что значит жить в примах
ПРИМАК
Смотреть что такое «ПРИМАК» в других словарях:
Примак — русская и украинская фамилия. Известные носители: Примак, Максим Владимирович (род. 1981) российский футболист. Примак, Наталья Анатольевна (род. 1984) российская киноактриса … Википедия
ПРИМАК — ПРИМАК, примака, и ПРИМАКА, примаки, муж. (обл. устар.). Человек, поселившийся после женитьбы в семье жены, принятый в семью жены. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ПРИМАК — муж., курск. примака пск. зять, принятый в дом тестем, призяченный; влазень, животник. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
примак — сущ., кол во синонимов: 6 • влазень (8) • животник (3) • зять (9) • … Словарь синонимов
Примак — ПРИЙМАК ПРИМАК ПРИМАКОВ Примак зять, принятый в дом тестем. Слово образовано от диалектного глагода примать (принимать). (Ф) Приймак, Примак украинские фамилии. (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) … Русские фамилии
Примак — м. местн. Муж, принятый в семью жены, живущий в доме жены. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
примак — примак, примаки, примака, примаков, примаку, примакам, примака, примаков, примаком, примаками, примаке, примаках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
примак — прим ак, а … Русский орфографический словарь
примак — (2 м), Р. примака/; мн. примаки/, Р. примако/в … Орфографический словарь русского языка
примак — а; м. Разг. Муж, принятый в семью жены и живущий в её доме. Пойти в примаки … Энциклопедический словарь
Не обижайте близких и родных
В примаках
Мужчина в чужом доме никогда хозяином себя чувствовать не будет. Главой своей семьи он никогда не станет. В любой момент при любой ссоре ему могут напомнить, на чьих харчах он живёт. Понимая это, он со временем превратится в тряпку. И детям своим никогда не сможет подать достойный пример.
В дом родителей невесты с чемоданами жить. В зятья… Звучит с эдаким не лестным оттенком, типа «У него ни кола ни двора, а мы такие разтакие — его приютили и обогрели, теперича он нам по самый край обязан».
В примаках быть позорно для мужчины! Если женился, должен быть главой семьи, а не на вторых ролях после тестя. Нет дома — не женись , всегда встаёт вопрос о жилье после свадьбы и начинают ходить-ездить по родителям. Родители уже отдали детям свой родительский долг, надо учитывать и их устои, состояние здоровья и т.д. А так родители всю свою жизнь бьются, как детям помочь, а те удобно устраиваются и живут в ус не дуют. Дети должны жить отдельно и зарабатывать на свою жизнь самостоятельно!
Мы не берём во внимание, когда муж-сирота, это другая ситуация. Но когда родители мужа есть, жить у тёщи с тестем — позорно для мужчины. Дочь ушла в семью мужа, она продолжает в детях фамилию рода мужа, раньше в семьях, если замужняя дочь приходила со своими проблемами в родительский дом, мама разворачивала её лицом к двери и говорила: «Ты вышла замуж, иди к мужу». Муж — глава семьи и в своей семье должен быть главным, а жена — помощница мужу, она всегда позади мужчины. Так установлено Господом Богом в семейной иерархии. Замужем — за мужем, а не впереди.
«Шёл в примаки»: про каких мужчин так говорили на Руси
Причин, по которым на Руси мужчина шёл жить в дом к родителям жены, или как презрительно называли это в давние времена «шёл в примаки», было несколько.
Существовал обычай, по которому самый младший ребёнок в семье оставался в родительском доме и ухаживал за престарелыми родителями, когда они становились немощными. В случае, если это была девушка, её муж часто переходил жить в дом к тестю и тёще, поддерживая своим трудом хозяйство и фактически становясь хозяином в доме.
Иногда такая мера была вынужденной, например, в семье не было других детей или из-за войны или эпидемии вообще не было молодёжи. Тогда старики были рады принять в дом молодого мужчину: мужа дочери, племянницы, внучки или даже вдовой невестки, потому что на кону стояло выживание семьи.
Нет хозяйства — иди в примаки
Мужчин идти в примаки могли заставить разные обстоятельства: бедность семьи, имущественное неравенство по сравнению с семьёй невесты (мужчина мог быть небедным, но семья жены могла быть еще богаче), и наконец, различные жизненные обстоятельства – война, пожар или народный бунт, при которых крестьянин мог полностью лишиться собственного двора и сбережений.
Главное – договор
По сложившийся традиции на Руси жена приходила в дом мужа и приносила с собой приданное, теряя право на собственность своей семьи, а её муж вообще ни при каких обстоятельствах не мог претендовать на отчий дом жены.
Но в случае примачества получалось наоборот – мужчина приобретал право на имущество семьи жены. Советский историк Вадим Александрович Александров в труде «Обычное право крепостной деревни России» указывал, что в этом случае семья жены тщательно оговаривала с мужчиной условия его вхождения в дом.
Ты – нам, мы – тебе
Очень часто договор заключался в письменной форме: подобные акты были распространены на Русском Севере, начиная с XVI века, и заключались между женихом и отцом невесты или её матерью.
Грамота некоего пожилого крестьянина Иева Михайлова из городка Ухтострова, который на старости лет остался один с 18-летней дочерью и боялся «пойти по миру», оговаривала, что его зять и дочь наследуют его дом и хозяйство, а за это обязаны внести на помин его души 4 гривны «попам и клиросу».
У поморских и холомгорских крестьян часто встречалось «договорное письмо», где оговаривалось, что зять обязан до смерти содержать родителей жены, а после их смерти вместе в ней наследовать всё имущество.
Договоры с примаками были подробнейшими, поскольку крестьянские семьи на Руси были сложными, составными: часто под одной крышей жили двоюродные братья, мужья дочерей, сестёр и племянниц, чужие люди.
В них оговаривалось, какое имущество примак приносил с собой, какое имущество ему доставалось и какие обязанности он должен был выполнять, и даже оговаривалось, что отец примака не имел право забирать его работать на своём поле.
Иногда тесть и тёща защищали зятя от возможных будущих притеснений со стороны собственных детей. В случае, если родные сыновья отбирали у зятя имущество, то они обязаны были заплатить ему по 100-150 рублей за каждый «отработанный» на семью жены год, что было неподъемной суммой.
Договор договору рознь
В одних случаях, по договору примак приобретал имущество только по прошествии определённого времени, которое он должен был «отработать». В других – сразу становился хозяином дома и хозяйства, а в некоторых случаях при женитьбе на дочери какого-нибудь особого скупого кулака, мог проработать много лет и остаться ни с чем.
Например, в 1735 году под Серпухховом крестьянин Ананий Акимов принял в семью мужа свояченицы крестьянина Семёна Фролова, который обязался быть у него « в послушании» 12 лет, после чего получал в собственность половину имущества и мог отделиться.
Если мужчина приходил жить в дом к вдове с малыми детьми, то между ним и женщиной тоже заключался договор, по которому он был обязан заботиться о её малолетних детях, а в случае смерти жены – каждому ребёнку отделить долю от имущества.
Поскольку расторжения брака в православной России практически не было, договорные грамоты о примачестве тоже считались вечными и не расторгались.
Примачество как способ сохранить хозяйство
Часто крестьяне, имевшие крупное хозяйство, прибегали к примачеству специально, чтобы не делить хозяйство, например, в поместье Орловых крестьянин Еремей Иванов принял примака, чтобы не делить хозяйство между детьми.
Иногда крестьяне отдавали в примаки сыновей, чтобы оставить хозяйство в наследство только одному из детей. Но чаще примачество было продиктовано необходимостью выживания.
Лучше в примаки, чем в рекруты
Бывали случаи, когда родня жены не просто приобретала помощника, но и сразу же зарабатывала на нём, заставляя семью примака отдать им часть доли, которая принадлежала мужчине. А бывало и наоборот – к примеру, в селе Сидоровском в 1788 году Фёдор Григорьев отпускал в семью к Тихону Егорову сына, но при этом Тихон обязался выкупить за примака рекрутскую очередь и заплатить за его отца оброк за два года.
К слову, в центральных регионах России примачеством многие мужчины спасались от службы в армии, это было распространено повсеместно.
Хорошо устроился?
К примакам на Руси относились не всегда положительно, считая, что «настоящий мужик» должен жить своим двором и приводить жену к себе.
Они могли и не подозревать, что мужчине приходилось работать до седьмого пота, поднимать чужих детей, терпеть дурной характер стариков и не иметь возможности уйти, потому что часто в договорных письмах оговаривалось, что ушедшие раньше срока примаки оставались ни с чем.
Примак: почему на Руси не уважали мужчин, живших в доме жены
Причин, по которым на Руси мужчина шёл жить в дом к родителям жены, или как презрительно называли это в давние времена «шёл в примаки», было несколько.
Существовал обычай, по которому самый младший ребёнок в семье оставался в родительском доме и ухаживал за престарелыми родителями, когда они становились немощными. В случае, если это была девушка, её муж часто переходил жить в дом к тестю и тёще, поддерживая своим трудом хозяйство и фактически становясь хозяином в доме.
Иногда такая мера была вынужденной, например, в семье не было других детей или из-за войны или эпидемии вообще не было молодёжи. Тогда старики были рады принять в дом молодого мужчину: мужа дочери, племянницы, внучки или даже вдовой невестки, потому что на кону стояло выживание семьи.
Нет хозяйства — иди в примаки
Мужчин идти в примаки могли заставить разные обстоятельства: бедность семьи, имущественное неравенство по сравнению с семьёй невесты (мужчина мог быть небедным, но семья жены могла быть еще богаче), и наконец, различные жизненные обстоятельства – война, пожар или народный бунт, при которых крестьянин мог полностью лишиться собственного двора и сбережений.
Главное – договор
По сложившийся традиции на Руси жена приходила в дом мужа и приносила с собой приданное, теряя право на собственность своей семьи, а её муж вообще ни при каких обстоятельствах не мог претендовать на отчий дом жены.
Но в случае примачества получалось наоборот – мужчина приобретал право на имущество семьи жены. Советский историк Вадим Александрович Александров в труде «Обычное право крепостной деревни России» указывал, что в этом случае семья жены тщательно оговаривала с мужчиной условия его вхождения в дом.
Ты – нам, мы – тебе
Очень часто договор заключался в письменной форме: подобные акты были распространены на Русском Севере, начиная с XVI века, и заключались между женихом и отцом невесты или её матерью.
Грамота некоего пожилого крестьянина Иева Михайлова из городка Ухтострова, который на старости лет остался один с 18-летней дочерью и боялся «пойти по миру», оговаривала, что его зять и дочь наследуют его дом и хозяйство, а за это обязаны внести на помин его души 4 гривны «попам и клиросу».
У поморских и холомгорских крестьян часто встречалось «договорное письмо», где оговаривалось, что зять обязан до смерти содержать родителей жены, а после их смерти вместе в ней наследовать всё имущество.
Договоры с примаками были подробнейшими, поскольку крестьянские семьи на Руси были сложными, составными: часто под одной крышей жили двоюродные братья, мужья дочерей, сестёр и племянниц, чужие люди.
В них оговаривалось, какое имущество примак приносил с собой, какое имущество ему доставалось и какие обязанности он должен был выполнять, и даже оговаривалось, что отец примака не имел право забирать его работать на своём поле.
Иногда тесть и тёща защищали зятя от возможных будущих притеснений со стороны собственных детей. В случае, если родные сыновья отбирали у зятя имущество, то они обязаны были заплатить ему по 100-150 рублей за каждый «отработанный» на семью жены год, что было неподъемной суммой.
Договор договору рознь
В одних случаях, по договору примак приобретал имущество только по прошествии определённого времени, которое он должен был «отработать». В других – сразу становился хозяином дома и хозяйства, а в некоторых случаях при женитьбе на дочери какого-нибудь особого скупого кулака, мог проработать много лет и остаться ни с чем.
Например, в 1735 году под Серпухховом крестьянин Ананий Акимов принял в семью мужа свояченицы крестьянина Семёна Фролова, который обязался быть у него « в послушании» 12 лет, после чего получал в собственность половину имущества и мог отделиться.
Если мужчина приходил жить в дом к вдове с малыми детьми, то между ним и женщиной тоже заключался договор, по которому он был обязан заботиться о её малолетних детях, а в случае смерти жены – каждому ребёнку отделить долю от имущества.
Поскольку расторжения брака в православной России практически не было, договорные грамоты о примачестве тоже считались вечными и не расторгались.
Примачество как способ сохранить хозяйство
Часто крестьяне, имевшие крупное хозяйство, прибегали к примачеству специально, чтобы не делить хозяйство, например, в поместье Орловых крестьянин Еремей Иванов принял примака, чтобы не делить хозяйство между детьми.
Иногда крестьяне отдавали в примаки сыновей, чтобы оставить хозяйство в наследство только одному из детей. Но чаще примачество было продиктовано необходимостью выживания.
Лучше в примаки, чем в рекруты
Бывали случаи, когда родня жены не просто приобретала помощника, но и сразу же зарабатывала на нём, заставляя семью примака отдать им часть доли, которая принадлежала мужчине. А бывало и наоборот – к примеру, в селе Сидоровском в 1788 году Фёдор Григорьев отпускал в семью к Тихону Егорову сына, но при этом Тихон обязался выкупить за примака рекрутскую очередь и заплатить за его отца оброк за два года.
К слову, в центральных регионах России примачеством многие мужчины спасались от службы в армии, это было распространено повсеместно.
Хорошо устроился?
К примакам на Руси относились не всегда положительно, считая, что «настоящий мужик» должен жить своим двором и приводить жену к себе.
Они могли и не подозревать, что мужчине приходилось работать до седьмого пота, поднимать чужих детей, терпеть дурной характер стариков и не иметь возможности уйти, потому что часто в договорных письмах оговаривалось, что ушедшие раньше срока примаки оставались ни с чем.
Значение слова «примак»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Примак, Артём Алексеевич (род. 1993) — российский легкоатлет, специализирующийся на прыжках в длину.
Примак, Максим Владимирович (род. 1981) — российский футболист.
Примак, Наталья Анатольевна (род. 1985) — российская киноактриса.
Примак, Николай Алексеевич (1925—1943) — советский военнослужащий, Герой Советского Союза.
Примак, Павел Александрович (1911—1943) — советский военнослужащий, Герой Советского Союза.
Примак, Степан Максимович (1927—2002) — советский передовик производства, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР.
ПРИМА’К, а́, и ПРИМА’КА, и, м. (обл. устар.). Человек, поселившийся после женитьбы в семье жены, принятый в семью жены.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
прима́к
1. разг. муж, принятый в семью жены и живущий в её доме ◆ Артем неизвестно почему порвал свою трехлётнюю дружбу с красавицей Галей, дочерью каменотеса, работницей-портнихой, и пошёл «в примаки» к серенькой Стеше, в семью из пяти ртов, без единого работника. Н. А. Островский, «Как закалялась сталь», 1930-1934 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: реорганизоваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?