Для чего нужны государственные программы
Для чего нужны государственные программы
Статья 28. Государственные программы Российской Федерации
1. Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации.
2. Государственные программы Российской Федерации разрабатываются на период, определяемый Правительством Российской Федерации.
3. Государственные программы Российской Федерации включают в себя подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти Российской Федерации.
4. Перечень государственных программ Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. Формирование перечня государственных программ Российской Федерации осуществляется исходя из стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки государственных программ Российской Федерации.
6. Государственные программы Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
7. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
8. Положения настоящей статьи не распространяются на государственную программу вооружения.
Что такое госпрограмма
— это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Государственные программы разрабатываются для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, исходя из положений федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Сроки реализации государственных программ определяются Правительством Российской Федерации.
Государственная программа включает в себя подпрограммы и федеральные целевые программы. В подпрограммы включаются: основные мероприятия федеральных органов исполнительной власти и (или) иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (основные мероприятия); ведомственные целевые программы; федеральные проекты; отдельные мероприятия федеральных проектов.
Разработка государственных программ осуществляется на основании перечня государственных программ, формируемого Минэкономразвития России совместно с Минфином России и утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Государственные программы утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На основании государственных программ (проектов государственных программ) составляется проект федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Перечень государственных программ Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р.
В 2018 году в целях приведения перечня государственных программ в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г., перечень государственных программ был актуализирован Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Перечень государственных программ сформирован по 5 направлениям: I. Новое качество жизни; II. Инновационное развитие и модернизация экономики; III. Обеспечение национальной безопасности; IV. Сбалансированное региональное развитие; V. Эффективное государство. В соответствии с Перечнем государственных программ разрабатывается 46 государственных программ, из них 43 утверждены Правительством Российской Федерации и 3 находятся в стадии разработки.
С 2018 года ряд государственных программ реализуются в новом формате с применением принципов проектного управления: «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Развитие транспортной системы», «Комплексное развитие сельских территорий», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В составе пилотной государственной программы выделяются проектная часть, содержащая федеральные проекты, ведомственные проекты, отдельные мероприятия федеральных проектов, и процессная часть, включающая ведомственные целевые программы.
Что такое госпрограмма
— это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Государственные программы разрабатываются для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, исходя из положений федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Сроки реализации государственных программ определяются Правительством Российской Федерации.
Государственная программа включает в себя подпрограммы и федеральные целевые программы. В подпрограммы включаются: основные мероприятия федеральных органов исполнительной власти и (или) иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (основные мероприятия); ведомственные целевые программы; федеральные проекты; отдельные мероприятия федеральных проектов.
Разработка государственных программ осуществляется на основании перечня государственных программ, формируемого Минэкономразвития России совместно с Минфином России и утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Государственные программы утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На основании государственных программ (проектов государственных программ) составляется проект федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Перечень государственных программ Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р.
В 2018 году в целях приведения перечня государственных программ в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г., перечень государственных программ был актуализирован Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Перечень государственных программ сформирован по 5 направлениям: I. Новое качество жизни; II. Инновационное развитие и модернизация экономики; III. Обеспечение национальной безопасности; IV. Сбалансированное региональное развитие; V. Эффективное государство. В соответствии с Перечнем государственных программ разрабатывается 46 государственных программ, из них 43 утверждены Правительством Российской Федерации и 3 находятся в стадии разработки.
С 2018 года ряд государственных программ реализуются в новом формате с применением принципов проектного управления: «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Развитие транспортной системы», «Комплексное развитие сельских территорий», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В составе пилотной государственной программы выделяются проектная часть, содержащая федеральные проекты, ведомственные проекты, отдельные мероприятия федеральных проектов, и процессная часть, включающая ведомственные целевые программы.
Для чего нужны государственные программы
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил постановление о новой системе управления госпрограммами (ГП), которая начнет действовать с 2022 года.
«Реформа управления сделает госпрограммы более прозрачными и понятными в первую очередь для людей. В них будет четко зафиксировано, что и когда будет сделано, на что будут выделены деньги и из каких источников, какое будет нормативное регулирование.
В частности, госпрограммы переориентированы на достижение национальных целей развития, установленные Указом Президента в июле 2020 года. Для каждой цели госпрограммы и ее структурных элементов будут сформированы показатели, отражающие конечные общественно-значимые социально-экономические эффекты от реализации госпрограммы. В госпрограммы будут включены показатели Единого плана по достижению национальных целей развития РФ.
Все ГП будут разрабатываться на принципах проектного управления. При этом в структуре госпрограмм выделяется проектная часть (направлена на решение конкретных задач или получение уникальных результатов в конкретные сроки), содержащая федеральные и ведомственные проекты; а также процессная часть, содержащая мероприятия, осуществляемые госорганами на постоянной основе.
В проектную часть войдут, например, мероприятия, связанные с инвестициями в строительство школ, детских садов, больниц, – когда есть возможность определить точные сроки завершения работ и необходимый объем ресурсов. Процессные мероприятия включают в том числе меры социальной поддержки, которые невозможно «завершить» как отдельный проект. Речь, например, о пособиях на рождение ребенка.
Для госпрограмм будут определены кураторы – профильные вице-премьеры, которые будут формировать управляющие советы госпрограмм. Это позволит максимально оперативно принимать управленческие решения в сфере разработки, финансового обеспечения и реализации ГП.
В новой системе планируется выделять два типа ГП – так называемые отраслевые и комплексные, направленные на решение межотраслевых и территориальных задач.
В результате реформы управления госпрограммами появится прозрачная связь между их показателями, результатами и мероприятиями. Существенно сократится количество и одновременно повысится качество показателей госпрограмм. Изменение подхода также позволит увеличить гибкость и эффективность использования бюджетных ресурсов.
Для чего нужны государственные программы
Государственные программы обеспечивают взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования.
Так, в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы являются основой для составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы подлежат ежегодному приведению в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
В соответствии со статьей 264.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации сформированный Минэкономразвития России сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ представляется Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.
Кроме того, по результатам проведенной оценки эффективности государственных программ Правительством Российской Федерации может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы.
В соответствии с Правилами составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. № 326, ответственные исполнители государственных программ при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:
В соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р, предусмотрена активизация работы Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов (далее – Комиссия) в части регулярного анализа эффективности государственных программ и выработки предложений по повышению их качества, предусматривающая в том числе формирование в рамках указанной Комиссии рабочей группы по вопросам эффективности государственных программ (далее – рабочая группа), возглавляемой заместителем Министра экономического развития Российской Федерации и включающей представителей Министерства финансов Российской Федерации, иных заинтересованных федеральных государственных органов и организаций, экспертного сообщества.
Правительством Российской Федерации утверждены состав и положение о рабочей группе 9 апреля № 3104п-П13 2019 г. и 10 апреля 2019 г. № 3105п-П13 соответственно.
Кроме того, в целях синхронизации работы с государственными программами Правительством Российской Федерации от 22 марта 2019 г. № СА-П13-2195 утвержден график материалов и документов, необходимых для разработки прогноза социально- экономического развития Российской Федерации и федеральной адресной инвестиционной программы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, а также федеральных целевых программ и проектов государственных программ Российской Федерации.