детская симпатия к противоположному полу
Отношение ребенка к противоположному полу
Если Вы впервые обращаетесь к нам и затрудняетесь с выбором вида консультации, воспользуйтесь первичной консультацией.
акции
Cкидка 30 % на Skype консультацию
Уже прошли те времена, когда мальчики могли дергать девочек за косички. В детских коллективах дети обоего пола играли отдельно. В школах учителя рассаживали девочек вместе с мальчиками, не задумываясь, что особой дружбы у них не будет.
Сейчас у современных детей совсем другая психология. Любая девочка, даже имея верных подруг, может дружить и с мальчиком. Это обычно проявляется в старших классах средней школы. Участились случаи раннего замужества. Интерес к противоположному полу отодвигает мысли об образовании.
Как ребенок относится к противоположному полу, во многом зависит от семьи. Если, например, у девочки мама всю жизнь была няней для своего мужа, то она, скорее всего, не захочет создавать семью. Если у мальчика отец был деспот и относился к жене с пренебрежением, то и сын не будет уважать свою жену. Отношение к противоположному полу формируется в семье.
Подростки обоего пола должны понимать, что в любви надо руководствоваться не только голосом сердца, но еще и разумом. Какой смысл создавать семью, если парень и девушка еще не определились с выбором профессии? Известны случаи, когда молодые люди просто дружили до окончания института или техникума, а потом уже создавали семью. Эта семья оказывалась очень крепкой, потому что чувства были проверены годами. За время учебы их любовь еще больше крепла, так как молодым людям не приходилось сталкиваться с безденежьем, и в брак они вступили уже, будучи самостоятельными людьми, которые не зависят от родителей.
А если подростки, еще не достигшие совершеннолетия, вступают в брак, то сразу же сталкиваются с жилищными и финансовыми проблемами. Потом на почве быта разгораются первые ссоры. Они не учитывают, что любовь – это цветок, который надо оберегать. Если на пути будет слишком много трудностей, то любовь может погибнуть. Тем более, у молодых людей еще неокрепшая психика. У многих настроение меняется с каждой минутой. Если они живут отдельно от родителей, то те не могут контролировать поступки своих детей. В результате брак распадается. Если бы эти молодые люди дождались окончания учебы, то потом могли бы счастливо прожить всю жизнь.
От правильного воспитания зависит, как в будущем ребенок построит свою жизнь.
Вас волнует эта тема?
Давайте обсудим это вместе
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой обработки и хранения персональных данных.
Отношения с противоположным полом (дошкольники, младшие школьники)
Наверное, каждый родитель однажды выслушивал заявление своего четырех-пяти летнего малыша о том, что он женится на такой-то девочке, или девочка объявляла, что у нее есть «жених». Родители обычно реагируют смехом на такие признания, хотя, маленькие человечки могут испытывать глубокие чувства: ревность, нежность, счастье и горечь утраты.
Осознание своего пола формируется у ребенка к трем годам. Тогда же дети задумываются о том, что рядом с ними живут люди другого пола, отличающиеся от них и не очень понятные. Малыш наблюдает за окружающими и пытается выбрать для себя пример женственности или мужественности, хотя это совсем неосознанный выбор. Ребенок не может объяснить, почему именно эта девочка или мальчик притягивает его внимание. Почему при виде этого мальчика сердце то замирает, то бешено колотится? Любовь всегда иррациональна и спонтанна, а детская особенно. Она не замутнена сексуальностью (как не странно, сексуальный интерес для малыша представляют его родители, а не сверстники). Ребенок счастлив просто видеть объект своей любви и бескорыстно принимать его. Ребенок, учась ценить уникальность другого, познает и свою индивидуальность.
Дети, хотя и не могут объяснить, что такое любовь, но подсознательно чувствуют, что это. Например, девочка спрашивает мальчика: «Ты меня любишь?». «Нет»,- отвечает он. Девочка в красивом пышном платье начинает кружиться перед ним, и спрашивать: «А так любишь?» — «И так не люблю». Тогда она смеется, запрокидывая голову и прищуривая глазки: «А так любишь?». Мальчик смотрит и задумчиво говорит: «От этого любовь не зависит». Такой вывод, сделанный дошкольником, полезен и взрослому. Здесь дети мудрее нас.
Детская безусловная любовь необходима для гармоничного развития малыша, для взросления его души. Но без родительской помощи не обойтись. Ведь то, как родители отнесутся к детской любви ребенка, будет зависеть, каким образом у него сложатся отношения с противоположным полом в дальнейшем. Если отнестись к его желаниям пренебрежительно, посмеяться над его чувствами, то во взрослой жизни он будет избегать нежности и ласки. Если отругать, раздраженно отмахнуться — он всегда будет скрывать свои чувства от родителей и считать любовь чем-то постыдным. Если родители в шутливой форме рассказывают близким о «женихе», «невесте» и «скорой свадьбе», то у ребенка во взрослой жизни будут проблемы: паническая боязнь того, что любые ухаживания окружающие примут за серьезные и далеко идущие намерения. Также нельзя говорить: таких Маш у тебя будет вагон и маленькая тележка! Тем самым убеждая, что любовь не является ценностью, и что менять партнеров нормально. Нельзя задавать бестактные вопросы: «Ты что, влюбилась?» Лучше спросить: «Тебе интересно играть с Мишей, он хороший мальчик?».
Если ребенок сам скажет, что любит, не отмахивайтесь: «Что ты понимаешь в любви?» Постарайтесь тактично похвалить выбор ребенка, даже если он вам не нравится. «У тебя замечательный друг, подружка!» Даже если вы правы и выбор ребенка неудачен, не высказывайте свою точку зрения. Пройдет время, и ребенок сам поймет, нужна ли ему такая подружка или друг. Ведь опыт разочарований также необходим, как опыт влюбленности. Но у ребенка должна быть уверенность, что тот, кого он любит, будет принят родителями.
Ребенку надо помочь разобраться в происходящем, в его чувствах; показать, как правильно строить отношения с объектом любви. Например, если малыш приглашен на день рождения к любимому, помогите ему с нарядом и подарком, ведь так важно предстать в достойном виде перед любимым. Посоветуйте сделать что-то своими руками, помимо покупного подарка. Мальчика научите правильно выбирать и преподносить цветы подружке. Если же объект любви приглашен в гости к вам, не высказывайте недовольства. Пусть события разворачиваются на ваших глазах (в будущем тоже). Лучше вместе испеките что-нибудь к чаю, помогите убрать комнату. Может, при близком знакомстве приятель ребенка не покажется таким уж неподходящим.
Очень важно научить ребенка правильно переживать неразделенную любовь. Раз уж так случилось, и он столкнулся с предательством, соперничеством, ревностью, поддержите его, расскажите случаи из своего детства и своих знакомых. Нельзя девочке говорить фразы: «Наплюй на него. У тебя должна быть гордость». Объясните, как достойно выходить из трудных ситуаций.
У малышей сильно развиты собственнические чувства, в которые часто перерастает любовь. Важно объяснить, что его избранник не игрушка, у него есть другие дела, интересы, увлечения. Он имеет право общаться с другими детьми.
Другой грустный момент – разлука с избранником. Когда дети вынуждены следовать за родителями, переезжать в другой город. Они годами тоскуют по оставленным друзьям, поэтому сделайте так, чтобы ребенок имел возможность с ними общаться, хотя-бы редко. Пусть потом их пути разойдутся, но ребенок избежит горечи утраты.
Если родители отнесутся серьезно к чувствам маленького человека, то помогут ему разобраться в самом сложном в человеческих отношениях – умении любить и быть любимым.
Любовь нечаянно нагрянет
Первая любовь может прийти к ребенку в любом возрасте. Для него это всегда серьезные и важные переживания, поэтому их стоит принять всерьез. От того, как родители воспримут первые увлечения своего ребенка, во многом зависят дальнейшие с ним взаимоотношения: будет ли ребенок доверять им свои сердечные тайны или же окажется замкнутым и скрытым.
Любви, как известно, все возрасты покорны. Поэтому не стоит удивляться, если пятилетний кроха вдруг заявит, что у него есть невеста. В этом возрасте дети еще непосредственны, не умеют да и не считают нужным скрывать свои чувства. Поэтому не спешите их высмеивать: влюбленностей у ребенка еще будет много, но захочет ли он впредь вам о них сообщать? Чем критиковать собственное чадо, родителям лучше поинтересоваться, кто оказался объектом внимания малыша. И тогда станут понятны его предпочтения: на что он обращает внимание в первую очередь — внешность, ум, физические данные и т.д.
По мере взросления ребенка взрослеют и его представления о любви. Теперь он начинает остро чувствовать разницу полов, из-за чего исчезает непосредственность общения, появляется скованность, либо стеснительность. Открытому выражению симпатий не способствует и атмосфера в детском коллективе, где проявление интереса к противоположному полу подвергается насмешкам. Это побуждает ребенка демонстрировать показное равнодушие или прибегать к агрессии — вот почему мальчишки дергают девчонок за косички. И девочки обычно это осознают и не обижаются, и в свою очередь демонстрируют свой интерес — игнорированием объекта привязанности. Вот такой парадокс.
Все усложняется еще больше, когда ребенок становится подростком. Именно в этот период чаще всего случается первая сознательная любовь с ее нежными думами о предмете обожания, вздохами, переживаниями. Поэтому стремление нравиться и беспокойство по поводу своей внешности выходит на первый план. Взаимные переглядки на уроках вселяют в девчонок и мальчишек уверенность, что «со мной все в порядке». Особое значение придается улыбкам, прикосновениям. Для подростка эти отношения очень серьезны. Ведь этому возрасту свойственен максимализм, в нем нет места нюансам. Именно поэтому страшным приговором для самооценки влюбленного становится «измена», которая, конечно же, не прощается. Первые разочарования бывают настолько сильными и неожиданными для ребенка, что иногда он не в силах справиться с нахлынувшей на него болью.
Если родители заметили, что с их отпрыском что-то твориться, стоит попробовать разговорить его, утешить, поддержать. Подросток — это ведь тот же ребенок, он по-прежнему нуждается в поддержке и помощи близких, просто ему не хватает смелости и умения ее попросить. Но если он дает понять, что хочет решить проблему сам, не лезьте к нему в душу — он имеет права на свои тайны, свою личную жизнь, и он учится самостоятельности.
Родители должны помнить, что подросток эмоционально уже менее от них зависит. На его взгляды и поведение начинает влиять значимая для него группа ребят, и он будет стараться в ней самоутвердиться. Поэтому родителям стоит быть особенно осторожными в запретах «не встречаться», «не дружить», «не общаться». Нужно быть уверенным, что ребенок не воспринимает их как угрозу его статусу в группе ребят. Страшнее всего для него стать «белой вороной» или предметом насмешек, оказаться непринятым или отвергнутым в своем коллективе. И если на одной чаше весов окажется его положение среди сверстников, а на другой — родительские запреты, то скорее всего перевесит первое.
Поэтому не стоит критиковать избранника или избранницу своего ребенка, если она вам не нравиться. Юные влюбленные могут воспринять любые попытки вмешаться как трагедию. Все, чего можно добиться недовольством и запретами, — это еще большего упрямства и непослушания. А если попытаться рассорить влюбленных, то при любом исходе их отношений виноваты будете вы. И тогда наладить отношения со своим чадом окажется очень сложно. Гораздо эффективнее будет позволить ему набираться личного опыта, и хорошо бы под вашим контролем. Поэтому самым умным решением будет познакомиться с предметом страсти ребенка, узнать его как личность. Пусть их отношения развиваются у вас на глазах — так спокойнее, тем более что вы всегда сможете поддержать ребенка, если такая поддержка ему вдруг понадобиться.Сделайте ваш дом открытым для всех друзей своего ребенка. Имея возможность общаться с ними у себя дома, подросток наделает меньше ошибок, а вы сохраните с ним хорошие отношения на всю дальнейшую жизнь.
Детская сексуальность
Проявления сексуальности в детском и подростковом возрасте
В каком возрасте у человека появляются первые признаки сексуального поведения? С 15 лет? С 10? Сексуальность напрямую связана с ощущением собственного тела и формируется она с того момента, когда человек начинает ощущать своё тело – то есть с рождения.
Сексуальность можно наблюдать у новорожденных младенцев в самом невинном и непосредственном проявлении. Это врожденные импульсы души и тела, связанные с либидонозной энергией. Сексуальная энергия так же естественна для человека, как дыхание или пищеварение.
Детская сексуальность отличается от взрослой и вовсе не означает готовности вступать в сексуальные отношения. Наоборот, любые действия взрослых, грубо обходящихся с сексуальностью ребёнка (будь то открытое соблазнение со стороны взрослого или небрежные прикосновения), травмируют его психику и оставляют след на долгие годы, а иногда и на всю жизнь.
Сексуальное развитие ребенка происходит параллельно с развитием его организма и психики. Особенности психосексуального развития непосредственно влияют на проявления сексуальности во взрослом возрасте. Все сексуальные предпочтения, в том числе и сексуальная ориентация, формируются с рождения и до 6 лет. То есть в подростковом возрасте проявляется то, что сформировалась в раннем детстве. Все серьезные нарушения возникают обычно задолго до вступления в пубертат.
Кроме того, ощущение собственного тела и его привлекательности, способность этично и одновременно свободно проявлять свою зрелую сексуальность значительно определяет поведение и успешность человека в обществе. Поэтому столь важно вовремя обратить внимание на сексуальное развитие ребенка.
Психосексуальное развитие ребенка включает несколько стадий.
От 0 до полутора (1,5) лет – оральная стадия
Возможные нарушения
А как надо?
От полутора (1,5) до 3 лет – анальная стадия
Возможные нарушения
Любые агрессивные или насильственные действия по приучению к горшку могут привести к появлению в характере мазохистских черт. Наказания за «ошибки» малыша и пренебрежительные комментарии к «продуктам его жизнедеятельности» формируют в нём отношение к своему телу как к чему-то отвратительному и неценному. В будущем это чревато сексуальными проблемами и заболеваниям сексуального характера, что прямо или косвенно влияет на способность человека к репродукции и, безусловно, на его отношения с противоположным полом. Но и отсутствие рамок в плане выполнения нужд в этом возрасте может сформировать, наоборот, склонность к агрессивному, девиантному поведению или даже к садизму.
А как надо?
Доброжелательные и при этом в меру настойчивые призывы родителей ходить на горшок – залог формирования здоровой сексуальности. Старайтесь избегать усмешек и кислых выражений лица, когда малыш делает своё важное дело! И ещё при переходе ребёнка на эту стадию рекомендуется постепенно отказаться от кормления малыша грудью, если оно ещё практиковалось, так как это может задержать его дальнейшее психосексуальное развитие.
От 3 до 5 лет – фаллическая / эдипальная стадия
Возможные нарушения
Невинные попытки «соблазнить» мать или отца могут шокировать родителей, а соперничество за внимание и любовь часто вызывает раздражение и даже ревность. Взрослые могут начать проявлять агрессию к ребёнку или подвергать его насмешкам, не понимая, что он испытывает настоящие и довольно сложные чувства. Это подрывает самооценку подрастающего человека, вносит сомнения в его восприятие себя и своей идентичности, ставит барьеры на проявление интимных чувств.
А как надо?
К чувствам ребенка необходимо отнестись внимательно и с необходимой долей серьезности, не преуменьшая и не преувеличивая их значимости. Важно объяснить ребёнку, что мама уже замужем за папой, а папа женат на маме, и что повзрослев, ребёнок найдёт себе другую любовь. Хотя сейчас и мама, и папа его одинаково любят. Для тех мам, кто предпочитает совместный сон с малышом, важно знать, что с трёх лет этого делать не стоит, тем более – под одним одеялом (независимо от пола ребёнка), так как ощущения от близости тела матери на этом этапе может вызывать очень противоречивый чувственный отклик у ребёнка.
От 6 лет до начала полового созревания – латентная стадия
Самопознание ребёнка продолжается за счёт сравнения себя с другими. Сначала с родителями, затем – со сверстниками. Первая влюблённость в девочку или мальчика из класса. Первое знакомство с сексуальными отношениями – по рассказам одноклассников или картинкам в интернете. Ребёнок начинает осознавать свою сексуальность, но у него ещё нет потребности открыто её проявлять.
Возможные нарушения
Табуирование темы сексуальности или, наоборот, чрезмерное её проявление со стороны родителей (например, когда родители ходят по дому в нижнем белье или переодеваются при ребёнке) размывают внутренние рамки и делают представление о запрещённом и дозволенном размытыми. Отсутствие доверительных отношений, насмешки или осуждение вынуждают маленького человека замкнуться в себе и остаться наедине со своими вопросами, ответы на которые он начнёт искать на стороне.
А как надо?
Первый разговор с ребёнком о сексе возможен в возрасте 6-7 лет. Поднимая эту тему, будьте предельно деликатны и учитывайте не только возраст ребёнка, но и его индивидуальные особенности. Существуют специальные издания, в которых тема сексуальных отношений освещается доступным для детей языком. Но важно понять, что это не детская литература, а учебные пособия для родителей. Не стоит молча подсовывать ребёнку книжку в н адежде избежать неудобного разговора. Этим вы лишь фрустрируете его. Прочитайте её сами, а затем, используя содержащуюся в ней информацию, поговорите с ребёнком.
Половое созревание
С ним развитие детской сексуальности заканчивается. Все сексуальные особенности человека к этому моменту уже сформировались. В это время родители опасаются, что их большой ребенок начнет искать сексуальные приключения. Если подобное случается, то это говорит не о сексуальности, проснувшейся раньше времени (она свойственна человеку с рождения), а о психологическом неблагополучии, которое было заложено раньше. Это значит, что ребенок чувствует себя одиноким в семье, ему не хватает понимания и любви, недостаток которых он и пытается таким радикальным способом найти на стороне.
Самое главное
Главное условие того, что ребенок будет развиваться нормально и в будущем сможет создать счастливую семью, присутствие в его жизни любящих и понимающих взрослых.
Отношения с противоположным полом
Если уж взрослым зачастую легко перепутать дружбу с любовью или любовь с симпатией, что уж говорить о детях. Как правильно рассказать ребёнку про отношения с противоположным полом и объяснить, что такое любовь с точки зрения эмоций? И как научить его отличать это чувство от симпатии, привязанности и дружбы между мальчиком и девочкой?
Противоположности притягиваются
Поскольку очень сложно объяснить смысл отношений с противоположным полом в отрыве от их биологической функции, то разговор с ребёнком лучше начать с описания тех мужских и женских качеств, которые дополняют друг друга. Например, мужчинам свойственны сила и выносливость, а женщинам — мягкость и терпение. Прекрасная половина человечества внимательна к мелочам, а представители сильного пола склонны мыслить глобально. Несмотря на то, что бывают очень сильные девочки и слабенькие мальчики, долгое время в процессе эволюции было совсем не так, и все биологические виды подчинялись единому закону: выживает сильнейший. Поэтому представителям противоположного пола было важно объединяться для того, чтобы обеспечить своему потомству максимально комфортные условия для жизни.
Хотя современные люди далеко ушли от первобытных инстинктов, некоторые из них оказались очень живучими. К ним относятся инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода. Вот почему даже малыши в детском саду присматриваются друг к другу и разбиваются на пары. Обратите внимание ребёнка на то, что умение строить отношения с противоположным полом не приобретается в одночасье, поэтому очень важно учиться ему с детства.
Разговаривая с ребёнком о сути психологических отношений двух полов, имеет смысл обсудить проблему доверия и верности. Поскольку любовь лежит в основе семейных отношений, а одной из главных задач семьи является воспитание детей, то очень важно, чтобы супруги были уверены друг в друге. Можно привести пример с домашними питомцами. Предложите ребёнку представить, будто он вместе с другом купил щенка и договорился о распределении обязанностей по уходу за ним, а через несколько месяцев друг заявил, что теперь его интересуют морские свинки. А затем спросите ребёнка, пострадал бы от этого щенок, успевший привязаться к двум хозяевам? Скорее всего, ответ будет утвердительным. Обратите внимание на то, что «человеческий» малыш, оставшись без заботы одного из родителей, страдает неизмеримо больше. Вот почему так важно быть уверенным в человеке, которого любишь.
Большая разница
Пока ребёнку ещё далеко до создания семьи, но он уже способен на сильные чувства. Как помочь сыну или дочери понять различия между сходными эмоциями, отличающимися по своей глубине?
Любовь. Подчёркивая отличительные особенности этого чувства, необходимо остановиться на том, что оно самое серьёзное и самое долговечное. Один день, месяц и даже год – не срок для того, чтобы определить, любовь это или что-то ещё. Если ребёнок спросит о любви с первого взгляда, обратите его внимание на то, что она, безусловно, случается, но судить о том, что это именно она, можно только спустя какое-то время. Ведь симпатия и привязанность тоже могут возникнуть с первого взгляда, но потом быстро угаснуть.
Если ребёнок полагает, будто настоящая любовь уже поселилась в его сердце, предложите ему ответить на несколько вопросов:
— На какие жертвы он готов пойти ради объекта своей любви? Может ли, например, отказаться от любимого хобби или изменить привычки?
— Это чувство такое же по своей силе, как, например, его любовь к родителям?
— Взаимно ли его чувство? Это очень важно, поскольку настоящая любовь предполагает развитие отношений в течение долгого времени, «притирку» друг к другу и внимательное изучение особенностей характера.
— Готов ли ребёнок остановить свой выбор на этом человеке и прожить с ним всю жизнь?
Если школьник ответил отрицательно хотя бы на один вопрос, скажите ему о том, что, скорее всего, речь идёт о привязанности или симпатии, но не о любви.
Привязанность. Рассказывая о ней, можно выделить два основных свойства: неравнодушие к судьбе другого человека и желание проявлять заботу. Однако при этом объект привязанности не уникален – их может быть несколько. Спросите у ребёнка, на кого бы он переключил своё внимание, если бы его нынешняя «пассия» игнорировала его стремление общаться. Если школьник без особых раздумий назовёт одно или несколько имён, поздравьте его с тем, что он прошёл тест на привязанность. Приведите ему примеры из жизни, когда мальчик мучительно выбирает между двумя девочками или, наоборот, девочка с удовольствием принимает ухаживания и «опекает» нескольких мальчиков, проявляя ревность, когда её подруги тоже начинают общаться с ними. Такие чувства как жалость по поводу полученной объектом привязанности плохой оценки или негодование из-за того, что кто-то его дразнит также очень характерны для привязанности.
Симпатия. Основное качество симпатии – интерес к человеку и стремление находиться рядом, общаться, узнавать его всё лучше и лучше. Если выражаться психологическим языком, то на первом плане в данном случае оказывается познавательная мотивация. Чтобы это было понятно ребёнку, попросите его немного рассказать о каждом однокласснике противоположного пола. После того, как он завершит характеристику детей, обратите его внимание на то, что его «отчёты» различаются по объёму. Про кого-то он знает очень много – вплоть до имени попугая или названия дачного посёлка, а про кого-то может сказать лишь пару слов. Те, кто попал в первую группу, относятся к кругу детей, которым он симпатизирует.
Дружба. Обсуждая с ребёнком возможность возникновения этого чувства между мальчиком и девочкой, обратите внимание ребёнка на то, что это, прежде всего, партнёрские отношения. Они характеризуются сотрудничеством, взаимопомощью и общими интересами. Очень важно отметить, что дружба как бы стирает отличия между полами. Так, дочь, общаясь с мальчиком, может временами забывать о том, что он – не подружка, а друг. Наличие некоторой совместной деятельности — тоже довольно характерный показатель дружбы. Увлечение коллекционирование наклеек, чтением книжек про динозавров или тренировками по айкидо не только сплачивает друзей, но и наполняет их отношения конкретным содержанием.
Представленное разделение и критерии для него весьма условны – всё таки речь идёт о чувствах, которые имеют яркую индивидуальную окраску. Все дети и взрослые любят или дружат по-разному, поэтому загнать их эмоции в строгую таблицу или классификацию просто невозможно. Многие люди годами пытаются разобраться в своих чувствах – где уж посторонним понять их! Кроме того, описанные чувства могут переходить из одного в другое. Об этом факте необходимо сообщить ребёнку. Расскажите о том, что довольно часто любовь вырастает из дружбы или симпатии, проходя через стадию привязанности.
Скорее всего, вам вряд ли удастся ограничиться одним разговором с ребёнком. Вопросы различий между любовью и дружбой или о возможности дружбы между полами в разное время волновали лучшие умы человечества. Поэтому ребёнок будет снова и снова возвращаться к этим животрепещущим темам. Однако главная задача родителя – заложить в ребёнке стремление к анализу собственных чувств и взвешенности при их интерпретации.