что значит условия реализации проекта
Этапы оценки проекта: понятия, методы и полезные инструменты
Оценка помогает команде определить вектор развития проекта и вовремя его скорректировать. Однако для многих менеджеров оценка — сложный и пугающий процесс, из-за чего она часто упрощается или игнорируется вовсе.
Вместе с Андреем Кокшаровым, продюсером направления «Высшее образование» в Нетологии, разобрались, зачем проводить оценку проекта, из каких этапов она состоит и какие инструменты помогут в этом.
Статья будет полезна участникам проектных команд и начинающим предпринимателям.
Продюсер направления «Высшее образование» в Нетологии
Проект — это временное предприятие, которое направлено на создание уникального продукта или услуги. Проекты могут иметь различные формы и реализовываться в любой сфере и отрасли. Например, проектами можно считать:
Также к проектам относят стартапы — молодые компании без опыта операционной или проектной деятельности, работающие над идеей с высокой долей риска и неопределённости.
Любой проект начинается с идеи, а заканчивается, когда:
Оценка проекта как раз помогает избежать рисков не уложиться в бюджет или сроки проекта, потерять в качестве продукта или разработать фичи, которые никому не нужны.
Расскажу, зачем командам проводить оценку проекта и какие методы при этом используют.
Что такое оценка проекта и зачем её проводят
Оценка проекта — это способ выяснить, насколько вероятно выполнить задачу в нужные сроки, качественно и в пределах бюджета.
Оценка позволяет понять реальный статус проекта.
Она не призвана наказать отстающих, иначе участники будут приукрашать результаты или прятать неудобные данные и оценка станет необъективной и бесполезной.
Получить реальные данные для принятия решений возможно только, если оценка будет достоверной и актуальной. Чтобы в процессе оценки не возникало искажений, руководителю важно позволить участникам проектных команд высказывать опасения и предположения по ходу проекта.
Например, в некоторых компаниях используют анонимные ящики, которые устанавливают в общедоступных местах, чтобы любой участник команды мог положить туда записанные на листке бумаги сомнения и опасения. С определённой периодичностью менеджер проекта проверяет ящик и узнаёт о проблеме, о которой по какой-то причине подчинённые не говорят лично.
Оценку проекта можно разделить на оценку идеи проекта и оценку самого проекта. Данные блоки в свою очередь состоят из процессов, связанных с оценкой бюджета, сроков, качества и прочих компонентов в зависимости от уровня сложности проекта.
Оценка идеи проекта происходит на этапе, когда формируется бизнес-план и создаётся концепт продукта. Она позволяет руководителю обосновать решение о запуске проекта и его необходимости для бизнеса. В оценке идеи обычно участвуют аналитик, команда маркетинга, менеджер будущего проекта. По её результатам принимают решение об инициации проекта, подписывают устав проекта и набирают команду.
Оценка же самого проекта может происходить на всех этапах, начиная от планирования до этапа завершения. Её задача — скорректировать ход проекта. После проведения оценки проекта обычно вносят изменения в документацию, может измениться состав команды или перечень фичей продукта, либо вовсе решают закрыть проект. Если команда решила продолжать, то после этого оценивают потребности в дополнительных ресурсах.
Менеджер определяет, что важно рассмотреть в ходе оценки проекта. Он же решает, какие процессы нужно оценить и формирует список критериев для оценки каждого из них. В крупных компаниях — особенно тех, которые работают на зарубежном рынке, — инициирует оценку обычно отдельный специалист или команда специалистов отдела контроллинга, которые следят за ходом проекта. В перечень могут входить, например, такие процессы, как:
Состав оцениваемых процессов определяет менеджер на этапе инициации проекта. Чаще всего это называется процессом адаптации системы управления проектом к новому проекту — важно настроить его под среду и процессы внутри компании. Во время адаптации менеджер проекта тесно взаимодействует с командой проекта, с владельцем продукта и ключевыми стейкхолдерами. Адаптация помогает определить контролируемые точки в проекте, грамотно распределить ресурсы и разработать базовый план проекта.
Процесс адаптации — важный этап в работе над любым проектом, так как из-за уникальности разрабатываемого продукта каждый новый проект требует свой набор инструментов, компонентов и контрольных точек.
Менеджер проекта разрабатывает план управления выгодами проекта. И в процессе адаптации ему необходимо синхронизировать между собой основные бизнес-документы проекта — понять, нет ли расхождения между ними и бизнес-кейсом, который изначально представлялся руководству.
К основным бизнес-документам относят:
Прежде чем сформулировать бизнес-кейс, нужно провести оценку потребностей рынка. В неё будет входить первичная оценка бизнес-идеи, оценка бизнес-задач, потенциальных проблем и возможностей проекта.
Описание условий реализации проекта
Понятийный аппарат
Проект– это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социо-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:
— Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;
— Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;
— Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.
Общие требования к оформлению и содержанию педагогического проекта
Структура и оформление проекта представляется в логике оценочных критериев и показателей (Приложение 1):
1. Титульный лист:
· полное название образовательного учреждения-заявителя;
· база выполнения проекта (ОУ, параллель классов, класс, группа учащихся; количество человек);
· фамилия, имя, отчество, должность автора (авторов) проекта;
· фамилия, имя, отчество, должность руководителя проекта.
2. Структура проекта:
· постановка проблемы с указанием причин;
· актуальность проекта (затруднения, противоречия в практике, из которых вытекает необходимость разработки и реализации проекта по данной теме);
· степень разработанности проблемы (ссылки);
· объект проектной деятельности (границы исследования и изменения практики);
· предмет проектной деятельности (часть объекта, раскрываемая при реализации проекта);
· цель проекта (ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях в педагогах / учащихся, появившихся благодаря реализации проекта);
· задачи проекта (действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели);
· гипотеза (логическое предложение относительно способа реализации идеи и замысла проекта).
· ресурсы (материально-технические, кадровые, информационные, нормативно – правовые, финансовые и т.д.)
· последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию;
· поэтапный план реализации проекта:
Первый этап (2009-2010 учебный год) – поисковый | ||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный (ФИО, должность) |
· конечный продукт проекта (ожидаемый результат, представляемый в форме: методических рекомендаций, разработок уроков, планов, авторских программ и т.д.);
· критерии оценки эффективности реализации проекта (признаки, на основании которых производится оценка эффективности реализации проекта), диагностический инструментарий (средства оценивания результатов реализации проекта);
· прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий;
· список использованной литературы и других источников (точное библиографическое описание).
Объем обязательной части педагогического проекта не должен превышать 10 страниц, объем приложений из примеров, раскрывающих особенности реальной практики учителя также не должен превышать 10 страниц. Взаимосвязь примеров с основным текстом обеспечивается наличием обязательных ссылок.
Оформление аттестационных материалов предполагает печатный вариант (формат листа А-4, шрифт 14, интервал 1). Работа должна быть аккуратно оформлена, страницы пронумерованы и скреплены.
Работа должна исключать орфографические и стилистические ошибки.
Любой заимствованный текст должен быть соотнесен со ссылкой с первоисточником. Недопустимо цитирование методических пособий, статей без преломления через собственный опыт. Наличие иллюстраций (графики, диаграммы, гистограммы, фотографии, схемы, карты и др.) способствует облегчению восприятия результатов педагогического труда и их более объективной экспертизе.
Необходимый и достаточный объем документации регламентируется целями и задачами проекта.
Требования к смысловому содержанию основополагающей части проекта (проблема–цель–задачи–результаты)
Педагогический проект предполагает осознание проблематики, выявленной в ходе реальной деятельности, постановку профессиональной цели, предложение инновационных средств решения этой проблемы.
В проекте четко должна быть сформулирована проблема, выявленная в практической деятельности аттестуемого. Необходимо соотнести проблему с возможностями ее решения:
– соответствие психологических и физиологических особенностей обучающихся;
– наличие ресурсов (кадровых, материально-технических, методических) для решения проблемы.
При формулировании проблемы необходимо учитывать, что обязательным условием является востребованность решения заявленной проблемы для учеников, ОУ, муниципалитета, региона.
В случае решения комплексной проблемы (интегрированной, межпредметной) должна быть определена степень ответственности аттестуемого за решение поставленной проблемы в рамках преподаваемой дисциплины и внеурочной деятельности, организуемой учителем.
Актуальность решения проблемы должна определяться как с точки зрения успешной социализации обучаемых, так и реализации конкретных задач изучения школьного предмета, специфики ОУ, образовательных возможностей и потребностей детей.
Стратегическая цель профессионального проекта должна соответствовать заявленной проблеме и не выходить за содержание предполагаемого результата решения проблемы.
Задачи профессионального проекта, обеспечивающие достижение его целей, должны конкретизировать пути достижения прогнозированного результата, детализировать цель на уровне измеряемых результатов, отражать авторскую позицию как на уровне проектирования учебного содержания, так и на уровне организации деятельности обучаемых.
В проекте необходимо обосновать выбор системы задач для реализации заявленной цели в аспекте их количества и смыслового содержания. Заявленные цель и задачи должны обязательно коррелировать с проблемой, решаемой в рамках профессионального проекта.
Задачи не должны дублировать общие задачи школьного курса, заявленные в государственных образовательных стандартах, примерных программах и др.
Целеполагание должно быть сформулировано диагностично, то есть подтверждаться реальными результатами деятельности.
Рекомендации по описанию реализованного профессионального педагогического проекта (условия–процесс–результаты)
В описании педагогического проекта необходимо отразить три основных аспекта:
1) условия реализации проекта;
2) процесс реализации проекта (анализ процесса обучения и осознание проблем, требующих решения; постановка цели проекта; определение задач проекта с учетом конкретных условий; выбор (разработка) средств и методов решения задач, планирование работы и ее осуществление; получение результатов реализации проекта);
3) качественный и количественный анализ результатов реализации проекта.
Приложение 1
Понятийный аппарат
Проект– это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социо-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:
— Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;
— Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;
— Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.
Общие требования к оформлению и содержанию педагогического проекта
Структура и оформление проекта представляется в логике оценочных критериев и показателей (Приложение 1):
1. Титульный лист:
· полное название образовательного учреждения-заявителя;
· база выполнения проекта (ОУ, параллель классов, класс, группа учащихся; количество человек);
· фамилия, имя, отчество, должность автора (авторов) проекта;
· фамилия, имя, отчество, должность руководителя проекта.
2. Структура проекта:
· постановка проблемы с указанием причин;
· актуальность проекта (затруднения, противоречия в практике, из которых вытекает необходимость разработки и реализации проекта по данной теме);
· степень разработанности проблемы (ссылки);
· объект проектной деятельности (границы исследования и изменения практики);
· предмет проектной деятельности (часть объекта, раскрываемая при реализации проекта);
· цель проекта (ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях в педагогах / учащихся, появившихся благодаря реализации проекта);
· задачи проекта (действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели);
· гипотеза (логическое предложение относительно способа реализации идеи и замысла проекта).
· ресурсы (материально-технические, кадровые, информационные, нормативно – правовые, финансовые и т.д.)
· последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию;
· поэтапный план реализации проекта:
Первый этап (2009-2010 учебный год) – поисковый | ||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный (ФИО, должность) |
· конечный продукт проекта (ожидаемый результат, представляемый в форме: методических рекомендаций, разработок уроков, планов, авторских программ и т.д.);
· критерии оценки эффективности реализации проекта (признаки, на основании которых производится оценка эффективности реализации проекта), диагностический инструментарий (средства оценивания результатов реализации проекта);
· прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий;
· список использованной литературы и других источников (точное библиографическое описание).
Объем обязательной части педагогического проекта не должен превышать 10 страниц, объем приложений из примеров, раскрывающих особенности реальной практики учителя также не должен превышать 10 страниц. Взаимосвязь примеров с основным текстом обеспечивается наличием обязательных ссылок.
Оформление аттестационных материалов предполагает печатный вариант (формат листа А-4, шрифт 14, интервал 1). Работа должна быть аккуратно оформлена, страницы пронумерованы и скреплены.
Работа должна исключать орфографические и стилистические ошибки.
Любой заимствованный текст должен быть соотнесен со ссылкой с первоисточником. Недопустимо цитирование методических пособий, статей без преломления через собственный опыт. Наличие иллюстраций (графики, диаграммы, гистограммы, фотографии, схемы, карты и др.) способствует облегчению восприятия результатов педагогического труда и их более объективной экспертизе.
Необходимый и достаточный объем документации регламентируется целями и задачами проекта.
Требования к смысловому содержанию основополагающей части проекта (проблема–цель–задачи–результаты)
Педагогический проект предполагает осознание проблематики, выявленной в ходе реальной деятельности, постановку профессиональной цели, предложение инновационных средств решения этой проблемы.
В проекте четко должна быть сформулирована проблема, выявленная в практической деятельности аттестуемого. Необходимо соотнести проблему с возможностями ее решения:
– соответствие психологических и физиологических особенностей обучающихся;
– наличие ресурсов (кадровых, материально-технических, методических) для решения проблемы.
При формулировании проблемы необходимо учитывать, что обязательным условием является востребованность решения заявленной проблемы для учеников, ОУ, муниципалитета, региона.
В случае решения комплексной проблемы (интегрированной, межпредметной) должна быть определена степень ответственности аттестуемого за решение поставленной проблемы в рамках преподаваемой дисциплины и внеурочной деятельности, организуемой учителем.
Актуальность решения проблемы должна определяться как с точки зрения успешной социализации обучаемых, так и реализации конкретных задач изучения школьного предмета, специфики ОУ, образовательных возможностей и потребностей детей.
Стратегическая цель профессионального проекта должна соответствовать заявленной проблеме и не выходить за содержание предполагаемого результата решения проблемы.
Задачи профессионального проекта, обеспечивающие достижение его целей, должны конкретизировать пути достижения прогнозированного результата, детализировать цель на уровне измеряемых результатов, отражать авторскую позицию как на уровне проектирования учебного содержания, так и на уровне организации деятельности обучаемых.
В проекте необходимо обосновать выбор системы задач для реализации заявленной цели в аспекте их количества и смыслового содержания. Заявленные цель и задачи должны обязательно коррелировать с проблемой, решаемой в рамках профессионального проекта.
Задачи не должны дублировать общие задачи школьного курса, заявленные в государственных образовательных стандартах, примерных программах и др.
Целеполагание должно быть сформулировано диагностично, то есть подтверждаться реальными результатами деятельности.
Рекомендации по описанию реализованного профессионального педагогического проекта (условия–процесс–результаты)
В описании педагогического проекта необходимо отразить три основных аспекта:
1) условия реализации проекта;
2) процесс реализации проекта (анализ процесса обучения и осознание проблем, требующих решения; постановка цели проекта; определение задач проекта с учетом конкретных условий; выбор (разработка) средств и методов решения задач, планирование работы и ее осуществление; получение результатов реализации проекта);
3) качественный и количественный анализ результатов реализации проекта.
Описание условий реализации проекта
При описании условий реализации проекта следует уделить внимание характеристике образовательной программы, качеству ресурсного обеспечения процесса обучения, уровню квалификации педагога.
1) Характеристика образовательной программы, реализуемой ОУ, программ учебных курсов.
Педагогу необходимо проанализировать соответствие программ требованиям Государственного образовательного стандарта; обоснованность выбора учебно-методических комплексов базовых курсов, путей их эффективного использования с учетом специфики образовательной программы ОУ. Если педагогом созданы программы внеурочной деятельности, кружков, факультативов, элективных курсов и др., важно пояснить заложенный в них педагогический потенциал, определить их место в образовательной программе ОУ, раскрыть связь с программами базовых курсов.
Создание условий для реализации образовательного проекта
Создание условий для реализации образовательного проекта
Важным условием реализации проекта является наличие необходимых условий, обеспечивающих эффективность проекта.
Организационные условия для реализации проекта
Создание организационных условий позволит выработать алгоритм действий по организации взаимодействия гимназии с другими образовательными учреждениями
Из числа педагогов, создано шесть проблемно-творческих которые разрабатывают тактику и стратегию проекта по взаимодействию с другими учреждениями.
Руководитель проблемно-творческой группы по связям с другими ОУ
Взаимосвязь с учреждением
Региональная конференция «Первые шаги в науку»
Издательский дом «Первое сентября»
Проект «Школа цифрового века»
Ассоциация языкового образования и международного сотрудничества ALEIC,
«Учебно-экзаменационный лингвистический центр» г. Томск
штата Индиана, Блюмингтон, США
Проект «Культурное погружение
игра «Момент истины»
Группы работают по нескольким направлениям:
- инвентаризация имеющихся ресурсов, анкетирование обучающихся, сбор информации о потребностях родителей и учеников, разработка нормативных документов по реализации проекта.
Кроме того, производится:
o анализ потребностей, вызванных создание данного проекта;
o изучение документации по модернизации образования,
o составление сметы-заявки на приобретение оборудования и материалов для обеспечения мероприятий реализуемых в рамках проекта;
o разработка стратегии по изменению образовательного процесса и стратегического план реализации проекта;
o информирование коллектива гимназии (педагоги, учащиеся, родители) о результатах реализации проекта;
o разработка пакета методик для отслеживания эффективности реализации проекта.
Кадровое обеспечение реализации проекта
Мероприятия для обеспечения условий:
· осуществить подбор педагогов для участия в проекте;
· определить практическую и мотивационную готовность педагогов к реализации проекта;
· определить и утвердить способы стимуляции учителей, участников проекта.
При подборе кадров важно то, чтобы педагог мог проявлять такие качества как креативность, интеллект, эвристичность, быть помощником ученику.
Готовность педагога к реализации инновации, также явилось критерием подбора кадров. Повышение уровня квалификации отобранного состава педагогов предполагается направить в русло на освоение особых интенсивных технологий в в области исследовательской, проектной деятельности, дистанционного обучения, деятельностного подхода.
Научно-методическое обеспечение реализации проекта
Особое значение приобретает все: содержание деятельности методического объединения учителей, участвующих в реализации проекта, периодичность заседаний методического совета и его тематика, организация и контроль деятельности. Главным становится перспективное планирование, прогнозирование процесса развития и его результата.
Нацеленная на достижение запланированного результата работа по научно-методическому обеспечению была поэтапно выстроена.
Изначально был разработан и прописан проект, который объединил цели и задачи, направленные на решение предварительно выявленных проблем, на достижение поставленных результатов, на стратегические изменения в образовательном процессе гимназии. Важную роль при этом на себя взял научно-методический совет гимназии. Он координировал работу педагогов, методических объединений, проблемных творческих групп.
По ходу реализации проекта все педагоги обеспечивались материалами, необходимыми в его деятельности: методической литературой. Фонд медиотеки постоянно пополнялся и обновлялся. Выявить творческий потенциал учителя, изучить и распространить его опыт так же являлось важным этапом научно-методической службы гимназии..
Финансово-экономический ресурс для реализации проекта
Основной бюджет гимназии формируется из финансовых поступлений администрации г. Томска и региональной субвенции Томской области. Весомую часть бюджета составляют дополнительные источники финансирования: пожертвования от юридических лиц, доходы от деятельности по оказанию платных дополнительных образовательных услуг. При таких финансовых условиях имеется полная возможность финансового сопровождения профильного обучения в гимназии. Кроме того, в течение ряда лет деятельность педагогов в гимназии поддерживается Попечительским Советом гимназии.
Организаторы проекта ежегодно обращаются с ходатайством в Попечительский Совет о предоставлении возможности материального поощрения педагогов, чья деятельность направлена на внедрение инноваций, на развитие гимназии, в частности за деятельность, обеспечивающую взаимосвязь с другими учреждениями. В Положении о распределении стимулирующего фонда оплаты труда работников гимназии предусмотрено дополнительное материальное поощрение за данный вид деятельности.
Позитивная картина наблюдается по долевому расходованию средств гимназии: увеличиваются затраты средств на приобретение основных средств, материальных ресурсов: