к метапредметному результату обучения истории примерная программа относит ответ на тест

Особенности требований ФГОС к результатам освоения учебных программ по истории.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Особенности требований ФГОС к результатам освоения учебных программ по истории.

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демо- кратических ценностей современного общества;

· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Каковы требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории?

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

·способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Характеристика содержания основного общего образования по истории

Отбор учебного материала для содержания примерной программы по истории для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5—9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Структура курса и последовательность предъявления материала. Примерная программа учебного предмета «История» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 5—9 классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии :

1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

· эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

· формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

· образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

· история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динам

ика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

· развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Приведенные положения составляют основу примерной программы по учебному предмету «История» на ступени основного общего образования. Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс « История России » сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется для отдельных регионов в связи с наиболее значимыми этапами их истории). Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

В курсе « Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для

понимания и уважения ими других людей и культур.

Источник

Всероссийская олимпиада «Педагогика обучения истории и обществознания-2018» с ответами

Всероссийская олимпиада «Педагогика обучения истории и обществознания-2018» на си-ба.ру

1. 1959 — 1964

4. Виппер Р. Ю.

1. Сравнивает двух личностей

2. Определяет поступки и главные черты характера

3. Высказывает простейшие оценочные суждения об историческом деятеле

4. Описывает внешний вид исторического деятеля

5. Дает характеристику с общей оценкой

Выберите один ответ:

1. Путь исследования

3. Педагогическая наука

4. Школьная методология

Выберите один ответ:

1. Процесс научного исследования

2. Процесс обучения истории

3. Процесс познания истории

4. Процесс познания педагогики

Выберите один ответ:

1. Основной школе

2. Полной средней школе

Выберите один ответ:

1. Школьном учебнике

2. Поурочном планировании

3. Тематическом планировании

Выберите один ответ:

1. Систематизирующую

Выберите один ответ:

1. Научными взглядами автора

2. Психологическим восприятием учащимися

3. Курсом и периодом истории

4. Насыщенностью учебника понятиями, терминами, датами

Выберите один ответ:

2. Факты

Выберите один или несколько ответов:

1. Один или несколько компьютеров на рабочих местах в учительской

2. Отдельное рабочее место в Информационном центре, библиотеке, медиатеке и т.д.

3. Компьютерный класс с 10-15 рабочими местами учеников и ПК учителя

4. Отдельный компьютер на рабочих местах сотрудников администрации

5. Отдельный компьютер с мультимедиапроектром и другим подключенным оборудованием

6. Отдельный компьютер в любом месте школы для доступа родителей к информационному пространству школы

Выберите один ответ:

1. рассказ, фронтальная работа, иллюстративно-объяснительный метод

2. объяснение учителя, беседа, действия по образцу

3. эвристическая беседа, «мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, работа в группах и парах, организация исследовательской деятельности

Выберите один ответ:

1. Способность сознательно организовывать свою деятельность

2. Осмысление гуманистических ценностей современного общества

3. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

4. Осознание своей идентичности как гражданина страны

Выберите один ответ:

1. механизм проверки только знаний учащихся

2. ведущий вид обратной связи учителя с учеником в процессе обучения

3. система оценочно-отметочной деятельности, направленная на формирование адекватного представления об объективно протекающих процессах в социальном континууме

4. проверка результатов усвоения знаний, умений, навыков, а также развития определенных компетенций

Выберите один ответ:

1. повышение самостоятельности при выполнении задания

2. повышение скорости выполнения задания

3. отсутствие направленности сознания на форму выполнения задания

4. снижение числа ошибок при выполнении задания

Выберите один или несколько ответов:

1. устав учреждения

2. правила внутреннего трудового распорядка

3. положение об оплате труда работников ОУ

4. должностная инструкция

Выберите один ответ:

1. кодификатор элементов содержания по предмету для составления контрольноизмерительных материалов ЕГЭ

2. цели изучения предмета

3. спецификация экзаменационной работы для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы

Выберите один ответ:

1. создание материально технических условий, необходимых для этой работы

2. особая подготовка педагога к этому виду деятельности

3. составление особых (отличных от государственных) программ обучения

4. изучение психологических особенностей школьников

Выберите один ответ:

1. тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии процессов, явлений, событий

2. базовые идеи теории обучения

3. приемы работы по организации процесса обучения

4. средства народной педагогики и современного педагогического процесса

Выберите один ответ:

1. набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями

2. совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки

3. устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями

4. инструментарий достижения цели обучения

Выберите один ответ:

4. диалогизации

Выберите один ответ:

1. «стояние» на реке Угре

2. битва на реке Калке

4. Куликовская битва

Выберите один ответ:

1. у с. Бородино

2. на реке Березине

3. под Малоярославцем

Выберите один ответ:

3. А.Д.Меньшикова

Выберите один ответ:

1. все перечисленное

3. адаптивность, активность

4. освоение нравственных ценностей социума

Выберите один ответ:

1. государственные стандарты образования

2. развитие знаний, умений и навыков школьника

3. развитие личности в соответствии с природными способностями

4. государственный образовательный заказ

Выберите один ответ:

1. Дмитрий Донской и Евпатий Коловрат

2. Александр Невский и монах Нестор

3. Иван IV и хан Давлей –Гирей

4. Иван III и хан Батый

Выберите один ответ:

1. Расписанием учебных занятий

2. Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения

3. СанПинами

4. Решением Совета образовательного учреждения

Выберите один ответ:

1. Экономика

2. Основы безопасности жизнедеятельности

4. Изобразительное искусство

Выберите один ответ:

1. Сравнивать данные разных источников, выделяя сходство и различия

2. проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных)

3. Читать историческую карту с опорой на легенду

4. Классифицировать факты по различным признакам

Выберите один ответ:

1. Стиль и форма изложения материала

2. Раскрытие смысла высказывания

3. Представление и пояснение учащимся собственной позиции

4. Характер и уровень приводимых учащимся суждений и аргументов

Выберите один ответ:

1. Лабораторный кабинет

2. Музейная экспозиция

3. Зона психологической разгрузки

4. Фонд учебных пособий

Укажите метод преподавания предмета, более других направленный на достижение метапредметных результатов: (выбрать правильный ответ)

1. Исследовательский

2. Частично поисковый

Выберите один ответ:

1. со знакомства с историческими личностями

2. с овладения мировоззренческой идеей

3. с усвоения факта

4. с усвоения причинноследственных связей

Выберите один ответ:

1. в форме таблицы

2. в произвольной форме

3. в виде диаграммы

Выберите один ответ:

1. теоретически обоснованное знание

2. знание, меняющееся по мере развития возможностей познания

3. вывод, подтверждённый историческим опытом

4. исчерпывающее знание о предмете

Выберите один ответ:

1. утверждает изменения границ между субъектами РФ

2. назначает высшее командование Вооружённых Сил РФ

3. единолично назначает на должность Генерального прокурора РФ

4. объявляет амнистию

Выберите один ответ:

1. ценности прав и свобод личности

2. ценностей социальной стабильности, преемственности

3. классовой борьбы в качестве двигателя истории

4. государственной собственности как основы экономики

Выберите один ответ:

1. обладает узаконенным правом на применение силы

2. разрабатывает политические программы

3. выражает интересы определённых групп

4. является объединением людей

Выберите один ответ:

2. этнической

Выберите один ответ:

1. Совокупность образовательных технологий и методических приемов как системообразующий компонент ФГОС,где развитие личности обучающегося на основе усвоения предметных результатов составляет цель и основной результат образования.

2. Организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта

3. Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования

Выберите один ответ:

1. Постановка целей и задач, формулировка ресурсных ограничений, реализация проекта, критериальное оценивание, коррекция.

2. Выявление проблемы, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия

3. Установление критериев оценки, планирование, реализация, контроль

Выберите один ответ:

4. Новшество

Выберите один ответ:

1. Домашняя работа

2. Практическая работа

Выберите один ответ:

2. Метод объяснения

3. Метод воспитания

Выберите один ответ:

1. Программа воспитания

2. Методы воспитания

3. Принципы воспитания

Выберите один ответ:

3. Социализация

Выберите один ответ:

1. Программированное обучение

2. Репродуктивное обучение

3. Проблемное обучение

Выберите один ответ:

1. Толерантное отношение

3. Девиантное поведение

Выберите один ответ:

3. Вагин А.А.

Выберите один ответ:

4. Мозаичная

Выберите один ответ:

1. Конечным результатом функционального анализа урока является определение его развивающей цели.

2. Творческо-поисковая деятельность учащихся на уроках отличается новым способом действий и новым результатом познания исторической действительности.

3. Вывод по теме урока является результатом индуктивного способа познания истории.

4. При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те, которые вызывают у учащихся бурную реакцию.

5. Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном, воспроизводящем уровне.

Выберите один ответ:

3. Действие

Выберите один ответ:

1. Выписывание новых дат и имен

2. Анализ документов по выявлению новых знаний

3. Составление простого плана по параграфу

4. Пересказ прочитанного

Выберите один ответ:

1. Беседа предшествует чтению

2. Чтение предшествует беседе

3. Беседа вообще не проводится

4. Учитель сам читает текст и объясняет прочитанное

Выберите один ответ:

1. Предметная характеристика

2. Конспективное описание

3. Образная характеристика

4. Портретная композиция

Выберите один ответ:

3. Достоверность

Выберите один ответ:

1. ввод слова (словосочетания) в адресную строку

2. ввод слова (словосочетания) в поисковую строку

3. переход по гиперссылке с первой загруженной страницы

Выберите один ответ:

1. Internet Explorer

2. Программа для поиска и просмотра на экране компьютера информации из компьютерной сети

3. Программа для защиты от вирусов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *