история ставрополья рабочая программа и поурочные рекомендации 5 10 класс
Рабочая программа спецкурса «История Ставропольского края» для 10 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Левокумского района Ставропольского края
на МО Директор МКОУ СОШ №4
Протокол № от _____ ______ 2019 г.
от ____ ____2019 г.
На заседании методического совета
От ______ _______2019 г.
Рабочая учебная программа
« ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ»
основного общего образования
учителем истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка СПЕЦКУРСА
«История Ставропольского края»
Рабочая программа составлена на основе: Примерная программа основного общего образования по истории 5-11 класс для образовательных учреждений.
Региональный учебник для общеобразовательной школы «История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года»: под редакцией профессора, доктора исторических наук В.П.Невской Е.В., Ставропольский краевой ИПКРО, 2009.;
Цель курса : содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего края.
образовательные: структура программы позволяет познакомить обучающихся с многонациональным составом населения Ставропольского края, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в обучающихся наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; этику общения; гордость за свою принадлежность к историческому прошлому СК.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и обучающегося;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, обучающиеся могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни края, актуальность, воспитательная ценность.
Занятия спецкурса проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 18 часов в год.
Особенности организации внеклассной деятельности обучающихся по спецкурсу «История Ставропольского края» в 10 классе.
технология дифференцированного обучения;
технология личностно-ориентированного обучения;
технология информационно-коммуникативного обучения;
технология здоровьесберегающего обучения.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение обучающихся. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «История Ставропольского края » необходимо использовать такие формы проведения занятий как заочные путешествия в историю, устные журналы, экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Требования к уровню подготовки ОБУЧАЮЩИХСЯ:
основные факты, подходы и явления, характеризующие данный период в истории Ставропольского края
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся 10 класса должны знать:
географическое положение края, символы края;
историю Ставропольского края от древнейших времен;
основные вехи развития средневековья степного края;
историю возведения Азово-Моздокской оборонительной линии;
основные вехи развития Ставропольского края в первой половине XX в.в.
основные вехи развития Ставропольского края во второй половине XX века.
находить Ставропольский край на карте России;
Знать и уважать историю и культуру народов, проживающих на территории Левокумского района, на территории на Ставропольского края.
проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;
критически анализировать полученную информацию;
участвовать в дискуссиях, в проектной деятельности, в учебно-исследовательской работе;
формулировать и аргументировать собственную позицию по различным вопросам;
Ожидаемый результат. Работа над курсом предполагает формирование таких компетенций и способностей школьников, как
— развитие личности и ее самореализация на основе готовности к непрерывному образованию,
— компетентности «научить учиться»;
— толерантности жизни в поликультурном обществе;
— высокой социальной мобильности.
Распределения учебного материала и учебного времени в 10 классе:
Объем учебного времени
Разделы примерной программы
Резерв учебного времени
Раздел I . Географическое положение края.
Раздел II. История Ставропольского края от древнейших времен.
Раздел III. Средневековье степного края.
Раздел IV. Степной форпост России.
Раздел V. Ставропольский край в первой половине XX века
Раздел V I . Ставропольский край во второй половине XX века.
Раздел V II . Культура, традиции, религия народов Северного Кавказа и Ставрополья.
Защита творческих работ
Настоящая Программа составлена на основе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, ФГОС общего образования обучающихся ; авторской программы «Ставропольеведение». Ставрополь: Издательство СГУ, 2005г., автор – составитель Румынина Н.С.; материала под редакцией А.И. Кругова «Ставропольский край в истории России» и материала «История СК от древнейших времен до 1917 года» под редакцией профессора, доктора исторических наук В.П. Невской.
Рабочая программа спецкурса « История Ставропольского края» в 10 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся и способствует их умственному развитию.
Адресат: рабочая программа по спецкурсу « История Ставропольского края» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа спецкурса « История Ставропольского края» включает в себя 7 разделов и 17 занятий.
Раздел – 1. Географическое положение края.
Географическое положение края, района, своего населённого пункта. Площадь. Границы. Административное деление края. Символы края.
Раздел – 2. История Ставропольского края от древнейших времен.
Древние племена на территории Ставрополья. Древние народы и цивилизации на Ставрополье: скифы и сарматы. Древние народы и цивилизации на Ставрополье: проникновение греков на Ставрополье. Экскурсия в районный музей.
Раздел – 3. Средневековье степного края.
Аланы, гунны и тюрки. Хазарский каганат. Половцы. Славяне-русы на Северном Кавказе. Хозяйство и культура Ставрополья в период раннего средневековья. Завоевание Северного Кавказа монголо-татарами. Ставропольская земля в составе Золотой Орды в 13-18 в.в. Народы Ставрополья (14-18 в.в.) Культура и быт народов в 14-18 в.в.
Раздел – 4. Степной форпост России.
Создание Азово-Моздокской оборонительной линии. Основание села Правокумского. Культура Ставрополья 18-19 в.в.. Выдающиеся деятели науки и культуры России на Кавказе. Декабристы на Кавказе. Кавказская война. Наш край во второй половине 19 века.
Раздел 5. Ставропольский край в первой половине XX в.в.
Социально-экономическое развитие Ставропольской губернии в начале 20 века. Культура в начале 20 века. Ставропольцы на фронтах войн в начале 20 века. Ставрополье в годы революций. Гражданская война и установление советской власти.
Ставрополье в 20 годы. Культурная революция на Ставрополье. Коллективизация. Ставропольцы в годы Великой отечественной войны. Левокумский район в годы войны. Герои Ставропольцы в годы Великой Отечественной войны.
Раздел – 6. Ставропольский край во второй половине XX века.
Раздел V II . Культура, традиции, религия народов Северного Кавказа и Ставрополья.
Защита творческих работ обучающихся по результатам учебного года
Рабочая программа и КТП элективного курса «История Ставрополья» 10 класс 2021-2022 уч.г.
Рабочая программа и КТП составлена к учебнику «История Ставрополья».10 класс:/М.Е.Колесникова,Т.Н.Плохотнюк, Н.Д.Судавцов, Н.Г. Масюкова, В.А.Бабенко, С.Н.Котов(и др.).-Москва:Просвещение,2021
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП элективного курса «История Ставрополья» 10 класс 2021-2022 уч.г.»
Рассмотрена на заседании методического Согласовано зам. директора Утверждена приказом
объединения учителей образовательной по УВР __________________ директора школы области «Общественно-научные предметы» (Фоменко А.А.) №______от_______2021 г
и рекомендована к утверждению « » 2021 г ____________ Ломонос О.С.
протоколом № 1 от _______________
Руководитель МО _________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рабочая программа элективного курса
учителя Боярской Галины Николаевны
2021-2022 учебный год
Нормативную правовую основу настоящей примерной образовательной программы учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее — ФГОС СОО);
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) (далее — ПООП СОО).
Примерная образовательная программа учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования (далее — программа), разработана на основе требований ФГОС СОО и ПООП СОО к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт.
-10 класс: М.Е.Колесникова, Т.Н. Плохотнюк, Н.Д. Судавцов, Н.Г.Масюкова, В.А.Бабенко, С.Н.Котов- Издат. «Просвещение» 2021 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»
Российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа, жителей Ставропольского края и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину, Ставропольский край, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, на территории Ставропольского края.
Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать позиции в познавательной деятельности;
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Рассматривать историю Ставропольского края как неотъемлемую часть истории России;
знать основные даты и временны́е периоды истории Ставрополья;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Ставропольского края;
представлять культурное наследие Ставропольского края;
работать с историческими документами, сравнивать различные исторические документы по истории Ставропольского края, давать им общую характеристику;
анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями региональной истории;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников Ставропольского края на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по истории Ставропольского края;
оценивать роль личности в истории Ставропольского края;
ориентироваться в дискуссионных вопросах истории Ставропольского края ХХ в. и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю Ставрополья как неотъемлемую часть истории России;
знать основные даты и временные периоды региональной истории;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Ставрополья;
представлять культурное наследие Ставропольского края;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по региональной исторической тематике.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
устанавливать аналогии и оценивать вклад Ставрополья в культурное наследие страны;
определять место и время создания исторических документов;
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении современной истории Ставропольского края;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской истории ХХ в.;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам региональной истории с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
История Ставрополья с 1914 г. до начала XXI в.
Ставрополье в годы Первой мировой войны
Влияние Первой мировой войны на политическую и социальную ситуацию, хозяйственную жизнь в стране и на Ставрополье. Поиск новых подходов к организации хозяйственной жизни в условиях войны. Затруднения, связанные со сложностями функционирования транспортной системы. Освоение выпуска военной продукции на Ставрополье. Проблема беженцев. Перелом в массовом сознании населения, недовольство политикой властей. Ухудшение ситуации с продовольственным снабжением населения. Стихийные волнения женщин-солдаток «на почве экономических отношений с торговцами». Героизм ставропольцев на фронтах Первой мировой войны.
Великая российская революция 1917 г. и Ставрополье: события и последствия
Причины и ход развития революционных действий на Ставрополье. Рост политической активности населения. Влияние эсеров. Политическая агитация и просвещение масс в ходе революции. Антивоенные настроения в обществе. Рост дезертирства. Кризис доверия власти. Выступление генерала Корнилова. Рост влияния большевиков в регионе. Разрушение хозяйственной жизни и радикализация массовых настроений. Усиление притока солдат-дезертиров с фронта и поддержка партии большевиков. Провозглашение Ставропольской советской республики.
Гражданская война на Ставрополье
Истоки Гражданской войны. Национализация промышленных предприятий и их закрытие. Рост безработицы на Ставрополье. Реализация Декрета о земле и перераспределение земель в пользу бедняков и малоимущих. Усиление классового раскола в обществе. Основные события Гражданской войны на Ставрополье. Ожесточенность противоборства сил Белого движения и Красной Армии. Падение советской власти на Ставрополье в 1919 г. Рост массового недовольства крестьянства политикой белых. Наступление Красной Армии и поражение антисоветских сил в 1920 г.
Ставрополье в годы нэпа
Влияние нэпа на вывод Ставрополья из состояния послевоенной разрухи, преодоление последствий засухи и голода 1921–1922 гг. Появление коммун, сельхозартелей, ТОЗов и колхозов. Декрет ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. и его последствия для крестьянства Ставрополья. Восстановление промышленного производства и развитие производственной кооперации на Ставрополье. Экономические декреты 1920–1921 гг. Развитие советской системы образования. Возникновение противоречий в социально-экономическом развитии и постепенное свертывание нэпа.
Коллективизация и ее последствия
Идейные истоки коллективизации. Хлебозаготовительный кризис и переход к форсированному курсу коллективизации. Коллективизация на территории Ставропольского и Терского округов. Причины, побуждавшие крестьян вступать в колхозы. Постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Коллективизация и ее основные этапы. Раскулачивание: политика и практика. Хлебозаготовки и голод 1932–1933 гг. на Ставрополье.
Формирование советского культурного пространства на Ставрополье в 1920–1930-х гг.
Борьба с безграмотностью на Ставрополье в рамках «культурной революции». Деятельность чрезвычайных комиссий по ликвидации неграмотности. Поиски новых форм педагогической работы. Формирование структуры высшего профессионального образования. Складывание пространства художественной культуры. Развитие театрального искусства, библиотечной сети и краеведения. Деятельность АХРР. Периодическая печать и музыкальная жизнь Ставрополья. Укрепление межнационального культурного диалога. Антирелигиозная пропаганда. Результаты культурных преобразований на Ставрополье.
Ставрополье в годы Великой Отечественной войны: 1941–1942 гг.
Первые сообщения о начале войны на Ставрополье. Задачи мобилизации: призыв на фронт и перестройка экономики края на выпуск военной продукции. Работа аграриев края, движение передовиков на предприятиях. Сбор средств и оказание помощи фронту. Работа госпиталей по приему раненых с фронта. Помощь освобожденным территориям.
Битва за Кавказ: 1942–1943 гг.
Наступление немецко-фашистских захватчиков на Сталинград и Кавказ. Планы военного командования вермахта. Боевые действия в предгорьях Кавказа и на перевалах Главного Кавказского хребта. Оккупационный режим на территории края. Борьба партизан и подпольщиков с захватчиками. Изгнание врага с территории Кавказа.
Возрождение Ставрополья после освобождения от немецко-фашистской оккупации
Экономика края в период после оккупации. Проблемы восстановления сельского хозяйства и промышленности края. Помощь Ставрополью из других регионов СССР. Активное вовлечение Ставропольского края в помощь соседним регионам и фронту. Итоги восстановления экономики.
Ставропольцы на фронтах Великой Отечественной войны
История Ставропольского края 5-6 кл.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 4»
Заместитель директора по УВР Кочеткова Е.А._______________
Рассмотрено и одобрено
на заседании МО учителей истории и обществознания
Протокол №__________2021 г. Руководитель МО
Директор МБОУ СОШ № 4
_______________ Н.Л.Попова ________________2021г.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе программы комплексного учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
Уровень образования: базовый 5-6 классы
Количество часов – 35 (17+17)
Срок реализации программы- 1 год
Учитель истории и обществознанию
(высшая квалификационная категория)
г. Михайловск, 2021 г.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе программы комплексного учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, составляют следующие документы:
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее — ФГОС ООО);
· Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, в редакции протокола № 1/20 от 4 февраля 2020 г.) (далее — ПООП ООО).
5-6 классы: М.Е.Колесникова, Т.Н. Плохотнюк, Н.Д. Судавцов. Издат. «Просвещение» 2021 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»
· Формирование российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, Ставропольскому краю, к прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа);
· осознание этнической принадлежности, знание истории Ставропольского края, основ культурного наследия народов Ставропольского края (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов, находившихся на территории современной России);
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов Ставропольского края.
· Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
· создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов);формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
· осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
· использовать информационно-коммуникационные технологии.
· Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов(тысячелетие, век до нашей эры, век нашей эры);
· использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности, Древнего мира, Средневековья на территории Ставропольского края; соотносить хронологию истории Ставропольского края и Руси;
· проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках;
· описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
· раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних и средневековых обществ; б) основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности; ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
· объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней и средневековой культуры на территории Ставропольского края: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
· давать оценку наиболее значительным событиям истории Ставрополья древнего и средневекового периода;
· локализовать хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы региональной и отечественной истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и истории Ставропольского края в Новое время;
· использовать историческую карту как источник информации о границах России и Ставрополья в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
· анализировать информацию различных источников по региональной истории Нового времени;
· составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп Ставрополья в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях региональной истории Нового времени;
· систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по региональной истории Нового времени;
· раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития Ставрополья в Новое время; б) представлений о мире и общественных ценностях; в) быта и художественной культуры Ставрополья в Новое время;
· объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов региональной истории Нового времени;
· сопоставлять развитие Ставрополья и России в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
· давать оценку событиям и личностям региональной истории Нового времени.
Планируемые результаты обучения:
К концу обучения учащиеся научатся:
· определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
· использовать историческую карту как источник информации;
· проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Ставропольского края;
· рассказывать о событиях древней истории Ставрополья;
· объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства.
Выпускник получит возможность научиться:
· сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
· высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия Ставрополья этого периода в российской истории.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Край наш — Ставрополье, или Что изучает краеведение
Региональная и локальная история, краеведение. Предмет истории Ставропольского края. История Ставрополья как неотъемлемая часть истории России. Факторы самобытности региональной истории. Природный фактор в региональной истории. Источники по истории Ставрополья. Особенности работы с учебником.
Раздел I. Территория Центрального Предкавказья
Территория и природа Центрального Предкавказья
Географические границы Ставропольского края. Ставропольская возвышенность. Рельеф Ставропольской возвышенности. Разнообразие природных и климатических условий Ставропольской возвышенности. Растительность края. Животный мир региона. Северный Кавказ — один из древнейших очагов зарождения земледелия и скотоводства. Роль региона в торговых и культурных связях между Европой и Азией. Складывание основных черт современной этнической картины региона. Основные источники по древней истории народов России и Ставрополья. Начало изучения Северного Кавказа государственными и общественными деятелями во второй половине XVIII—начале XIX в. Складывание школы историков-краеведов во второй половине XIX в. Деятельность краеведческих обществ по охране памятников истории и культуры края в первой половине XX в. Деятельность краеведов в послевоенный период.
Заселение территории Центрального Предкавказья в каменном веке
Проблема происхождения человека. Продолжительность и периоды каменного века. Основные достижения первобытных людей. Памятники палеолита на Кавказе. Развитие древнего населения Северного Кавказа в эпоху мезолита. Характеристика процесса «неолитической революции» на Северном Кавказе. Особенности материальной культуры и форм хозяйства древних жителей Северного Кавказа в эпоху энеолита.
Древнейшие земледельцы и скотоводы Центрального Предкавказья
Временны́е рамки и периодизация бронзового века. Значение бронзового века в истории человечества. Складывание майкопской археологической культуры в конце IV—первой половине III тыс. до н.э. Характеристика основных форм хозяйствования «майкопцев». Земледелие. Скотоводство. Обработка металлов представителями майкопской культуры. Гончарное ремесло. Ключевые поселения майкопской культуры. Галюгаевское поселение. Ташлянское поселение. Курганы майкопской культуры на территории Ставропольского края. Скотоводческие племена ямной культуры. Формирование Северокавказской культуры во II тыс. до н.э. Смена ямной культуры катакомбной. Приход на Северный Кавказ с Поволжья племен срубной культуры.
Древнейшие очаги металлургии на территории Центрального Предкавказья
Начало использования меди в хозяйственной жизни и в военных целях. Переход к использованию металлических орудий как одна из причин роста производительности труда. Кавказ как один из основных центров древней металлургии. Освоение выплавки бронзы жителями горных районов Северного Кавказа. Очаги металлопроизводства на территории Ставрополья. Освоение производства железа. Переход в начале I тыс. до н. э. к изготовлению орудий труда и предметов вооружения из железа в Европе, на Северном Кавказе и в Закавказье. Сдвиги в хозяйстве и общественных отношениях, связанные с освоением железа.
Киммерийцы, скифы и сарматы. Греческая колонизация
Ухудшение климата и переход населения степных районов края к кочевому образу жизни. Появление первых государственных образований и мощных объединений кочевых племен. Киммерийцы в степных районах Северного Причерноморья и Предкавказья. Вытеснение киммерийцев скифами с территории их обитания. Формирование скифской культуры в VII в. до н. э. Основные особенности скифской культуры. Перемещение кочевников-скифов Центрального Предкавказья в причерноморские степи к V в. до н. э. Скифские племена на территории Ставрополья в период V–IV вв. до н. э. Начало эпохи греческой колонизации Причерноморья и прибрежных районов Северо-Западного Кавказа с IV в. до н. э. Основные свидетельства распространения влияния древнегреческой культуры на территории Ставропольского края. Появление племен сарматов в степях Предкавказья. Влияние сарматов на земледельческие народы Северного Кавказа и Предкавказья. Поселения сарматской эпохи на территории Ставрополья. Завершение господства сарматов в южнорусских степях в IV в. Следы пребывания сарматов в других регионах.
Раздел II. Территория Центрального Предкавказья
в эпоху Средневековья
Территория Центрального Предкавказья в эпоху Великого переселения народов
Понятие, хронологические и территориальные рамки Великого переселения народов. Появление в I в. аланов на Северном Кавказе. Походы аланов через Кавказ. Происхождение кочевых племен гуннов. Движение гуннов на запад начиная со второй половины II в. Появление гуннов на Боспоре. Приближение гуннов к границам Римской империи в 376 г. Влияние гуннов на города Боспора. Гунны на Северном Кавказе. Поход гуннов в Закавказье в конце IV в. н. э. Влияние гуннов на этническую картину Северного Кавказа в эпоху раннего Средневековья.
Территория Центрального Предкавказьяв эпоху раннего Средневековья. Великий шелковый путь
Появление Тюркского каганата. Поход тюрок на Волгу и Северный Кавказ в 552 г. Распад Тюркского каганата на Западный и Восточный в 603 г. Северный Кавказ в составе Западного Тюркского каганата. Влияние жителей среднеазиатских городов на территории каганата в этот период. Объединение в V в. оногуров и утигуров в булгарский союз племен. Основные занятия и культура булгар. Создание в 632 г. Великой Булгарии со столицей в Фанагории. Влияние тюрок и булгар на хозяйственную жизнь региона. Складывание к середине VI в. Аланского царства. Географические рамки Аланского царства и его влияние на территории Ставропольского края. Значение Великого шелкового пути для международной торговли периода раннего Средневековья. Роль Северного Кавказа в возобновлении торговли на шелковом пути. Маршруты Великого шелкового пути на территории Ставрополья.
Походы русов на Северный Кавказ. Тмутараканское княжество
Северный Кавказ и бассейн Каспийского моря — часть сферы интересов Древнерусского государства. Транскавказский торговый путь через Дон, Нижнюю Волгу и Каспийское море. Транскавказский торговый путь — часть территории Хазарского каганата. Проблема определения термина «русы». Действия русов на транскавказском торговом пути. Походы руссов на Каспий в IX–X вв. Восточный поход русского князя Святослава Игоревича в 965 г. Победа Святослава над аланами и адыгами. Роль похода Святослава в судьбах народов Северного Кавказа. Возникновение Тмутараканского княжества и время его существования. Роль Тмутараканского княжества в торговой активности на Северном Кавказе. Расширение территории Тмутараканского княжества. Причины и последствия перехода Тмутаракани под власть Византии в XII в.
Ослабление влияния хазар на аланов в IX—начале X в. Принятие христианства в Алании, роль Византии. Становление независимого государства Алания к 965 г. Развитие аланского государства в XI в. Развитие земледелия в Алании, «хлебная страна». Роль и место скотоводства в экономике Алании. Совершенствование ремесла. Влияние транзитной торговли на экономику Алании. Духовная культура в X–XIII вв., роль христианства в регионе. Феодальная раздробленность второй половины XII в. Археологические памятники аланской культуры X–XIII вв. на Ставрополье. Появление половцев в северокавказских степях в конце XI в. Влияние половецкой экспансии на аланов. Роль монголов в упадке Алании.
Хазары и половцы в предкавказских степях
Междоусобная война в Западно-тюркском каганате в середине VII в. Укрепление хазар на восточном побережье Азовского моря и в низовьях р. Кубани. Переселение хазарами части аланов на р. Северский Донец в XI в. Хазарская держава — первое централизованное государство Восточной Европы. Война хазарского государства с Арабским халифатом. Сосредоточение власти в руках узкого круга правящей элиты хазар. Уничтожение Хазарского каганата киевским князем Святославом в 965 г. Влияние хазарской культуры на территории Ставропольской возвышенности. Складывание этнической общности половцев на Южнорусской равнине в I X в.Взаимоотношения половцев с Русью. Половцы на Северном Кавказе. Культурное влияние половцев на территории современного Ставрополья.
Центральное Предкавказье в составе Золотой Орды.
Золотоордынский город Маджар
Вторжение монголов на Северный Кавказ и покорение ими черкесов. Начало завоевания Алании. Взаимоотношения монголов с половецким населением. Возникновение Золотой Орды. Роль Золотой Орды в развитии торговых отношений и путей сообщения. Культурное влияние Золотой Орды на территории Ставрополья. Территория Северного Кавказа в составе ханских владений. Кочевое население на территории Северного Кавказа в ордынское время. Взаимоотношения кочевников с ордынскими органами управления. Первые упоминания о г. Маджаре в начале XIV в. Остатки Маджара на территории Ставрополья. Социальный и этнический состав населения и материальная культура г. Маджара. Основные занятия жителей. Другие поселения золотоордынской эпохи на территории Ставрополья. Упадок Золотой Орды.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5–6 классы
Введение. Край наш — Ставрополье, или Что изучает краеведение