялся и держал некую дистанцию, я не соединялся. Я был не вместе с вами, а некий +1, гость. иной, нездешний. тамный. Жаль, что я так делал, это осложняло мою жизнь и ограничивало мои отношения с русскими людьми. И все потому что это казалось мне a bit strange.
Вспомнил хорошую цитату из одной комедии.
«I refuse! It’s not normal!»
Правда, было нелегко поменять свой менталитет и свои привычки. Ну, представьте себе, что Вы со мной в Подманчестеровье и я вдруг скажу «Ой, пролетел голубой голубь! Быстро, снимай левый ботинок и понюхай носок! Быстро, нюхай!», Вы бы тоже сопротивлялись))) кстааати, если Вы зарубежом живете, скажите, какие англо-сферские суеверия и привычки Вам кажутся странными?
Что-то совместное помогает быть «вместе» с людьми. По крайне мере, мне мешало то, что я настаивал на собственных английских нормах. Возможно, что если я бы тогда не принял русские нормы, я бы остался далек от русских и был бы тут совсем одиноким. Иностранным, странным, отстраненным, странствуя чужим по чужой стране… Тьфу-тьфу-тьфу, не дай бог!
Дело не в том, что эти привычки и суеверия имеют какой-то настоящий смысл (хотя сидеть минуту я считаю жизненно важно! Целую минуту, молча, уже одет, в куртке. Строго так!). Люди в других странах не плюют три раза через левое плечо и живут прекрасно без этого (я уже нет. Если нет рядом чего-то деревянного и кто-то сглазит меня, то я вспотею и запаникую. Thanks Russia. I love the new me. ) (Кстати, МДФ или ДВП считается? Мне кажется не считается. IKEA has doomed us all. ). Но все-таки в чужой монастырь со своим уставом не ходят (хотя. я ходил и натоптал повсюду…) и я бы так сказал “в чужой монастырь со своим уставом или без местного сустава не ходят”.
Обычаи и суеверия все старые, они корнями уходят в предыдущие поколения, как и корни всех людей и всей их культуры. У меня нет нужных слов, чтобы рассказать подробно, почему это важно. Но я чувствую, что это имеет большое значение. Важнее, чем белые кеды Дольче Габбана.
Спасибо, что дочитали мой пост. С богом!
Суеверия и традиции в космосе. Часть 2
Вторая часть статьи посвящена суевериям и традициям, распространенным в американской космической отрасли. Спасибо за эти сведения я хочу сказать Гербу Бейкеру, отставному сотруднику Бюро поддержки операций в Космическом Центре им. Линдона Джонсона, который сам принимал участие во многих из них.
Поскольку русские и американцы сотрудничают и вместе летают в космос уже давно, неудивительно, что американские астронавты принимают участие в большинстве русских ритуалов, описанных в предыдущей части статьи, таких как посадить дерево, пописать на колесо автобуса и оставить автограф на двери гостиницы.
Однако у астронавтов есть и свои особые традиции. И хотя они не отправляются в космос на своих кораблях с момента последнего полета шаттла в 2011 году, возможно, скоро эти традиции возродятся вместе с первыми полетами кораблей Dragon, Starliner и Orion.
День перед полетом для астронавтов начинается с завтрака, состоящего из стейка и яичницы, а также кофе/чая/сока с тостами. Именно это ел на завтрак Алан Шепард перед первым суборбитальным полетом на Mercury, и такой завтрак стал традиционным для всех астронавтов.
Совершенно чудесная американская традиция — будить астронавтов с помощью музыки — родилась во время полета Gemini VI в 1965 году. С тех пор астронавтов регулярно будили песнями, музыкой из фильмов и приветствиями, специально записанными для этой цели различными знаменитостями. Запись подбирают сотрудники ЦУПа, члены семей и друзья астронавтов. Кстати, у нас на Альфа Центавра есть отличная статья Lazykarlson «Как будят астронавтов«, в ней вы можете найти массу интересных историй и ссылку на весь плей-лист побудок, заботливо сохраненных на сайте NASA!
Перед запуском командиру положено сыграть в карты (обычно блэк-джек или 5-карточный покер) с остальными членами экипажа до тех пор, пока он не проиграет. Таким образом он как бы заранее использует весь отведенный ему запас неудачи. Истоки этой традиции довольно туманны, но скорее всего, она пошла еще со времен полетов Gemini с экипажем из двух человек.
Одно из самых известных суеверий американской космической программы — боязнь числа «13». Конечно, никто не говорит, что «Аполлон-13» был проклят, но он был запущен в 13:13 CST, его кислородный бак взорвался 13 апреля, а если в лучших традициях нумерологии сложить цифры в дате запуска (11.04.70), то получится 13! Чем закончилась эта история, вам, надеюсь, известно…
После 10-го запуска NASA изменило нумерацию миссий шаттлов, поскольку администратор агентства отчаянно не хотел запускать STS-13. Астронавты, летевшие на STS-41C, который был 13-м по счету, создали свою альтернативную эмблему миссии с черной кошкой. «Челленджер» благополучно приземлился в пятницу, 13 апреля 1984 года.
По странному совпадению годовщины трех больших трагедий в американской космической программе приходятся на короткий период с 27 января по 1 февраля: 27 января 1967 года произошла трагедия с «Аполлоном-1», в которой погибли трое астронавтов; 28 января 1986 года — катастрофа «Челленджера», 1 февраля 2003 года — катастрофа «Колумбии». Поэтому 28 января в NASA отмечают День Памяти. В этот день, так же как и в России 24 октября, вспоминают всех, кто отдал жизнь во имя освоения космоса.
Но давайте вернемся к ритуалам, которые как раз и соблюдают в надежде предотвратить подобные катастрофы. В самом начале полетов шаттлов начальство повадилось приносить сотрудникам пончики, чтобы отметить перемещение челнока из зоны подготовки корабля (OPF) в здание вертикальной сборки. Эта традиция сохранилась, хотя с приходом моды на ЗОЖ место пончиков заняли рогалики.
А в Космическом центре им. Кеннеди перед запуском STS-1 руководитель полетов принес кастрюльку с тушеными бобами, чтобы подкормить оголодавших сотрудников, буквально ночевавших на рабочем месте. Бобы прочно вошли в традицию, не прерывавшуюся на протяжении всех 135 полетов шаттлов, и к концу программы кастрюлька превратилась в дюжину больших электроварок и множество подносов с кукурузным хлебом.
Кстати, если планируете запустить шаттл, вам никак не обойтись без этого блюда. Вот вам рецепт, можете опробовать самостоятельно:
После успешного запуска в Космическом центре им. Кеннеди новичкам… отрезают галстуки. Эта традиция пришла из авиации, где подобным образом поступают со всеми летчиками, совершившими первый полет. На фото ниже руководитель полетов Майк Лейнбах отрезает галстук Питу Николенко.
И под конец — не традиция, а просто пример суеверности астронавтов. Когда Джо Аллен вез Джона Янга в Эллингтон перед запуском миссии STS-1, он по пути угостил его обедом, что было в порядке вещей. Вернувшисьь в машину, Джон достал бумажник, отдал Джо деньги и сказал: «Не стоит летать на этой штуке, если у тебя есть долги».
А на запусках беспилотных миссий свои ритуалы. Если присмотритесь, во время трансляции вы обязательно заметите в ЦУПе банку с арахисом. Дело в том, что в 60-х годах аппараты миссий Ranger один за другим терпели неудачу, пока на 7-м запуске кто-то не принес в ЦУП банку с арахисом, и полет прошел успешно. Естественно, это была заслуга арахиса!
Суеверия и традиции в космосе. Часть 1
На первый взгляд может показаться странным, что суеверия широко распространены среди таких образованных и имеющих отношение к передовой науке и технике людей, как космонавты и астронавты. На самом деле, ни капельки.
Профессия космонавта сопряжена со множеством опасностей и рисков, на большую часть из которых он сам не имеет возможности повлиять. Жизнь человека, отправляющегося в космический полет, зависит не только от его знаний и подготовки, но и от множества других факторов: надежности техники, работы конструкторов, сборщиков и пусковой команды, а также множества других людей; наконец, от таких плохо прогнозируемых явлений, как погода на земле, солнечная активность в космосе и случайный микрометеорит.
Особенность психики человека такова, что будучи неспособным повлиять на обстоятельства, она находит несуществующие связи между событиями, в результате чего человек чувствует себя спокойнее, повторяя некие действия, которые предшествовали удачному исходу предприятия и избегая тех, которые предшествовали неудаче. Даже понимая отсутствие прямой причинно-следственной связи, большинство из нас нет-нет, да и обходит сторойной черных кошек, не наступает на трещины в асфальте и старается не ходить под лестницами. Что уж говорить о людях, в чьей профессии неудача может стоить жизни!
Поэтому совершенно неудивительно, что среде космонавтов, астронавтов и окружающих их людей возникло множество суеверий и выросших из них ритуалов и традиций. О некоторых их них я расскажу в этой статье. Как всегда, материала оказалось существенно больше, чем я ожидала, поэтому для удобства чтения я разделю ее на две части. Первая будет посвящена российским, а вторая — американским традициям и суевериям.
Советские и русские предполетные традиции
Обычно, когда мы говорим о русских предполетных суевериях, первое, что приходит в голову — это традиция писать на колесо автобуса. Но круг подобных обрядов намного шире. Некоторые из них были принесены из авиации, откуда пришли в отряд многие космонавты; некоторые родились в советское время; какие-то появились уже в 90-х годах, а кое-что складывается прямо на наших глазах.
Один из обычаев, который вызывал уважение, пока существовал только в среде летчиков, десантников и прочих людей опасных профессий — говорить «крайний» вместо «последний» — распространен и среди космонавтов. Суеверие связано с двояким значением этого слова в русском языке и опасением, что предыдущий полет может действительно оказаться последним, если его так назвать. К сожалению, этот обычай из-за ореола «крутости», окружающего его изначальных носителей, широко распространился среди обычных людей и зачастую вызывает раздражение своей неуместностью. Не знаю, как вы, а я зверею, слыша в супермаркете: «Кто крайний в эту кассу?»
Одно из самых ранних суеверий, ныне почти забытых, берет свое начало из среды конструкторов первых ракет. Сергей Павлович Королев считал понедельник несчастливым днем недели и никогда не назначал пуски ракет на этот день. Сейчас этот факт вспоминают редко, в основном в тех случаях, когда что-то идет не так в понедельник.
Другая традиция, берущая начало в раннюю эпоху освоения космоса — не производить запусков 24 октября, и она соблюдается до сих пор. Этот день считается черным днем российского ракетостроения, потому что именно 24 октября 1960 года случилась печально известная Неделинская катастрофа, унесшая жизни более 78 людей (точное количество вряд ли когда-нибудь станет известно). В этот день во время предстартовой подготовки взорвалась ракета Р-16. Тремя годами позже, в 1963 году, и тоже 24 октября, на стартовой площадке взорвалась ракета Р-9А, убив 7 человек. С тех пор 24 октября — день, в который не летают ракеты.
Одна смешная традиция родилась в 1976 году, и к счастью, была скоро забыта, иначе не видать бы нам на орбите Александра Калери, Павла Виноградова, Михаила Корниенко и других талантливых космонавтов. Догадываетесь, что их объединяет? Правильно, усы. Полет Виталия Жолобова в 1976 году пришлось прервать из-за болезни, и какой-то странный поворот мысли привел космическое сообщество к выводу, что неудачу ему принесли усы — видимо, потому что он был первым космонавтом, отправившимся в полет с этим украшением на лице. Несколько лет после этого усы были веским аргументом против назначения в полет. Следующий усатый космонавт, Виктор Березовой, полетел на орбиту только в 1982 году.
Виталий Жолобов и его роковые усы
После катастроф «Союза-1» (позывной «Рубин») и «Союза-11» (позывной «Янтарь») очень долгое время были под запретом позывные с названиями драгоценных камней.
Особенно богат ритуалами период подготовки к старту пилотируемого корабля. Во время подготовки к полету все космонавты и астронавты, летящие на «Союзах», возлагают цветы к памятникам и мемориалам, связанным с космосом. Конечно, это часть официального протокола, но учитывая уважение, которое они испытывают к родоначальникам космической эры, можно записать эти поездки в традиции.
На Байконуре все участники экспедиции, летящие в свой первый полет, обязательно сажают дерево на аллее перед гостиницей «Космонавт». Начало этой аллее положил еще Юрий Гагарин, и посаженное им дерево живо до сих пор. На мой взгляд, это одна из самых красивых и правильных традиций в российской космонавтике!
Лука Пармитано помогает Серине Ауньон-Ченселор сажать дерево
Увидеть ракету до старта для космонавта значит примерно то же, что жениху увидеть невесту в свадебном платье перед венчанием. То есть — очень плохая примета! А вот инженеры и работники космодрома, сопровождающие ракету на вывозе, кладут на рельсы монетки, чтобы их расплющило поездом — на счастье.
«Союз» всегда выводится на старт ранним утром
В ночь перед запуском экипаж по традиции смотрит «Белое солнце пустыни». Этот ритуал сложился после трагической гибели экипажа «Союза-11». Экипаж следующего пилотируемого корабля смотрел этот фильм перед запуском, и полет прошел удачно. После этого космонавты решили, что просмотр «Белого солнца пустыни» является хорошей приметой.
Перед стартом космонавты обязательно стригутся. Некоторые считают, что это своего рода таинство, вроде посвящения в монахи. Я же думаю, они делают так потому, что стрижка на орбите — долгое и непростое мероприятие. А некоторым, вроде Алекса Герста, поневоле приходится пропустить этот ритуал.
Незадолго до запуска православный священник освящает ракету и экипаж. Это поздняя традиция, возникшая в начале 1990х, и одна из самых спорных. Спасибо за нее стоит сказать Александру Викторенко, командиру экипажа «Союз ТМ-20», который в 1994 году попросил благословения, прежде чем отправиться на станцию «Мир». Сложно сказать, помогло ли благословение этому экипажу. С одной стороны, во время стыковки у них отказала система «Курс», а во время пребывания на станции случился серьезный сбой в энергетической системе, приведший к разряду буферных аккмуляторных батарей базового блока, торможению гиродинов, потере ориентации станции и отказу многих систем, включая систему связи с ЦУПом. С другой стороны, все закончилось хорошо — так что можно сказать, что благословение сработало. 🙂 Конечно, неверующие и представители других религий могут отказаться от участия в этом ритуале, но некоторые, вроде Луки Пармитано, с юмором подходят к вопросу.
В твиттере Лука просил подписчиков придумать подпись к этой фотографии
За завтраком в день запуска основной экипаж выпивает по символическому бокалу шампанского. Дублёры при этом выпивают утешительную стопку спирта в компании журналистов.
Покидая свой номер в гостинице «Космонавт» утром в день старта, космонавты расписываются на на его двери. Эти автографы сохраняются там навсегда, а когда дверь заполняется автографами «под завязку», ее снимают и отдают в музей космонавтики. Таким образом, скорый конец этой традиции не грозит. Тем же утром экипаж расписывается на бутылке водки, которую распивают уже после приземления в казахской степи. Многие космонавты считают, что оставлять автографы до этого момента — плохой знак, так что не просите автограф у космонавта, который готовится к полету!
Геннадий Падалка оставляет свой четвертый автограф на двери
Затем космонавты покидают гостиницу под обязательную «Траву у дома», которая практически стала неофициальным гимном Роскосмоса.