Для чего нужна программа воспитания в школе

Не только учить, но и воспитывать…

1 сентября 2021 года не в теории, а на практике заработал закон Президента РФ о воспитательной составляющей образования. Ожидается, что этот закон будет способствовать не только интеллектуальному, но и духовно-нравственному развитию подрастающего поколения.

Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть фото Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть картинку Для чего нужна программа воспитания в школе. Картинка про Для чего нужна программа воспитания в школе. Фото Для чего нужна программа воспитания в школе

То есть, включить в программу образования календарный план воспитательной работы и рабочие программы, направленные на развитие детей и молодежи, а также создание условий для социализации/самоопределения учащихся на базе духовно-нравственных ценностей и норм/правил, принятых в российском обществе.

Год, отведенный для подготовки, прошел. Новый учебный год по новому закону только начался, а Госдума уже получает жалобы на перегрузку учителей из-за новшеств. Итак, давайте разбираться, что же подразумевается под воспитательной работой и почему учителя жалуются на перегрузку.

Воспитательная работа до и после

С начала этого учебного года в образовательную программу школ должны быть включены два новых документа:

Если внимательно изучить примерную программу воспитания, то можно увидеть, что она включает в себя:

А вот теперь возникает вопрос: неужели раньше в школах не проводились различные мероприятия, а школьников не водили на экскурсии? Ведь все это было! То есть, и раньше школа воспитывала учеников, без всяких законов и поправок к ним. Даже в самые трудные для сферы образования времена, когда страна переживала период застоя и перестройки, школа не прекращала выполнять свои воспитательные функции.

Да и вообще, невозможно себе представить образовательную организацию, будь то садик, школа или колледж, в которой бы преподаватели только читали свои дисциплины и все. Образовательную деятельность в принципе невозможно реализовать без систематической работы в сфере воспитания, поскольку это две неотъемлемые части всестороннего образовательного процесса.

Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть фото Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть картинку Для чего нужна программа воспитания в школе. Картинка про Для чего нужна программа воспитания в школе. Фото Для чего нужна программа воспитания в школе

Воспитательные работы всегда проводились, проводятся и будут проводится в школах повсеместно хотя бы только потому, что реализация положений Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) невозможна, если обучение детей будет осуществлять исключительно с помощью педагогической программной деятельностью. Ведь воспитание школьников это не только стремление научить их здороваться, когда заходишь в школу, и уступать место старшим в транспорте.

Воспитательная работа решает сразу несколько задач. В том числе:

Воспитание в школе, что изменилось?

Так что же изменилось, после обновления закона «Об образовании»? Зачем это нужно было?

Все просто – раньше учителя занимались воспитанием школьников, так сказать, «по велению души», а сейчас эта функция закреплена законодательно. Есть еще одно «но». Учителя очень сильно переживают, что контролирующим органам могут понадобиться доказательства того, что в школе начали внедрять новые воспитательные программы. А это значит, что им придется писать отчеты, по большей части формальные.

И хотя год назад министр просвещения Сергей Кравцов убеждал всех, что усиление воспитательной работы в школах не повлечет за собой увеличение отчетности для учителей, первые «звоночки» уже прозвенели.

По словам зампредседателя думского комитета по образованию и науки Максима Зайцева, из некоторых регионов России поступили жалобы на то, что на должности помощников директоров по воспитательной работе берут «своих» людей, которые, чтобы создать видимость работы, нагружают учителей лишней отчетностью.

Очень хочется верить, что эти жалобы окажутся недоразумениями, с которыми быстро разберутся.

Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть фото Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть картинку Для чего нужна программа воспитания в школе. Картинка про Для чего нужна программа воспитания в школе. Фото Для чего нужна программа воспитания в школе

Не стоит также забывать о том что, согласно требованиям ФГОС, каждый преподаватель разрабатывает учебную программу своего предмета и в совокупности формируется общая образовательная программа всей школы. И если такой же принцип будет заложен в воспитательную работу, то от каждого учителя могут потребовать продемонстрировать результаты своей работы. То есть, все те же отчеты.

Но у нового закона есть не только спорные моменты, но и положительные стороны, которые уже отметили в Национальной родительской ассоциации. В частности, директор по развитию Марианна Шевченко считает, что изменения в законе «Об образовании» поможет учителям и родителям конкретизировать зоны и разграничить ответственность за воспитание подрастающего поколения.

Марианна Шевченко также считает, что закрепление воспитательной функции школы на законодательном уровне – несомненный плюс, но этого мало. Мало просто, как и раньше водить школьников в походы по театрам и музеям. Программа по воспитанию должна соответствовать времени и отвечать запросам современных школьников. Она уверена, что если воспитательная работа будет вестись по старым журналам и методичкам, то она быстро превратится в самые обычные бумажки с формальными отчетами. А вот этого допускать ни в коем случае нельзя!

Источник

Гражданин растет за партой

Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть фото Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть картинку Для чего нужна программа воспитания в школе. Картинка про Для чего нужна программа воспитания в школе. Фото Для чего нужна программа воспитания в школе Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть фото Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть картинку Для чего нужна программа воспитания в школе. Картинка про Для чего нужна программа воспитания в школе. Фото Для чего нужна программа воспитания в школе

Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть фото Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть картинку Для чего нужна программа воспитания в школе. Картинка про Для чего нужна программа воспитания в школе. Фото Для чего нужна программа воспитания в школе

Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть фото Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть картинку Для чего нужна программа воспитания в школе. Картинка про Для чего нужна программа воспитания в школе. Фото Для чего нужна программа воспитания в школе

Почему закон так важен? Воспитание и раньше упоминалось в ФЗ «Об образовании в РФ». Но без какой-либо конкретики. Поэтому до недавнего времени многие школы писали свои воспитательные программы под копирку и, по сути, «для галочки».

Новый закон вступит в силу с 1 сентября 2020 года. У школ, колледжей и вузов будет год (до 1 сентября 2021 г.) на то, чтобы включить рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы в свои образовательные программы.

Кстати, детям не будут ставить оценки за «успехи в патриотизме», да и отдельного урока по воспитанию не будет.

Все учителя будут участвовать в этой работе. Не только преподаватели истории или обществознания, но абсолютно все педагоги.

По поручению президента министерство просвещения разрабатывает новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ». А значит, на воспитание будут направлены реальные ресурсы. Кроме того, все классные руководители будут получать с нового учебного года федеральную надбавку в 5 тысяч рублей при сохранении региональных выплат.

Марианна Шевченко, директор по развитию Национальной родительской ассоциации (НРА):

Источник

Растим личность по ФГОСу: что нужно знать о новой воспитательной программе в школе

Алена Ковалева

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Изменения в Федеральном государственном образовательном стандарте требуют сделать подход к воспитанию школьников более системным. В приоритете государства — личностное развитие, современные практики и самостоятельно созданные педагогами материалы. По следам августовского онлайн-педсовета ГК «Просвещение» рассказываем, какие методы помогут учителям справиться с новой задачей.

Зачем нужна программа воспитания

По оценке заместителя директора Лицея МГИМО МИД России (Москва) Ильи Демакова, подходы к воспитанию в школе постоянно меняются, и сейчас система образования находится в поисках нового консенсуса. Ситуацию осложняет то, что многим учителям непонятно, что такое воспитательное действие. Если с учебными все проще: их можно спланировать и детализировать, то воспитание — более запутанный вопрос.

Внести ясность помогает аналогия с игрой: чтобы она состоялась, требуется установить правила. Именно это происходит сейчас с программой воспитания — чтобы она заработала, система образования определяет правила и устанавливает границы.

Кроме того, когда работа ведется в одной системе и определенных рамках, у педагогов появляется возможность оценивать ее эффективность.

«Бояться нормирования не стоит — в данном случае это не формализм и не имитация», — убеждена доктор педагогических наук, заведующий кафедрой социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Ольга Журавлева.

Примерная программа воспитания позволяет соблюсти баланс между творчеством педагога и общими целями и задачами, которые заложены в образовательном стандарте. Кроме того, в ней заложен проектный, сценарный подход и гибкость: есть инвариантные модули (курсы внеурочной деятельности) и вариативные.

Как проектировать программу

Большую часть работы по проектированию уже выполнила рабочая группа, и сейчас наступил этап обсуждения в школах. Предполагается, что программа не будет чем-то застывшим — в нее будут вносить изменения и коррективы, а педагоги смогут напрямую влиять на ее содержание.

«Когда мы проектируем программу воспитания, мы отвечаем на вопросы «зачем?», «почему?», «как?» и «какие будут результаты?», — поясняет заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук Алексей Кисляков, — Так учитель понимает свою роль в реализации программы».

Что следует помнить, работая над программой воспитания

1. Содержание важнее формы.

Сначала определите, что вы хотите донести до школьников и какое содержание вкладываете в воспитательное действие, а затем определите его форму. Нелепо до сих пор использовать сценарии школьных мероприятий, которые были в ходу еще 20 лет назад.

2. Универсального шаблона нет.

Соотнесите шаблонные наработки с реальной образовательной и воспитательной средой, людьми и ресурсами, которые есть в вашей школе, и адаптируйте их.

3. Авторская разработка — самая эффективная.

Большинство не хотят тратить время на разработку и предпочитают адаптировать готовые сценарии. Как правило, дальше планов добавить что-то свое дело не доходит. Но для воспитательного процесса важно, чтобы учителя сами создавали уникальные программы под конкретные ситуации или задачи.

В помощь педагогам ГК «Просвещение» разработала новый цифровой сервис — «ПРОвоспитание». Это цифровой конструктор, который поможет в создании программ воспитания классным руководителям, заместителям директоров и другим специалистам. В нем предусмотрена возможность автоматизировать самоконтроль и самоанализ в вопросе воспитательной работы.

Кроме того, сервис включает:

Ознакомиться с сервисом подробнее и оставить заявку на участие в его закрытом тестировании можно уже сейчас.

Какие трудности ждут учителей

Заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ СО «Гимназия № 11 (Базовая школа Российской академии наук)» (Самара) Юлия Дюльдина, выделяет четыре сложных момента, с которыми придется столкнуться педагогам-разработчикам воспитательной программы.

1. Временные затраты.

Прошлогодний дистант стал катализатором для поиска новых форм работы с детьми. Но цифровой контент не систематизирован и не адаптирован к потребностям школы, и, кроме того, не всегда достоверен. В итоге учителям придется тратить слишком много времени на подготовку материалов.

2. Риск «заиграться».

Погоня за новыми форматами воспитательных мероприятий может привести к тому, что потеряется их суть. Школьникам нравится разнообразие и они воспринимают новые программы на ура. Но задача педагога помнить, что у подобных мероприятий, есть четкая цель и структура. Например, они всегда должны завершаться фазой рефлексии. Без нее нельзя оценить, достигнута воспитательная цель или нет.

3. Дефицит родительского времени.

Сложнее всего вовлекать в воспитание всех участников образовательных отношений: учителей-предметников, классных руководителей, детей и родителей. Если с коллегами можно договориться, то родители часто не могут или не хотят посещать школьные мероприятия.

4. Отсутствие критериев оценки.

Фокус программы воспитания — личностный рост и развитие ребенка. Но если для измерения образовательных навыков есть целый арсенал средств, то как измерить результаты воспитания — загадка.

Как отмечает руководитель гуманитарного профиля ГБОУ школы № 1514 (Москва) Марина Бельфер, в целом воспитание учеников зависит от простых вещей. То, как учитель выглядит, говорит о своем предмете и какие учебные материалы (а в случае с литературой — тексты) использует, уже способно серьезно повлиять на детей.

«Сегодня нужно воспитывать человека, который сможет быть открыт к диалогу, критически мыслить, сопереживать, видеть не только текст, но и подтексты, принимать другого, понимать себя, не навязывая что-либо кому-либо», — говорит Бельфер.

Запись лектория «Воспитание в современной школе: имитация или системный процесс?», а также презентации экспертов доступны по ссылке.

Источник

Зачем нужна воспитательная программа в школе?

Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть фото Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть картинку Для чего нужна программа воспитания в школе. Картинка про Для чего нужна программа воспитания в школе. Фото Для чего нужна программа воспитания в школе

Далеко не все выпускники выбирают поступление в вузы, кто-то уходит после девятого класса в колледжи, а кто-то начинает еще в школе свои бизнес-проекты. Даже те, кто после выпуска поступили в высшее учебное заведение, не всегда в нем остаются до конца: более 30% поступивших отчисляются в период 2-3 курсов.

Почему это происходит?

Наши социальные коммуникации, структура общества как таковая изменились в первую очередь. Вы больше не ждете писем по несколько недель, вы получаете ответ за долю мгновения. Вам больше не надо мучить библиотекаря в поисках нужного тома, вы просто гуглите книгу. Если для вас это изменения в жизни, к которым пришлось адаптироваться, то нынешние школьники в этом родились. Это их жизнь, их мир и их “море”, в котором они плавают без спасательного круга.

Вот почему старые схемы и задачи перед школой работают плохо, — они больше не актуальны. А что тогда актуально? Какая сегодня стоит задача перед школой?

Недаром мы привели аналогию о море: чтобы в нем выжить, нужно уметь плавать. И не просто барахтаться, а уверенно грести.

Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть фото Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть картинку Для чего нужна программа воспитания в школе. Картинка про Для чего нужна программа воспитания в школе. Фото Для чего нужна программа воспитания в школеПосмотрите на портрет выпускника, разработанный на основе ФГОС в МОУ “Киришский лицей” Ленинградской области. Такие качества, как критическое мышление, уверенность в себе, работа в команде и готовность быть лидером, готовность к непредвиденным обстоятельствам, уважение окружающих и бережное отношение к их взглядам, широкий кругозор, — все это качества, необходимые людям сегодня, чтобы найти свое место в жизни и социуме. Важно: не просто выпустить ученика, сдавшего ЕГЭ на высокий балл, а выпустить подготовленную к жизни личность, полноценную, сильную. Вот задача, стоящая перед школами сегодня.

Как же к этому прийти?

Поговорим сначала о регламентирующей документации.

Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть фото Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть картинку Для чего нужна программа воспитания в школе. Картинка про Для чего нужна программа воспитания в школе. Фото Для чего нужна программа воспитания в школеЭто схема разработки документов, обеспечивающих возможность реализовать по нормам ФГОС процесс воспитания и развития личности

После муниципального уровня, уже в самой школе нужно разработать рабочую программу воспитания для эффективной реализации образовательного процесса.

Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть фото Для чего нужна программа воспитания в школе. Смотреть картинку Для чего нужна программа воспитания в школе. Картинка про Для чего нужна программа воспитания в школе. Фото Для чего нужна программа воспитания в школеЭто пошаговая инструкция, что нужно сделать и в каком порядке для разработки основной образовательной программы среднего общего образования.

Есть ли способ облегчить задачу?

Да! Коллектив МЭО уже неоднократно помогал школам разрабатывать портрет выпускника и на ее основе РПВ, учитывая их особенности и потребности. Мы слышали множество благодарностей за грамотное выполнение работы на конференциях, где педагоги школ представляли свои портреты выпускников и РПВ.

Если вам и вашему школьному коллективу нужна помощь, приглашаем вас повысить квалификацию по программе
“Организация инновационного образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС СОО”.

Вдобавок, у нас есть методические пособия по разработке портрета выпускника, функциональной грамотности, поддержке одаренных детей и тд. Они разработаны коллективом экспертов в сфере образования. Методические пособия МЭО не имеют аналогов в России

Источник

Для чего нужна программа воспитания в школе

С 1 сентября 2021 года во всех школах должны действовать программы воспитания : Министерство просвещения считает, что воспитательный процесс нужно сделать более современным и менее бюрократическим. Разбираемся, что такое программа воспитания, как ее разработать и как по ней работать.

Что такое программа воспитания и зачем она нужна

В образовательных организациях детей должны не только обучать, но и воспитывать. Это давно прописано в законе «Об образовании», но теперь появилось уточнение: в каждой образовательной организации должен быть документ, который регламентирует воспитательный процесс. И это не существующие календарные планы воспитательной работы. Планы останутся, но теперь они будут подчинены программе.

В чем разница? Планируется, что программа воспитания будет помогать школам и другим образовательным организациям воспитывать учеников. Для этого в ней есть четыре раздела:

Особенности воспитательного процесса. В этом разделе описываются ученики, которые посещают образовательную организацию, значимые социальные партнеры, обстановка в районе, важные воспитательные традиции в школе. Например, школа № 100 находится в спальном районе, треть семей, посещающих школу, относятся к группе риска, но при этом школа несколько лет подряд проводит вместе с волонтерскими организациями ежеквартальные сборы для учеников. На этих сборах волонтеры занимаются с детьми, учат их работать в команде, мотивируют на учебу и этого заряда хватает на целую четверть.

Цели и задачи воспитания. В этом разделе указываются, к чему стремится школа, организуя воспитательный процесс. При этом цели и задачи воспитания должны отличаться для детей разного возраста. Младшеклассникам помогают в усвоении основных норм и традиций общества, подростков ориентируют на развитие жизненных ценностей, старшеклассникам — на участие в социально значимых делах школы, района и города.

В модуле могут быть объединены мероприятия разного уровня, например, классный руководитель может работать со всем классом, отдельными учениками, родителями и учителями, преподающими в классе. Ключевые общешкольные дела также проводятся на разных уровнях: классы готовят свои выступления ко Дню Победы, школа проводит все мероприятие целиком, а лучшие номера показывают на внешкольном уровне.

Самоанализ воспитательной работы. В этом разделе нужно кто будет анализировать эффективность воспитательной работы и чему будет посвящен анализ. Например, классные руководители раз в четверть собираются с заместителем по воспитательной работе и обсуждают, какие мероприятия собрали больше всего школьников, что понравилось ученикам, что и как на них повлияло.

Также к программе должен прилагаться календарный план воспитательной работы с названиями мероприятий, сроками проведения и ответственными.

Как разработать программу воспитания

В институте стратегии развития образования РАО разработали примерную программу воспитания и методические рекомендации по разработке конкретных программ. В примерной программе как раз указано как заполнять каждый раздел программы. В методических рекомендациях сказано примерно следующее:

Сначала нужно собрать команду. Заместитель по воспитательной работе вряд ли составит программу сам, ему нужна помощь. Можно взять в команду коллег из администрации или самых толковых классных руководителей, можно подключить глав родительского и ученического совета.

Сосредоточиться на целях и задачах. Со структурой программы разобраться не сложно, проще брать ту, что есть в примерной программе. А вот и цели и задачи нужно пропустить через себя: решить, какие ценности важны для детей, обучающихся в вашей школе, как школа может участвовать в их формировании. Если вы хотите воспитывать в детях любовь к родному городу, для этого недостаточно выставки рисунков, важно проводить мероприятия регулярно, проводить после них рефлексию.

Формировать банк педагогических идей. База для него дана в методических рекомендациях. Но его нужно расширять — будет здорово, если каждый классный руководитель придумает 5-10 мероприятий на год. Это не значит, что вы должны проводить все и сразу— у вас будет запас, который поможет в трудную минуту.

Использовать примерную программу как конструктор. В примерной программе даны модули, которые можно спокойно использовать, как инвариантные, так и вариативные. Разработчики предполагают, что на основе этих модулей, каждая сделает свою уникальную программу. Уникальной она станет, в том числе, из-за конкретных мероприятий и тех модулей, что придумает сама школа.

Делать программу применимой. Важно, чтобы в программе были отражены те мероприятия, которые школа проводит сейчас. Плохо, если в документе будет одно, а на практике другое. Не так важно, что у вас будет плохо и некрасиво называться модуль, важно, чтобы он был полезным и значимым для учеников. Программа это документ, только карта для преобразований — все основное будет реализовано в жизни.

Когда они должны появиться в образовательных организациях

С 1 сентября 2021 года программы воспитания должны быть внедрены в каждую школу. Сейчас идет этап разработки и внедрения, но те организации, которые должны быть лицензированы в 2021 году, уже должны предоставить программы. Обратного пути точно не будет — программы были апробированы в 700 школах по всей России, фразы о программе воспитания, необходимой в каждой школе, включены в закон «Об образовании».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *