история русской литературы программа

Программа курса «История русской литературы» (Х – Х1Х вв.)

история русской литературы программа. Смотреть фото история русской литературы программа. Смотреть картинку история русской литературы программа. Картинка про история русской литературы программа. Фото история русской литературы программа

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории русской журналистики и литературы

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Автор – ст. преподаватель

В в е д е н и е

Литературный процесс X-XIX веков в целом рассматривается в его тесной связи с литературным процессом предшествующих и последующих веков, что даст возможность слушателям увидеть «живую связь времен».

Основное место в курсе занимают монографические лекции, очерки творчества писателей. Они связаны с обобщающими лекциями, в которых дается историко-литературный контекст эпохи.

На отдельных лекциях студентам предлагается летопись определенной эпохи. Показ «синхронного среза» литературного процесса позволяет привлечь внимание студентов к факту сосуществования писателей в одном временном отрезке, осветить общественно-литературное явление в его исторической последовательности и сложном многообразии.

Задачей курса является освещение национальной самобытности русской литературы, своеобразия ее исторического пути.

В курсе лекций постоянно подчеркивается неразрывная связь русской литературы с общественным движением эпохи, историей общественной мысли, журналистики, историей философии, русской культурой и искусством.

Цель курса – обогатить и систематизировать знания студентов в области отечественной истории и культуры, научить свободно ориентироваться в сложных явлениях российской словесности, воспринимать ее как важнейшую составляющую мирового литературного процесса.

Внимание слушателей обращается на духовное, нравственное, художественное богатство русской литературы, ее непреходящие общечеловеческие ценности, на ее пророческую учительскую миссию.

Программа предназначается для слушателей спецотделения факультета журналистики, получающих второе высшее образование

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Значение древнерусской литературы для русской духовной культуры. Познавательное и эстетическое значение древнерусской литературы. Ее место в развитии русской культуры. Связь с иконописью, музыкой, архитектурой. Традиции древнерусской литературы в литературе последующих эпох

НАЧАЛО ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(конец X – первая половина XI в.)

Возникновение древнерусской литературы. Роль письменности и устного народного творчества в формировании литературы. Принятие христианства.(988 г.) Значение христианства в политической и культурной жизни Киевской Руси. Связь с Византией, со славянскими странами, со странами Западной Европы и Востока.

ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

«Поучение чадам» Владимира Мономаха. Жанр поучений. Личность. Идеал правителя, князя-воина. Публицистичность. Нравственно-религиозный аспект политического завещания Владимира Мономаха.

«Хождение игумена Даниила в «Святую землю». Возникновение жанра путешествия, странствия, путевых заметок. Древнейшее повествование русского паломника о своем странствии в Иерусалим. «Хождение» как литературный жанр. Паломнические «хождения» как форма путевых записок. Яркая своеобразная личность Даниила и его рассказ о «Земле обетованной». Традиции жанра «хождения» в русской литературе.

Идейно-художественные особенности переводных повестей: «Александрия», «Девгениево деяние», «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Повесть о Варлааме и Иоасафе» – христианизированное житие Будды.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Усиление княжеских междоусобиц, нашествие татаро-монголов. Потеря Киевом общерусского значения. Новые политические и культурные центры. Трагическое время оскудения земли русской. Проблема общерусского единства в литературных памятниках.

Повести о татарском нашествии. Героика и патриотизм. «Повесть о битве на реке Калке» (1223 г.), «Повесть о приходе Батыя на Рязань» (1237 г.), военные повести.

Серапион Владимирский и его «Слова». Лиризм и драматичность в оценке событий.

Агиографическая литература периода татаро-монгольского нашествия. «Житие Меркурия Смоленского», «Сказание об убиении в ».

«Слово о погибели Русской земли». Гражданственность и патриотический пафос памятника, его лиризм и поэтичность.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ОБРАЗОВАНИЯ

«Задонщина». Поэтичность повести, ее связь с поэтикой фольклора. «Задонщина» и «Слово о полку Игореве». Сходство и различие памятников. Историческое своеобразие «Задонщины». Особенности композиции и стиля.

«». Нравственное и политическое значение «Жития». Личность Сергия. Воплощение нравственного идеала эпохи. Роль Троицко-Сергиева монастыря в истории духовной жизни древней Руси.

«Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера. Падение Константинополя под ударами турок в 1453 г. Историко-философское осмысление событий в повести.

Повести о Вавилонском царстве. «Сказание о князьях Владимирских». Политическая направленность произведений. Постановка и решение проблемы преемственности Русью-Москвой знаков царского достоинства, царской власти. Историко-легендарный характер повестей и их литературные особенности.

Идейно-религиозные течения второй половины XV в., антицерковная и внутри церковная борьба («иосифляне» и «заволжские старцы»). Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.

Развитие в XV веке областных литератур, отстаивание ими политической и церковной самостоятельности.

Литературные памятники Новгорода. Развитие летописания. Легендарные и житийные произведения, возвеличивающие прошлое Новгорода. «Житие Зосимы и Савватия Соловецких».

«Повесть о новгородском белом клобуке»-о предопределенности перехода духовной власти из Рима в Новгород. Политическая тенденциозность новгородской литературы.

Псковская литература. «Повесть о Довмонте Псковском». «Повесть о Псковском взятии». Лиризм и драматизм повести.

Тверская литература. Москва и Тверь. «Слово похвальное» тверскому князю Борису Александровичу инока Фомы. Агиографическая литература: «Повесть об убиении Михаила Ярославича Тверского».

«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, его патриотизм, любознательность, веротерпимость. Описание Индии. Особенности жанра и стиля.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА УКРЕПЛЕНИЯ РУССКОГО

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XVI в.)

Расцвет русской публицистики XVI века, вызванный остротой политической борьбы внутри светской и церковной власти.

Сочинения митрополита Даниила и Максима Грека. Идеологическая острота, ясность и целеустремленность авторской позиции. Проблематика публицистики Максима Грека, ее жанровое многообразие. Полемический философский трактат «Беседа ума с душой», приемы аллегории. Защита интересов монастырских крестьян в «Слове о покаянии». Стиль и язык публицистических произведений Максима Грека.

Публицистические сочинения Ивана Пересветова, их политическая тенденциозность: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомет-салтане». Антибоярская направленность. Программа государственных преобразований, необходимых для упрочения единодержавной власти. Черты памфлетности, прием иносказания в публицистике Пересветова.

Андрей Курбский и его публицистические письма к Ивану Грозному, выражение в них идеологии опального боярства. Композиция писем, риторичность стиля и книжность языка.

Иван Грозный как писатель-публицист. Личность Грозного в его письмах к Курбскому, в послании к старцам Кирилло-Белозерского монастыря. Обоснование Грозным законности единодержавной власти, памфлет против боярской знати. Автобиографические элементы в письмах к Курбскому. Новые черты в стиле и языке писем. Эмоциональность, экспрессия, соединение книжного языка с просторечным. Литературное значение сочинений Ивана Грозного.

«История о Казанском царстве»— публицистическая повесть о покорении Казани в 1552 году. Апология могущества Московского государства и его царя Ивана IV. Художественное воплощение публицистической идеи

Особая эпоха в развитии литературного процесса. Характеристика «смутного времени». Отражение в посланиях, «подметных письмах» борьбы с польско-шведской интервенцией. Политическая тенденциозность произведений этого времени: «Повесть 1606 г.», «Новая повесть о преславном Российском царстве», «Плач о конечном пленении и разорении Московского государства». Осмысление причин смуты в публицистике XVII в. Образ самозванца в публицистике «смутного времени».

«Новая повесть о преславном Российском царстве» — наиболее яркое по публицистическому пафосу и литературной выразительности произведении. Ритмизация речи, сочетание риторического книжного стиля, библейской образности с просторечием, живым народным языком.

Эволюция жанра жития в XVII веке. «». Сочетание житийных элементов с биографической повестью.

Новое в жанре исторического повествования. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». Демократизация жанра. Поэтичность повести, влияние казачьего фольклора на стилистику. Патриотический пафос. Традиция и новаторство в жанре и стиле воинской повести.

Повести о начале Москвы.Общественно-политические события второй половины ХУП века. Воссоединение Украины с Россией (1654 г.), сближение с Западной Европой. Роль Украины и Белоруссии в развитии русского литературного процесса. Усиление светских элементов в литературе XVII века. Появление новых жанров: бытовой повести, сатиры, виршевой поэзии.

Бытовая повесть. «Повесть о Горе и Злосчастии». Связь сюжета с евангельской притчей о блудном сыне. Характерные черты молодого поколения в обобщенном герое повести. Связь повести с фольклором.

«Повесть о Савве Грудцине»- русская вариация на тему средневековых легенд о Фаусте. «Пестрота жизни», исторические, бытовые и вымышленные элементы в повести. Демонологические мотивы – сюжет: «договор человека с дьяволом» в мировой литературе.

«Повесть о Фроле Скобееве». Светский характер повести. Новые черты в образе героя.

Демократическая сатира второй половины XVII века.

«Повесть о Шемякином суде» и «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове». Злободневность сатиры. Обличение судебных порядков, социальной несправедливости. Связь приемов сатирических обобщений с народной сказкой.

«Азбука о голом и небогатом человеке». Протест против социального неравенства. Использование формы дидактических азбуковников. Ирония и афористичность стиля. Значение демократической сатиры в развитии реалистических тенденций в литературе.

Раскол в русской церкви. Причины и сущность раскола. Кружок «древнего благочестия». Старообрядческая литература. Идеолог старообрядчества «огнеопальный» протопоп Аввакум ().

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — образец раннего автобиографического жанра. Автобиографизм «Жития». Личность Аввакума. Обличение представителей церковной и светской власти. Демократизм и публицистичность «Жития». Новое в литературных приемах (обытовление библейских персонажей и агиографических сюжетов). Позиция Аввакума в спорах об иконном писании. Тургенев, Л. Толстой, Горький о личности, стиле и языке Аввакума. «Аввакумово начало» в русской литературе.

«Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого и ее связь со «школьными драмами». Интермедия. Истоки классицизма в творчестве Полоцкого.

Творчество Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.

Возникновение придворного театра и его репертуар.

Переводная литература второй половины XVII века. Жанры переводной литературы. Переводной рыцарский роман на Руси: повесть о Бове Королевиче, о Василии Златовласом, о Петре Златых ключей. Обработка восточного сюжета в повести о Еруслане Лазаревиче.

Традиции древнерусской литературы в творчестве писателей XVIII-XX вв.

Значение древнерусской литературы, ее вклад в наше духовное наследие.

КРУГ ЧТЕНИЯ ПО КУРСУ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет».

«Поучение чадам» Владимира Мономаха.

«Слово о Законе и Благодати» Илариона.

«Сказание о Борисе и Глебе».

«Слово о полку Игореве».

«Киево-Печерский патерик». «Хождение игумена Даниила в Святую землю». «».

«Повесть о приходе Батыя на Рязань».

«Слово о погибели Русской земли».

«Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». «Сказание о князьях Владимирских».

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

«Повесть о Петре и Февронии».

«История о Казанском царстве». Иван Пересветов «Сказание о Магмет-салтане». и Андрея Курбского. «Домострой». «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». «Повесть о Горе-Злосчастии». «Повесть о Фроле Скобееве». «Повесть о Ерше Ершовиче». Симеон Полоцкий «Комедия притчи о блудном сыне».

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

История древней русской литературы. Изд. 7-е. М., 1966

История древней русской литературы. Изд. 5-е. М., 1989

Татаринова древней русской литературы. Методические указания для студентов-заочников. МГУ.

Лекции и статьи по истории древней русской литературы. 2-е изд., Л., 1987

История русской литературы в 4 т. Л., 1980, Т.1

Литература Древней Руси. Хрестоматия (сост. ). М., 1990

«Изборник» (Сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969

«Повесть временных лет» (Подготовка текста ), М. Л., 1950, ч. 1-2

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. Ш. ч. 1. Спб., 1992. Вып. 1У. Ч. 2. Спб., 1993

«Слово о полку Игореве»: Древнерусский текст, переводы и переложения. М., 1986

«Сказание и повести о Куликовской битве» (изд. 7 подгот. и ). Л., 1982

«Повесть о Петре и Февронии» (подгот. текста ). Л., 1979

с Андреем Курбским. Л., 1979

Пустозерская проза. М., 1989

Андрианова- Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974

Литература Древней Руси. М., Л., 1966

Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров, сюжетного повествования в древнерусской литературе. Л., 1970

Значение преподобного Сергия для русского народа и государства. В кн.: Исторические портреты. М., 1991

Древнерусские жития святых как исторический источник. М., Наука, 1988

«Слово о полку Игореве» и культура его времени. 2-е изд., Л., 1985

Возникновение русской литературы. М., Л., 1952

Человек в литературе Древней Руси. М., 1970

Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М., Л., 1969

Великое наследие. М., 1975

О русской истории и культуре. Спб.,2ООО.

«Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971

Повесть временных лет. Пг., 1916. Т.1

Святые Древней Руси. М., 1990

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII в.

Литература XVIII века — важный этап в развитии национальной русской литературы на пути к мировому признанию. Национальная самобытность русской литературы XVIII века. Влияние европейской культуры. Преемственная связь с древнерусской литературой, фольклором. Восприятие литературой XVIII века учительской миссии древнерусской литературы.

Период образования русской нации, утверждения исторической роли русского государства. Формирование национального сознания, реформы Петра I. Новая культура и литература. Особенность русской литературы XVIII века как литературы «века Просвещения». Активная защита петровских реформ писателями-просветителями: Феофаном Прокоповичем, Кантемиром, Тредиаковским, Ломоносовым, Сумароковым. Особая роль русских писателей в развитии философской, социальной и эстетической мысли столетия.

Возникновение периодической печати. Тесная взаимосвязь литературы и журналистики.

ЛИТЕРАТУРА ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ

Переходный период в русской общественной жизни, культуре и литературе. Преобразования Петра I. Процесс «европеизации» России. Проблемы «обмирщения» в идеологии, культуре, быту. Изменение отношений между государством, церковью и «человеком пишущим». Отражение петровских реформ, Полтавской победы в литературе XVIII века и последующих эпохах.

Новое светское искусство. Новая художественная литература. Задача создания культуры общеевропейского типа и в то же время глубоко национальной. Ее экспериментальный творческий характер.

Переводная проза, ее роль в развитии русской литературы: «Юности честное зерцало» (1717), «О законах брани и мира», «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708).

Публицистика петровского времени. Издание первой официальной газеты «Ведомости». Расцвет ораторского искусства, жанра проповеди, слова. Ораторская деятельность Стефана Яворского, Феофана Прокоповича.

Рукописная литература. Анонимные повести, «История о российском матросе Василии Кориотском», «История об Александре, российском дворянине» и др. Новые черты по сравнению с литературой XVII века. Особенности поэтики, элементы барокко. Отражение в повестях просветительских и публицистических идей петровского времени. Прагматические отношения государства и литературы, стремление использовать литературу для нужд государства. Развитие стихотворства. Новые жанры: любовная песня, кантата. Панегирическая лирика.

Театр и драматургия петровского времени. Поэтика пьес «школьного» театра. Новый светский репертуар. Панегирические и триумфальные пьесы («Слава российская» и др.). Интермедии как прообраз русских комедий.

Народная литература петровского времени. Двойственное отношение к Петру I в фольклорных произведений. Зарождение литературной критики. Русское искусство петровской эпохи.

Крупнейший деятель петровской эпохи, талантливый публицист, писатель, «ученый монах». «Просветитель в рясе». Выразитель идей и духа петровской эпохи, идеолог и сподвижник Петра I. Феофан и «ученая дружина». Публицистика «Слова и речи», «Духовный регламент». Поэзия, панегирическая поэма «Епиникион». Драматургия. Патриотический пафос в «Слове на погребение Петра Великого». Жанр «Слова» в творчестве Феофана Прокоповича. Общекультурная и историческая роль Феофана Прокоповича.

ЛИТЕРАТУРА 30-50-х гг. XVIII века

Характеристика послепетровской эпохи. «Ученая дружина» в борьбе с реакцией, стремившейся уничтожить петровские преобразования Открытие академии наук, Московского университета. Культура и искусство. Создание постоянного русского театра.

Классицизм как направление и художественный метод в литературе и искусстве. Особенности европейского классицизма. Теоретическое обоснование классицизма в «Поэтическом искусстве» Буало. Своеобразие русского классицизма. Связь с просветительством, обличительная направленность. Жанровая система, теория «штилей».

Антиох Дмитриевич Кантемир ()

Публицистика и сатиры. Просветительство Кантемира. «Первый светский поэт на Руси» (Белинский). Сатиры Кантемира как литературное средство общественной борьбы и формирования общественного мнения. Публицистичность и морализм его сатир.

Значение Кантемира в истории русской литературы.

Василий Кириллович Тредиаковский ()

Место Тредиаковского в истории русской литературы.

Михаил Васильевич Ломоносов ()

Образ Петра I в поэзии и публицистике Ломоносова. Органическое слияние науки и поэзии в стихотворении Ломоносова «Письмо о пользе стекла». «Оды духовные» в творчестве Ломоносова.

Место и значение Ломоносова в развитии русского классицизма, русской литературы.

Александр Петрович Сумароков ()

ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVIII века (60-90 гг.)

Россия первых лет царствования Екатерины II. Социальная программа и литературное просветительство XVIII века. Ранний просветительный реализм. Екатерининский «просвещенный абсолютизм». «Наказ» Екатерины II. Общественный подъем, вызванный работой комиссии по составлению нового Уложения.

Политика Екатерины II в области журналистики и литературы. Расцвет сатиры в журналистике и литературе. Рост оппозиционных настроений по отношению к абсолютистской монархии, развитие просветительской мысли.

Жанр «слезной» комедии в творчестве : «Мот, любовью исправленный».

Драматургия Екатерины II.

Михаил Дмитриевич Чулков (

Денис Иванович Фонвизин ()

Публицистика Фонвизина как продолжение его драматургии. Сатирический журнал «Друг честных людей, или Стародум». «Всеобщая придворная грамматика» как образец политической сатиры. Эпистолярная и мемуарная проза Фонвизина. «Письма из Франции». «Чистосердечные признания в делах моих и помышлениях».

Место и значение Фонвизина в истории русской литературы.

Ипполит Федорович Богданович ()

Литературная деятельность. Стихотворная повесть «Душенька». Ее роль в дальнейшем развитии «легкой поэзии». Античные источники сюжета, своеобразие их интерпретации.

Гаврила Романович Державин ()

Образ поэта в лирике Державина. Традиции и новаторство в разработке этой темы. Поэтическое мастерство. «Говорящая» живопись его поэзии. Державин как предшественник Пушкина.

Александр Николаевич Радищев (1749-18О2)

Творческий путь. Политические, философские и эстетические взгляды Радищева. Проблематика и жанровое своеобразие « Ушакова». Проблема патриотизма: «Беседа о том, что есть сын отечества». «Путешествие из Петербурга в Москву». История написания, опубликования. Судьба книги. Проблематика, художественный метод книги. Образ путешественника. Народ в «Путешествии из Петербурга в Москву». Ода «Вольность» как первое произведение русской революционной поэзии. Ее политическая, историческая, философская проблематика. Органическая связь «Путешествия…» с развитием русской общественной мысли. Основные моменты политических и философских расхождений Пушкина и Радищева.

Философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». «Дневник одной недели». Поэзия последних лет жизни («Осьмнадцатое столетие».)

Значение Радищева в истории русской литературы. Преемственность идей Радищева последующими поколениями.

Николай Михайлович Карамзин ()

Значение русской литературы XVIII века для последующего литературного процесса.

КРУГ ЧТЕНИЯ ПО КУРСУ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVШ в.

«История о российском матросе Василии Кориотском».

«Юности честное зерцало»

Творцу сатиры «К уму своему». Трагикомедия «Владимир». Похвальные «Слова»

Сатиры: «К уму своему». «Филарет и Евгений». «О воспитании».

Стихи похвальные России. Тилемахида.

Ода на взятие Хотина. Ода на восшествие на престол Елизаветы Петровны и др. Утреннее размышление…. Вечернее размышление. Письмо о пользе стекла. Разговор с Анакреоном. Гимн бороде.

Трагедии: «Синав и Трувор». «Дмитрий Самозванец»

Комедии: «Опекун»». «Рогоносец по воображению»

Притчи (по хрестоматии), «Наставление хотящим быть писателями»

«Лисица-казнодей». «Послание к слугам моим». «Бригадир». «Недоросль». «Всеобщая придворная грамматика». «Письма из Франции».

Путешествие из Петербурга в Москву. Ода «Вольность». Беседа о том, что есть сын отечества. Осьмнадцатое столетие

Письма русского путешественника. Бедная Лиза. Марфа-посадница. Остров Борнгольм. Поэзия

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

История русской литературы и журналистики XVIII века. М., МГУ. 2001

Алпатова русской литературы ХУШ века. М., 1998

История русской комедии 18 века. Л., 1977

Русская эстетика 18 века. М., 1983

Архитектура русского барокко. М., 1978

Гаспаров истории русского стиха. М., 2000

Екатерина II. Записки императрицы. М., 1989

Екатерина Дашкова. Записки г. Л., 1985

Поэты XVIII века: А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков. М. Херасков, М. 1984

Русская музыка XVIII века. М., 1965

Исторические портреты. М., 1990

Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. М., 1996

Литература русского сентиментализма: Эстетические и художественные искания. Л., 1994

Митрополит Евгений (Болховитинов) Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина. М., 1995

Михаил Васильевич Ломоносов. Ростов-на-Дону. М., 1997

Во главе двух академий. М., 1983

Сотворение Карамзина. М., 1987

Любовь в письмах выдающихся людей XVIII и XX вв. М., 1990

Денис Фонвизин: творческий путь. М., Л., 1961

Русский сентиментализм. М., 1977

— издатель «Московского журнала» (). М., 1978

Пушкин и русская литература ХШУ века. Спб., 1995

Н. Писатели Петровского времени. Литературно-эстетические взгляды. Путевые записки. М., 1989

Ода как ораторский жанр

Последний летописец. М., 1989

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века

Национальное своеобразие русской классической литературы XIX века. «Золотой век» русской литературы. Утверждение русского реализма, создание вершинных произведений, начало мирового признания. Общественный, публицистический, философский, социально-психологический, нравственно-религиозный роман.

Духовные искания русских писателей.

Общая характеристика литературного процесса. Основные литературные течения, школы, полемика между ними. Литературно-общественная мысль, журналистика, публицистика, культура и искусство Х1Х века Закономерности исторического развития и принципы периодизации русской литературы XIX века.

Мировое значение русской классической литературы XIX века.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века

Литературное движение годов

Общая характеристика общественно-литературной жизни первых десятилетий XIX века. Общественный подъем и оживление литературной жизни. «Дней Александровых прекрасное начало» и литературный процесс. Просветительство. «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Панина, И. Борна, В. Попугаев. Творчество : прообраз первого русского романа «Российский Жильблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова», повесть «Два Ивана, или страсть к тяжбам».

Первые крупные произведения русского реализма: «Горе от ума» Грибоедова, начальные главы «Онегина», «Борис Годунов» Пушкина. Особенности формирования реалистического метода в русской литературе.

Иван Андреевич Крылов ()

Творческий путь. Особое место басен Крылова в русской литературе. Отражение в них событий общественной и литературной жизни, тема войны 1812 года. Роль Крылова в создании русского литературного языка.

Василий Андреевич Жуковский ()

Константин Николаевич Батюшков ()

Александр Сергеевич Грибоедов (1795(1794)-1829))

Творческий путь. Раннее творчество. История создания комедии

Литературные замыслы, судьба Грибоедова после восстания декабристов. Значение Грибоедова в развитии русской литературы.

Литературное движение годов

— родоначальник русской реалистической критики. Формирование реалистической концепции русской литературы.

Александр Сергеевич Пушкин ()

Значение творчества для русской и мировой литературы.

Поэты пушкинской поры

Д. Давыдов ()— самобытный «поэт в эполетах», поэт-партизан, казак, герой Отечественной войны 1812 года, военный писатель. Популярность его «гусарской» лирики, своеобразие ее стиля: «Долой, долой крючки // От глотки до пупа!». Пушкин о поэзии Давыдова.

Д. Веневитинов () – один из «архивных юношей», лидеров кружка «любомудров», поэт-философ и литературный критик, первым высоко оценивший роман Пушкина «Онегин»: «Это единственная статья, которую я прочес с любовию и вниманием». Веневитинов и возникновение философского течения в русском романтизме.

поэт студенческой молодежи. «Из страны, страны далекой…», «Пловец». Историческая тема в поэзии Языкова. Переход на славянофильские позиции : «Не нашим».

Евгений Абрамович Баратынский ()

Михаил Юрьевич Лермонтов ()

Судьба поэта. Романтический характер раннего творчества. Основные мотивы лирики. Юношеские поэмы. Кавказ в его творчестве. Лермонтов и «русский байронизм». Драматургия Лермонтова. Лермонтовский герой, образ благородного свободолюбивого героя. Черты романтизма и реализма в драмах Лермонтова «Люди и страсти», «Странный человек», «Маскарад».

Значение Лермонтова в истории русской литературы.

Николай Васильевич Гоголь ()

Второй том «Мертвых душ». Сожжение поэмы «Мёртвые души». Неосуществленный замысел третьего тома. Духовная драма Гоголя. «Выбранные места из переписки с друзьями». Развязка «Ревизора». «Размышление о Божественной Литургии». Паломничество писателя на Святую Землю. Переписка с Жуковским Письмо Белинского Гоголю. Ответ Гоголя.

Художественное мастерство Гоголя. Традиции Гоголя в русской литературе. Гоголь и Пушкин. Гоголь и «натуральная школа».

Гоголь в русской критике. Оценка творчества Гоголя в философско-религиозной критике конца XIX – начала XХ вв. (В. Розанов, Д. Мережковский, А. Белый). Гоголь и М. Булгаков. Современное гоголеведение.

Литературное движение 1

Отражение спора западников и славянофилов в русской литературе. Проблемы исторических судеб России. Политическая, философская и литературная платформа славянофилов: А. Хомяков, И. И К. Аксаковы, И. и П. Киреевские. Влияние утопического социализма на общественно-литературную жизнь эпохи. Работы Белинского, Герцена, участие Достоевского в кружке петрашевцев.

Роль «натуральной школы» в развитии русского критического реализма.

Александр Иванович Герцен ()

Художник, мыслитель, журналист, публицист. Место Герцена в полемике западников и славянофилов. Судьба Герцена. Духовная драма, отразившаяся в «Письмах из Франции и Италии». Идея русского социализма. Создание вольной русской прессы за рубежом. Роман «Кто виноват?». Широкий охват действительности, глубина философского осмысления в книге «Былое и думы». Проблематика, своеобразие жанра, стиля: сочетание исповеди с яркой страстной публицистичностью и художественностью. Роль Герцена в истории русской литературы и журналистики.

Сергей Тимофеевич Аксаков ()

Своеобразие творческого пути. «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника»- оригинальное «чувство природы».

«Семейная хроника», «Детские годы Багрова внука» в мемурно-автобиографической прозе эпохи.

Семья Аксаковых как явление русской культуры.

КРУГ ЧТЕНИЯ ПО КУРСУ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века (I половина)

Волк и ягненок. Листы и корни. Воспитание Льва. Волк на псарне. Ворона и Курица. Квартет. Конь и Всадник. Сочинитель и Разбойник.

Сельское кладбище. Вечер. Певец во стане русских воинов. Теон и Эсхин. Невыразимое. Лалла Рук. Воспоминание («О милых спутниках. которые наш свет…»). Море. Людмила. Светлана.

Элегия («Как счастье медленно проходит…»). Видение на берегах Леты. Мои Пенаты. К Дашкову. Воспоминания («Я чувствую, мой дар в поэзии погас…»). Из цикла «Подражания древним».

Гусарский пир. Песня старого гусара. Ответ («Я не поэт…»). Современная песня

К временщику. «Я ль буду в роковое время…».

Из цикла «Думы»: «Смерть Ермака». «Иван Сусанин». Войнаровский.

Сон русского на чужбине. Песнь узника («Не слышно шума городского…»).

Жизнь. 19 октября 1837 года. Участь русских поэтов.

Негодование. Три века поэтов. Русский Бог. Я пережил…. Поминки. Записные книжки.

Вдохновение. Русская песня («Соловей мой, соловей…»). Идиллия

Элегия (Свободы гордой вдохновенье!…). («О, ты, чья дружба…»). Водопад. Пловец («Нелюдимо наше море…»).

Сонет («К тебе, о чистый дух, источник вдохновенья…»). Моя молитва. Три участи. Жизнь. К моему перстню.

Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести. Ревизор. Женитьба. Театральный разъезд. Мертвые души. Выбранные места из переписки с друзьями. Ответ Белинскому( Письмо 1847г.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *