что значит закон о просветительской деятельности
Стоит ли переживать из-за поправок о просветительской деятельности?
Читатель Сергей С. спрашивает:
Веду онлайн-курсы и тренинги по саморазвитию, работаю как ИП. В конце прошлого года медиа и блогеры переживали из-за законопроекта о просветительской деятельности, а недавно я прочел, что его уже приняли. Что теперь будет? Стоит ли волноваться? Запретят ли мне работать?
Просветительская деятельность похожа на образование, но не образование
Сергей, поправки в закон об образовании, которые в народе называют «законом о просветительской деятельности», уже приняли. Пятого апреля документ подписал президент, и его опубликовали на официальном портале правовой информации.
Вот определение из закона:
Образовательная деятельность в России регулируется государством: чтобы ею заниматься, нужно получать лицензию. А всё, что не относится к образовательной деятельности, например двухдневные мастер-классы или онлайн-семинары, не регулировалось, но теперь это изменится.
Пока нет точного списка, кого это коснется. Возможно, даже тех, кто в своем инстаграме рассказывает, как печь шарлотку с яблоками и запекать мясо, ведь это тоже навыки и компетенции, о которых говорят в поправках.
Еще в поправках написано, что просветительская деятельность не может противоречить Конституции. Это уже накладывает некоторые ограничения. Например, если блогер ведет курсы о личной эффективности и советует не брать отпуск, а больше работать, здесь могут увидеть противоречие Конституции, в которой написано, что у каждого есть право на отдых.
Поправки вступят в силу в июне 2021 года
Поправки о просветительской деятельности — это пока несколько абзацев текста, в которых вводится само понятие и объясняется, что деятельность не может противоречить российским законам.
Они вступят в силу 1 июня 2021 года, к этому времени правительство должно разработать и принять постановление, в котором объяснит, как всё будет на практике. Возможно, примут и другие нормативно-правовые акты. Пока этих документов нет, предпринимать ничего не нужно: никто точно не знает, как всё будет на самом деле.
По моему мнению, государство выводит из тени всё, что связано с образованием и развитием: для школ — лицензии, репетиторов — самозанятость, и теперь появится контроль за семинарами и курсами.
Петиция против поправок об образовательной деятельности
Поправки в закон принимали очень быстро: в ноябре 2020 года внесли в Госдуму, а в апреле 2021 года их уже подписал президент. По опыту, так бывает редко — видимо, государство заинтересовано в этих нововведениях. Против поправок выступала общественность: например, петиция набрала 250 000 подписей, но это не помогло. Люди против, потому что опасаются цензуры и бюрократии.
В любом случае поправки уже приняты — теперь нужно дождаться подзаконных актов, чтобы понять, что делать дальше. Как только это произойдет, мы дополним статью.
Просветительская деятельность: кто вправе ею заниматься и на каких условиях
Правительство РФ представило на общественное обсуждение проект постановления об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности. Как отмечается в пояснительной записке, проект разработан в целях реализации ч. 3 ст. 12.2 Закона об образовании (введенной Законом от 5 апреля 2021 г. № 85-ФЗ, о котором писала «АГ». – Прим. ред.) и устанавливает порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок ее контроля.
Отмечается, что проект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного и муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации и иных разрешительных документов.
Содержание проекта
В соответствии с проектом субъектами просветительской деятельности являются госорганы, органы местного самоуправления, и уполномоченные ими организации. Физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели также вправе ею заниматься.
Просветительская деятельность осуществляется в соответствии с Законом об образовании на основе договоров об оказании услуг, заключенных с организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, науки и культуры.
Граждане и индивидуальные предприниматели на момент заключения указанного договора должны быть совершеннолетними, участвовать в реализации общественно значимых инициатив и (или) на протяжении не менее двух лет, предшествующих заключению договора, осуществлять деятельность по направлениям просветительской работы. Кроме того, у них должны отсутствовать ограничения к занятию педагогической деятельностью (ст. 331 ТК РФ).
Юрлица на момент заключения такого договора не должны быть включены в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иноагента, и иметь задолженностей по налогам и сборам и иным обязательным платежам, а у соответствующих сотрудников должны отсутствовать ограничения к занятию педагогической деятельностью. На сайте указанных организаций должна быть указана информация о дате создания юрлица, учредителе, месте нахождения, в том числе адреса филиалов и представительств, контактные телефоны и адреса электронной почты, а также персональный состав сотрудников, планируемых к непосредственному осуществлению просветительской деятельности, их уровень образования, квалификация, опыт работы. Информация о заключенных договорах также размещается на сайте компании.
В качестве направлений просветительской деятельности указаны: распространение духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций; знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека; развитие способности творческого самовыражения и эстетической образованности; популяризация достижений науки и техники, лучших образцов отечественной и мировой культуры; формирование экологической культуры, распространение знаний о здоровом образе жизни и психологии человека, выборе жизненного и профессионального пути; повышение осведомленности о деятельности органов власти; освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений, а также иные направления, соответствующие целям, установленным п. 35 ст. 2 Закона об образовании.
Формами просветительской деятельности могут быть организация презентаций (лекториев), семинаров, мастер-классов, круглых столов и дискуссий, размещение или распространение информационно-печатной продукции, демонстрация или распространение аудио- и видеоматериалов, в том числе в Интернете, создание просветительских интернет-порталов и иные формы, обеспечивающие достижение целей просветительской деятельности.
Контроль соответствия реализуемой просветительской деятельности ее целям и направлениям, предусмотренным положением, осуществляется учредителями организаций, заключивших договоры с субъектами просветительской деятельности, путем анализа отчетов о результатах самообследования образовательных организаций согласно п. 3 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании. Контроль организаций, находящихся в ведении федеральных госорганов, которые заключили договоры с субъектами просветительской деятельности, осуществляют соответствующие федеральные госорганы.
Обсуждение документа продлится до 7 мая, на момент выхода новости он имеет более 14 тысяч голосов против и лишь 52 – за.
Эксперты считают предложенный вариант документа нарушающим конституционные права и свободы
По мнению члена Экспертного совета Института права и публичной политики, к.ю.н. Ольги Кряжковой, появление данного постановления – неизбежное событие, обусловленное принятием нашумевших поправок в Закон об образовании, пытающихся регулировать просвещение в стране. Порядок, условия и формы осуществления этой деятельности, формы ее контроля не обозначены в Законе, а должны быть закреплены именно в постановлении правительства.
«Проект трактуется юристами по-разному. Одни утверждают, что из-за широты формулировок о направлениях и формах просветительской деятельности он «поставит крест» на свободном обмене знаниями и сделает незаконным любое распространение информации – от лекций про права человека до кулинарных мастер-классов на YouTube-канале. Другие обращают внимание на то, что постановление касается организаций, осуществляющих образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры, а не каждого гражданина, имеющего, допустим, свой телеграм-канал с просветительским контентом. По-моему, верна вторая трактовка, что, однако, не означает отсутствие проблем для широкого круга людей», – считает эксперт.
В связи с этим, отметила Ольга Кряжкова, надо обратить внимание на следующее. Во-первых, организации обязаны заключить договор с выступающим. Во-вторых, выступающий должен соответствовать требованиям, в том числе установленным для педагогов (например, об отсутствии некоторых заболеваний или судимости). В-третьих, некоторые организации, такие как «иностранные агенты», к просвещению не допускаются. Все требования и условия в полной мере распространяются на случаи участия в просвещении представителей адвокатского сообщества, добавила она.
«Все это уже на уровне норм представляет собой избыточные и серьезные ограничения конституционного права распространять и получать информацию, а также свободы преподавания. На практике это может вылиться в дискриминацию конкретных персон-просветителей, не говоря уже о дополнительной бюрократической нагрузке и на организации, и на самих просветителей. Публично-правовой ответственности за нарушения пока не предусмотрено – но, возможно, это вопрос времени. Если проект, невзирая на критику, будет принят в таком виде, он точно будет оспариваться в судебном порядке», – резюмировала эксперт.
По мнению партнера КА «Pen & Paper» Екатерины Тягай, проект очевидно свидетельствует о том, что государство последовательно стремится «зарегулировать» сферу распространения знаний и просвещения и установить жесткий контроль за осуществлением такой деятельности, позволяющей людям формировать и выражать свои собственные взгляды. «Остается неясным, насколько действительно эффективным будет такой контроль, однако совершенно точно можно предположить, что заложенный в проект механизм может привести к перегибам и цензуре, поскольку велик риск, что положения постановления будут применяться избирательно. К тому же едва ли воспрепятствование распространению знаний соотносится со свободой слова и выражения мнений», – считает эксперт.
Безусловно, добавила она, напрямую к осуществлению адвокатской деятельности – с точки зрения оказания помощи доверителям – проект не относится. Но с точки зрения осуществления очень важной функции – адвокатской просветительской деятельности, которая очень часто сопряжена с оказанием юридической помощи, он соотносится напрямую. Более того, адвокаты очень часто совмещают профессиональную юридическую деятельность с работой в образовании и науке. В связи с этим они, как и все, будут сталкиваться с этими же трудностями и при проведении мастер-классов, и при ведении курсов повышения квалификации.
«В целом, поскольку адвокаты нередко являются правозащитниками и выступают принципиально за признание, защиту и обеспечение прав человека и гражданина, они первыми столкнутся с необходимостью защиты прав тех, кто попадает под действие данного постановления, совершенно необъяснимо направленного на то, чтобы лишить многих людей свободного доступа к информации, что, очевидно, является одной из форм нарушения прав человека», – подчеркнула Екатерина Тягай.
Директору Юридического института «М-Логос», д.ю.н. Артему Карапетову проект категорически не нравится. «Он страдает фундаментальной неопределенностью в отношении вопроса о том, распространяется ли закрепленная там бюрократизация процесса просвещения на осуществление просветительской деятельности в образовательных организациях и организациях науки и культуры либо речь идет о том, что любая просветительская деятельность теперь должна осуществляться только в таких организациях или при получении разрешения от таких организаций», – считает эксперт.
Если первое, пояснил он, то это очень плохо, так как прописанные в проекте процедуры избыточно и абсолютно неуместно затрудняют процесс просвещения, проведения круглых столов, презентаций и т.п. в подобных организациях. «Но если второе, то это просто неконституционный акт цензуры, – подчеркнул Артем Карапетов. – При таком прочтении любая публичная активность любого гражданина РФ или организации, направленные на распространение знаний, опыта, навыков – от подкаста о типах кольчуг викингов или ролика о техниках йоги до круглого стола по вопросам виндикации в частном праве – должны будут сертифицироваться какими-то официальными образовательными организациями, организациями науки или культуры».
По сути, считает эксперт, это будет цензура с возложением функций надзора за всей просветительской активностью в стране, а по сути – за всем культурным пространством на преимущественно государственные или иные подконтрольные лицензируемые организации, которые уже будут «отвечать головой» за все эти тренинги о медитации или ролики о приготовлении шарлоток на YouTube, которые они разрешили провести тому или иному человеку. «Естественно, это полный абсурд, и никто ничто сертифицировать не будет, начнется тотальная перестраховка. Все будут игнорировать данный порядок. Но далее государство получит «крючок» для возбуждения дел об осуществлении несанкционированной просветительской деятельности против неугодных интеллектуалов. Бизнес-тренеры мало кому интересны, а вот любых интеллектуалов, смеющих рассуждать о вопросах, относящихся к общественно-политической повестке, на своей странице в Фейсбуке или на YouTube-канале, могут начать избирательно преследовать, а соответствующие проекты – закрывать в целях устрашения. Необходимые уголовные или административные статьи законодатели при необходимости напишут», – пояснил он.
«Не хочется верить, что этот неконституционный проект будет реализован. Есть надежда, что разработчики уточнят, что не имеют в виду весь этот ужас, характерный для неконституционных диктатур и противоречащий Конституции РФ, а проект рассчитан лишь на то, чтобы создать дополнительную «головную боль» образовательным организациям, обязав их оформлять какие-то непонятные бумажки о приглашении любого спикера на любую конференцию и запретив приглашать выступать на круглые столы любого, кто не имеет опыта преподавания, – включая, видимо, студентов и аспирантов (и смех, и грех)», – добавил Артем Карапетов.
Эксперт подчеркнул, что идея урегулировать просвещение, по его мнению, изначально порочна, особенно учитывая размытость границ того, что называется просвещением: «Вот, например, эта заметка, детская энциклопедия или новая книга Докинза об эволюции – это просвещение или нет? Личное мнение об истории Второй мировой войны? Подпадут ли все эти элементы культуры под эти абсурдные ограничения?»
«В России необходимо развивать знания, профессиональные навыки, культуру и образование, так как человеческий капитал в XXI в. – ключевой ресурс экономического развития. Естественно, развивать все это может только гражданское общество, активность граждан. Государство же должно просто не мешать и кое-где помогать с финансированием. Любые попытки поставить циркуляцию знаний под жесткий предварительный и бюрократический контроль будут губительны для экономического развития страны», – подытожил он.
Каким будет новый закон о просветительской деятельности?
Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части введения просветительской деятельности. Он был инициирован депутатами от всех четырех фракций, входящих в Комиссию по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, а также сенаторами РФ.
Что такое просветительская деятельность?
Закон вводит такое понятие. В соответствии с ним, это осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Кто сможет ей заниматься?
Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели или юрлица при соблюдении требований закона.
Что ограничивает закон?
Предложено запретить использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции РФ.
Порядок и условия ведения просветительской деятельности, формы контроля за ней определит Правительство.
Кроме того, для подписания международного договора в сфере образования потребуется специальное заключение Министерства просвещения или Министерства образования и науки, или ведомства, в ведении которого находится вуз.
Когда закон заработает?
Он вступает в силу с 1 июня 2021 года.
Закон призван оградить российских граждан, в первую очередь школьников и студентов, от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности.
«Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из‑за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя», — сказано в пояснительной записке.
Семинары, лекции и тренинги будут под контролем. Что изменит закон о просветительской деятельности
Ее могут осуществлять:
Нельзя использовать просветительскую деятельность:
Как раньше регулировалась просветительская деятельность?
— Около образовательной деятельности, которая является по умолчанию лицензируемой, есть и другая деятельность, которая не подпадает под жесткие критерии именно образовательной, но до некоторой степени схожа с ней.
Попытки регулирования в этой сфере были еще лет 10–12 назад, когда Министерство юстиции активно пыталось контролировать и «наводить порядок» среди неправительственных организаций, а больше 80% НКО так или иначе занимаются околообразовательной деятельностью. Называть ее просветительской юридически было не вполне корректно, потому что такого понятия в российском праве нет.
Единственный документ, который как-то регулировал понятие просветительской деятельности — это так называемый модельный закон «О просветительской деятельности» государств-участников СНГ, который был принят в 2002 году. Но он сам по себе ничего не регулирует, а служит образцом для стран-участниц СНГ, которые вправе разработать и принять собственные законы о просветительской деятельности.
То есть попытки контролировать такую деятельность некоммерческих организаций Минюст предпринимал еще в 2000-х годах, но тогда это дальше них не пошло. Некоторые организации получили претензии за то, что занимались образовательной деятельностью без лицензии, но после вмешательства Общественной палаты эти попытки приостановились.
Эта идея спустя 10 лет реализована в виде нового порядка, который нас ждет в отношении любых семинаров, тренингов, лекций и прочих мероприятий.
Кого затронут принятые поправки?
— Образовательные организации вправе заниматься разнообразной деятельностью, поскольку они имеют лицензию, и они в своем праве использовать разные формы деятельности. Поправки, касающиеся именно их, дополнительно регламентируют и ограничивают их деятельность, в первую очередь, связанную с контактами с иностранными специалистами.
Но введение понятия просветительской деятельности, вне всякого сомнения, будет прежде всего касаться не образовательных организаций, а довольно широкого круга лиц.
Юридически есть очень серьезный вопрос — какими рамками ограничить эту новую просветительскую деятельность. Одно дело, что замыслили авторы, а другое — как это все будет применяться на практике.
Например, у нас есть «Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации», в котором есть определение и понятие информации. То есть, когда мы общаемся — это я передаю информацию или просвещаю относительно чего-то?
Обмен информацией свободный и никакому регламентированию не подлежит, а просветительская деятельность планируется ограничиваться каким-то регламентом, который будет установлен позже.
Пока не прописано, как будет осуществляться контроль. Появятся ли новые документы?
— Закон прямо указывает, что форма и порядок будут регулироваться правительством РФ. Это значит, что нужно ожидать постановления правительства, которое утвердит какой-то уполномоченный орган по контролю. Возможно, это будет Минюст, Роскомнадзор или Рособрнадзор.
Затронет ли это онлайн-мероприятия?
— Онлайн-мероприятия в законе не упоминаются, что, в свою очередь, не означает, что на них это не будет распространяться. Все будет зависеть от того, насколько активно начнут пытаться применять и внедрять этот закон.
Если есть планы максимально всех загнать в жесткие рамки и запретить любые несогласованные семинары, то тогда интернета это тоже коснется, потому что для того, чтобы проконтролировать очный семинар, надо куда-то ехать, то для контроля вебинара нужно просто подключиться онлайн и послушать. Это проще в плане доступа, фиксации нарушений и предъявления претензий.
Потребуется ли лицензия на просветительскую деятельность?
— Нет, просветительская деятельность не будет лицензироваться.
Лицензия остается обязательной только для образовательной деятельности. О том, как будет регулироваться просветительская деятельность, будет написано в постановлении правительства, а потом в приказах соответствующего ведомства.
Но я бы не ожидал требования согласования, потому что невозможно миллионы семинаров, лекций, встреч согласовывать с властями.
Хотя какие-то попытки контроля и предоставления права чиновникам прийти на мероприятие и оценить, соблюдаются ли установленные законом нормы, ожидать можно. Но при этом пока никаких санкций за несоблюдение норм не предусмотрено.
Если за нарушение не предусмотрено наказание, то в чем смысл закона?
— Но это же не значит, что наказание за нарушение закона не введут позже. Сначала правительство разработает какие-то формы, а затем КоАП могут дополнить статьей за нарушение порядка организации и проведения просветительской деятельности.
Чего ожидать после вступления закона в силу?
— Принятие этого закона не означает, что моментально произойдут резкие перемены. Но это открывает новую тропинку, которая будет неизбежно приводить к дополнительным ограничениям, санкциям и проблемам для представителей гражданского общества.
Таким образом, мы считаем необходимым рассказать Вам поподробнее о самой просветительской деятельности, порядке и программах ее осуществления, а также касательно регистрации юридических лиц – субъектов, которые могут осуществлять такую деятельность – конечно же, с оглядкой и опорой на вновь вступившие в силу поправки.
Что такое просветительская деятельность и просветительская организация
Для начала стоит определиться с тем, что же в понимании отечественного законодателя теперь является просветительской деятельностью. Итак, в ФЗ «Об образовании» под просветительской деятельностью с 1 июня 2021 года понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые российским законодательством.
Более того, поскольку теперь понятие просветительской деятельности закреплено на законодательном уровне, к ней же предъявляются ряд определенных требований, среди которых:
Проанализировав как новую редакцию Федерального закона, так и Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности» достаточно просто прийти к выводу о том, что просветительская организация – есть не что иное, как юридическое лицо, осуществляющее просветительскую деятельность в соответствии с требованиями и правилами, установленными действующим законодательством.
Требования к субъектам, желающим осуществлять просветительскую деятельность
Во-первых, если речь идет о простом физическом лице – просветителе, то Правительство РФ на этот счет предусмотрело, что просветительская деятельность осуществляется на основании договоров об оказании услуг, заключенных с образовательными, научными и культурными организациями. То есть иными словами налицо – требование о необходимости заключать договор с условным университетом, однако для этого лицо должно соответствовать следующим требованиям:
Соблюдя все вышеуказанные требования, лицо вправе заключить договор об оказании услуг, например, с университетом и начать осуществлять просветительскую деятельность.
В то же самое время для юридических лиц, претендующих на статус «просветительской организации», законодателем были предусмотрены следующие требования:
Не стоит забывать о том, что Закон о внесении изменений наложил на образовательные организации обязанность до 1 сентября 2022 года получить заключения на заключенные ими до 1 июня 2021 года договоры. То есть каждой просветительской организации необходимо получить заключение Минпросвещения либо Минобразования при заключении тех или иных договорах. О каких же договорах идет речь? Так, Вам следует получить заключение, если Ваша организация заключила договор с иностранными организациями или гражданами по одному из следующих направлений:
Наконец, новеллой явилось появление специального перечня организаций, которые осуществляют научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами. Данный «реестр» ведет Министерство просвещения, собственно, оно в ближайшее время и должно принять регламент касательно отбора и включения тех или иных организаций в данный перечень.
На данный момент вносятся поправки в существующий проект Положения, в связи с чем ожидаются изменения в вопросах согласования содержания и программ просветительской деятельности с уполномоченными государственными органами, а также введение новых форм отчетности.