Для чего нужна программа кумир по информатике

Среда программирования КуМир

Вы будете перенаправлены на Автор24

КуМир (Комплект Учебных МИРов) – это система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе.

Цель разработки КуМира – ознакомление учащихся с основами программирования на алгоритмических языках.

Среда КуМир

С помощью КуМира решаются следующие задачи:

Для обучения информатики используется алгоритмический язык на русском языке. С помощью меню можно вставлять готовые шаблоны в программу. Эти шаблоны имеют отступы, которые помогают учащимся привыкать к правильному оформлению программ. Учитель информатики может использовать все преимущества среды для уроков информатики.

КуМир разработана научно-исследовательским институтом системных исследований Российской Академии Наук РАН (НИИСИ РАН). Академик А. П. Ершов – автор методики преподавания и школьного алгоритмического языка.

КуМир является свободным программным обеспечением, и распространение этой программы осуществляется на у GNU GPL 2.0 условиях. Условия этой лицензии не ограничивают количество компьютеров, на которых может быть установлена программа. Программу можно использовать и распространять на любых условиях без оформления дополнительной документации. Установка может быть произведена на операционные системы Windows и Linux.

Кушниренко А.Г. и Леонов А.Г. поставили задачу на разработку новой версии КуМира с использованием библиотеки Qt. Разработка и развитие среды ведется сотрудниками НИИСИ РАН под руководством Ройтерберга М.А.

С помощью среды КуМир можно наглядно и просто изучать основы программирования, а именно:

Готовые работы на аналогичную тему

Для дальнейшего изучения программирования следует переходить на другие языки – Паскаль, СИ и т. п.

Особенности системы КуМир:

Программы на языке КуМир состоят из алгоритмов, выполняющихся в простейшем случае последовательно друг за другом. Перед выполнением программы обычно располагаются комментарии, описание переменных и команды, присваивающие начальные значения переменных и другие. Алгоритмы в программе располагаются последовательно. Между алгоритмами могут располагаться комментарии для разъяснения назначения алгоритма или другой информации. В программе также должны быть описаны исполнители, если программа написана для решения задач средствами исполнителей.

Программирование на языке КуМир

Вид программы в КуМире:

Рисунок 1. Вид программы в КуМире. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Алг – начало программы (далее указывается наименование программы)

Например: Алг Мояпрограмма

Нач – команда начала программы, после команды нач описывается тип переменной и переменная.

Эта команда указывает, что в программе используется одна переменная х целого типа.

Команда указывает, что в программе используются три переменные целого типа (a, b, c).

Кон – команда конца программы, не имеет параметров

Между операторами нач и кон размещаются операторы и команды программы.

Основные команды в системе КуМир:

Ввод – команда ввода значения переменной, после команды перечисляются через запятую вводимые переменные. Если переменная а, то вводится буквенное обозначение переменной на русском или английском языке.

Здесь а – переменная

Переменные вводятся посимвольно в окне ввода/вывода (подсвечивается курсором), нажатие клавиши Enter завершает ввод переменной.

Вывод – команда вывода результатов вычислений.

Команда выводит значение переменной б на новую строку (нс- новая строка)

Ввод переменных осуществляется с помощью клавиатуры, информация выводится на экране.

Как отличить русские и латинские буквы?

Выполнение программы можно запустить нажав на клавишу F9.

На следующем рисунке показано окно с результатами работы программы в среде КуМир.

Рисунок 2. Окно с результатами работы программы в среде КуМир. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В левом окне введена программа, справа отображены результаты вычислений, в нижнем окне введенные значения. Строка состояния показывает текущее состояние программы, количество шагов программы.

КуМир: преимущества и недостатки

Преимущества использования среды программирования КуМир на занятиях информатики:

Основными недостатками системы являются: медленный интерпретатор, отсутствие форматного вывода и низкая мотивация учащихся на изучение (отсутствие перспективы использования для настоящих прикладных программ).

Источник

Как работать в программе Кумир

Кто такой исполнитель Робот?

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Видео на тему: КуМир. Робот. Знакомство

Настройка среды Кумир для исполнителя Робот.

Запущенная программа Кумир выглядит так.

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Первым делом мы должны раскоментировать первую строку нашей программы, убрав символ |

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Таким образом, программа станет выглядеть так:

использовать Робот

Удалив символ |, мы тем самым указали Кумиру на то, что будем работать с исполнителем Робот. Если этого не сделать, то при написании программы мы столкнемся с ошибкой «Нет такого алгоритма». Поэтому очень важно при создании новой программы раскоментировать первую строку. Теперь все готово для дальнейшей работы.

Но перед началом, нам необходимо задать стартовую обстановку Робота и познакомиться с простыми командами исполнителя Робот.

Стартовая обстановка Робота

Что такое стартовая обстановка?

Наш Робот находится в некой среде — это клетчатое поле, размер которого известен. Так же на этом поле могут находится стены и закрашенные клетки, а сам Робот может находится в любой клетке. Так вот — стартовая обстановка задает положение Робота на поле и расположение всех остальных элементов — стен, закрашенных клеток. И перед тем, как писать алгоритм для Робота необходимо задать стартовую обстановку. Насколько это важно давайте рассмотрим на примере. Пусть есть две стартовые обстановки:

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Отличаются они только тем, что в стартовой обстановке 2 справа от Робота находится стена.

Если наша программа начнется с команды, которая переместит Робота на одну клетку вправо (о простых командах Робота), то в первом случае (стартовая обстановка 1) Робот выполнит эту команду, а во втором программа завершится аварийно, так как Робот не может ходить сквозь стены. Получается, что одна и та же программа в первом случае работает, а во втором приводит к ошибке. Именно поэтому так важно задавать стартовую обстановку для Робота.

Как задать стартовую обстановку в Кумир?

Запустив среду Кумир в меню Инструменты выбираем пункт Редактировать стартовую обстановку Робота.

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Откроется окно с синим фоном. Это и есть стартовая обстановка Робота. И мы ее можем изменить.

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Находим сохраненную ранее обстановку и загружаем ее. После этого убедимся, что загрузили правильную стартовую обстановку, щелкнув по кнопке Показать окно Робота

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Если в окне с зеленым фоном (текущая обстановка Робота) вы увидите вашу обстановку, то можно переходить к написанию алгоритма, используя простые команды Робота.

Исполнитель Робот. Простые команды.

У нашего Робота тоже есть система команд. Сегодня мы рассмотрим простые команды Робота. Всего их 5:

Результат выполнения этих команд понятен из их названия:

вверх — переместить Робота на одну клетку вверх

вниз — переместить Робота на одну клетку вниз

влево — переместить Робота на одну клетку влево

вправо — переместить Робота на одну клетку вправо

закрасить — закрасить текущую клетку (клетку в которой находится Робот).

Эти команды можно писать с клавиатуры, а можно использовать горячие клавиши (нажав их команды будут вставляться автоматически):

вверх — Escape, Up (стрелка вверх)

вниз — Escape, Down (стрелка вниз)

влево — Escape, Left (стрелка влево)

вправо — Escape, Right (стрелка вправо)

закрасить — Escape, Space (пробел)

Обратите внимание, что набирать нужную комбинацию горячих клавиш нужно не привычным нам способом! Мы привыкли нажимать клавиши одновременно, а здесь их нужно нажимать последовательно.

Теперь мы готовы написать первый алгоритм для Робота. Предлагаю начать с простого — нарисуем квадрат со стороной 3 клетки. Поехали!

Запускаем Кумир, настраиваем его. Можно начинать писать программу? Конечно нет! Мы же не задали стартовую обстановку! Делаем это. Предлагаю использовать вот такую:

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Вот теперь все готово. Начинаем писать программу. Пока она выглядит так

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Удаляем символ «|» и называем наш алгоритм «Квадрат»

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Предлагаю рисовать квадрат, двигаясь по часовой стрелке. Для начала закрасим текущую клетку, дав команду закрасить. Потом делаем шаг вправо и опять закрашиваем клетку. И еще раз шаг вправо и закрасить.

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Попробуем запустить программу и посмотреть что же получилось. Для запуска нажимаем F9 или же кнопку на панели инструментов

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

В результате мы должны увидеть вот такую картину

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Если такое окно Робота у вас не появилось, то на панели инструментов щелкните «Показать окно Робота» или в меню Робот выберите пункт «Показать окно Робота». Продолжаем дальше.

Теперь мы будем двигаться вниз и закрашивать правую сторону квадрата:

Потом пойдем влево, закрашивая нижнюю границу квадрата

У нас осталась одна не закрашенная клетка. Закрасим ее

Все готово! В итоге наша программа выглядит так:

использовать Робот

алг Квадрат

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

влево

закрасить

влево

закрасить

вверх

закрасить

А результат ее работы вот так

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Итак, сегодня мы с вами написали программу, используя простые команды Робота. Рекомендую попрактиковаться самостоятельно — придумать себе задание и написать программу. Это могут быть самые различные фигуры, узоры, буквы. К примеру, попробуйте написать программу, рисующую букву П, Р, Ш, Щ, М. А если получится и захотите поделиться — комментируйте и прикрепляйте результат к комментарию.

Исполнитель Робот. Циклы.

Итак, что такое цикл? Представьте, что мы находимся на уроке физической культуры и перед нами стоит задача сделать 7 приседаний. Это задание можно оформить в виде линейного алгоритма и тогда оно будет выглядеть примерно так:

То есть мы повторили команду сделай приседание 7 раз. А есть ли смысл писать 7 одинаковых команд? Может проще дать команду сделай 7 приседаний? Конечно проще и правильнее. Это и есть цикл. Вы можете сами вспомнить примеры циклов из жизни — их довольно много.

Таким образом линейный алгоритм, где повторяются одни и те же команды мы можем оформить в виде циклического алгоритма — примерно так:

Вот так, на придуманном нами языке мы оформили цикл. У исполнителя Робот тоже есть возможность записывать циклы. Причем, циклы бывают разные. Тот вариант, который мы только что рассмотрели называется цикл со счетчиком или цикл с параметром.

Виды циклов.

Цикл со счетчиком.

Цикл со счетчиком применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать. В примере выше с приседаниями именно такой случай.

Для того, чтобы написать цикл со счетчиком для исполнителя необходимо знать его синтаксис. А он такой:

Здесь мы должны указать количество повторений (число) и команды, которые будут повторяться. Команды, которые повторяются в цикле называют телом цикла.

Давайте рассмотрим это на примере.

Закрасим 7 клеток, как на рисунке. Рекомендую почитать про стартовую обстановку Робота и про его простые команды.

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Изначально Робот находился в левой верхней клетке.

Давайте для начала решим задачу линейно. В этом случае мы будет закрашивать текущую клетку и перемещаться на 1 клетку вправо и программа будет выглядеть так:
использовать Робот
алг
нач

Как видим, команды закрасить и вправо повторяются 7 раз. Давайте теперь перепишем программу с использованием цикла. Кстати, чтобы вставить цикл в свою программу можно в меню Вставка выбрать пункт нц-раз-кц или нажать одну из комбинаций клавиш Esc, Р (русская буква Р) или Esc, H (латинская буква H). Причем клавиши надо нажимать последовательно — сначала Esc, отпустить ее и только потом Р или H.

Так вот, наша программа с циклом будет выглядеть так:

Если мы ее запустим, то увидим, что в результате получится тоже самое — 7 закрашенных клеток. Однако программа стала короче и значительно грамотней с алгоритмической точки зрения!

В качестве разминки и закрепления предлагаю самостоятельно написать программу для Робота, которая нарисует квадрат со стороной 7 клеток. Естественно, используя цикл. Жду решения в комментариях.

Цикл с условием

Вернемся к физкультуре и изменим задачу. Ведь кто-то может и не сделать 7 приседаний, а другой способен сделать 27. Можно ли учесть это при создании цикла? Конечно. Только теперь мы будем использовать не счетчик (количество повторений), а условие. К примеру, пока не устал, делай приседания. В этом случае человек будет делать не конкретное число приседаний, а приседать до тех пор, пока не устанет. И наш цикл на абстрактном языке примет такой вид:

пока не устал

Слова не устал в нашем случае — это условие. Когда оно истинно, цикл выполняется. Если же оно ложно (устал) тело цикла не будет выполнено. У исполнителя Робот есть несколько условий

сверху свободно

снизу свободно

слева свободно

справа свободно

сверху стена

снизу стена

слева стена

справа стена

Теперь давайте решим следующую задачу для Робота — нарисовать вертикальную линию от левой до правой границы поля использую цикл с условием. Изначально Робот находится в левом верхнем углу.

Давайте сначала сформулируем словесный алгоритм — т. е. опишем словами что нужно делать Роботу. Этот алгоритм будет звучать примерно так:

«Пока справа свободно делай шаг вправо и закрашивай клетку»

В результате Робот пробежит по всем клеткам вправо и будет их закрашивать до тех пор, пока справа не окажется стена.

Исходный код нашей программы для Робота будет примерно такой:

нц пока справа свободно

В результате выполнения этой программы мы увидим вот такую картину:

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Как видим, не хватает только закрашенной первой клетки. Для этого перед циклом необходимо выполнить команду закрасить.

Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть фото Для чего нужна программа кумир по информатике. Смотреть картинку Для чего нужна программа кумир по информатике. Картинка про Для чего нужна программа кумир по информатике. Фото Для чего нужна программа кумир по информатике

Для закрепления прошу написать программу, которая будет делать рамку вокруг рабочего поля Робота независимо от его размера. Конечно же с использованием циклов с условием. В итоге должно получиться так:

Источник

Программа КуМир

КуМир – это русскоязычная система программирования, созданная в ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по заказу Российской Академии Наук в помощь преподавателям школьного курса «Информатика». Программа обладает собственным языком программирования. КуМир позволяет существенно упростить процесс обучения, прививая ученикам знания основ алгоритмизации.

Особенности КуМира

В расшифрованном варианте КуМир звучит, как Комплект Учебных Миров. Эту кроссплатформенную систему программирования ещё называют Мирами Кушниренко. С её помощью можно даже самостоятельно обучиться основам алгоритмизации. Прототипом КуМира является учебный алгоритмический язык Ершова, который был разработан ещё в 80-х годах прошлого столетия.

Этот универсальный язык позволяет не только писать и отлаживать алгоритмы. Даже при самостоятельном изучении пользователь сможет создавать несложные программы буквально сразу после того, как ознакомится с системой. Но не надо думать, что Кумир предназначен только для обучения, что являлось основной целью при её разработке. С помощью программы можно создавать и большие, достаточно сложные программы.

В процессе редактирования написанной программы система в автоматическом режиме выполняет синтаксическую проверку и выводит на дисплей найденные ошибки. В КуМир встроены графические исполнители, которые визуализируют желаемые действия пользователя на арене («игровом поле»). Кроме того имеются и интерактивные средства, которые предназначены для управления исполнителями (включая и графические). Они позволяют выполнить не одно действие, а определённый их набор.

Система КуМир – это начальная точка в процессе обучения программированию. Этот язык поможет освоить алгоритм подхода и процедуру написания программ. В дальнейшем обучение можно продолжить, изучив СИ, С++ или Pascal.

Достоинства программы

К основным плюсам языка программирования КуМир следует отнести следующие факторы:

Недостатки

Одним из основных недостатков системы является то, что она предназначена только для обучения и больше нигде не применяется. Поэтому мотивировать учеников на изучение программирования на КуМире достаточно сложно. Кроме того следует отметить такие факторы, как:

Несмотря на указанные недостатки язык очень прост для освоения новичками. В данной среде имеются основные не только математические, но и алгебраические функции. Это даёт возможность ученикам совмещать освоение основ программирования с изучением как математики с алгеброй, так и геометрии с физикой.

У КуМира имеется и «младший брат» – система ПиктоМир. «Младший» он потому, что программа предназначена для дошкольников и учащихся начальных классов. Ребёнок, ещё не умеющий читать, может здесь из пиктограмм «собрать» некое подобие программы, которая будет управлять роботом-исполнителем.

Видео обзор программы

Источник

КуМир (система программирования)

Кириенко Денис Палович [1]

КуМи́р (Комплект учебных Миров или Миры Кушниренко) — язык и система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе. Основана на методике, разработанной во второй половине 1980-х годов под руководством академика А. П. Ершова. Эта методика широко использовалась в средних школах СССР и России. В системе КуМир используется придуманный А. П. Ершовым школьный алгоритмический язык — простой алголоподобный язык с русской лексикой и встроенными командами управления программными исполнителями (Робот, Чертёжник).

В настоящее время ведётся разработка новой версии КуМира, использующей библиотеку Qt и работающей в операционных системах Linux и Windows. Постановка задачи на разработку новой версии была выполнена А. Г. Кушниренко и А. Г. Леоновым. Разработка ведётся пущинской группой сотрудников НИИСИ РАН под руководством М. А. Ройтберга.

См. также

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «КуМир (система программирования)» в других словарях:

Кумир — В Викисловаре есть статья «кумир» Кумир: Идол Кумир конь, на котором маршал Г. К. Жуков принимал Парад Победы в Москве. Кумир горная река в горном Алтае. КуМир (система программирования) система программирования,… … Википедия

КуМир — (Комплект учебных Миров или Миры Кушниренко) система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе. Основана на методике, разработанной во второй половине 1980 х годов… … Википедия

Учебный язык программирования — Учебный язык программирования язык программирования, предназначенный для обучения. В качестве таковых разрабатывались такие языки как BASIC[1] и Паскаль[2]. Из разработанного для обучения языка ABC вырос Python[3]. Популярным языком,… … Википедия

Учебный алгоритмический язык — У этого термина существуют и другие значения, см. Алгоритмический язык. Учебный алгоритмический язык формальный язык, используемый для записи, реализации и изучения алгоритмов. В отличие от большинства языков программирования, не привязан к … Википедия

РАЯ — Алгоритмический язык (также русский алгоритмический язык, РАЯ) язык программирования, используемый для записи и изучения алгоритмов. При изучении информатики в школах для изучения основ алгоритмизации применяется т. н. школьный алгоритмический… … Википедия

Русский алгоритмический язык — Алгоритмический язык (также русский алгоритмический язык, РАЯ) язык программирования, используемый для записи и изучения алгоритмов. При изучении информатики в школах для изучения основ алгоритмизации применяется т. н. школьный алгоритмический… … Википедия

Школьный алгоритмический язык — Алгоритмический язык (также русский алгоритмический язык, РАЯ) язык программирования, используемый для записи и изучения алгоритмов. При изучении информатики в школах для изучения основ алгоритмизации применяется т. н. школьный алгоритмический… … Википедия

ОСАНКА — привычное положение тела человека в покое и при движении. При правильной О. тело постоянно и без напряжения сохраняет выпрямленное положение, плечи слегка отведены назад, живот подобран. Такая О. делает фигуру красивой, способствует правильному… … Российская педагогическая энциклопедия

ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ — (ОИВТ), уч предмет, введенный в ср у ч заведения Рос Федерации с 1985/86 у ч г. Предусматривает изучение законов и методов сбора, передачи и обработки информации с помощью электронной вычислит техники Цель обучения ОИВТ формирование «компьютерной … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *