история эвм история программного обеспечения и икт
История появления и развития программирования и ЭВМ
В современном мире всё связано с технологиями. Компьютеры, ноутбуки, телефоны — всё это не только средства общения друг с другом, но и помощники в развитии науки, технологий и прочего. А задумывался ли кто-нибудь, как это всё работает и как вообще общество пришло к созданию таких технологий?
В этом видеоуроке будет идти речь о появлении и развитии электронно-вычислительной техники, а также непосредственно программирования.
В начале видео рассказывается о том, что стало толчком для создания первой ЭВМ и с какими целями они использовались.
Компьютеры первого поколения были созданы благодаря изобретению в 1906 году американским инженером Ли де Форестом вакуумного триода. То есть архитектура этих машин была основана на лампах.
Программы же для таких ЭВМ писались на машинном языке, алфавит которого состоял из двух знаков — нуля и единицы. При составлении программы программисты использовали команды процессора. Помимо составления самой программы, программист должен был распределять ячейки памяти под данные и команды программы. Таким образом, программисту необходимо было знать систему команд процессора и коды всех команд. Все исходные данные и команды нужно было представлять в форме двоичного кода. Программа вводилась в ЭВМ с помощью перфокарт или перфолент.
Дальнейшее развитие связано с изобретением в 1947 году Джоном Бардином, Уолтером Браттейном и Уильямом Шокли полевого транзистора. Таким образом лампы были заменены на полупроводниковые транзисторы.
Примерно в это же время появляется новое направление в программировании — «автоматизация программирования». Основная цель этого направления — облегчить и ускорить процесс создания программы для ЭВМ. За счёт этого начинают появляться первые языки программирования.
В семидесятых годах двадцатого века появляются компьютеры третьего поколения. Это связано с изобретением Робертом Нортоном Нойсом интегральной схемы.
Параллельно с развитием компьютеров шло и развитие программирования. Стали появляться более сложные языки, но вот их изучение и написание программ стало намного проще, чем при использовании первых языков программирования.
В конце видеоурока рассказывается непосредственно о ПК.
Персональный компьютер является самым распространённым типом компьютера в наше время. В основе архитектуры современных компьютеров лежит микропроцессор. В настоящее время количество ядер в микропроцессорах достигает восьми.
План-конспект урока по информатике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока в 9 классе по информатике
Тема: «Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ»
Предмет: Информатика и ИКТ
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный
Цель урока: организация усвоения материала по истории средств хранения, передачи и обработки информации и изучение приёмов вычислений на пальцах, счетах и логарифмической линейке, по истории развития ЭВМ и программного обеспечения и ИКТ, их изобретателями и предшественниками компьютеров.
Образовательная: ознакомить с предысторией информатики и показать вычислительные приемы работы на предшественниках ЭВМ, ознакомить с историей программного обеспечения и ИКТ и показать применение ИКТ в образовании.
Развивающая: развить умения анализировать, сравнивать, выделять главное, отображать выделенную информацию на презентации и в тетради в виде таблицы.
Воспитательная: совершенствовать навыки работы в группах, создать условия для реальной самооценки знаний и оценки знаний одноклассников.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютеры, подключенные к интернету, счёты, логарифмические линейки, карточки с заданиями.
Организационный момент (1 мин.)
Мотивация и целеполагание урока (3 мин.)
Изложение нового материала (7-10 мин.)
Практическая часть (10 мин)
Заключительная часть. Подведение итогов и рефлексия (4-5 мин.)
1.Организационный момент (1 мин.)
Приветствие. Выяснение отсутствующих. Рассаживание по группам
При входе выбирают цветной листок и рассаживаются по группам соответственно.
2.Мотивация и целеполагание урока (3 мин.)
Если вдруг не стало бы компьютера, как вы сможете, или с помощью чего вы сможете обрабатывать информацию, в первую очередь считать?
А вы знаете, какой путь был пройден от обезьяны с куском камня в руках до человека разумного с планшетом в руках?
Какую цель поставим?
3. Изложение нового материала (7-20 мин.)
В любой деятельности человек всегда придумывал и создавал самые разнообразные средства, приспособления, орудия труда. Все это облегчало труд, делало его производительнее, расширяло возможности людей. Известно, что история материального производства и мировой науки тесно связана с историей развития орудий труда.
Первые вспомогательные средства для работы с информацией появились много позже первых орудий материального труда. Историки утверждают, что расстояние во времени между появлением первых инструментов для физического труда (топор, ловушка для охоты) и инструментов для регистрации информационных образов (на камне, кости) составляет около миллиона лет!
Следовательно, большую часть времени существования человека на Земле труд носил только материальный характер.
Уже говорилось о том, что информационную деятельность человека можно разделить на три составляющие: хранение, передачу и обработку. Долгое время средства информационного труда развивались отдельно по этим трем направлениям.
В аналитической машине предусматривались все основные элементы, присущие современному компьютеру:
1.Склад – устройство, где хранятся исходные числа и промежуточные результаты. В современном компьютере это память.
2.Фабрика – арифметическое устройство, в котором осуществляются операции над числами, взятыми из склада. В современном компьютере это процессор.
3.Блоки ввода исходных данных – устройства ввода.
4.Печать результатов – устройство вывода.
Устройство, использованное при переписи населения для обработки ее результатов.
Кусочек картона с отверстиями, которые кодировали информацию. Использовались для хранения и обработки информации
Важнейшие этапы развития средств хранения информации (до изобретения компьютера):
• изобретение бумаги в Китае — II век;
• изобретение печатного станка — XV век, И. Гутенберг;
• изобретение фотографии, кино, фонографа — XIX век;
• изобретение магнитных носителей информации — XX век.
Важнейшие изобретения технических средств передачи информации (до изобретения компьютера):
• телеграф — первая половина XIX века, П. Л. Шиллинг, С. Морзе;
• телефон — вторая половина XIX века, А. Белл;
• радио — конец XIX века: А. С. Попов, Г. Маркони;
• телевидение — XX век.
Важнейшие изобретения технических средств обработки информации (до изобретения компьютера):
• машина Паскаля, механический калькулятор Лейбница — XVII век;
• Аналитическая машина — начало XIX века, Ч. Беббидж;
• механический арифмометр — конец XIX века, В. Т. Однер;
• электрический калькулятор — XX век.
Итак, мы прошлись по истории развития вычислительной техники и, чтобы проверить насколько вы запомнили основные моменты, давайте ответим на вопросы.
1. Какие средства хранения информации были первыми?
2. Когда появилось книгопечатание, кто его изобретатель?
3. Какие средства хранения информации изобретены в XIX-XX вв.?
4. Назовите основные технические средства передачи информации в хронологической последовательности их изобретения.
5. Перечислите основные вычислительные средства в хронологической последовательности их изобретения.
6. Кто, когда и где разработал первый проект автоматической вычислительной машины?
7. Какое влияние проект Аналитической машины оказал на дальнейшее развитие вычислительной техники?
Появлению ЭВМ предшествовали счетно-перфорационные и релейные машины.
ЭВМ первого поколения — ламповые машины (50-е годы XX века).
ЭВМ второго поколения — полупроводниковые машины (60-е годы XX века).
ЭВМ третьего поколения — машины на интегральных схемах (вторая половина 60-х годов).
Персональные компьютеры и суперкомпьютеры (многопроцессорные вычислительные комплексы) относятся к машинам четвертого поколения (70-е годы XX века).
ЭВМ пятого поколения — машины, основанные на искусственном интеллекте.
ЭВМ пятого поколения — это машины недалекого будущего. Основным их качеством должен быть высокий интеллектуальный уровень.
Структура ПО современных персональных компьютеров схематически изображена на рис. 3.1. Именно благодаря такому разнообразию программных средств персональный компьютер оказывается полезным и школьнику, и ученому, и домохозяйке. Представление об ИКТ — информационно-коммуникационных технологиях — связано с широким распространением всего этого множества программных продуктов.
Познакомимся с историей возникновения и развития программного обеспечения ЭВМ. Появление каждого нового типа программ связано с появлением новых областей приложения компьютеров, расширением круга пользователей.
Программное обеспечение компьютера включает в себя системное ПО, прикладное ПО и системы программирования.
Исторически первым видом ПО стали системы программирования. Ядро системного ПО — операционные системы, зародились в период второго поколения ЭВМ, но распространение получили, начиная с третьего поколения.
Сервисные программы (утилиты, архиваторы, антивирусные программы) получили распространение на персональных компьютерах.
Прикладное программное обеспечение общего назначения развивалось от внедрения отдельных программ (текстовых редакторов, табличных процессоров, СУБД и пр.) до интегрированных систем — офисных пакетов.
Информационная технология — совокупность массовых способов и приемов накопления, передачи и обработки информации с использованием современных технических и программных средств.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящее время используются в большинстве профессиональных областей, связанных с обработкой информации, в том числе все шире применяются в образовании. ИКТ в образовании. В наше время от уровня образованности людей существенно зависит уровень развития страны, качество жизни ее населения. Требования к качеству образования постоянно растут. Старые, традиционные методы обучения уже не успевают за этими требованиями. Возникает очевидное противоречие. Использование ИКТ в образовании может помочь в разрешении этого противоречия.
Технологии обучения мало изменились за последние 100 лет. Пока в основном действует метод коллективного обучения. Не всегда такой способ обучения дает высокие результаты. Причина заключается в разном уровне способностей разных учеников. Учителя хорошо понимают, что необходим индивидуальный подход в работе с учащимися. Решению этой проблемы может помочь использование в процессе обучения специальных программ (обучающих, контролирующих, тренажерных и т. д.), входящих в состав электронного учебника.
Обучение — это процесс получения знаний. Традиционный источник знаний — учебник ограничен в своих информационных возможностях. Обучающимся на любой ступени образования всегда требовались дополнительные источники информации: библиотеки, музеи, архивы и пр. В этом отношении жители крупных городов находятся в более благоприятных условиях, чем сельские жители. Здесь можно говорить о существовании информационного неравенства. Решить эту проблему поможет широкое использование в обучении информационных ресурсов Интернета. В частности, специализированных порталов учебной информации.
Примером такого портала является портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР). Арес в Интернете: http://school-collection.edu.ru. Ресурсы этого портала охватывают цифровые средства обучения по всем предметам во всех классах средней общеобразовательной школы. Сюда входят иллюстративные материалы к теории, практикумы по решению задач, ЦОРы для автоматического контроля знаний, виртуальные лаборатории и другие типы учебных программ. Особо отметим назначение виртуальных лабораторий. Это интерактивные программы, позволяющие воспроизводить на компьютере учебные эксперименты, чаще всего по естественнонаучным дисциплинам: физике, химии, биологии. Например, ученик может собрать на экране компьютера электрическое устройство (схему) и провести его испытание, используя виртуальные измерительные приборы: вольтметры, амперметры и др.
Еще одна проблема системы образования связана с неравными возможностями получения качественного образования из-за географической отдаленности от образовательных центров. Например, для жителя Якутии проблематично получить диплом престижного московского вуза. В решении этой проблемы на помощь приходит новая форма обучения — дистанционное образование, реализация которого стала возможна благодаря развитию компьютерных сетей.
Дистанционное образование приходит на смену старой форме заочного образования, при которой весь информационный обмен происходил в письменном виде через почтовую связь. Сетевое дистанционное образование позволяет вести обучение в режиме реального времени. Обучаемые могут не только читать учебный материал, но и видеть и слышать лекции крупных ученых, сдавать экзамены в прямом контакте с экзаменатором.
Вопросы для закрепления материала
1. Какова структура программного обеспечения современного компьютера?
2. Почему первыми пользователями ЭВМ стали программисты?
3. Когда началось распространение операционных систем? С чем это связано?
4. Какие виды программ кроме ОС относятся к системному ПО?
5. Как классифицируется прикладное ПО? Подготовьте сообщение.
6. Перечислите основные виды прикладных программ общего назначения и назовите информационные задачи, которые решаются с их помощью.
7. Приведите примеры профессионального использования прикладных программ.
Каждая группа выходит к доске, поворачиваются к двери, крайнему учитель показывает карточку со словом (например, счеты, бумага, письмо). Надо движениями без слов объяснить следующему ученику о чём идет речь, тот, поняв его, опять показывает следующему
5. Практическая часть (10 мин)
Учитель демонстрирует приёмы умножения на 9 на пальцах, приемы сложения и вычитания на счетах, умножения и возведения в квадрат и куб на логарифмической линейке.
Считают на пальцах, счетах и линейке, заполняют таблички
6. Заключительная часть.
Подведение итогов, домашнее задание и рефлексия (4-5 мин.)
Какую цель поставили? Все ли получилось? Где возникли трудности? Оценивают работу участников группы.
Отвечают на вопросы. Оценивают работу в группе.
Опишите формы использования ИКТ, с которыми вам приходилось иметь дело в школе. Какой эффект от их использования вы можете отметить? Подготовьте сообщение. §44 ЦОР №8, §46 ЦОР №5, §47 ЦОР №1, 10
Возможные трудности. Урок очень объёмный, необходимо строго придерживаться времени, если учащиеся затрудняются с оформлением презентации или таблицы, необходимо помочь. Чаще всего на физминутку не хватает времени, поэтому действовать по ситуации. Перед уроком необходимо найти хотя бы одну на двоих счеты и логарифмическую линейку, иначе детям будет не интересно. Так же можно принести на урок арифмометр, первый калькулятор или другое старое вычислительное устройство.
История программного обеспечения и ИКТ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
История программного обеспечения и ИКТ
Структура ПО современных ПК
История систем программирования На машинах первого поколения языков программирования не существовало. Программисты работали на языке машинных кодов. ЭВМ первого и второго поколений были приспособлены, прежде всего, для выполнения математических расчетов.
История систем программирования Для вычисления математических функций программисты создавали стандартные программы, к которым производили обращения из своих расчетных программ. Стандартные программы хранились все вместе на внешнем носителе. Такое хранилище называлось библиотекой стандартных программ (БСП) – первый вид программного обеспечения ЭВМ.
История систем программирования В эпоху второго поколения ЭВМ распространяются языки программирования высокого уровня (ЯПВУ). ЯПВУ сделали программирование доступным не только для профессиональных программистов. Программировать стали многие научные работники, инженеры, студенты различных специальностей и даже школьники, проходящие специальную подготовку по программированию.
История систем программирования Понятие системы программирования в современном виде возникло в период третьего поколения ЭВМ, когда программисты для разработки программ стали пользоваться терминальным вводом (клавиатурой и дисплеем). В состав систем программирования были включены текстовые редакторы для ввода и редактирования программы и отладчики, позволяющие программисту исправлять ошибки в программе в интерактивном режиме.
История системного ПО. Операционные системы Первые версии ОС появились еще на ЭВМ второго поколения, но массовое распространение операционные системы получают, начиная с машин третьего поколения. Основная проблема, которую решали разработчики ОС – повышение эффективности работы компьютера.
История системного ПО. Операционные системы Операционная система позволяет реализовать многопрограммный режим работы компьютера, при котором в состоянии выполнения находятся одновременно несколько программ. ОС управляет обслуживанием очереди к внешним устройствам, например к принтеру. Управляют ОС и очередью к средствам ПО. Управление ресурсами ЭВМ — это первая функция операционных систем.
История системного ПО. Операционные системы С появлением систем коллективного пользования ЭВМ операционные системы стали поддерживать многопользовательский режим работы. ОС обеспечивает режим диалога с пользователями. Еще одной важной функцией ОС стала организация работы с файлами. На ЭВМ третьего поколения появились магнитные диски, на которых информация хранится в файловой форме. Файловая система — это компонент ОС, работающий с файлами.
История системного ПО. Сервисные программы Этот тип ПО возникает и развивается в эпоху персональных компьютеров. Сюда входят разнообразные утилиты, антивирусные программы, программы-архиваторы. Утилита — это небольшая программа, выполняющая действия, направленные на улучшение работы компьютера (программа восстановления ошибочно удаленных файлов, программа обслуживания жесткого диска).
История системного ПО. Сервисные программы Компьютерным вирусом является программа, способная внедряться в другие программы (разрушает файловые структуры, «засоряет» диски, выводит из строя устройства компьютера). Для защиты от вирусов используются специализированные антивирусные программы (лаборатория Касперского, Dr.Web, Avast! и т. д.).
История системного ПО. Сервисные программы Потребность в программах-архиваторах первоначально возникала в 80-90-х годах XX века в связи с небольшими информационными объемами устройств внешней памяти — магнитных дисков. Программа-архиватор (WinRaR, 7Zip и др.) позволяет сократить объем файла в несколько раз без потери содержащейся в нем информации.
История прикладного ПО Самым массовым спросом среди прикладных программ пользуются, текстовые редакторы и текстовые процессоры (OpenOffice Writer, Microsoft Word). Персональный компьютер, оснащенный текстовым редактором, и принтер стали основными инструментами для создания любых текстовых документов.
История прикладного ПО В 1979 году был создан первый табличный процессор — электронная таблица VisiCalc, ставшая самой популярной программой в среде предпринимателей, менеджеров и бухгалтеров. Идея электронной таблицы принадлежала Дэниелу Бриклину — студенту Гарвардской школы бизнеса.
История прикладного ПО В конце 70-х — начале 80-х годов XX века появились первые коммерческие системы управления базами данных (СУБД) — программное обеспечение, которое позволяет пользователям создавать и обслуживать компьютерную базу данных, а также управлять доступом к ней.
История прикладного ПО В зависимости от области применения различают: настольные СУБД (Access, FoxPro, Paradox и т. д.), предназначенные для работы с небольшими базами данных, хранящимися на локальных дисках ПК или в небольших локальных сетях; СУБД серверного типа (Oracle, SQL Server, Informix и т. д.), ориентированные на работу с большими базами данных, расположенными на компьютерах-серверах.
История прикладного ПО В 1991 году сотрудник Женевской лаборатории практической физики Тим Бернерс-Ли разрабатывает систему гипертекстовых страниц Интернета, получившую название World Wide Web (WWW) — Всемирная паутина. Создание собственной Web-страницы и опубликование ее в сети под силу многим пользователям благодаря специальным программам-конструкторам Web-страниц.
Информационная технология – совокупность массовых способов и приёмов накопления, передачи и обработки информации с использованием современных технических и программных средств.
История программного обеспечения и ИКТ
ИКТ и их приложения ИКТ – информационно-коммуникационные технологии
Технология подготовки документов Для подготовки текстовых документов используются текстовые процессоры, которые прошли путь развития от простейших редакторов (Notepad), не дающих возможности форматировать текст до текстовых процессоров (Microsoft Word), позволяющих создавать документы, включающие в себя не только текст, но и таблицы, рисунки.
Технология подготовки документов Издательские системы позволяют создавать макеты печатных изданий – газеты, журналы, книги (Page Marker)
Технология подготовки документов Электронные таблицы позволяют проводить вычисления с данными (Microsoft Excel, OpenOffice Calc)
Технология подготовки документов Бухгалтерские системы позволяют произвести не только финансовые расчеты, но и получить бумажные и электронные копии финансовых отчетов, расчета заработной платы и пр. (1С-бухгалтерия)
Технология подготовки документов Математические пакеты программ предназначены для подготовки научных документов, содержащих математические расчеты (MathCAD, Maple)
ИКТ в управлении предприятием Автоматизированные системы управления (АСУ) обеспечивают хранение, сбор, обмен, обработку и защиту информации в компании (производственной, торговой, финансовой)
ИКТ в управлении предприятием Классическая АСУ включает в себя: систему сбора информации базу данных систему обработки и анализа информации систему формирования выходной информации
ИКТ в управлении предприятием АСУ работают на базе локальной сети предприятия, что обеспечивает оперативность и гибкость в принятии решений. С развитием глобальных сетей появилась коммуникационная технология Intranet – помогает поддерживать оперативную связь центрального офиса с коммерческими представительствами компании, которые обычно располагаются далеко друг от друга.
ИКТ в проектной деятельности Системы автоматизированного проектирования (САПР) включают в себя создание эскизов, чертежей, производство экономических и технических расчетов, работу с документацией.
ИКТ в проектной деятельности Системы автоматизированного проектирования: чертежные (AutoCAD) позволяют выполнять сложные чертежи в любой сфере технического проектирования; специализированные позволяют проектировать жилые здания, содержит в базе данных все необходимые сведения о строительных материалах, о стандартах строительных конструкций, фундаментах.
Геоинформационные системы (ГИС) Хранят данные, привязанные к географической карте местности (района, города, страны).
ИКТ в образовании Электронные учебники Дистанционное образование
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-268229
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.