что значит у человека холодное сердце

Холодное сердце

Журнал «Бизнес-журнал», ноябрь 2006.
Автор: Яна Бельская, бизнес-тренер ВЭШ.

Термин «синдром сгорания» (или «выгорания», в русском языке используются оба определения) личности ввел в 1974 году американский психолог Фреденберг для описания психологического состояния людей, работа которых связана с интенсивным общением и эмоциональным перенапряжением. Первоначально он применял его в отношении людей, занятых в сфере хелперских профессий (от английского help – помогать), в системе «человек – человек». К ним относятся социальные работники, психологи, врачи, преподаватели, юристы и т.д. В последнее же время, по оценкам специалистов, сфера несколько поменялась, и в группу риска все чаще попадают бизнесмены и руководители предприятий.

По словам Яны Бельской, в Соединенных Штатах и на Западе с подобной проблемой столкнулись несколько лет назад, и отводят ей большое внимание.
– Начиная с того, что при приеме на работу теперь проверяют не только, коэффициент интеллекта, но и коэффициент эмоциональности. Если же он оказывается недостаточно высоким, к управлению компанией человека не допустят. По той причине, что холодный интеллект позволяет анализировать ситуацию и находить десятки решений, но только интуиция и чувства помогают увидеть ситуацию целостно. Поэтому одинаково важны и интеллектуальная, и эмоциональная, чувственная сферы человека. Этому аспекту сегодня посвящено много книг, отмечает Яна Бельская.

Книг действительно немало. Например, авторы стокгольмского бестселлера «Бизнес в стиле фанк», Кьелл А. Нордстрем и Йонас Риддерстрале пишут, что «основным средством производства является скромное серое вещество весом приблизительно 1,3 кг. – человеческий мозг. И, конечно, очень важно забивать его разного рода знаниями, стратегиями и правилами. Но будущая конкурентоспособность определяется способностью нарушать и менять эти правила. Успех будет зависеть от способности менеджеров бросать вызов расхожим истинам сегодняшнего дня, способности передвигать пешку с А2 на Е7 за один единственный ход». Господин Нордстрем и господин Риддерстрале, впрочем, в своих рассуждениях не одиноки. Все западные гуру менеджмента говорят об одном: эпоха интеллекта закончилась, наступила эпоха эмоций.

Если брать ситуацию в России, то с эмоциями дело обстоит печально. «Синдром сгорания» наблюдается у 80% всего топ-менеджмента – как людей, начинавших карьеру в условиях бывшего СССР, так и молодых управляющих. Отчасти, это связывают с особенностями отечественного бизнеса, который вступил в опасный возраст. Время бурного роста компаний, сверхприбылей прошло. Темпы развития бизнеса замедлились, и многие предприниматели вдруг почувствовали накопившуюся усталость – много лет работали аврально, а теперь приходится работать системно. Но, главное, это, конечно, личностные особенности человека.

– «Синдром сгорания» в России стал распространенным явлением, считает Яна Бельская. Сегодня в стране появилось много руководителей и часто это люди, которые не готовились специально к управлению другими людьми. Некоторые из них привыкли к множеству человеческих контактов, и имеют навыки сохранения себя при интенсивном взаимодействий. У других таких навыков нет, и это становится для них большой проблемой. Плюс они не готовы принимать сотни крупных и мелких решений в день – нести ту ответственность, которую на них возлагает бизнес. Есть еще такой момент. В нашей стране не принято обращаться к психологу, потому за эмоциональной поддержкой люди приходят к тому, кто по социальному статусу выше – то есть к руководителю, – подсознательно ожидая, что и душевных сил у него больше.

Но их у руководителя становится, напротив, все меньше. Он старается выслушать своих сотрудников, бесконечно расходуя эти силы. Он переживает за бизнес и не может делегировать свою «руководительскую» ответственность… и вдруг, в какой-то момент ломается, понимает, что исчерпал все свои драгоценные жизненные ресурсы, истощен и морально, и психологически, и физически, что он «сгорел изнутри». И чтобы сохранить себя, перестает эти ресурсы использовать, становится формальным. Живет как-будто на автопилоте.

– По мнению Яны Бельской, это естественная реакция организма, направленная на его спасение. И формально такой человек живет теперь не только на работе. Он приходит, скажем, в оперу, которую любил до этого, смотрит постановку, но его духовный уровень не задействован. Он присутствует там только телесно. Если такой человек своевременно не займется профилактикой, если он не начнет заботиться о себе, повышать свою компетентность в части самоуправления и думать «как – мне – справиться – с – этой – проблемой», то начинает консервироваться, наращивать «защитную броню». Внешне он может оставаться внимательным, включенным, но его душа в процессе коммуникации не участвует. Поэтому люди, которые раньше говорили, какой хороший человек Иван Иванович, какой он добрый и душевный, удивляются, что же с ним такое произошло: «Разговариваем с ним как со стеной. Он стал совсем другим».

Изменений, действительно, происходит много. «Сгорая», человек начинает испытывать странное равнодушие именно тогда, когда нужно активно действовать, например, в разгар важных переговоров или в той же опере, или во время отпуска, которого так ждал, вдруг ловит себя на мысли: «Скорее бы все закончилось». Он не может выспаться. Перестает быть чувствительным, перестает адекватно воспринимать эмоциональную ситуацию.
И у каждого «синдром сгорания» проявляется по-разному. Кто-то, например, становится озлобленным и ожесточенным. Другие по приходу домой способны думать только о работе, а в офисе обычные повседневные обязанности начинают вызывать у них неприязнь, и грани между личной жизнью и бизнесом они провести больше не могут. Разумеется, от этих перемен испытывает неудобства и семья, и рабочий процесс.

Бизнес – бизнесом, идеи идеями, но от «сгорания» больше всего страдает сам человек, и пытается всеми силами из этого состояния выбраться. Найти каким-то образом возможность ощутить полноту жизни.
– Справиться с ситуацией «сгоревшие» люди пытаются по-разному. Многие пытаются получить острые ощущения, отправляясь в экстремальные путешествия или занимаясь экстремальными видами спорта. Они действуют по принципу: «Вот мой друг поднялся на Эверест, и ему стало хорошо». Это неправильно. Никогда не нужно сравнивать себя с другими – душевное состояние, мироощущение у каждого человека свое. Я не хочу сказать, что экстрим – это плохо. Для кого-то, это очень хорошо. Но заниматься им можно только от избытка энергии, а не от ее недостатка. «Сгоревший» человек ожидает, что это вернет ему чувство жизни, но если сам «чувствующий орган» отсутствует, то эмоциональный всплеск, который дает экстрим, не только не дает подпитки, а еще больше исчерпывает. Дальше все становится только хуже, и человек начинает попадать в зависимость от «острых ситуаций». Ему постоянно нужно искать что-то такое, что будет возвращать ему чувство жизни хотя бы на время, отмечает Яна Бельская.

— К сожалению, люди могут годами переживать синдром сгорания и ничего не предпринимать. Это происходит потому, что люди, во-первых, просто не понимают своего состояния, а, во-вторых, не знают, что с этим делать. Особенно наши люди. В худшем случае у человека развивается депрессивное состояние, из которого самостоятельно выйти не так уж просто. В этом случае будет правильно обратиться к психологу или психотерапевту. Прийти к нему и сказать: «Не хочу идти на работу. Не хочу видеть людей. Не могу общаться с семьей». Но лучше до такого состояния себя не доводить. И первые симптомы следует рассматривать не как на опасность, а как на знак, который дается для того, чтобы рост личности и ее профессиональный потенциал защитить, объясняет Яна Бельская.

Если же человек понимает, что с ним происходит, справиться с ситуацией он может самостоятельно. И чем раньше он этим займется, тем лучше, потому что душевные раны заживают намного медленнее, чем телесные.
– Правда, универсального рецепта, как уберечься от «сгорания», нет – протекание процесса и способы выхода из создавшегося положения зависят от структуры и психологических особенностей каждой личности, рассказывает Яна Бельская. Потому нужно знать себя, знать свою природу, понимать, что вызывает определенные состояния, и как ими можно управлять. Например, пришел человек на работу, и уже сама мысль об этом вызывает отвращение. Почему у него появляются такие мысли? Например, раньше он с удовольствием смотрел комедии, а теперь не может их смотреть. Почему? Нужно спросить себя об этом, найти ответ и в зависимости от этого найти решение. Решения могут быть разными. Кому-то нужно идти на футбол, потому что футбол оказывает на него благотворное влияние, кому-то подняться в горы. Заняться тем, что дает энергию, душевный подъем. У каждого человека эти источники индивидуальны.

Источник

Кто придумал про «холодную голову, горячее сердце и чистые руки»

Давно не размещал исторических постов-«коротышей». Исправляюсь.

Среди наших сограждан есть устойчивое мнение, что автором фразы «У чекиста должны быть холодная голова, горячее сердце и чистые руки» первым озвучил Феликс Дзержинский. Ну а потом она понеслась по страницам газет, книг, плакатов. Понеслась-то, понеслась, только сам Дзержинский ничего такого не говорил. По крайней мере, под запись.

Эту фразу ему приписал другой чекист Николай Иванович Зубов, написавший биографию своего шефа. Причем, что интересно, в первом издании (1933 года) этих слов еще не было, а в варианте, вышедшем в 1941 году они появились. И дальше уже повторно – в биографической книге 1963 года. В принципе, вся литературная карьера Зубова свелась к написанию нескольких вариантов биографии Дзержинского, которые отличаются объемом и, соответственно, детальностью изложения.

Но и Зубов не придумал эту яркую метафору, а только вложил ее в уста своего героя. А вот кто настоящий автор – вопрос интересный, потому, что у фразы долгая история. Можно сказать, что она рождалась на свет по частям.

что значит у человека холодное сердце. Смотреть фото что значит у человека холодное сердце. Смотреть картинку что значит у человека холодное сердце. Картинка про что значит у человека холодное сердце. Фото что значит у человека холодное сердце

Первыми появились «чистые руки». Этот образ, которым обычно характеризуют честного человека возник так давно, что мы не узнаем, кто же был первым. Может быть, афинский стратег Аристид, якобы, заявивший: «Поистине, подобает полководцу иметь чистые руки» (и это он не про гигиену, а про бескорыстие. Или, скорее, Плутарх, который был автором жизнеописания Аристида, откуда и взята фраза. Или кто-то еще озвучил ее, а Плутарх запомнил и применил. В общем, дело было еще в Античности.

В Новое время возникла вторая часть, про «горячее сердце и холодную голову». Ее тоже применяли изначально как стандарт, которому должны соответствовать офицеры. Например, Вольтер писал графу Моранжье «Вы знаете, что военачальнику нужны холодная голова и горячее сердце».

Британский писатель-моралист Леббок расширил требования до человечества вообще: «Какие качества нужны для совершенствования человеческого существа? Холодная голова, горячее сердце, здравое суждение и здоровое тело».

А затем уже революционеры взяли на вооружение эти «правила для джентельменов», отбросив телесное здоровье. Сначала некий Габриэль Террай, поклонник Огюста Бланки, так описал своего кумира: «Пламенное воображение и расчетливый ум, горячее сердце и холодная голова». Затем Емельян Ярославский – в прижизненной биографии Ленина: «Ленин никогда не терял головы. Это о нем можно сказать словами Огюста Бланки: «Пусть голова ваша будет холодна как лёд, а сердце горячее как пламя»». Так, слова, описывающие Бланки стали его «собственным выражением». Впрочем, в истории такое случалось не раз.

Николай Зубов наверняка был хорошо знаком с текстом Ярославского и, видимо, оттуда и взял понравившееся ему выражение, которое дополнил частью про «чистые руки». Учитывая, что в его книге оно появилось вскоре после ежовских и бериевских «чисток» в НКВД – понятно, почему тема «чистых рук» была актуальной.

что значит у человека холодное сердце. Смотреть фото что значит у человека холодное сердце. Смотреть картинку что значит у человека холодное сердце. Картинка про что значит у человека холодное сердце. Фото что значит у человека холодное сердце

Лига историков

8.3K пост 36.1K подписчиков

Правила сообщества

— уважение к читателю и открытость

— регулярность и качество публикаций

— умение учить и учиться

— бездумный конвейер копипасты

— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

— простановка тега [моё] на компиляционных постах

— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)

— дискуссии на тему постов

— уважение к труду автора

— личные оскорбления и провокации

— неподкрепленные фактами утверждения

Интересный пост. Думал, что реально автор цитаты Дзержинский

что значит у человека холодное сердце. Смотреть фото что значит у человека холодное сердце. Смотреть картинку что значит у человека холодное сердце. Картинка про что значит у человека холодное сердце. Фото что значит у человека холодное сердце

5 как никогда актуальных цитат железного Феликса Дзержинского.

В свое время, ради нужд своего Дзен-канала, я штудировал речи «рыцаря революции» Феликса Эдмундовича Дзержинского, обнаружив поистине бессмертные, актуальные в наше время цитаты. Вот уж чьи изречения следует помнить, а не всякие «попсовые» цитатки звезд, тиражируемые в статусах на страничках ВК и Инстаграма.

В общем, смотрим, думаем и обсуждаем!)))

что значит у человека холодное сердце. Смотреть фото что значит у человека холодное сердце. Смотреть картинку что значит у человека холодное сердце. Картинка про что значит у человека холодное сердце. Фото что значит у человека холодное сердце

Ф.Э. Дзержинский, Краков, 1912 год. Согласитесь, есть в образе «железного Феликса» что-от Че Гевары (или в Че Геваре что-то от Дзержинского:D), испанского дворянина века этак XVII-XVIII и современного хипстера.

1. » Где есть любовь, там нет страдания, которое могло бы сломить человека. Настоящее несчастье — это эгоизм. Если любить только себя, то с приходом тяжёлых жизненных испытаний человек проклинает свою судьбу и переживает страшные муки. А где есть любовь и забота о других, там нет отчаяния».

что значит у человека холодное сердце. Смотреть фото что значит у человека холодное сердце. Смотреть картинку что значит у человека холодное сердце. Картинка про что значит у человека холодное сердце. Фото что значит у человека холодное сердце

Феликс Эдмундович Дзержинский, фото 1900 года из полицейского досье разительно отличается от «классического» облика)))

2. «Если вы посмотрите на весь наш аппарат, на всю нашу систему управления, если вы посмотрите на наш неслыханный бюрократизм, на нашу неслыханную возню со всевозможными согласованиями, то от всего этого я прихожу прямо в ужас».

Без комментариев, и так все понятно.

3. «Вести экономическое строительство нужно под таким углом зрения, чтобы СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую машины и оборудование… Широко внедрить в производство достижения научно-технического прогресса. Если эта работа не будет вестись, нам угрожает закрытие наших заводов и рабство заграничному капиталу. Если мы теперь деревянная, лапотная Россия, то мы должны стать металлической Россией».

Простите, Феликс Эдмундович, но мы променяли металлическую Россию на импортные лапти и рубахи с джинсами.

что значит у человека холодное сердце. Смотреть фото что значит у человека холодное сердце. Смотреть картинку что значит у человека холодное сердце. Картинка про что значит у человека холодное сердце. Фото что значит у человека холодное сердце

Дзержинский на партийной конференции в Ленинграде 1925 года. Рядом сидит Сергей Миронович Киров.

4. «За последнее время политика очень часто пахнет нефтью, а нефть — политикой».

И эта фраза произнесена в 1926 году! Согласитесь, ничего же принципиально не изменилось!)))

5. «Я не проповедаю, что мы должны изолироваться от заграницы. Это совершенный абсурд. Но мы обязаны создать благоприятный режим развития тех отраслей, которые жизненно необходимы и в которых мы можем конкурировать с ними».

Сказано в 1925 году. До идеи импортозамещения мы дошли только в 2014 году, когда, что называется, гром грянул. Да и то находятся умники, которые усмотрят в такой политике «реставрацию железного занавеса».

Ну-с, вроде бы все на сегодня. Спасибо за внимание.

что значит у человека холодное сердце. Смотреть фото что значит у человека холодное сердце. Смотреть картинку что значит у человека холодное сердце. Картинка про что значит у человека холодное сердце. Фото что значит у человека холодное сердце

Смешные дядечки

что значит у человека холодное сердце. Смотреть фото что значит у человека холодное сердце. Смотреть картинку что значит у человека холодное сердце. Картинка про что значит у человека холодное сердце. Фото что значит у человека холодное сердце

Современная молодёжь почему-то уверенна, что большевики взявшие власть в стране в октябре 1917 года, это этакие смешные дядечки которым повезло оказаться во главе державы. Смеются над картавым, лысым Лениным, чопорным, неулыбающимся Сталиным, близоруким Троцким и верзилой Дзержинским. Поверьте эти ребята были совсем даже не смешные.

что значит у человека холодное сердце. Смотреть фото что значит у человека холодное сердце. Смотреть картинку что значит у человека холодное сердце. Картинка про что значит у человека холодное сердце. Фото что значит у человека холодное сердце

Во-вторых большевики все прошли через тюрьмы, каторги и напугать их казематами и решётками было нельзя. В местах заключения они конечно оставили часть своего здоровья (обменяв его на психологическую устойчивость к допросам и стрессам), но приобрели немалый опыт и связи с уголовниками, которые кстати с революционерами вообще связываться не любили (себе дороже). Дзержинский умел очень ловко вербовать эту братию и использовать на полную катушку. Вспомните борьбу с беспризорниками, ВЧК, молодую Советскую милицию и т.д. и т.п. Про «кровавого Феликса» лично из маузера расстрелявшего тысячи женщин и детей прошу не рассказывать, оставим это в разделе «мифы» или лучше «беспардонная ложь». Феликс Эдмундович между прочим был наоборот очень терпеливым и взвешенным человеком, в отличии от того же фанатика и садиста Троцкого и частенько выступал «голосом разума» в этой компании.

Ну и в-третьих «смешные дядечки» все были семи пядей во лбу. Это даже доказывать не надо. История сама это сделала. Просто почитайте исторические статьи Владимира Ильича, его переписку, глубокие знания психологии человека Сталина, ну или задумайтесь над тем, каким образом Дзержинский имея очень скромный ресурсы, в крайне сжаты сроки, создал мощнейшую спецслужбу против которой выступил сразу весь мир (думаю там профессионалов было вагон и маленькая тележка) и проиграл.

Источник

«Нет!» принцам, любви с первого взгляда и волшебным поцелуям: почему мультфильм «Холодное сердце» стал культовым

Вышедший в 2013 году мультфильм «Холодное сердце» показал сенсационные сборы в кинотеатрах — почти 1,3 млрд долларов, стал самым кассовым анимационным фильмом за всю историю индустрии и занял третье место по сборам среди фильмов всех жанров. Пока «поколение Альфа» с замиранием сердца ждет его продолжение, которое в России выйдет на экраны 28 ноября, разбираемся, что сделало эту историю о подавлении суперспособностей культовой и как создатели поставили с ног на голову все стереотипы о принцессах.

Конечно, в «Холодном сердце» есть много типично диснеевского: королевское происхождение, умершие родители, поиск настоящей любви и оттеняющий драматический сюжет комичный говорящий снеговик. Да и сильный женский персонаж — не новость: это уже было, например, в «Мулан» или «Храбром сердце». Но всё же главная героиня Эльза не типичная принцесса и не типичный сильный персонаж. Рожденная с магическими способностями, которые она не может контролировать, она никому не хотела вреда, но причиняла его: случайно подвергая опасности младшую сестру, а затем и всё королевство, по ошибке наслав на него снежное проклятие.

В отличие от обычных принцесс, Эльза несовершенна, что приводит к реальным ошибкам и неприятным последствиям. Это обстоятельство помогает практически любому зрителю отождествлять себя с ней. Для одних это история о подавлении эмоций, для других — о гендере и идентичности, для третьих — о социальном неприятии и депрессии.

С жанровостью здесь тоже не всё просто. На первый взгляд, сказка о принцессе построена по принципу фантастики и супергероики, когда в качестве эвфемизма для дискриминируемой группы выступают «необычные» персонажи: мутанты, андроиды, телепаты и другие существа с паранормальными способностями. Этот прием использовался во многих произведениях классика фантастики Клиффорда Саймака, в книге «Куколки» Джона Уиндема, в комиксах и фильмах о Людях Икс, в сериалах «Одаренные», «Вавилон-5» и «Мир Дикого Запада» и даже в игре «Детройт».

Читайте также:

Только в «Холодном сердце» в центре сюжета оказывается не группа, а один человек со способностями, причем классическими для фэнтези магическими способностями — принцесса Эльза. А кроме темы дискриминации, стереотипов и родительского неприятия присутствуют еще феминистские идеи заботы о себе и отказа от образа «хорошей девочки».

На деле «Холодное сердце» — самый многослойный по смыслу мультфильм Disney и самая деконструктивистская сказочная история в поп-культуре. Здесь прекрасный принц — злодей, волшебница — хорошая, оба главных персонажа — женщины, в опасное путешествие отправляется тоже женщина, а спасает всё не поцелуй настоящей любви, а героическая самоотдача.

Давайте посмотрим, какие пять актуальных социальных и психологических проблем современности легли в основу «Холодного сердца» и сделали мультфильм таким популярным.

1. Традиционное воспитание пора пересмотреть

В самом начале мультфильма мы видим маленькую Эльзу, которая любит свою снежную магию и совершенно ее не боится. Она с радостью создает снеговиков и сугробы для своей сестры посреди зала в замке и, похоже, прекрасно контролирует свои силы.

Но происходит нечто, лишающее ее самоконтроля: она случайно ранит свою сестру Анну, поскользнувшись и попав льдом ей в голову. Подобную ошибку мог бы совершить любой ребенок, скажем, толкнув сестру во время игры, но перепуганные родители винят во всем способности Эльзы. Особенно в этом усердствует отец, который кричит на старшую дочь, а затем решает изолировать ее от окружающего мира, пока та не научится контролировать свои способности.

Маленькая Эльза, которая совершенно не боится своих сил, играет с Анной и случайно ее ранит

На первый взгляд, родители Эльзы и Анны действовали из благих побуждений. Но затем становится ясно: отец принцесс принимал решения, опираясь на неэффективные стереотипы о воспитании детей, а мать вообще не имела права голоса и, вероятно, просто подчинялась решениям мужа.

То есть в самом начале мультфильма показаны сразу две проблемы.

Первая — проблема патриархальных семей, где родители вместо налаживания коммуникации с детьми устанавливают только запреты и ограничения, и где «степфордские жены» во всем слушаются мужей, порой вредя не только себе, но и своим детям, особенно дочерям.

Вторая — страх перед Другим. Многим людям свойственно бояться и даже ненавидеть тех, кто на них не похож. Зачастую мы опасаемся всего нового и подозрительно относимся к необычному, идет ли речь о новых технологиях или поведении иностранцев.

Глава движения «Психология за права человека», психотерапевт и автор книги «Социальная тревога и фобия: как выглянуть из-под мантии-невидимки» Ольга Размахова утверждает:

«Нам свойственно обобщать информацию и раскладывать ее на категории. Это сохраняет массу энергии и упрощает наше взаимодействие с миром. Автоматические механизмы сортировки информации могут быть полезными в быту, но в то же время некоторые категории мышления могут превращаться в предрассудки и в значительной степени влиять на качество жизни людей, которые не вписываются в „привычное“ и „понятное“ нам.

Агрессия по отношению к людям, отличающимся по какому-либо признаку (будь то ориентация, мышление или цвет кожи), возникает по одной и той же модели. Понятие „нормальности“ — точка отсчета для такой агрессии по отношению к тем, кто не вписывается в эту „норму“. Любая норма относительна и выстраивает отношения с большинством и меньшинством. Люди, осознающие себя большинством, ориентируются на то, что оказывается наиболее понятным и типичным, распространенным и представленным в том времени и месте, где они живут.

Категории („полочки“, на которых у нас внутри информация аккуратно разложена) создают ощущение безопасности из-за иллюзии понимания и, что важнее, контроля реальности. Как только перед нами открывается что-то новое (возникает „другой“, который обращает внимание на свое право на такую же „нормальность“), эти „полки“ начинают трещать, а категории — рассыпаться.

Неопределенное, непонятное и новое вызывает страх и тревогу: мы оцениваем их как потенциально способных нести опасность. Если что-то опасно для нас, то необходимо защищаться. Если я боюсь чего-либо, я не стану взаимодействовать и узнавать: скорее всего, я, напротив, закроюсь. Из-за этого механизма люди ограничивают свой возможный социальный опыт и усиливают ту информационную изоляцию, которая существует вокруг меньшинств.

Современная психотерапия оперирует понятием „психологическая гибкость“: работая с клиентами, мы говорим о том, насколько важна открытость новому социальному опыту. Именно эта готовность делает нас стойкими перед постоянно меняющимся миром, честными перед собственными чувствами и изменениями в самих себе, принимающими разных людей и уважающими это разнообразие и право на свободу».

К сожалению, в сказочном Эренделле не было хороших психологов: родителям Эльзы никто не рассказал о вреде ксенофобии и важности принятия своего ребенка таким, какой он есть. Их боязнь магических способностей дочери привела к тому, что они «наказали» обеих девочек изоляцией, а старшую, наследницу трона Эльзу, заставили поверить, что она опасна для себя и окружающих.

К сожалению, в реальном мире родители детей, принадлежащих к различным меньшинствам, обладающих необычным характером, психическими особенностями или не соответствующих их ожиданиям любым другим образом, зачастую совершают не менее ужасные ошибки: выгоняют на улицу своих ЛГБТ-детей или даже убивают своих детей-инвалидов.

2. Необходимо сепарироваться от родителей и принять себя

Феминистская (и даже антитрадиционалистская) тема мультфильма — необходимость принятия себя и отказа от давления «нормы».

Родители и общество часто стараются переделать молодежь, которая не соответствует представлениям о нормальности: мальчиков, которым нравятся куклы, наказывают; аутичных детей заставляют вести себя «обычно» с помощью АВА-терапии; интерсекс-детям (они рождаются с нетипичным хромосомным набором физиологией, которую нельзя отнести однозначно к «мужской» или «женской») делают опасные операции, чтобы дети выглядели более «нормально».

В «Холодном сердце» символом такого подавления были перчатки: отец надел их Эльзе на руки, чтобы она не смогла применять свою магию, и стал учить дочь отгонять даже мысли о ней. Подавление эмоций и мыслей только усиливало страх и неуверенность Эльзы.

Вообще, обеих девочек сильно муштруют, внушая им идеи самопожертвования. Один из главных лейтмотивов «Холодного сердца» — фраза: «Будь хорошей девочкой для всех» (в оригинале звучит как “Be a good girl you always have to be” — «Ты всегда должна быть хорошей девочкой»).

Эта фраза отсылает к работе феминистки Уте Эрхард «Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят». В книге она критикует общество, в котором женщин учат прежде всего быть покладистыми «хорошими девочками», полагаясь не на свои интересы и потребности, а на удобство других людей.

«Холодное сердце» — это пересказ идеи Эрхард в форме мультфильма.

Именно попытки Эльзы быть «хорошей» привели к ее гиперфиксации на своей проблеме — и в результате к невозможности совладать с этой самой проблемой. Она зациклилась на страхе совершить ошибку и кому-то навредить и, чтобы избежать этого, пыталась отказаться от себя. В итоге Эльза могла контролировать свои силы только непродолжительное время, при этом любой стресс мог привести к потере контроля. Поэтому, узнав о неожиданной и довольно глупой помолвке своей сестры Анны, она из-за эмоционального взрыва заморозила всё королевство и в ужасе сбежала в горы.

Итак, попытки подавлять себя просто не работали.

Эльза теряет контроль над своими силами

Что же помогло Эльзе? Она смогла успокоиться, оказавшись вдали от людей, которые за ее магию называли ее монстром.

Вопреки распространенному мнению, избегание людей, которые тебя ненавидят или обесценивают, — это не попытка убежать от проблем, а вполне здоровое и логичное желание оказаться в более поддерживающих условиях.

Благодаря смене обстановки, которая на нее давила, Эльза дала волю своим способностям, этот момент отражен эпизоде с песней “Let it go!”. Она позволила себе быть собой и посмотрела на свои детские страхи со стороны. В одиночестве в горах она наконец-то смогла понять, что способна на удивительные вещи, и раскрыла весь свой потенциал, построив замок изо льда и создав разумного снеговика Олафа.

Let it go! Эльза раскрывает свой потенциал

Многим людям надо побыть одним, чтобы успокоиться. И абсолютно всем для психического благополучия нужно учиться принимать себя такими, какие они есть: другого вас у вас не будет.

Кроме того, чтобы по-настоящему понять себя, надо переосмыслить навязанные родителями и обществом сценарии жизни. Всю свою жизнь Эльза жила под давлением оценки родителей и смотрела на себя их глазами.

Уход из семейного замка и создание собственного королевства, живущего по правилам героини, символизирует сепарацию от родителей и окончательное становление характера Эльзы. В мире, который она строит для себя, ее способности играют ключевую созидательную роль — те самые способности, которых боялся и считал разрушительными ее отец.

И наконец, Эльза смогла обрести полную власть над своими способностями благодаря любви и вере в нее сестры Анны. Многим людям для того, чтобы принять себя, нужны принятие и поддержка близких людей или хотя бы помощь со стороны — например, психотерапия.

3. Информационные ограничения вредны для детей

Родители не только разлучили сестер друг с другом и заперли Эльзу в ее комнате, они еще и изолировали Анну от внешнего мира — ясное дело, чтобы ее защитить.

Одинокое взросление Анны и Эльзы

Решилась бы Анна выйти замуж за первого встречного, если бы она не чувствовала себя одинокой или если бы она больше знала об окружающем мире? Наверное, нет. Был бы ее взгляд на окружающий мир менее наивным? Разумеется!

Это отличный повод задуматься о вреде информационных ограничений, которым часто подвергают детей, и об их потенциально опасных последствиях.

Ограничивая детей в познании мира, взрослые ставят их в позицию, когда они не защищены от реальных опасностей. Ведь страшным маньяком может оказаться не герой сериала из телевизора, а незнакомец с улицы. Ребенок не знает, что этот человек может быть опасен, потому что ему запретили видеть злых дядечек в фильмах и книгах — и только туманно намекнули, что от них можно ожидать нечто «нехорошее».

4. Родители никогда не станут идеальными

Выходит, в «Холодном сердце» виновники проблем главных героинь — родители с их предрассудками и гиперопекой.

И сценаристы Disney пошли на радикальный шаг, не дав отцу и матери покаяться и измениться. Они гибнут в первые десять минут мультфильма. Сестрам приходится самостоятельно разгребать последствия родительских ошибок.

В реальной жизни большинство родителей редко признают свои ошибки и меняются. А нам всем приходится принять, что наше детство было далеко от гармоничного идеала и что в наследство родители оставили нам травмы, — и прорабатывать их.

Читайте также:

Этот урок полезен как детям токсичных родителей, которым важно понять токсичность своей семьи для решения психических проблем, так и самим родителям, большинство из которых не желает детям зла и не хочет повторить ошибки короля и королевы Эренделла.

5. В любви нет места классизму и насилию

Еще одна революционность сюжета «Холодного сердца» в том, что этот мультфильм бросает вызов существующим в массовой культуре стереотипам об отношениях.

Стоит ли выходить замуж за человека, которого ты знаешь всего один день, даже если он принц? Раньше Disney отвечал «да» и «скорее да», но в «Холодном сердце» он наконец признает: нет, не стоит — ведь ты о нем ничего не знаешь.

Ханс предает Анну

Несмотря на пропагандируемый в сказках и старых диснеевских мультфильмах стереотип, «любовь с первого взгляда» редко бывает счастливой, так что решение выставить Ханса злодеем — оригинальное и очень разумное для мультфильма о принцессах. Ведь даже взрослые женщины зачастую верят в истории о «прекрасном принце». В итоге они тратят свою жизнь на мужчин, которые отвечают их воображаемым критериям принца, даже если сами несчастны в таких отношениях, или вовсе не могут построить близких отношений с реальными людьми, у которых есть свои чувства и потребности, а не только белый конь и меч-кладенец.

«Холодное сердце» бросает вызов и другим сексистским представлениям о замужестве: например, что мужчина должен быть богаче своей невесты.

Выйти замуж за богатого — мечта, которая навязывается девочкам с детства. Но добрый и похожий на Анну избранник оказывается ниже ее по социальному статусу, в то время как принц Ханс показан мерзким типом.

Для сказок не нова идея брака между людьми с разным социальным статусом. Только обычно богатым и знатным оказывается жених («Золушка» или «Красавица и чудовище»), а женщинам навязывается стратегия «выгодно продать себя». А вот идея о бедном женихе и богатой невесте несвойственна традиционным сказкам и мультфильмам о принцессах.

Это связано с культурными стереотипами о низком статусе женщины по сравнению с мужчиной, согласно которым она должна заниматься эмоциональным, эстетическим, сексуальным и бытовым обслуживанием — то есть фактически выступать в роли прислуги. А прислуга — это товар, который можно купить.

Необычный для мультфильма переворот статусов показывает, что классизму не должно быть места в отношениях и важен не размер кошелька и корона жениха, а его личность.

Но самое интересное в любовной линии мультфильма — это тема уважения к личным границам в целом и телесной автономии в частности.

Коварный принц Ханс противопоставляется в мультфильме любящему торговцу льдом Кристоффу: первый настойчив и навязчив, а второй уважает решения Анны, какими бы они ни были. Кристофф может не соглашаться с тем, кого она выбрала себе в мужья, но доверяет ее словам о любви к Хансу. Он не верит, что разговор с Эльзой приведет к положительным результатам, но помогает Анне добраться до замка сестры. Ханс же пытается вмешаться в личный разговор Эльзы и Анны о замужестве, а затем препятствует ее попытке отправиться за сестрой.

С самого начала, даже притворяясь любящим человеком, Ханс не воспринимает желания Анны как равные своим и обращается с ней не как с ровней, а как с несмышленым младенцем. В общем, воплощает собой отношение к женщине, свойственное патриархальной культуре.

Но в любых полноценных отношениях — дружеских или любовных — важно понимать, что твой партнер такая же отдельная личность, как и ты. Кристофф, в отличие от Ханса, демонстрирует это понимание даже в мелочах.

Поцелуй Анны и Кристоффа

Посмотрите, как ведет себя Кристофф с Анной, спрашивая ее разрешения перед тем, как ее поцеловать. Это прекрасный пример нормального уважения к телесной автономии, который редко можно встретить в мультфильмах.

Стоит вспомнить «Белоснежку» и «Спящую красавицу» — особенно «классический» вариант последней, где мужчина целует (а в некоторых вариациях старых сказок и насилует) спящую женщину, о чувствах и желаниях которой он ничего не знает и которые, похоже, его не очень-то интересуют. Подобные сказки, в отличие от «Холодного сердца», хрестоматийный пример опасных и насильственных отношений.

«Холодное сердце» заслужило свою популярность благодаря не только спецэффектам, но и феминистскому подходу, пониманию психологии, семейных проблем и вопросов прав меньшинств. Остается надеяться, что второй мультфильм окажется не хуже первого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *