Для чего нужна рабочая программа для учителя

Положение о рабочей программе учителя

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧИТЕЛЯ

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ст.30 п.1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями), Письмом МОНМ РК от 27.04.2015г. №01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях», Уставом ОУ, является нормативным документом, определяющим требования к содержанию и оформлению, порядку разработки и утверждения рабочих программ учителя.

1.2. К рабочей программе, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации образовательной программы, относятся:

— программы по учебным предметам, курсам и курсам внеурочной деятельности;

— программы дополнительного образования;

— программы элективных курсов;

— программы факультативных занятий.

1.4. Рабочая программа должна соответствовать следующим документам:

— федеральному государственному образовательному стандарту начального общего или основного общего образования (ФГОС), или федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования (ФКГОС);

— примерной программе дисциплины, внесенной в реестр примерных основных образовательных программ;

— федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих программы общего образования;

— требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой ОУ.

1.5. Рабочая программа, как компонент содержательного раздела основной образовательной программы ОУ, является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом ОУ.

1.6. Рабочая программа по учебному предмету составляется учителем-предметником на текущий учебный год; изменения в рабочую программу вносятся по мере необходимости.

1.7. Все изменения, дополнения, которые учителя вносят в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

1.9. Рабочая программа учебного предмета, дисциплины, курса (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

1.10. Рабочая программа по учебному предмету, курсу предыдущего учебного года хранится в ОУ до момента аккредитации.

2. Утверждение программы предполагает следующие процедуры

2.1. Обсуждение программы на заседании предметного методического объединения до 20 августа.

2.2. Получение согласования у заместителя директора по учебно-воспитательной работе до 25 августа.

2.3. Программа вводится в действие приказом руководителя ОУ не позднее 01 сентября.

2.4. Допускается проведение экспертизы программы с привлечением внешних экспертов.

2.5. В случае несоответствия рабочей программы установленным требованиям заместитель директора по учебно-воспитательной работе направляет программу на доработку, с указанием конкретного срока исполнения.

3. Деятельность учителя при составлении программы

3.1. Опираясь на примерную программу дисциплины, утвержденную Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторскую программу, прошедшую экспертизу и апробацию) составитель рабочей программы может:

— раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС или ФКГОС;

— расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения, не допуская исключения программного материала;

— устанавливать последовательность изучения учебного материала;

— распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами, уроками по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ;

— конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы учащимися;

— включать материал регионального компонента по предмету;

— выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности учащихся;

— заменять лабораторные работы, практические и экспериментальные работы другими сходными по содержанию, в соответствии с поставленными целями;

— распределять резервное время.

3.2. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности учащихся.

3.3. Учителя обязаны сдавать в учебную часть копию рабочей программы на электронном носителе с проставленными датами до конца учебного года, с целью использования их учителями – предметниками на момент замещения уроков.

3.4. Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета учащимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях.

3.5. Настоящее положение утверждается директором Учреждения после рассмотрения и принятия соответствующего решения педагогическим советом.

4. Содержание рабочей программы

4.2. Задачи рабочей программы:

— практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета в учебном году;

— определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса ОУ и контингента учащихся.

4.3. Функции рабочей программы:

— нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

— целеполагающая, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

— определяющая содержание образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

— процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

— оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

5. Структура рабочей программы

5. Структура рабочей программы:

5.1. Структура рабочей программы на основе требований федерального государственного образовательного стандарта должна иметь обязательные компоненты :

Структура рабочей программы:

Титульный лист (Приложение 1).

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Содержание учебного предмета, курса

Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

5.2. Календарно-тематическое планирование представляет собой отдельный документ, регламентирующий прохождение программы согласно учебного плана, расписания уроков, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы и определением основных видов учебной деятельности обучающихся (Приложение 2).

Структура календарно-тематического планирования:

Титульный лист (Приложение 2).

Календарно-тематическое планирование (Таблица по ФГОС или ФКГОС)

Источник

Рабочая программа учебного предмета

В пункте 2.7 статьи 32 “Компетенции и ответственность образовательного учреждения” Закона РФ “Об образовании” сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится “разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин”.

Что же такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду документов, определяющих содержание образования?

Основными документами, содержащими требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, являются:

Таким образом, рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения. Она показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОСа. Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех учителей, работающих в данной школе и обязательной для административного контроля за полнотой и качеством ее реализации.

Рабочая программа может включать в себя следующие структурные элементы:

По решению педагогического совета образовательного учреждения к рабочей программе может прикладываться:

Все вышеперечисленное является учебно-методическим оснащением учебной программы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21 г. Южно-Сахалинска

методическим Директор школы

объединением учителей начальных классов ___________ /__________/

Протокол № __ от ______ “___” ___________ 200_ г.

по предмету “Русский язык”

на 2008 – 2009 учебный год

заместитель директора по УВР

школы первой ступени,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

В пояснительной записке, как правило, содержатся следующие сведения:

В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программ по годам, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Тематический план может быть представлен в виде таблицы. Формы контроля определяются особенностями класса, в котором преподается данный предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно-научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кроме того, в учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.

Наименование разделов и тем

Примерное количество часов на

самостоятельные работы учащихся

лабораторно-практические

контрольные работы

В нижней части таблицы часы суммируются

Содержание тем учебного курса

Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

Указывается перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ по годам обучения в течение всего срока реализации рабочей программы.

Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)

Дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников. Прописываются основные знания, умения и навыки, уровень сформированности основных компетентностей, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными стандартами по годам обучения. Требования к уровню освоения дисциплины формируются в терминах “иметь представление”, “знать”, “владеть”, “уметь” и т. д.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение количественных и качественных задач, лабораторная работа, практическая работа, тестирование, контрольная работа, комплексный анализ текста, выразительное чтение художественных произведений наизусть, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися проект и т. д.), зачет, экзамен).

Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную, учебные и справочные пособия, учебно-методическую литературу. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.

В работе приведены примеры рабочих программ для начальной школы по русскому языку (Приложение 1), литературному чтению (Приложение 2), математике (Приложение 3), окружающему миру (Приложение 4).

Источник

Положение о рабочей программе учителя

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Платавская средняя общеобразовательная школа»

Репьёвского муниципального района

совета школы протокол

Приказом директора школы

№ ____ от «__»_________20___ года

О составлении рабочей программы

по учебному предмету.

В соответствии со статьей 32 п.7 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.

Статья 28 Закона РФ «Об образовании» относит разработку примерных программ к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти.

Примерная (типовая) учебная программа (далее – Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного

плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)

В школе реализуется содержание образования, основой которого являются примерные программы, подготовленные в соответствии с обязательным минимумом содержания общего образования и рассчитанные на количество часов, отводимых на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России №322 от 09.02.1998г. Данные программы являются инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях.

Авторская программа (программа, разработанная одним или группой авторов) – документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, определяющий содержание образования определенного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. Например, «Рабочая программа биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии».

Рабочие программы представляются на рассмотрение МС школы, согласуются с заместителем директора по УВР и утверждаются педагогическим советом школы, а затем руководителем образовательного учреждения в начале учебного года, до 10 сентября.

Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми (или на основе которых) составлена данная программа.

Функции рабочей программы и требования к ней, способы по­строения рабочей программы

Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет сле­дующие функции:

нормативную, то есть является документом, обяза­тельным для выполнения в полном объеме;

целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

определения содержания образования, то есть фик­сирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержа­ния, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

оценочную, то есть выявляет уровни усвоения эле­ментов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной про­граммы школы (требований социального заказа, тре­бований к выпускнику, целей и задач образователь­ного процесса, особенностей учебного плана школы).

2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образо­вательной области, отражение законченного, целос­тного содержания образования.

3. Наличие признаков нормативного документа.

4. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение ме­тодов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и доста­точных для реализации поставленных целей элемен­тов содержания (знания о природе, обществе, техни­ке, человеке, способах деятельности; опыт творчес­кой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).

6. Конкретность представления элементов содержа­ния образования.

Пояснительная записка с описанием целей, специфики предмета, нормативной базы и учебно-методического комплекта.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Место учебного предмета в учебном плане.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета (для классов, работающих по ФГОС обязательно).

Личностные, метапредметные и межпредметные результаты освоения учебного курса (для классов, работающих по ФГОС обязательно).

Краткое содержание учебного предмета.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Формы контроля, используемые учителем. Контроль уровня обученности (приложения).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Титульный лист рабочей программы по предмету должен включать в себя:

— класс, уровень (базовый, профильный)

— гриф рассмотрения программы школьным методическим советом,

— согласование с заместителем по УВР

— гриф принятия программы на педсовете

— гриф утверждения программы директором школы.

— сведения о составителе программы с указанием должности, квалификационной категории.

— следует также указать точное библиографическое описание примерной программы, на основе которой составлена рабочая программа

Титульный лист рабочей программы может выглядеть следующим образом:

Источник

Для чего нужна рабочая программа для учителя

Для чего нужна рабочая программа для учителя. Смотреть фото Для чего нужна рабочая программа для учителя. Смотреть картинку Для чего нужна рабочая программа для учителя. Картинка про Для чего нужна рабочая программа для учителя. Фото Для чего нужна рабочая программа для учителя

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Для чего нужна рабочая программа для учителя. Смотреть фото Для чего нужна рабочая программа для учителя. Смотреть картинку Для чего нужна рабочая программа для учителя. Картинка про Для чего нужна рабочая программа для учителя. Фото Для чего нужна рабочая программа для учителя

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Для чего нужна рабочая программа для учителя. Смотреть фото Для чего нужна рабочая программа для учителя. Смотреть картинку Для чего нужна рабочая программа для учителя. Картинка про Для чего нужна рабочая программа для учителя. Фото Для чего нужна рабочая программа для учителяОбзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.

В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.

Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование.

Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.

До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.

Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.

Директор ДепартаментаА.В. Зырянова

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу составления рабочих программ учебных предметов.

Как показывает практика, педагогические работники при составлении своей рабочей программы копируют в полном объеме примерную основную образовательную программу (примерную рабочую программу учебного предмета). Объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Этот документ, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально составляется для администрации образовательной организации.

Чтобы снизить административную нагрузку на педагогов, планируется изменить требования к рабочим программам учебных предметов.

Основными элементами рабочей программы учебного предмета (курса) в соответствии с подготовленными изменениями являются планируемые предметные результаты освоения предмета (курса), его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование с отражением количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны включать личностные и метапредметные результаты освоения курса, его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование.

Кроме того, могут использоваться авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями госстандарта и с учетом примерной основной образовательной программы.

Минобрнауки России также предлагает расширить требования к учебникам. В их федеральный перечень хотят включать учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в т. ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с госстандарта.

До вступления в силу указанных изменений Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *