что значит затирка бетонных поверхностей стен
Затирка поверхности бетона
Процесс устройства бетонной стяжки состоит из нескольких этапов. Финишным этапом является затирка с помощью специальных затирочных машин. Бетонные поверхности после затирки приобретают особые эксплуатационные и декоративные свойства, благодаря которым они способны выдерживать существенные истирающие и ударные нагрузки.
Зачем нужна затирка
Во время затвердения бетонного пола более крупные и тяжелые фракции песка и щебня стремятся опуститься вниз, а более мелкие частицы и цементное молоко поднимаются на поверхность. Вместо высохшей влаги образуются пустоты и неровности, из-за которых поверхность приобретает малопривлекательный внешний вид.
В верхнем слое бетона, кроме внешних раковин, образуются еще и микропустоты, которые существенно снижают прочность сцепления частиц наполнителя между собой. В процессе эксплуатации бетонного пола это приводит к отслоению верхних пластов и, как следствие, к образованию достаточно глубоких выбоин. Для устранения таких выбоин понадобятся дорогостоящие ремонтные работы, которые зачастую не обеспечивают полного восстановления прочности и однородности покрытия.
Затирка бетонной поверхности позволяет нивелировать эти недостатки, хотя и является довольно сложной технологической операцией, требующей высокой квалификации работников. Благодаря затирке происходит дополнительное принудительное уплотнение верхних слоев бетона. Это положительно сказывается на износостойкости и прочности покрытия. Очень часто при проведении данной операции используют дополнительные упрочняющие компоненты – специальные затирочные смеси, которые называются топпингами.
Основные этапы затирочных работ
Выделяют два основных этапа:
Грубую затирку выполняют спустя 3-7 часов после заливки бетонной смеси. Бетон за это время должен затвердеть до такой степени, чтобы на нем оставались следы от человеческих ног не глубже 3-4 мм. На этом этапе выполняют два прохода затирочной машиной. Эти проходы должны быть взаимоперпендикулярными.
К финишной затирке приступают через 10-15 часов после завершения грубой обработки. О готовности бетонного покрытия к этой процедуре можно узнать, приложив к нему руку. Если рука останется чистой, самое время начинать финишную затирку. После ее завершения бетонный пол приобретает идеально гладкую поверхность с зеркальным блеском.
Используемое оборудование
Для проведения затирки бетонных поверхностей используют:
Затирочные машины могут быть однороторными и двухроторными. Они различаются положением оператора во время проведения работ. Однороторным вертолетом управляет оператор с помощью длинной ручки. При этом сам оператор перемещается на ногах. Однороторный вертолет весит 35-70 кг, поэтому довольно портативен и может использоваться для обработки любых бетонных поверхностей.
Двухроторная затирочная машина похожа на небольшой автомобиль и весит достаточно много. На таком вертолете оператор уже сидит, а управляет им с помощью кнопок и руля. Двухроторные машины используются для обработки больших площадей. Они исключают контакт человека с обрабатываемой поверхностью. К числу основных недостатков можно отнести плохую маневренность и высокую стоимость.
Для затирки углов, дверных проемов и прочих труднодоступных мест используют кромочные или пристеночные машины. В большинстве случаев они имеют ограниченный диаметр рабочего инструмента и работают с помощью небольших электродвигателей, поэтому расходуют мало электроэнергии. Среди затирочных машин отечественного производства наибольшей популярностью пользуются Калибр, СОМ, ТСС, МИСОМ, а из зарубежных аналогов — Grost, Neuson, ADA, Imer, Wacker, Zitrek.
Существует несколько классов затирочных машин, различие между которыми заключается в диаметре используемого инструмента. От диаметра зависит производительность оборудования и его маневренность. Универсальным диаметром считается 900 мм.
На фигурных площадках и в небольших помещениях используются диски диаметром не больше 600 мм. На этапе финишной затирки диски заменяют лопастями, которые представляют собой обычную пластину, усиленную ребром жесткости. Иногда лопасти называют затирочными ножами, поскольку в процессе работы они срезают выступающие части стяжки, доводя поверхность пола до идеально ровного и гладкого состояния.
При выборе оборудования для затирочных работ необходимо, прежде всего, ориентироваться на площадь обрабатываемой поверхности, на наличие дверных проемов, колонн и т. п. Для больших площадей лучше использовать двухроторную машину, которая позволяет охватывать достаточно большой участок за счет одновременной работы двух дисков. Если же помещение небольшое и в нем имеются углы, колонны и различные изгибы, тогда следует выбирать оборудование с небольшим диаметром рабочего инструмента.
Затирка бетона вертолетом: технология и материалы
Прежде чем приступать к затирке бетонной поверхности, необходимо устроить технологическую паузу, чтобы бетон смог обрести первоначальную прочность. Продолжительность этой паузы зависит от уровня влажности и температуры в месте выполнения работ и может составлять от 4 до 20 часов. За это время происходит схватывание бетонной смеси до такой степени, что на поверхности остается отпечаток следа человека глубиной не более трех миллиметров. Это и является сигналом начала грубой затирки бетона.
Грубая затирка
Для грубой затирки используют машины с затирочными дисками. Данную процедуру выполняют в два прохода. При втором проходе машина должна передвигаться в направлении, перпендикулярном по отношению к направлению первого прохода. Участки пола, которые упираются в стены, колонны и дверные проемы следует обрабатывать в первую очередь, поскольку бетон на таких участках твердеет намного быстрее.
Вращение затирочного диска способствует перемешиванию верхнего слоя уложенной бетонной смеси. При этом бетон уплотняется. Его тяжелые и крупные фракции (щебень) оседают вниз, а наверх поднимаются более легкие (цементное молоко и песок). Чтобы получить достаточное количество цементного молока, следует осуществить несколько проходов затирочной машиной. Количество проходов зависит от толщины залитого слоя бетона и его качества.
После получения достаточного количества цементного молока на бетонную поверхность наносят затирочную смесь (топпинг). Следует отметить, что упрочнение топпингом используется, в основном, для полов, эксплуатируемых в условиях повышенной транспортной или пешеходной нагрузки, например, на складах, автостоянках, рынках, в производственных цехах, коммерческих центрах и т. п. Если применяются затирочные смеси (топпинг), то их рекомендуется равномерно распределить по стяжке с помощью специальной тележки.
Тележка для топпинга должна иметь:
Сначала вносят примерно две трети от общего количества топпинга. После его нанесения следует выждать некоторое время. Смесь должна за это время пропитаться влагой. Сигналом к началу проведения затирки должно служить изменение цвета затирочной смеси, то есть она должна потемнеть. После первого прохода по бетонной поверхности рассыпают оставшуюся часть топпинга и снова дают ему пропитаться влагой. По завершению этой стадии начинают второй проход грубой затирки.
Расход топпинга должен составлять:
Внесенную смесь перемешивают с цементным молоком, используя для этого однороторную машину с затирочным диском. При выборе диска следует учитывать форму его кромки. Кромка, скошенная под углом 45 градусов, позволяет выравнивать поверхность очень плавно. Диски с углом кромки 90 градусов используются для обработки участков примыканий к стенам и колоннам. Добившись равномерного и полного смешения топпинга, переходят к обработке бетонной поверхности двухроторной машиной с дисками. Такая машина весит примерно 350-400 кг, поэтому очень качественно уплотняет смесь цементного молока и упрочнителя.
Используемые смеси
Большинство затирочных смесей изготавливается на основе портландцемента.
Как правило, в качестве заполнителей используется кварцевый песок, базальт, корунд, стальная фибра и прочие вещества, обладающие повышенной прочностью. У каждого наполнителя свои плюсы и минусы. Выбор зависит от требований к ударной прочности и истираемости бетонной поверхности.
Виды упрочняющих смесей:
Полимерные волокна, попадающие в поверхностный слой бетона, обеспечивают ему дополнительное армирование и прочность. Затирочные смеси могут содержать еще и красящие пигменты, которые позволяют не только упрочнить бетонный пол, но и декорировать его.
Финишная затирка
Готовность бетонной поверхности к финишной затирке определяют визуально. Сделать это правильно может только специалист с высоким уровнем квалификации. На этом этапе используют затирочные машины с лопастями. Обработку следует выполнить минимум с двумя проходами. При втором проходе машина должна двигаться перпендикулярно к направлению движения при первом проходе.
Кроме того, края лопастей при первом проходе должны отстоять от уровня пола на 5-10 мм, а при втором – 20-25 мм. При использовании затирочных лопастей увеличивается удельное давление на бетонную поверхность. Это позволяет качественно уплотнить затирочную смесь, а благодаря наличию изменяемого угла у затирочных лопастей, обрабатываемую поверхность можно довести практически до зеркального состояния.
Кроме зеркального блеска, бетонная поверхность приобретает еще прочность такого уровня, что на ней не остаются следы от человеческих ног. Следует отметить, что выполнить высококачественную финишную обработку с помощью ручного инструмента невозможно, поэтому обязательным является применение затирочного оборудования. Качественно затертый бетон представляет собой гладкую, ровную и блестящую поверхность.
Пример стандартного техпроцесса
Стандартный технологический процесс выполнения затирочных работ состоит из следующих этапов:
Затирка трещин в бетоне
Появление трещин в бетонных элементах отрицательно сказывается на несущих способностях строительных конструкций. Существует множество причин образования трещин, но ремонтные работы следует проводить независимо от источника появления и характера повреждений. Это необходимо делать для того, чтобы не допустить увеличения трещины, раскрашивания ее краев и попадания в нее влаги и мусора.
Способ заделки трещин выбирается на основании изучения причины их появления. Обязательно заделываются все трещины, расположенные на поверхностях бетона, открытых сверху, а также трещины, расположенные вдоль арматуры и имеющие раскрытие более 2 мм.
Трещины, изменяющие величину раскрытия от температурных воздействий и временных нагрузок шириной до 1 мм, можно заделывать с помощью жестких покрытий – водоцементных или полимерцементных составов или покрытий на основе синтетических смол. Если количество трещин ограничено, а величина их раскрытий не превышает 2 мм, то повреждения можно затереть полимерцементным тестом или краской.
Полимерцементные краски обычно применяют для ремонта трещин шириной не более 1 мм, а тесто – 2 мм. Если трещин слишком много, то затирка нецелесообразна, так как приходится вручную обрабатывать большие поверхности. Для этого рекомендуется применять полимерцементные растворы.
Для ремонта трещин в бетонных конструкциях, подверженных воздействию агрессивных сред, а также широких трещин применяют способ инъектирования. Для этого используют полимерцементный раствор или краски. Самые прочные покрытия получают, используя комбинации полимерцементных и эпоксидных составов. В этом случае трещины прокрашивают эпоксидным клеем, а потом по свежему покрытию наносят полимерцементное тесто или раствор.
Поверхность бетона перед началом работ очищают, а трещины шириной раскрытия более 1 мм разделывают в виде прямоугольника или клина под углом 45-60 градусов на глубину 10-30 мм. В конструкции, в которой наблюдается интенсивная коррозия арматуры, вызванная воздействием высокой влажности или окружающей агрессивной среды, трещины герметизируют полимерными составами. Для их приготовления рекомендуется использовать эпоксидные смолы марок ЭД-5 или ЭД-6.
Составы, приготовленные на основе эпоксидных смол, инъектируют в трещины. Те повреждения, которые имеют величину раскрытия до 3 мм, заполняют ненаполненным эпоксидным клеем, трещины шириной более 3 мм – эпоксидным клеем с наполнителем из цемента марки не ниже 500. Хотя эти материалы и имеют высокую стоимость, но первоначальные затраты окупаются впоследствии благодаря высокой надежности выполненного ремонта и существенного увеличения межремонтного срока.
Слишком широкие трещины следует укрепить металлическими скобками. Для этого поперек трещины через каждые 25 см прорезаются канавки глубиной 2 см и шириной 1,5 см. В эти канавки наносится ремонтный состав, закладывается арматура, которая покрывается сверху тем же составом. После заделки трещин необходимо затереть бетон, чтобы скрыть следы проведенного ремонта. Для этого обычно используют затирочные машины с одним диском. Одновременно затираются все шероховатости, имеющиеся на бетонном полу.
Техника безопасности
Залогом безопасной эксплуатации затирочной машины является строгое соблюдение правил техники безопасности. Оператор машины должен постоянно помнить о тех опасных производственных факторах, которые могут возникнуть во время работы. Это нагрев двигателя, угарный газ, выделяемый силовой установкой, шум при работе оборудования, ожоги от щелочей, присутствующих в составе бетона, токсичные пары топлива наряду с опасностью их возгорания.
Все эти факторы требуют повышенного внимания и применения безопасных приемов и технологий работ. Они предусматривают использование оператором средств индивидуальной защиты и специальной одежды: рабочего костюма из плотной ткани, плотно облегающего тело рабочего, защитных очков, бирушей, закрытой удобной обуви с прочными мысками.
Корпус машины должен иметь защитные щитки. Отсутствие какого-либо из них может стать причиной серьезной травмы. Запрещается эксплуатировать машину, если наблюдаются сбои в работе двигателя. Оператор также должен соблюдать безопасную дистанцию от движущихся элементов оборудования. В опасную зону не должны попадать ни ноги рабочего, ни его руки или свисающие элементы одежды.
Стоимость затирочных работ
В зависимости от назначения бетонные полы несут различные эксплуатационные нагрузки, поэтому стоимость отделки пола зависит от сложности его конструкции.
Цена работ складывается из таких составляющих, как:
Ориентировочная стоимость затирки свежего бетона вертолетами:
Наименование операции | Цена за квадратный метр |
Грубая затирка свежего бетона | от 180 |
Финишная затирка свежего бетона | от 240 |
Внесение кварцевого топпинга в ходе затирки (включая стоимость материала) | от 220 |
Внесение корундового топпинга в ходе затирки (включая стоимость материала) | от 260 |
Внесение цветного топпинга в ходе затирки (включая стоимость материала) | от 320 |
Нанесение пропитки на свежезатертый бетон | от 180 |
Расшивка трещин, снятие верхнего слоя, герметизация трещин ремонтным составом, финишная затирка | от 450 |
Выводы
Современная обработка бетонных поверхностей с помощью одно или двухроторных затирочных машин с применением упрочняющих смесей является наиболее прогрессивным методом, а главное самым дешевым. После затирки бетонная поверхность получается прочной, гладкой и обеспыленной. Она приобретает умеренную масло и бензостойкость, а также различные цветовые решения.
Большим преимуществом технологии затирки бетона является то, что готовое покрытие получают вместе с укладкой бетона. Это позволяет существенно сократить время ввода объекта в эксплуатацию и сэкономить на напольных покрытиях. Технология затирки бетонных полов с топпингом практически универсальна и может быть использована на самых разных объектах.
Этапы и последовательность затирки бетона можно просмотреть в видео:
Затирка бетона — как делать правильно?
Автор: Николай Стрелковский
Завершающим этапом возведения бетонного пола становится затирка его поверхности. Проводят такую строительную операцию по определенной технологии с помощью специальных механизмов. Затирка позволит придать основанию ровную поверхность, подготовить плоскость к дальнейшей отделке. Помимо повышения декоративных качеств такая обработка улучшит эксплуатационные характеристики конструкций из бетона – прочность, стойкость к истиранию, ударным нагрузкам, поглощению влаги. Это способствует долговечности отделки, всего сооружения в целом.
Почему надо проводить затирку
В ходе высыхания и затвердения из цементного раствора будет испаряться влага, опускаются вниз тяжелые, крупные частицы щебенки, песка. Мелкие фракции с цементным молочком, наоборот, начинают подниматься на поверхность. В результате этого процесса образуются полости, впадины, выпуклости. Поверхности бетонных полов становятся неровными, шероховатыми, внешне непривлекательны. В плоскостях образуются поры, микротрещины, куда проникает влага, грязь, различные химические вещества.
Под воздействием негативных факторов снижается прочность сцепки компонентов цемента между собой. Со временем полости начнут расширяться, что станет причиной отделения верхних слоев, приведет к образованию глубоких впадин, разрушениям поверхностей конструкций. Предотвратить подобные процессы можно с помощью особой технологии затирки цементного основания. Проведение такой операции позволит устранить пустоты, повысить плотность, однородность бетонных слоев. При этом плоскость станет ровной, приобретет гладкость, необходимую для последующей отделки.
С помощью затирки бетона можно повысить прочность пола, устранить пустоты
Затирку поверхностей из бетона производят посредством специализированного оборудования. Для придания дополнительной прочности, повышения стойкости основания к внешним нагрузкам, истиранию используют особые смеси – топпинги. При кажущейся простоте такие операции требуют определенного опыта, квалификации. Потребуется соблюдение особой технологии, состоящей из двух основных стадий. На первом этапе проводят грубую затирку. Затем следует проведение финишного этапа затирочных работ.
Виды затирочного оборудования
Существуют различные виды оборудования, предназначенного для проведения затирочных операций. По типам конструкции их можно разделить на такие группы:
Затирка бетона производится с помощью специального оборудования
Дисковое и лопастное оборудование представлено вариантами с одним или двумя роторами. Такая техника оснащается электромотором или бензиновым двигателем. Модели однороторных вертолетов достаточно компактные, маневренные, удобны в использовании. Такие аппараты может переносить один оператор, управление осуществляется посредством длинной ручки. Однороторная затирочная техника подходит для выравнивания бетонных оснований различной площади. Эти механизмы отличаются высокой производительностью и эффективностью производимых работ.
Модели оборудования, снабженные двумя роторами, характеризуются большой мощностью, тяжелым весом, высокой стоимостью. Эти габаритные машины используются для уплотнения цементных оснований полов значительной площади. По внешнему виду напоминают небольшие автомобили. Оснащены местом для оператора, откуда осуществляется управление аппаратом посредством руля, кнопок. В основном такая техника применяется в масштабном строительстве.
Оборудование с двумя роторами имеет большую мощность. Имеет место для оператора
Кромочные модели устройств используют в обработке угловых участков, мест соединений плоскостей, колонн, арок, проемов, других труднодоступных поверхностей сложной конфигурации. Обычно это портативные аппараты, оснащенные диском малого диаметра. Работают на экономном электродвигателе средней мощности.
Выбор оборудования для уплотнения, выравнивания бетонных оснований зависит от площади обрабатываемой поверхности, архитектурных особенностей конструкции. Для проведения затирочных операций в помещениях малого, среднего объема подходят компактные машины с одним ротором и диском универсального диаметра в 90 см. Это маневренное оборудование средней мощности с экономным расходом топлива или электроэнергии. Для управления такими аппаратами достаточно одного оператора.
В обработке угловых участков, изгибов, мест со сложной конфигурацией применяют небольшие аппараты, снабженные диском до 60 см в диаметре. На последней стадии затирки используют лопастные устройства. Рабочие лопасти таких аппаратов представляют собой металлические пластины с усиленным ребром жесткости. Такие элементы часто называют затирочным ножом, поскольку в ходе работы он срезает с бетонной конструкции все неровности, выступы.
Интересно! Это позволит уплотнить, выровнять поверхность, сделать ее гладкой, сохранив при этом необходимую форму сложных участков.
Для обработки «сложных» мест используют небольшое оборудование с диском до 60 см
Для уплотнения, выравнивания плоскостей большой площади используют мощные агрегаты с двумя роторами, каждый из которых снабжен диском крупного диаметра. Одновременная работа этих элементов позволит за короткий срок обработать габаритные помещения.
Технология грубой затирки
Начальная стадия уплотнения бетонных стяжек носит название грубой затирки. Эту операцию начинают проводить, когда нанесенный на поверхность основания раствор бетона затвердел настолько, что человек среднего телосложения погрузится на глубину не более 4 мм. Подобная степень затвердения наступает на протяжении от 4 до 7 часов после укладки смеси. На сроки высыхания влияют объемы, марка цемента, влажность, температурные показатели окружающих условий.
Качественная отделка требует проведения двух заходов техники при грубой затирке. В ходе второго этапа аппарат надо направлять перпендикулярно траектории первоначального прохода затирочной машины. Вначале обрабатываются угловые участки, места соединений со стенами, арочными, входными проемами, другими конструкциями. Стяжки здесь высыхают быстрее.
В первую очередь проводится грубая затирка, когда бетон относительно затвердел
На первой стадии применяют дисковое оборудование. В ходе вращений диска перемешивается залитый на основание бетонный раствор, происходит его уплотнение. В зависимости от толщины уложенной смеси, качества цемента может потребоваться несколько проходов техники по одному направлению. На обрабатываемой плоскости основания должен выделиться определенный объем цементного молока. При необходимости на пол наносится подготовленный состав затирочной смеси – топпинг. Такие средства чаще применяют с целью повышения прочности бетонных стяжек полов помещений, открытых площадок, где предполагаются большие нагрузки в ходе эксплуатации. Например, в торговых залах, промышленных цехах, на складах, рыночных площадях, автомобильных стоянках.
Для равномерного распределения затирочных составов по обрабатываемой плоскости используются тележки особой конструкции. Эти устройства должны оснащаться такими деталями:
Топпинги обычно применяются для уплотнения бетона на открытых площадках или в больших помещениях, где возможны большие нагрузки
Сначала на предназначенную для затирки поверхность наносится и по всей площади равномерно распределяется примерно 60% от общего объема затирочного вещества. Затем надо подождать примерно четверть часа. Когда топпинг пропитается бетонным молочком и смесь потемнеет, проводят первый проход техники для затирки по одному направлению. После этого на стяжку наносится оставшаяся часть топпинга, которая также должна пропитаться влагой, потемнеть. В завершение осуществляется второй заход техники.
Для бетонных плоскостей с предположительно малой, средней нагрузкой расходный объем смеси составляет до 5 кг на каждый квадратный метр обрабатываемой площади. Обработка оснований с высокими нагрузками в ходе последующей эксплуатации требуется 5-8 кг топпинга на квадратный метр.
Для качественного перемешивания затирочного состава с верхними слоями цементного раствора применяют однороторное дисковое оборудование средней мощности. При этом важное значение имеет форма кромки диска. Например, для плавного выравнивания поверхности подходят диски со скошенными под углом 45° кромками. Участки сложных форм обрабатываются техникой с дисками, кромки которых скошены под прямым углом.
Имеет значение форма кромки диска – для разных целей используются разные диски
После нанесения смеси ее равномерного распределения и перемешивания с бетонным раствором на втором этапе грубой обработки применяют тяжелое, мощное оборудование с двумя роторами и дисками. Вес этих агрегатов может достигать 400 кг, что способствует максимальной степени уплотнения бетона.
Интересно! После каждого прохода степень выравнивания поверхностей проверяют строительным уровнем или контрольной планкой.
Количество, периодичность заходов дискового оборудования зависит от скорости затвердения бетонной стяжки. Если раствор застывает медленно, обработку агрегатом проводят каждый час. Когда цемент твердеет быстро, технику используют через 30 минут. Окончанием грубой отделки станет отсутствие следов от дисков после прохождения затирочной машины.
Когда следов от дисков на цементе не останется, можно считать, что с грубой отделкой покончено
Разновидности затирочных смесей
В основе большинства видов топпинга лежит портландцемент – вяжущий состав из помола цементного клинкера, гипса и силикатных добавок. В производстве затирочных смесей также используют твердые наполнители, волокна полимеров, модифицированные примеси. Повышению прочностных характеристик бетонных оснований, устойчивости к истиранию способствуют различные виды заполнителей топпинга. В этом качестве используют фибру из стали, измельченные породы корунда, базальта, кварцевый песок и другие минеральные вещества высокой степени твердости.
Для затирок оснований, которые в дальнейшем будут подвергаться высоким внешним нагрузкам, следует выбирать смеси с наиболее твердыми корундовыми наполнителями. Стоят такие топпинги дороже, но значительно повышают прочность, долговечность бетона. Применяют эти смеси при строительстве промышленных объектов, автостоянок, складских помещений, АЗС.
В обработке бетонных плоскостей с последующей эксплуатацией в условиях низких и средних нагрузок используют топпинги с кварцевым песком. В основном такие смеси применяют для уплотнения полов небольших помещений жилого, офисного, торгово-развлекательного назначения.
Топпинги для бетонного пола
Волокна полимеров, входящие в состав топпингов, служат дополнительным армированием верхнего слоя цементной стяжки. Модифицированные добавки повышают стойкость бетона к воздействию внешних негативных факторов. Отдельные разновидности затирочных смесей содержат пигменты, которые придают цементной поверхности определенную расцветку, повышая декоративные качества пола.
Финишная стадия затирки
На финишном этапе уплотнения бетонных оснований, окончательного выравнивания пола применяют лопастное оборудование – вертолеты. Для качественной обработки плоскости необходимо провести минимум два прохода техники. Как и в случае грубой отделки, траектории направлений затирочных машин должны пересекаться под прямым углом.
При первом заходе лопасти аппаратов надо расположить на высоте 0,5-1 см от поверхности стяжки. На втором проходе – на уровне 2-2,5 см выше пола. Скорость вращения лопастей создает воздушную подушку, которая оказывает сильное давление на обрабатываемую плоскость. Это способствует уплотнению топпинга, верхних слоев цементной стяжки. Возможность изменения угла лопастной части затирочного оборудования позволяет придать полу практически зеркальную гладкость.
Для окончательной затирки бетона используют так называемые вертолеты
Помимо максимально возможного выравнивания и уплотнения, финишная стадия затирки значительно повышает твердость обрабатываемого основания. О готовности пола к дальнейшей отделки свидетельствует отсутствие следов от лопастей и при хождении по полу, характерный блеск гладкой поверхности. Добиться этого можно только с помощью автоматического оборудования.
Интересно! Получить такую плотность, твердость цементной стяжки ручным способом невозможно.
После завершения процесса финишной затирки обработанную поверхность бетона пропитывают специальными битумными или полимерными составами. Это повысит следующие свойства стяжки:
Когда процесс затирки будет окончен, бетон пропитывают специальными составами
После окончательного впитывания составов, повышающих эксплуатационные характеристики цементных поверхностей, пол готов к дальнейшей отделке и укладке различных покрытий.
Технология затирки бетонного пола специальными машинами
Как уже было сказано, вручную затиркой пола, как правило, не занимаются – это чаще всего бессмысленно. В связи с этим пошаговую инструкцию мы приводить не будем. Но вот подробнее о технологии затирки расскажем для большего понимания последовательности действий.
Технология затирки бетонного пола
Особенности проведения работ при низких температурах
Отрицательные температурные значения оказывают разрушающие действие на бетон при работах по укладке и обработке стяжки. Температура на поверхности цементного слоя не должна опускаться ниже +5 °С. Достичь этого можно такими способами:
Размеры, количество теплиц, интенсивность обогрева зависят от объемов работ с бетоном, особенностей возводимых объектов, окружающих условий.
Рекомендуется не проводить затирку бетона при температуре ниже 5 градусов Цельсия
Общие советы по затирке бетона
Добиться наиболее качественного уплотнения цементного раствора, ровной поверхности стяжки можно лишь механизированным способом. При этом помогут ряд рекомендаций опытных строителей и операторов техники для затирки бетона:
Добиться качественной затирки бетона, уплотнения цемента можно только при использовании специального оборудования
В целом лопастные затирочные вертолеты являются наиболее удобным вариантом при проведении строительства частного дома или ремонта небольших помещений. Такую технику легко освоить, она маневренная, надежная и при этом достаточно универсальна. При необходимости можно менять лопасти на диски подходящего размера и способа крепления, проводить различные операции по выравниванию, уплотнению бетонных кладок.
Интересно! Тяжелое, габаритное дисковое оборудование больше подходит для масштабных построек.
Процесс нарезки и обработки швов
Технология создания качественной стяжки предусматривает нарезку в бетоне швов, которые необходимы для предотвращения разного рода деформаций.
Изоляционные швы
Нарезают изоляционные швы, чтобы предотвратить образование деформаций в результате нагрузок от различных конструкций здания – стен, перегородок, перекрытий, колонн. Такие швы обустраивают до заливки бетонного раствора, нарезая и укладывая внутри изоляционный материал по периметрам фундамента, помещений, вдоль стен, вокруг оснований элементов сооружения.
Изоляционные швы необходимы для предотвращения возникновения деформаций
Усадочные швы
Нарезка усадочных швов позволит исключить процессы хаотичного растрескивания цементной стяжки в ходе затвердения. Такие нарезы делают по линии осей и периметрам колонн. В случае образования деформаций из-за усадки трещины в бетоне пола благодаря усадочным швам будут распространяться по заданным направлениям.
Рисунок, образуемый линиями нарезов, должен быть максимально приближен к форме квадратов. Допускается превышение длины над шириной такого прямоугольника не больше, чем в 1,5 раза. При этом вероятность хаотичного растрескивания бетона будет минимальной, если общий размер карты нарезов как можно меньше.
Нарезку швов проводят после окончания финишной затирки, стараясь получить квадраты примерно 6 на 6 м. Глубина нарезов – около трети от толщины стяжки. Целью обустройства усадочных швов является создание в бетоне участков слабины. Именно в таких зонах будут локализованы образовавшиеся при усадке трещины.
Усадочные швы требуются для предотвращения растрескивания бетона
Конструкционные швы
При нарезке конструкционных швов стараются по возможности совместить их с усадочными нарезами. При этом они служат для предотвращения растрескивания тяжки вглубь по вертикали. Нарезают такие швы сразу после укладки цементного раствора. При этом в середине толщины стяжки устанавливают рейки под прямым углом к линиям нарезов, по принципу вхождения шипов в пазы.
Заполнение швов
Предотвратить засорение швов, уберечь их от проникновения воды, агрессивных химических составов можно с помощью заполнения нарезов полиуретановыми герметизирующими составами. Такие смеси защитят нарезы от негативного воздействия внешних факторов, которые могут привести к разрушению стенок швов. Перед заполнением герметизирующим веществом шовные каналы следует тщательно очистить от мусора, пыли, грязи. Для этого нарезы продувают струями сжатого воздуха, очищают посредством обработки пескоструйным аппаратом или жесткой щеткой вручную.
Чтоб защитить швы, используют специальные герметизирующие составы
При выборе разновидности герметизирующего средства надо учесть эксплуатационные условия, уровень будущих нагрузок. Например, на предприятии по производству пищевых продуктов бетонные стяжки полов должны выдерживать вес тяжелых грузовых автомобилей и в то же время легко мыться для поддержания установленных санитарных норм. Для заполнений швов такого объекта нужен твердый и одновременно пластичный состав. Герметик должен защитить края нарезов от образования сколов, трещин, других деформаций. В то же время он должен легко сниматься при необходимости очистки канала шва от загрязнений. Для этого случая оптимальным выбором станет герметизирующая мастика PU-40.
Методы устранения трещин стяжки
Растрескивания цементной кладки могут привести к частичному или полному разрушению конструкции. Выбирать метод затирок трещин бетонной стяжки надо исходя из причин возникновения, вида деформаций. Необходимо своевременно выявить и остановить разрушение их кромок, стенок, предотвратить попадание внутрь воды, загрязнений, химических агрессивных составов, всего, что может своим воздействием привести к расширению щелей.
Интересно! Все трещины шириной от 2 мм и больше, образовавшиеся на бетонной плоскости, а также вдоль арматуры подлежат немедленной заделке.
Мелкие щели с шириной раскрытия до 1 мм, которые возникли из-за воздействия температурных перепадов, внешних нагрузок, можно заделывать вручную составами, образующими жесткие покрытия. К таким относятся полимерцементные, водоцементные краски, синтетические средства на основе различных смол. Для заделки небольших трещин около 2 мм шириной используют полимерцементное тесто.
Небольшие щели можно заделать вручную
В случаях, когда растрескивание охватило большую площадь, производить затирку вручную нерационально – этот процесс получится слишком трудоемким, займет много времени. Для ремонта цементных конструкций, на поверхности которых в результате воздействия агрессивных веществ, нагрузок, появилось много широких щелей, применяется механизированный метод торкретирования. Для обработки поверхностей при этом варианте используются полимерцементные краски или смеси. Наиболее прочными станут покрытия из комбинаций полимерцементных и эпоксидных клеящих составов. Щели вначале обрабатывают клеем, затем на свежее покрытие наносится полимерцементные смеси или тесто.
Перед началом ремонта растрескавшейся бетонной стяжки поверхность пола тщательно очищают от грязи, мусора. Всем щелям, ширина которых превысила 1 мм, придают форму прямоугольников глубиной 1-3 см, со стенками, скошенными под 45-60°. Трещины обрабатывают вначале эпоксидной смолой марок ЭД-5 или 6. В тех конструкциях, где отмечается интенсивное образование ржавчины на арматурных элементах, деформации следует заделать герметизирующими средствами на основе полимеров, обладающими антикоррозионными, водонепроницаемыми свойствами.
Для заделки щелей до 3 мм шириной используют эпоксидный клей без наполнителей. В затирке более широких повреждений применяют клеящие составы с наполнителем из сухих цементов не ниже 500 марки. Это достаточно дорогие материалы, однако расходы в этом случае оправданы высокой эффективностью, качеством ремонта, благодаря которому повысится прочность, надежность стяжки.
Чтобы заделать небольшие щели – до 3 мм – обычно применяется эпоксидный клей
Трещины с шириной раскрытия от 3 мм и больше следует укреплять скобами из прочных сплавов металла. Поперек каждой такой щели надо прорезать канавку. Такие борозды должны быть шириной около 1,5 см, глубиной примерно в 2 см. Расстояние между нарезами – 25 см.
На дно канавок укладывают цементный раствор, затем армирующую металлическую скобу, сверху опять смесь бетона. После проведения такой операции поверхность стяжки следует обработать затирочным аппаратом средней мощности, оснащенным одним диском.
Интересно! Это позволит уплотнить уложенный свежий раствор в местах повреждений, выровнять поверхность, полностью устранить следы проведенного ремонта.
Техника безопасности
Высокая скорость вращения металлических дисков, лопастей затирочных агрегатов может послужить причиной получения различных травм, ранений оператора, других строителей. Угрозу здоровью несет пыль, частицы цемента, которые в большом объеме поднимаются в воздух в ходе шлифовки поверхностей. Соблюдать определенные меры предосторожности должны все лица, которые находятся вблизи зоны проведения работ с применением такой техники.
Нужно соблюдать технику безопасности при затирке бетона
Особые обязанности возлагаются на оператора машин. Во время работы он должен соблюдать такие меры безопасности.
Правило | Описание |
---|---|
Контроль за различными отклонениями | Оператор обязан следить за всеми изменениями, которые могут послужить причиной возникновения опасных ситуаций, например, перегрев или нехарактерные звуки работающего мотора затирочного оборудования, повышенная концентрация выделяемого двигателем угарного газа, токсичных, быстро воспламеняющихся паров топлива. При появлении подобных явлений следует немедленно прекращать работу. |
Использование специальной одежды | Все работы надо проводить в специальной одежде с применением различных средств защиты – костюм, перчатки из плотных материалов, очки, респираторы, наушники, прочная обувь. |
Наличие металлических защитных щитков | Они должны быть установлены на корпусах затирочных аппаратов. |
Отсутствие людей, посторонних предметов поблизости | В зоне действия дискового или лопастного агрегата не должно быть людей, движущихся объектов, посторонних предметов. |
Операторов допускают к проведению работ только после прохождения соответствующего обучения. Помимо освоения техники, он должен изучить все необходимые инструкции, правила безопасности.