что значит точная и неточная рифма

Точные и неточные, богатые и бедные. о рифмах

Часто встречаю в литературных сообществах, форумах и сайтах, как ярых противников «неточных рифм», так и их сторонников. Наверное, и вы часто задавались вопросом: какие рифмы приемлемы, а какие нет? Ведь, ни для кого не секрет, что в поэзии часто многие рифмы относят к разряду «комильфо» (приличным), или к «моветону» (дурному тону). Попытаемся разобраться в этом вопросе и развеять всякие мифы.
А вообще, что такое рифма? Самое точное и понятное объяснение дает Георгий Шенгели в своем знаменитом труде «Техника стиха»:
«Рифма есть созвучие одного или нескольких слов, заключающееся в том, что их ударные гласные одинаковы или соответственны (а-а, у-у, а-я, у-ю и др.), а все последующие звуки до конца слова звучат приблизительно одинаково и следуют в одном и том же порядке в обоих словах. Отсюда следует, что и число слогов, дающее созвучие, должно быть одинаково.»(Г.А. Шенгели. Техника стиха. М.: Гослитиздат, 1960. – 312 с.)

Чаще всего строчки с разными родами рифмы чередуются, но нередко встречаются сплошь мужские, сплошь женские или сплошь дактилические рифмы в одном стихотворении. Учитывая имеющиеся ограничения, многие ищут иные формы и соотношения. Возникает закономерный вопрос – четко ли следует придерживаться заданной рифме или возможны некоторые отходы? И, что такое вообще четкие и нечеткие рифмы?

Вначале загляну немного в историю. В Российской литературе в XIX века господствовал взгляд, что рифмы должны быть не просто точными, а должно быть полное совпадение всех входящих в звуковой повтор звуков. Наглядный пример:
«Мой дядя самых честных пр|авил,
Когда не в шутку за|немог,
Он уважать себя заст|авил
И лучше выдумать | не мог» (А.С.Пушкин)

Но такое строгое следование канонам, приводит к ограниченности запаса рифмующихся слов и в итоге грозит опасностью повторений и штампам. Банальность и шаблоны в литературе, думаю, мало кому понравятся. Кому интересно повторять один и тот же ограниченный запас избитых рифм?! Сам Пушкин, отрывок из стихотворения которого приведен выше, хорошо это понимал и указывал на ограниченность запаса рифм. Он же предсказывал переход к белому стиху. Слава богу, русская поэзия на белые стихи полностью не переключилась, а стала находить новые решения.
Новые возможности многим авторам дает понимание того, что рифмы различают не только по тому, в каком с конца строки слоге стоит ударение, но так же и по степени созвучности между окончаниями строк. Отсюда и возникает главное отличие точной и неточной рифмы. При использовании точной рифмы созвучными оказываются не только ударные звуки в окончаниях строк, но и слоги, расположенные за ними. Неточная рифма характеризуется различиями в звучании согласных в свободных от ударения слогах, расположенных в окончаниях строк.
Пример точной рифмы:

«Я дал разъехаться домашним,
Все близкие давно в разброде,
И одиночеством всегдашним
Полно всё в сердце и природе.» (Б.Пастернак)

Пример неточной рифмы:

«В человеческом организме
девяносто процентов воды,
как, наверное, в Паганини
девяносто процентов любви!» (А.Вознесенский)

Уж сколько их упало в эту БЕЗДНУ,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я ИСЧЕЗНУ
С поверхности земли. (М. Цветаева).

Приведенные в статье принципы, конечно же, применимы главным образом к русской поэзии, так как, в других языках имеются свои фонетические особенности и правила стихосложения с этим связанные. Но общие принципы имеют схожесть во всей мировой поэзии.
В статье я не упомянул еще про внутренние рифмы, ассонансы, надстрочные, вклиненные и прочие виды сложных рифм – не хочется перегружать читателя, да и главной моей целью было указать на виды рифм, которые нужно редко использовать или вовсе избегать. Но, тем не менее, надеюсь, что в моей статье начинающие и даже опытные поэты найдут для себя много полезного.

Источник

Точная и неточная рифмы

Рифмы классифицируются по степени «родства», или по звуковому сходству окончаний стихотворных строк. В основе этой классификации лежит фонетическое происхождение определённых рифм. По «родству» или степени созвучия рифмы разделяют на:

Точность или неточность рифмы определяется не только одинаковым звучанием ударных гласных звуков, но и схожестью согласных, размещённых в определённом порядке.

Точная (родная) рифма

Полное совпадение гласных и согласных звуков в рифмующихся окончаниях стихотворных строк называют точной или родной рифмой. В эту категорию относятся следующие виды рифм.

Точные рифмы бывают богатыми и бедными. Показатель богатства рифмы — совпадение не только заударных, но и предударных звуков, в идеале — принадлежность рифмующихся слов к разным частям речи (например, ветла — светла). К бедным же относятся:

Я хотел купить ботинки,

Заплатить пятьсот рублей,

Но купил полуботинки

И отдал шестьсот рублей.

Кроме того, даже среди богатых точных рифм могут быть банальные, избитые. Например: кровь — любовь, поздравляем — желаем, слёзы — грёзы. Использование бедных и банальных рифм при создании стихотворных произведений и оригинального авторского стиля нежелательно.

При подборе точной рифмы к определённому слову следует учитывать не столько его написание, сколько звучание. Одинаковые по написанию окончания слов не всегда одинаково звучат: конечно — безупречно, нарочно — срочно (буквосочетание чн в разных словах читается как [шн] и [ч’н]). Такая рифма получила название «графическая» и является чисто визуальной.

Неточные рифмы (псевдорифмы)

Если односложные или двусложные клаузулы стихов чаще всего совпадают, то окончания стихотворных строк, состоящие из трёх и более слогов, могут незначительно или существенно различаться по звучанию. В случае если совпадают только ударные гласные, а заударные согласные или целые слоги разные, возникает неточная рифма или псевдорифма. К неточным относят чаще всего рифмы с несовпадением заударных согласных, которое обусловлено особенностями их образования:

Наиболее удачной в этом случае будет рифма, при которой заударные согласные в словах различаются только по одному критерию (чаще всего по твёрдости/мягкости). Например: площади — лошади, заморыш — заморишь, разнословные рифмы не подставь щеки — сплавщики, за пожары мы — старыми (у В. С. Высоцкого). Такая рифма называется двоюродной (по аналогии с родной (точной)) или приблизительной.

К псевдорифмам относятся также рифмы с перестановкой (чередованием), создающие иллюзию сходства звуков. Например: перст — крест, сёстры — вёрсты. А также рифмы с вклинением/выпадением звуков (пути — пусти и наоборот, пусть — путь) и добавленные (шёл — хорошо, в горах — пора, лесных — сны).

Рифмы в русском стихосложении бывают окончательные (с ударением на конечный гласный в слове) и базовые (если в рифмующихся словах есть заударные согласные или слоги). Окончательных рифм меньшинство, и они все точные. Среди базовых есть как точные, так и неточные.

К неточным базовым относятся связующие (состоящие из двух, трёх и более слогов) рифмы с близкими, но не одинаковыми по звучанию рифмообразующими частями (рифментами), так называемые конфликтные рифмы. По степени созвучия их делят на две группы:

Ещё одна разновидность базовой неточной рифмы — корневая. В этом случае частично совпадают только корни рифмуемых слов, а именно ударные гласные и заударные согласные в них: новый — ровно, верно — нервный.

Неточная рифма или псевдорифма — далеко не всегда показатель плохой поэзии. Поэты Серебряного века часто использовали в своих произведениях так называемую диссонансную рифму, основанную на созвучии согласных при различающихся ударных гласных: слово — слева — слава (у В. В. Маяковского). Нарушение законов рифмы в данном случае — одно из средств создания индивидуального авторского стиля.

Источник

Рифма точная и неточная

что значит точная и неточная рифма. Смотреть фото что значит точная и неточная рифма. Смотреть картинку что значит точная и неточная рифма. Картинка про что значит точная и неточная рифма. Фото что значит точная и неточная рифма

Рифма — повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. (О. С. Ахманова, Словарь лингвистических терминов, 1969)

Почему Незнайка был не прав, утверждая, что «палка — селёдка» — тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук — частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем «хуже» созвучие.

Согласные фонемы различаются:

Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости-звонкости (П — глухая, Б — звонкая). Такое различие создает рифму «почти» точную: окоПы — осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе — осоТе — тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.

Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы (у.е.); по двум последним — как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования — на 2, глухость-звонкость — на 1). И окоПы — ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше — окоПы — роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е. (место образования, способ образования).

Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т — Т’, К — К’, С — С’ и т..д., но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм «откоС’е — роСы», «откоСы — роСы» и «откоСы — роЗы» более предпочтительны второй и третий варианты.

Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа — глубоКо, изгиБах — лиПах, стрекоЗы — коСы, нароДа — налеТа).

Хорошо отзываются друг другу смычные (способ образования) П-Т-К (глухие) и Б-Д-Г (звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х (глухие) и В-З-Ж (звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В (России[россиJи] — сини — силе — красивы).

Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже — двух звуков.

Источник

Неточные рифмы

Нечто подобное наблюдается среди рифм. Есть в русском языке точные рифмы, и их много. Но рифм неточных несравненно больше, и умеющий пользоваться ими настолько расширяет свой словарь рифм, что получает возможность рифмовать практически любое слово русского языка, причём, как правило, многократно. Из этого вытекает первостепенность знания неточной рифмы.

Существует три основных типа неточной рифмы. Первый, самый простой, включает такие сочетания, в которых одно из рифмующихся слов содержит некую часть, располагающуюся после рифменного созвучия, и не входящую в его состав:

река – руках, натощак – праща, погоста – вдосталь, злато – палатах

Такая рифма образуется за счет присоединения к рифменному созвучию в одном из слов окончания, или же за счет усечения окончания одного из слов:

реКА – руКАх, погОСТА – вдОСТАль

Мужские и женские рифмы подобного рода очень часты, причем возможен подбор многочисленных рифм на трудно рифмующееся слово за счет его усечения:

взмах – сама – весьма – сума – зима – тюрьма

и так далее, несколько десятков слов может легко подобрать любой.

Дактилические рифмы такого рода подобрать сложнее из-за длинноты окончания, входящего в состав рифменного созвучия:

Важная особенность такого рода рифмы состоит в том, что само рифменное созвучие идентично в рифмующихся словах, и построено по тому же типу, что для обычной точной рифмы: ударная гласная (иногда с опорной согласной) + послеударный ряд созвучия. Неточные рифмы такого рода появляются в самом начале реформы рифмы, становятся исключительно популярны в 20-х годах, но потом их употребление становится более редким, их считают «устаревшими», слишком простыми. В самом деле, это и есть простейший тип неточной рифмы – усечённый.

Второй род неточной рифмы сложнее. Его можно назвать заместительным – сущность его состоит в том, что рифменные созвучия двух слов различаются между собой за счёт замещения одних букв и звуков иными, а также за счёт добавления дополнительных букв и звуков в одно из слов:

В этой паронимической паре можно видеть замещение безударного второго «о» в первом слове на «а» во втором, а также добавление «в» во втором слове:

Также паронимическая дактилическая рифма, но здесь происходит замещение звонких согласных первого слова глухими согласными второго:

В некоторых случаях возможно и замещение согласных без образования пар «звонкая – глухая»:

палИТрА – брИТвА – здесь «р» замещено на «в»

Возможны и комбинированные варианты, где происходит как замещение, так и добавление букв и звуков:

Среди рифм этого рода наиболее распространены женские и дактилические, мужские образовать таким путем сложнее. Характерно большое количество паронимических рифм этого рода, который в настоящее время широко распространен.

Третий тип неточной рифмы характеризуется перестановкой букв и звуков внутри рифменного созвучия. Его можно назвать перестановочным, или анаграмматическим:

В первом случае меняются местами согласные «к» и «т», во втором – «з» и «р». Рифмы такого рода могут быть найдены в большом количестве, как мужские и женские, так и дактилические, но подбор их довольно сложен для начинающих и требует навыка. Этот тип неточной рифмы встречается в «массовом» творчестве наиболее редко, но обычен в работах мастеров и высоко ценится.

Разумеется, между тремя основными типами нет жестких границ. Возможны «комбинированные» неточные рифмы, сочетающие признаки двух, а то и трёх главных типов:

В этом случае наблюдается добавление «ер» в первом слове и перестановка «с» и «к».

Здесь усечение «рть» во втором слове и смена глухого «т» звонким «д».

Большой выбор возможностей образования неточных рифм (через усечение, замену, перестановку, или их разнообразные комбинации) позволяет автору оперировать огромным количеством слов, свободно уходя от приевшихся грамматических, и, особенно, банальных сочетаний, и находя множество рифм на одно и то же слово, среди которых можно выбирать наиболее подходящие. Это обеспечивает успех неточной рифмы, уже почти сто лет как закрепившейся в русской поэзии.

Источник

Новое в блогах

Рифма и её разновидности

Желаю творческого прочтения!

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма бывает:

И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.

Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.

Девочка во поле с дудочкой ивовой,
чем ты поранила веточку вешнюю?
Плачет у губ она утренней иволгой,
плачет все горше и все безутешнее.

Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает.

Рифма точная и неточная

Согласные фонемы различаются:
1) по месту образования
2) по способу образования
3) по участию голоса и шума
4) по твердости и мягкости
5) по глухости и звонкости

Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа-глубоКо, изгиБах-лиПах, стрекоЗы-коСы, нароДа-налеТа).

Хорошо отзываются друг другу смычные(способ образования) П-Т-К(глухие) и Б-Д-Г(звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х(глухие) и В-З-Ж(звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В(России[россиJи]-сини-силе-красивы).

Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки,входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.

(использованы материалы книги Самойлова Д.С. Книга о русской рифме,1982)

Рифма является важным звуковым, композиционным и смысловым элементом стиха. Как писал В. Маяковский, «рифма возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *