что значит у самурая нет цели только путь

Бусидо | Путь самурая

Бусидо — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой

Лучше будет начать с разъяснения кто такой Японский воин, кто такой Самурай и когда он появился. Буси (武士) — это тот же самурай, так же присутствовали Онна-бугэйся, проще говоря женщины-самураи. Первые самураи появились в Японии ещё в VII веке и со временем их предназначение не значительно, но изменялось. Современное культурное представление о них появилось вместе с бусидо в конце XVI века. Самураи были не просто солдатами готовыми к войне в мирное время и бойцами во время битвы, они могли стать начиная от мелких дворян, заканчивая крупными чиновниками или же даймё (крупнейшими военным феодалами). Думаю, теперь понятно, что самураи имели важную роль в обществе и в жизни Японии тех годов.

а путь самурая — это смерть…

Я упомянул, что бусидо появилось только в конце XVI века в сочинениях Тори Мототада (Даймё периода Сэнгоку. Погиб при осаде Фусими, где его гарнизон был уничтожен армией Исиды Мицунари).

Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днем и ночью, с того утра, когда он берёт в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, — что он должен умереть.

Первая глава книги начинается со смерти. Ведь только если хранить мысль о смерти изо дня в день, самурай сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириад зол и несчастий.

Честно говоря, я считаю, что об этом должен помнить не только каждый самурай, но и каждый человек не смотря на то как он мал или стар. Жизнь подобно капле вечерней росы, слишком мимолётна что бы оставаться эгоцентричным.

Если он живёт лишь сегодняшним днём и не думает о дне завтрашнем, так что, стоя перед господином и ожидая его приказаний, он думает об этом как о своём последнем мгновении, а глядя в лица родственников, он чувствует, что никогда не увидит их вновь.
Только тогда его чувство долга и преклонения будут искренними а его сердце будет исполнено верности и сыновней почтительности.

Думая о каждом мгновении как о своём последнем, ты начинаешь искренне ценить каждый свой правильный поступок, порицать каждое своё неправильное деяние и ценить каждое своё последнее мгновение.

В бусидо два вида правил, в каждом из них по два типа. Два вида правил — это обычные и необычные. Обычные относятся к чиновникам и воинам, а необычные к армии и битве.

В повседневное время чиновники-самураи обязаны каждый день утром и вечером мыть руки, принимать горячую ванну и всегда быть чистыми. Самурай же должен каждое утро приводить волосы в порядок и правильно брить лоб.

Правила касаются абсолютно каждого аспекта повседневной жизни самурая. Даже чашка риса или чая должна браться в руки должным образом.

Обучение юного воина

Обучение в семье и обучение учителя было фундаментом в воспитании молодёжи, юных самураев. Формировавшим идеал воина, основанный на мифических сказаниях, безразличии к смерти, конфуцианском культе сыновней почтительности родственникам и чисто японской основе — верности своему господину. Семья и наставник прежде всего заботились о начале становлении характера юноши, вырабатывали отвагу и мужество, храбрость и терпение. Помимо обучения, будущих самураев растили бесстрашными и смелыми, другими словами, развивали в них качества, которые считались среди самураев самыми главными добродетелями, при которых воин мог пренебречь своей собственной жизнью ради жизни другого.

Правильное и неправильное

Для начала хочу сказать, что эта глава наиболее интересна для размышления. Правда, что добро и зло понятия относительны и поверхностны, каждый лично судит, что для него правильное, а что неправильное.

Воин должен глубоко понимать эти два качества. Правильное и неправильное — это ничто иное, как добро и зло, хотя я не отрицаю, что различие между словами незначительно, поступать правильно и делать добро считается утомительным, а поступать неправильно — лёгким и приятным

Поэтому тот, кто различает эти понятия, и при этом поступает неправильно, является не самураем, а грубым и неотесанным существом. Причина тому — неумение управлять собой. Наверное это звучит не так плохо, но если посмотреть глубже, мы увидим, что все беды идут от трусости.

Здесь приводится пример, пожалуй, я расскажу его вкратце. Человек отправляется в путешествие и оставляет сто рё (денежный эквивалент, равный стоимости годовой нормы риса на одного человека) у своего соседа. Если человек умрёт в пути, то деньги останутся у соседа, он решит оставить их себе, но после из чувства стыда отдаст их его родственникам.

Это правильный поступок из чувства стыда. Но здесь мы можем спросить, как бы он поступил, если бы никто не знал о деньгах? Поэтому едва ли мы можем назвать его правильным.

Тем не менее кодекс правильного поведения гласит, что в первую очередь мы должны чувствовать стыд из-за презрительного отношения своей семьи, слуг и друзей, затем из-за презрения знакомых и других людей и потому избегать неправильного и поступать правильно

Самураи, находящиеся на службе, знатные и низкие, всегда должны быть бережливы, но при при этом не экономить на расходах на содержание дома.

Есть большая разница между скупостью и бережливостью. Следует избегать лишних трат, покупать не нужные вещи которыми вы в лучшем случае воспользуетесь пару раз. Но не стоит экономить на особенно важных вещах, не стоит экономить на семье или родных. Если вещь и правда вам нужна и вы уверенны что будете её использовать, то стоит безукоризненно потратиться на неё.
Но если самурай часто пьянствует, покупает больше еды, чем требуется, часто отдыхает с друзьями в роскошных местах, самурай будете вынужден влезать в долги, будет экономить на важных вещах до тех пор, пока он не придёт к полному краху.

Стоит сказать пару слов о скупости. Говорить о бережливости и при этом ничего не тратить, ухватывая каждую монетку и складывая их — вот настоящая скупость. Такое позволительно торговцам или купцам, но не настоящему самураю.

Надежность — одно из качеств Пути воина, необходимых самураю, но ни в коем случае не следует оказывать помощь в деле которое тебя не касается или если тебя не просили о помощи.

Самое главное для самурая, находящегося на службе, — общаться и заводить друзей только среди тех своих товарищей, которые отважны, верны долгу и умны. Но поскольку таких людей немного, следует среди многих друзей выбрать одного, на которого в случае необходимости можно положиться.,

В самом начале упоминалось о важности смерти в пути самурая, о том, что всегда нужно жить последним днём, здесь же представлено разъяснение вступления.

Если самурай идёт в битву и совершает отважные и величественные поступки, то это только потому, что он настроил своё сердце на смерть

Перед смертью слова человека должны быть правильными. Таковы должны быть последние минуты жизни самурая

Говорят, что чиновники и белая одежда хороши, лишь пока они новые. Хоть это и шутка, я полагаю, так и есть на самом деле.

Пока чиновники «новые и чистые» они пунктуально выполняют приказания своего господина и не упускают из виду ни малейшей детали, ибо уважают взятые на себя клятвы и вынесенные наказания и опасаются совершить проступок. Поэтому они не берут взяток, неподкупны и совершают правильные поступки.

Но проведя на службе длительный срок, они начинают злоупотреблять уступчивостью людей и слишком высоко ценить себя и совершать то, чего никогда прежде не сделали бы.

Когда они только поступают на службу, они лишь прикасаются к подаркам и после отсылают их обратно, как того требуют клятвы чиновника, а если обстоятельства все же заставляют их оставлять подарки у себя, после они обязаны сделать равноценные подарки. Однако ими постепенно начинает овладевать жадность, они оставляют подарки у себя и вскоре не собираются отправлять равноценные взамен. Конечно это не наносит вред центральным властям, но со временем это начинает их развращать. Разница между грязной одеждой и сердцем грязного на руку чиновника в том, что одежду можно отмыть щелоком, а порок так сильно въедается в сердце человека, что выкорчевать его уже невозможно.

Если же при сопровождении господина в Эдо (ныне Токио) вы вместе с господином идёте пешком, а впереди молодой самурай после обмена словами начинает драться, то следует тут же взять копьё у копьеносца и встать подле господина, в ожидании, что в любой момент придётся обнажить мечи.
Ведь нет ничего важнее жизни твоего господина! И даже после его смерти, ты должен оставаться верен своему господину и совершить дзюнси (сэппуку слуги после смерти его господина).

Самурай на службе — в большом долгу перед своим господином, и он не может возместить его иначе, как совершить дзюнси

Последовать в смерти за своим господином — вот самый яркий и последний поступок в жизни великого самурая. Но в этом деле присутствует проблема, это не разрешено законом, однако исполнять обычные обязанности дома не достаточно. Если самурай хочет совершить поступок более выдающийся, чем поступки его товарищей, он может сделать это.

Хочу добавить, что сэппуку 腹切り (более распространённое название харакири) — это церемониальное самоубийство путём вскрытия себе живота (крайне болезненный способ кончины). Периодически изменялось, но в данный момент принимает такой вид.

Литература и изящные искусства

Хотя для бусидо в первую очередь требуются сила и мощь, обладать только ими — значит быть грубым самураем

И правда самурай должен быть не только опытен в бою, знать все нормы бусидо и быть почтительным к своему господину и к родителям. Но и должен знать грамоту и, если у него есть время, учиться стихосложению и чайной церемонии.

Если самурай не учится, он не сможет постичь причины вещей, как прошлых, так и настоящих

Каким бы опытным не был воин, однажды он окажется в затруднении из-за не хватки знаний в том или ином вопросе. Поэтому самурай должен каждый день учиться, каждый день добиваться новых знаний и каждый день постигать новые вершины в познаниях об окружающем его мире.

Стихосложение — это давний обычай Японии. Великие воины всех времён писали стихи, и даже низшие вассалы пытались писать неуклюжие стишки. Но тот, кто занимается только этим становиться мягким душой и телом, теряет все свои боевые навыки и становится похож на придворного самурая.

Чайная церемония — с давних времён чайная церемония была частью жизни Японского общества. Вас могут пригласить на неё и тогда следует знать как входить в чайную комнату, как рассматривать её убранства, как следить за приготовлением чая и как есть блюда и пить чай.

Я не стал рассказывать всю книгу, я даже не изложил её вкратце. Я создал половину выжимки лучших заметок из этих трёх глав. Но я даже не рассказал и десятой части книги вкратце.

Я решил не создать краткий пересказ, а дать читателю этой статьи пищу для ума с небольшим добавлением своего субъективного мнения, дать несколько тем для размышления, может читатель сможет применить на современном мире прочтённое. Путь воина — одна из книг по настоящему раскрывающих средневековую Японию для читателей.

Источник

У самурая нет цели. Лишь путь

что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть фото что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть картинку что значит у самурая нет цели только путь. Картинка про что значит у самурая нет цели только путь. Фото что значит у самурая нет цели только путь

Будь смелым и живи так, как будто ты уже мертв. Тебе необходимо найти собственный актуальный путь. Советы от знаменитого самурая Миямото Мусаси, которые посодействуют прожить колоритную и увлекательную жизнь победителя. Один из наиболее узнаваемых японских фехтовальщиков Миямото Мусаси, который победил в 60 дуэлях и принимавший участие в 6 войнах, поможет тебе найти собственный свой и верный путь.

Если поглядеть на современных мужчин, то можно увидеть катигоричные изменения. Как стало много мужчин, которые по характеру и действиям похожи на женщин. Настоящих мужчин почти не осталось, а их храбрость и смелость пошли на убыль. Рыцари, самураи, дворяне. Все это осталось в прошлом, как и их те, кто был достоин лучшего. Но без характера сложно претендовать на лидерство, победу и удачу.

что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть фото что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть картинку что значит у самурая нет цели только путь. Картинка про что значит у самурая нет цели только путь. Фото что значит у самурая нет цели только путь

Жизнь самурая Миямото Мусаси

Сейчас почти нет героев и победителей, которые следуют своему предназначению и выбранному пути. Мужчины стали ловкими в поиске оправданий, почему у них не получилось следовать своему жизненному пути. Как поменять все это? Следуй советам самурая Миямото Мусаси. Это один самых известных фехтовальщиков в истории Японии, который сражался двумя мечами одновременно.

Миямото Мусаси родился в неизвестной деревне, а свой первый бой выиграл в 13 лет. Миямото Мусаси расправился со взрослым самураем Арима Кихэй, из школы воинских искусств Синто-рю, бросив его на землю. В 16 лет Миямото Мусаси победил прославленного бойца Акимэ Тадасимэ.

Сильные стороны характера

Миямото Мусаси был сторонник выпить, редко мылся и любил подраться на дуэлях. В своей жизни самурай Миямото Мусаси победил во множестве дуэлях, а также участвовал в 6 войнах.

что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть фото что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть картинку что значит у самурая нет цели только путь. Картинка про что значит у самурая нет цели только путь. Фото что значит у самурая нет цели только путь

Мусаси Миямото с двумя боккенами. Скан древнего японского свитка.

В 50 лет самурай Миямото Мусаси утихомирился и написал трактат «Книга пяти колец». Книга рассказывает о стратегии и философии военного ремесла, что даже сейчас сохраняет популярность.

За несколько дней до смерти Миямото Мусаси составил список советов или духовное завещание по названием «Единственный верный Путь». Вот тебе список самурая, дополненный его советами из книги. Советы самурая помогут найти свой жизненный путь и добиться своего.

что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть фото что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть картинку что значит у самурая нет цели только путь. Картинка про что значит у самурая нет цели только путь. Фото что значит у самурая нет цели только путь

Советы самураев

1. Не будь неуверен в себе.

2. Не ищи удовольствий и не поддавайся им.

4. Сохраняй беспристрастность.

5. Не храни неприязнь и ненависть к другим.

6. Поклоняйся своим богам, но не надейся на них.

7. В жизни имеют значения только победы или поражения. Все остальное ерунда.

8. Победи себя вчерашнего, а завтра ты сокрушишь врагов.

9. Не ведай страха смерти. Будь смелым и живи так, словно ты уже мертв.

10. Не привыкай к рамкам, чтобы не быть привязанным к правилам.

11. Смотри на вещи со всех сторон. Это позволит увидеть истину.

12. Путь к развитию лежит в непрерывном обучении.

Современный русский мужик

что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть фото что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть картинку что значит у самурая нет цели только путь. Картинка про что значит у самурая нет цели только путь. Фото что значит у самурая нет цели только путь

13. Ничему не отдавай предпочтения и не делай своей слабостью.

14. Познай каждое искусство, чтобы понять мир шире.

15. Плохое знание основ ведет к бедам.

16. Не владей ценными вещами, чтобы они не владели тобой.

17. Ты побеждаешь тогда, когда опережаешь врага.

18. Не думай нечестно и не плоди лжи.

19. Везде успевай, но не будь тороплив.

20. Оставайся гибким. Подвижность – это жизнь.

21. Ни о чем не сожалей, идя по своей тропе жизни.

22. Не зацикливайся на одном, а познавай мир со всех сторон.

23. Смотри на жизнь стратегически. Смотри на близкое издалека, а на далекое сблизи.

24. Не завидуй хорошему и не радуйся плохому у других.

25. Даже в старости не имей желания владеть или пользоваться чем-либо.

26. Ищи во всем то, что может помочь в дальнейшем пути.

27. Используй выгодные положения, ситуации и сильные стороны.

что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть фото что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть картинку что значит у самурая нет цели только путь. Картинка про что значит у самурая нет цели только путь. Фото что значит у самурая нет цели только путь

28. Не грусти и не предавайся пессимизму.

29. Открой глаза. Обращай внимание даже на мелочи.

30. Прекращай искать комфорта и удобства. Ты не этого ищешь.

31. Люди должны совершенствоваться всегда, а иначе они умирают даже еще живя.

32. Тренируй дух выжидания, а вместе с ним дух активного действия.

33. Не отходи от своего истинного пути развития.

34. В стратегии важно уметь смотреть в обе стороны.

35. В схватке и в обычной жизни должен быть целеустремлен, но спокоен.

36. Не поддавайся ложным верованиям и обманным ценностям.

37. Не ищи способы ублажать себя и потакать слабостям.

Источник

Что значит у самурая нет цели только путь

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Хагакурэ ( 葉隱 ( 葉隠 ) «Сокрытое в листве»), или Хагакурэ Кикигаки ( 葉隠聞書 «Записи о сокрытом в листве») — это трактат о бусидо — кодексе чести самурая: практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо (Дзётё Дзинъэмон Ямамото, 1659—1719).

что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть фото что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть картинку что значит у самурая нет цели только путь. Картинка про что значит у самурая нет цели только путь. Фото что значит у самурая нет цели только путь

Умирать не хочет никто. Вот мы и стараемся всеми возможными способами оправдать это своё нежелание. Но продолжать жить, не поразив цели, – малодушие. Это рискованный и малодостойный путь. Умереть, так и не поразив цели, действительно позор и признак фанатизма. Но в этом нет стыда. В этом сущность Пути самурая. Если каждое утро и каждый вечер должным образом направлять свою душу, ты сможешь жить так, словно тело твоё уже мертво, и тогда обретёшь свободу на Пути. Тогда вся жизнь твоя будет безупречной, и ты преуспеешь в своих чаяниях.

Когда настаёт время, рассуждать уже некогда. И если ты не продумал всё заранее, то скорее всего навлечёшь на себя позор. Читать умные книги и слушать мудрые речи – всё это нужно было делать прежде, дабы исполниться решимости.

Путь самурая состоит прежде всего в том, чтобы уяснить: никому не ведомо, что произойдёт в следующее мгновение, а значит, следует днём и ночью обдумывать каждое вероятное событие. Победа и поражение нередко зависят от изменчивых обстоятельств. Избежать позора не сложно . Нужно просто вовремя умереть .

Даже если поражение кажется неизбежным – всё равно добивайся цели. Для этого не требуется ни мудрости, ни техники. Истинный самурай вообще не думает, победит он или проиграет. Он отважно устремляется навстречу любой смерти, какой бы абсурдной она ни казалась. Поступи так и ты пробудишься от своих сновидений .

Умудрённые опытом самураи рассказывают, что если на поле боя кто-то решит превзойти выдающихся воинов и вознамерится денно и нощно сражаться с могущественным врагом, то его душа исполнится священной ярости, и он будет неутомим и проявит чудеса храбрости.

Люди полагают, будто смогут разобраться в сложных вопросах, принявшись за их углублённое изучение, но ничего хорошего из этого не выходит, поскольку мысли их сразу принимают ложное направление и начинают вращаться вокруг себялюбивых устремлений.

Сталкиваясь с трудностями, нужно смело и с радостью устремляться вперёд.

Долгие раздумья портят результат. Воину надлежит всё делать быстро.

Когда душа человека исполнена отваги, когда он чужд малейших сомнений, тогда в нужный момент он непременно сможет поступить правильно, а его решимость выразится в словах и поступках, соответствующих обстоятельствам.

В мире нет ничего неосуществимого, нужна лишь решимость. Наполни решимостью своё сердце – и одним словом сможешь перевернуть небо и землю. Но малодушному человеку не по силам сосредоточить все свои помыслы на чём-то одном, вот небо и земля и не покоряются ему.

То, что не сделано сразу же не сходя с места, так и останется несделанным до скончания века. Если ты вспоминаешь об этом слишком поздно, то останешься нерадивым на всю жизнь.

Нельзя назвать истинным самураем того, кто не умеет принимать решения быстро и не стремиться довершить начатое одним рывком.

На Пути самурая главное – не терять времени.

что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть фото что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть картинку что значит у самурая нет цели только путь. Картинка про что значит у самурая нет цели только путь. Фото что значит у самурая нет цели только путь

Источник

Что означает выражение: «У самурая нет цели только путь»? Откуда оно?

Что означает выражение: «У самурая нет цели только путь»? Откуда оно взялось?

что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть фото что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть картинку что значит у самурая нет цели только путь. Картинка про что значит у самурая нет цели только путь. Фото что значит у самурая нет цели только путь

Это выражение из российского кинофильма 2001 года который называется «Апрель».

Разговор одного бизнесмена со своим охранником в офисе:

что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть фото что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть картинку что значит у самурая нет цели только путь. Картинка про что значит у самурая нет цели только путь. Фото что значит у самурая нет цели только путь

А само выражение, насколько я понимаю, японское и происходит из Трактата Лао Цзы.

что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть фото что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть картинку что значит у самурая нет цели только путь. Картинка про что значит у самурая нет цели только путь. Фото что значит у самурая нет цели только путь

Даосов и их монастырей в Японии особо не было, чаще Синто, но общие элементы в восточной философии перекликаются во многих странах вполне себе по естественным причинам.

Дао вообще проявляет божественно обезличено, не персонифицировано, но присутствует всегда, изначален и имманентен. Так что самураю приходится лишь признать этот аспект с определенного момента.

что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть фото что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть картинку что значит у самурая нет цели только путь. Картинка про что значит у самурая нет цели только путь. Фото что значит у самурая нет цели только путь

Само по себе выражение старое, по сути даже древнее, так как исходит корнями ещё из трактата Лао Цзы, но в России популярным оно стало лишь в начале нулевых, после того, как вышел фильм под названием «Апрель» и так как раз эта фраза была произнесена и стала моментально крылатой, так называемым мемом.

что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть фото что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть картинку что значит у самурая нет цели только путь. Картинка про что значит у самурая нет цели только путь. Фото что значит у самурая нет цели только путь

Эту краткую характеристику судьбе самурая, дал в своем трактате древнекитайский философ Лао Цзы.

По сути, для самурая, сам путь и есть цель.

что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть фото что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть картинку что значит у самурая нет цели только путь. Картинка про что значит у самурая нет цели только путь. Фото что значит у самурая нет цели только путь

Данная фраза уходит своими корнями в давние времена, ведь она берёт своё начало из трактата Лао Цзы.

Но, свою нынешнюю популярность она обрела после выхода фильма «Апрель». Сейчас фраза стала мемом.

Фраза имеет глубокий смысл: каждый самурай имеет свой путь. По данному пути следует самурай всю свою жизнь и ничто его не остановит.

что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть фото что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть картинку что значит у самурая нет цели только путь. Картинка про что значит у самурая нет цели только путь. Фото что значит у самурая нет цели только путь

Вероятно, из Бусидо.

«. и путь этот стремление к смерти».

что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть фото что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть картинку что значит у самурая нет цели только путь. Картинка про что значит у самурая нет цели только путь. Фото что значит у самурая нет цели только путь

По радио сообщаили, что будет ураган, наводнение и т.д. Поэтмоу все жители начинают уезжать с этой местности. Соседи уезжают, собираются и спрашивают у Мойши: «А ты почему не собираешься?».

И сидит и молится: «Господи помоги, Господи, помоги. «

И вот начинается ураган, который разбивает окна в домах, начинается наводнение и т.д. тут едет последняя машина, и люди видят, что там в доме свеча горит. Подошли и кричат:

Дом затапливает. Мойша вылазет на кррышу и дальше молится. И тут плывёт последняя моторнная лодка:

Вода накрывает весь дом с крышей, Мойша держится за антену еле-еле и дальше молится. Пролетает последний самолёт, и ему сбрасывают лестницу, крича:

Источник

Новое в блогах

что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть фото что значит у самурая нет цели только путь. Смотреть картинку что значит у самурая нет цели только путь. Картинка про что значит у самурая нет цели только путь. Фото что значит у самурая нет цели только путь

Лучшие цитаты Кодекса Бусидо

Кодекс самурайской чести «Бусидо». стр. 1 из 11

Для того, чтобы понять, что есть кодекс чести «Бусидо», необходимо дать перевод составляющих слово иероглифов «Бу», «Си» и «До». Японцы приняли китайскую иероглифическую письменность, и разгадка лежит в древнем смысле этих знаков.

Будучи слитым воедино с восточной философией (буддизм, Дао – дзен, синтоизм, конфуцианство, труды непобедимого стратега Сунь Цзы), бусидо носило характер практического нравоучения. Самураи считали его методом совершенствования психической и телесной гигиены, нравственно-философским мироучением, призванным научить самурая «правильной жизни» в обществе. Бусидо совмещало в себе теорию бытия, изучение психики человека, решало вопросы, связанные с понятием сущности индивидуума, его роли в окружающем мире, смысла жизни, добра и зла, нравственных ценностей и нравственного идеала.

Воин, воспитанный в духе бусидо, должен четко сознавать свой моральный долг, должен сам оценивать свои действия и поступки, морально осуждать и наказывать себя в случае неправильных действий, нарушения своих обязанностей и долга («гири»).

Бусидо основывалось на силе убеждения, общественного мнения, примера, воспитания, традиций и силе нравственного авторитета отдельных лиц, отмеченных в истории Японии.

Итак, бусидо – это особая мораль, выработанная сословием воинов, входивших в господствующий класс Японии, которая представляла собой систему взглядов, норм и оценок, касавшихся поведения самураев, способов воспитания самурайской молодежи, создания и укрепления определенных нравственных качеств и отношений.

— вежливость, подразумевающая терпение, отсутствие зависти и зла;

— умение владеть собой и управлять своими чувствами, что было доведено у буси до совершенства. Душевное равновесие считалось идеалом бусидо.

— чувство чести, сознание собственного достоинства воспитывалось у самураев с детства.

— ложь для самурая была равносильна трусости. Слово самурая имело вес без всяких письменных обязательств, которые, по его мнению, унижали его достоинство.

— любовь к оружию и боевым искусствам, чувство ответственности. Беспорядочное употребление воинского мастерства считалось бесчестием. Свои умения предписывалось применять только в случае крайней необходимости, а в иных случаях обходится силой взгляда и слова. «Лучший поединок тот, который не состоялся, где победа досталась без боя» Сунь Цзы.

— самураи верили в свою божественную предопределенность, ставили свою волю в полную зависимость от воли богов;

— почитание умерших предков и поклонение душам убитых в бою воинов и военачальников, обожествленных героев и императоров»

— уважительное отношение к жене и детям;

— порицание сплетен и любых разговоров «за глаза». Другу и близкому человеку буси обязан указать на проступок, но сделать это намеком, чтобы не обидеть.

— настойчивое воспитание воли, внимание на самообладании и психической уравновешенности, хладнокровии.

— постоянная работа над собой, самообразование, умение выделить суть из любой проблемы и сосредоточится на ней. Невзирая ни на что идти к цели.

Развитие науки и связанной с ней военной техникой, металлургии и горного дела и т.п. расширило круг интересов буси. Одной воли к победе недостаточно, необходимы знания, основанные на книгах и логическое мышление. Догмы «дзен» менялись в соответствии с духом

Кодекс Бусидо начинается с изречений Ямомото Цунэтомо «Сокрытое в листве».

Автор этого «священного писания» для японских воинов был самураем, 10 лет прослужил властителю провинции, и после его смерти, стал буддийским священником.

Что означает это название? Даосы (дзен в Японии) почитают «Древо знаний». Ухаживают за ним, любуются красотой его резных листьев, слушают их шепот, не торопятся рвать плоды.

Это родоначальница западной культуры – Ева, сорвала плод с этого дерева, впервые к нему приблизившись, и съела сразу вместе с Адамом. И знания не пошли впрок человечеству.

Переводы А.Боченкова и В.Горбатько.

Ямомото Цунэтомо. «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»). 1716 г.

«Жизнь человека коротка, но имя его вечно».

«Я не знаю способа победить других, но лишь способ победить себя. В течение всей своей жизни каждый день продвигайся вперед, становясь более умелым, чем вчера, более умелым, чем сегодня. Этот Путь никогда не заканчивается».

«Самурай вызывает восхищение именно потому, что у него хорошие манеры. Трудно найти образец для подражания. Поэтому хорошо было бы создать такой образ и учиться на нем. Следует посмотреть на различных людей и взять у каждого человека только его лучшее качество. У одного – вежливость, у другого – храбрость, у третьего – правильную манеру ведения беседы, у четвертого – правильное поведение и манеры, у пятого – уравновешенность».

«Грубо обращаясь с людьми, ты уподобляешься лакеям».

«Щедрость – это сострадание. Того, кто согрешил, нужно жалеть еще больше. Все, что ты делаешь, нужно делать ради господина, родителей, всего человечества и потомков. В этом заключается великое сострадание. Настоящие мудрость и храбрость рождаются из сострадания.

Когда человек наказывает кого-то или стремиться к чему-нибудь, неся сострадание в своем сердце, то все, что он делает, будет правильным и обладающим безграничной силой».

«Своекорыстные деяния мелочны и недостойны и оборачиваются человеку во зло». «Когда наступает момент, нет времени для раздумий. И если ты не разузнал все заранее и не принял решение, чаще всего тебя ждет бесславие. Чтение книг и беседы с людьми нужны для того, чтобы заранее подготовится к возможному развитию событий».

«Известно, что рыба не будет жить в слишком прозрачной воде. Но если поверхность воды покрыта ряской или другими подобными растениями, то водоем будет изобиловать рыбой, которая может спрятаться в их тени. Так же и более низкие сословия будут жить в безмятежности, если на некоторые вещи смотреть сквозь пальцы и пропускать их мимо ушей»

«Для того, чтобы в стране царили мир и согласие, нужно управлять страной с позиций сострадания, ибо, когда человек думает о народе, как о своих детях, народ думает о нем, как о своем родителе.»

«О достоинствах и недостатках предков можно судить по поведению их потомков. Человек должен поступать таким образом, чтобы проявились хорошие качества его предка, но

не плохие. В этом заключается уважение к предкам.»

«Что важно, чтобы быть самураем : развивать свой ум, поощрять в себе человечность и укреплять храбрость. Чтобы развить ум, нужно всего лишь обмениваться мнениями с другими людьми. Чтобы проявлять человечность, нужно все делать ради других, ставить себя на их место и учитывать, в первую очередь, их интересы. Не делай близкому того, что не желаешь себе.

Мужество заключается в том, чтобы, сцепив зубы идти вперед, не обращая внимания на обстоятельства. Что же касается внешних аспектов, то стоит сказать о внешнем виде человека, о том, как он говорит, и как пишет. В основном их природу характеризует присутствие спокойной силы. Они совершенствуются постоянной практикой повседневной жизни.»

«Поистине, нет ничего, кроме единственной задачи текущего момента. Вся жизнь человека – это последовательность отдельных моментов, перетекающих друг в друга. Если человек полностью осознает текущий момент, больше ему ничего делать не нужно. Живи, сохраняя верность единственной цели момента. Когда человек хорошо понимает, что такое жить настоящим моментом, количество его дел сократится».

«Если человек считает, что есть разница, находится он в общественном месте или в собственной спальне, на поле сражения или на татами, то в нужный момент он не успеет внести поправки в соответствии с обстановкой. Главное же – всегда находится в состоянии постоянной готовности. Если люди не проявляют свою доблесть на татами, они не проявят ее и на поле боя». «Сначала выигрывай, сражайся потом».

«Алчность, гнев и глупость – это вещи, которые легко распознать. Если в мире случаются какие-то плохие события, то, если хорошо подумать, окажется, что в основе их

лежат те же три порока. Если же обратить внимание на хорошие события, то в них можно заметить присутствие мудрости, человечности и храбрости».

«Когда близкие друзья, соратники или люди, которые вам чем-то обязаны, поступили неправильно, следует наедине указать им на это и заступиться за них перед другими. Следует сделать так, чтобы о его плохой репутации забыли, и похвалить его, как непревзойденного соратника. Если вы отчитаете человека наедине, и он поймет, его недостаток исправится, и он станет хорошим. Если вы похвалите человека, сердца людей изменятся, и дурная слава исчезнет сама по себе. Важно подходить ко всем вопросам с позиций сострадания и поступать правильно… Человек, который ругает тебя прямо в глаза, не совершит подлости».

«Спрашивать, когда ты уже знаешь- это вежливость. Спрашивать, когда ты не знаешь – это правильно.

«Существуют правила воспитания мальчика в семье самурая. С самого младенчества следует поощрять в нем храбрость и остерегаться заведомо пугать или дразнить. Если в младые годы человек проявил трусость, это остается шрамом на всю жизнь. Кроме того, ребенок вырастет робким, если его строго бранят. Не следует допускать, чтобы у ребенка вырабатывались плохие привычки. К правильной речи и манерам приучай ребенка постепенно. Пусть он не знает жадности. В остальном, он вырастет хорошим человеком.

Если между родителями существуют плохие отношения, их ребенок не будет их почитать»

«Чтобы научить человека правильно выражать свои мысли, нужно попрактиковаться в домашней обстановке. Практикуясь в написании писем, прилагай старание, даже если письмо состоит из всего одной строки. Хорошо, если в письме чувствуется спокойная сила. Если человек пишет письмо, ему следует думать, что получатель повесит его на стену»..

«Если попадаешь в беду или оказываешься в трудной ситуации, недостаточно сказать, что ты совсем не волнуешься. Нужно бросаться навстречу трудным ситуациям храбро и с радостью. Помни о поговорке «Чем больше воды, тем выше корабль».

«Конфуций был мудрецом, потому, что с пятнадцати лет стремился стать ученым. Он был мудрецом вовсе не потому, что учился потом. «Сначала намерение, затем – просветление».

«Необходимо внимательно подбирать слова. Такие слова, как «я боюсь», или «как ужасно», или «как больно», нельзя произносить даже в шутку или под влиянием минутного порыва, или во сне»

«Древние говорили, что решение нужно принимать в промежуток, равный семи вдохам и выдохам. Если размышления длятся долго, они пойдут во вред».

«Хороший человек на дороге не валяется. Следует заботиться о нем и быть к нему щедрым. Если будешь делиться с теми, кто тебе подчинен, то сможешь удержать хороших людей».

«Если тебе нужно убедить в чем-то господина, но твое положение не позволяет тебе

сделать этого, то проявишь большую преданность, если найдешь того, который обладает таким

положением, чтобы он сказал об этом господину и сделал так, чтобы тот исправил свои ошибки. Чтобы быть в состоянии это сделать, нужно быть со всеми в хороших отношениях».

«Человек, у которого не достает мудрости, ругает свое время. Отсюда возникают беды.

Человек, который в разговоре проявляет сдержанность, будет полезен в хорошие времена и избежит наказания в плохие».

«Для самурая важно каждое слово, независимо от того, где он его произносит. По одному-единственному слову можно судить о его воинской доблести. В мирные времена слова

показывают храбрость человека. В смутные времена по одному слову можно распознать силу

или малодушие. Это единственное слово – цветок сердца. Это не просто пустой звук».

«Не существует ничего невозможного. Если человек проявит решимость, он сможет сдвинуть небо и землю по своему желанию. Но поскольку люди не решительны, они не могут отважиться на это. Чтобы легко сдвинуть небо и землю, нужно просто сконцентрироваться».

«Всегда стоит считать себя лучшим и постоянно укреплять в себе храбрость».

«Если человек делится с тобой своим мнением, следует воспринимать его с глубокой благодарностью, даже если оно ничего не стоит Лучше по-дружески выслушать чужое мнение и поделится своим. Если ты этого не сделаешь, то он больше не расскажет тебе никогда о вещах, которые видел и слышал».

«Лучше, когда человек еще в молодости столкнется с несправедливостью судьбы, ибо, если он не испытает на себе трудностей, его характер не устоится. От того, кто, сталкиваясь с трудностями, опускает руки, пользы не будет».

«Достоинство может проявляться во внешнем облике. О достоинстве говорит спокойное выражение лица. Достоинство проявляется в немногословности. Есть достоинство в безукоризненности манер. Достоинство может выражаться в движениях и жестах. Но все это отражение на поверхности того, что скрывается внутри. В основе всего этого лежит простота мышления и сила духа».

«Глубокое ощущение разницы между собой и другими, вражда и ссоры с другими людьми – все это рождается сердцем, в котором недостает сострадания. Если человеком движет сердце, полное сострадания, он не будет ссориться с другими людьми».

«Следует ежедневно погружаться в медитацию, готовя себя к неизбежной смерти. Каждый день, успокоив тело и разум, следует медитировать, представляя, что твое тело разрывают на части стрелы, ружейные пули, копья и мечи, уносят прочь вздымающиеся волны, поражает молния, что ты погибаешь в землетрясении, что ты падаешь со скал, умираешь от болезней или совершаешь сэппуку, когда умирает твой господин. И каждый день, независимо
от обстоятельств, следует считать себя мертвым». (комм. Высоцкого: Следование этому совету имеет большую магическую силу. Это кармический закон, обратный другому закону «не дели шкуру

неубитого медведя». Если образно представлять происходящие с тобой напасти (выбор медитирующего,

в зависимости от того, что ему может угрожать в реальной жизни), то они не произойдут. )

Такэда Сингэн (1521-1573).

«Твои крепости – это люди;

Твои стены – это люди;

Твой союзник – взаимопонимание;

Твой враг – неприязнь».

«Человек, который ведет себя грубо, не обладает ни разборчивостью и осмотрительностью, ни дальновидностью. Он говорит необдуманно, принимает за малодушие вежливость и немногословность человека разборчивого и дальновидного. Когда же приходит время сражения, то он впервые вспоминает о своей жене и детях, а когда пробьет его последний

час, то конец его, наверняка, будет жалким. Вот так грубость соседствует с трусостью.

Человек глубоко проницательный и дальновидный, продумает ситуацию от начала до конца, и каждый ее аспект будет считать очень важным. Он, прежде всего, подумает о жене и

детях, т.о. реально оценивая ситуацию. Человек разборчивый и осмотрительный отложит семь дел из десяти, и будет обсуждать оставшиеся. Разборчивые и осмотрительные люди редко допускают оплошности, однако, кого нет такого качества, а есть лишь сообразительность, наделают массу ошибок. Дальновидность есть основание разборчивости и осмотрительности».

«Встретив другого человека, лучше скажи ему лишь треть того, что знаешь, и не доверяйся ему полностью, и ты избежишь неприятностей. Хорошо владеющий собой человек не будет слишком откровенен в разговоре с другими людьми : если цветок распускается медленно, то он не начинает цвести сразу же, а как только придет весна. Иначе вчерашний друг сегодня станет врагом, а вчерашний цветок превратится в прах!

Если человек преуспеет в рассудительной разборчивости, то он преуспеет и в любом другом качестве – сообразительности, дальновидности, умении разбираться в людях – и тем самым обретет уважение окружающих».

«Человеку следует разделить сознание на три части: он должен избавиться от плохих мыслей, усвоить мысли хорошие и установить доверительные отношения с собственной мудростью.

Если сделать так, то у человека останется мало того, чего бы он мог стыдиться».

Послание учителя Гокуракудзи (1198 – 1261).

Если настроить свое сердце на бескорыстие и помогать миру и живущим в нем людям, то обретешь преданность людей, которые тебя видят и слышат.

«Ошибка внутри здравого смысла – это когда, кто-то уверенный в своей правоте, пытается навязать свое мнение, но не с ущербом для себя, а с потенциальной угрозой для жизни другого человека. Здравый смысл внутри ошибки – это когда человек находится на грани гибели, и кто-то приходит ему на помощь, не думая о тысячах возможных ошибок и отрицательных последствий».

«Поистине достойно сожаления, когда человек хорошо относится только к тому, кто представляет для него интерес, и плохо к тому, кто интерес для него не представляет. Даже собаки и звери радуются и виляют хвостом, когда к ним относятся хорошо, или же лают и убегают прочь от тех, кто относится к ним грубо. Ценность того, что ты родился человеком, заключается в том, что если ты добр к тем, кто относился к тебе плохо, то даже они могут изменить свое отношение. И даже, если они этого не сделают, ты обретешь любовь богов, и те, кто услышат о твоих деяниях, будут хвалить тебя».

«Быть расточительным – пошло, а торговаться, сбивая цену до предела – преступление, ибо лавочник живет торговлей».

«К людям низшим по званию и положению следует проявлять особую благожелательность. В своей безграничной благодарности они с особым тщанием будут выполнять твои приказы».

«Даже в шутку не следует говорить об оплошностях и недостатках других. Ибо, что тебе может показаться шуткой, других может смутить, а это – очень большая ошибка. Если уж и шутить, то о том, что смешно для всех. Во всем следует проявлять сдержанность и благожелательность.

Следует с осмотрительностью обсуждать хорошие качества людей и молчать об их плохих качествах. Человек. Не разбирающийся в этих делах, запросто может оскандалиться»

«Открытое сердце не знает алчности, а отсутствие алчности поможет в будущей жизни».

«Сначала – правила, которые следует продумать и прочувствовать своим сердцем и затем осуществлять своим телом».

«Не следует пренебрегать, даже шутя, советами родителей. И хотя никто из родителей не будет учить свое дитя дурному, редко попадаются дети, внимающие советам своих родителей. Какой горечью должно быть наполнено сердце опечаленного родителя, который видит, как его ребенок становится плохим. И каким счастьем должно быть наполнено сердце ликующего родителя, который видит, что его ребенок следует добрым советам. Это с уверенностью можно назвать почтительным отношением к родителям».

Сима Тикубасё (1350 – 1400)

«Родившись человеком, следует поклясться превзойти всех, помогая людям, отдавая себя ради других, и именно в этом находить радость до конца своих дней.»

«Когда человек обладает талантами в искусствах, то это свидетельствует о глубине его сердца и о способностях его клана. В этом мире ценится лишь репутация, и если человек хочет добиться известности в искусствах, то ему надо взяться за это со всей серьезностью, несмотря на недостаток умения. Если человек проявляет интерес к учебе, то пусть ему и не достает таланта – все равно проявленное им усердие вызовет уважение других людей… Очень редко что-нибудь делается безупречно хорошо, однако, проявляя упорство, можно сравниться в этом деле с другими, и уже это будет оценено по достоинству».

«Человек, обладающий умом и непреклонным сердцем, сможет подчинить себе других. Люди бывают разные, и если использовать пришедшегося тебе по душе человека не в соответствии с его способностями и умениями – то это может закончиться плохо и даже погубить чью-нибудь карьеру или жизнь»

«Человеческая природа заключается в том, что хорошему научиться трудно, а

привыкнуть к плохому легко, и поэтому люди постепенно уподобляются тем, кто их окружает».

Но, с другой стороны, и другим, и тебе будет плохо, если ты не отреагируешь, и будешь вести себя, как трехлетний ребенок, когда необходимо будет проявить злость, раздражение или высказать неодобрительное отношение к чему-либо или кому-либо, дабы не прослыть слишком сговорчивым или совсем глупым».

«Так уж устроен наш мир, что даже одно из наших десяти наших желаний не сбывается так, как мы бы того хотели. Тот же, кто будет проявлять настойчивость и усердие в делах, которые ему не по душе, получит предупреждение с небес. Если же мы все-таки будем

упорствовать, то желания в нашем сердце взметнуться одно за другим, словно пыль на ветру, и дела наши постигнет та же участь. Необходимо изо всех сил стараться забыть об этих устремлениях, ибо тот, кто таит в своем сердце злобу – человек безнадежно порочный».

«Не следует стремиться избежать предстоящей битвы из-за ее огромной важности. Однако не следует настаивать на сражении, которого можно избежать из-за его второстепенности»

Правила Ходзё Нагаудзи (1432-1519).

«…Негоже стремиться к тому, чтобы твой меч и твоя одежда были не хуже, чем у других людей. Надо просто стараться не выглядеть некрасиво. Если будешь занимать деньги и гоняться за вещами, которых у тебя нет, накапливая при этом долги, тебя будут презирать…»

«Как только у тебя появляется хоть немного свободного времени, бери книгу и приступай к чтению в таком месте, где тебя никто не увидит».

«Не надо лгать, с кем бы ты ни говорил, и как мало ни было бы сказано. Следует быть правдивым даже в мелочах. Если будешь лгать, то это станет привычкой, и в конце концов от тебя отвернуться другие. Знай, что если кто-то сомневается в твоей честности, то это может стать позором на всю жизнь».

Такэда Нобусигэ (1525-1561)

К Учению нельзя относиться беспечно. «Учение без размышлений – тьма. Размышления без Учения – опасны».

Не жалуйся и не сплетничай. Не подхалимничай из-за того, что ты беден, и не будь заносчив из-за того, что ты богат.

Нельзя пренебрегать порицанием в свой адрес. «Хорошее лекарство неприятно на вкус, но лечит болезнь». Неприятные слова неприятны для уха, но помогают изменить поведение». «Если подправлять дерево, то оно вырастет прямым. Если господин прислушивается к упрекам, то он станет мудрецом».

«Если закон слишком строг, то его не будут соблюдать; если запретов слишком много, то за их выполнением нельзя будет уследить». Если объявляешь о наградах, их следует вручить немедленно.

Курода Нагамасу (Симеон) 1568-1623 г.г.

«Если кто-то понимает «властность» как стремление всех запугивать и ведет себя высокомерно даже со старейшинами клана, ругается по мелочам непотребными словами и слышать не хочет предостережений других людей, упорствует в собственных ошибках и навязывает свое мнение, то даже старейшины побояться высказать ему свое порицание, и он пойдет на поводу у своих собственных действий, а это – путь разрушения. Воины будут бояться своего господина и будут думать не о преданности, а лишь о собственной выгоде и не будут проявлять служебного рвения. Если из-за своего высокомерия хозяин будет пренебрежительно относится к людям, то даже простые люди покинут его.

Истинная властность – умение вести себя с соблюдением этикета и различать добро и зло, правых и виноватых, правильно определять меру поощрения и наказания».

«Поощряйте ваших подчиненных и внимательно прислушивайтесь к их словам. Хорошо известно, что золото скрыто под землей».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *