датаматрикс код честный знак
Маркировка табака в системе честный знак.рф
Расскажем, что такое маркировка, каковы этапы и сроки ее внедрения, зачем нужен Data Matrix код и что необходимо для маркировки табака.
Что такое маркировка?
Маркировка — это нанесение на товар штрихкода или другого средства идентификации, в котором зашифрован код маркировки. Этот процесс помогает контролировать оборот маркированных товаров и предотвращать фальсификацию продукции. Основные понятия маркировки прописаны в Федеральном законе № 488 от 25.12.18.
В России переход на систему маркированной продукции начался в 2019 году. Планируется, что в течение пяти лет система охватит большинство потребительских товаров. При этом власти предупреждают, что отсрочек по внедрению маркировки не будет.
В первую очередь изменения произойдут в 10 группах товаров:
Уже работают системы маркировки алкоголя и меха. Началась маркировка табачных изделий — продажа немаркированных сигарет и папирос прекратится к 1 июля 2020 года. Согласно планам Правительства РФ, переход на обязательную маркировку других групп продукции начнется до конца 2019 года. Для них точные сроки перехода установят позже.
Этапы и сроки внедрения маркировки табака
Переход на маркированную табачную продукцию пройдет в несколько этапов и полностью завершится 1 июля 2021 года.
Производители или импортеры
Обязаны зарегистрироваться в ГИС мониторинга — системе маркировки «Честный знак».
Немаркированные сигареты и папиросы не выпускаются. Все произведенные или ввезенные пачки маркируют. Товар поставляют дистрибьютору с электронными универсальными передаточными документами (УПД). Документы передают через систему электронного документооборота и подписывают квалифицированной электронной подписью. О поставке табака сообщают в «Честный знак».
Маркированные пачки продают только через онлайн-кассы. Код маркировки сканируют, касса передает информацию о товаре в систему «Честный знак». Оставшиеся пачки без маркировки можно продавать, но информацию о них не нужно отправлять в систему маркировки.
Все производимые или ввозимые сигареты и папиросы промаркированы. Отгрузка товара сопровождается электронными УПД, информация передается в ГИС мониторинга.
Прекращена продажа немаркированных сигарет и папирос. В обороте — только промаркированный табак. При получении товара продавец также получает электронный УПД через систему электронного документооборота и подписывает его квалифицированной ЭП. Данные о получении и продаже каждого экземпляра товара необходимо передать в ГИС мониторинга.
Промаркирована вся табачная продукция, в том числе на сигары, жевательный табак, табак для кальяна. Процесс получения табака такой же, как при получении сигарет с 1 июля 2020 года.
Этапы и сроки перехода на обязательную маркировку табачной продукции прописаны в постановлении Правительства РФ от 28.02.19 № 224
Что такое «Честный знак»
Национальная система «Честный знак» создана специально для маркировки и отслеживания товаров. С ее помощью можно увидеть путь товара от производителя до кассы магазина, а также проверить его подлинность.
В систему маркировки входят:
В Национальном каталоге товаров фиксируются сведения обо всех товарах с маркировкой, хранятся сопроводительные документы. Данные их него смогут использовать производители, дистрибьюторы и продавцы, чтобы проконтролировать путь товара. Каталог работает с системами ФНС, Роскачества, Россельхознадзора и Росаккредитации, а также использует данные из классификаторов ОКПД 2, ОКВЭД 2, ТН ВЭД и КТРУ, системы GS1.
С приложением «Честный знак» можно отсканировать код маркировки через смартфон и проверить происхождение товара: место и дату производства, срок годности, процесс перемещения, место и время продажи. Если считать код не удалось, то товар, скорее всего, контрафактный. Сообщить в надзорные органы о найденной подделке можно также через приложение.
Как зарегистрироваться на сайте честныйзнак.рф для маркировки табака
Чтобы получить регистрацию в системе «Честный знак» и работать с маркированным табаком, необходима квалифицированная электронная подпись, оформленная на руководителя компании или ИП. Для использования подписи нужно установить на рабочий компьютер средства криптозащиты и другие необходимые программы.
Для регистрации на рма регистрации на портале «Честного знака» заполняется с помощью электронной подписи. После этого необходимо добавить недостающую информацию о компании в личном кабинете. Входить в систему нужно будет также через подпись.
Чтобы легко пройти регистрацию в «Честном знаке», поручите ее специалистам Удостоверяющего центра СКБ Контур. Мы поможем настроить компьютер для работы с электронной подписью, зайти в систему маркировки и настроить личный кабинет.
Что такое Data Matrix код и как он будет использоваться для табачной маркировки?
Код Data Matrix — код маркировки, который используется в России. Он выглядит, как QR-код или белый квадрат с множеством черных «шашечек». Data Matrix включает в себя:
код идентификации — номер экземпляра товара в Национальном каталоге;
код проверки — создается с помощью криптографических технологий, благодаря ему данные о продукции нельзя удалить из системы маркировки.
Производимые и ввозимые сигареты с 1 июля 2019 года обязательно маркируются Data Matrix кодом. Для этого Центр развития перспективных технологий выпускает код и передает его производителям и импортерам табака, зарегистрированным в «Честном знаке». Они маркируют кодом каждую пачку сигарет, данные о ней загружаются в систему мониторинга. Благодаря этому можно проследить движение товара между участниками оборота.
В магазин табак попадает после считывания Data Matrix кода, поэтому вероятность попадания подделки серьезно снижается. При продаже код с пачки еще раз сканируют. Сведения о товаре передаются оператору фискальных данных (ОФД), который сообщает «Честный знак», что товар вышел из оборота.
Если товар списали из-за брака или порчи, украли, вернули производителю, то его информацию о его выводе из оборота в систему маркировки передает тот участник рынка, который вывел товар.
Что необходимо для маркировки табака
Регистрация в системе «Честный знак». Без нее участники табачного рынка не смогут работать с маркированным табаком.
Касса для маркировки. Онлайн-касса должна уметь передавать информацию о продажах маркированного товара. Если нет — необходимо приобрести другую кассу или обновить программное обеспечение.
ОФД с модулем маркировки. Продавцам нужно проверить, взаимодействует ли их ОФД с Центром развития перспективных технологий, может ли сообщать в «Честный знак» информацию о маркированных товарах.
Сканер для Data Matrix кода. 1D-сканер и слабый 2D-сканер не смогут считать код. Пройдите сканнер-тест и убедитесь, что ваше оборудование может сканировать код Data Matrix.
Система электронного документооборота (ЭДО). С июля 2019 года работать с электронными УПД через ЭДО обязаны производители табака, с июля 2020 года — розничные продавцы.
Для работы с маркированным табаком участникам оборота понадобятся финансовые вложения. Их объем будет меньше, если участник раньше автоматизировал часть бизнес-процессов: например, внедрил электронный документооборот, приобрел онлайн-кассы.
Электронная подпись для маркировки табачных изделий
Работать с маркированным табаком не получится без квалифицированной электронной подписи. Она понадобится для регистрации в системе маркировки «Честный знак» — одна на имя руководителя организации. А также подпись нужна для подписания электронных УПД и ведения электронного документооборота — для каждой точки производства табака, розницы и общепита.
Получить квалифицированную электронную подпись для маркировки табака можно в Удостоверяющем центре СКБ Контур, аккредитованном Минкомсвязи РФ. С электронной подписью для маркировки вы сможете участвовать во всех процессах маркировки табака. Кроме того подпись подходит для постановки онлайн-кассы на учет, работы с госорганами и сдачи отчетности в электронном виде.
Датаматрикс код честный знак
ШУБЫ в 2017 году
Единственная маркировка системы Честный ЗНАК, которая зашифрована в QR-код, чип находится на бирке меховых изделий. Вам больше не нужно разбираться в видах меха — просто прочитайте код в приложении и узнайте из какого меха изделие. Маркировка введена в 2017 году.
ТАБАК 1 июля 2020 года
С 1 июля 2020 продажа табака без маркировки запрещена. Если вы не находите код на пачке, продавец пробивает на кассе товар не по Data Matrix коду — это нарушения. Вы можете сообщать о них, и контрафакт исчезнет с рынка.
ОБУВЬ 1 июля 2020 года
Ответственные производители и импортеры уже давно промаркировали весь товар, но запрет на продажу обуви без маркировки вступает в силу 1 июля 2020 года. Важно, что код наносится именно на бирку, где указана цена или на коробку. Коды, которые нанесены на ярлык под шнурками, не принадлежат системе Честный ЗНАК, этот код производители используют для собственных целей.
ЛЕКАРСТВА 1 июля 2020 года
С 1 июля 2020 года запрещена продажа лекарств без маркировки. Но если лекарство было произведено до 1 июля, товар продается без нарушений. А вот от любого препарата, произведенного после этого срока, и не содержащего Data Matrix код, смело отказывайтесь, такая продажа нелегальна.
ФОТОАППАРАТУРА 1 октября 2020
Как потребители, мы столкнемся только с маркировкой на фотокамерах зеркальных и с моментальным получением готового снимка с 1 октября 2020. Профессионалам на заметку, маркировка коснется ламп-вспышек и оборудования, входящих в перечень под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 9006.
ШИНЫ 15 декабря 2020
С 15 декабря 2020 года запрещается продажа немаркированных шин. Маркировка наносится непосредственно на саму шину.
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 1 января 2021
С 1 января 2021 в этой категории, которая включает в себя огромный перечень товаров из текстиля запрещается продажа без кода маркировки на бирке. Любой код Data Matrix должен быть не только нанесен на товар, но и быть читаемым в приложении Честный ЗНАК, ведь именно так вы сможете убедиться, что товар сделан из того самого материала, который обещает вам продавец.
ДУХИ И ТУАЛЕТНАЯ ВОДА 1 октября 2020
С 1 октября 2020 началась обязательная маркировка парфюмерной продукции, производимой и ввозимой на территорию РФ. Все пробники до 3 мл. включительно не подлежат маркировке. Если объем пробника больше, и они используются для продажи, то маркировка нужна, если для других целей, то нет.
Честный ЗНАК — вся правда о товарах у тебя в руках
Если товары из перечня маркируемых больше не могут продаваться без Data Matrix кода, но вы не находите код на упаковке, или не можете считать его в приложении Честный ЗНАК, нужно сообщить о нарушении.
Если за товар с кодом отказываются принимать безналичную оплату и выдать чек, об этом тоже нужно сообщить.
Сначала сообщение о нарушении попадают в модерацию, мы разбираемся с видом нарушения и отправляем в контрольно-надзорные органы. Они уходят в обезличенном виде и никто не увидит ваши персональные данные.
Если даты запрета на продажу без маркировки еще не наступили, возможны ошибки при чтении кода, так как производитель или импортер еще тестируют нанесение цифрового кода, товар можно покупать, но жалобу лучше отправить.
Система Честный ЗНАК позволяет предотвратить появление поддельного, контрафактного товара, поскольку обеспечивается прослеживание товара от производителя до точки продажи. Важным элементом этой системы является общественный контроль. Вы получаете в свои руки инструмент — мобильное приложение Честный ЗНАК, которым можно пользоваться не только для определения истории происхождения товара, но и для борьбы с нелегальным товаром.
Возможно сообщить о любом нарушении: посягательство на интеллектуальную собственности другого бренда, плохое качество, продажа без кассового чека и тд
Решение о введении маркировки в конкретной отрасли принимает Правительство РФ совместно с Министерством промышленности и торговли. Честный ЗНАК является оператором системы маркировки, выполняя функции разработки и внедрения системы.
ТОВАР МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ В ПРОДАЖЕ — Положительный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность и товар может находиться в продаже.
ТОВАР ПРОДАН 01.01.2021 — Положительный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность и товар был продан в указанную дату.
После дистанционной покупки (например, интернет-магазин) статус товара может меняться на «Товар продан» как до, так и после доставки. Это не является нарушением.
ТОВАР НЕ МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ В ПРОДАЖЕ — Отрицательный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность, но товар запрещено продавать. Причин может быть несколько, такие как:
— товар выбыл из оборота
— товар просрочен
— товар уничтожен
— товар не был введен в оборот
ЛЕКАРСТВО ПРОИЗВЕДЕНО ДО НАЧАЛА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МАРКИРОВКИ — Нейтральный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность и был нанесен на товар в период эксперимента.
ТОВАР ИСПОЛЬЗОВАН В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ — Положительный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность, но товар выдан для медицинской организации, а не для розничной торговли.
ТОВАР ВЫДАН ПО ЛЬГОТНОМУ РЕЦЕПТУ ДД.ММ.ГГГГ — Положительный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность, а товар отпущен по рецепту в указанную дату.
ТОВАР В РЕАЛИЗАЦИИ — Положительный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность и товар может находится в продаже или его могут использовать медицинские организации.
ТОВАР НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАН — Отрицательный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность, но товар не может находиться в продаже по нескольким причинам:
— выведен из оборота
— срок годности истек
— не введен в оборот.
ТОВАР ЧИСЛИТСЯ УНИЧТОЖЕННЫМ — Отрицательный результат.
Означает, что код маркировки прошел проверку на подлинность, но товар был уничтожен и не может находиться в продаже.
Открытые лекции и семинары для бизнеса по внедрению цифровой маркировки
Что такое код DataMatrix и для чего он используется?
Для исключения возможности производства и продажи фальсифицированной продукции правительство России приняло ряд законопроектов о выполнении производителями и продавцами маркировки определённых групп товаров. В 2020 году перечень товаров, подлежащих прохождению процедуры маркирования, был существенно расширен, а также вступили в силу законы, обязывающие компании, выполняющие не только производство, но и продажу товаров, проводить их обязательную маркировку. Один из самых простых способов выполнить маркировку продукции, для того чтобы вести свою коммерческую деятельность в правовом поле Российской Федерации, является использование Matrix Data code.
Что такое DataMatrix код?
По своей сути Matrix Data code представляет собой специализированный двухмерный идентификатор матричного типа, имеющий форму квадрата или прямоугольника. Используя этот идентификатор, можно проводить маркировку товаров, указывая при этом такую важную информацию, как страна производитель, состав и характеристики продукции, а также многое другое.
Маркировка продукции с помощью Matrix Data code представляет собой уникальный штрих-код в виде квадратов, в которых располагается чётное количество рядов и столбцов. Стоит отметить, что по желанию производителя штрих-код может иметь те только белую и чёрную, но и любую другую цветовую гамму.
История DataMatrix
Впервые маркировка DataMatrix начала использоваться международной организацией GS1 в 2010 году. Практически сразу после этого данный вид штрих-кода начали активно внедрять и многие другие компании и ассоциации. Если говорить о нашей стране, то впервые этот код начали применять в 2012 году, однако предоставлять официальную информацию о проведении маркировки с помощью кода DataMatrix на территории Российской Федерации могла только ГС1 РУС.
После принятия российским законодательством ряда законопроектов, затрагивающих вопросы, связанные с проведением маркировки отдельных видов товаров с помощью штрих-кода этого типа, в России был создан и начал функционировать Центр Развития Перспективных Технологий. Российский центр, ведя сотрудничество с ассоциацией GS1, имеет возможность проводить присвоение идентификационного номера товару, а также относить его к определённой номенклатурной группе. Как мы уже отмечали ранее в этой статье, в 2020 году правительство России провело расширение списка товаров, которые в процессе производства и продажи должны проходить маркирование при помощи DataMatrix.
Планируется, что до 2024 года под обязательную процедуру маркирования с помощью DataMatrix попадут все товары, продаваемые и производимые на территории Российской Федерации.
Почему DataMatrix код используется для маркировки от «Честного Знака»?
«Честный знак» – это система маркировки продукции была запущена на территории Российской Федерации с 2019 года, а в качестве средства для нанесения штрих-кодов используются технологии DataMatrix.
Планируется, что использование кодировки DataMatrix позволит проводить отслеживание всего пути движения товара от производителя до итогового пользователя.
Благодаря использованию технологий отслеживания, а также применению штрих-кодов, наносимых по технологии DataMatrix, российский рынок товаров и услуг сможет стать более прозрачным, а также повысится качество производимой и продаваемой на территории Российской Федерации продукции. Внедрение маркировки «Честный знак» с использованием технологии кодирования DataMatrix выгодно и государству, так как оно сможет получать законные налоговые отчисления в полном объёме. А у компаний и предприятий, работающих на территории Российской Федерации, снижается количество возможностей вести теневой бизнес и занижать уровень своих реальных доходов, связанных с производством, реализаций и продажей товаров.
Применение технологии DataMatrix при проведении маркировки «Честный знак» также позволит наносить на товары максимально подробную маркировку, в которой будет присутствовать информация, связанная с производителем, продавцом и качеством. Также для удобства работы с маркировкой для компаний, занимающихся производством и продажей товаров, создана единая информационная сеть.
Каковы основные цели маркировки «Честный Знак» с применением технологий DataMatrix?
Как функционирует маркировка «Честный Знак» с применением технологии DataMatrix?
Правительство Российской Федерации, регламентируя внедрение маркировки «Честный Знак» с применением технологии DataMatrix, описала важнейшие принципы её функционирования. Согласно законодательству РФ, создание маркировочных номеров, которые затем наносятся на товары при помощи технологии DataMatrix, должна проводиться централизовано, причём все права на это полностью переданы российскому Центру Развития Технологий. Также в документе, опубликованном правительством, указано, что нанесение кодов на продукты и товары должно проводиться только с помощью технологии DataMatrix. При этом штрих-код, формируемый с помощью технологии DataMatrix, в обязательном порядке должен состоять из двух компонентов:
Стоит отметить, что генерирование кодов будет платным и в её стоимость входит выполнение регистрации товара в едином информационном поле, разработка защитного шифрования, обеспечение возможности отслеживать производимый или продаваемый товар от момента изготовления и до попадания в руки конечному потребителю.
Коды дата матрикс: как получить и работать с ними
Многие группы товаров в России должны маркироваться кодами Data Matrix. Выпуск, хранение, перевозка и сбыт продукции, на которой отсутствует такой код, — под запретом. За нарушение требований законодательства об обязательной маркировке участники рынка несут административную или уголовную ответственность.
В статье расскажем о дата матрикс кодах: что это такое, как выглядят, для каких товаров необходимы, где и как их получить. А также о том, какое оборудование требуется для операций с ними, и как автоматизировать учет маркированной продукции, используя специальное программное обеспечение.
Дата матрикс код: что это такое
Дата Матрикс код — это штриховой идентификатор, применяемый для обязательной маркировки товаров, начавшей действовать в России в 2019 году. Он прикрепляется к продукции или ее упаковке и позволяет получать все сведения о ней на любом этапе движения по логистической цепи — от изготовителя до потребителя.
Из чего состоит дата матрикс код:
Датаматрикс код способен вмещать в себя до 2 Кб данных. Такого объема достаточно для хранения всей информации, касающейся продукции. Идентификатор является уникальным для каждого экземпляра товара и после того, как он исключается из оборота, уже не используется вновь.
Как выглядит код дата матрикс?
Data Matrix представляет собой комбинацию модулей (белых и черных ячеек). Их число всегда четное — и по вертикали, и по горизонтали. Слева и снизу код ограничен темными линиями — они образуют так называемую L-структуру. Она предназначена для распознавания ориентации идентификатора в процессе считывания и выполняет роль шаблона поиска. Для корректного сканирования необходимо, чтобы L-образная структура находилась в нижнем левом углу изображения.
В самой последней версии Data Matrix кода, носящей название ЕСС 200, модуль в правом верхнем углу контрастный и не сливается по цвету с соседними ячейками. Он белый либо окрашен в цвет фона, на котором напечатан идентификатор.
По форме дата матрикс коды бывают двух видов — квадратные и прямоугольные. Их допустимые размеры:
Величина кода выбирается в зависимости от размера упаковки, на которую он будет наноситься, и с учетом того, какой объем информации требуется в него поместить. Рекомендуемый формат — 24 × 24 модуля. Допустимые параметры ячеек составляют от 0,255 до 0,615 мм. Идентификаторы Data Matrix можно наносить на бумагу, фольгу, картон, блистеры и различные твердые поверхности.
Отличия маркировки дата матрикс от QR-кода
Образцы дата матрикс кодов и QR-кодов внешне похожи, и при первом взгляде их легко перепутать. Но это разные идентификаторы. Главное визуальное отличие заключается в том, что в QR-коде в роли шаблона поиска выступает не L-образная структура, а три квадрата, расположенные в нижнем левом и верхних углах.
Эти коды различаются и по ряду других характеристик. Они представлены в таблице ниже.
Параметры | Код дата матрикс | QR-код |
Угол считывания | Любой | Любой. Можно проводить считывание в зеркальном отражении |
Форма | Квадратная или прямоугольная | Только квадратная |
Число рядов по горизонтали и вертикали | Четное | Нечетное |
Сколько данных можно хранить | 2 Кб | 3 Кб |
Размер | Минимальный — 10 × 10 ячеек, максимальный — 144 × 144 ячеек | Минимальный — 21 × 21 ячеек, максимальный — 177 × 177 ячеек |
Стандарт информационных технологий | ISO/IEC 16022 | ISO/IEC 18004 |
Хотя параметры схожи, и в QR-код можно «зашить» любые данные, он не применяется для товарной маркировки в Российской Федерации. В нашей стране его обычно используют для быстрого проведения расчетов. QR-код наносят на этикетки продукции, чеки или плакаты в заведениях, зашифровав в нем платежные реквизиты. Покупатель считывает его с помощью камеры смартфона, автоматически получает реквизиты для оплаты, выбирает карту для списания средств и отправляет деньги. Кроме того, QR-коды активно используются для быстрого получения сведений о каком-либо объекте. Их размещают на плакатах, визитках, музейных экспонатах, бонусных картах, а также в рекламных сообщениях.
Для маркировки продукции в РФ выбран штрихкод Data Matrix по причине его величины: в минимальном варианте она составляет 2 × 2 см, в то время как для QR-кода — 5 × 5 см. Миниатюрные коды датаматрикс нужны для маленьких упаковок, к примеру, для лекарств и пачек сигарет.
Достоинства кодов датаматрикс
Ключевое преимущество идентификаторов Data Matrix — их высокий уровень защиты. Подделать или скопировать изображение невозможно. При его создании используются криптографические технологии шифрования данных, которые позволяют проверять подлинность кода и обеспечивают контроль его целостности.
Система контроля движения маркированной продукции «Честный ЗНАК» устроена таким образом, что добавление в базу товаров, идентификаторы которых не были сгенерированы ее оператором (ЦРПТ — Центром развития перспективных технологий) невозможно.
В штриховые коды датаматрикс «зашивают» различные сведения о продукции:
С идентификатором можно работать даже если он поврежден на 30 %. К примеру, если код дата матрикс испорчен из-за небрежности при погрузке/разгрузке продукции, ее перевозке.
Использование датаматрикс кода в маркировке товаров
Наблюдение за всеми перемещениями продукции реализуется следующим образом:
Операции проводятся в электронной форме — в профиле компании в «Честном ЗНАКе». Через эту систему все участники оборота пересылают друг другу УПД (универсальные передаточные документы) при отправке и приемке продукции и подписывают их или отклоняют, если коды, указанные в УПД, не совпадают с теми, что нанесены на поступившие товары.
Потребители могут убедиться в подлинности товара, используя приложение «Честный ЗНАК — Сканер товаров и проверка качества». Нужно установить его на смартфон и навести камеру на интересующий товар. Маркировочный код датаматрикс будет распознан, и на экране появятся сведения о продукции. Если же код отсутствует в базе «Честного ЗНАКа», то приложение уведомит об этом.
В некоторых случаях заказывать в ЦРПТ 2D-идентификаторы приходится и розничным торговым сетям. Например, если возникает потребность в перемаркировке из-за повреждения или потери этикетки, на которой был код.
Какая продукция обязательно должна маркироваться штрих кодами дата матрикс:
Реализация немаркированной продукции наказывается штрафами, а если ее стоимость превышает 1,5 млн рублей, то предусмотрено лишение свободы на срок до 3 лет. В будущем все товары будут подлежать обязательной маркировке. Это делается для того, чтобы защитить покупателей от подделок, закрыть контрафакту вход на рынок и дать честным продавцам и производителям конкурентное преимущество перед их «теневыми» соперниками.