что значит завести на холодную
Холодный запуск двигателя
Зима — это настоящее время испытаний для автомобилистов. Проблема первая, с которой приходится сталкиваться водителям, — это гололед и необходимость перехода на зимнюю резину. Мы уже много рассказывали на Vodi.su о правилах вождения зимой и о том как подготовить автомобиль к зиме. Упоминали и о том, как завести машину при температурах ниже нуля.
Сейчас рассмотрим тему — чем опасен холодный запуск.
Рабочая температура двигателя — 70-80 градусов. Даже летом с утра приходится прогревать двигатель. Зимою же прогреть его гораздо сложнее, если за окном минус 30.
На морозе с силовым агрегатом происходят следующие метаморфозы:
Отсюда происходят и следующие последствия.
Разряд аккумулятора
Прежде всего, требуется более сильный заряд аккумулятора, чтобы раскрутить стартер и маховик коленчатого вала. Аккумуляторы — это тоже «больная» тема в зимний период. Мало того, что согласно законам физики, уровень заряда падает до 70-80%, так еще требуется гораздо большая нагрузка, чтобы завести двигатель. Это связано с тем, что масло теряет текучесть и становится густым, соответственно прокрутить коленвал значительно сложнее.
Именно поэтому нужно еще до наступления холодов проверить плотность электролита и подзарядить аккумулятор. Однако, он все равно будет сам по себе разряжаться при температурах ниже нуля.
Износ двигателя
Во-вторых, увеличивается износ поршней, цилиндров, шеек коленчатого вала, коренных и шатунных вкладышей. Это объясняется тем, что масло становится слишком густым и не обеспечивает двигатель смазкой. Получается, что до тех пор, пока температура двигателя не возрастет до определенной температуры, трение происходит в сухую.
Не даром говорят, что холодный запуск двигателя равнозначен пробегу в 150-250 километров. И чем сильнее холод, тем больше износ деталей двигателя.
Одновременно с этим компрессия двигателя падает из-за увеличения зазоров между стенками цилиндров и поршнями, и между клапанами и направляющими, соответственно требуется больше масла и топлива для обеспечения запуска. Когда же двигатель прогреется до рабочей температуры, данный параметр придет в норму. Тем не менее, заклинивший двигатель — частая проблема в зимний период.
Свечи, механизм зажигания
Аккумулятор обеспечивает заряд не только для стартера, но и для механизма зажигания. Если вы заблаговременно не купили хорошие свечи для своей машины — а еще лучше 2 комплекта, то с искрой может быть проблема. Как разбираться с маркировкой свечей, вы тоже можете почитать на нашем сайте Vodi.su.
Изношенные свечи дают совсем слабую искру, которая с трудом воспламенит топливно-воздушную смесь. Также из-за падения компрессии и повышенного расхода топлива увеличивается количество продуктов распада — вся это оседает на свечах, быстрее забивается масляный фильтр, большая нагрузка приходится практически на все системы двигателя. То есть нужно кроме новых свечей еще установить новые фильтры — воздушный, масляный, топливный. Это никогда не бывает лишним.
Резиновые детали
Резино-технические изделия (РТИ) — сальники, манжеты, уплотнительные кольца — сохраняют свои качества при температурах до минус 25 градусов.
Резкое изменение температур при запуске сказывается на них не лучшим образом — появляются трещины, особенно в трубках, из-за чего вытекают технические жидкости.
Например при сильном морозе не рекомендуют оставлять машину на длительную стоянку с вывернутыми колесами. Если резко вывернуть руль, возможен прорыв шланга ГУРа, что приведет к фонтану из дорогостоящей гидравлической жидкости Dexron II или III.
Выводы
Можно еще найти массу негативных последствий, к которым приводит холодный запуск двигателя. Однако, если ваша машина в отличном техническом состоянии, то все это не так страшно, как кажется. Учтите еще, что ресурс двигателя чаще всего рассчитан на 250-300 тысяч километров пробега. Причем это относится как к дизельным, так и к бензиновым моторам.
Если вы хотите, чтобы двигатель проработал как можно дольше — избегайте агрессивного стиля вождения зимой, не давайте большую нагрузку сразу же после старта, а постепенно увеличивайте обороты коленчатого вала.
Холодный запуск двигателя и ресурс силового агрегата
Многие автолюбители хорошо знают, что зимний период считается достаточно тяжелым для разных узлов и деталей автомобиля. Как правило, опытные водители заранее отдельно подготавливают машину к зиме, причем такая подготовка не ограничивается банальным переходом на зимние шины и подзарядкой аккумулятора.
Важно понимать, что двигатель также не является исключением из списка узлов и агрегатов, которые подвержены усиленному износу при эксплуатации в условиях холодов. Другими словами, если затрагивать холодный пуск, ресурс мотора в этом случае несколько сокращается. В этой статье мы рассмотрим, к каким последствиям приводит холодный запуск двигателя, вред такого пуска, а также способы свести возможные риски к минимуму.
Холодный пуск двигателя: вред для ДВС
Как известно, даже исправный двигатель может с трудом заводиться при сильном похолодании. Дело в том, что моторное и трансмиссионное масло густеет, АКБ сильнее расходует заряд, бензин хуже испаряется, а солярка в дизеле становится вязкой и с трудом прокачивается по системе питания. В результате стартеру труднее проворачивать коленчатый вал, горючее также хуже воспламеняется в цилиндрах.
Так как моторное масло становится менее текучим и хуже прокачивается, в момент запуска «на холодную» получается так, что двигатель первые секунды испытывает масляное голодание. Так или иначе, но увеличенного износа двигателя не избежать. Как правило, речь идет об износе ЦПГ (поршни и стенки цилиндров), шеек коленвала, коренных и шатунных вкладышей и т.д.
Если просто, масло становится вязким и до определенного прогрева не подается к нагруженным парам в должном количестве и под нужным давлением. Результат — детали испытывают высокие нагрузки и страдают от сухого трения.
Но и это еще не все. Как уже было сказано выше, компрессия холодного мотора понижена, что требует больше топлива для его запуска. При этом через увеличенные зазоры между поршневыми кольцами и стенкой цилиндра горючее в холодном ДВС попадает в поддон картера, ухудшая в дальнейшем свойства смазочного материала. Особенно эта проблема актуальна в том случае, если мотор приходится долго крутить, чтобы он завелся.
На практике это значит, что если в моторное масло попадает бензин или солярка, причем в больших количествах, такой разбавленный топливом смазочный материал не способен обеспечить надежную защиту мотора от износа после выхода двигателя на рабочие температуры. Результатом может стать не только сокращение ресурса, но и поломка двигателя, его заклинивание и т.д.
Также любые уплотнители и прокладки страдают от перепада температур, так как холодный ДВС после запуска начинает быстро нагреваться, при этом нагрев происходит неравномерно. Не удивительно, что в резиновых изделиях появляются трещины, которые затем приводят к утечке масла и других технических жидкостей.
Достаточно вспомнить простой наглядный пример, когда после длительной стоянки с вывернутыми колесами зимой на автомобилях с ГУР можно наблюдать течь рулевой рейки. Причина-потеря эластичности манжетов и сальников механизма рулевого управления, которые после запуска мотора и начала работы насоса гидроусилителя попросту не держат рабочее давление. Похожая ситуация происходит и с сальниками в двигателе.
Как избежать проблем при холодном запуске мотора
Если проанализировать основные рекомендации специалистов, большинства описанных выше проблем можно избежать, хотя и не полностью. Давайте разбираться.
2. Также перед наступлением холодов необходимо проверять и своевременно менять свечи зажигания (свечи накаливания для дизеля), а также другие ответственные элементы (например, высоковольтные свечные бронепровода). Такой подход позволит исключить проблемы с воспламенением смеси в цилиндрах.
3. Еще отметим, что перед зимой следует также заменить все фильтры (воздушный, масляный, топливный), проверить уровень и состояние антифриза в системе охлаждения. Также с наступлением холодов нужно заливать в бак качественное топливо на проверенной АЗС. Что касается горючего, особенно это важно учитывать для дизельных двигателей, которые остро нуждаются в специальной «зимней» солярке.
4. Заключительной рекомендацией, конечно же, является прогрев двигателя перед поездкой. Хотя многие автопроизводители утверждают, что современные моторы не нуждаются в прогреве, практическая эксплуатация показывает обратное.
Сразу отметим, такие автовладельцы встречаются, но по понятным причинам их меньшинство. При этом важно понимать, что далеко не всегда отказ от эксплуатации в зимний период позволяет говорить о том, что такой подход только увеличивает срок службы автомобиля и двигателя.
Также в этом случае можно дополнительно оборудовать автомобиль предпусковым автономным подогревателем двигателя типа Webasto или Гидроник, установить отдельный подогреватель масла в поддоне, реализовать подогрев топлива, утеплить двигатель и капот, приобрести пускозарядное устройство для запуска двигателя и т.д.
Естественно, такие решения потребуют дополнительных затрат (иногда достаточно объемных), однако в случае комплексного подхода двигатель будет легко заводиться даже в сильные морозы, меньше расходовать топливо на прогрев и медленно остывать. Также в значительной мере повышается комфорт эксплуатации как бензиновых, так и дизельных ДВС.
Что в итоге
Как видно, некоторых последствий холодного пуска можно избежать только путем достаточно серьезных денежных вливаний (установка автономных предпусковых подогревателей двигателя, подогревателей масла в поддоне и т.д.) в сочетании с хранением авто в теплом гараже.
Однако, если техническое состояние автомобиля хорошее или машина новая, не стоит бояться холодного пуска. Ресурс многих современных двигателей составляет, в среднем, около 300-350 тыс. км. (как бензиновые, так и дизельные ДВС).
Перечисленного выше вполне может быть достаточно для того, чтобы ущерб после холодного пуска оказался минимальным, а двигатель в процессе работы максимально безболезненно вышел на рабочие температуры.
Почему стоит установить предпусковой автономный отопитель Вебасто на бензиновый двигатель. Преимущества отопителя на бензиновом авто, особенности работы.
Как завести дизель в морозы: особенности холодного запуска дизельного мотора. По каким причинам холодный дизельный двигатель не заводится, диагностика.
Подогрев моторного масла перед запуском: для чего это нужно. Доступные способы подогрева масла, что нужно знать. Предпусковой подогреватель масла в поддоне.
Типы предпусковых подогревателей двигателя: электрические 220 В или с автономным источником питания, жидкостные. Отличия, особенности выбора и установки.
Что такое Вебасто (Webasto). Принцип работы автономных предпусковых подогревателей. Плюсы и минусы жидкостного подогревателя и воздушного отопителя (фена).
Запуск дизельного мотора зимой. Присадки-антигели в солярку, керосин и замена топливного фильтра. Обогрев топливного бака, свечи накаливания, аккумулятор.
«Холодный» и «горячий» запуск: нюансы правильной эксплуатации двигателя
Проблемы со стартом возникают не только у повидавших виды автомобилей: столкнуться с трудностями «горячего» или «холодного» запуска двигателя могут и владельцы авто, преодолевших всего несколько тысяч километров. В чем причина технических неисправностей в первом и во втором случае?
Проблемы со стартом возникают не только у повидавших виды автомобилей: столкнуться с трудностями «горячего» или «холодного» запуска двигателя могут и владельцы авто, преодолевших всего несколько тысяч километров. В чем причина технических неисправностей в первом и во втором случае?
Двигатель плохо заводится на «горячую»: 5 возможных причин
Иногда источник неприятности кроется в забитом воздушном фильтре или окислении контактов аккумулятора. Замена расходных материалов или комплектующих далеко не всегда решает проблему – начать стоит с комплексной диагностики.
Если проблема затрудненного пуска коснулась автомобиля, на котором стоит газовая установка, возможно, под действием высокой температуры нарушилась герметичность шлангов из-за повреждений уплотнительных элементов. Утечка рабочей среды могла произойти и по другой причине. С газом не шутят – необходима консультация специалиста.
Вся правда о «холодном» пуске
Практически все водители, если не знают наверняка, то догадываются, что запуск двигателя без предварительного прогрева вреден. Так и есть: спешка в этом деле приводит к быстрому износу вращающихся и трущихся комплектующих – поршней, цилиндров, вкладышей, шеек коленчатого вала. Загустевшее масло не сразу поступает в механизмы, последние остаются без смазки и вынуждены работать «на сухую». Но это, оказывается, еще не все плохие новости.
Запуск мотора «на холодную» бывает затруднен из-за:
Есть и еще один момент – экологический. Топливо при низкой температуре хуже воспламеняется, поэтому «холодный» мотор требует более богатой топливной смеси. Это в разы увеличивает количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Прогрев автомобиль в течение 10-15 минут, вы сможете сделать собственный вклад в охрану окружающей среды.
Причин, по которым мотор отказывается стартовать, на самом гораздо больше. Иногда помогает замена или чистка свечей зажигания, установка нового воздушного, топливного или масляного фильтра, обновление уплотнительных колец. А порой можно обойтись приведением в порядок дроссельной заслонки или других элементов впускного тракта. Зачастую самостоятельно установить источник проблемы не представляется возможным, да и стоит ли, если на хорошей СТО это сделают и быстрее, и качественнее?
Все о холодном пуске
Чем опасен холодный запуск авто для вспомогательного оборудования
Данный вопрос активно обсуждается среди владельцев авто, потому что не у каждого есть возможность ставить машину в теплом помещении. Есть даже сплетни о том, что при температуре окружающей среды один холодный запуск двигателя равен пробегу в 100 000 километров и больше, но они не подтверждены никакими исследованиями. Хотя даже без каких-то тестов очевидно, что имеет место ускоренный износ некоторых узлов.
Как влияет холодный запуск автомобиля на ресурс стартера
По нескольким причинам при холодном запуске первым страдает стартер:
Загустевшее масло затрудняет вращение коленчатого вала.
Аккумулятор расходует больше энергии на запуск двигателя.
Бензин медленнее испаряется и плохо воспламеняется.
Вязкость дизельного топлива увеличивается, и ему сложнее просочиться в камеру сгорания.
Все это в совокупности приводит к тому, что холодный запуск авто негативно сказывается на ресурсе стартера. Из-за повышенного потребления энергии и непосильной нагрузки увеличивается вероятность пробоя изоляции между обмотками или полный их выход из строя.
Запуск холодного двигателя и вред для АКБ
При низкой температуре емкость батареи снижается, она полностью может сесть, так как пуск холодного двигателя требует большей силы тока. Как говорилось выше, стартеру требуется больше энергии, чтобы провернуть коленчатый вал в загустевшей смазке. Поэтому батарея работает на износ, отдавая на старт двигателя все свои ресурсы, что негативно влияет на ее срок службы. Чтобы избежать этого, рекомендуется снимать АКБ и заносить в теплое помещение, дабы запуск двигателя в минус 30 выполнялся при полной емкости аккумулятора, что не так пагубно влияет на его ресурс и повышает возможности стартера.
Износ двигателя при холодном пуске
Что касается самого силового агрегата, сокращение его ресурса из-за частых холодных пусков способствуют более дорогостоящему ремонту, чем замена стартера и АКБ. Проблема в том, что при отрицательной температуре все комплектующие теряют объем, и между деталями незначительно увеличивается зазор. Поэтому холодный запуск автомобиля способствует снижению компрессии, так как больше топлива уходит в картер между поршневыми кольцами и стенками цилиндров. Повышенный расход топлива не так страшен, как его последствия, потому что чем больше бензина или солярки попадает в моторное масло, тем быстрее смазочный материал теряет свойства. Следовательно, если часто выполнять холодный запуск двигателя, износ гарантирован следующим деталям:
шейки коленчатого вала;
коренные и шатунные вкладыши;
опорные подшипники коленчатого вала.
Как сделать запуск холодного двигателя безопасным
Выше мы рассмотрели холодный запуск двигателя, что это и какие последствия от этого могут быть. Лучший способ не допускать таких проблем — исключить запуск холодного мотора. Для этого можно выполнить следующее:
утеплить двигатель с капотом;
запастись пуско-зарядным устройством;
установить устройства для подогрева моторного масла и топливной системы;
оборудовать двигатель автономным подогревателем.
Все это конечно требует финансовых затрат, но зато не придется выполнять холодный пуск двигателя и ремонтировать силовой агрегат раньше времени. Иногда это даже целесообразнее с финансовой стороны, несмотря на дороговизну оборудования для автономного подогрева двигателя. Можно уменьшить износ двигателя при холодном пуске, заранее озаботившись этой необходимостью.
Морозная реанимация: способы запуска мотора зимой, о которых вы вряд ли слышали
С разу оговоримся, что дедовских методов вроде старта с толкача сегодня не будет и мануалов по правильному «прикуриванию» тоже – машины сейчас все чаще с АКПП, которые толкать и таскать на тросе нельзя, а про второе мы недавно писали во всех подробностях.
Предположим, что вы как раз попали в типичную зимнюю ситуацию: есть машина, у нее есть колеса, руль и бензиновый мотор с автоматической трансмиссией. Есть вы, страстно желающий куда-то уехать именно на своей машине. Есть немного инструмента, магазин со всякой химией рядом, добрый друг во дворе, готовый прикурить, а дома еще есть запасной аккумулятор, но за ним долго идти, да и не факт, что он поможет, ведь аккумулятор в нашей машине новый и неплохой.
Самый лучший вариант, конечно, отвезти машину в теплый гараж или паркинг. Буквально +10 градусов на впуске, часа два-три времени… и машина, скорее всего, заведется сама. Но это при условии, что есть куда отвезти и чем. Чаще всего это будет эвакуатор до автосервиса или автомойки, которые готовы предоставить такую услугу.
Иногда это действительно лучший выход: когда аккумулятор замерз, «секретки» не дают открыть капот и двери, а машина стоит много больше, чем возможные издержки. Но в любом случае, будет потрачено время – и это не спортивно. Поэтому вспомним, что еще можно сделать.
Поможем аккумулятору и стартеру
Если стартер раз за разом пытается прокрутить мотор и у него получается как-то не очень хорошо, его хватает буквально на пол-оборота и все, то скорее всего, аккумулятор подсел или стартер «не тянет». Если при попытке прикурить от доброго самаритянина ситуация не меняется, придется подумать, что идет не так и что делать.
Можно и даже нужно попробовать немного согреть мотор, не используя пожароопасные методы и сложные устройства. Чем согреться холодной зимой в типичном городском дворе? Вряд ли у вас стоят открытые трубы теплоцентрали или парят люки теплым воздухом. Открытым пламенем тоже не стоит – у вас пластиковая защита картера, и сам картер тоже может быть из пластика, да и масло там, грязь какая-то, сгорит ведь. А машина далеко не железный УАЗ, в общем, жалко.
Но вот работающая машина, которая вас прикуривает. Температура выхлопа бензинового мотора даже зимой на чуть повышенных оборотах будет градусов 50-60, осталось найти или сделать шланг из подручных материалов и подать теплый воздух на обдув картера мотора. Не самый эффективный способ, но уж что есть.
Только не пытайтесь проделать подобный «фокус» с дизельным автомобилем – у него температура выпуска на холостых оборотах едва выше температуры окружающего воздуха, он вас не согреет, так что ищите в помощники кого-то с бензиновым мотором. И помните, что в салоне прогреваемой машины концентрация вредных газов при таком способе прогрева может оказаться сильно завышенной, даже при наличии катализаторов, не стоит ожидать развязки там.
Неплохое подспорье в битве за старт мотора – это прокрутка коленвала подручными средствами. На современных машинах, даже с 4-цилиндровыми моторами, это не самая простая операция: «кривой стартер» нынче не в моде, и даже подобраться к шкиву коленвала не так-то просто. К счастью, выручают гаечные ключи (особенно хороши для этого «трещотки») и доступ к шкивам различного навесного оборудования, например, насоса ГУР или генератора.
Пять минут работы и десяток оборотов мотора – и вот уже немного подразогнали лишнее загустевшее масло… Стартеру будет чуть проще прокрутить мотор. Совсем без стартера, если он вышел из строя в неподходящий момент, к сожалению, вряд ли получится. Особо могучие личности могут запустить небольшой мотор шнуром при наличии достаточно большого шкива – я как-то даже наблюдал подобный «фокус», но вряд ли это возможно зимой и вне автосервиса.
Ключ на старт и запустились? Хорошо! А что если коленвал теперь крутится бодро, и обороты вроде даже неплохие, а вспышек все равно нет?
Нечему гореть, нечем поджигать или просто не получается
Если мотор крутится, но не заводится, то причин может быть довольно много, но по сути их все можно свести к трем стандартным причинам: нечему гореть, нечем поджигать или же поджечь не получается.
Плохое топливо? Вряд ли. Бензин замерзает при очень низкой температуре, а количество влаги в нем не может быть так уж велико на современной машине. Скорее всего, с топливом проблем нет, разве что привирает датчик уровня, зимой это с ними случается чаще обычного. Но вряд ли вы забыли о том, что вчера приехали к дому уже на «парах». Скорее всего, причина в чем-то другом.
Вот случай, когда бензина слишком уж много, вполне возможен. Залитые свечи – все еще частый случай. Не все хорошо читают инструкции, в которых обычно упоминается, что для «продувки» нужно нажать на педаль газа до упора и прокрутить мотор. Это довольно эффективно и куда быстрее, чем выкручивать свечи и греть их на плите дома. Современные системы зажигания способны пробить искровой промежуток в несколько миллиметров, так что чистить и прокаливать ничего не нужно.
А вот нарушение смесеобразования победить сложнее – причин может быть много, и все они завязаны на управляющую электрику. Датчики температуры, давления, положения коленвала, распредвала, дроссельной заслонки и другие, от которых зависит старт мотора, могут при морозе вести себя не очень адекватно, особенно если их заменили на китайские.
Жаль, что посоветовать тут ничего, кроме прогрева, упоминавшегося выше, не выйдет, потому что тут нужны диагностическое оборудование и опыт поиска неисправностей. Но если при прокрутке мотора вы хотя бы замечаете работу тахометра, то как минимум датчик положения коленвала все же работает. А значит, можно продолжить попытки.
Химический старт
Весьма эффективным средством пуска очень холодного мотора является добавление диэтилового эфира к топливной смеси, а в случае с бензиновым мотором – впрыск его вместе с бензином во впускной коллектор. Эффективнее всего после фильтра, например, сняв один из патрубков после дроссельной заслонки.
Для того, чтобы эфир сработал, необходимо лишь наличие компрессии в цилиндре, при небольшом сжатии смеси он воспламенится сам и воспламенит топливо. Разнообразные баллончики «быстрого старта» основаны именно на этом эффекте: немного эфира – и легкие углеводороды, обычно это пропан-бутановая смесь, позволяют мотору сделать «рывок». А после нескольких вспышек температура камеры сгорания возрастает, свечи очищаются, и штатная система питания и воспламенения уже неплохо справляется со своей задачей. Мотор запускается.
Главное в этом деле не «переборщить»: первая порция эфира должна уйти в цилиндры, а не во впускной коллектор, а при старте подливать смесь нужно порциями, не допуская ее скапливания во впуске. Расплавить мотор и сломать поршни такая смесь не может, ее преимуществом является возможность самовоспламенения от сжатия и легкость воспламенения газа от свечи зажигания. Даже если бензин из форсунки абсолютно не испаряется, а воздух слишком холодный, мотор заработает.
Дизельным моторам подача эфира в общем-то противопоказана. При их степени сжатия и скорости вращения стартера эфир воспламеняется слишком рано, а небольшое превышение содержания пропана или дизельного топлива в камере сгорания приводит к очень ранней вспышке, которая плохо влияет на поршневую группу мотора. Да и стартует мотор при этом очень резко, что сказывается на состоянии навесного оборудования. В общем, только проверенные составы и в малых дозах.
Химии нет и не будет
А что, если никакой химии в вашем распоряжении нет, магазинов нет поблизости и даже больниц тоже нет? Пропан-бутановую смесь можно банально подать из зажигалки, правда хватит ее на одну попытку, не больше. Куда эффективнее просто положить тряпку, смоченную в бензине, в воздухозаборник. Если дело в плохой испаряемости топлива при низкой температуре или заливании свечей при неудачной фазе впрыска топлива, то при очередной продувке мотор может заработать. Бензин понемногу испарится, у него будет куда больше времени, чем один-два оборота коленвала при подаче из штатной форсунки.
Кстати, «добыть» топливо на современном моторе та еще задача – в бак тряпку не засунуть, трубочки снять сложно… Самый простой способ – найти штуцер проверки давления в топливной рампе и надавить на головку ниппеля. Топливо прыснет, если давление в рампе есть. Заодно проверите, работает ли топливный насос.