Для чего нужна рабочая программа
Для чего нужна рабочая программа
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.
В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.
До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.
Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.
Директор Департамента | А.В. Зырянова |
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросу составления рабочих программ учебных предметов.
Как показывает практика, педагогические работники при составлении своей рабочей программы копируют в полном объеме примерную основную образовательную программу (примерную рабочую программу учебного предмета). Объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Этот документ, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально составляется для администрации образовательной организации.
Чтобы снизить административную нагрузку на педагогов, планируется изменить требования к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета (курса) в соответствии с подготовленными изменениями являются планируемые предметные результаты освоения предмета (курса), его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование с отражением количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны включать личностные и метапредметные результаты освоения курса, его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование.
Кроме того, могут использоваться авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями госстандарта и с учетом примерной основной образовательной программы.
Минобрнауки России также предлагает расширить требования к учебникам. В их федеральный перечень хотят включать учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в т. ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с госстандарта.
До вступления в силу указанных изменений Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Федерации.
Как составить рабочую программу (Методический рекомендации)
Как составить рабочую программу по любому предмету
Педагог преподает на основе рабочей программы. Что он самостоятельно определяет в программе.
Укажите планируемые результаты учеников. Почему нельзя формировать УУД изолированно.
В рабочей программе напишите раздел «Содержание». Что обязательно учитывать.
Школа может выбрать форму тематического планирования. Предлагается вариант.
Что входит в структуру рабочей программы
Педагог преподает учебные предметы на основе рабочей программы. Рабочая программа по предмету – это документ, который разрабатывает любой учитель. Она представляет собой часть основной образовательной программы (ООП) применительно к конкретному образовательному уровню. Рабочая программа конкретизирует цель, планируемые результаты ООП с учетом особенности и логики предмета.
Структура программы включает планируемые результаты, содержание предмета и тематическое планирование (п. 19.5 ФГОС начального общего образования, п. 18.2.2 ФГОС основного общего образования, п. 18.2.2 ФГОС среднего общего образования).
Рабочую программу по предмету создают на основе примерной ООП, в состав которой входят рабочие программы по другим предметам для уровня общего образования. Например, учитель начальных классов в рабочей программе может отразить основные положения программы духовно-нравственного воспитания, развития через планируемые результаты.
В образовательной организации (ОО) целесообразна единая рабочая программа учебного предмета для учителей, которая включает все особенности разных по уровню классов одной параллели, но возможны индивидуальные рабочие программы.
Учитель имеет право:
самостоятельно расширять или углублять перечень дидактических единиц в пределах максимально допустимой учебной нагрузки;
конкретизировать дидактические единицы;
устанавливать последовательность учебного материала;
включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;
выбирать педагогические технологии;
выбирать методы контроля.
Главное – в полном объеме реализовать все планируемые результаты по ФГОС общего образования.
Рабочую программу учителя согласуют на методическом объединении учителей. Предварительно на методическом объединении проводят внутреннюю экспертизу и дают экспертное заключение. Далее рабочую программу согласует заместитель директора. Заместитель директора на титульном листе рабочей программы под грифом «Согласовано» ставит дату и подпись, затем ее утверждает директор ОО.
На что обратить внимание учителя, когда он разрабатывает рабочую программу
Когда учитель составляет рабочую программу по предмету, то обязательно учитывает деятельностный характер ФГОС. Стандарты указывают на универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения на любом уровне общего образования.
Чтобы учителя могли проектировать рабочую программу, заместитель директора, который разрабатывает ООП школы, предоставляет им: цель, задачи, требования к результатам, чтобы педагоги детализировали их по каждому предмету для каждого класса.
Результаты образования учитель формулирует в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Обратите внимание, что ФГОС начального общего образования не использует термин «компетенция», когда описывает результаты, но под результатами подразумевается система компетенций, которые взаимосвязаны, взаиморазвивают друг друга и обеспечивают социализацию школьника.
Метапредметная компетенция определяет успешность развития личности ученика. Познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД помогают овладеть функциональной грамотностью: «умением учиться». Важно знать, что УУД не формируются изолированно: один вид действий влияет на другой из урока в урок.
ПРИМЕР. Регулятивные УУД обеспечивают усвоение познавательных УУД как самых сложных.
К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам, дополнительного образования, факультативных занятий, внеурочной деятельности.
Компетенция – это результат образования, который должен быть достигнут на итоговом этапе начального образования, поэтому на каждом уроке ставить такую задачу преждевременно. Когда учитель планирует урок, то предполагает развить УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные с учетом учебного содержания. Все УУД формируются, когда ученик осваивает содержание учебных предметов на основе заданий разного типа, но не вопросов.
ПРИМЕР. Задания начинайте со слов: найдите, определите, сформулируйте, сравните, сопоставьте, докажите, установите.
Помните, что УУД эффективно развиваются в процессе внутрипредметных и межпредметных связей.
Чтобы достичь образовательных результатов, необходимо отобрать оптимальные методы и педагогические технологии, которые будут использовать педагоги по единым правилам. Они должны быть отражены в Положении о рабочей программе по учебному предмету.
ПРИМЕР. Приоритетные формы работы: групповая и индивидуальная.
Когда проектируете рабочую программу, важно правильно сформулировать цель и планируемые результаты.
ПРИМЕР. Цель формулируйте как предполагаемый результат освоения предмета за 1-4-й классы. Она должна отвечать на вопрос: «Что будет результатом освоения предмета к концу 4-го класса?». Когда формулируете цель, используйте слова и словосочетания: формирование, развитие, создание/обеспечение условий и т.д.
Что написать в разделах рабочей программы
Планируемые результаты. Этот раздел – самый трудный для педагогов. Планируемые результаты уточняют и конкретизируют требования ФГОС соответствующего уровня образования к результатам освоения ООП по каждому учебному предмету с учетом главных целевых установок изучения данного предмета и возрастных особенностей учащихся.
Например, во ФГОС начального общего образования планируемые результаты делятся на два уровня: ожидаемый уровень актуального развития большинства обучающихся – «выпускник научится» и ближайшая перспектива развития – «выпускник получит возможность научиться». Такой подход позволяет выстроить индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития учеников.
Зона ближайшего развития – понятие, которое ввел Л.С. Выготский. Определяется содержанием тех задач, которые ученики не могут решить самостоятельно, но решают вместе со взрослым.
В блок «выпускник научится» включают планируемые образовательные результаты, которыми школьник должен обязательно овладеть для успешного обучения и социализации.
Результаты уровня «выпускник получит возможность научиться» ориентированы на то, чтобы развить потенциальные способности ученика. Задания, которые формируют эти результаты, можно частично включать в итоговый контроль. Это поможет обучающемуся продемонстрировать, как он овладел высоким, если сравнить с базовым, уровнем достижений; выявить динамику его развития и количество наиболее подготовленных обучающихся по предмету.
Когда формулируете планируемые результаты, помните, что они должны быть конкретными: опишите состояние, которое обучающийся должен достигнуть. Результаты также должны быть измеряемыми: их можно оценить и диагностировать. Поэтому в рабочей программе определите методы обучения и способы оценки их достижения в разделе о планируемых результатах.
Результаты должны быть достижимыми для учащегося, связанными с целями ООП, отражать деятельность учащегося (не учителя), его заинтересованность в достижении сформулированных целей образования. Планируемые результаты отвечают на вопросы: «Чему научится обучающийся, когда освоит рабочую программу?», «Как проверить (измерить) его способности учиться?». Они не содержат в формулировках слов: знать, дать, изучить, ознакомить, разбираться. Учитель может перенести результаты из предмета в предмет, он излагает их последовательно, в логике усложнения и преемственности.
ПРИМЕР. Метапредметный результат (познавательные УУД) в начальной школе:
1-й класс – определяет и называет с помощью взрослого общий признак для ряда предметов, объектов.
2-й класс – находит объект на основе заданных признаков (понятий), обозначает термином ряд однородных объектов.
3-й класс – выделяет специфические признаки группы однородных объектов, объединяет объекты на основе специфических признаков.
Содержание. Наиболее статичная часть рабочей программы. Разбейте раздел на рубрики: часть, раздел, тема. Внутри темы информацию распределите блоками, которые отражают законченную мысль, идею.
Содержание рабочей программы учитель пишет так, чтобы ее можно было разбить по времени изучения, определить периодичность освоения каждой части предмета и подобрать оптимальное программно-методическое обеспечение.
Когда описываете содержание рабочей программы, указывайте:
учебно-методический комплекс (УМК);
учебник, издательство, год издания;
пособие для учителя, издательство, год издания;
пособие для учащихся, издательство, год издания;
контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания;
электронные образовательные ресурсы (ЭОР): название, вид, издательство (для ЭОР на твердых носителях), ресурсы интернета.
Тематическое планирование. Это наиболее подвижная и подверженная изменениям часть рабочей программы. Календарное планирование на основе тематического учитель отражает в журнале.
Тематическое планирование ответит на вопрос, как распределены часы по основным разделам курса, расскажет о видах контроля, основных методах.
Форма тематического планирования и его структура могут варьироваться с учетом потребностей отдельной школы. Поэтому форму и структуру планирования администрация школы отражает в Положении о рабочей программе по предмету. В тематическом планировании содержание делят по классам.
В данной статье предложена форма тематического планирования на примере 1-4-х классов (таблица):
Форма тематического планирования на примере 1-4-х классов
Активные методы и технологии
Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях разных городов, искать информацию в разных источниках
Модель перевернутого обучения
Лист самооценки навыков сотрудничества в группе, таблица «Знаю – Интересуюсь – Узнал»
Google-карта, блог класса
Программа формирования УУД – см. Приложение.
Как составить рабочую программу по ФГОС
Многие педагоги задаются вопросом – как составить рабочую программу правильно, чтобы она была в соответствии с ФГОС, а не переделывать (доделывать) ее снова и снова. Я Вам предлагаю разложить все по полочкам от А до Я.
На этот вопрос я постараюсь Вам ответить исходя из собственного опыта работы как администратора образовательного учреждения, так и учителя начальных классов.
Что такое рабочая программа
Рабочая программа по предмету является частью основной образовательной программы, тем локальным документом, где конкретизируется цель, содержание предмета, планируемые результаты основной образовательной программы с учетом особенности и специфики учебной дисциплины.
К рабочим программам относятся
Именно Примерные программы по предмету являются основой для составления рабочих программ, так как они разрабатываются по заказу Министерства образования и науки РФ. При этом педагог обязан ознакомиться с ФГОС определенной ступени образования, чтобы при составлении рабочей программы для конкретного класса (параллели) учитель учитывал универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми должен овладеть ученик на конец обучения. Необходимо изучить требования к результатам освоения программы, знать цель и задачи обучения на каждом этапе.
В ходе составления рабочей программы педагог в праве самостоятельно устанавливать:
Самое главное – в полном объеме реализовать все планируемые результаты по ФГОС общего образования.
Как утверждается рабочая программа
Порядок и сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ определяются в локальном акте образовательной организации. В нем может быть предусмотрен следующий порядок:
Таким образом, рабочая программа представляет собой уже нормативный документ, обязательный к реализации в школе.
Образец титульного листа рабочей программы
Какова структура программы
С утверждением ФГОС стандарт четко определил структуру программы по учебным дисциплинам.
Пояснительная записка программы характеризуется лаконичностью. В ней должно быть отражено название учебной программы (авторской или примерной), на основе которой составлена рабочая программа, ее автор и год издания.
Здесь формулируется цель и задачи учебного курса, которые должны соответствовать ФГОС.
В пояснительной записке раскрывают новизну, обоснованные изменения, внесенные в программу, если они были доработаны исходя из реализации регионального компонента или специфики образовательного учреждения.
Указывается учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта). УМК должен соответствовать перечню учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ.
Указывается количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Описываются и раскрываются особенности организации учебного процесса по предмету и формы текущего контроля знаний, умений, навыков и формы промежуточной аттестации учащихся. Все указанные формы должны соответствовать локальным актам образовательного учреждения.
В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» указывается к какой образовательной области относится предмет, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета представляет собой описание целей – результатов обучения. Они формулируются в соответствии с ФГОС. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, которые согласуются с определенными ранее целями рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, которые сформулированы в деятельностной форме, что позволит потом разработать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.
В рабочие программы включаются конкретные формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО.
Если у Вас рабочая программа составлена на ступень обучения или на несколько классов, например, с 5 по 9 классы, то нужно результаты обучения указывать по классам (годам обучения). Здесь можно воспользоваться авторской или примерной программой. Но не забудьте сравнить их с формулировками, указанными в Примерной ООП.
В разделе «Содержание учебного предмета, курса» заключается основная часть программы. Здесь отражаются все разделы и темы, которые опираются на обязательный минимум содержания стандарта, примерную программу, указываются практические и лабораторные работы в соответствии с примерной программой.
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная техника, электронный образовательный контент, специализированные программные средства).
Список литературы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.
Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Этапы составления рабочей программы
Составляя рабочую программу, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями, решить которые возможно при последовательном осуществлении этой работы.
Этап 1. Выбирается программа по учебному курсу и учебник, который ей соответствует из списка, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.
Этап 2. Сравниваются цели изучения предмета в выбранной программе с целями, которые прописаны в Примерной программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы школы.
Этап 3. Сопоставляются ценностные ориентиры в выбранной программе с таковыми же, но сформулированными в Примерной программе.
Этап 4. Выделяются и конкретизируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала в конкретном классе, сравниваются с теми, что прописаны в Примерной программе.
Этап 5. Сопоставляется содержание выбранной программы с содержанием Примерной программы, анализируется их наличие и раскрытие тем в учебнике.
Этап 6. Проанализировав содержание учебника, делается вывод о включении или исключении в (из) содержание(я) программы некоторых разделов, вопросов.
Этап 7. Структурируется содержание учебного материала, определяется последовательность изучения тем и количество часов на ее прохождение.
Этап 8. Определяется список дополнительной справочной и учебной литературы, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.
Этап 9. Создаются контролирующие материалы (если такие должны входить в состав рабочей программы в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).
Этап 10. Составляется рабочая программа: оформляются структурные компоненты согласно требованиям нормативного документа школы (Положение о рабочей программе).
Вывод
Представленный маршрут составления рабочей программы не является единственно правильным и неоспоримым. Это представленный мной опыт. Поэтому Вы можете воспользоваться предложенными этапами или, на свое усмотрение, вносить в него корректировки.