что значит утешение истинное и утешение ложное

Утешение Божие – это дар силы к жизни

Проповедь митрополита Псковского Тихона в празднование перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в храме Николая Чудотворца со Усохи

что значит утешение истинное и утешение ложное. Смотреть фото что значит утешение истинное и утешение ложное. Смотреть картинку что значит утешение истинное и утешение ложное. Картинка про что значит утешение истинное и утешение ложное. Фото что значит утешение истинное и утешение ложное

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Как же мало мы знаем о наших храмах! Я впервые совершаю здесь Божественную литургию, и отчетливо осознаю, что этот храм гениально создан! Какая акустика! Никаких микрофонов, никаких усилителей здесь не нужно. А какая красота, какая гармония! А какое имя этого храма – Никола со Усохи!

Скажу честно: никогда в жизни я не служил в храме столь поразительно созданном с инженерной точки зрения, с такой удивительной акустикой. Для этого надо было пригласить наш архиерейский хор, чтобы по-настоящему почувствовать, как могли молиться наши предки во Пскове. Хочу поблагодарить прихожан Троицкого собора, этого храма и других храмов, которые благоукрашали соборный храм для архиерейского богослужения.

Святитель Николай – любимый святой : правило веры, образ кротости на все времена. «Бог гордым противится, а кротким и смиренным даёт благодать» (1 Пет.5:5). Почему его молитва так слышна и исполняема Богом? Потому что « на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис.66:2). Именно таким был и остаётся святитель Николай – помощник и покровитель каждого из нас.

В Евангелии сегодня мы слышали бессмертные слова Нагорной проповеди. Это слова утешения и обетования Бога каждому из верующих в Него. Что такое утешение и обетование?

Вот, перед амвоном сейчас стоят дети, им предстоит неведомая пока жизнь – открытие мира, познание добра и зла, освоение множества навыков, учеба, радости, скорби, которые будут формировать их душу, волю, мудрость и опыт. И они ещё не знают, что для того, чтобы стать настоящим человеком, им надо пройти через испытания, трудности, обиды, радости и скорби.

Кода у них произойдет нечто горькое, тяжкое, с их детской точки зрения, родители скажут им,: не плачь; ты ещё утешишься. Будь кротким и незлобливым и за это воздастся тебе наследием мудрости и познания духовно мира. Будь милостив, чист, не отвечай злом на зло, твори мир среди людей вокруг себя и Господь увидит чистоту и красоту твоей души, ты будешь помилован и сам обретешь мир души, дороже которого ничего нет на свете, ты будешь извещен, что Бог видит в тебе Своего Сына.

Тебя оскорбляют за правду; тебя гонят за веру. Будь непоколебим, и радостен: и в этой жизни, и в жизни будущей тебе будет дано ясное и непоколебимое познание Промысла Божиего, того, что на самом деле все в этом мире не случайно, все ведет к Высшему Благу!

То же самое Господь говорит в Нагорной проповеди Своим детям: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:3) Он, как Отец, уготовавший все самое лучшее для своих детей, знает это.

Всему этому учил святой Николай, учил словом, делом и молитвой. В этом обучении Христовой вере своею молитвой святитель Николай занимает особое место в Церкви. Недаром в акафисте ему поется: «Радуйся, по Бозе и Богородице, все наше упование». Вселенская Церковь называет его упованием, нашей надеждой – следующим после Бога и Пресвятой Богородицы.

Источник

30. Когда и как чувством ума различаются истинные утешения от ложных

30. Когда и как чувством ума различаются истинные утешения от ложных

Чувство ума есть вкус его, верно различающий духовные вещи. Как телесным нашим чувством вкуса в здравом состоянии непогрешительно различая хорошее от нехорошего, приятного желаем (от неприятного же отвращаемся): так и ум наш, когда начинает действовать в добром настроении и в полном беспопечении о преходящем, может богато ощущать божественное утешение и нимало не быть увлекаемым ничем противным тому. Ибо как тело, земных вкушая сластей, приобретает опытность в чувстве сем безошибочную: так и ум, когда поднимается выше плотского мудревания, может нелестно вкушать и различать утешение Святого Духа, как говорится: вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33, 9), и имея память о сем вкушении по действу любви незабвенною, непогрешительно различать лучшее, по слову св. Апостола: и о сем молюся, да любовь ваша паче и паче избыточествует в разуме, и во всяком чувстве, во еже искушати вам лучшая (Флп. 1, 9).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Какая разница между страстью и чувством?

Какая разница между страстью и чувством? иеромонах Иов (Гумеров)Чувства являются естественными свойствами человека. С помощью них человек воспринимает собственные внутренние состояния и внешние воздействия. Они составляют психофизическую основу всей душевной и

Работа с чувством страха

Работа с чувством страха Александр Берзин, Март 2002

Методы работы с чувством страха в экстремальных ситуациях

Методы работы с чувством страха в экстремальных ситуациях В тибетском буддизме Тара, женский образ будды, воплощает собой аспект будды, защищающий нас от страха. В действительности же, Тара представляет собой энергетические ветры тела и дыхания. Когда эти энергетические

32 КАК БОРОТЬСЯ С ЗАВИСТЬЮ, ПОСТОЯННЫМ ЧУВСТВОМ ЖАЛОСТИ К САМОМУ СЕБЕ И РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ

32 КАК БОРОТЬСЯ С ЗАВИСТЬЮ, ПОСТОЯННЫМ ЧУВСТВОМ ЖАЛОСТИ К САМОМУ СЕБЕ И РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ЗавистьДжоана была очень завистлива. Она завидовала всем подряд: сестре, матери, друзьям и подругам. Зависть — грех, и Джоана, как христианка, прекрасно это знала. Она страстно

Терзаемый чувством вины

Терзаемый чувством вины Возвращаясь домой после отпуска из Пуэрто Рико, мы с женой сидели в самолёте рядом с человеком, который явно нуждался в разговоре. Узнав, что я пастор, он рассказал мне об ужасном бремени вины, которое он носит. Военный моряк, он отслужил два срока во

Подобие четвертое Как летом свежие деревья отличаются от засохших плодами и зелеными листьями, так и в будущем веке праведные от нечестивых различаются блаженством

Подобие четвертое Как летом свежие деревья отличаются от засохших плодами и зелеными листьями, так и в будущем веке праведные от нечестивых различаются блаженством Снова показал мне пастырь многие деревья, из которых одни расцвели, а другие были иссохшие.– Видишь ли

Истинные братья

Истинные братья — И истинные ваши братья есть все те, кто выполняет волю вашего Отца Небесного и вашей Матери Земной, а не ваши кровные братья. Истинно говорю вам, что ваши истинные братья в воле Отца Небесного и Матери Земной будут любить вас в тысячу раз сильнее, чем

Глава 11 Ближние по плоти, истинные враги и истинные друзья христианина

Глава 11 Ближние по плоти, истинные враги и истинные друзья христианина Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь. Мф. 12, 50 Почитай отца и мать. Мф. 15, 4 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже

23. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

23. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Однако скоро наступит время, когда и иудейство потеряет свое право считаться единой истинной религией, к которой должны обращаться

Глава XIII. О ложных пророках и пророчицах. 1-7. Обличение ложных пророков. 8-16. Их кара. 17-19. Обличение пророчиц. 20-23. Их кара

Глава XIII. О ложных пророках и пророчицах. 1-7. Обличение ложных пророков. 8-16. Их кара. 17-19. Обличение пророчиц. 20-23. Их кара 2 «Пророчество на пророков» — звучит сильно. — «Израилевых». Единомышленников Иезекииля так мало между пророками, что он может противопоставлять себя

23. Когда душа не может чувством сердца или вкусом ощущать вони благ Небесных, хотя бы и сильно того желала

23. Когда душа не может чувством сердца или вкусом ощущать вони благ Небесных, хотя бы и сильно того желала Никто не может искренно любить или веровать иначе, как если он не имеет себя самого осудителем себя. Ибо когда совесть наша тревожима бывает своими обличениями, тогда

71. Как подобает боголюбивой душе управлять чувством правды

71. Как подобает боголюбивой душе управлять чувством правды Само слово ведения научает нас, что вначале на боголюбивую душу (вступившую на путь богоугождения) многие толпою нападают страсти, особенно же гнев и ненависть. Подвергается же она сему не столько по действию

Дарование утешения

Дарование утешения Подобно тому как весеннее солнце разгоняет туман и согревает землю, Старец Паисий Благодатью утешения отгонял от людей огорчения и скорбь и утешал каждую измученную душу, которая к нему приближалась.Многие люди обращались к нему, главным образом, за

23. Какая разница между страстью и чувством? Страсть греховна. А чувство?

23. Какая разница между страстью и чувством? Страсть греховна. А чувство? Вопрос: Какая разница между страстью и чувством? Страсть греховна. А чувство?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Чувства являются естественными свойствами человека. С помощью них человек воспринимает

Источник

Дух Святой дает утешение, радость, Свое водительство, только если мы не отвергаем его как Духа Истины.

что значит утешение истинное и утешение ложное. Смотреть фото что значит утешение истинное и утешение ложное. Смотреть картинку что значит утешение истинное и утешение ложное. Картинка про что значит утешение истинное и утешение ложное. Фото что значит утешение истинное и утешение ложноеИстина-повеление и истина-обетование

Артур Кац и Пол Фольк.

Когда Бог требует чего-то от нас, то обеспечивает нас средствами достижения. Это Божий принцип. Каждая заповедь в то же время является обетованием.

«Возлюби». Это самое главное требование и весь закон. Когда прочувствуешь его полноту, то сердце сжимается от отчаянья: сможешь ли ты когда-нибудь исполнить эту заповедь? Но в Новом Завете то же самое повеление преобразуется в обетование, которое производит надежду и жизнь. «Возлюби». Б чем отличие, что превращает требование в живую надежду? Павел называл это тайной, сокрытой от веков, сейчас открытой нам: «…Христос в вас, упование славы…» (Кол. 1:27).

Понять Божье повеление — значит увидеть данные Им способы и условия для осуществления этого повеления. Надежда славы будет оставаться для меня покрытой тайной до тех пор, пока я буду считать, что моя цель и Божьи намерения — это что-то меньшее, чем слава. Апостол Павел был человеком, всю жизнь жившим по закону, и был вполне удовлетворен, что исполнял его. Он был еврей из евреев, фарисей, строго придерживающийся закона и скрупулезно истолковывающий Божьи требования. Он описывает себя непорочным по правде законной (Фил. 3:5-6). Но затем что-то случилось. «…Когда пришла заповедь… я умер…» (Рим. 7:9-10). Я думал, что понимал эти повеления. Я думал, что у меня есть все основания исполнить закон. Но потом закон пришел в полноте. Вся глубина Божьих повелений предстала в истинном свете, и я увидел, насколько эти повеления неисполнимы для меня. Нет надежды исполнить закон, пока не будет найден иной, лучший путь.

Это в точности наша ситуация, когда мы сталкиваемся лицом к лицу с Божьим повелением ходить в истине. «Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему…» (Еф. 4:25). Мы никогда не понимали, что требовалось от нас. Мы никогда не представляли, что это значит нечто большее, чем воздерживаться от очевидной лжи друг другу. Но затем заповедь открылась нам в полноте, и мы увидели, насколько глубока и хитроумна была лживость. Мы прочувствовали и осознали Божье повеление, которое проникло во внутренность нашего существа и распространилось на все области нашей жизни.

Истина, как и праведность,— что-то намного большее, чем мы думали. Фактически все, связанное с Богом, намного превосходит наше понимание об этом. Как же тогда мы собираемся ходить в истине? Покрывало снято, и заповедь открылась во всей полноте. Но в то же самое время глубоко и по-новому открывается значение Божьего обетования. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя… Духа Истины… Он наставит вас на всякую истину…» (Ин. 14:16-17; 16:13). Вот повеление! Вот обетование! Вот основание! «…Лучше для вас, чтобы Я пошел…» (Ин. 16:7),— сказал Иисус. Многие ли из нас действительно верят в это? Бы когда-нибудь хотели, чтобы Он пришел во плоти, чтобы вы могли видеть Его и разговаривать с Ним, как Его первые ученики? Если бы мы были прямы и честны, мы, наверное, бы сказали, что было бы намного лучше, если бы Он остался с нами и правил, и судил, как царь всей земли. Он бы мог объективно ответить на каждый богословский вопрос, решить каждый спор, окончательно доказать, насколько на самом деле правы мы и наша деноминация. Действительно, мы мог­ли бы искренне предположить, что то, что Иисус ушел, хуже для нас. Он оставил нам Свое Слово, но некому сказать, чье толкование правильное. Как же это лучше для нас, что Он ушел?

Дух Святой — это Дух Истины

До тех пор, пока Его заповедь не попадет в цель, пока Его намерение не достигнет наших сердец, нам не будет лучше, что Он ушел. Пока я вижу сущность истины в теориях и богословии, я очень нуждаюсь в осязаемом материальном Христе, который бы беспристрастно сделал за меня выбор между истиной и заблуждением. Это же справедливо по отношению к человеку, который все еще верит, что сущность праведности в правильных делах. С его точки зрения самое полезное, что мог бы сделать Бог — тщательно разработать подробные положения закона, применимые к каждой возможной ситуации. Только когда мое понимание истины и праведности совершенно расширится и углубится, тогда я смогу согласиться с Иисусом, Который сказал: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду. Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам…» (Ин. 16:7). Только Дух Истины, обитающий внутри человека, который истинен, сможет восполнить самую глубокую нужду. Наша нужда в святости, силе, утешении может быть восполнена только Христом, живущим в нас, упованием славы. Наша беда в том, что мы упускаем из виду главное: этот Христос в нас, этот Утешитель, этот Дух Святости и Силы — он-то и есть Дух Истины. Дух, который сошел в день Пятидесятницы, он-то был и поныне остается Духом Истины.

Джесси Пен-Льюис заметила, что имя Утешитель отображает работу Духа, но Его имя Дух Истины описывает сущность Его характера; поэтому все, что Он делает в человеке и для человека как Утешитель, Он должен делать в соответствии с характером Духа Истины.

Все, что делает Дух Святой: утешение, наделение силой, совет и ободрение — Он может делать только как Дух Истины. Если мы безразличны к истине или противостали ей, то нам будет недоставать не только истины, но всего, что Дух Истины намерен давать. Бесполезно ожидать, что Он придет как утешение, когда Он отвержен как истина. Бог не может давать ложное утешение. Бог не может симулировать любовь. Все, что Он делает, отражает Его сущность, и Он должен быть истинен по отношению к Себе. Дух есть Дух Истины, потому что Бог есть Бог истины.

Если я принимаю утешение, которое уводит от истины, мне нужно всерьез задуматься о природе и источнике этого утешения. Когда у меня горе и я страдаю, мне очень нужно утешение, но истина мне нужна так же сильно, если не боль­ше. Это не милость — оставить кого-нибудь в иллюзиях и лжи. Я могу желать такой милости, но Бог любит меня слиш­ком сильно, чтобы предлагать ее. Его утешение всегда приходит с истиной. Истина — это то, что не позволяет утешению разжигать самосожаление. Истина — это то, что не позволяет силе стать источником гордости и желания славы. Наконец, согласно апостолу Павлу, люди погибнут не потому, что они не приняли любви силы или любви утешения, но «…за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2:10).

Желая искренности Иисуса

Любить истину означает больше всего на свете хотеть быть таким же искренним и открытым, как Иисус. Это должно быть очень сильное желание, потому что с этой искренностью придет то, чего бы мы очень хотели избежать и что мы отвергаем. Принять любовь к истине и Духа, который и есть истина, значит смело идти навстречу будущему, не преувеличивая опасности, не обманывая во благо и не используя еще чего-то, с помощью чего мы привыкли возвышаться или защищаться. Это означает отказ от игры определенных ролей, занятия позиций. Это, откровенно говоря, пугает многих из нас. Дух Истины собирается погрузить нас в истину целиком, даже в такие ее части, которые могут смирить нас перед людьми, заставить нас томиться от неопределенности и сложности и разбить наши ложные и ограниченные представления о себе, других и, в конце концов, о Самом Боге. Это может быть не так, как мы надеялись. Мы искали чего-то намного более тихого и безопасного, что требовало бы от нас меньших жертв. Принятие любви к истине и Духа, который вводит во всякую истину, неминуемо приведет к страданиям, потому что разрушение иллюзий, неопределенность и смирение — это виды страдания, а страдание — это то, чего я отчаянно хочу избежать. И я буду избегать его, чего бы это ни стоило, даже ценою самой истины, до тех пор, пока любовь к истине не победит страх перед ней.

Не невежество мешает нам становиться истинными, а малодушие.

Любовь к истине изгоняет всякий страх

Где малодушие, там и неверие, потому что малодушие основано на нежелании верить Богу и полагаться на Бога, призывающего нас ходить в Истине. Только в истине вера и свя­тость могут расти, только в ней может быть найдено истинное утешение. Бог никогда не скрывает, что истина иногда приносит боль, так же, как и Он Сам. По Он дает нам все основания любить и доверять истине так же, как Он дает нам все основания любить и доверять Ему. Когда я колеблюсь и не спешу доверять Богу, то это значит, что в глубине души я считаю, что невозможно выжить без скрытности и притворства. Фактически, я заявляю, что Утешитель не способен утешить меня в несмягченном свете истины, что Богу нужно избежать Своей собственной природы, чтобы утешить меня. Некоторые даже позволяют таким мыслям становиться подсознательными, однако, осознанные или нет, но однажды сформированные и внутренне утвержденные, они делают меня малодушным и неверным, любящим тень и пользующимся ложью.

Я начинаю с малодушия и заканчиваю идолослужением. Если Бог истинен, если Дух Истины — это Его Дух, то кому я поклоняюсь, если я отказываюсь любить Духа Истины и ходить в Нем? Многие однажды окажутся там, где все иллюзии и тени рассеются в присутствии Иисуса. Они будут протестовать, говоря, что они делали великие дела и проповедовали истину во имя Его. И Он не будет спорить с ними, Он просто скажет: «Я никогда не знал вас. Ваша жизнь никогда не была соединена с Моей. Бы никогда не любили Мой Дух. Бы боялись истины и никогда не любили ее, а значит, Меня, потому что Я есмь истина!»

Наше малодушие не дает прийти утешению, в котором мы отчаянно нуждаемся. Мы уберегаем себя от боли, приносимой истиной, однако это та боль, которая покрывается совершенно удивительным исцеляющим утешением, «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину…» (Ин. 16:12-13). Дух Истины еще и Утешитель и только Он может дать нам силы вынести истину. Без Духа Истины нам остается только ложное утешение. Ложное утешение — это путь в обход страданий. Истинное утешение — это путь через них. Ложное утешение никогда не может привести к Отцу, потому что оно так же отражает неправду, как истинное утешение выражает саму истину. Ложное утешение, как и все ложное, ведет только в рабство, а не в свободу; к отцу лжи, а не к Отцу Света.

Мы можем отказаться любить истину. Такой отказ — не однажды совершенный акт. Это скорее совокупный результат всей жизни, в течение которой мы выбираем ложь и полуистины, предпочитаем истине утешение, водительству Духа — безопасный и безболезненный путь. Какова наша реакция, когда Дух приходит, чтобы вывести нас из иллюзий, полуистины и ввести в полную истину? Предпочитаем ли мы безопасность удобного и привычного? Прилепляемся ли мы к частичному знанию, которое так хорошо служило нам? Или мы приглашаем Его и в послушании, сколько бы это ни стоило, следуем за Ним туда, куда мы никогда не желали и не посмели бы идти самостоятельно, то есть во всякую истину? Наши ежедневные выборы делают нас любящими истину или малодушно убегающими от нее.

Источник

Что значит утешение истинное и утешение ложное

Наше уединение – в Боге. В Боге нашем могут найти ум и сердце наши то надежное и тихое пристанище, на которое не действуют ни волны, ни ветры житейского моря. Без этого мир, вра¬ждебный Богу, будет сопутствовать нам в глушь лесов, в ущелья гор и в пещеры: там соделает нас своими служителями. 5. 366

Обильный плод, собираемый в уединении, есть последствие многотрудного пребывания между человеками. Второе есть осно¬вание для первого, и первое не может состояться, если ему не предшествует второе. 6. 705

Ум подвижника, не уединившегося и не заключившегося в себе, находится по необходимости среди молвы и мятежа, произ¬водимых бесчисленными помыслами, имеющими к нему всегда свободный доступ, и сам болезненно, без всякой нужды и пользы, зловредно для себя скитается по вселенной. Уединение человека в самом себе не может совершиться иначе, как при посредстве внимательной молитвы, преимущественно же при посредстве внимательной молитвы Иисусовой. 1. 204

Если же вы хотите не встречаться с людьми, то это желание неправильное. Когда об этом спрашивал преподобный Дорофей своего старца авву Иоанна пророка, то Иоанн отвечал, что удале¬ние от встреч с людьми весьма вредно для недостигшего совершенства, потому что скрывает от него его немощи, открываемые людьми, и по этой причине делает его бесплодным. 6. 161

Уединение всегда было полезно, когда, по духу времени, в обществе было много благочестивых людей; а ныне при общем распространении разврата, уединение и удаление от знакомых и знакомств есть необходимое условие к спасению. 6. 519

Недостатком уединения не скучайте. Обстоятельства, или правильнее, Промысл Божий, приводит вас упражняться в услужении и утешении ближних ваших. И трудитесь на этой ниве, на которой поставлены, не предаваясь, с одной стороны, развлечению, а с другой – безрассудному усердию, при котором непременно вкрадывается мысль, что вы доставляете утешение, что не Бог доставляет вами утешение другим, а вам – быть утешением для других. Сладость уединения проистекает из исполнения Христовых заповедей, совершенных в общежитии. 6. 585

Укоризны

«Если кто укорит тебя за что, тобой сделанное или не сделанное, а ты промолчишь, то уподобляешься Иисусу; если будешь отвечать, возражая: что я сделал? – то ты уже не подобен Ему; если же воздашь равным за равное, – то совершенно не по¬добен» (прп. Исайя Отшельник). 6. 490

Пред людьми должно вести себя осторожно и благоговейно, но просто, молчанием отвечая на похвалы, им же на порицания, кроме тех случаев, когда прошение прощения и при нужде умеренное объяснение могут успокоить и примирить к нам порицающего. 1. 313

Украшения

Ума хранение

Кто не внимает хранению ума своего, тот не может быть чист сердцем, тот не сподобиться зреть Бога. Кто не внимает, тот не может быть нищ духом, не может плакать и рыдать, ни быть кротким и смиренным, ни алкать и жаждать правды, ни быть милостивым и миротворцем, ни изгнанным правды ради. Вообще скажу: невозможно стяжать никакой другой добродетели иным образом, как только вниманием. И потому тебе должно озаботиться о нем, более нежели о чем другом, чтобы на самом деле стяжать то, о чем говорю тебе. 2. 152

Умное делание

Уныние

Что успокаивает в лютые времена душевного бедствия, когда всякая помощь человеческая или бессильна, или невозможна? Успокаивает одно сознание себя рабом и созданием Божиим; одно это сознание имеет такую силу. Едва скажет человек молитвенно Богу от всего сердца своего да совершается надо мною, Господь мой, воля Твоя, как и утихает волнение сердечное. От слов этих, произнесенных искренно, самые тяжкие скорби лишаются преобладания над человеком.

Что значит это? Это значит, что человек, исповедав себя рабом и созданием Божиим, предавшись всецело воле Божией, немедленно вступает всем существом своим в область святой Истины. Истина доставляет правильное настроение духу, жизни. Взошедший в область Истины, подчинившийся Истине, получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье. Эта свобода и это счастье не зависят от человеков и обстоятельств. 2. 96

Что может быть тяжелее состояния души, томимой искушениями? Это пребывание во аде, в вечных муках. Воспоминание о них облегчает здешние искушения. «Враг мой, – говорит (в Лествице) уныние, – есть память смертная». Вспомните об обществе бесов во аде – и люди покажутся вам добрыми; вспомните о муках во аде – и искушения сделаются для вас легкими. 6. 157

Скука, называемая унынием в монашеской жизни, всегда нападает по временам на проводящих уединенную жизнь. Во время ее очень полезно заниматься рукоделием и при этом вспоминать покойников, кто как умер, и что мы умрем непременно. 6. 685

Упование на Бога

Утешение духовное

Трапеза духовного утешения – как пища и вместе как отрава! Кто вкусит ее, теряет живое чувство ко всему вожделенному мирскому. Все, многоуважаемое миром, начинает казаться ему пустой, отвратительной пылью, смрадной мертвечиной. 6.317

Когда человек сподобится ощутить что-либо духовное, т.е. ощущение от Бога, тогда он поймет, что все собственные ощущения ничтожны, сопряжены с самообольщением. К земле обетованной надобно пройти через пустыню. Идя по этой пустыне, надо знать, что она – пустыня, а не земля обетованная, чтобы не принять какого-либо оазиса пустынного с роскошной и богатой природой за землю обетованную и по этой причине не лишиться земли обетованной. Оазисы суть те утешения и особенно ясные самовоззрения, которые даются по временам новоначальному в подвиге молитвы. На них не должно обращать особенного внимания. Первый духовный дар есть благодатное внимание при молитве, какового при одном собственном усилии невозможно иметь. 6. 738

Храни утешение, и не позволяй уму твоему вдаваться в мечтания. Утешение сперва действует на ум, обновляя мысли; а он, почувствовав оживление, охотно вдается по неопытности своей в мечтательность – и в ней бесплодно и безрассудно истощает дарованную ему сладость. При утешении вдавайся более в благодарение, в молитву и самоукорение; утешение будет возрастать и возрастать. Эти утешения – таинственная манна, названная в Писании хлебом небесным ( Пс. 77, 24 ), пропитывающая новых Израильтян – христиан – во время путешествия их по пустыне – во время странствования земного. Эти утешения – манна сокровенная ( Откр. 2, 17 ) Апокалипсиса, о которой сказал явившийся Иоанну Богослову Сын Божий: побеждающему дам ясти от манны сокровенныя. Она – точно сокровенная: незрима человеками; ее видит подающий Бог – видит невидимо, видит ощущением приемлющий раб Божий. Таковой раб Божий, пребывая во множестве людей, пребывает один с Единым Богом, видимый и невидимый, знаемый и никому неведомый. 6. 316–317

При утешениях за верное, за непрелестное, за Божие принимай одно вполне невещественное духовное действие, являющееся в мире сердца, необыкновенной тишине его, в какой-то хладной и вместе пламенной любви к ближнему и всем созданиям, любви, чуждой разгорячения и порывов, любви в Боге и Богом. Этот духовный пламенный хлад, этот всегда однообразный тончайший пламень – постоянный характер Спасителя, постоянно и одинаково сияющий из всех действий Спасителя, из всех слов Спасителя, сохраненных и передаваемых нам Евангелием. В этот характер облекается Дух Святой при производимых Им утешениях служителя Христова, снимая с души его одежду ветхого Адама, облекая душу в одежду Нового Адама и доставляя таким образом существенное познание Христа, познание вполне таинственное и вполне явственное. От всего вещественного отвращайся – явится ли оно очам телесным или воображению. 6. 321

Человеческое повреждение состоит в смешении добра со злом; исцеление состоит в постепенном удалении зла, когда начинает в нас действовать более добро. Совершенное отделение добра от зла, чистое действие одного добра бывает в одних совершенных, и то на время и по временам. Место, где действует одно чистое добро – Небо; на земле – смешение. При наших духовных утешениях продолжает действовать это смешение, только количеством добра превозмогается количество зла – оттого утешение. Следовательно, при утешении надо наблюдать крайнюю осторожность, зная, что грех, падение, прелесть близ нас. Работайте Господеви, – завещавает пророк, – со страхом и радуйтеся Ему со трепетом. 6. 323

Господь, хотящий перевести кого от кровяного или душевного ощущения к ощущению духовному, посылает ему от времени до времени, как говорит святой Максим Исповедник, опытно вкусить этого ощущения. Такое вкушение – яко соглядатай земли обетованной. 6. 836

Учение истинное и ложное

Мир любит свое, – сказал Спаситель. Когда мир услышит слово Божие, провозглашаемое по стихиям и в духе мира, т.е. когда он услышит учение свое, прикрытое личиной учения Божия, тогда он превозносит его похвалами. Когда же он ощутит в слове присутствие иного Духа, действующего разрушительно на владычество мира, тогда он заражается ненавистью к слову, установляет гонение на произнесшего слово. Очень опасно приобретать познания не во Христе, а развивая свое собственное падшее естество, пребывая по духу в общении с миром. Действуя в области последнего способа, люди непременно заражаются враждой к Святому Духу, как заразилось этой смертоносной враждой Иудейское духовенство, в чем и обличено оно первомученником Стефаном ( Деян. 7, 51 ). Эти ученые по букве не нашли слов, чтобы противопоставить их словам Духа, которые произносил Стефан, и потому возгорелись к сосуду Духа завистью и ненавистью. На слова они отвечали камнями; на преподание истины возразили убийством. Слово Божие всегда было гонимо миром; гонение от мира всегда было свидетельством учения, исходящего от Бога. 6. 545–546

Учение святых отцов Восточной Церкви – верно: оно – учение Святого Духа. Умоляю вас, держитесь этого учения! Оно будет руководить вас к блаженной вечности. Возжжен блистающий светильник в Святой Христовой Церкви – сияние Святого Духа: не устремляйте взоров ваших к другим светильникам, светящим на различных путях. Один путь святой истины ведет во спасение; прочие пути все ведут в погибель. Многие трудятся, многие страдают, многие подвизаются, спасены будут только подвизающиеся законно. Истинный законный подвиг – во Христе Иисусе и Святом Духе, в ограде Восточной Церкви. 6. 421

В изучении всякой науки требуется, чтобы изучение было правильным: без этого приходим к пустым и ложным результатам; точно так и в изучении христианства необходима правильность – без нее человек непременно уклонится в многообразное заблуждение. 6. 606

Ученость мирская

Как хорошо поступали наши древние отцы Церкви Православной! Они, обучившись наукам человеческим, воспринимали на себя иго Христово и на поприще самоотвержения под руководством Креста Христова научались Божественной Премудрости, и соделывалась для них человеческая ученость уничиженной рабой, которую они употребляли в услужение Божественной Премудрости для преподавания этой Премудрости своим ближним.

Св. Исаак Сирский уподобил первого рода знания (теоретические) источникам вод и плодам, изображенным на стене живописью, на них можно с приятностью поглядеть, если они хорошо написаны, и только. Познания второго рода (из опыта) этот святой уподобил самым источникам вод, самим плодам, могущим служить к питанию человека. 6. 570

Учительство

Какая польза созидать храмину ближнего и вместе разрушать свою? Не следует новоначальным увлекаться в назидание ближнего, по горячности темперамента, по новоначалию, по кровяному действию. Кровь, то очень волнующая, то от самого волнения утомляющаяся и утомляющая, передает душу попеременно в два противоположные состояния: в разгорячение и уныние. 6. 833

И от окормления ближних прозябает нередко гордость, как от пшеничного зерна куколь. Поэтому святой Марк Подвижник сказал: «Егда человек человека воспользует словесы или делы, Божию благодать да разумеют оба». «Не себя проповедаем, – говорит святой Павел, – но Христа Иисуса, Господа» ( 2Кор. 4, 5 ). Кто будет возделывать эти чувства, в том истребится пристрастие к людям, а воцарится о Христе любовь, во всех зрящая образ Божий. Когда же восхитится ум утешением любви этой, то видит человек себя как некий сосуд, исполненный смрада и мерзости, и дивится, как лучи Божественного учения проходят сквозь него и исцеляют души человеческие.

Прилично мне вспомянуть здесь слова святого Иоанна Лествичника, повторенные преподобным Нилом Сорским: «Некоторые погрязли в болото, но других предостерегли от подобного впадения, и за спасение их Господь даровал и им спасение». 6. 227

1. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 1. М., «Правило веры», 1993.

2. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 2. М., «Правило веры», 1993.

3. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. Т. 3. М., «Правило веры», 1993.

4. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Т. 4., М., «Правило веры», 1998.

5. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1991.

7. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник. Издание Донского монастыря. М., 1993.

8. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе. Христианский пастырь и христианин-художник. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. СПб., 1997.

9. Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский. Слово о Ангелах. М., Журнал «Богословские труды», Выпуск 30.

10. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. СПб., «Сатисъ», 1997.

11. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. СПб., 1995.

12. Неизданные письма святителя Игнатия (Брянчанинова).

13. Описание Валаамского монастыря и смут, бывших в нем, составленное архимандритом Игнатием (Брянчаниновым).

14. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Значение епископа и протоиерея в православной церковной иерархии. М., журнал «К Свету», Выпуск 11-12, 1994.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *