история хореографического искусства программа дши

Авторская образовательная программа «История хореографического искусства»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс “История хореографического искусства” рассматривает формирование, преемственность и закономерности развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии; творческую деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков; произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.

Данная авторская программа предназначена для хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств. Программа рассчитана на 3 года обучения (3-5 классы).Возраст учащихся 9-14 лет. Форма занятий групповая, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность урока 45 минут. Объем всего курса составляет 102 часа, количество учебных недель – 34.

Варианты программы могут быть использованы не только на ступени дополнительного образования, но и в средних специальных учебных заведениях.

Материал выстроен в хронологическом порядке: от древности по XX век включительно. Темы сгруппированы в разделы. Весь учебный материал систематизирован по определенным принципам:

– тематика прослеживается от западного искусства к отечественному (наряду со специфическими особенностями отмечается общность культур, их взаимовлияние);

– особенностью программы является принцип разносторонних межпредметных связей, т.е. опора на историю, литературу, мировую художественную культуру, историю искусств, музыкальную литературу, хореографические дисциплины.

Программа состоит из двух частей и включает девять разделов.

Первый год обучения – I часть – История зарубежной хореографии

Раздел 1. Танцевальное искусство от древности до XIX века – открывается вводным уроком “Хореография как вид искусства”. Он знакомит учащихся с предметом и основными понятиями курса: хореография, танец, балет, балетмейстер, балетный спектакль и т.д.

Раздел охватывает длительный по времени период, включающий первобытные пляски, зарождение традиций бальной хореографии, возникновение ранних форм профессионального танца и определение балетного искусства как самостоятельного вида театральных представлений.

Раздел 2. Танцевальное искусство XIX века – посвящен изучению одного столетия, ставшего этапным между рождением балета и его кризисом. Предлагается взглянуть с разных ракурсов на сложную и противоречивую эпоху: возникновение коренных изменений в бальной хореографии и музыке, расцвет романтического балета и появление развлекательных спектаклей.

Тема “Танцевальное искусство глазами художников” подчеркивает необычное взаимодействие хореографии и живописи, влияние танца на восприятие, вдохновение, виденье художников разных направлений рубежа XIX-XX веков.

Раздел 3. Танцевальное искусство XX века – отражает перемены, произошедшие в хореографии многих стран; рассказывает о нововведениях, повлиявших на эстетику танцевального искусства.

Центральное место занимает материал о творчестве Айседоры Дункан и развитии танца модерн.

Раздел завершается изучением музыкальной и танцевальной культуры середины и второй половины XX века.

Второй год обучения – II часть – История отечественной хореографии.

Раздел 4. Танцевальное искусство от истоков до XIX века – формирует у учащихся представление о самобытности национальных традиций танца. Отмечает главные составляющие развития русской профессиональной хореографии – влияние западноевропейского балетного искусства и народной танцевальной культуры. Рассматривает влияние крепостного балета на формирование театральных представлений. В разделе также отмечается создание балетных школ Москвы и Петербурга.

Заключительная тема характеризует все преобразования в области хореографии на рубеже XVIII-XIX веков. Данная тема помогает обобщить и проанализировать изученный материал, а также является вводной для программы следующего раздела.

Раздел 5. Русский балетный театр первой половины XIX века – посвящен изучению прогрессивных явлений начала XIX века, связанных с самоопределением балетного искусства России.

В содержании отражена творческая судьба первых балетмейстеров, стоявших у колыбели русского балета. В раздел включены биографические уроки, связанные с жизнью и творчеством И.Вальберха и Ш.Дидло.

Тема “Пушкинский бал” продолжает изучение бальной хореографии. Особое внимание уделяется влиянию музыки и хореографии Западной Европы на салонную культуру России.

Учащиеся знакомятся не только с танцевальным искусством, но и с богатым музыкальным наследием (П.Чайковский, М.Глинка, А.Алябьев, А.Грибоедов, Б.Сметана).

Раздел 6. Балетный театр второй половины XIX века – возникновение симфонического балета.

Раздел охватывает период расцвета отечественной хореографии, включая сотрудничество хореографов с композиторами-симфонистами. Серии уроков посвящены произведениям М.Глинки и П.Чайковского.

Последняя тема года рассматривает творчество балетмейстера Мариуса Петипа, который ознаменовал своей деятельностью целую эпоху в развитии русского хореографического искусства и повлиял на развитие европейской хореографии.

Уделяется внимание творческому сотрудничеству М.Петипа с композиторами А.Глазуновым, ставшим непосредственным продолжателем традиций балетной музыки П.Чайковского.

Третий год обучения

Раздел 7. Реформаторы балетной сцены XХ века – освещает положение балета, выявляют творческие противоречия, возникшие внутри балетного театра. Характеризует работу балетмейстеров-новаторов А.Горского, М.Фокина, В.Нижинского, К.Голейзовского, Р.Захарова, стремящихся к воплощению на балетной сцене эстетических принципов нового столетия (объединения классического и пластического танца, жанровое многообразие, обращение к произведениям литературы, “драмбалет”).

Подробно рассматривается уникальное явление отечественной культуры “Русские сезоны” С.Дягилева, благодаря которым произошел новый расцвет русского балета и его победное шествие по всему миру.

Раздел 8. Исполнительское мастерство – своеобразная история русского балета XX века в лицах. В разделе описывается жизнь и творчество блистательных балерин и танцовщиков. Выбор был остановлен на тех, кто внес наиболее значительный вклад в развитие хореографического искусства России XX века. Программой предусмотрено знакомство с творчеством композиторов С.Прокофьева, А.Хачатуряна, Р.Щедрина и подробное рассмотрение балетов “Ромео и Джульетта”, “Золушка”, “Спартак”, “Кармен-сюита”.

При изучении тем раздела рекомендуется:

Раздел 9. Многообразие танцевальных форм – является заключительным и обобщающим.

Темы раздела перекликаются с вводным уроком курса “Хореография как вид искусства”. В соответствии с ним в разделе, помимо классического танца, представлены народно-сценический и современный бальный танцы.

Беседу о хореографическом искусстве второй половины XX – начале XXIв.в. рекомендуется строить с опорой на журнальные и газетные публикации (“Балет”, “Музыкальная жизнь”, “Культура” и др. издания). В материал третьего года обучения включено большое количество музыкальных примеров, что позволит учащимся познакомиться с произведениями многих известных композиторов: А.Бородина, К.Вебера, К.Дебюсси, И.Стравинского, Р.Шумана, С.Василенко, Н.Римского-Корсакова, К.Сен-Санса, Б.Асафьева, А.Глазунова, А.Аренского, Ф.Шопена и др.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории хореографического искусства учащиеся должны

Формы контроля успеваемости и подведения итогов

Помимо часов, отведенных на изучение тем раздела в каждой четверти, предусмотрены часы для осуществления промежуточного и итогового контроля.

Разновидностями промежуточного контроля является поурочный контроль, а также тематический контроль, охватывающий содержание ряда уроков.

По окончании четверти проводится контрольный урок с использованием разнообразных форм и методов проверки знаний материала четверти. Экзаменов по данному предмету нет.

Основными формами контроля являются:

а) выбрать правильный вариант ответа из нескольких предложенных;
б) дать письменное пояснение к термину или понятию. Возможны игры-тесты: по переводу определить термин или наоборот, дать точный перевод термина (материал из словаря).

Музыкальные викторины тоже могут быть с различными заданиями:

а) назвать конкретное произведение;
б) определить стилевое направление;
в) назвать автора.

Создание презентаций и защита проектов(для старших учащихся).

Для проекта, используемого как итоговое занятие, могут быть предложены темы, завершающие изучение определённого раздела программы и представленные как итог работы по разделу или же по всему курсу.

Варианты устного контроля:

а) индивидуальные и фронтальные опросы;
б) ответы на вопросы с последующей письменной работой, когда ключевые формулировки и термины заносятся в словарь.

Для проверки прочности знаний учащихся, их умения ориентироваться в полученной информации, рекомендуется использовать письменные работы с различными заданиями, построенными на материале словаря.

Например, выбрать из словаря названия стилей искусства и расположить их в хронологическом порядке, выбрать названия музыкальных инструментов, имена русских композиторов XX века и т.п.

наиболее сложная форма письменной работы, сочетающая в себе план и конспект. Выбор такой формы свидетельствует о знании литературы по конкретной теме, о собственном мнении ученика, о навыках анализа и обобщения изученного материала, умении правильно оформить работу. Реферат может быть посвящен узкой теме или оформляться как зачетная работа по всему курсу истории хореографического искусства – на усмотрение преподавателя.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В программе представлено максимальное количество материала, который может быть качественно усвоен за данный период обучении.

Содержание включает примеры понятий, иллюстраций, музыкальных и литературных произведений. Преподаватель по своему усмотрению может внести некоторые изменения. Например, привлечь другие имена в раздел “Исполнительское мастерство” или использовать музыкальные примеры и наглядный материал в соответствии со своими творческими наклонностями и вкусами. Главным требованием является художественная ценность представленных произведений.

Программа предполагает использование разнообразных форм работы: рассказ и беседа с привлечением иллюстративно-наглядного материала (рисунки, репродукции, фотографии), просмотр видеокассет и DVD, слушание аудиозаписей, дискуссия. Дополнительной формой работы является посещение балетных спектаклей, танцевальных фестивалей, конкурсов, различных выставок и т.д. с последующим анализом в форме беседы или творческой письменной работы (творческого сочинения).

При рассмотрении тем, посвященных танцевальному искусству разных эпох, рекомендуется использовать репродукции подлинных произведений искусства изучаемого периода (особенно при знакомстве с костюмом).

Характеристика музыкальных произведений (балетов) должна обязательно включать сведения о композиторе, истории создания, знакомство с содержанием, разбор музыкальной и хореографической структуры произведения в тесном единстве.

При изучении каждого пласта культуры следует знакомить учащихся с исторической обстановкой. Возможно проведение интегрированных уроков с привлечением материала, изучаемого на хореографических дисциплинах. Например: урок по истории хореографического искусства и историко-бытовому танцу на тему “Пушкинский бал” и т.п.

Большую роль в запоминании полученных знаний играет составление учащимися словаря и заполнение составленных преподавателем синхронистических таблиц. Словарь ведется со второго урока и в него заносятся новые термины, понятия курса, имена выдающихся представителей эпохи: балетмейстеров, танцовщиков, композиторов. С этой же целью следует привлекать учащихся к другим видам творческой деятельности. Это может быть рисование на тему “История костюма”, рисование под впечатлением от изученного материала или на тему “Ваше представление о …” (готической архитектуре, танце Индии, танцах эпохи средневековья, романтическом балете и пр.). Основной вид домашних заданий по истории хореографического искусства – работа со словарем и записями в тетрадях. Исходя из этого, преподавателю следует давать под запись достаточное количество материала, чтобы сформировать у учащихся целостное представление об изучаемой теме. При этом необходимо рационально распределять на занятии письменную работу, рассказ, беседу и другие виды деятельности.

В 5 классе дополнительной формой обучения является домашняя учебная работа, направленная на формирование умений самостоятельного выполнения задания, развитие самостоятельного мышления.

Например: подготовить сообщение или написать реферат о жизни и творчестве балетмейстеров или танцовщиков, не вошедших в тематический план, но сделавших свой вклад в развитие хореографического искусства (Н.Бессмертнова, Ю.Дудинская, Л.Лавровский, М.Семёнова и др.).

Источник

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени Б.С.Неклюдова»
муниципального образования «Сенгилеевский район»

Принята на заседании педагогического совета

и.о.директора МБУ ДО «ДШИ им.Б.С.Неклюдова
_______С.В.Кондрашова
Приказ № от мая 2021 года

ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

— Срок реализации учебного предмета;

— Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

— Форма проведения учебных аудиторных занятий;

— Цель и задачи учебного предмета;

— Обоснование структуры программы учебного предмета;

— Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета;
Программа актуализирована, скорректирована с целью обучения в дистанционном формате

II. Учебно-тематический план

II I . Содержание учебного предмета

— Сведения о затратах учебного времени;

— Годовые требования по классам;

I V . Требования к уровню подготовки обучающихся

V . Формы и методы контроля, система оценок

— Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

— Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации;

— Контрольные требования на разных этапах обучения;

VI . Методическое обеспечение учебного процесса

— Методические рекомендации педагогическим работникам;

— Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VII . Список учебной и методической литературы

— Рекомендуемая дополнительная литература.

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Целью программы «История хореографического искусства» является приобщение учащихся к истории формирования балетных жанров, знакомство с этапами развития танцевального искусства, различными видами балетных спектаклей, выразительными средствами хореографического искусства.

Беседы должны вестись в доступной для учащихся живой, увлекательной форме, сопровождаться прослушиванием музыки, показом иллюстраций картин, видеофильмов.

Необходимо организовать посещение концертов ансамблей народного танца, балетных спектаклей, просмотры кинофильмов, посвященных танцевальному искусству с последующим разбором и обсуждением увиденного.

Учебный предмет «Беседы о хореографическом искусстве» направлен на:

· создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

· приобретение детьми опыта творческой деятельности;

· овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

· подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

Беседы о хореографическом искусстве включают в себя:

· знания основ музыкальной грамоты;

· знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;

· формирование слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;

· знания элементов музыкального языка;

· знания в области строения классических музыкальных форм;

· знания этапов становления и развития искусства балета;

· знания отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;

· формирование навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

· формирование навыков восприятия элементов музыкального языка, анализа музыкального произведения, а также необходимых навыков самостоятельной работы.

Учебный предмет «Беседы о хореографическом искусстве» является основополагающим в формировании мировоззрения учащихся в области хореографического искусства, опирается на знания основных этапов развития хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, его стилей и направлений, закрепляет знания балетной терминологии, знакомит с творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего.

Освоение программы учебного предмета « Беседы о хореографическом искусстве » предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

2. Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы учебного предмета составляет 2 года по 7-летней образовательной программе в области «Хореографическое творчество».

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета « Беседы о хореографическом искусстве »:

Максимальная нагрузка (в часах), в том числе:

количество часов на аудиторные занятия

количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

5. Цель и задачи учебного предмета

художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства, а также выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

· формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;

· формирование представления о значении хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и художественной культуры;

· ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;

· изучение истоков танцевального искусства и его эволюции;

· знакомство с особенностями хореографического искусства различных культурных эпох;

· изучение этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;

· ознакомление с образцами классического наследия балетного репертуара;

· овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;

· формирование представления о художественных средствах создания образа в хореографии;

· систематизация информации о творчестве крупнейших балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;

· формирование знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

· формирование первичных аналитических навыков по восприятию произведений хореографического искусства;

· формирование умения работать с учебным материалом;

· формирование навыков диалогического мышления;

· овладение навыками написания докладов, рефератов.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

· словесный (объяснение, беседа, рассказ);

· интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных областей);

· инструктивно-практический (работа с документальным материалом);

· аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

· информационно-обобщающий (доклады, рефераты).

7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Беседы о хореографическом искусстве», оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

I. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела, темы

Максимальная учебная нагрузка

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа ученика

(первый год обучения)

ХОРЕОГРАФИЯ КАК ВИД ИСКУССТВА

Выразительный язык танца, его особенности.

Исполнительские средства выразительности.

Виды и жанры хореографии.

Тесная связь народного танца с музыкой, песней, бытом, обычаями, культурой народа. Первобытные пляски.

Профессиональные ансамбли народного танца.

БАЛЕТ КАК ВИД ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Синтез искусств в балете: музыка, хореография, литература, изобразительное искусство. Создание балетного спектакля.

Народные истоки сценической хореографии.

Зарождение балетного театра. Оперы-балеты Ж. Люлли. Комедии-балеты Ж. Мольера.

Реформатор балетного театра Ж. Ж. Новер.

Романтический балет и его представители: М. Салле, М. Камарго, Ф. Эльслер, Ж. Перро и другие (по усмотрению педагога). А. Адан «Жизель»,

Ч. Пуньи «Эсмеральда».

(второй год обучения).

Основные черты русского балета (краткий исторический обзор).

Романтизм в русском балете.

Симфонические балеты П. И. Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».

А.К. Глазунов. Балет «Раймонда».

Русские балетмейстеры: М. Петипа, И. Вальберхт, К. Дидло,

А. Горский, М. Фокин, Л. Иванов (по усмотрению педагога).

Балеты: Х. Левеншелль «Сильфида»

Основные черты советского балета (краткий обзор).

С. С. Прокофьев. «Золушка».

Советские балетмейстеры: Ф. Лопухов, Ю. Григорович,

Л. Якобсон, К. Сергеев, И. Бельский, Р. Захаров, В. Чабукиани.

Выдающиеся исполнители: А. Павлова, Г. Уланова,

М. Плисецкая, А. Мессерер, В. Васильев, В. М. Лиепа,

М. Лавровский, К. Максимова, Р. Стручкова и другие (по усмотрению педагога).

БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ

Происхождение бального танца. Танцевальные народные истоки бального танца.

Танцевальная культура Х VI – Х I Х веков (музыка, костюм, прическа).

Современный танец и его особенности (музыка, стиль исполнения).

С ОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН

Первый год обучения (7 класс)

Хореография как вид искусства.

1.1.Выразительный язык танца, его особенности. Музыкально-хореографический образ. Исполнительские средства выразительности.

Балет, как часть национальной культуры. Хореография как вид искусства. Ее специфические особенности и выразительные средства. Условная природа балета. Связь искусства хореографии с другими видами искусства. Исполнительские средства выразительности: позы, жесты, мимика, танцевальная лексика, рисунок танца.

1.2.Виды и жанры хореографии.

Общее понятие вида, жанра. Классический танец, народный танец, исторический танец, бальный танец, современный танец, спортивный танец.

2.1.Тесная связь народного танца с музыкой, песней, бытом, обычаями культурой народа. Первобытные пляски.

Связь первобытного искусства с трудовой деятельностью человека. Синкретический характер искусства: тесная взаимосвязь пения, танца, пантомимной игры. Отражение в танце важнейших сторон жизни общества: труда, охоты, войны, религии. Отражение в танце явлений природы. Большое воспитательное и организующее значение танца в жизни первобытного общества.

2.2.Профессиональные ансамбли народного танца.

Организация в 1937 году Ансамбля народного танца под руководством И. Моисеева.

Ансамбль народного танца под руководством П. Вирского.

Включение танцевальной группы в состав Государственного хора имени М. Пятницкого под руководством Т. Устиновой и В. Хватова (1938г.).

Н. Надеждина – организатор и художественный руководитель ансамбля «Березка» (1948г.)

Организация при ЦДКА в 1929 году ансамбля, реорганизованного в 1935 г. в Центральный ансамбль песни и пляски Красной Армии.

3.1.Синтез различных видов искусств в балете. Создание балетного спектакля.

Значение литературного первоисточника. Роль либреттиста, композитора, хореографа, исполнителя в создании балетного спектакля.

3.2. Народные истоки сценической хореографии. Зарождение балетного театра. Оперы-балеты Ж.Б. Люлли, комедии-балеты Ж. Б. Мольера. Реформатор балетного театра Ж. Ж. Новер.

Возникновение балетного искусства во Франции (ХШ-Х IV века). Фольклорная основа народных и придворных танцевальных форм. Основание Королевской академии танца. Близость форм бытового придворного и сценического танца.

Жан Батист Мольер. Балеты-комедии Ж.Б.Мольера. Обогащение хореографии новыми приемами, слияние в них пластики, пантомимы, танца с другими компонентами сложного сценического действия. Балеты: «Докучные», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Господин де Пурсоньяк».

3.3. Романтический балет и его представители: М. Салле, М. Камарго, Ф. Эльслер, Ж. Перро и др. Балеты «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда».

Мари Салле и Мари Камарго – краткая характеристика творчества.

Жюль Жозеф Перро. Краткая характеристика творчества. Социальные, демократические мотивы в его творчестве, связь с современной литературой. Четкая драматургическая основа его спектаклей, создание ярких образов героев, их психологическая глубина, многоплановость. Мастерство в построении массовых сцен.

Балет Х. Левеншелля «Сильфида». Гибель идеальной мечты в столкновении с реальной действительностью – основная идея балета. Краткое содержание балета.

Балет А. Адана «Жизель»– вершина романтического балетного репертуара. Краткая характеристика спектакля.

Балет Ч. Пуньи «Эсмеральда». Краткая характеристика спектакля.

Выразительные средства романтического балета, его влияние на дальнейшее развитие мировой хореографии.

Второй год обучения (8 класс)

4.1.Основные черты русского балета (краткий исторический обзор).

Традиции русского народного танцевального искусства. Отражение в народном танце явлений природы, труда, быта, нравов и обычаев народа, его национального характера.

Влияние народного танцевального искусства на формирование эстетических требований к сценическому танцу.

Придворный театр Алексея Михайловича, первые балетные представления.

Зарождение танцевальной школы в России в недрах казенных учебных заведений (Шляхетский корпус, деятельность Ланде), открытие профессиональной школы в Петербурге и в Москве.

Придворные балетные представления в России, открытие публичных театров в Петербурге и Москве. Деятельность мастеров европейского балета в России: Ф. Хильфердинга, Г. Анджиолини.

Балет в 30-е годы Х I Х века. Особенности русского романтизма.

Филипп и Мария Тальони, Жюль Перро и Фанни Эльслер в России. Влияние их творчества на русский балетный театр. Балеты романтического репертуара в России. «Жизель» в России.

Освоение русскими исполнителями стиля и приемов романтического балета.

Екатерина Санковская. Близость ее творчества передовым идеям эпохи. Творческий портрет Санковской.

Елена Андреянова. Глубина и содержательность созданных ею сценических образов, национальный склад ее дарования. Творческий портрет Андреяновой.

4.3. Симфонические балеты П. И. Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».

Балеты П. И. Чайковского и их роль в укреплении национальной русской балетной школы. Творческая встреча М. Петипа с П. И. Чайковским.

Балет «Лебединое озеро». Участие М. Петипа в создании балета. Характеристика II и IV актов балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Л. Иванова. Открытие новых пластических приемов, создание образа Лебедя, пластическая симфония «лебединых» картин.

Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» в постановке Л. Иванова. Характеристика спектакля.

4.4. А. К. Глазунов «Раймонда».

Творческая встреча М. Петипа с А. К. Глазуновым. Балет «Раймонда». Открытие дальнейших путей симфонизации танца. Краткая характеристика балета.

4.5. Русские балетмейстеры: М. Петипа, И. Вальберх, К. Дидло, А. Горский, М. Фокин, Л. Иванов и др. (по усмотрению педагога).

Мариус Иванович Петипа. Биографические данные, этапы творческого пути.

Иван Иванович Вальберх. Краткая характеристика творчества.

Шарль (Карл) Луи Дидло. Ш. Дидло и его роль в развитии русского балета. Связь искусства Ш. Дидло с идеями эпохи декабристов. Пушкинские балеты Дидло. Ученики Ш. Дидло: Е. Колосова, Н. Данилова, А. Истомина, Н. Гольц.

Александр Алексеевич Горский. А. Горский и московский балет. Пересмотр Горским академических традиций при постановках спектаклей классического репертуара: П.И. Чайковский «Лебединое озеро», А. Адан «Жизель», А.К. Глазунов «Раймонда». Стремление А. Горского к драматургической логике и оправданности действия, исторической точности обстановки; смелость и новизна режиссерских приемов, отказ от условного жеста в пантомиме, отказ от симметрии, принцип «живописного» построения массовых сцен.

Лев Иванович Иванов. Основные этапы творческого пути.

5.1. Основные черты советского балета. Краткий обзор.

Балетный театр первых послереволюционных лет. Балетный театр 30-х годов. Советский балет в годы Великой Отечественной войны. Балет в 60 – 80 годы.

5.2. Балеты С. С. Прокофьева: «Ромео и Джульетта», «Золушка».

Балет «Золушка» в постановке Р. Захарова – спектакль о возвышающей силе любви, торжестве доброты, трудолюбия, мужества. Последующие постановки балета.

5.3. Советские балетмейстеры: Ф. В. Лопухов, Ю. Григорович, Л. Якобсон, К. Сергеев, И. Бельский, Р. Захаров, В. Чабукиани и др.

Федор Васильевич Лопухов. Поиски Ф. В. Лопухова новых хореографических форм и выразительных возможностей балетного театра. Значение творчества Ф. Лопухова в развитии советского балета.

Юрий Николаевич Григорович. Новые постановки классических балетных спектаклей: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Жизель» и др.

Константин Михайлович Сергеев. Проблемы расовой дискриминации – ведущая тема балета К. Караева «Тропою грома». Использование африканского фольклора.

Ростислав Владимирович Захаров. Пушкинская тема в творчестве Захарова. Балет Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Общая характеристика балета.

Вахтанг Михайлович Чабукиани. Театр Шекспира в балете А.Д. Мачавариани «Отелло».

5.4. Выдающиеся исполнители: А. Павлова, Г. Уланова, М. Плисецкая, А. Мессерер, В. Васильев, К. М. Лиепа, М. Лавровский, Е. Максимова, Р. Стручкова и др. (по усмотрению педагога).

Краткая характеристика исполнительского искусства вышеуказанных мастеров.

6.1. Проникновение в Россию зарубежного бального танца.

Учреждение Петровских ассамблей в Петербурге (1718 г.). Танцы на ассамблеях. Исполнение наряду с зарубежными бальными танцами русских народных плясок. Быстрое распространение бальных танцев (французская кадриль, менуэт, гавот алеман) в широких кругах населения.

6.2. Танцевальная культура Х VIII – ХIХ веков (музыка, костюм, прическа, этикет).

Роль костюма и прически в истории человеческой культуры. Эстетическое формирование костюма на основе его функционального значения. Национальные костюмы. Понятие «моды».

Пути и общие закономерности развития костюма и прически. Общие тенденции развития в рамках художественного стиля эпохи. Прически, новое в косметике, парики.

Роль Франции в развитии культуры Х VIII века. Краткая характеристика политического, экономического положения этого периода. Париж – диктатор моды.

Заподноевропейский и русский костюм ХIХ века. Общая характеристика эпохи.

6.3. Современный танец и его особенности.

Айседора Дункан. Творчество Айседоры Дункан и ее влияние на развитие современного танца. Пластический и ритмопластический танец, его жизнь и судьба в России.

Мероприятия по проведению текущей и промежуточной аттестации могут проходить в различных формах: в форме письменной работы на уроке, беседы на уроке, подготовке материалов для сообщения на какую-либо тему или письменной работы (реферата).

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В выпускном 7 классе учащиеся сдают итоговую аттестацию, которая проводится в форме выпускного (устного) экзамена или защиты рефератов по предмету (по усмотрению образовательного учреждения).

Предполагаемые результаты освоения программы

По окончании 6 класса:

• знание балетной терминологии;

• знание средств создания образа в хореографии;

• знание образцов классического наследия балетного репертуара;

• знание основных этапов развития хореографического искусства;

• знание основных отличительных особенностей хореографического искусства исторических эпох.

По окончании 7 класса:

• знание образцов классического наследия балетного репертуара;

• знание основных этапов развития хореографического искусства;

• знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;

• знание имен выдающихся представителей и творческого наследия русского и советского балета;

• знание основных этапов становления и развития русского балета;

• умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержательности, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМЫ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Форму и график проведения промежуточной аттестации по предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно (контрольные уроки, зачеты, проводимые в виде устных опросов, или написание рефератов).

По завершении изучения учебного предмета обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Формы текущего контроля:

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

На зачете или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Критерии оценивания ответов

Полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения.

Отметка отражает ответ с небольшими недочетами.

Ответ с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д.

Комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.

Отражает достаточный уровень подготовки и учащегося на данном этапе обучения.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Изучение предмета ведется в соответствии с учебным планом. Педагогу, ведущему предмет, предлагается самостоятельно, творчески подойти к изложению той или иной темы. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: уровень общего и хореографического развития учащихся, количество учеников в группе, возрастные особенности учащихся.

При изучении предмета следует широко использовать знания учащихся по другим учебным предметам, поскольку правильное осуществление межпредметных связей способствует более активному и прочному усвоению учебного материала. Комплексная направленность предмета требует от преподавателя знания программ смежных предметов. В результате творческого контакта преподавателей удается избежать ненужного дублирования, добиться рационального использования учебного времени.

Желательно, чтобы учащиеся знакомились с новыми балетными спектаклями как классического, так и национального направления. Это позволит им наиболее гармонично соединить теоретические знания о балетном искусстве с существующей практикой создания балетных спектаклей. Следует регулярно знакомить учащихся с современной литературой о балете, журнальными и газетными статьями на тему о хореографическом искусстве, с рецензиями на балетные постановки.

Рекомендуется проводить встречи учащихся с режиссерами и актерами музыкальных и драматических театров, организовывать посещение музеев, выставок, просмотр фильмов-балетов.

Методика преподавания предмета должна ориентироваться на диалогический метод обучения. Необходимо создавать условия для активизации творческих возможностей учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на различные темы, организовывать дискуссии или обсуждения по поводу просмотренного балетного спектакля, выступления хореографического ансамбля, фильма-балета, прочитанной статьи или рецензии на балетный спектакль.

2. Рекомендации по применению методов организации образовательного процесса, направленных на обеспечение качественной теоретической и практической подготовки

Реферат. Форма работы, позволяющая самостоятельно освоить один из разделов программы учебного предмета.

Рекомендуемый план реферата:

1) тема, цель работы;

2) изложение содержания, которое раскрывает тему;

3) результаты работы;

5) использованная литература и другие источники.

Написание реферата можно использовать как один из видов итоговой аттестации по теоретическим предметам.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, олимпиадам. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

3. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Цель: формирование у учащегося способностей к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, формирование умения использовать справочную и специальную литературу.

Как форма учебной работы, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:

• образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);

• развивающую (развитие познавательных возможностей учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи, формирование умения самостоятельно добывать знания из различных источников);

• воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).

Систематическая самостоятельная работа:

• способствует лучшему усвоению полученных знаний;

• формирует потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;

• формирует навыки планирования и организации учебного времени, расширяет кругозор.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету.

Виды внеаудиторной работы:

— выполнение домашнего задания;

— подготовка докладов, рефератов;

— посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.)

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Основная литература

1. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост. Н. Александрова. – СПб: Лань, 2011

2. Бахрушин Ю.А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин. – М.: Просвещение, 1973

3. Блазис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы. СПб: Лань, Планета Музыки, 2008

4. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. – М.: Искусство, 1987

5. Ванслов В.В. В мире искусств / В.В.Ванслов. – М.: Знание, 2003

6. Вашкевич Н.П. История хореографии всех веков и народов. СПб: Лань. Планета Музыки. 2009

7. Деген А.Б. Балет. 120 либретто. Композитор. СПб, 2008

8. Деген А.Б. Мастера танца. Музыка. М., 1994

9. Дубкова С.А. Жар-птица. Балетные сказки и легенды / С.А. Дубкова. – М.: Белый город, 2009

10. Еремина-Соленикова Е.В. Старинные бальные танцы. Новое время.– М.: Планета музыки, 2010

11. Жемчугова П.П. Балеты. СПб: «Литера», 2010

12. Житомирский Д.В. Балеты Чайковского. Гос. муз. издательство. М., 1957

13. Иванов В.Г. Русские танцовщики XX века / – Пермь, 1994

14. Красовская В.М. Балет сквозь литературу. – СПб: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005

15. Красовская В.М. История русского балета: учебное пособие / СПб: Лань, 2008

16. Коптелова Е.Д. Игорь Моисеев. Академик и философ танца. СПб: Лань, Планета Музыки, 2012

17. Левинсон М. История костюма. Полная хрестоматия. М., 2008

18. Никульский А. Балерины. Издательское содружество. М., 2008

19. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985

20. Слонимский Ю.И. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. М.-Л.: «Искусство», 1950

21. Соловьев Н.В. Мария Тальони. СПб: Лань, Планета Музыки, 2011

22. Худяков С.Н. Всемирная история танца. Эксмо. М., 2009

2. Дополнительная литература

1. Баланчин Д. Сто один рассказ о большом балете. Крон-Пресс. М., 2004

2. Богданов-Березовский В.М. Галина Сергеевна Уланова. – М.: Искусство, 1961

3. Брун В. История костюма от древности до нового времени. М., 1999

4. Ваганова А. Статьи, воспоминания, материалы. – Л.,1958

5. Вальберх И.И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. СПб: Лань, Планета Музыки, 2010

6. Гольцман А.М. Советские балеты. Советский композитор. М., 1985

7. Демидов А. Лебединое озеро. М., Искусство, 1985

8. Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры / худож. В. Косоруков. – М.: Дет. лит., 1989

9. Дешкова И.П. Иллюстрированная энциклопедия балета в рассказах и исторических анекдотах для детей и родителей. – М.: «Конец века», 1995

10. Константинова М. Спящая красавица. М., Искусство, 1990

11. Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии / Ф.В. Лопухов. – М.: Фолиум, 2003

12. Львов-Анохин Б.А. Балетные спектакли последних лет. «Знание». М., 1972

13. Надеждина Е.Н., Эльяш Н.И. «Большой балет» (Основные этапы развития советского балета). Изд. «Знание». М., 1964

14. Нанн Д. История костюма 1200-2000. М., Артель АСТ, 2003

15. Журнал «Балет» («Советский балет») с 1980 г. по 2011 г.

16. Плисецкая М.М. Читая жизнь свою. М.: АСТ, 2010

17. Тимофеева Н.П. Мир балета. История. Творчество. Воспоминания. – М.: Просвещение, 1996

18. Русский балет: энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. – М.: Согласие, 1997

19. Энциклопедия «Балет». CD, 2003

3. Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров

1. Видеозаписи балетных спектаклей (фрагменты) в различных редакциях с участием выдающихся исполнителей:

• «Бахчисарайский фонтан» А.Асафьев

• «Золушка» С. Прокофьев

• «Каменный цветок» С.Прокофьев

• «Красный мак» Р.Глиэр

• «Лебединое озеро» П.Чайковский

• «Пламя Парижа» А.Асафьев

• «Ромео и Джульетта» С. Прокофьев

• «Спящая красавица» П.Чайковский

• «Тщетная предосторожность» Л.Герольд

2. Видеозаписи концертных номеров:

• из серии выпусков «Мастера русского балета»;

• с конкурсов и фестивалей различных направлений;

• Государственного ансамбля народного танца им. И.А.Моисеева; Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»; Государственного хора имени М.Пятницкого; Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова, Театра танца «Гжель» и др.

3. Видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградова, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина и др.

4. Видеозаписи балетных спектаклей и концертных номеров с участием выдающихся современных исполнителей.

5. Видеозаписи (фрагменты) мюзиклов, оперетт, опер и т.д.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *