что значит жить по заповедям божьим

Православная Жизнь

Эти вопросы оказались достаточно непростыми для многих участников опроса портала «Православная жизнь». Не все смогли ответить, кто-то и не захотел касаться данной темы. Мы публикуем без купюр все, что сказали наши респонденты – люди разных религиозных взглядов. Среди них есть верующие и неверующие, православные и католик, миряне и монах.

что значит жить по заповедям божьим. Смотреть фото что значит жить по заповедям божьим. Смотреть картинку что значит жить по заповедям божьим. Картинка про что значит жить по заповедям божьим. Фото что значит жить по заповедям божьим

«Соблюдение заповедей – большая работа над собой»

Марина Мешкова-Мигунова, педагог по пластике и пантомиме, режиссер:

что значит жить по заповедям божьим. Смотреть фото что значит жить по заповедям божьим. Смотреть картинку что значит жить по заповедям божьим. Картинка про что значит жить по заповедям божьим. Фото что значит жить по заповедям божьим

«Люди не знают законов Божьих»

Александр Никитюк, художник, руководитель «Лаборатории актуального творчества»:

что значит жить по заповедям божьим. Смотреть фото что значит жить по заповедям божьим. Смотреть картинку что значит жить по заповедям божьим. Картинка про что значит жить по заповедям божьим. Фото что значит жить по заповедям божьим

«Зачем жить по Божьим заповедям? Думаю, что скорее – стараться жить по Божьим заповедям. Так как никто из нас не защищен полностью от искушения и бывают случаи невольного нарушения этого закона, который устанавливает определенный порядок и правила сосуществования людей.

Если бы не было заповедей Божьих, на которых сегодня базируется вся законодательная система цивилизованных стран, то цивилизация оказалось в ситуации не контролируемого хаоса, что привело бы к ее гибели.

Почему люди нарушают заповеди? Тут есть несколько версий: 1. Нарушают, потому что бывают одержимы темными силами; 2. Нарушают, потому что не верят в то, что будут наказаны, или не верят в Бога; 3. Нарушают, потому что думают, что Бог все простит или смогут купить прощение (индульгенцию); 4. Нарушают, потому что иногда так складываются обстоятельства (невольный грех), и человек не знает, что нарушил; 5. Самое распространенное – нарушают, потому что не знают законов Божьих».

«Часто люди ведут себя хуже животных»

Вячеслав Чумаченко, клинический психолог, психотерапевт, руководитель Семейно-консультативного психоаналитического кризисного центра:

что значит жить по заповедям божьим. Смотреть фото что значит жить по заповедям божьим. Смотреть картинку что значит жить по заповедям божьим. Картинка про что значит жить по заповедям божьим. Фото что значит жить по заповедям божьим

«Понятие веры – процесс достаточно интимный. Сейчас модно веровать, при этом люди не имеют вообще понятия, что они делают и для чего.

Не надо придумывать то, что уже создано людьми – я имею в виду Божьи заповеди.

Часто люди ведут себя хуже животных.

Аргументация простая – за идею, за веру, которую я понимаю так, как выгодно мне.

При этом говорят абсолютно странную вещь: «Вот сейчас я сделаю, а потом схожу в церковь».

Так и живем – убиваем, грабим, предаем, а потом просто зайдем на пару минут в церковь, и можно делать дальше».

«Чтобы получить шанс на победу, играть нужно по правилам»

Инга Фляжникова, журналист, руководитель Агентства журналистских расследований:

что значит жить по заповедям божьим. Смотреть фото что значит жить по заповедям божьим. Смотреть картинку что значит жить по заповедям божьим. Картинка про что значит жить по заповедям божьим. Фото что значит жить по заповедям божьим

«Считаю, что Божьи заповеди – это Законы жизни, даже независимо от религии. А человек, пришедший в этот мир, должен жить по его законам. Ведь в каждой игре есть свои правила, и если ты уже вынужден в нее играть, чтобы получить шанс на победу, играть нужно по правилам.
За любое нарушение Закона в миру предусмотрено соответствующее наказание, но, даже не смотря на это, преступность была, есть и будет. За нарушение Божьих заповедей тоже есть наказание, но для многих оно совершенно размыто, непонятно, неограниченно временными рамками. Только истинно верующие понимают его суть. Но даже они довольно часто нарушают Божьи заповеди. Человек несовершенен».

«Мы ошибочно относим себя к праведникам»

Елена Калинская, предприниматель:

что значит жить по заповедям божьим. Смотреть фото что значит жить по заповедям божьим. Смотреть картинку что значит жить по заповедям божьим. Картинка про что значит жить по заповедям божьим. Фото что значит жить по заповедям божьим

«Думаю, жить по Божьим заповедям мы должны для того, чтобы мы лучше понимали, что такое грехи, и как много нашего духовного «я» заложено в самих Заповедях. Мы настолько любим себя, так часто занимаемся самолюбованием, что не замечаем, насколько мы грешны. Самым большим грехом, мы считаем смертный, и поэтому, не нарушая его, мы ошибочно относим себя к праведникам. Но забываем о главном: Заповедей 10, и каждая из них равнозначна».

«Заповеди Божьи – это щит»

Архидиакон Паисий (Кулиберов), Свято-Троицкий Ионинский монастырь, Киев:

что значит жить по заповедям божьим. Смотреть фото что значит жить по заповедям божьим. Смотреть картинку что значит жить по заповедям божьим. Картинка про что значит жить по заповедям божьим. Фото что значит жить по заповедям божьим

«Не Бог насилует нашу свободу, а мы, самолично, всякий раз, когда отдаёмся в рабство грехам – преступлениям заповедей Божьих, которые даны нам Богом для предохранения нашей свободы. Заповеди Божьи – это щит, который перестаёт защищать только тогда, когда мы, своей волей, в поисках нами же придуманного счастья, отводим его в сторону, устремляясь на стрелы вражьи, прикрытые туманом лукавых иллюзий. Изберём же Истинную Свободу – Бога, и Ему откроем наши сердца, дабы Он царствовал в нас, а не дьявол. Кто с Богом, те и благосчастливы, а кто не с Богом, те с дьяволом, и злосчастливы. Других вариантов НЕТ. И не обманывайтесь. Бог милостив, но поругаем не бывает. Аминь. »

Источник

Зачем жить по заповедям?
Или три заблуждения о христианской жизни

что значит жить по заповедям божьим. Смотреть фото что значит жить по заповедям божьим. Смотреть картинку что значит жить по заповедям божьим. Картинка про что значит жить по заповедям божьим. Фото что значит жить по заповедям божьим

К сожалению, о христианской нравственности среди людей, неблизких к Церкви ходит немало ложных стереотипов. И часто такие невежественные стереотипы мешают человеку понять, что же в действительности представляет собой жизнь христианина, что она не исчерпывается хождением в храм и проставлением свечек.

А человек, который захочет жить христианской жизнью, не понимая смысла и принципов её, рискует совершить ошибку. Например, бывает так, что человек, не знающий смысла христианской жизни, попробовав походить в храм и следовать заповедям, потом разочаровывается и отходит от Церкви.

Тут можно вспомнить из нашей истории «картофельные бунты» – когда крестьяне сажали только что появившуюся в России картошку, но не знали, что нужно употреблять в пищу её клубни, и пытались есть ядовитые картофельные плоды, – что приводило к отравлениям. Тогда они гневались на картошку и на правительство, которое её ввезло, и категорически отказывались её сажать.

В такое глупое и опасное положение ставит людей невежество и ошибочные представления о том, чего они не знают! Но когда невежество было удалено и они разобрались, как нужно относиться к этому растению, картошка стала едва ли не самым излюбленным блюдом в русских семьях.

Чтобы избежать подобных ошибок, разберём вкратце три основных заблуждения о христианской жизни, которые встречаются чаще всего.

Заблуждение первое

Многие люди ошибочно воспринимают христианскую нравственность только как некий свод правил. Рассматривая её так, они любят говорить, что этот свод правил, пусть даже и красив, но совершенно невыполним.

Ведь по нашим временам даже ветхозаветные заповеди «не убивай», «не прелюбодействуй» и «око за око» для иных кажутся неподъёмными, что же говорить про заповеди Христовы, которые, по всеобщему мнению, задают гораздо более высокую планку требований: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем… Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 6:21-22; 27-28; 38-39).

И если нецерковный человек соразмеряет эти заповеди со своими силами, то такие правила многим кажутся совершенно неподъёмными.

Ошибка состоит в том, что эти люди не учитывают самого главного, а именно, что чадам Церкви Бог даёт не только заповеди, но и силу для их исполнения.

Некоторые люди думают, будто евангельские заповеди неисполнимы в принципе, и что будто Бог дал их людям не для того, чтобы они их исполняли, а как некий идеал, к которому можно стремиться, но которого никогда нельзя достигнуть, и чтобы от осознания невозможности достижения этого идеала люди осознавали своё ничтожество, и таким образом стяжали смирение.

Но подобный взгляд не имеет ничего общего с истиной, он извращает сам смысл христианства.

Евангелие означает в переводе «благая весть», или, если совсем по-современному, «хорошая новость» – но что же может быть хорошего в новости о том, что люди ничтожны и не годны ни на что, кроме осознания своей ничтожности? И разве можно назвать добрым господина, дающего приказы, которые заведомо невозможно выполнить, но при этом выполнение их ставится условием для спасения?

Такие люди уподобляют Бога фашистскому офицеру из фильма «Лабиринт Фавна», который перед допросом арестованному партизану-заике говорит: если ты сможешь сосчитать до трёх, ни разу не заикнувшись, мы тебя отпустим. А если не сможешь, – будем пытать. И партизан старается, выговаривает «один», «два», а на «три» заикается. И офицер разводит руками, мол, видишь, сам виноват…

Нет, истинный Бог, повелевающий «солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф. 5:45) и «дающий всем просто и без упреков» (Иак. 1:5), Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4), – совсем не таков.

Для отражения реального положения вещей уместнее другое сравнение – отец, который увидел, что сын свалился в глубокую яму, он сбрасывает ему верёвку и даёт заповедь: встань, возьмись за нижний конец верёвки, и я тебя вытащу. Как видим, спасает всё равно отец, но если сын не исполнит полученной заповеди, то не спасётся.

И по-настоящему добрая весть Евангелия состоит в том, что из ямы греха, проклятия и смерти действительно можно выбраться, что больше нет преграды между человеком и Богом, что во Христе Иисусе нам стало возможно «быть неукоризненными и чистыми чадами Божиими» (Фил. 2:15), «ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26). И чтобы верующему, крестившемуся человеку стать чадом Божиим, ему нужно удалить из себя единственное, – личные грехи и порождающие их страсти, что как раз и достигается соблюдением заповедей. Всё равно что встать и взяться за конец сброшенной верёвки. И это тоже стало возможным для каждого, и в этом также состоит добрая весть Евангелия.

Благодаря тому, что вочеловечившийся Бог совершил две тысячи лет назад на кресте, абсолютно каждый человек теперь может исполнить все заповеди, и тем уподобиться Тому, Кто призвал: «будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» (Лев. 20:7). Каждый может стать святым. И заповеди – это не мираж, которым можно любоваться лишь издали, а конкретные инструкции по достижению подлинной святости.

И если относиться к ним как к практической инструкции, то легко увидеть, что Христовы заповеди даны вовсе не для усложнения, а для облегчения борьбы с грехом, поскольку объясняют, как добиться совершенного исполнения заповедей, данных в древнем законе.

Если Ветхозаветный закон предостерегал, главным образом, от внешних проявлений зла, то Господь Иисус Христос научил определять и отсекать сами корни грехов. Своими заповедями Он открыл, что грех зарождается в нашем сердце, и потому надо начинать борьбу с грехом с очищения сердца от дурных желаний и мыслей, так как «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19-20).

И Он, повторим, не только объяснил, как это делать, но и даёт силы это делать. Даже апостолы, услышав впервые Христовы заповеди, удивились их кажущейся неподъёмности, но услышали: «человекам это невозможно, Богу же возможно всё» (Мф. 19:26). И для того, кто соединяется с Богом, уже не остаётся ничего невозможного. «Всё могу в укрепляющем меня Христе» – свидетельствует апостол Павел (Фил. 4:13).

Это важнейшее и краеугольное отличие христианской нравственности от всякой другой.

Любая иная нехристианская и даже внерелигиозная нравственность, как раз является не более чем списком правил, чем-то отличающихся, а в чём-то совпадающих.

Но само по себе внерелигиозное воспитание и внерелигиозная нравственность не дают человеку силы стать хорошим. Они лишь дают информацию о том, что считается хорошим в данном обществе. И у каждого человека, который получает такую информацию, есть выбор: либо стать хорошим человеком, либо выглядеть хорошим человеком.

И тогда остаётся либо выглядеть хорошим человеком, тщательно скрывая свои несовершенства от других, – как душевнобольной, сознающий свою болезнь, может стараться на людях скрывать её проявления, но здоровым от этого не становится, – либо сократить число нравственных требований до такого минимума, который по силам падшему человеку, – как, например, прыгун с шестом, безуспешно пытающийся на тренировке побить мировой рекорд, может подойти и снизить планку до своего уровня, после чего успешно перепрыгнуть, но этот жалкий самообман не сделает его чемпионом.

Всякая иная нравственность как свод правил по сути есть то, о чём говорил апостол Иаков: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак. 2:15-16)

Но православная нравственность иная. Потому что в Церкви человеку даётся не только совет: «делай», но и, посредством таинств, силы к тому, чтобы сделать. И даётся абсолютно каждому человеку, который захочет такую силу взять.

Заблуждение второе

Это заблуждение связано с тем, что некоторые люди не понимают суть христианской нравственности и смысл исполнения заповедей. Они думают, что их нужно исполнять потому, что это традиция нашего народа и наших предков, или потому, что исполнение заповедей послужит оздоровлению жизни общества. Или же просто говорят: «это нужно делать, потому что Бог так сказал», не пытаясь понять смысл того, что нам предписано и почему Бог это нам предписал.

Такие ответы не являются удовлетворительными, потому что по существу ничего не объясняют, и не дают ясного представления о том, почему нужно исполнять заповеди.

Тогда как смысл этот есть, и он очень глубокий.

И для тех, кто отвечает Богу «да», исполнение заповедей обретает глубочайший смысл – оно и становится этим ответом и способом соединения с Богом.

Ведь мы, на самом деле, почти ничего не можем принести Богу, почти ничем не можем ответить Ему «да» – мы созданы Им, и всё, что у нас есть, получили от Него – таланты, имущество, семью, и даже само наше бытие, «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).

Единственное, что мы можем дать Богу сами от себя – это добровольное исполнение Его заповедей, совершаемое не из-за страха и не ради корысти, а по любви к Нему. Сам Господь свидетельствует об этом: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15).

Так что каждый раз, когда мы добровольно и сознательно соблюдаем заповедь Божию, даже самую маленькую, мы тем самым свидетельствуем о нашей любви к Богу; мы отвечаем Ему «да».

Исполнение заповедей – не вынужденное удовлетворение какой-то внешней необходимости, а проистекающее из внутреннего волевого решения дело любви к Богу. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16), «если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15:10).

Когда сын старается не шуметь, чтобы не разбудить уставшего после работы отца, или когда отец в голодное время отдаёт свой ужин сыну, или когда юноша покупает цветы, чтобы подарить их любимой девушке, – они делают так не потому, что их к этому понуждает общественная необходимость, или долг следования традиции предков, или даже какой-нибудь свод воспринятых ими правил, а просто по любви.

И поступая так, они совершенно свободны, поскольку действуют не по принуждению; все такие поступки суть вольные проявления любви.

Так и тот, кто соединяется с Богом в любви, становится подлинно свободным, творить заповеди для него так же естественно, как дышать воздухом.

Именно непониманием этого во многом объясняется расхожий стереотип неверующих и нецерковных людей, гласящий, что будто бы «жить по заповедям – это жить несвободно, а жить во грехах – это свобода».

Тогда как на самом деле всё наоборот.

В этом способен убедиться всякий, заглянув в себя. Как может зло приносить свободу, если после него так тяжело на душе? Как может ложь приносить свободу, если она не успокаивает сердце, которое жаждет истины?

Сказано: «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). «Я есть Истина» – свидетельствует Господь Иисус Христос (см. Ин. 14:6). Познание Христа и соединение с Ним в любви даёт подлинную «свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:21). Как говорит апостол Павел, «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6:12).

А тот, кем что-то обладает, и кто не в силах отказаться от того, что ему неполезно, разве может быть назван свободным? Сколько людей испортили себе жизнь из-за того, что не могли отказаться от нездоровой пищи, хотя знали, что она не полезна для них, пытались отказаться, но проиграли в битве с чревоугодием.

Нет, это настоящее рабство! Именно так, потому что «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34), «ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2Пет. 2:19).

В одной старой шутке рассказывается, как алкоголик, подходя к винному магазину, подумал: «вот, жена говорит, что я совсем спился, не могу даже пройти мимо винного магазина, чтобы не зайти туда. Это не так!» Идёт мимо входа, затем ещё несколько метров, и говорит: «ну вот, я доказал, что запросто могу пройти мимо. Значит, никакой зависимости у меня нет. Это стоит отметить» – и возвращается в магазин, чтобы купить бутылку.

В этом – вся «свобода» грешников.

Конечно, у опустившегося алкоголика тоже есть своя «свобода» – к примеру, при выборе, купить ли одеколон «Гвоздика» или одеколон «Русский лес», – но никто из находящихся в здравом уме не поставит на один уровень такую «свободу» с подлинной свободой от алкогольной зависимости.

Так и «свобода» выбора между разными видами греха ни идёт ни в какое сравнение со свободой от греха.

И каждый, на самом деле чувствует это, и понимает, что подлинная свобода лучше. Это, например, видно по тому, что часто даже нецерковные и неверующие люди с большим уважением относятся к известным им православным подвижникам, старцам. Их восхищает и притягивает святость, достигаемая только жизнью со Христом и во Христе. Их души обоняют аромат свободы, любви и благой вечности, источаемый душами тех, кто добровольным исполнением заповедей отвечает Богу «да».

Заблуждение третье

У многих людей, к сожалению, представление о христианской нравственности и средствах к её достижению сводится исключительно к списку отрицаний – не делай того и того; нельзя то и это.

Видя такой список, человек нецерковный мысленно применяет его к своей жизни, вычитает из неё всё, поименованное в списке, и задаётся вопросом: а что же, собственно, тогда от моей жизни останется и чем заполнить образовавшиеся в ней пустоты?

Отсюда, кстати, во многом проистекает такой общественный стереотип, что будто бы жизнь нравственного человека непременно скучна и пресна.

Но Господь в Священном Писании предлагает гораздо большее – «уклонись от зла и сотвори благо» (1 Пет. 3:11). Иногда в разговорах о нравственности акцент ставится на первой, «отрицательной» части этой заповеди, тогда как вторая, раскрывающая положительную перспективу новой полноты жизни, не менее важна.

Некоторые думают, что это предписание имеет хронологическую последовательность, то есть, сначала нужно уклониться от зла, а уже потом приступать к творению добра, но на самом деле это вещи взаимосвязанные – творение добра помогает уклоняться от зла, и уклонение от зла оставляет больше возможностей творить добро.

Заповедь «сотвори благо» показывает, что у Бога есть для каждого человека перспектива изобильной, насыщенной, интересной и благодатной жизни. Совершаемое ради Бога добро делает жизнь осмысленной.

Как человеку, погрязшему в грехах, почти некогда заниматься доброделанием, так и человеку, ради Бога и с Богом творящего благо, становится уже не до греха. Не потому, что он каждую минуту сидит и трясётся: «ох, как бы не согрешить, как бы не сделать того, как бы не впасть в это», а потому, что чем больше добродетель и благодать Божия вливается в его сердце, тем меньше места в нём остаётся для греха.

Конечно, и живущий на помойке бомж – грязен, и человек, вышедший из своего дома в новом костюме, но споткнувшийся и упавший в лужу, – тоже грязен, но всем понятно, что разница между тем и другим велика, поскольку для одного быть грязным – обычное состояние и образ жизни, а для другого – досадная оплошность, которую он хочет и может немедленно исправить.

Если человек сделал выбор быть с Богом и начал свидетельствовать об этом выборе своими делами и своей жизнью, его уже ничто не сможет сбить или поколебать, как обещал Сам Господь: «всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:24-27).

Таково великое значение исполнения заповедей Божиих. Без этого одно лишь словесное именование себя христианином и даже признание Христа Господом, не спасают, как Он Сам сказал – «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21)

Необходимо ещё подчеркнуть, что сами заповеди, данные Богом, не случайны и не произвольны. Хотя заповеди даны в определённое время, они открывают путь к добродетелям, которые вечны. Именно потому их исполнение позволяет стать человеку святым, что эти заповеди указывают на вечные свойства Божии.

Например, если человек соблюдает заповедь «не прелюбодействуй» (Исх. 20:14), сохраняя верность супруге, то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог верен» (Рим. 3:4), если человек соблюдает заповедь «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16), то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог истинен» (Ин. 3:33), и так всякая заповедь восходит к тому или иному свойству святого Бога.

Поэтому чем более человек укрепляется в их добровольном исполнении, тем более становится святым, и соединяется с Богом.

Поэтому на вопрос, почему именно такие заповеди дал людям Бог, существует единственный ответ – потому что именно таков Он Сам, и эти заповеди даны для тех, кто желает уподобиться Богу и через то стать «богом по благодати».

Итак, христианская нравственность и жизнь по заповедям – это истина, любовь, свобода, чистота и святость. Кто может понять это, тому легче сделать главный выбор своей жизни – быть с Богом или против Бога.

[1] Цит. по: Добротолюбие. М., 1895. Т. I. С. 188.

[2] Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 2001. С. 513.

[3] Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. Загорск, 1981. С. 2003.

[4] Преподобного Исаака Сирина слова подвижнические [слово 85]. М., 2002. С. 627.

[5] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отношение христианина к страстям / Аскетические опыты, I.

Источник

Заповеди Божьи

что значит жить по заповедям божьим. Смотреть фото что значит жить по заповедям божьим. Смотреть картинку что значит жить по заповедям божьим. Картинка про что значит жить по заповедям божьим. Фото что значит жить по заповедям божьим

Заповеди Божьи даны не столько для охранения нас от менее совестливых членов общества. В первую очередь они нужны для охранения человека от самого себя.

Когда мы слышим слово „заповедь”, мы всегда воспринимаем его как приказ о том, что мы должны сделать, а если не сделаем, то понесем ответственность, последует возмездие: но это слово имеет более широкий смысл.

Оно означает завещание Божие нам, когда, сотворив нас, Он одарил нас свободой, способностью стоять на собственных ногах, дал нам власть выбора и власть следовать нашему призванию или отвернуться от него. И вот, это не „приказание” от Бога: это как бы напутствие или завещание в том смысле, в котором человек, когда умирает, оставляет завещание, чтобы его наследники его выполнили.

Заповеди Божьи

1-я заповедь. Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2-я заповедь. Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им.
3-я заповедь. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4-я заповедь. Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему.
5-я заповедь. Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле.
6-я заповедь. Не убивай.
7-я заповедь. Не прелюбодействуй.
8-я заповедь. Не кради.
9-я заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10-я заповедь. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего (Исх., гл. 20; Второзак., гл. 5).

Кто и кому дал десять заповедей закона Божия?

Заповеди эти дал Сам Бог на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую.

На чем были написаны эти заповеди?

На двух досках каменных (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).

Первая заповедь Божия

Как читается первая заповедь закона Божия?

Аз — я. Да — пусть. Бози — боги. Инии — иные, другие. Разве — кроме.

Что Бог повелевает этой заповедью?

Познавать и почитать Его одного, т.е. повелевает веровать в Него, надеяться на Него, любить Его, повиноваться Его воле, молиться Ему и не иметь никаких других богов, кроме Него.

Откуда можно лучше всего познать Бога?

Из Священного Писания.

Как должно почитать ангелов и святых людей?

Их должно почитать не так, как почитаем Самого Бога, но как самых близких к Богу служителей, и должны молиться им, чтобы они испрашивали нам у Бога милости.

Кто грешит против первой заповеди Бога?

Против нее грешит тот, кто проповедует или принимает какое-либо ложное учение, противное учению православной церкви (еретик); кто не повинуется православной церкви и отдаляется от нее (раскольник); кто верит тайным силам тварей и старается ими действовать; кто гадает; кто слепо верит обыкновенным случаям в жизни, придавая им Божескую силу; кто ленится учиться Закону Божию, и кто надеется больше на человека, нежели на Бога.

Чем некогда наказывал Бог людей за то, что они забыли Бога, истинную веру в Него и святой закон Его?

Вторая заповедь Божия

Какая вторая заповедь Божия?

Кумир — истукан, идол, вообще, всякая вещь или создание, которое люди почитают за истинного Бога.Всякое подобие — всякое изображение земных предметов. Елика — что. Горе — наверху. Низу — внизу. Ниже— и не.

Что запрещает Бог этой заповедью?

Запрещает поклоняться, идолам или каким-либо вещественным изображениям придуманного божества.

Чему кланяются язычники?

На небе: солнцу, луне, звездам; на земле: зверям, птицам, растениям; в воде: рыбам, гадам и др.

Не грешно ли кланяться иконам?

Иконам, или образам, не грешно кланяться, потому что, когда мы молимся перед иконами, то мы кланяемся не дереву или краскам, а изображенному на иконе Богу или святым Его, представляя их самих в уме перед собой.

Третья заповедь Божия

Да не приимеши — не принимай, не употребляй. Всуе — напрасно.

Этой заповедью Бог запрещает употреблять имя Божие, когда не должно, например, в шутках, в пустых разговорах. Этою же заповедью запрещается:

Когда же можно и должно употреблять имя Божие?

Когда молимся, ведем благочестивые разговоры, когда, по требованию начальства, клянемся, даем присягу, и во всех этих случаях нужно употреблять имя Божие со страхом и благоговением.

Четвертая заповедь Божия

Суббота — покой, отдых. День субботний — день праздничный. Еже — чтобы. Святити день — делать в известный день добрые дела.

Что Бог повелевает этой заповедью?

Повелевает нам шесть дней недели работать, заниматься своими делами, а седьмой день посвящать на добрые дела: молиться в церкви Богу, читать дома душеполезные книги, подавать милостыню и проч.

Какой из семи дней нужно посвящать на добрые дела?

В Ветхом Завете днем праздничным была суббота, или тот седьмой день, в который Бог, по сотворении мира, почил от всех дел своих; со времени же воскресения Христова суббота заменилась днем воскресным, или тем днем, в который воскрес Иисус Христос.

Кроме воскресных, нет ли еще дней, которые нужно посвящать на богоугодные дела?

Это — праздники Господни, каковы, например, Рождество Христово (25 дек. [ 1]), Крещение Господне (6 янв.), Преображение Господне (6 авг.). Праздники Богородичные, например, Рождество Пресвятой Богородицы (8 сент.), Успение Пресвятой Богородицы (15 авг.).

Праздники в честь святых, например, день Рождества Иоанна Предтечи (24 июня), день Усекновения главы его (29 авг.), день верховных апостолов Петра и Павла (29 июня).

Что еще повелевается четвертой заповедью?

Повелевается соблюдать посты.

Какие посты установлены Православной Церковью?

Есть еще посты однодневные, или дни постные, а именно:

Почему положено постится в среду и пятницу?

В среду — в память предания Иисуса Христа на страдание, а в пятницу в память самого страдания и смерти Его.

Кто грешит против четвертой заповеди Божией?

Тот, кто будничные дни проводит в праздности, кто воскресные дни и праздничные дни проводит не по-христиански, и кто не соблюдает постов.

Пятая заповедь Божия

Чти — почитай. Да — чтобы. Благо — хорошо. Ти — тебе. Долголетен — тот, кто много лет живет.

Этой заповедью Бог повелевает почитать родителей.

Что значит почитать родителей?

Значит слушаться их, помогать им в трудах и нуждах, заботиться о них во время их болезни и старости и молиться о спасении душ их.

Как некогда была наказана непочтительность к родителям?

Сын Ноя, Хам, смеялся над своим отцом, спавшим в своем винограднике обнаженным; другие же сыновья его, Сим и Иафет, прикрыли одеждой обнаженное тело его. Ной, проснувшись, узнал о таком непочтительном поступке Хама, проклял его и пророчески сказал, что потомки его будут рабами потомков его братьев.

Кроме родителей, кого еще повелевается почитать пятой заповедью?

Тех, которые в каком-либо случае заменяют нам родителей, как-то: Государя своего Отечества, духовных пастырей, начальствующих, всех вообще благодетелей и старших возрастом.

Кого из них особенно нужно почитать?

Государя, потому что Он отец целого народа и помазанник Божий. Бога бойтеся, царя чтите (1 Пет. 2, 17), говорит апостол Петр. Сам Господь сказал: воздадите кесарева кесареви (Мф. 22, 21), т.е. что принадлежит кесарю, или царю, то ему и отдавайте: какие есть обязанности к Государю, те и исполняйте.

Какие обязанности подданного к Государю?

Нужно повиноваться Его повелениям, молиться за Него, повиноваться властям, от Него поставленным, честно платить подати, охотно идти по Его повелению в военную службу на защиту веры и отечества, исполнять охотно и другие обязанности.

А что сказать о тех, которые не исполняют обязанностей к Государю?

Они виновны не только перед Государем, но и перед Богом, потому что противляяйся власти, как говорит Слово Божие, Божию повелению противляется… несть бо власть, аще не от Бога (Рим. 13, 1-2).

Шестая заповедь Божия

Не убий — не убивай.

Что Бог запрещает этой заповедью?

Запрещает убивать, т.е. лишать жизни человека.

Грех ли наказывать по закону преступника смертью и убивать неприятеля на войне?

Не грех. Преступника лишают жизни, чтобы прекратить великое зло, которое он делает; неприятеля убивают на войне, потому что на войне сражаются за Государя и Отечество.

Какие еще грехи запрещаются сею заповедью?

Запрещается содействие убийству каким бы то ни было образом, например, приказанием, советом, помощью; запрещается и все, что беспокоит и сокращает жизнь ближнего, например, гнев, ненависть, ссоры.

Этою же заповедью запрещается соблазн, когда кто примером своим или советом склоняет другого к неверию или какому-либо греху, что называется духовным убийством.

Что же повелевается шестой заповедью?

Повелевается беречь жизнь ближнего и делать ему всегда одно добро.

Седьмая заповедь Божия

Не прелюбы сотвори — не прелюбодействуй.

Этой заповедью запрещается прелюбодеяние, или преступная плотская любовь между мужчиной и женщиной. Этой же заповедью запрещается и все, что располагает к этому греху, например, неумеренность в пище, пьянство, бесстыдные песни, чтение дурных книг и тому подобное.

Что нужно делать, чтобы не нарушить этой заповеди?

Живущим в супружестве нужно быть верными друг другу, а прочим вести целомудренную жизнь.

Восьмая заповедь Божия

Заповедью этой запрещается кража, т.е. брать себе чужое каким бы то ни было незаконным путем. Грешит против этой заповеди, например, тот, кто ворует [ 1], грабит, удерживает плату работника; кто получает плату за работу, но не работает; кто берет чужое обманом, хитростью, например, отдает худой товар вместо хорошего, посредством неправильного веса или меры не додает проданного. (Гиезий, слуга пророка Елисея, обманом от имени сего пророка выпросил у сирийского военачальника Неемана несколько денег и одежду; за этот проступок был поражен проказой, бывшей прежде на Неемане.)

Каким нужно быть, чтобы не грешить против восьмой заповеди?

Нужно быть трудолюбивым, бескорыстным, милосердным, правдивым.

Девятая заповедь Божия

Не послушествуй — не свидетельствуй, не доводи до слуха, не говори. На друга своего — на другого человека. Свидетельство — донос.

Этой заповедью запрещается ложное свидетельство и вообще всякая ложь. Против этой заповеди грешат, например, те, которые ложно свидетельствуют в суде; которые ложно жалуются на другого (об Иисусе лжесвидетели говорили, что Он хотел разрушить храм Божий и в три дня создать его (Мф. 26, 60-62). Его же обвинили иудеи в том, что будто Он искал царской власти и запрещал платить дань кесарю (Лк. 23, 2)); которые говорят ближнему в глаза и за глаза о нем обидные слова; которые насмехаются и осуждают.

Что нужно думать о ложном свидетельстве под присягою?

Это великий грех и против девятой и против третьей заповеди Божией.

Что нужно, чтобы не грешить против девятой заповеди Божией?

Нужно всегда говорить правду и удерживать язык свой от лукавых речей (1 Пет. 3, 10).

Десятая заповедь Божия

Искренний — близкий к сердцу, любимый. Село — поле. Вол — бык. Елика — что.

Этой заповедью запрещается не только делать худое ближнему, но и желать ему худого.

Грех против этой заповеди называется завистью.

Какие посему обязанности предписываются нам этой заповедью?

Мы должны быть довольными и благодарными тем, что дал нам Бог, и доброжелательными к ближнему [ 1].

Вы прочитали статью Заповеди Божьи. Читайте также:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *