что значит товары приняты к учету
О различии понятий «принятие к учету» и «оприходование товара»
Для чего бухгалтеру нужно смотреть в договор на покупку товара? Во-первых, для того чтобы правильно определить момент принятия товара на учет, который напрямую зависит от условий заключенного договора. Объясню, каким образом.
Дело в том, что отражать приобретенный товар на счете 41 «Товары» надо именно тогда, когда право собственности на него перешло к организации. Товары, ей не принадлежащие, учитываются на забалансовых счетах.
Когда же возникает право собственности у покупателя? В статье 223 Гражданского кодекса говорится, что, если иное не указано в договоре, это право возникает с момента передачи вещи. А вот что понимается под такой передачей, определено 224-й статьей. Это вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей. Или, проще говоря, передача вещи покупателю либо первому перевозчику.
Аналогичные нормы есть и в главе 30 Гражданского кодекса, посвященной купле-продаже. В статье 458 говорится, что обязанность продавца передать товар считается исполненной в момент вручения товара покупателю или передачи его первому перевозчику. Опять же, если иное не предусмотрено самим договором купли-продажи.
Как видите, во всех случаях момент перехода права собственности, а значит, и момент, когда товар надо принять к учету, будет зависеть от того, что написано в договоре купли-продажи.
И раз уж мы заговорили о принятии товаров к учету, давайте сразу проясним, что же мы будем под ним понимать. Ведь ни в одном нормативном документе не дано официального определения этого крайне важного термина.
Бухгалтерский учет операций с товарами регламентируется теми же основными документами, что и учет любых МПЗ. Это ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Методические указания по их бухучету, утвержденные Приказом Минфина N 119н. Существуют, конечно, еще и специальные документы, которые предназначаются только для организаций, специализирующихся на торговле, но о них мы скажем позже.
Итак, если мы откроем с вами ПБУ 5/01, то в нем прочитаем, что материально-производственные запасы принимаются к учету. А если откроем Методические указания по учету МПЗ, то увидим, что во многих разделах этого документа речь идет об их оприходовании. В чем же разница?
Я считаю, что под принятием на учет надо понимать юридический контроль над товаром, то есть переход права собственности на него, независимо от того, где он физически находится. К примеру, товар в Магадане отгружается первому перевозчику. Вот, товар погрузили на корабль, и, если иное не оговорено в договоре с покупателем, кто является собственником товара в этом момент? Им уже стал покупатель, хотя товар он в глаза не видел. И поэтому в этот момент покупатель обязан принять этот товар на свой учет, несмотря на то что товара у него физически нет.
А говоря «оприходование», я имею в виду передачу товара под отчет материально-ответственному лицу, которое отвечает за его сохранность. Как только погрузили товар, например, на корабль, за его сохранность отвечает перевозчик. Как только передали покупателю на склад, за сохранность товара отвечает материально-ответственное лицо, его получившее. И оприходовать товар надо тогда, когда вы получаете физический контроль над ним. А значит, оприходованы могут быть и чужие товары. Например, принятые на комиссию или ответственное хранение. Их надо будет отразить на забалансовых счетах.
То есть в бухучете операции по движению товаров отражаются исходя из того, кто собственник (принятие на учет), и исходя из того, где товар физически находится и кто несет риск его гибели или утраты (оприходование).
Кстати, подтверждение того, что эти операции отражают различные самостоятельные факты хозяйственной деятельности, можно найти и в Гражданском кодексе. Если обратиться к статьям 211 и 459, которые посвящены рискам случайной гибели имущества, то станет ясно, что не обязательно тот, кто является его собственником, несет и риски его утраты. Иначе говоря, не всегда право собственности на товар переходит к покупателю одновременно с рисками его гибели или повреждения. А значит, и в учете это будет отражаться в разные моменты.
Впервые опубликовано в издании «Главная книга.Конференц-зал» 2011, № 06
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Документы для оприходования товара
Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!
Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.
Для организации эффективного производства важно вести грамотный складской учет. Знание документов, с помощью которых товары оприходуются на склад, поможет защитить свои права и вести учет правильно. Верно оформленное документальное сопровождение защитит от проблем с полученным товаром и облегчит общение с налоговыми органами.
Документы для оформления поступления товара
Оприходование товара включает в себя прием и первичный учет поступлений. Принимать товар может материально-ответственное лицо или лицо по доверенности. Поступление товаров сопровождается оформлением первичных документов поставщиком. К ним относятся:
Счет-фактуру выписывают, если поставщик платит НДС. Счет-фактура позволяет зачесть НДС на полученный товар к возмещению. Организации и предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, не платят налог на добавленную стоимость и могут не составлять счет-фактуру, а если документ выставлен поставщиком на ОСНО — не принимать к возмещению входящий НДС.
Перед тем как принять товар, проверьте правильность оформления накладной: в ней должны содержаться реквизиты покупателя и поставщика, наименование товара, количество, цена, стоимость, НДС.
Облачный сервис Контур.Бухгалтерия позволяет хранить всю информацию о товарах в одном месте и упрощает процедуру оприходования товара.
Для оприходования товара после приемки на накладной ставят печать и подписи ответственных лиц. Накладную составляют в двух экземплярах: один остается у покупателя, а другой передают продавцу. Для покупателя накладная — приходный документ, а для продавца — расходный.
Универсальный передаточный документ (УПД)
Этот документ представляет собой сразу товарно-транспортную накладную и счет-фактуру. Законодательно введен с 2013 года и не обязателен к применению. Вы можете самостоятельно решить, желаете ли составлять два документа или только УПД. Как и счет-фактура, УПД дает основание для получения налогового вычета.
Применение универсального документа упрощает процесс передачи и принятия ТМЦ. С его помощью оформляйте поставку товаров, работ или услуг и передачу имущественных прав. Подписывает УПД уполномоченное лицо, ответственное за оформление первичных документов или сделки купли-продажи.
В законодательно закрепленной форме УПД есть поле статуса. Оно определяет, вместо какого документа вы представляете УПД:
Статус документа изменяет порядок его заполнения: для статуса 2 не нужно заполнять некоторые строки, изменяется номер УПД и необходимые подписи. Для использования УПД в организации нужно утвердить его форму. Официальная форма носит рекомендательный характер, и организация может вносить в нее изменения. Но все обязательные реквизиты первичных документов должны соответствовать требованиям.
Приемка товаров
Облачный сервис Контур.Бухгалтерия позволяет хранить всю информацию о товарах в одном месте и упрощает процедуру оприходования товара.
На первом этапе приемки товаров проверяем, соответствует ли вид и количество товара сведениям в сопроводительных документах. Это нужно чтобы обеспечить полноту учета. Второй этап — приемка товара по качеству и укомплектованности. Приемку товаров выполняет материально-ответственное лицо в присутствии представителя поставщика, если в договоре не оговорены другие условия.Если весь товар на месте и брак не обнаружен, подтвердите соответствие штампом организации и подписью.
По результатам приемки товара составляется акт ТОРГ-1 и товарный ярлык ТОРГ-11. Данные товарного ярлыка нужны для проведения инвентаризационной описи.
Нарушение сроков проверки и правил приема лишит вас прав на выставление претензии к поставщику или перевозчику. Для отдельных видов товаров, сроки установлены законодательно, для остальных оговариваются в договоре. Оформление возврата некачественного товара зависит от момента обнаружения брака:
В завершение приемки, оприходуйте поступившие ТМЦ по фактическому количеству и сумме.
Что делать, если нет сопроводительных документов
Облачный сервис Контур.Бухгалтерия позволяет хранить всю информацию о товарах в одном месте и упрощает процедуру оприходования товара.
Для бухучета главное — документы. Если нет документа, нет и объекта учета. Когда договор поставки в наличии, но поставщик не представил сопроводительные документы, поступившие товары тоже нужно оприходовать.
Для таких случаев предусмотрен акт приемки ТОРГ-4. При отсутствии товарной накладной и счета, затрудняется определение цены, по которой приходуют товар. Цену нужно взять из договора, а если договора нет, то товар приходуется по рыночной цене. Акт ТОРГ-4 содержит информацию о фактическом наличии поступившего товара.
Акт приемки составляет специальная комиссия, принимающая товар. ТОРГ-4 оформляют в двух экземплярах, один передается материально-ответственному лицу поставщика, а другой в бухгалтерию.
Оприходование товара — проводки
В бухучете отражение приобретения товаров различается и зависит от метода передачи прав собственности.
Отсрочка платежа. Право собственности переходит в момент передачи товара покупателю. В фактическую себестоимость принятых товаров включайте расходы на доставку и заготовительные расходы.
Дебет | Кредит | |
---|---|---|
Оприходованы товары (без НДС) | 41 | 60 |
Начислен НДС | 19 | 60 |
Расходы на доставку | 41 | 60 |
Начислен НДС на доставку | 19 | 60 |
НДС принят к вычету | 68 | 19 |
Погашена задолженность | 60 | 50(51) |
Предоплата. В договоре указано, что право собственности на товар переходит после его оплаты.
Дебет | Кредит | |
---|---|---|
Перечислена оплата поставщику | 60 | 50 (51) |
Оприходованы товары (без НДС) | 41 | 60 |
Начислен НДС | 19 | 60 |
НДС к вычету | 68 | 19 |
В рамках оприходования товара стоит отметить ситуации, связанные с возвратом товара поставщику. В зависимости от того, был ли принят товар к учету и был ли он оплачен — проводки изменяются.
Автор статьи: Елизавета Кобрина
Вести учет поступлений товаров станет проще с использованием автоматизированных программ. Облачный сервис Контур.Бухгалтерия позволяет хранить всю информацию о товарах в одном месте и упрощает процедуру оприходования товара. Заносите накладные, счет-фактуру и данные об оплате счетов. Ведите учет поступлений и выбытия ТМЦ.
Что такое оприходование. Объясняем простыми словами
Оприходование — первичный учёт поступивших или выявленных материальных ценностей.
Проще говоря, это отражение поступления (прихода) товара в организацию. Например, компании доставили заказанные 100 пар обуви. Продукцию нужно принять и отразить это в документах с указанием количества пар, цены за каждую, общей суммы покупки. Этот процесс оформления (приёмка товара с заполнением всех необходимых сопроводительных документов и его постановка на учёт) и называется оприходованием.
Оприходование товаров отражается в бухгалтерском учёте покупателя в момент их поступления на склад.
Пример употребления на «Секрете»
«Чтобы претендовать на получение налогового вычета, организация должна соблюсти несколько условий: оприходовать полученные товары и услуги, оплатить приобретённые ценности и использовать их для осуществления деятельности, облагаемой НДС, правильно оформить документы на товар (счета-фактуры и прочие) и предоставить их на проверку по первому требованию».
(Налоговый консультант Мария Морозова — о том, как добиться от налоговой возмещения НДС и не попасть в тюрьму за мошенничество.)
Нюансы
Иногда оприходованием называют исключительно отражение в бухучёте ранее не учтённых товаров — при инвентаризации либо по факту их обнаружения на складе. Такие материальные ценности оформляют как излишки. В документах их отражают за период, в котором проводилась инвентаризация.
В этом случае первичное поступление товара на склад и его учёт называют не оприходованием, а приёмкой.
Оприходовать можно не только товары, но и, например, деньги. Оприходовать наличные деньги в кассу компании — значит отразить их приём бухгалтером. Оприходовать заёмные средства — отразить в бухучёте поступление займа.
Пример из решения районного суда Москвы: «Ответчиком не представлено доказательств, что денежные средства были оприходованы надлежащим образом, отражены в бухгалтерском балансе как заёмные средства».
В сельском хозяйстве оприходование применяется для учёта пастбищных кормов или прироста скота. «Оприходование прироста живой массы животных осуществляется ежемесячно на основании результатов взвешивания, а по откормочным группам — в конце откормочного периода», — сказано в статье экономистов о методике учёта биологических активов в сельскохозяйственных организациях.
Как вести учет поступления товаров
Оптовые и розничные коммерческие компании получают товар для его дальнейшей продажи. Поступление ценностей требуется обязательно учесть. Нужно это для создания базы достоверной информации, без которой фирма не может нормально функционировать. Для фиксирования всех данных используется такой инструмент, как бухучет.
Цели и задачи бухучета поступления товаров
Основные цели бухучета поступления товаров:
Перед бухучетом поступления стоят эти задачи:
Бухучет поступления товаров ведется в соответствии с этими принципами:
На основании бухучета проводится проверка материально ответственных лиц. Если учет будет организован неправильно, повышается риск хищения ценностей. Информационный хаос блокирует возможности успешного управления торговыми процессами.
Учет поступления ценностей
Товары могут поступать в фирму от производителей, оптовых компаний. К продукции обязательно прикладывается сопроводительная документация. Если товар транспортируется с помощью ТС, должна быть заполнена товарно-транспортная накладная. Бумага эта подразделяется на два раздела. Товарный раздел включает в себя эти сведения:
В транспортном разделе указываются эти сведения:
Поставщик также должен предоставить документы на сам товар. В частности, это бумаги, подтверждающие безопасность продукции (к примеру, сертификат). Сопроводительным документом является счет-фактура, счет для оплаты продукции.
К СВЕДЕНИЮ! Если товар поступил без документации, эта операция не может быть отражена в учете. Любое действие должно быть задокументировано. Требуемая для учета информация берется именно из бумаг.
Бухучет поступления продукции на склад
Учитывается поступление товара на счете 41. По его дебету отражается поступление, по кредиту – выбытие. Существует несколько методов учета:
Учет по себестоимости актуален для оптовых и производственных образований. В розничных фирмах учет осуществляется или по себестоимости, или по стоимости реализации.
Учет по фактической себестоимости
Если ведется учет по себестоимости, фиксировать нужно ту стоимость, которая прописана в бумагах от поставщика. Если поставщик рассчитал НДС и предъявил счет-фактуру, размер налоговых отчислений помещается на отдельный субсчет. Оприходование происходит по себестоимости, которая не включает в себя НДС. Однако в стоимость могут входить транспортные расходы. Иногда эти траты отдельно учитываются на дебете счета 44. Рассмотрим используемые проводки:
Продукция может покупаться с помощью займа. В этом случае проценты по займу могут входить в себестоимость. В этом случае они фиксируются на дебете счета 41.
Пример учета по фактической себестоимости
Для покупки товара фирма взяла кредит. На заемные средства начисляются проценты, которые входят в структуру операционных расходов. Позже полученный товар был продан. Рассмотрим используемые проводки:
Проводку с получением займа нужно подтвердить соглашением с банковским учреждением.
Учет по стоимости реализации
Если товар учитывается по стоимости их реализации, потребуется счет 42. На нем фиксируется торговая наценка. Она включает в себя НДС. Для фиксации наценки используется данная проводка: ДТ41 КТ42. Когда товар реализуется, наценка сторнируется, для чего нужна эта проводка: ДТ90/2 КТ42.
Продавец может уценивать свою продукцию. При этом размер уценки списывается в счет наценки. Если размер уценки больше наценки, разница входит в структуру прочих расходов. При этом используется эта проводка: ДТ91/2 КТ41.
Если продукция списывается на нужды фирмы, наценку также нужно списывать на нужды. Требуются эти проводки: ДТ44 КТ41, ДТ44 КТ42. Если продукция выбывает из-за порчи, для списания используется эта проводка: ДТ94 КТ41. Наценка будет списана в ДТ счета 94. Корреспондирующим счетом является КТ42.
Пример учета по стоимости реализации
Фирма приобрела продукцию на сумму 12 000, в стоимость включена НДС в размере 2 000 рублей. Ставка НДС при реализации равна 18%. Наценка составляет 30%. Учет предваряют эти расчеты:
В рамках бухучета используются эти проводки:
Учет по себестоимости и стоимости от продажи – наиболее распространенные способы учета.
Синтетический и аналитический учет
Для ведения синтетического учета используется активный счет 41 «Товары». К нему создается субсчет 2 «Продукция в розничной торговле». Когда товар поступает в компанию, используется дебетовый счет. Когда товар выбывает, требуется кредитовый счет. Дебетовое сальдо фиксируется в разделе 2 «Оборотные активы».
Аналитический учет производится по каждому лицу, наделенному материальной ответственностью, по каждому поставщику. Учет нужно выполнять по каждой расчетно-платежной бумаге, переданной поставщиком. Для этого используется счет 60. Дебетовые счета заполняются на основании расчетных бумаг, кредитовые – на основании информации из транспортных и товарных бумаг.
Бухгалтерские проводки по поступлению товаров
Какие нюансы влияют на отражение в учете товаров и услуг
В хозяйственной деятельности любой компании регулярно или периодически возникает необходимость в приобретении товаров и (или) услуг у сторонних продавцов (исполнителей, поставщиков). Если материальные ценности приобретаются в торговой сети, с точки зрения продавца они все являются товаром. Однако при оприходовании покупки на счетах учета компании (покупателя) необходимо правильно классифицировать ее в качестве:
С 2021 года обязателен к применению новый стандарт ФСБУ 5/2019 «Запасы». ПБУ 5/01 отменено. Как учитывать товары по правилам ФСБУ 5/2019, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Также неоднозначно дело обстоит с покупкой услуг. Здесь определяющим учетным фактором является цель их приобретения. Например:
В каждом случае проводки при покупке товаров и услуг будут различными.
Что такое услуга и какие виды услуг существуют, узнайте из этого материала.
Основные бухгалтерские проводки по покупке товаров и услуг (пример)
Разобраться с проводками по поступлению товаров и услуг нам поможет пример.
ООО «Производственная компания» закупило у своего поставщика (крупной торговой сети) следующие товары:
Для доставки бетононасоса компания воспользовалась услугами транспортной компании ПАО «Помощник». Учитывая дальность перемещения и крупногабаритность груза, стоимость своей услуги ПАО «Помощник» оценило в 45 490 руб. (без НДС).
Бухгалтер ООО «Производственная компания» учел запланированные направления использования закупленных ценностей (графа 6) и произвел следующие бухгалтерские проводки по поступлению товаров и услуг:
Может ли продавец оформить один УПД на товары и услуги, расскажем в этой публикации.
Когда товары нужно учитывать за балансом
Случаются ситуации, когда на территории компании находятся ценности других лиц. Например, при приемке товара выявлен брак — пока товар не заберет поставщик, покупатель обязан обеспечить его сохранность (п. 1 ст. 514 ГК РФ). Или компания оказывает услуги по хранению товара. В таких случаях материальная ценность, не относящаяся к собственному имуществу компании, подлежит забалансовому учету.
Проводки для оприходования товаров за балансом будут следующие:
Можно ли принять к вычету НДС по товарам, учитываемым за балансом, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Что нужно учитывать на забалансовых счетах и как накажут компанию, если забалансовый учет не организован, узнайте из этого материала.
Итоги
Основная проводка при поступлении товаров: Дт 41 «Товары» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Если же приобретенная в качестве товара ценность будет использована в деятельности компании, то ее необходимо отразить по дебету счета 10 «Материалы» или на счетах учета внеоборотных активов. Порядок отражения приобретенной услуги зависит от ее назначения и может отражаться по дебету счетов учета затрат или включаться в первоначальную стоимость актива.