говорящие стены в школе

Технология «Говорящая стена» для ДОУ

Будницкая Юлия Юрьевна

воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» село Зелёное

Джумкова Марина Сергеевна

воспитатель 1 категории, МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» село Зелёное

ТЕХНОЛОГИЯ «ГОВОРЯЩАЯ СТЕНА», СПОСОБЫ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА

Взрослый призван обеспечить богатство предметно-развивающей среды, чтобы максимально развернуть самостоятельную детскую активность [3]. Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «Говорящей стены». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Технология «говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному восприятию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире [1]. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.

Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и школьного обучения через современные педагогические технологии. Любое новшество представляет собой создание последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Для этого в нашем детском саду мы применяем интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

«Говорящая стена» используется в режимном моменте «Утро улыбок», который является одной из форм организации образовательного процесса, где ребенок может получить положительный настрой на весь день, проявить свои речевую активность, а педагог может закрепить полученные детьми знания.

«Утро улыбок»включает в себя 3 блока: блок эмоционального настроя, информационный блок, блок планирования на день. Первый блок направлен на создание положительно-эмоционального настроя на весь день, на развитие коммуникативных навыков у детей. Второй блок направлен на закрепление имеющихся знаний по различным видам деятельности. Информация может быть связана или не связана с календарным и тематическим планированием, информационный блок проводится в форме познавательно-делового общения. Третий блок предполагает формулирование идей, выбор деятельности с учетом интересов детей, событий и комплексно-тематического планирования.

«Утро улыбок» устраивается для того, чтобы дети почувствовали себя частью сплоченной команды, участие в мероприятии помогает осознать свою принадлежность к коллективу, учит уважительному отношению к сверстникам и старшим. Дети обсуждают, чему они научились за неделю, обговаривают план действий на текущий день, договариваются, кто за что будет отвечать.

Дети в ходе работы у «Говорящей стены и во время «Утра улыбок» учатся высказывать свое отношение к чему либо, комментировать свои высказывания и действия, контролировать свое поведение, следовать установленным правилам. Налаживать контакты со сверстниками.

«Говорящую стену» можно использовать, как элемент любой НОД. В младших группах задания даются на один день. В старших группах на неделю или месяц. Например,воспитанники каждый день получают конверт с заданиями: в понедельник – задания по обучению грамоте, во вторник – по ФЭМП, и т. п. Дети выполняют задания в течении дня поочередно во время самостоятельной деятельности. В конце недели таким образом разрешается проблемная ситуация. Во время выполнения детьми заданий воспитатель наблюдает за ними. Если ребенок испытывает затруднения, педагог работает с ним индивидуально. «Говорящая стена» помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

«Говорящая стена» помогает освоить режимные моменты, особенно в младших группах.

Так же в работе с детьми можно использовать игры на «Говорящей стене».

Хочется закончить словами Я.Коменского: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потом не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. –М. : Детство-Пресс, 2011. – 112с.

3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – издание пятое (инновационное, испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. – с. 336;

говорящие стены в школе. Смотреть фото говорящие стены в школе. Смотреть картинку говорящие стены в школе. Картинка про говорящие стены в школе. Фото говорящие стены в школе«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

говорящие стены в школе. Смотреть фото говорящие стены в школе. Смотреть картинку говорящие стены в школе. Картинка про говорящие стены в школе. Фото говорящие стены в школе«Стена Памяти» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее» Часть V 2020 год – стал юбилейным годом в истории России, годом 75-летия Великой Победы в войне 1941-1945 годах. В истории нашего народа, есть события,.

говорящие стены в школе. Смотреть фото говорящие стены в школе. Смотреть картинку говорящие стены в школе. Картинка про говорящие стены в школе. Фото говорящие стены в школеДидактическое пособие «Стена эмоций» в кабинете педагога-психолога Дидактическое пособие, игра «Стена эмоций» Цель данного пособия: Обучение детей «языку чувств» с помощью мимики, пантомимики, умению определять.

говорящие стены в школе. Смотреть фото говорящие стены в школе. Смотреть картинку говорящие стены в школе. Картинка про говорящие стены в школе. Фото говорящие стены в школеФотоотчет об оформлении холла в ДОУ к 9 мая «Стена Памяти» Вечная слава героям! Вечная слава! 2020 год указом Президента РФ объявлен Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной.

говорящие стены в школе. Смотреть фото говорящие стены в школе. Смотреть картинку говорящие стены в школе. Картинка про говорящие стены в школе. Фото говорящие стены в школеИнтерактивная стена «Весёлая деревенька» Представляем авторский проект по оформлению интерактивной стены в холле, который был реализован в МДОБУ «Детский сад „Сказка“» с. Нижегородка.

говорящие стены в школе. Смотреть фото говорящие стены в школе. Смотреть картинку говорящие стены в школе. Картинка про говорящие стены в школе. Фото говорящие стены в школеМастер-класс по пластилинографии «Кремлевская стена» КРЕМЛЕВСКАЯ СТЕНА Уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию несложную работу по пластилинографии. Готовясь к 500-летию нашего.

говорящие стены в школе. Смотреть фото говорящие стены в школе. Смотреть картинку говорящие стены в школе. Картинка про говорящие стены в школе. Фото говорящие стены в школеСтена памяти. Оформление помещения к празднику 9 Мая Патриотическое воспитание каждого человека начинается в детстве и продолжается всю жизнь. Истоки дают родители, воспитатели в детском саду,.

Источник

Бала-Сити: от садов с «говорящими» стенами до школы с двумя аттестатами

Как в детсадах и школе Бала-Сити изучают три самых распространенных в мире языка с помощью носителей? Почему уникальная среда здесь стала «третьим учителем»? Насколько востребованы сейчас частные детские сады и школы? Об этом «БИЗНЕС Online» рассказала генеральный директор АНО «Бала-Сити» Альбина Насырова в традиционном интервью перед началом нового учебного года.

говорящие стены в школе. Смотреть фото говорящие стены в школе. Смотреть картинку говорящие стены в школе. Картинка про говорящие стены в школе. Фото говорящие стены в школеАльбина Насырова: «Семь лет назад, когда мы открывались, мультилингвизм был абсолютно новым явлением для республики. Сейчас это уже тренд» Фото: Андрей Титов

«ОБУЧАЯСЬ ДВА ГОДА С НОСИТЕЛЕМ ЯЗЫКА, ДЕТИ НАЧИНАЮТ ОЧЕНЬ ХОРОШО ПОНИМАТЬ И ГОВОРИТЬ»

Альбина Мунировна, первый в Татарстане мультилингвальный детский сад вы открыли в 2013 году. А теперь открываете уже 6-й, причем в Альметьевске. Почему такие детские сады оказались настолько востребованы?

— Детские сады Бала-Сити действительно очень востребованы. В этом году у нас открылся пятый в Казани сад на улице Галеева, 8а, корпус 2. А с Альметьевском давно шли переговоры, нас туда приглашали. Я знаю, что там сильные детские дошкольные учреждения. Мне будет очень интересно сотрудничать с альметьевскими коллегами. Это станет первым языковым мультилингвальным садом в городе.

Семь лет назад, когда мы открывались, мультилингвизм был абсолютно новым явлением для республики. Сейчас это уже тренд и в Татарстане получает широкое распространение. Мы очень рады за республику и хотим, чтобы новое поколение детей было конкурентоспособным. Они должны знать языки и быть открыты миру.

— В детских садах и школе Бала-Сити работает команда российских и международных педагогов – носителей языка. Насколько быстро с их помощью дети осваивают иностранный язык?

— Очень важно создавать языковую среду с носителями в раннем возрасте. К нам с удовольствием приезжают работать в кембриджские группы педагоги-иностранцы из США и Великобритании. Это новый уровень, потому что у наших воспитанников есть возможность с двухлетнего возраста слышать английскую речь, запоминать не только слова, но и мелодику, интонации. Два года обучаясь с носителем языка, дети начинают очень хорошо понимать и смело говорить.

говорящие стены в школе. Смотреть фото говорящие стены в школе. Смотреть картинку говорящие стены в школе. Картинка про говорящие стены в школе. Фото говорящие стены в школе«С нового учебного года запускаем во всех наших садах уникальный для республики проект Mind games — «Умные игры» Фото: Андрей Титов

«СРЕДА — ЭТО «ТРЕТИЙ УЧИТЕЛЬ»

— Какое оборудование в вашей школе и детских садах, какие игрушки у малышей?

— Есть такое мнение, что среда является «третьим учителем» для детей. Стены и все, что окружает воспитанников, играют очень большую роль для их развития, воспитывают вкус. Готовясь к открытию, мы вдохновились опытом финских коллег, переняли немало их интересных идей по оформлению. У нас хорошие, качественные игрушки, развивающая среда по международной системе ECERS.

С нового учебного года запускаем во всех наших садах уникальный для республики проект Mind games — «Умные игры». Это система настольных развивающих игр из разных стран мира, которые в комплексе развивают мышление ребенка: логическое, абстрактное, креативное.

Еще мы активно реализуем новое STEM-направление. Аббревиатура STEM переводится как «наука, технологии, инженерия, математика». Этой уникальной программой, развивающей изобретательские навыки, с нами поделились американские коллеги. Мы перевели ее на русский язык и запускаем в наших детских садах. Важно, чтобы дети становились изобретателями и творцами, а не работали по шаблону.

— Нам такие изобретатели тоже нужны!

— Конечно. Мир сейчас быстро меняется, меняются и интересы детей. Современных детей волнует тема, как стать успешным. Поэтому мы находим интересных людей — предпринимателей, деятелей культуры, спортсменов, политиков, которые в открытом диалоге делятся своими историями успеха. Кроме того, в школе появится новый курс — life lesson («урок жизни»). Дети получат необходимые навыки целеполагания, планирования и самоменеджмента, что поможет им самореализоваться в будущем. Мы получили доступ к этим знаниям только сейчас, будучи взрослыми, посещая тренинги, работая с коучами. А ученики Бала-Сити уже в среднем звене будут изучать их в рамках образовательной программы.

Кроме того, современное образование невозможно представить без IT-технологий. Мы являемся Google-школой. У каждого ученика нашей школы с первого класса есть свой персональный хромбук, который помогает ему в учебе.

— У вас становится все больше конкурс при поступлении в школу Бала-Сити. Наверное, это значит, что подготовку к школе надо начинать с детского сада Бала-Сити?

— Чем раньше дети попадают к нам в Бала-Сити, тем лучше. Они получают и языковую подготовку, и академические знания. Мы с родителями начинаем дружить, когда ребенку исполняется всего полтора года и он начинает посещать курс «Мама плюс я». Далее органично малыши переходят в детский сад, где, кроме изучения языков и учебных дисциплин, уделяется особое внимание сенсомоторному и другим аспектам раннего развития. Занятия ведут уникальные специалисты, известные всей республике.

Уверена, что каждый наш выпускник легко пройдет диагностику при поступлении в любую школу. И, конечно, больше шансов поступить в школу Бала-Сити у выпускников нашего детсада. Как правило, в первый класс идут всей группой. Детские сады и школа — это одна система, которая с самого раннего детства очень качественно воспитывает и обучает.

говорящие стены в школе. Смотреть фото говорящие стены в школе. Смотреть картинку говорящие стены в школе. Картинка про говорящие стены в школе. Фото говорящие стены в школе«Мы стараемся делать акцент на сильных сторонах ученика. Некоторые родители говорят: у ребенка плохо с математикой, надо догонять, нужны 33 репетитора! Хотя ребенок, может быть, силен в биологии» Фото предоставлено АНО «Бала-Сити»

«ШКОЛА БЕЗ ПОРТФЕЛЯ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ»

— Школа Бала-Сити — необычная, без портфеля и домашних заданий. Как оцениваете знания без отметок?

— Мы бережно относимся к детям, поэтому и поставили такую задачу — все домашние задания должны быть выполнены в школе. Чтобы дома ребенок просто отдыхал, общался с семьей, рассказывал, как интересно провел день в школе, что нового узнал. Для этого у нас выделяется время на самоподготовку, когда школьник и выполняет домашнюю работу.

Что касается оценок, не вешаем ярлыки — троечник или отличник. Мы используем принципы формирующего оценивания. Наши педагоги практикуют индивидуальный подход, который очень важен в современном образовании. И мы стараемся делать акцент на сильных сторонах ученика. Некоторые родители говорят: у ребенка плохо с математикой, надо догонять, нужны 33 репетитора! Хотя ребенок, может быть, силен в биологии. Так давайте обратим внимание на сильные стороны и будем активно туда двигаться. Чтобы ученик участвовал в олимпиадах, конференциях, создавал историю успеха в этом направлении.

— Ваши школьники часто участвуют в олимпиадах…

— …и в различных конференциях. И не только казанских и республиканских — всероссийских, международных. Для нас важно, чтобы ребенок понимал, на каком уровне его знания, видел конкуренцию. В этом году наши дети впервые участвовали в международной метапредметной олимпиаде, где были участники из Англии, США, Индии. Из России мы были единственными в одной из возрастных групп. У нас есть победители и особые успехи в математике! Наверное, еще и потому, что в Бала-Сити особое внимание уделяется точным наукам и системному мышлению.

говорящие стены в школе. Смотреть фото говорящие стены в школе. Смотреть картинку говорящие стены в школе. Картинка про говорящие стены в школе. Фото говорящие стены в школе«В будущее мы смотрим с оптимизмом! Планы большие, и команда сильная. Открываем новые детские сады, развиваем школу» Фото предоставлено АНО «Бала-Сити»

— Школа Бала-Сити — единственное учебное заведение в Поволжье, аккредитованное Кембриджским университетом, так?

— Да, это так. В России всего четыре города, которые работают по Кембриджской образовательной программе. Наши воспитанники учатся по международной и российской программам в полном объеме. Уникальность школы Бала-Сити в том, что выпускники получат и российский аттестат, и кембриджский, с которым принимает большинство университетов мира.

Кроме того, в прошлом году мы стали центром подготовки профессиональных кадров (Cambridge PDQ). Это очень большой плюс для нашей республики — педагоги РТ на нашей базе могут обучаться по различным образовательным программам, созданным Кембриджским университетом, и получить кембриджский сертификат. Сейчас, например, у нас проходит для учителей трехмесячное цифровое обучение, что очень актуально.

— Предыдущий учебный год из-за эпидемии был непростым. Какие у вас планы на новый учебный год?

— В будущее мы смотрим с оптимизмом! Планы большие, и команда сильная. Открываем новые детские сады, развиваем школу. Новый учебный год обязательно начнем с праздничного настроения. Для наших школьников и дошкольников готовим приятные сюрпризы.

Источник

Школьные стены, которые воспитывают и помогают учиться

С самого начала работы в школе я был абсолютно уверен, что интерьер школы и класса должен быть красивым, удобным, функциональным. Помню, в первый год работы в Орликовской средней школе Чернянского района мы с коллегой Раисой Сергеевной Борзиловой оформили и разместили в коридоре стенд о Наталье Гончаровой – жене Александра Пушкина. Нашли интересный материал, во многом меняющий укоренившееся на протяжении многих десятилетий отношение к этой женщине. Пришлось пережить косые взгляды зрелых, с большим стажем коллег, но зато дети не отходили от стенда, читали, обсуждали.

В школе очень содержательно проходили предметные недели, каждый класс выпускал тематическую газету. Интернета тогда не было, но было стремление отыскать новый материал, который бы развивал детей, удивлял, расширял кругозор, все газеты вывешивались в коридоре, детей от них было не оторвать. Каждый класс украшали живые цветы, тогда ещё отсутствовал запрет ставить цветы на подоконниках. Зато дети учились за ними ухаживать, любили их, восхищались красотой расцветающего бутона…

Центральный вход – лицо школы

Даже когда в 1988 году в школе в одном из классов обрушился кусок потолка и решено было по всей школе поставить подпорки, но почти двум сотням школьников нужно было учиться, то в качестве подпорок поставили не просто брёвна, а стволы берёз, что не угнетало детское настроение и мировосприятие. Рядом с этими берёзами дети даже фотографировались на память. Жить с подпорками орликовским ребятишкам пришлось недолго, уже следующий учебный год начали в новой красавице-школе, что позволило реализовать великое множество задумок по оформлению школы, уже никто не считал это дело головной болью. Все были уверены, что на воспитание должен работать каждый квадратный метр. Многие стенды делали своими руками или за счёт минимальных финансовых средств. При оформлении учебных кабинетов действовало правило: они должны помогать в успешности обучения. Можно по‑разному относиться к довольно распространённому в последнее время минимализму в оформлении, главное в другом – в педагогической целесообразности, в комфорте пребывания детей, в удобстве работы персонала, в силе воздействия на человека.
Так называемой визитной карточкой любой образовательной организации, её лицом являются центральный вход и центральный холл, вестибюль. Первое впечатление очень многое определяет. Встречающая тебя обстановка свидетельствует о наличии или отсутствии солидности школы, об уровне профессионализма и внутренней культуры коллектива. Сегодня во входных зонах в большинстве школ созданы привлекательный эстетический облик и позитивная атмосфера.

Очень важно, чтобы зона ресепшн со стойкой, за которой располагаются сотрудники, была достаточно презентабельной, а не просто функциональной. Необходимо обращать внимание на внешний вид указанных сотрудников, они должны быть опрятно одеты, у входа не должно быть свалки портфелей, детской одежды, обуви.

Обычно при входе в каждой школе размещены традиционные информационные стенды (расписание занятий, объявления для учащихся, для родителей и т. п.). Не стоит забывать, что привлекают внимание только те из них, которые красиво и гармонично оформлены. Информация должна оперативно обновляться, быть актуальной. Раздражают устаревшие или недостоверные сведения. Особый настрой создают приветливые обращения, выражения признательности, разъяснительные тексты о целях, задачах, приоритетах, ценностях школы. Многие школы интересно представили идею доброжелательности.

Вестибюль школы — это особое место. Главное его назначение видится в том, чтобы ярко, красиво, убедительно, масштабно рассказывать об общешкольных делах, о важнейших новостях учебной и общественной жизни. Практически везде в вестибюлях, и это правильно, оформлены доски Почёта, на которых находятся фотографии выпускников-медалистов, выпускников-стобалльников, лучших учеников сегодня, ребят, совершивших благородный, мужественный поступок.

Эмоциональному подъёму в каждом, кто входит в школу, способствуют красочные панно.

«Доброжелательные» стены

Будем помнить, что воспитывают только грамотно оформленные стенды. Значительное влияние оказывают островки комнатных растений, придающие помещению своеобразный колорит и уют. Сегодня в школах распространены банкетки.

Изменилось отношение к оформлению окон. На смену шторам всё больше приходят жалюзи, эффект от которых совсем иной. Шторы изо дня в день дети видят дома, поэтому они ассоциируются с домашней, а не школьной атмосферой. Восприятие жалюзи более серьёзное, предпочтительное, и это правильно.

А что же стены, каковы их возможности, какие функции могут выполнять?

Школа невозможна без навигации, тем более если она большая, с множеством лестниц, переходов, коридоров. Не будем забывать, что каждый человек стремится к комфорту вокруг себя. Отсутствие навигации вызывает как минимум растерянность, а по большому счёту человек нервничает, начинает злиться, оставляя в своём банке воспоминаний негативный отпечаток о посещении школы.

Сегодня каждая уважающая себя образовательная организация никогда не допустит, чтобы посетители и родители блуждали по зданию в поисках того или иного кабинета. Очень важно, чтобы посетитель мог самостоятельно найти нужное помещение. Хорошо, когда каждый кабинет обозначен соответствующей табличкой. Но навигация – это не только и не столько таблички. Навигация – это система, которая наглядно показывает человеку, вошедшему в школу, что и где находится. Это средство, позволяющее визуально объединять школьное пространство, это язык, помогающий в нём ориентироваться, выбирать правильное направление движения. При этом во многих школах навигация является очень ярким элементом оформления. В настоящее время наши школы уделяют большое внимание внутренней навигации, при этом мало где имеется наружная навигация.

Необходимо понимать, что в навигационном комплексе будет представлено крупным шрифтом, что мелким. Чтобы помочь посетителям с большого расстояния выбрать верное направление движения, оправданным будет крупный размер напечатанного текста. Указатели для уточнения деталей на близком расстоянии содержат больший объём информации и соответственно оформляются более мелким шрифтом. Кроме того, есть различные комбинированные указатели с крупным заголовком и мелкой уточняющей информацией.

Белгородские школы организуют выставки, посвящённые актуальным проблемам современности, памятным датам, жизни и творчеству выдающихся людей, выставки в помощь образовательному процессу. Но особое место занимают выставки творческих работ учащихся. При этом выставка может показать достижения за определённый период целого коллектива (групповые выставки) или отдельного ученика, педагога, родителя (персональные). Каждой из выставок, как правило, присуще своё оригинальное оформительское решение, они хорошо вписываются в интерьер школы. Убеждён, выставка — это точка отсчёта, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей.

Каждое участие в выставке связано с приобретением определённого опыта. Тем она и хороша, что привлекает в деятельность большое количество учащихся, которые могут проявить себя как в качестве участников выставки, так и в качестве организаторов, экскурсоводов. Все трудятся. В процессе творческого труда вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наиболее подходящие методы и способы выполнения работы. Оформление выставки должно быть эстетически выверенным.

«Говорящие» стены

Стена – это ещё место общения. Таких стен в наших школах практически не встретишь. Почему, казалось бы, при идеальной чистоте, в некоторых школах не ощущаешь души, живости, теплоты. А потому, что детям всё нельзя: прыгать, громко смеяться, веселиться, бегать, высказывать мысли, отличные от общепринятых. На стенах размещена только стандартная информация, к которой дети, родители и даже педагоги в большинстве своём безразличны и равнодушны, при этом стенды оформлены по всем правилам, но так называемые правильные стенды не воздействуют на школьников, значит, не имеют необходимой ценности. А почему бы некоторые стены не отдать детям для того, чтобы они общались друг с другом? Мы всё чего‑то боимся: а вдруг дети напишут что‑то не то. Ну и пусть напишут: о том, что волнует, что радует. Здесь они могут написать, что потерялась какая‑то вещь, и попросить помочь её найти. А кто‑то повесит объявление, что готов отдать в добрые и надёжные руки щенка или котёнка. Каждый проведённый в школе день — это различные эмоции, ощущения, радости, переживания, это различные виды деятельности. Будет неплохо, если в каждой школе появятся такие говорящие стены.

Что касается выбора места, то лучше всего, если это будет большая стена на первом этаже, через который каждый день много раз проходят все дети, педагоги и родители. Нужную тему может подбросить кто‑то из педагогического или родительского коллектива. Переступают утром дети порог школы, а на говорящей стене написано: «Наше здоровье зависит от…»; или: «Чтобы быть здоровым, надо…». На говорящих стенах найдётся место для цитат, народной мудрости.

В этой связи на ум приходит высказывание великого русского педагога Константина Ушинского: «Кто не замечал над собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы воспринимали сами посредством созерцания, и что к такой, врезавшейся в нас, картине мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро».

Это говорит о том, что говорящая стена будет воспитывать учащихся на подсознательном уровне.

Стена выступает также в качестве источника справочной информации. В нескольких школах приходилось видеть карту, на которой размещены культурные объекты Белгородской области: музеи, парки, памятники. Такая карта – это своего рода постоянное напоминание, как можно провести своё свободное время.

Если разместить на стенах карты мира, России, области, района, то визуализированная полезная информация будет восприниматься понятнее и проще, то есть стены содействуют запоминанию.

говорящие стены в школе. Смотреть фото говорящие стены в школе. Смотреть картинку говорящие стены в школе. Картинка про говорящие стены в школе. Фото говорящие стены в школе

говорящие стены в школе. Смотреть фото говорящие стены в школе. Смотреть картинку говорящие стены в школе. Картинка про говорящие стены в школе. Фото говорящие стены в школе

Разные пространства (актовый зал, столовая, спортивный зал, гардероб) предполагают разное настроение. Всё это к тому, что стена может и должна создавать настроение, лучше всего оптимистичное и доброжелательное. Пришёл ребёнок в школу, оставил одежду в гардеробе, идёт в кабинет, а на стене красивыми буквами написано: «Всё будет замечательно!» или «Твоё настроение в твоих руках!». Проходит ученик мимо актового зала и читает: «Гений — в каждом из нас!» Вот ещё несколько примеров из увиденного: «Улыбнись, и весь мир будет смеяться с тобой», «Успех приходит к тем, у кого хорошее настроение», «Много доброго можно сделать, если у тебя хорошее настроение», «Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих зависит не только твое настроенье, но тысячу раз настроенье других».

Очень часто и у школьников, и у родителей, и у гостей возникает желание сфотографироваться, школьная жизнь всегда в памяти. Все стараются выбрать интересный, яркий фон, поэтому в школе должно быть как можно больше стен, которые впечатляют и рядом с которыми хочется сфотографироваться, чтобы и через время взять снимок и показать своим друзьям.

Одна из стен, к примеру, в Орликовской средней школе выполнена из мозаики и представляет собой абстракцию, побуждающую к размышлениям, рассуждениям, фантазии, воображению, полёту мысли. За долгие годы стена не надоела, наблюдал за гостями школы, которые в первый раз переступали порог школы. Никто просто так не проходил мимо, все останавливались, рассматривали мозаичное полотно. Однажды меня спросили о смысле стены. К такому вопросу я был готов. Ответ был прост: «У каждого свой смысл, своя история». Оказывается, в школе очень важно иметь такие стены, которые будят творческую мысль, фантазию. Причём не только у детей, но и у взрослых, которые с удовольствием возвращаются в свои школьные годы.

Гармоничное пространство

Главным в школе должно оставаться высокое качество обучения, культ знаний. Знание куётся в предметных кабинетах, лабораториях, мастерских, стены которых в связи с этим тоже должны учить соответствующему предмету, транслировать определённые ценности. Убеждён, что дети, видя эту информацию, воспринимают и впитывают её.

Особого внимания требуют учебные кабинеты, при всей специфике каждого из них и предпочтениях и вкусах учителя-хозяина есть нечто общее: класс — это рабочая комната, в которой всё должно способствовать продуктивной учебе, а не отвлекать внимание, следует избегать пестроты, перегрузки пространства наглядными пособиями, не имеющими к уроку отношения.

К оформлению кабинетов в разных школах разное отношение. Есть руководители, которые считают, что все кабинеты должны выглядеть в едином стиле. Другие придерживаются иной точки зрения: главное – творческий подход, направленный на развитие школьников. Считаю, что оба подхода имеют право на существование. Но большинство руководителей всё‑таки приветствует единый стиль. Важна оптимальность организации пространства стен. Плакаты и стенды в кабинете нужны для того, чтобы в упрощённой и обобщённой форме предоставить сведения в различных областях знаний с необходимым иллюстративным материалом. Очень уместны и органичны элементы, которые отражают успехи и достижения класса, интерес к учебе пробуждают игровые задания.

Неотъемлемым атрибутом практически каждого кабинета является стенгазета, которая делается своими руками, для конкретных целей, в одном экземпляре и без жёстких правил. Основное в газете – это интересный фактический материал. Иллюстрации должны отвечать таким требованиям, как: документальность, неопровержимость, правдивость, точность, актуальность, выразительность, понятность и доступность. Низкое качество иллюстраций, сложность образа снижает эффективность воздействия.

Одно из главных условий успешного обучения – это мотивация учения. Стены тоже могут мотивировать, для этого используют лаконичные мотивирующие фразы, подкреплённые яркими образами, например: «Через год ты будешь жалеть, что не начал сегодня», «Сегодня никогда не повторится», «Будущее зависит от того, что ты делаешь сегодня», «Учись!», «Думай!», «Твори!», «Изобретай!», «Создавай!», «Исследуй мир!», «Делай этот мир лучше!», «Успех – это лестница, на которую не взобраться, держа руки в карманах», «Если ты хочешь свернуть горы, начинай с маленьких камешков».

Сегодня практически в каждой школе есть столовая, актовый зал, библиотека. Это зоны разного назначения, где дети находятся ежедневно. Поэтому такие помещения требуют особенного эмоционального наполнения. Основное требование к стенам в таком случае – это их презентабельный вид. На стенах в актовом зале хорошо смотрятся панно на тему искусства, фотографии, отражающие проведённые торжественные мероприятия, праздники, вечера, собрания, встречи. Необходимо точно продумать оформление задника.

Атмосфера школьной столовой должна всячески стимулировать к приёму пищи. Для стен столовых лучше всего подходят жизнерадостные тона. Хороши репродукции натюрмортов, пейзажных зарисовок, графика, декоративные фрагменты. Однако интересное оформление столовой сработает только тогда, когда будут соблюдаться два обязательных условия — чистота и гигиеничность.

Оригинальным и ярким должно быть оформление стендов школьной библиотеки, погружающих в мир книг. Очень ценно, если библиотека знакомит со всеми новинками и писательскими юбилеями.

Стильно и вдохновляюще, с учётом функциональности нужно постараться оформить и остальные помещения: гардероб, спортивный зал, музеи.

Гармоничность в оформлении школьных стен, их умная наполненность — одна из трудных задач. Но именно её решение и даёт наибольший результат на пути к гармоничному образовательному пространству в целом.

Николай Рухленко,

первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *