что значит жираф большой ему видней
Жираф большой, ему видней
Смотреть что такое «Жираф большой, ему видней» в других словарях:
Жираф большой, ему видней — Разг. Шутл. О начальстве, которое принимает какое л. решение. /em> Рефрен песни В. Высоцкого «Что случилось в Африке» (1968 г.). Дядечко 2, 68 … Большой словарь русских поговорок
ЖИРАФ — большой, ему видней. Разг. Шутл. О начальстве, которое принимает какое л. решение. /em> Рефрен песни В. Высоцкого «Что случилось в Африке» (1968 г.). Дядечко 2, 68 … Большой словарь русских поговорок
видней — см.: Жираф большой, ему видней … Словарь русского арго
КСП — сокр. от «Клуб самодеятельной песни». Неформальное социальное движение, возникшее в СССР и объединившее любителей бардовской песни. Часто аббревиатура КСП употребляется как синоним бардовской песни. Структура КСП: Наименьшей структурной единицей… … Википедия
Высоцкий Владимир — Семенович (1938 1980) Русский поэт, актер, автор и исполнитель песен. Афоризмы, цитаты Высоцкий Владимир биография • Есть знакомый один виртуозно • Он докажет, что можно не жить. • Нет, жить можно, жить нужно и много: • Пить, страдать, ревновать… … Сводная энциклопедия афоризмов
ВЫСОЦКИЙ В.С. — Русский поэт, актер, автор и исполнитель песен. Владимир Семёнович Высоцкий родился в 1938 г. в Москве*. Его отец был военным, мать переводчицей технической литературы. В 1960 г. закончил Школу студию МХАТ* и начал работать в московских театрах,… … Лингвострановедческий словарь
Бибина А. В.: Так что же случилось в Африке? Об одной «несерьезной» песне В. Высоцкого
ТАК ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ В АФРИКЕ?
Об одной «несерьезной» песне В. Высоцкого
У Владимира Высоцкого немало произведений шутливых, на первый взгляд не претендующих на глубину содержания и предельно понятных. Такой кажется и широко известная песня о Жирафе, одно из авторских названий которой — «Песенка ни про что, или Что случилось в Африке. ». Но сам поэт подчеркивал наличие в своих юмористических сочинениях «второго слоя» — обязательно серьезного. Попытка его выявления приводит к довольно интересным результатам.
В желтой жаркой Африке,
В центральной ее части,
Влюбился — в Антилопу!
Поднялся галдеж и лай,—
«Жираф большой — ему видней!»
Н. Крымова полагает, что смысл «второго слоя» заключен в рефрене песни — реплике Попугая, ушедшей в обиходную речь в качестве пословицы (Крымова Н. О поэзии Владимира Высоцкого //Высоцкий В. С. Избранное, М. 1988. С. 494). В. Новиков называет фразу «Жираф большой — ему видней» формулой приспособленчества (Новиков В. Тренировка духа //Высоцкий В. С. Четыре четверти пути, М. 1988, С. 268), хотя точнее было бы говорить не о приспособленчестве, а о невмешательстве. Такое прочтение текста выглядит вполне уместным. Прямой сатиры на жизненный принцип «Моя хата с краю — ничего не знаю» у Высоцкого нет; но и для его лирического героя, и для близких к нему по мировосприятию персонажей характерно обратное — принцип «вмешательства», активного участия в происходящем: «Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!» («Мне судьба — до последней черты, до креста…»); «Для того, чтобы тучи рассеялись, / Парень нужен был именно там» («Бросьте скуку, как корку арбузную. »). Равнодушие и безучастность оборачиваются трагедией — как личной, так и общей: «Усыпив, ямщика заморозило желтое солнце, / И никто не сказал: шевелись, подымайся, не спи!» («Я дышал синевой. »). И сама жизнь в этой системе понятий рассматривается как «хорошее дело» — видимо, интересное и полезное («Я из дела ушел»), а пассивность и апатия фактически приравниваются к смерти («Песня конченого человека»).
Итак, первая из возможных трактовок событий «в желтой жаркой Африке»: преступное равнодушие окружающих — следствие «активной пассивности» Попугая — помогает Жирафу отменить законы животного мира, разрушить устоявшийся порядок. Но действительно ли «Жираф был неправ?» Присмотримся повнимательнее к этому персонажу и его действиям.
«Взгляд вверх всегда характеристика человека одухотворенного… — поэт у Высоцкого всегда существо «длинношеее», и поэтому, кстати, «Жираф большой», которому видней, вызывает явную авторскую симпатию» (Скобелев А., Шаулов С. Концепция человека и мира: Этика и эстетика Владимира Высоцкого // В. С. Высоцкий: Исследования и материалы. Воронеж, 1990. С. 43). Более того: этот персонаж явно стоит в ряду одобряемых автором героев с «последовательно неконформным поведением» (Там же, С. 34—35). Преодолевая навязанные окружающими взгляды на семью и любовь, отстаивая свое право на индивидуальность, Жираф поступает практически так же, как лирический герой, не желающий двигаться «туда, куда все» («Чужая колея»), а на возмущенный «галдеж и лай» он вполне мог бы ответить словами одного из привлекательных для поэта ролевых персонажей: «А мне плевать — мне очень хочется!» («Наводчица»).
— аналогичными межнациональным бракам. По-новому выгладит и позиция Попугая: его предложение не вмешиваться в непривычный, но в конечном счете естественный ход событий — проявление не равнодушия, а мудрости (недаром он «старый»). Возникает понятие «мудрости невмешательства» — но в данной художественной системе это почти оксюморон!
Сопоставление взаимоисключающих и по отдельности явно неудовлетворительных трактовок побуждает снова и снова вчитываться в текст — и обнаруживать в нем еще не учтенные элементы. Так, Жираф хотя и похож на лирическою героя Высоцкого, но вместе с тем наделен чертой, автору явно неприятной,— склонностью к демагогии: «Нынче в нашей фауне / Равны все пороговно!» (Подобное пародирование идеологических формулировок встречается у Высоцкого неоднократно. В качестве примера можно привести оговорку персонажа песни «Смотрины»: «Сосед орет, что он — народ, / Что основном закон блюдет: / Что — кто не ест, тот и не пьет, — / И выпил, кстати», а в стихотворении «Мосты сгорели, углубились броды. » находим «бесконечный путь вперед», превратившийся в движение толпы по кругу со сбитым ориентиром, и др. См, также, стихотворения «Мы воспитаны в презренье к воровству…» и «Мы бдительны — мы тайн не разболтаем. »). Побуждает к размышлениям и то, что влюбленные оказываются отвергнутыми обществом себе подобных. Таковы результаты утверждения индивидуальности; но как их расценить?’ Осталась невыполненной вторая часть парадоксального призыва лирическою героя: «…делай как я! / Это значит — не надо за мной » («Чужая колея»): последователи Жирафа, бездумно повторяя его действия, фактически утверждают новый стереотип. Это вновь изменяет истолкование произведения. Усложнить интерпретацию может едва ли не каждая строка. Как, например, следует понимать каламбур: «Льют Жираф с Жирафихой / Слезы крокодильи»? Взаимодействие наименований различных животных приводит здесь к актуализации прямого значения определения и разрушает фразеологизм, заставляя воспринимать его буквально. Но отменяется ли этим его общеязыковое значение,— иначе говоря, на самом деле горюют персонажи или для соблюдения приличий? И наконец: «. виновен не Жираф, /А тот, кто…» — а почему, собственно, виноват должен быть кто-то один? Серьезный это вывод или иронический?
«Песенке ни про что. » сталкиваются несколько различных мировосприятий (три как минимум: юношески-романтическое отношение к жизни, умудренно-реалистическое и обывательское). В результате она оказывается неоднозначной. Несмотря на внешнюю ее легкомысленность и кажущееся наличие «морали», автор предлагает нам здесь множество глубоких вопросов — возможно, не решенных им самим. Или вовсе не имеющих окончательного решения…
Откуда слова «жираф большой, ему видней»?
Жираф большой, ему видней
Песня в фильм не вошла. Высоцкий шутливо называл её «детской народной песней» (другие названия песни «Песенка ни про что или Что случилось в Африке», «Жираф»). В 1971 году Высоцкий попытался пристроить песню в спектакль театра «Современник» «Свой остров», но тоже не получилось. В спектакле исполнялись его четыре песни (одна из них «Отплываем в тёплый край навсегда…» была написана специально для него, остальные Высоцкий создал раньше)
«В жёлтой жаркой Африке»
В желтой жapкой Афpике, в центpaльной ее чaсти,
Kaк-то вдpуг, вне гpaфикa, случилося несчaстье.
Слон скaзaл, не paзобpaв: — видно быть потопу. —
В общем тaк: один жиpaф влюбился в aнтилопу.
Тут поднялсЯ гaлдеж и лaй,
И только стapый попугaй
Гpомко кpикнул из ветвей:
— жиpaф большой, ему видней. —
Что же, что pогa у ней, — кpичaл жиpaф любовно, —
Hынче в нaшей фaуне pавнЫ все поголовно.
Если вся моя pодня будет ей не paдa,
Hе пеняйте нa меня, я уйду из стaдa.
Тут поднялся гaлдеж и лaй,
И только стapый попугaй
Гpомко кpикнул из ветвей:
— жиpaф большой, ему видней. —
Пaпе aнтилопьему зaчем тaкого сынa?
Все paвно, — что в лоб ему, что по лбу, — все едино.
И жиpaфa мaть бpюзжит, — видaли остолопa?
И ушли к бизонaм жить с жиpaфом aнтилопa.
Тут поднялся гaлдеж и лaй,
И только стapый попугaй
Гpомко кpикнул из ветвей:
— жиpaф большой, ему видней. —
В желтой жapкой Афpике не видaть идиллий.
Льют жиpaф с жиpaфихой слезы кpокодильи.
Только гоpю не помочь, нет тепеpь зaконa…
У жиpaфов вышлa дочь зaмуж зa бизонa.
Пусть жиpaф был непpaв,
Hо виновен не жиpaф,
А тот, кто кpикнул из ветвей:
— Жиpaф большой, ему видней.
Жираф большой, ему видней
Смотреть что такое «Жираф большой, ему видней» в других словарях:
Жираф большой, ему видней — Ирон. о человеке, более других компетентном в чем л. Распространилось под влиянием известной песни В. Высоцкого … Словарь русского арго
ЖИРАФ — большой, ему видней. Разг. Шутл. О начальстве, которое принимает какое л. решение. /em> Рефрен песни В. Высоцкого «Что случилось в Африке» (1968 г.). Дядечко 2, 68 … Большой словарь русских поговорок
видней — см.: Жираф большой, ему видней … Словарь русского арго
КСП — сокр. от «Клуб самодеятельной песни». Неформальное социальное движение, возникшее в СССР и объединившее любителей бардовской песни. Часто аббревиатура КСП употребляется как синоним бардовской песни. Структура КСП: Наименьшей структурной единицей… … Википедия
Высоцкий Владимир — Семенович (1938 1980) Русский поэт, актер, автор и исполнитель песен. Афоризмы, цитаты Высоцкий Владимир биография • Есть знакомый один виртуозно • Он докажет, что можно не жить. • Нет, жить можно, жить нужно и много: • Пить, страдать, ревновать… … Сводная энциклопедия афоризмов
ВЫСОЦКИЙ В.С. — Русский поэт, актер, автор и исполнитель песен. Владимир Семёнович Высоцкий родился в 1938 г. в Москве*. Его отец был военным, мать переводчицей технической литературы. В 1960 г. закончил Школу студию МХАТ* и начал работать в московских театрах,… … Лингвострановедческий словарь
Пусть Жираф был не прав, но виновен не Жираф, а тот, кто крикнул из ветвей: «Жираф большой — ему видней!»
Последние строки «Песенки ни про что, или Что случилось в Африке» (1968 г.) поэта и актера Высоцкого Владимира Семёновича (1938 – 1980):
Песенка ни про что, или Что случилось в Африке
В центральной её части,
Как-то вдруг вне графика
Слон сказал, не разобрав:
В общем, так: один Жираф
Влюбился — в Антилопу!
Поднялся галдёж и лай,
И только старый Попугай
Громко крикнул из ветвей:
«Жираф большой — ему видней!»
«Что же, что рога у ней? —
Кричал Жираф любовно. —
Нынче в нашей фауне
Равны все поголовно!
Если вся моя родня
Не пеняйте на меня, —
Тут поднялся галдёж и лай,
Только старый Попугай
Громко крикнул из ветвей:
«Жираф большой — ему видней!»
Всё равно, что в лоб ему,
Что по лбу — всё едино!
И Жирафов зять брюзжит:
И ушла к бизонам жить
С Жирафом Антилопа.
Поднялся галдёж и лай,
И только старый Попугай
Громко крикнул из ветвей:
«Жираф большой — ему видней!»
В жёлтой жаркой Африке
Льют Жираф с Жирафихой
Только горю не помочь —
У Жирафов вышла дочь
…Пусть Жираф
был не прав,
Но виновен не Жираф,
А тот, кто крикнул из ветвей:
«Жираф большой — ему видней!»