к составляющим финансовой грамотности относятся навыки работы с программными продуктами

4 составляющих финансовой грамотности

В этой публикации я кратко расскажу, из чего складывается финансовая грамотность, что нужно знать и уметь, чтобы быть финансово-грамотным человеком.

к составляющим финансовой грамотности относятся навыки работы с программными продуктами. Смотреть фото к составляющим финансовой грамотности относятся навыки работы с программными продуктами. Смотреть картинку к составляющим финансовой грамотности относятся навыки работы с программными продуктами. Картинка про к составляющим финансовой грамотности относятся навыки работы с программными продуктами. Фото к составляющим финансовой грамотности относятся навыки работы с программными продуктами

1. Умение зарабатывать деньги. Это базовый и первичный навык, без которого все остальные бессмысленны. Человек должен уметь зарабатывать деньги, причем, делать это разными способами, чтобы не зависеть от одного источника заработка, диверсифицировать риски. Заработка должно хватать для удовлетворения своих потребностей.

2. Умение тратить деньги. Не менее важный навык, поскольку уровень финансового состояния в равной степени зависит от размера доходов и размера расходов. Этот навык включает в себя анализ и планирование трат, умение разумно экономить, не потреблять излишеств, тратить меньше, чем вы зарабатываете, не образовывать долги.

3. Умение сохранять деньги. У большинства людей более-менее развит первый навык, немного второй, и на этом все заканчивается. Но этого недостаточно, чтобы быть финансово грамотным человеком. Очень важно уметь не только зарабатывать и тратить, но и сохранять часть заработанного, создавая финансовые активы. Резервы как личную финансовую подушку безопасности, сбережения для накоплений на крупные покупки и капитал для инвестирования.

4. Умение приумножать деньги. И, наконец, высшая степень финансовой грамотности заключается в умении не только сохранять, но и приумножать личные финансы, превращая их в капитал, создавая источники пассивного дохода. Заставлять деньги работать на вас и делать для вас новые деньги. Обладая таким навыком, человек становится инвестором и получает возможность достичь финансовой независимости – того состояния, о котором все так мечтают.

Подписывайтесь на этот канал и будьте финансово грамотными!

Источник

1 РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР «Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

к составляющим финансовой грамотности относятся навыки работы с программными продуктами. Смотреть фото к составляющим финансовой грамотности относятся навыки работы с программными продуктами. Смотреть картинку к составляющим финансовой грамотности относятся навыки работы с программными продуктами. Картинка про к составляющим финансовой грамотности относятся навыки работы с программными продуктами. Фото к составляющим финансовой грамотности относятся навыки работы с программными продуктами

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР
«Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий»

Подготовили:
заместитель директора по УР: Лихачёва Г.К.
учитель начальных классов: Щетинникова М.С.
учителя математики: Ардифок А.С., Фатеева Л.Д.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЗУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Г.О. СЕРЕБРЯНЫЕ ПРУДЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РФ
22 октября 2020

Описание слайда:

Методика обучения финансовой грамотности в школах: общие подходы
Заместитель директора по УР: Лихачёва Галина Константиновна

Описание слайда:

Функциональная грамотность
Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Основные составляющие функциональной грамотности (PISA):
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Естественно-научная грамотность
Финансовая грамотность
глобальные компетенции
креативное мышление

Знания, ценности
умения
компетенции
Жизненные задачи

Описание слайда:

Выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами

Формирование представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем

Развитие умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения

Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
(Исследование PISA)

Описание слайда:

Отличия преподавания финансовой грамотности от других курсов школьной программы
Отсутствие большого опыта обучения финансовой грамотности в нашей стране, следовательно большая свобода в выборе методики обучения
Имеет возможность использования наиболее интересных способов обучения, что обусловлено жизненным содержанием курсов / модулей / тем
Имеет межпредметный характер, что позволяет использовать потенциал разных наук
Широта возможностей обучения финансовой грамотности

Описание слайда:

Структура содержания образования
по финансовой грамотности

Описание слайда:

особенности заданий
Все задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной учащимся и похожей на возникающие в повседневной жизни.
В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся, выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи.
Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам.
Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.
По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности.
Ситуации акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают определение наиболее целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.

Описание слайда:

Базовая схема занятий по финансовой грамотности

ШАГ 1: Предъявление практической финансовой задачи.
ШАГ 2: Анализ практической финансовой задачи и выявление проблемы, заложенной в практической задаче.
ШАГ 3: Постановка учебной задачи.
ШАГ 4:Освоение учебного материала финансовой грамотности.
ШАГ 5:Решение практической финансовой задачи.
ШАГ 6: Рефлексия, перенесение способа решения практической задачи на подобные задачи и по возможности другой класс задач.

Описание слайда:

страховка
риск
пенсия
банковский счет

Финансовая грамотность
Акцент на конкретные повседневные ситуации решения личных и семейных финансовых вопросов

В фокусе внимания модели поведения личности в сфере финансов
покупка товаров и услуг
управление семейным бюджетом
планирование финансовых дел и др.

Описание слайда:

Первые шаги в финансовую грамотность

«Формирование финансовой
грамотности у обучающихся
начальной школы»

Учитель начальных классов:
Щетинникова Маргарита Сергеевна

Описание слайда:

Учебные задания по финансовой грамотности для обучающихся
5-7 классов
Учитель математики:
Ардифок Анна Станиславовна

Описание слайда:
Описание слайда:

Примеры заданий по финансовой грамотности по теме «Деньги» на внеурочной деятельности
и при изучении учебных предметов:
математики, истории, английского языка

Описание слайда:

Внеурочная деятельность «Сто тысяч почему. »

Тема: Наличные деньги
Формат: Мастер-класс

Возраст участников
5 класс (10-12 лет)

Количество модераторов
1 ведущий.
Общая продолжительность
45 минут

Описание слайда:
Описание слайда:

История
Тема: Примитивные деньги 5 класс
(презентация + вопросы по теме + творческое задание)

Описание слайда:

Финансовая грамотность в курсе английского языка
5-х классов
1 урок по теме «Покупка сувениров»
Тема: Покупка сувениров.
Countries and money
Оборудование: валюта разных стран, карточки сувениров, доска, карточки со сводной таблицей актуализированных знаний
Учебно-методическое обеспечение:
учебник «Spotlight», Ваулина Ю.Е., Дули Д. и др.

Цели занятия:
Усвоение понятий по теме курса финансовой грамотности на уроках иностранного языка: знание валюты стран изучаемого языка и умение правильно применить это знание на практике в ситуации приобретения необходимого товара.
Овладение предметными умениями: умением различать валюту разных стран, умением приобрести товар по стоимости в долларах, евро и фунтах стерлингов, и при необходимости переводя их в рубли.

Описание слайда:
Описание слайда:

Задания по финансовой грамотности на уроках математики
В 5 классе во время изучения темы диаграммы, можно предложить ученикам составить диаграмму, отображающую бюджет семьи. Так ребенок впервые увидит, как распределяются средства ( статьи расходов могут отображаться в процентах). Научившись рассчитывать проценты, ученики смогут понять, как работает система кредитования и вкладов, как начисляются премии.

Описание слайда:

В 6 классе, познакомившись с пропорциями, ученики наблюдают, как снижаются или повышаются цены на те или иные товары, как зависит уплата налогов от заработной платы. Деление в данном отношении позволяет рассмотреть проблему распределения прибыли пропорционально внесенным деньгам, оплаты за выполненную работу.

Описание слайда:

Задача 1. Ивану Кузьмичу начисляется заработная плата 20000 рублей в месяц. Из этой суммы вычитается налог на доходы физических лиц в размере 13%. Иван Кузьмич хочет сделать ремонт у себя в дома, для чего планирует взять кредит на 1 год в размере 90000 под 16% годовых.
Требуется рассчитать: а) сумму, получаемую Иваном Кузьмичом после выплат налога; б) ежемесячную сумму выплат по кредиту; в) сделать вывод, сможет ли Иван Кузьмич сделать ремонт на данных условиях, если его ежемесячные расходы (включающие коммунальные и бытовые расходы) составляют 12000?

Задача 2. Владислав хочет взять в банке кредит на покупку автомобиля в размере 400000 рублей. Погашать кредит Владислав будет раз в месяц равными платежами. Если Владислав возьмет кредит на 2 года, то общая сумма выплат составит 482000 рублей; если на 3 года, то общая сумма выплат составит 524000 рублей, если на 4 года, то 569000 рублей.
1. На какой срок Владислав сможет взять кредит, чтобы его ежемесячные платежи были не более 15000 рублей?
2. На какой срок вы бы взяли кредит при данных условиях? Чтобы вы предпочли, платить меньше каждый месяц, но дольше или платить больший ежемесячный платеж, но в течение меньшего времени?
Примеры задач

Описание слайда:

Изучение функций и их систем в 7 классе дает возможность ввести огромное количество новых, уже более сложных понятий: спрос и предложение, рыночное равновесие, равновесная цена. Ученики начинают рассчитывать оптимальные затраты на покупки и услуги. Задачи формулируются таким образом, чтобы спровоцировать обсуждение конкретной жизненной ситуации, так например, школьник должен в полной мере осознать, какова вероятность выиграть в лотерею, и к каким неоправданным тратам приведет его регулярное в ней участие.

Описание слайда:

Манимафия (5-7 класс)
Цель мероприятия – сформировать у участников установку на умение распознавать мошенников.
Образовательные результаты:
Понимать, что такое мошенничество (в чем его опасность).
Знать некоторые распространенные виды мошенничества.
Знать приемы психологического воздействия (манипулирование, внушение, обман), используемые мошенниками.
Уметь распознавать приемы психологического воздействия, используемые мошенниками.
Знать признаки мошеннических действий или намерений (необычайно выгодное предложение, необходимость принять решение/совершить какие-то действия незамедлительно и т.п.)
Уметь распознавать признаки мошеннических действий или намерений (необычайно выгодное предложение, необходимость принять решение/совершить какие-то действия незамедлительно и т.п.).
Знать и уметь применять правильный порядок действий при столкновении с потенциальными мошенниками (не предпринимать поспешных действий: не оставлять информацию о себе, не передавать деньги, искать дополнительную информацию и т.д.).

Описание слайда:
Описание слайда:

При выполнении этих заданий учащиеся формируют основы финансовой грамотности, систематизируют и обобщают полученные знания, расширяют кругозор как в области учебного предмета, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

Описание слайда:

Образовательные программы и учебно-методические материалы для обучающихся в 8-11 классах
Учитель математики:
Фатеева Лариса Дмитриевна

Описание слайда:

Структура содержания финансовой грамотности

Описание слайда:

Изучение финансовой грамотности в рамках учебных предметов
МАТЕМАТИКА
ИСТОРИЯ
ИНФОРМАТИКА
ЛИТЕРАТУРА (литфин.рф)
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Разработана Концепция преподавания обществознания, где предполагается изучение финансовой грамотности в составе экономического блока.

Описание слайда:

Программы и учебные материалы для внеурочной деятельности, для факультативов, элективов
Структура учебно-методического комплекта
« Финансовая грамотность»
(Авторы: Юлия Брехова, Екатерина Лавренова, Игорь Липсиц и др.):
Материалы для обучающихся (учебное пособие)
Учебная программа
Методические рекомендации для учителя
Просветительские материалы для родителей
Контрольные измерительные материалы

Описание слайда:

Программы и учебные материалы для внеурочной деятельности, для факультативов, элективов
Структура учебно-методического комплекта
(Авторы пособия – Алексей Горяев и Валерий Чумаченко) :
Материалы для обучающихся (учебное пособие)
Методические рекомендации для учителя
Рабочая тетрадь

Описание слайда:

IV Международный
конкурс методических материалов
«Уроки финансовой грамотности»

Описание слайда:

Организация мероприятий
по финансовой грамотности
при реализации образовательной программы
в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации на 2017 – 2023 гг.

Описание слайда:
Описание слайда:

Проект Банка России
« Онлайн-уроки финансовой грамотности»
Онлайн-урок «Что нужно знать про инфляцию?»

Описание слайда:

Научно- практические конференции

Муниципальная научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ обучающихся «Первые шаги в науку»

Описание слайда:

Всероссийская неделя финансовой грамотности
для детей и молодёжи
Всероссийский онлайн- квест по финансовой грамотности «ФИНАНСОВЫЙ ДЕТЕКТИВ» и Квест-игра «Банк и я»

Описание слайда:
Описание слайда:

Проект «Дол-игра»
Деловая игра « Мои финансы»

Описание слайда:

Методика организации и проведения игр по финансовой грамотности
ОДИН ИГРОТЕХНИК
ПРОСТОТА ОСВОЕНИЯ
ДОСТУПНЫЙ РЕКВИЗИТ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
НЕ ТРЕБУЮТСЯ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ- ДО 1,5 ЧАСОВ
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Описание слайда:

Игры по финансовой грамотности

Описание слайда:

Игры по финансовой грамотности

Описание слайда:

Программы и учебные материалы по финансовой грамотности
1.Образовательные проекты ПАКК (https://edu.pacc.ru/)

2. Информационно-просветительский ресурс « Финансовая культура», созданный Центральным банком Российской Федерации (https://fincult.info/)

3.Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций
НИУ «Высшая школа экономики» (https://fmc.hse.ru/methodology)

4. Серия игр для проведения уроков и турниров на тему финансовой грамотности
(https://happy-finance.ru/)

5. Проект «Дол-игра» (https://doligra.ru/)
Деловые игры от 6 до 17 лет.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.Хочется отметить, что федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования одним из важных качеств выпускника выделяют: «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений». Таким образом, повышение уровня финансовой грамотности современных школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой, отвечает социальному запросу со стороны обучающихся и их родителей.

Источник

«Формирование функциональной финансовой грамотности»

Финансовая грамотность развивает способности человека принимать эффективнее решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Педагоги

Инчин Артем Геннадьевич учитель истории, обществознания, высшей категории

Валитов Святослав Аликович учитель истории, обществознания.

Ахметшина Алена Вадиковна учитель истории, обществознания первой категории

Родионов Андрей Вячеславович учитель математики первой категории

Содержание программы

1. Деньги. Виды денег. Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах? Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги.

2. Личный и семейный бюджет. Понятие семейного и личного бюджета. Как разумно делать покупки?

3. Покупки и мошенничество. Способы покупки товаров. Классификация товаров по сроку использования. Кто такие мошенники?

1. Способы денежные расчетов для оплаты. Деньги наличные и безналичные, Безналичные способы расчетов. Особенности наличного расчета.

2. Откуда берутся доходы? Виды доходов. Заработная плата. Пoчeмy у всех она разная? Oт чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Виды социальных пособий. Пособия при потере работы. Социальные выплаты: пенсия, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги.

1. Бюджет семьи. Планирование. Сбережения. Планирование доходов бюджета семьи. Планирование расходов бюджета семьи. Текущие, среднесрочное и долгосрочное планирование. Формы сбережения. Роль и значение «подушки безопасности». Виды сбережения.

2. Банковские услуги и продукты История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта — твой безопасный банк в кармане.

3. Мошенничество в банковских продуктах и в расчетах

1. Налоги. Что такое налоги и почему мы их платить? Что такое бюджет государства? На что расходуются налоговые сборы? Виды налогов. Налог на доход физических лиц. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы.

2. Страхование. Понятие и значение страхования. Виды и отрасли страхования. Особенности выбора страховой организации и страхового продукта. Расчеты по страхованию. Виды государственного социального страхования. Особенности пенсионного, медицинского и социального страхования.

3. Защита прав потребителей финансовых услуг. Особенности защиты прав потребителей финансовых услуг. Способы защиты. Основные механизмы защиты потребителей банковских вкладов, банковских кредитов, страхование.

1. Ценные бумаги. Акции и облигации. Векселя, российская специфика. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы.

2. Инвестиции. Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.

3. Собственный бизнес и его организация. Формы организации бизнеса. Риски предпринимательства. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодой предприниматель. Особенности оплаты труда. Особенности налогообложения бизнеса.

Цели программы

Развитие финансовой грамотности учащихся 5-9 класса, способствующей формированию функциональной грамотности, а также подготовка к участию в международном сопоставительном исследовании качества образования PISA.

Результат программы

Обучающиеся смогут оценивать финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.

Особые условия проведения

-Запись на программу проводится только через АИС «Навигатор»

Источник

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

«Главная причина того, что люди испытывают финансовые проблемы, заключается в том, что потратив годы в школе, они ничего не узнали о том, что такое деньги».

Роберт и Ким Кийосаки

1. Основные ценности XXI в. — интеллект, креативность, социальные умения, развивающиеся на протяжении всей жизни человека. Знаний и умений, которые формировала школа в прошлом веке, недостаточно для того, чтобы стать успешным в наше время. Развитие технологий, глобализация, демографические проблемы активно меняют общество. Наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы. Приоритетной целью в системе общего образования становится формирование функциональной грамотности: математической, естественно научной, читательской и т.д. в результате освоения функциональной грамотностью учащиеся овладевают следующими компетенциями: критическим мышлением, креативностью, коммуникацией и кооперацией. (4К-компетентность).

Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р

«Человек, умеющий принимать эффективные решения в отношении личных финансов, способен также успешно решать более сложные задачи развития России.»

Способность человека вступать в отношения с внешней средой и

максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Способность человека принимать разумные, целесообразные решения,

связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

В Стратегии прописано, какие качества присущи финансово грамотному гражданину. Человек должен как минимум:

• следить за состоянием личных финансов;

• планировать свои доходы и расходы;

• формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств;

• иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;

• рационально выбирать финансовые услуги;

• жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

• знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;

• быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;

• знать о рисках на рынке финансовых услуг;

• знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;

• вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

3. В современном мире для определения навыка владения функциональной грамотностью проводится международное исследование.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли обучающиеся15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года. «Стандартных ситуаций становится все меньше, чаще жизнь проверяет, как мы можем мыслить в неординарных обстоятельствах. Задача международных исследований заключается в том, чтобы раскрыть способности каждого, оценив его возможности».

Структура задания в рамках международного исследования PISA.

Среди компонентов финансовой грамотности, прежде всего, выделяются определённые знания основных элементов финансового мира. Вместе с тем, акцент делается не на самих знаниях как таковых, а на способности актуализировать (передавать и применять) знание и понимание того, что учащимся известно о личных финансах и финансовых продуктах.

Наряду с этим в финансовую грамотность включаются и мыслительные навыки, связанные с распознаванием финансовой информации, её анализом, выявлением и решением финансовых проблем.

Ещё одной важной составляющей финансовой грамотности является мотивация к поиску информации для принятия эффективного решения. Мотивация рассматривается и как компонент, и как важный фактор формирования финансовой грамотности.

Структуру задания можно представить в следующей схеме.

к составляющим финансовой грамотности относятся навыки работы с программными продуктами. Смотреть фото к составляющим финансовой грамотности относятся навыки работы с программными продуктами. Смотреть картинку к составляющим финансовой грамотности относятся навыки работы с программными продуктами. Картинка про к составляющим финансовой грамотности относятся навыки работы с программными продуктами. Фото к составляющим финансовой грамотности относятся навыки работы с программными продуктами

1.Содержание представляет собой широкий спектр личностно значимых финансовых тем, сгруппированных в тематические области:

• Личный и семейный бюджет

• Сбережения, инвестиции, страхование

• Потребности и расходы

2.Компетентностная область проверяет владение учебными навыками, связанными с финансовой грамотностью:

выявление финансовой информации; (осуществляется при работе с источниками финансовой информации (к ним, в частности, относятся описания различных жизненных ситуаций, обращающихся к определённым финансовым задачам человека)

анализ информации в финансовом контексте; (осуществляется также на основе предъявляемых текстов (включая тексты, введённые в иллюстрации, представленные в формате таблиц, рекламных призывов и др.) и включает сравнение, противопоставление, синтез и экстраполяцию (распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть или на всё явление в целом).)

оценка финансовых проблем; (построении финансовых обоснований, объяснений, оценочных суждений, обобщений, основанных на знании и понимании.)

применение финансовых знаний. (эффективных действиях в финансовых ситуациях с помощью использования имеющихся финансовых знаний и понимания моделей поведения, целесообразных для решения определённых задач в определённых условиях.)

3.Контексты представляют собой группы ситуаций, к которым обращаются задания из области финансовой грамотности. В исследовании PISA представлены четыре контекста:

• образовательный и профессиональный (образование и работа);

• домашний и семейный (дом и семья);

• личностный (личные траты, досуг и отдых);

• общественный (сообщество и гражданин сообщества).

4.Уровень сложности задания:

• Низкий уровень сложности.

• Средний уровень сложности.

• Высокий уровень сложности

5.Форма ответа и объект оценки

Каждому заданию соответствует свой критерий оценки, который подбирается в соответствии с содержанием и компетентностью задания.

4. На уроках математики для формирования финансовой грамотности органично выступают задачи на проценты. Из открытого банка ФИПИ при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ можно рассмотреть задачи и при этом вести диалог на финансовые темы.

Примеры задач на формирование финансовой грамотности.

Задача по теме Сбережения, инвестиции, страхование

«Виктор открыл вклад в банке на сумму 500 000 рублей под 10,5% годовых на один год. Выплата процентов по вкладу происходит ежеквартально, начисленные проценты могут быть присоединены к сумме вклада (капитализированы). После закрытия вклада Виктор узнал, что рост потребительских цен в стране за указанный год составил 10,8%. Получил ли

Виктор доход по вкладу с учетом роста цен?»

Прежде, чем приступить к решению задачи, используя знания по математике, нужно прокомментировать финансовые термины. Вклад, годовые проценты, схема начисления процентов банком, ежемесячная капитализация процентов, потребительские цены, инфляция – это финансовые термины. Без четкого понятия данных терминов решить задачу будет затруднительно. А вот формула сложных процентов – это уже математика. И главный ответ этой задачи – «Виктор поборол инфляцию». Покупательская способность его денег сохранилась. Отправлять деньги на депозит – сохранить свои накопления, но не на много увеличить!

Задача по теме Личный и семейный бюджет «Мама дает Леше 1500 рублей в неделю на проезд и карманные расходы. На проезд Леша тратит 20% полученных от мамы денег. Со следующего месяца проезд в транспорте подорожает на 30%. Сколько денег мама должна добавить Леше, чтобы его карманные расходы остались такими же, как до повышения цен на транспорт?»

Это классическая задача на проценты, но здесь можно поговорить о личном и семейном бюджете. Если стоимость проезда увеличилась, то увеличиться ли зарплата родителей? Может быть сыну стоит пересмотреть свои личные запросы?

Задача по теме Доходы и налоги. «Андрей Петрович владеет небольшой компанией по производству чехлов для смартфонов. В компании работают 10 сотрудников со среднемесячным окладом до вычета налогов 35 000 рублей. Сколько денег Андрей Петрович переводит ежемесячно на счета сотрудников, а сколько выплачивает государству (в виде налогов и страховых взносов) при условии, что ставка НДФЛ (подоходного налога) составляет 13%, а страховые взносы равны 30% фонда оплаты труда?»

Ребята знакомятся с особенностями начисления зарплаты, особенности вычетов налогов с ИП. Вывод «Чтобы вести свое дело, нужно платить зарплату, отчислять налоги, а еще хотелось бы и прибыль получить и развиваться дальше».

При рассмотрении подобных сюжетов у учащихся возникает личная заинтересованность и как следствие они более мотивированы на изучение математики, так как видят её практическое применение.

Если мы хотим помочь учащимся развивать эти важнейшие компетенции, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы они делали это постоянно. Любой школьный урок — это место, где ученики могут не только осваивать содержание предмета, но и развивать способности самостоятельно приобретать и создавать знания и, что не менее важно, учиться управлять собой и работать в команде.

Литература и источники

• Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский, Л.П. Краснокутская, К.А. Краснянская

«РЕЗУЛЬТАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

• Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке : Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М. : Корпорация «Российский учебник», 2019. — 76, [4] с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *