что значит завербовать человека в мусульманстве

Миссионерский отдел московской митрополии

Основные способы вербовки славян в исламистские организации. Роман Силантьев

Доцент кафедры мировой культуры МГЛУ Роман Анатольевич Силантьев

Под ваххабизмом в современной России обычно понимается совокупность агрессивных и нетрадиционных для России ветвей ислама («исламских джамаатов», «внемазхабного» или «безмазхабного» суннизма). Это определение является скорее политическим, чем богословским, но в данном случае именно политическая сторона дела особенно важна — как с точки зрения мотивации адептов течения, так и с точки зрения опасности, которую оно представляет для государства.

Российский ваххабизм является весьма неоднородным течением Его основные группы можно определить как:
1) «классических» ваххабитов, именующих себя салафитами (приверженцами «саф ислама» или «чистого» ислама);
2) ихванов или «Братьев-мусульман»;
3) хизбутов (сторонников террористической партии «Хизб-ут-Тахрир»);
4) таблигитов (адептов экстремистской пакистанской секты «Таблигиджамаат»).

К другим особенностям ваххабитов следует отнести их нигилистическое отношение к адатам (доисламским обычаям) и светскому законодательству. Ваххабиты считают возможным отлучать от ислама (делать такфир) на основании уклонения от ежедневной пятикратной молитвы (намаза) или неучастия в джихаде. Нередко они объявляют «врагами ислама» вообще всех несогласных с ними мусульман.

С особой враждебностью ваххабиты относятся к суфиям и шиитам, причем последних нередко именуют шайтанской (сатанинской) сектой. Ваххабиты считают идолопоклонством почитание захоронений и ведут борьбу с ним. Также они выступают против того, что считают нововведениями в исламе, и на этом основании не отмечают ряд мусульманских праздников (например, Мавлид).

В настоящее время в России наблюдается активизации процесса вовлечения людей православной культуры в исламистские организации. Новообращенные ваххабиты отличаются повышенной боеспособностью и особой жестокостью, поэтому особенно ценятся террористами. Их вербовка осуществляется следующими путями:

Проблема вербовки в местах заключения весьма актуальна и для зарубежных стран, особенно государств Западной Европы. Проблема «тюремных джамаатов» может быть решена по казахстанскому сценарию – через создание специальных зон для ваххабитов, однако в России реализация этой инициативы технически сложна из-за обилия статей, по которым сажают ваххабитов и, как следствие, невозможности их эффективной сортировки.

Источник

Профессиональным вербовщикам неважно кого вербовать. С одинаковым успехом они записывают в ряды боевиков мужчин, женщин и детей. Иногда кажется, что возраст будущих экстремистов для них вообще не имеет значения.

Общие принципы вербовки молодежи

В отношении граждан России часто практикуется следующая схема. В социальных сетях рунета с молодыми людьми заводится разговор о Востоке: обычаях, культурной жизни, принципах существования и религии. Вербовщик прощупывает почву и находит тему, которая близка, интересна юноше или девушке. Может долго общаться, не раскрывая своей сущности.

Когда на взгляд вербовщика испытуемый готов к более предметному разговору, вербовщик задает вопрос. Не желает ли парень или девушка поучиться на Востоке, узнать больше об интересной культуре и духовной практике? Разумеется, все расходы оплачиваются новым знакомым. А это перелет, проживание, учеба.

Перед молодыми людьми возникает дилемма, с одной стороны хочется сменить привычную обстановку и окунуться в новый, ставший увлекательным мир. С другой стороны, происходит осознание того, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Возникают вопросы, кто эти люди, которые готовы оплачивать обучение незнакомому человеку? Какие они преследуют цели, и чему именно будут учить?

Пока человек задает вопросы, ведется его целенаправленная обработка. Решительной личности – больше внимания, а скромную и тихую могут оставить на время наединие с собой и дать возможность «подумать». Но всех, всех обрабатываемых держат на прицеле, на расстоянии вытянутой руки. Бывают случаи, когда их увозят в неизвестном направлении против их воли.

Как обрабатывают юношей?

Если материальный аспект для человека неважен, могут навязывать ему радикальный ислам. Говорить о том, что только в Сирии ислам соблюдается правильно, только там может быть построено истинно исламское государство. Только эта религия – тот путь, который может привести человека в рай. Православие – религия неверных, это ложное учение и т.д.

В отношении девушек чаще всего разыгрывают сценарий семьи, то есть удачного замужества. Играют на нашем менталитете: «Женщина должна хранить и оберегать семейный очаг». Считается, что девушек легко увлечь романтическими идеями. И это правда, кто из нас в юности не верил в сказку о Принце?

Если мужчин мотивируют деньгами, запугивают и даже берут в ряды боевиков силой, то женщин именно подготавливают, идеологически обрабатывают. Психотропные вещества и наркотики не используются (кроме отдельных случаев).

Когда девушка морально готова, ее отправляют в лагерь боевиков, выдают замуж и говорят: «Теперь ты – часть семьи, тебе нужно идти в бой с неверными не только за религию, но и за свою семью». Иногда это происходит немного по-другому.

Как вербовали Варвару Караулову?

Теперь пришло время разговора об индивидуальном подходе. Показать, как он работает на опыте одного конкретного человека. Варвара Караулова была студенткой-отличницей с хорошими оценками в зачетке и безупречной репутацией. Она всесторонне развита и родом из благополучной семьи. У нее были превосходные перспективы и все шансы состояться в этой жизни. Как же вербовщики нашли к ней подход?

По некоторым источникам с Варварой был разыгран сценарий социального неравенства. Говорилось о том, что в России ярко выражена социальная несправедливость, когда одни имеют все, а другие вынуждены выживать и влачить жалкое существование. Исламское Государство преподносилось как идеальный мир, где каждому дается по его заслугам, где нет лжи и обмана. Женщина выполняет свою роль – оберегает семейный очаг, а мужчина выступает в качестве защитника – воюет, чтобы мир стал лучше. По словам самой Карауловой ее обрабатывали также психотропными веществами.

Как вы видите, у вербовщиков много схем, которые они проворачивают в отношении детей и подростков. Как же защитить своих близких, как распознать опасность в зародыше?

1. Насторожитесь, если к вашему ребенку проявляют настойчивый интерес. Психологи не устают повторять: между родителями и детьми должны быть доверительные отношения. Разговаривайте с ребенком, спрашивайте о его делах в школе и институте, об отношениях с друзьями и виртуальными знакомыми. Будьте в курсе всех проблем, станьте лучшим другом и мудрым наставником.

2. Серьезно отнеситесь к интересу ребенка к Востоку. Если подросток интересуется восточной культурой и исламом в контексте предметов Культурология и Религии народов мира – это одно дело. Для него – это способ познать мир. Если же его интересует только Восток и только радикальный ислам – это другое. Особенно, если ребенок задумывается о смене религии.

3. Всегда отмечайте изменения в поведении и внешности ребенка. Если подросток приобщился к исламу, скрыть это достаточно сложно. Например, Варвара Караулова увлеклась изучением языка, приняла ислам и стала носить хиджаб. Любимую собаку стала принимать за «нечистое животное», избегала встреч и прогулок с нею. Отказывалась от употребления свинины и 5 раз в день совершала молитву.

Наполните свой рассказ объективной информацией, но избегайте возбуждения интереса к этой теме. Пусть это будут сухие факты, которые не оставляют другого сценария, как жить здесь и сейчас.

Источник

Как мусульман обманывают с помощью Корана и вербуют в ИГИЛ

что значит завербовать человека в мусульманстве. Смотреть фото что значит завербовать человека в мусульманстве. Смотреть картинку что значит завербовать человека в мусульманстве. Картинка про что значит завербовать человека в мусульманстве. Фото что значит завербовать человека в мусульманстве

Вербовщики активно развивают эту тему, приводя примеры из жизни. С «завещания врать» пророка Мухаммеда все только начинается. Именно на этом этапе происходит некий переворот в сознании и размытие границ дозволенности и моральных норм. Наивных людей убеждают, что Аллах разрешил врать даже ему, если это кажется мусульманину нужным и правильным. Впрочем, хитрые вербовщики предупреждают, что Аллах все равно поймет, где ложь, а где правда, но за это не осудит.

Уже на этом этапе изучения Псевдокорана в головах людей происходит своеобразная революция – они начинают мыслить и поступать иначе. Им внушают, что Аллах якобы поощряет ложь в отношении немусульман. Дескать, это вообще считается чем-то хорошим, ведь ислам всегда находится в состоянии либо войны, либо перемирия с немусульманским миром. Значит, врать можно постоянно, ведь это либо ложь во благо ближних, либо обман врагов.

Вербовщики занимаются постепенным «закручиванием гаек», плавно подводя будущих боевиков к тому, что к иноверцам не стоит хорошо относиться. Дескать, это нормально: улыбаться им, а в душе проклинать и мечтать уничтожить. Якобы именно так всегда поступал Абу Ад-Дарда, сторонник Мухаммеда. К тому же Аль-Хасан, первый исламский имам и преемник Мухаммеда, якобы пояснял, что так следует делать постоянно – вплоть до Судного дня.

*ИГИЛ – террористическая операция, запрещенная в РФ и ряде других стран

Источник

Невеста для джихадиста. Как меня вербовали в Исламское государство

Что толкает благополучных европейских женщин на службу к исламистам?

Великий халифат, или ISIS (Исламское Государство Ирак и Великая Сирия — далее ИГ), с каждым днем вербует в свои ряды все больше граждан из Европы и Америки. И это не этнические мусульмане из иммигрантов, а коренное население. Среди завербованных все больше женщин. По данным европейских властей и специалистов по терроризму, 10% от всех регистрируемых выездов европейцев в районы, контролируемые ИГ, совершается женщинами. Число «новых исламисток» из коренных американок тоже растет с каждым днем — чем очень гордятся вербовщики ИГ.

Белые женщины из благополучных стран едут рожать от строителей кровавого халифата и готовить им еду — кто и как смог уговорить их на это? И кто в первую очередь может стать жертвой рекрутеров — выясняла корреспондент «МК».

что значит завербовать человека в мусульманстве. Смотреть фото что значит завербовать человека в мусульманстве. Смотреть картинку что значит завербовать человека в мусульманстве. Картинка про что значит завербовать человека в мусульманстве. Фото что значит завербовать человека в мусульманстве

«Нужны женщины с хорошим образованием»

Зачем эта кровавая экзотика благополучным француженкам, немкам, британкам, американкам? Зачем они спешат на помощь бандитам, отрезающим головы их же соотечественникам?

За ответом я отправилась в столицу Ирана Тегеран, а оттуда — на юг, в город Шираз, где, по нашим меркам, уже в шаговой доступности Ирак, Саудовская Аравия и Пакистан — средоточие и оплот активистов ИГ. Там нет пробок, но есть горы и пустыни, поэтому на машине из Шираза добраться до любого из этих мест — раз плюнуть.

Как только я оказываюсь в киберпространстве Ирана, на мою страничку в соцсети начинают поступать странные сообщения.

Женщина с едва ли настоящим именем Лайза Вандер и с фото пакистанской киноактрисы на аватарке пишет на убогом русском, явно воспользовавшись онлайн-переводчиком: «Ты хочешь замуж, есть хорошие парни создать крепкую семью с детьми». Немедленно отвечаю, что очень хочу замуж, хороших парней и детей. В ответ мне обещают в ближайшее время назначить встречу в городе — только вот сейчас согласуют время и место с «хорошими парнями».

что значит завербовать человека в мусульманстве. Смотреть фото что значит завербовать человека в мусульманстве. Смотреть картинку что значит завербовать человека в мусульманстве. Картинка про что значит завербовать человека в мусульманстве. Фото что значит завербовать человека в мусульманстве

В самой большой мечети Шираза. Фото: Жанна Голубицкая

Доктор философии из Пакистана, как он отрекомендовался, со сложным именем Мир-Ибрагим-Аятолла-Багдади пишет: «Есть хорошая работа в charity (благотворительность) в поддержку мира во всем мире, нужны женщины с хорошим образованием, знанием языков, возможностью жить и работать на Ближнем Востоке в течение нескольких лет. Жилье, страховка жизни и здоровья и большие деньги».

Остальные мои новые респонденты в основном предлагают познакомиться поближе. Отвечаю всем без исключения — происходит все это в первый час заселения в тегеранский отель. С нетерпением жду ответов, но тут доступ в Фейсбук у меня блокируется.

Иду на ресепшн. Милая улыбчивая иранка отвечает — мол, да, извините, но в нашей стране доступ в некоторые сегменты Интернета ограничен.

«Почему так много американок?!»

Расспрашиваю свою тегеранскую подругу Ромину — она вполне светский человек, художница и из-за этого даже не вышла замуж (в традиционной мусульманской семье муж мог бы запретить жене писать картины, ибо религией это не поощряется). Ее отец богат, Ромина могла себе позволить оставаться в отчем доме, не «продаваясь» замуж. В Тегеране чадру носят только женщины в возрасте, молодые иранки приспускают условный платочек на затылок, кокетливо выпуская локоны, а попу в обтягивающих джинсах тоже весьма условно прикрывают так называемым исламским «манто» — кокетливым удлиненным пиджаком.

что значит завербовать человека в мусульманстве. Смотреть фото что значит завербовать человека в мусульманстве. Смотреть картинку что значит завербовать человека в мусульманстве. Картинка про что значит завербовать человека в мусульманстве. Фото что значит завербовать человека в мусульманстве

Фото: Жанна Голубицкая

Мы в Иране — шииты, — объясняет мне Ромина. — А ISIS строят сунниты, они против нас. Разночтения в трактовке Корана — это просто повод отмежеваться от мирных мусульман. Наши власти резко против всего, что связано с пропагандой исламистов, поэтому все их сайты у нас немедленно блокируются. Из-за этого же, а вовсе не из-за «западной культуры» отслеживают соцсети и сайты знакомств — людей вербуют в основном через них.

И стоит им попасть в районы, контролируемые ИГ, тут же все забудут, гражданкой какой прекрасной страны она была до этого. Никаких прав у нее не останется, и уже никто не сможет ей помочь. Мы пережили революцию 1979 года, помним, как паздараны (стражи исламской революции. — Авт.) могли плеснуть серной кислотой в ту, чье лицо им показалось слишком открытым. А вот у вас, европеек, по-другому — вы добились равноправия с мужчинами и сами же устали от него. Женщине одной тяжело тащить на себе всю ответственность, не зря же семья придумана.

Но больше всего мы тут в Иране удивляемся, почему с исламистами так много американок. Иранцы — миролюбивый народ, у нас всех любят и хорошо принимают. Только американцам мы не даем визу, но их все равно тут полно! Они к нам через Европу пробираются или через третьи страны — вроде Саудии, ОАЭ, Кувейта и Катара. Это все рядом.

Это чистая правда: в Тегеране я часто слышу громкую английскую речь с американским выговором. Постояльцев своего отеля за завтраком пытаюсь расспросить — что они забыли в таком месте, как Иран? В ответ у всех одно и то же — неправительственная, некоммерческая благотворительная организация, помогающая детям (больным, женщинам, животным, экологии, историческому наследию, etc.). Не слишком разговорчивые — слова лишнего не вытянешь.

что значит завербовать человека в мусульманстве. Смотреть фото что значит завербовать человека в мусульманстве. Смотреть картинку что значит завербовать человека в мусульманстве. Картинка про что значит завербовать человека в мусульманстве. Фото что значит завербовать человека в мусульманстве

В ширазском ресторане: половина из присутствующих — европейки и американки в платках. Фото: Жанна Голубицкая

Вечером у меня самолет в Шираз. Внутренние авиалинии у иранцев работают на удивление четко и вежливо, но вот досмотр на южные направления может соперничать с жесткими антитеррористическими проверками авиапассажиров в Израиле. Там, где неблагополучные «суннитские» границы под боком, нужна особая осторожность.

что значит завербовать человека в мусульманстве. Смотреть фото что значит завербовать человека в мусульманстве. Смотреть картинку что значит завербовать человека в мусульманстве. Картинка про что значит завербовать человека в мусульманстве. Фото что значит завербовать человека в мусульманстве

Фото: Жанна Голубицкая

В пятизвездочном отеле встречаю правительственную делегацию из столицы, у них здесь двухдневный гуманитарный форум.

Иранка средних лет по имени Махваш Салехи работает в иранском правительстве — сегодня там немало женщин. Рассказывает, что дважды была в Москве, в Германии бывает регулярно, а цели у нас с ней неожиданно оказываются общие — отследить, кого и как вербует ISIS.

— В Ширазе работает экспертная группа из Европы, — рассказывает Махваш. — Они не афишируют себя, но под видом всяких общественных организаций отслеживают каналы вербовки исламистами.

— И каковы эти каналы?

Следующая категория риска — узники иранского происхождения, попавшие в тюрьмы в других странах. Сейчас даже в камере работает Интернет, он и есть основной канал вербовки для всех категорий населения. В зинданы (тюрьмы. — Авт.) исламисты также засылают специальных гонцов. Но наше население не в такой опасности, как ваше.

— Наше.

Махваш поясняет, что, согласно выводам экспертной группы, самые «горячие точки» в плане вербовки в ИГ — это Афганистан и горный Бадахшан в Таджикистане. По словам моей собеседницы, на Памире наибольшее количество рекрутинговых пунктов исламистов, чья деятельность направлена на вербовку тех, кто живет западнее. В Иране убеждены, что эти оазисы зла куда опаснее для населения России и Европы, чем для иранцев.

Из 1000 волонтеров ИГ, зафиксированных французскими властями, 60 — женщины. А по данным самого ИГ, на сегодняшний день в их стане уже 300 молодых француженок. Им в затылок дышат Великобритания (около сотни женщин, одна треть — с высшим образованием, из них 50 — от 16 до 24 лет), Германия (50 женщин-адептов ИГ, самой юной всего 13 лет) и Австрия (более 20 женщин, начиная от 15 лет). А из 85 джихадистов, покинувших Швецию ради ИГ, по данным шведской службы безопасности, женщины составили 20%.

Из 1000 волонтеров ИГ, зафиксированных французскими властями, 60 — женщины. А по данным самого ИГ, на сегодняшний день в их стане уже 300 молодых француженок. Им в затылок дышат Великобритания (около сотни женщин, одна треть — с высшим образованием, из них 50 — от 16 до 24 лет), Германия (50 женщин-адептов ИГ, самой юной всего 13 лет) и Австрия (более 20 женщин, начиная от 15 лет). А из 85 джихадистов, покинувших Швецию ради ИГ, по данным шведской службы безопасности, женщины составили 20%.

Спрашиваю у нее: что может привлекать женщин свободного западного мира в воинствующем ИГ?

— Западные женщины не просто идут к боевикам, они несут им свои сбережения, — сокрушенно качает головой моя собеседница. — Наше внутреннее мнение — женщины Европы и Америки устали от своей свободы, от независимости от мужчин и от отсутствия общего дела. Западные женщины на биологическом уровне тоскуют по древнему укладу, способствующему продолжению рода. Все мы иногда болезненно хотим в стадо — особенно когда нам плохо, одиноко или просто скучно. А у женщин независимость на биологическом уровне равна невостребованности, особенно если у нее нет семьи, нет близких друзей, что на Западе сейчас норма. Индивидуализм и одиночество в толпе Востоку совершенно не свойственны.

А дальше включаются технологии.

— Главный ресурс — Интернет, второй по значимости — личное знакомство, преимущественно в учебных и увеселительных заведениях, когда речь идет о западных женщинах, — поясняет иранка. — С девушками на Востоке могут вступать в контакт в мечетях или на религиозных собраниях — причем конфессия не важна. По нашим последним данным, в последнее время к исламистам примкнули девушки из еврейских и католических семей.

Моя собеседница объясняет, что личный контакт, конечно, более трудоемкий путь, в Интернете же задействовано огромное количество людей, работающих по принципу сетевого маркетинга. Часто они сами не знают, на кого именно работают. Их задача — знакомиться в соцсетях, привлекать людей в некие группы по интересам, приглашать в туристические поездки или паломнические туры со скидками. Обычная работа в Интернете, за которую они получают неплохие деньги через платежные системы и понятия не имеют, кто их работодатель. А касательно непосредственно европеек и американок с хорошим образованием, обеспеченных, а также совсем юных девушек-немусульманок из благополучных стран экспертная группа, по словам Салехи-ханум, вычленила три основных пути вербовки.

— Так работают все разведки мира, когда им нужно завербовать на свою сторону, — ищут уязвимое место, — говорит Махваш. — Одна из главных фокус-групп — одинокие женщины и матери-одиночки. Тех, кто ищет пару на международных сайтах знакомств, привлекают агенты в лице интересных мужчин, предлагающих законный брак. То же самое происходит с одинокими дамами и «в реале» — в барах, ресторанах.

Сила этого подхода, по мнению Махваш, в том, что тут все «по чеснаку»: мужчины правда готовы жениться на европейской женщине, независимо от ее возраста и внешности, вступают в переписку, приглашают к себе в гости. И если дама решается поехать в гости к обходительному кавалеру, ей действительно оплачивают дорогу, ее правда встречает интересный мужчина, готовый к законному браку. И не успела она оглянуться, как стала законной супругой мужчины, который излагает новобрачной понятия «порядка и справедливости, которые настанут на земле в условиях ISIS». И даже если европейская супруга не впечатляется ими по доброй воле, она теперь обязана подчиняться мужу, и из страны, где проживает суженый, ее без его разрешения не выпустят.

Совсем юных девушек «цепляют» через соцсети — пользуясь подростковым максимализмом, который есть у тинейджеров во всем мире. Вербовщик становится школьнице сначала «понимающим другом», потом гуру. Девушки часто вступают в некие альтернативные группы из желания быть особенной, из тяги к романтике, но многие потом все же приходят в себя. Однако часто бывает поздно, они уже на крючке. И тогда вербовщики могут включать «традиционные» методы — угрозы семье, наркотики, шантаж и просто насильственное удержание.

Касаемо же образованных и обеспеченных женщин среднего класса из Европы и США, которые не ищут себе пару на сайтах знакомств, — продолжает Махваш Салехи, — то их чаще всего используют «втемную». По нашим данным, около 2000 европейцев, уже работающих на ИГ, искренне считали, что работают в этом регионе ПРОТИВ джихада!

Через благообразных посредников предлагают работу в неправительственных некоммерческих организациях на Ближнем Востоке, говорят, что это гуманитарная миссия в целях поддержания мира в регионе. Почему-то у европеек и американок считается удачей получить приглашение на работу в «международную организацию» с такими размытыми функциями. Западникам в «странах третьего мира» традиционно больше платят, у них бесплатное жилье, питание, транспорт, соцпакет и страховки. И, даже приехав на место, они могут еще какое-то время работать в узком сегменте, не понимая, какому именно общему делу служат.

«Мама, я эмира полюбила. »

Впечатленная, я начинаю самостоятельный поиск следов вербовщиков ISIS по Ширазу. Беседую с людьми везде — в садах Гулистана, на развалинах древней Парсы, в храмах огнепоклонников. Народ тут общительный — много туристов из местного населения, редкие, но колоритные процессии из арабских шейхов в сопровождении гаремов и прислуги. От иранцев они отличаются разительно — иранцы в своем большинстве худощавы, подвижны, приветливы и одеты по-европейски, арабы — грузные, важные, молчаливые, в белых рубахах до пола, арафатках или чалмах. Иранские женщины в небрежно накинутых платках, арабские гаремы — как черные привидения, лица закрыты полностью, смотрят на мир через сетчатое окошко паранджи для глаз. И чем любимее жена, тем строже она задрапирована и тем больше гоняет ее любящий господин.

На базаре Вакиль мне рассказывают историю про водителя грузовика из Франции, который проехал через всю Сирию, чтобы спасти свою 15-летнюю сестру Нору от группы исламистов, которая, как он думал, держала ее в плену. Когда брат напал на след сестры, с ним связались агенты ИГ и попросили прибыть на границу Турции с Сирией. Там ему предложили побеседовать с сестрой самому.

Она, глядя ему в глаза, отказалась покинуть группировку. Старший брат плакал и умолял, напоминая, что до того, как Нору зомбировали агенты ИГ, она любила лишь диснеевские мультики. Он надеялся, что девочку-подростка просто запугали расправой. Но она оказалась искренне влюбленной во франкоговорящего эмира — командира их группы. Девушка передала своей матери записку: «Мама, я эмира полюбила».

А женщины из европейской экспертной группы, о которой поведала мне Махваш (они работают в Ширазе под прикрытием турагентства), рассказали мне о двух юных австриячках 15 и 16 лет и о 16-летних близняшках из Британии, которые весной добровольно поехали в Сирию, чтобы стать женами джихадистов.

Другая наставница будущих джихадисток (британские власти подозревают, что под ее ником скрывается 20-летняя Акса Махмуд, объявленная пропавшей без вести из дома своей семьи в Глазго около года назад) учит в соцсетях, что «самая трудная часть вступления в ИГ — разговор с семьей». «Первый телефонный звонок, который ты сделаешь, когда пересечешь границу, — одна из самых трудных вещей, которую ты сделаешь в этой жизни, — поучает своих читательниц наставница. — Это тяжело, но через это нужно пройти. Когда ты услышишь, как они рыдают, умоляя тебя вернуться, ты должна быть сильной!»

что значит завербовать человека в мусульманстве. Смотреть фото что значит завербовать человека в мусульманстве. Смотреть картинку что значит завербовать человека в мусульманстве. Картинка про что значит завербовать человека в мусульманстве. Фото что значит завербовать человека в мусульманстве

У входа в маленькую местечковую мечеть. Фото: Жанна Голубицкая

Молельный коврик в подарок

Мечети в Ширазе праздничные — везде зеркальные потолки, сверкающие витражи, запах розовой воды и раздают сладости. Ничего довлеющего, мрачного. Даже чадор — покрывало для женщин, которые у входа бесплатно раздают всем желающим, — не черные, а пестрые и светлые. На женской половине дамы сидят на персидских коврах вдоль стеночки. Кто-то между собой беседует, кто-то про себя — со Всевышним. Почти никто из женщин не совершает намаз по форме (когда на коленях и головой об пол), никакого религиозного экстаза. Я бы назвала это светским и добровольным общением с небесами, поэтому у меня язык не поворачивался обращаться к этим женщинам с вопросом: «А где здесь можно записаться в невесты к джихадистам?»

Но кто ищет, то всегда найдет. И на следующий день в маленькой деревенской мечети мне повезло. Таксист сказал, что мечеть эта суннитского толка и кроме курдов-суннитов туда никто не ходит.

Здесь тоже чадор при входе, улыбки, сладости, но на женской половине спросили — кто, откуда, какими судьбами? Ради чистоты эксперимента я сказала, что не замужем, но есть дочь, работаю бухгалтером в России. Владеющая английским девушка по имени Мариам, которая и затеяла со мной беседу, заулыбалась, куда-то отлучилась и вскоре вернулась с двумя дамами постарше и подарками для меня — молельным ковриком из настоящего шелка и бирюзовыми четками.

После ряда восточных сладкоречивых комплиментов мне предложили работу, а моей 16-летней дочери, чью фотку я показала собеседницам, — мужа. Мне было предложено 3 тысячи долларов в месяц за постоянную работу в офисе одной гуманитарной организации — правда, на территории Ирака.

— Но не надо бояться, — успокоила меня одна из собеседниц, видя мои округлившиеся глаза. — В Багдаде все спокойно. И всего час на самолете из Шираза.

Я вспомнила, как, обратив внимание на табло в ширазском аэропорту, удивилась регулярности сообщения с такими небезопасными местами, как Багдад, Дамаск, Мазари-Шариф (Афганистан), а также с маленькими иракскими, сирийскими, афганскими и пакистанскими приграничными городами.

Ну а моей дочери через меня предлагался законный, богатый и здоровый супруг, с собственным домом и самыми честными намерениями.

А собственный дом у жениха тоже в Багдаде? — засомневалась я.

— Нет, под Багдадом, — не смущается одна из моих собеседниц. — Там место такое красивое — сад, фонтаны, вам понравится. Вы сможете жить вместе с дочерью, а в офис вас будет возить водитель. В пригородах Багдада знаете сколько американок живут и работают?! А уж они-то в плохое место никогда не поедут!

. Когда уже в Москве я рассказала дочери о том, как наивных романтических барышень вербуют в невесты для джихадистов, первое, что с любопытством спросила российская 11-классница:

— А какой он из себя?

Кто? — опешила я.

— Как кто — жених! Ты что, не посмотрела фотку?

И ребенок отправился делиться с подружками, как косная мама отметает интересные предложения, даже не изучив фотку. Вот как после этого удивляться общению европейских школьниц с исламскими вербовщиками?

что значит завербовать человека в мусульманстве. Смотреть фото что значит завербовать человека в мусульманстве. Смотреть картинку что значит завербовать человека в мусульманстве. Картинка про что значит завербовать человека в мусульманстве. Фото что значит завербовать человека в мусульманстве

Продажа религиозной литературы. Фото: Жанна Голубицкая

Сваха как агент ИГ

Мой путь домой лежит через Баку. В свободном от цензуры киберпространстве Азербайджана у меня снова открывается доступ в Фейсбук и начинают приходить сообщения. Теперь я могу из безопасного места спокойно прочитать ответы на свои отправленные из Тегерана сообщения. Правда, теперь встреча с моими респондентами мне не грозит: в Азербайджан им, видимо, попасть затруднительно. Во всяком случае, все мои новые «друзья по переписке» выразили сожаление, что я уже покинула Иран.

Лайза Вандер или тот, кто выдавал себя за таковую, пообещала мне в самом скором времени написать на личную почту и сообщить, кто сможет встретиться со мной в Москве. Потому что если я по-настоящему хочу нормальную крепкую семью, помочь мне можно. А еще два видных парня из Исламабада написали, что хотят на мне жениться, «потому что сразу поняли, какая я глубокая личность».

Сообщаю, что уже вышла замуж. Мои абоненты в ответ спрашивают, нет ли у меня родственниц и подруг — также владеющих английским и лишенных национальных предрассудков?

— Что касается девушек-подростков на Западе, их часто вербуют не мужчины, а наоборот, женщины постарше, живущие в Европе, — говорит Дуниа Бузар, французский специалист-антрополог, член миссии, работа которой направлена на то, чтобы выявлять и вразумлять потенциальных джихадистов. — Эти вербовщицы используют соцсети, звонки по телефону, чтобы наладить якобы бескорыстные «дружеские» связи. Многие девушки соблазняются предложениями о работе на ниве гуманитарной помощи. И только на месте — в Сирии или Ираке — они понимают, что на самом деле их ждет брак с боевиком, вступление в ИГ, жизнь под надзором шариата — и никакой надежды вернуться домой.

Специалисты в области безопасности из разных стран Европы утверждают, что в ИГ постоянно прибывает женское подкрепление из еврейских, католических и атеистических семей, богатых и бедных, городских и деревенских. Дуниа Бузар в настоящее время курирует 130 европейских семей, чьи дочери попали под вербовку, и уточняет, что деятельность ее группы сосредоточена на том, чтобы предостеречь европейских девушек от романтических заблуждений относительно «святого джихада» и «великого халифата»:

— Рекрутеры ИГ настолько усовершенствовали свои методы, что сегодня легко справляются и с успешными европейками, — сокрушается активистка. — Единственное слабое место женщин — одиночество. Одинокая женщина способна почувствовать себя влюбленной, просто пообщавшись по Скайпу. Это, кстати, тренд, очень ярко выраженный в Германии. Женщины уверяют, что они влюблены, хотя ни разу не видели свой «предмет» в реале.

Похожее рассказали мне представители университета Беркли, США.

— Самые уязвимые в нашей стране — одинокие женщины. Рекрутингом занимаются специально подобранные мужчины — видные, статные, делающие широкие жесты. Они щедры и обходительны, американки называют таких tall, cool, hard and handsome — высокий, крутой, твердый и красивый. Мужчина-агент ИГ олицетворяет собой представление женщины о «каменной стене» — финансовой стабильности и безопасности. Они говорят то, что уставшая от равенства полов западная женщина хочет слышать: что ее обязанность быть только возлюбленной, матерью и хозяйкой их дому. Остальные женские дела — лишь шопинг и хождение в гости к подружкам.

А вот мнение сексолога Доминик Мартан из Франции:

— Вербовка может происходить с помощью самых передовых технологий XXI века, но если речь идет о женщинах, технология всегда одна — древнейшая. Извечное женское желание быть любимой и интересной — для всех или хотя бы для кого-то одного. Говоря о девушках-тинейджерах, это типичный подростковый бунт — не хочу быть такой, как все, я особенная, загадочная, в обычном мире мне скучно, и он так несправедлив. Мы все время говорим о растущем числе самоубийств среди «разочарованных в любви и жизни» подростков, а уход в ИГ — это вариация на ту же тему. А уж если девочка-тинейджер — «гадкий утенок» и одноклассники на нее не смотрят, тогда и гадать не надо, зачем ей крепкие исламисты.

Во многих европейских странах уже работает «Джихад — горячая линия», куда можно позвонить, если вас пытаются завербовать. У нас такой нет, и пока спасение вербуемых — дело рук самих вербуемых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *