датаматрикс код на сигаретах
DataMatrix код — 2d штрих код data matrix для маркировки сигарет, обуви, лекарств, одежды
DataMatrix это 2d штрих код (двухмерный), в который влезает гораздо больше данных, чем в линейный штрих код 1D. ДатаМатрикс выбран для обязательной маркировки товара в системе Честный ЗНАК.
Кроме этого, код Data Matrix занимает меньше места, чем обычный штрихкод. Для чтения кода DataMatrix используют 2d сканер штрих кода datamatrix.
Реальные Фотографии кода DataMatrix на коробках Обуви в 2020 году
3 фото коробок от обуви, на которых наклеены дополнительные этикетки с штрих кодом Дата Матрикс.
Оборудование для работы с кодом Data Matrix
Печать Datamatrix
Программы печати DataMatrix кодов и этикеток
Разное
Что такое DataMatrix 2d штрих код
Как определить, что это GS1 DataMatrix?
В первой позиции GS1 кода стоит Function 1 Symbol Character [FNC1]
Согласно стандарту ISO/IEC 15424 идентификатор типа символов (первые три буквы отправленные сканером) должны быть ‘]d2‘ для обозначения, что это GS1 DataMatrix символика.
Если это не GS1 DataMatrix, а обычный DataMatrix, то префикс (первые три символа) должны быть ‘]d1‘.
Каждый код DataMatrix состоит из колонок и строчек. Вариант ECC 200 содержит всегда чётное количество строчек и колонок. Поэтому код ECC 200 всегда имеет свелый квадратик в верхнем правом углу. Этот угол будет темным, если Data Matrix код напечатан в инверсном изображении.
DataMatrix — это двухмерный штрих код для печати на упаковках товаров
DataMatrix может использоваться как на упаковках небольшого размера (сигареты, лекарства, косметика, ювелирка) так и на больших коробках.
Штрих код Data Matrix сейчас печатают на лекарствах, сигаретах, шубах.
По мере развития проекта Честный ЗНАК код DataMatrix будет почти на всех товарах, которые должны сканироваться на кассе.
DataMatrix ECC 200 — это последняя версия штрих кода, которая используется в системе GS1 и системе обязательной маркировки товаров Честный ЗНАК.
В штрих код DataMatrix можно закодировать:
Генератор штрих кода DataMatrix онлайн
Вы можете прямо сейчас попробовать сделать свой код Дата Матрикс.
Например, попробуйте закодировать адрес своего сайта.
Код DataMatrix на Сигаретах
Примеры штрих кода DataMatrix для маркировки сигарет
Код ДатаМатрикс на сигаретах (индивидуальной пачке).
Согласно законодательству сигареты подлежат обязательной маркировке кодами из системы Честный ЗНАК, поэтому при продаже обязательно производить сканирование кода маркировки с пачки сигарет в формате Datamatrix (для каждой пачки или блока сигарет).
Ваш сканер должен поддерживать приём инвертированного кода Datamatrix и не изменение регистра символов при считывании.
В ОФД отправляется код маркировки в теге 1162 (Код товара — КТ), содержащий считанный индивидуальный код пачки.
Кассир может сразу сканировать штрих код датаматрикс без предварительного сканирования штрихкода пачки сигарет. Это работает как для пачек, так и для блоков.
МРЦ в коде DataMatrix нас Сигаретах
Запрет продажи сигарет если не загружено МРЦ указанное в марке
Касса производит исключение продажи сигарет с МРЦ отличным от указанного в штрих коде datamatrix, чтобы не допустить возможной отправки в ОФД товара с ценой выше МРЦ.
В маркируемых сигаретах значение МРЦ зашифровано в самом коде маркировки.
В случае, если нужное значение МРЦ не было загружено на кассу, то продажа такого товара будет запрещена.
Продажа сигарет выше МРЦ
КоАП РФ Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования
1. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет:
Продажа сигарет ниже МРЦ
КоАП РФ Статья 14.3.1.
Спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей
1. Спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, — влечет:
Максимальная розничная цена (МРЦ) на табачные изделия представляет собой цену, выше которой одна пачка табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.
При сканировании, из кода DataMatrix может быть получена следующая информация:
DataMatrix код на Обувь
Как получить код DataMatrix на Обувь — предварительные шаги
Для получения штрих кодов дата матрикс на обувь необходимо выполнить несколько предварительных шагов:
После того, как у Вас будут коды GTIN на обувь, можно получить коды DataMatrix на обувь (коды маркировки обуви в системе Честный ЗНАК).
ЦРПТ рассматривает возможность настройки бизнес-процессов участников таким образом, чтобы товар описывался единожды, все участники рынка и импортеры использовали единый GTIN на один товар.
Как получить код Дата Матрикс на Обувь
Какая информация необходима для заказа кода дата матрикс?
Для заказа кода датаматрикс необходимо будет указать:
Как будет маркироваться обувь?
Для маркировки обуви будут использоваться средства идентификации с кодами маркировки, которые в виде двумерного штрихового кода DataMatrix и буквенно-цифровой последовательности (31 символ кода маркировки: первая, вторая и третья группа) наносятся на потребительскую упаковку или товарный ярлык, или на товар
Состав данных кода маркировки включает в себя:
Что входит в полное описание обуви для получения штрих кода дата матрикс
На данный момент необходимо использовать 12 полей (атрибутов) для описания каждой модели обуви:
Более подробно требования к заполнению 12 атрибутов обуви указаны в руководстве системы GS46.
Примеры штрих кода DataMatrix для маркировки обуви
DataMatrix для Маркировки Честный ЗНАК
Что входит в штрих код DataMatrix
Честный ЗНАК использует штрих код DataMatrix для упрощения и удешевления проекта национальной системы маркировки и прослеживаеомсти товаров.
Вначале хотели использовать RFID метки и чипирование товаров, но вовремя отказались от этой идеи.
Честный ЗНАК кодирует в DataMatrix:
DataMatrix для Маркировки Обуви
Обязательная маркировка обуви начнёт действовать в России с 1 июля 2019 года, а с 1 июня 2018 года по 30 июня 2019 года длится пилотный эксперимент, который поможет властям доработать систему.
На настоящий момент, как это часто бывает, требования к ней пока сияют белыми пятнами.
Кто участвует в маркировке обуви:
Кто отвечает за организацию маркировки обуви:
Что за код DataMatrix:
Код DataMatrix будет размещаться на каждой упаковке обуви. Он состоит из:
Сканеры 2D для штрих кода DataMatrix
Чем можно сканировать код DataMatrix?
Есть три устройства для сканирования штрих кода Data Matrix:
Почти все современные устройства умеют сканировать 2d код datamatrix.
Те, которые не умеют, можно научить путём смены прошивки или сканирующего модуля.
Чем отличаются сканеры DataMatrix?
Самые важные отличия:
Дорогие сканеры — сканирую штрих код ДатаМатрикс быстро и на большом расстоянии, без ошибок.
Дешевые сканеры — хорошо сканируют только вблизи (5см), не всегда считывают код с первого раза, не все коды могут считать.
Принтеры DataMatrix 2D
Какие принтеры подходят для печати штрих кода DataMatrix?
DataMatrix печатают на принтерах:
Промышленные принтеры DataMatrix оснащают верификаторами штрих кода, чтобы гарантировать качество считывания этикеток.
Главное требование — качество печати, так как от этого зависит вся товарная цепочка. Если штрих код не будет правильно читаться, то продавцы откажутся принимать ваш товар.
Термотрансферные принтеры этикеток лучше брать с разрешением печати 300 dpi или выше.
Рекомендуем принтеры для печати кода Data Matrix
Для магазина, склада, небольшого производства
Для больших складов или производства
Размеры кода DataMatrix
Какой размер Datamatrix рекомендуется использовать при печати?
Размер штрих кода DataMatrix на этикетке не регламентирован и может быть любым, в зависимости от размеров товара, упаковки, оборудования (принтеры и сканеры) и требований клиентов.
Например, на сигаретах штрих код 14 на 14 мм.
Средний размер 25 на 25 мм.
При определении размера ШК нужно учитывать следующие параметры:
Сколько пикселей должно приходиться на 1 элемент в DataMatrix коде при применении технического зрения?
Минимально 3 пикселя в линейном разрешении (при печати в режиме 300dpi кода размером 12х12 мм). Оптимально — 6 пикселей (печать в режиме 600 dpi кода того же размера).
Этикетки DataMatrix
Этикетки для печати штрих кода Data Matrix
Раньше можно было использовать этикетки сомнительного качества, потому что срок жизни этикетки на товаре был не очень важен.
С запуском проекта по обязательной маркировке товара с 2019 года качество и долговечность этикеток выходит на первое место, потому что штрих код с этикетки должен считываться всегда.
Этикетка DataMatrix должна быть:
Поэтому, выбираю этикетки для кода DataMatrix, требуйте:
Дополнительная информация по DataMatrix
История DataMatrix
DataMatrix — матричный штрихкод, имеющий два измерения (оси X и Y). Представляет из себя группу монохромных (черно-белых) квадратов, объединенных в группу, как правило, квадратной формы.
Датаматрикс предназначен для кодирования информации (текстовой или иной).
Одним из представителей 2D-баркодов является DataMatrix. Описан в международном стандарте ISO/IEC 16022:2006. Он позволяет закодировать до 3Кб информации.
DataMatrix содержит избыточную структуру, которая позволяет восстановить до 30% полезной информации при частичном повреждении кода. Все коды используют коррекцию ошибок стандарта ECC200, который, в свою очередь, использует алгоритм Рида-Соломона(Reed-Solomon) для кодирования/декодирования данных.
Отличие Datamatrix от QR Code
Визуально barcode GS1 Data matrix, как и QR Code, выглядит как квадрат, состоящий из множества светлых и темных маленьких квадратиков. От QR-Code он отличается изображением шаблона поиска, который расположен слева в символе «L» (в QR коде это три угловых квадратных символа).
В стандартных символиках системы GS1 кодируются цифры, латинские буквы и некоторые избранные символы. Минимальный размер квадратного кода – 10х10 модулей, максимальный – 144х144, шаг увеличения – 2 модуля в каждом направлении. Для QR-Code шаг составляет 4 модуля.
Особенности штрихкода Datamatrix:
Большинство DataMatrix-ов квадратные, но в целом можно использовать и прямоугольные коды.
Кодируемые данные располагаются внутри прямоугольного шаблона, представляющего собой L-образный угол для ориентации считывающего устройства, и набор чередующихся чёрных и белых модулей по периметру символа.
Самым существенным достоинством Data Matrix является возможность на минимальной площади закодировать небольшие последовательности данных (до 10 символов).
Это преимущество объясняется тем, что в штрих-коде Data Matrix содержится очень мало служебной информации, описывающей размеры и структуру данных штрихового кода.
DataMatrix применяется в основном для маркировки небольших объектов, например, микросхем, позволяя закодировать 50 символов в изображении размером 2-3 мм2.
Данная символика популярна в таких сферах применения как: медицинская промышленность; почтовые перевозки; электронная промышленность; автомобилестроение; пищевая промышленность; авиакосмическая и оборонная промышленность; энергетическое машиностроение.
Data Matrix адаптирован под считывание видео-системами. Другими словами, считывателями данного кода могут служить видеокамеры со встроенными декодирующими программами, а также ручные и стационарные сканеры, оснащенные внутренними и программными декодерами.
Расстояние считывания зависит от таких факторов, как разрешение, размер кода и вид используемого оборудования.
В зависимости от них оно может варьироваться от 0 мм до 91 см.
Способы нанесения Data Matrix
Технология Data Matrix подходит для интеграции в существующие системы, например, для его нанесения можно применять готовые приложения по печати этикеток (Bar Tender) и SDK, а для считывания – модели сканеров, с физическим или программным интерфейсом «разрыв клавиатуры».
Преимущества Data Matrix: За счет того, что код имеет небольшие размеры, можно использовать меньшие этикетки, а значит сократить стоимость затрат на расходные материалы.
Можно копировать большой объем информации (например, помимо основных данных, включить такие как ID производителя, серийный номер товара и др.).
Код считывается независимо от его ориентации относительно считывателя, что ускоряет процесс идентификации. Маркировка может наноситься непосредственно на само изделие.
Обязательная маркировка сигарет и табачной продукции
Сигаретная отрасль активно внедряет DataMatrix. В пилотном проекте на добровольных началах участвовали крупнейшие фабрики, выпускающие 95% российского табака. В 2020 году обязательная маркировка сигарет и табачной продукции прошла завершающую стадию. Теперь участники отрасли работают по-новому и каждая пачка табачных изделий отслеживается оператором маркировки.
В данном обзоре мы собрали всю информацию по маркировке табака (табачных изделий) и привели механизм работы цифровых меток для каждого типа организаций: производящие фабрики, оптового посредника и розничной торговой точки.
Законы о маркировке табака и сигарет
Чтобы понимать, какие действия будут правильными и не повлекут нарушений и штрафов после запуска прослеживаемости, изучите нормативные акты (законы и постановления), регламентирующие маркировку сигарет и табачной продукции. Приведем список нормативных правовых актов, с которыми рекомендуем ознакомиться предпринимателям.
Постановления Правительства Российской Федерации:
Распоряжение Правительства Российской Федерации № 620-р.
Федеральные Законы — № 381 и № 54.
Какая табачная продукция подлежит маркировке
Рынок табачных изделий не ограничивается только сигаретами и не все товарные категории одновременно попадают под введение марок. Точное понимание ассортимента, на который нужно проклеивать или наносить специальные метки, даст сравнение номенклатурных кодов (ТН ВЭД и ОКПД), указанных в правительственном постановлении.
Также нужно обратить внимание, что даты и характер запретов отличается в зависимости от роли участника рынка. Для организаций важно знать, какие продукты, содержащие табак, и в какие сроки должны получить штрихкод с DataMatrix, так как нарушение приведет к штрафам.
Код маркировки сигарет и табака
С 1 июля 2020 года правительство внесло изменения в прослеживаемость табака. Правила маркировки остались прежними, а вот перечень изделий, для которых нужны ДатаМатрикс коды расширился.
Обновленный список сигарет и табачной продукции подлежащей маркировке:
Товарная категория | Код ОКПД 2 | Код ТН ВЭД ЕАЭС | Примечание |
---|---|---|---|
Сигареты | 12.00.11.130 | 2402 20 900 | бумажный цилиндр, внутри которого находится измельчённый табак для курения |
Сигариллы | 12.00.11.120 | 2402 10 000 0 | сигары тонкие |
Черуты | 12.00.11.110 | 2402 10 000 0 | сигары, в том числе с обрезанными концами |
Папиросы | 12.00.11.140 | 2402 20 900 0 | из табака или заменителей табака с бумажным мундштуком |
Биди | 12.00.11.150 | 2402 20 900 0 | тонкие азиатские сигареты |
Кретек | 12.00.11.160 | 2402 20 100 0 | сигареты, из табака, листьев гвоздики и специй |
Табак для кальяна | 12.00.19.130 | 2403 11 000 0 | курительная смесь для кальяна из табака |
Табак курительный | 12.00.19.110 | 2403 19 100 0 | курительный табак, содержащий или не содержащий заменители табака в любой пропорции в первичных упаковках нетто-массой не более 500 г |
Трубочный табак | 12.00.19.120 | 2403 19 100 0 | смесь табачного сырья нарезанная на волокна шириной 1,5-3 мм |
Табак жевательный | 12.00.19.140 | 2403 99 100 0 | табачное сырье предназначенное для жевания |
Табак нюхательный | 12.00.19.160 | 2403 99 100 0 | измельчённый до порошкообразного состояния табачный лист |
Чтобы точно знать, какую пачку снабдить DataMatrix, сравнивайте номенклатурные коды в сопроводительной документации и законодательных актах. Если ваши ТН ВЭД и ОКПД 2 отсутствуют в перечне — чипировать не нужно.
Срок и этапы маркировки сигарет и табачной продукции
15 января 2018 — пилотный проект
В эти сроки был проведен добровольный эксперимент. Участники рынка получали коды и регистрировали движение сигарет. Благодаря этому были сделаны выводы о целесообразности цифровых меток и перечне изделий, которые получат цифровую маркировку.
1 марта 2019 года — старт изменений
Все предприниматели получили возможность выполнить регистрацию и начать взаимодействие с системой «Честный Знак». Это дата запуска изменений, с которой бизнесу стали понятны условия введенной государством маркировки табака.
С 1 июля 2019 года — нанесение этикеток на производстве
Фабрики обязали наносить DataMatrix на производстве. Каждая пачка получила свой уникальный DataMatrix. С этого момента выпуск новых сигарет запрещен, если на их упаковке не пропечатан двумерный читаемый штрихкод, зарегистрированный у оператора системы.
Для взаимодействия между контрагентами участники рынка должны подключить ЭДО. Поставка табака сопровождается УПД. В нем, кроме количества и перечня поставляемой продукции, прописаны коды ДатаМатрикс.
Теперь продажи в рознице проходят по-новому: с обязательным сканированием этикетки с двумерным кодом. Каждая реализация передает заявку на выведение кода маркировки из оборота.
1 июля 2020 года — только товар с маркировкой
Без цифровых марок запрещены любые действия с продукцией, содержащей табак. Взаимодействия между контрагентами происходят через ЭДО, каждый передаточный документ содержит, кроме количества и перечня номенклатуры, информацию о средствах идентификации.
Сведения о любом действии контрагентов с DataMatrix поступают в систему «Честный Знак». Таким образом, обеспечена полная прослеживаемость каждой пачки. Для большей части продукции, содержащей табак, с наступлением этой даты введение средств идентификации завершилось.
Сроки маркировки альтернативной табачной продукции
Изделия на основе смесей из табака получили широкое распространение, но не попали под действие ограничений сразу. К чипированию эту товарную категорию законодатели подключили позже, соответственно и сроки определены иные.
Даты запуска обязательной маркировки для альтернативного табака:
Таким образом, альтернативная табачная продукция без цифровых меток пока может храниться на складах. Однако, любые действия с изделием, когда на нем нет маркировки запрещены. Каждая производимая с товаром операция уже попадает от предпринимателей в систему «Честный Знак».
Какие понятия важно знать по маркировке табачных изделий
Основные определения терминам приведены в ППРФ №224 от 28 февраля 2019. Ниже расскажем о самых главных понятниях.
Что такое ИС МОТП
ИС МОТП — это Информационная Система Мониторинга Оборота Табачной Продукции. В настоящее время мониторинг оборота осуществляется через «Честный ЗНАК».
Специальная структура отслеживания данных была разработана ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий), он же выступил оператором. С ее помощью отслеживается движение каждой пачки с момента производства до реализации конечному потребителю.
Средство идентификации табачной продукции
Чтобы фиксировать полный путь, каждой пачке присваивается индивидуальный DataMatrix: двумерный штрихкод, напечатанный на этикетке. Этот код имеет повышенную криптозащищенность, то есть его невозможно подделать, и состоит из специальной последовательности символов. Генерирует идентификаторы оператор маркировки.
Цифровая метка должна быть расположена на упаковке табака. В кодировке зашиты сведения о самом изделии, фабрике-производителе и действиях с ним. Наносить этикетку допустимо на любые виды и конструкции упаковки.
В цифровой метке в виде цифровой последовательности зашиты данные:
Двумерный штрихкод DataMatrix используется однократно, и все зашитые в нем сведения собираются и хранятся в ИС МОТП.
Как работает маркировка сигарет и табака
Расскажем, что значит прослеживаемость для рынка сигарет в зависимости от роли предприятия в логистической цепи, и как взаимодействуют участники рынка между собой в условиях введения нового механизма.
Как работает производитель и импортер
Фабрика или организация-импортер являются начальным звеном, выпускающим продукцию, а значит имеют максимум обязательств. Каждая компания проходит регистрацию в системе «Честный Знак», получает идентификаторы и наносит их или проклеивает этикетками табачные пачки.
Каждая такая метка уникальна и позволяет прослеживать движение любой производимой на фабрике единицы продукции. В систему передается информация о нанесении идентификаторов на произведенные товары и агрегации.
Маркированные упаковки отгружаются со склада. В сопроводительных документах указан перечень кодов для учета движения в системе. УПД загружаются в электронный документооборот.
Функция агрегации позволяет производителю объединять упаковки с ДатаМатрикс в транспортную единицу под единым кодом. Это ускоряет процессы приемки и отгрузки и снижает вероятность ошибок. Код агрегации включает в себя коды входящих в него товаров. Информация о шифре конкретного изделия при этом не теряется и доступна в «Честный Знак».
Как работает оптовик и дистрибьютор
При выполнении приемки поставки от производителя коды в электронной накладной сканируется и сверяются с полученными фактически. После закрытия приемки уведомление об изменении «держателя» марки попадет в систему «Честный Знак».
При отгрузке товара розничным точкам оптовик аналогично формирует УПД с ДатаМатрикс. Коды сканируются, и уведомление уходит оператору маркировки. Цифровая метка движется по цепочке поставок и направляется в розничную точку.
Как работает розничная торговая точка — приемка
От оптовика магазин получает товар и электронную накладную в ЭДО. При приемке сверяется не только количество и качество полученной продукции, но и цифровые метки. Должны полностью совпасть сами коды и их количество.
Если расхождений не выявлено, документ подписывается и подтверждение о необходимости изменения владельца марок уходит в систему «Честный Знак». Таким образом, сформировалась цепочка прослеживаемости от производства к оптовой компании, от оптовика к розничной точке. Остался последний этап — реализация товара и завершение оборота (вывод).
Как работает розничная торговая точка — реализация
Проданный код списывается и получает статус «Выведен из оборота».
Маркировка и покупатель
Любой гражданин имеет возможность проверить подлинности кода, отсканировав его в специальном мобильном приложении «Честный Знак». Штрихкод выдаст всю информацию об изделии, которая есть у оператора маркировки.
Если ДатаМатрикс отсутствует в системе, приложение предложит сообщить о нарушении. Такой гражданский контроль позволит выявлять подозрительную продукцию, не проводя проверки.
Правила маркировки табачной продукции
Все правила маркировки табачной продукции приведены в Постановлении Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции”. Если говорить коротко, то необходимо соблюдать следующие правила участникам оборота:
Чтобы запустить в своей организации все необходимые операции с цифровыми метками сигарет потребуется:
Розничным торговым точкам нужна подключенная к оператору фискальных данных касса с новой прошивкой.
Маркировка сигарет и табака — штрафы
Табачную продукцию и сигареты без маркировки запрещено продавать. Несоблюдение правил маркировки табака — верный путь к административным штрафам.
Вид взыскания | Размер суммы штрафа, рублей | ||
---|---|---|---|
юридические лица | должностные лица, в том числе ИП | граждане | |
Производство без марок или с нарушениями | 100 000-150 000 | 10 000-15 000 | — |
Продажа и оборот товаров без ДатаМатрикс | 50 000-300 000 | 5000-10 000 | 2000-4000 |
Нарушения в чеке при продаже | 5000-10 000 | 1500-3000 | — |
Размеры штрафов утверждены статьей 15.12 КоАП РФ. Изделия без марок будут конфискованы. Если ущерб бюджету признают крупным (от 1,5 млн ₽), наказание назначат по статье 171.1 УК РФ. Кроме конфискации и штрафов виновных может ожидать заключение и принудительные работы.
Требования к участникам оборота табака и сигарет
В предыдущем разделе указан список необходимых условий для старта взаимодействия с национальной системой маркировки. Расскажем подробнее, какие требования нужно выполнить каждому предприятию, в зависимости от его роли в обороте табачных изделий.
Требования к производителям табачной продукции
Фабрикам-производителям для запуска цифровых средств идентификации и нанесения идентификаторов потребуется:
ЦРПТ бесплатно предоставляет производителям регистратор эмиссии. С его помощью формируется DataMatrix, который наносят на табачные пачки. Регистратор регистрирует, хранит код и отправляет уведомления оператору маркировки. Коды защищены шифрованием и их невозможно подделать.
ЭДО позволит создавать, подписывать документы и отправлять покупателям УПД с цифровыми кодами. Система ЭДО сама направит необходимую информацию «Честный Знак».
Требования к организациям оптовой торговли табака
Оптовикам для работы потребуется:
Система ЭДО позволит создавать документы и отправлять их поставщикам, у которых компания закупает табак, и покупателям, которым табак поставляется. Оптовая организация, получающая товар прямо с фабрики, оформляет в ЭДО передаточный документ на первую операцию продажи данного товара. В УПД передается перечень кодов. При проведении приемки все штрихкоды считываются двумерным сканером и сверяются с указанными непосредственно на товаре.
При отсутствии расхождений получатель принимает электронный документ и сообщение о смене собственника сигарет попадает к оператору маркировки. Так обеспечивается прослеживаемость табачных изделий в системе «Честный Знак».
Если принимающий сотрудник выявляет расхождения в передаточном документе, операция приемки останавливается, и у поставщика партии запрашивается исправленный УПД или корректировочный документ.
Кроме уведомлений о смене собственника в систему «Честный Знак» попадают данные о любых операциях с маркированными изделиями. Например, списание бракованных пачек, пропажа единиц продукции на складе или в торговом зале, агрегация в транспортную упаковку и другие.
Требования к розничным продавцам сигарет и табака
Рознице для операций с цифровой меткой потребуется:
ЭДО позволит взаимодействовать с поставщиками и получать вместо бумажных документов электронные. В передаточных электронных документах передается список ДатаМатрикс. Работать таким образом с маркировкой удобнее и быстрее: автоматизация процесса уменьшит время на складские операции и снизит вероятность ошибок, кроме того, сократятся издержки на канцелярию.
Чтобы продавать подакцизные товары, организации нужна соответствующая прошивка онлайн-кассы. При реализации сотрудник магазина сканирует ДатаМатрикс и формируется чек с тегом 1162: на чеке печатается информация о маркировке. Полные сведения о транзакции уходят оператору фискальных данных. Он, в свою очередь, транслирует уведомление о произведенной продаже в налоговую инспекцию и «Честный Знак».
На этом основании проданный табак или сигареты выводится из оборота. Розничная продажа становится последним этапом в цепочке прослеживаемости маркированных табачных изделий.
DataMatrix сканируется специальными 2D сканерами, распознающими этот тип кодировки. Если розничное предприятие использует ЕГАИС, имеющийся сканер подходит для работы.
Существуют ситуации, когда сигареты или другие табачные изделия выводятся из оборота не на основании реализации. В такой ситуации уведомлять «Честный Знак» обязана та организация, которая выводит коды маркировки из оборота. Это происходит в следующих случаях:
Отметим случаи, когда организация-участник оборота табачных изделий использует кассу, но не передает данные о реализациях в налоговые органы и не сотрудничает с ОФД. Тогда данные о проданных кодах в «Честный Знак» не поступают. Придется отдельно отправлять сведения или подключать альтернативные решения для автоматической отправки.
Маркировка табака с 2021 года: последние новости
Табачные изделия маркируются с 2019 года. Однако компаниям участникам табачного рынка важно следить за новостной повесткой, так как регулирующие отрасль органы часто вносят изменения. Также полезно знать мнения экспертов, публикуемые в СМИ. Мы собрали последние новости о маркировке сигарет и табачной продукции на 2021 год.
ТАСС, информационное агентство: один из комитетов госдумы рекомендовал принять ужесточающие нормы по перевозке табака. Согласно их предложению запретят перемещать более 10 пачек табачных изделий, если на них отсутствует маркировка. Пока закон не принят, но будет рассматриваться нижней палатой парламента в ближайшее время. Первоначально законопроект запрещал транспортировку 30 пачек, но по настоянию депутатов его ужесточили.
RIA56.RU — сетевое издание: Торгующий табаком магазин оштрафован за нарушение закона о маркировке в Оренбурге. В торговой точке обнаружили более ста пачек без цифровых меток. Несмотря на то что владелец точки купил товар без сопроводительных документов, он не имел права торговать им без марок. Товар без акцизов изъяли, против бизнесмена возбудили административное дело, ему грозит штраф.
Часто задаваемые вопросы по маркировке табачной продукции
Введение обязательных цифровых средств идентификации затронуло на текущий момент всех участников рыночной цепочки. У предпринимателей, организующих маркировку, возникают сложности и не всегда присутствует полное понимание процесса. Мы постарались собрать все вопросы, волнующие работающий в табачной отрасли бизнес, и раскрыть по ним информацию в этом разделе обзорной статьи.
Нужно ли маркировать табак для кальяна?
С 1 июля 2020 года запрещено производство, импорт и реализация табака для кальяна без марок. Остатки кальянного табака можно продавать без маркировки до 1 июля 2021 года. С этой даты оборот немаркированного табака для кальяна будет запрещен.
Маркировка касается заведений общепита?
Да. Любая организация, продающая табачные изделия, должна соблюдать правила продажи маркированных изделий. В том числе и заведения общепита. Для вас действуют правила работы с маркированной табачной продукцией для предприятий розничной торговли.
Нужно ли сканировать каждую пачку или можно сразу блок?
Можно сканировать код маркировки на сигаретном блоке.
Как торговать сигаретами, если нет постоянного интернета?
Чтобы выполнить требования закона, достаточно выгружать архив кассы раз в тридцать дней и передавать сведения в систему «Честный Знак».
Как быть с остатками и списанием товаров?
Немаркированные остатки альтернативной табачной продукции нужно проклеить DataMatrix до 1 июля 2021 года, остальные табачные изделия должны иметь цифровую метку к 1 июля 2020. Если вы упустили этот срок, продукцию остается только списать. Продавать немаркированный товар запрещено.
Что делать, если код маркировки не считывается?
Если не получается считать код маркировки на товаре, нужно отправить информацию в «Честный Знак». Реализовывать табак с нечитаемым кодом маркировки нельзя, верните товар поставщику.
Можно ли вернуть проданную пачку сигарет?
Табачные изделия относятся к товарам, которые можно вернуть, если он некачественный.
Подойдёт ли сканер от системы ЕГАИС?
Да, такой сканер подойдет для работы с кодами DataMatrix.
Есть ли ограничения по системе налогообложения из-за маркировки?
Нельзя продавать маркированные изделия на ЕНВД и патенте. Чтобы работать с маркировкой, смените систему налогообложения: подойдет упрощенная или общая.
Можно ли работать с маркировкой без ЭДО и КЭП?
Нет, без электронной подписи и электронного документооборота работать с маркированными товарами не получится. ЭДО нужен для обмена документами с партнерами, создания поступлений и отгрузок. УКЭП позволит принимать УПД, а также подписывать документы для «Честный Знак».