как называется балкон в церкви
Хоры в архитектуре
хоры — хор и хоро/в, только мн. В архитектуре: открытая галерея или балкон в верхней части парадного зала или христианского церковного здания. С хоров доносилось пение. Музыка гремела с хор. В сенях появились первые дамы, оправляя парики и платья (А. Н … Популярный словарь русского языка
Хоры — в архитектуре, верхняя (на уровне второго этажа) галерея в христианском церковном здании или парадном зале. Расположены обычно с западной стороны или опоясывают Неф с южной, западной и северной сторон. Первоначально (в раннее… … Большая советская энциклопедия
Хоры — открытая верх. галерея в интерьере церк. и гражд. зданий. Аналогом в зап. европ. архитектуре являются эмпоры. В больших храмах Византии и Др. Руси Х. имели П образную форму и устраивались над сев., зап. и юж. нефами (Софийские соборы в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Хор (в архитектуре) — Хоры (греч. χορός хор, древнерусское наименование полати) в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа), в парадном зале и т. п. В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются… … Википедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ III — Литература Визант. лит ра, словесность и книжность в целом составляют труднообозримый массив духовного наследия христ. империи. Его освещение предполагает обращение ко мн. видам и жанрам лит ры, в первую очередь к святоотеческой, богословской лит … Православная энциклопедия
ГАЛЕРЕЯ — [франц. galerie, от итал. galleria], один из основных пространственных элементов в архитектуре, известный всем направлениям христ. храмостроительства; архитектурно оформленная периферийная часть здания, обрамляющая его ядро, или внешний переход,… … Православная энциклопедия
СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия
Крестово-купольный храм — Церковь св. Ирины в Константинополе. 532 год, перестройка после 740 года. Крестово купольный храм ( … Википедия
Крестовокупольный — Церковь св. Ирины в Константинополе. 532 год, перестройка после 740 года. Крестово купольный храм архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V VIII вв. Стал господствующим в архитектуре … Википедия
Как называется балкон в церкви
(архит.) — в церквях галерея, устроенная вверху, иногда только над западными дверями, а иногда на всем протяжении от южных и северных дверей, огороженная перилами и в которой могут стоять и молиться присутствующие при богослужении. В публичных и в частных залах X. называются места на арках, столбах, колоннах или кронштейнах, назначенные для помещения зрителей и музыкантов или для какой-либо другой цели.
. смотреть
в архитектуре, верхняя (на уровне второго этажа) галерея в христианском церковном здании или парадном зале. Расположены обычно с западной сторо. смотреть
хоры мн. Открытая галерея, балкон в верхней части парадного зала или церковного здания (первоначально предназначавшиеся для размещения хора, музыкантов).
хоры мн. арх.gallery sg.
ХОРЫ в архитектуре, верхняя (на уровне второго этажа) галерея в христ. церк. здании или парадном зале. Расположены обычно с зап. стороны или опоясыва. смотреть
Хоры (архит.) — в церквях галерея, устроенная вверху, иногда только над западными дверями, а иногда на всем протяжении от южных и северных дверей, огороженная перилами и в которой могут стоять и молиться присутствующие при богослужении. В публичных и в частных залах X. называются места на арках, столбах, колоннах или кронштейнах, назначенные для помещения зрителей и музыкантов или для какой-либо другой цели.
ХОРЫПо Гомеру, прислужницы богов; по Гезиоду, три богини времен года.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.ХОР. смотреть
Балкон в церкви, предназначенный для привилегированных лицИст.: БЭС, 1985• • •Балкон, галерея либо лоджия внутри парадного зала или в церкви.Ист.: Плуж. смотреть
Хоры верхняя (на уровне второго яруса) галерея в христианском церковном здании или парадном зале. Расположены обычно с западной стороны храма ил. смотреть
верхняя (на уровне 2-го яруса) галерея в христианских церковных зданиях или парадном зале. Расположены обычно с западной стороны храма или опоясывае. смотреть
хо́ров и хор, предл. на хо́рах, мн. Открытая галерея или балкон в верхней части парадного зала или церковногоздания (первоначально для помещения хора. смотреть
Верхняя открытая галерея или балкон внутри парадного зала здания.Источник: Словарь архитектурно-строительных терминовверхняя (на уровне 2-го яруса) гал. смотреть
— открытая верх. галерея в интерьере церк. и гражд. зданий. Аналогом в зап.-европ. архитектуре являются эмпоры. В больших храмах Византии и Др. Руси Х. имели П-образную форму и устраивались над сев., зап. и юж. нефами (Софийские соборы в Константинополе, Киеве, Новгороде). Позднее в храмах меньшего размера Х. располагаются только над зап. нефом и лишь центр. частью открываются в интерьер храма, угловые же ячейки оформляются в виде замкнутых помещений и используются под ризницу и приделы. Со 2-й пол. 15 в. Х. в др.-рус. храмах перестают быть обязательным эл-том интерьера и постепенно исчезают. Начиная с елизаветинского барокко Х. снова становятся эл-том храмового интерьера. смотреть
ХОРЫ м. мн. антресоли, полати, открытый полуярус, галерея, переходы вдоль стен покоя, на столпах с перилами. Встарь женщины стояли в церкви на хорах. Зрители пускаются, в дворянском собрании, на хоры. Хоры для музыкантов. Хорный, к хорам относящ.
Как называется балкон в церкви
(архит.) — в церквях галерея, устроенная вверху, иногда только над западными дверями, а иногда на всем протяжении от южных и северных дверей, огороженная перилами и в которой могут стоять и молиться присутствующие при богослужении. В публичных и в частных залах X. называются места на арках, столбах, колоннах или кронштейнах, назначенные для помещения зрителей и музыкантов или для какой-либо другой цели.
. смотреть
в архитектуре, верхняя (на уровне второго этажа) галерея в христианском церковном здании или парадном зале. Расположены обычно с западной сторо. смотреть
хоры мн. Открытая галерея, балкон в верхней части парадного зала или церковного здания (первоначально предназначавшиеся для размещения хора, музыкантов).
хоры мн. арх.gallery sg.
ХОРЫ в архитектуре, верхняя (на уровне второго этажа) галерея в христ. церк. здании или парадном зале. Расположены обычно с зап. стороны или опоясыва. смотреть
Хоры (архит.) — в церквях галерея, устроенная вверху, иногда только над западными дверями, а иногда на всем протяжении от южных и северных дверей, огороженная перилами и в которой могут стоять и молиться присутствующие при богослужении. В публичных и в частных залах X. называются места на арках, столбах, колоннах или кронштейнах, назначенные для помещения зрителей и музыкантов или для какой-либо другой цели.
ХОРЫПо Гомеру, прислужницы богов; по Гезиоду, три богини времен года.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.ХОР. смотреть
Балкон в церкви, предназначенный для привилегированных лицИст.: БЭС, 1985• • •Балкон, галерея либо лоджия внутри парадного зала или в церкви.Ист.: Плуж. смотреть
Хоры верхняя (на уровне второго яруса) галерея в христианском церковном здании или парадном зале. Расположены обычно с западной стороны храма ил. смотреть
верхняя (на уровне 2-го яруса) галерея в христианских церковных зданиях или парадном зале. Расположены обычно с западной стороны храма или опоясывае. смотреть
хо́ров и хор, предл. на хо́рах, мн. Открытая галерея или балкон в верхней части парадного зала или церковногоздания (первоначально для помещения хора. смотреть
Верхняя открытая галерея или балкон внутри парадного зала здания.Источник: Словарь архитектурно-строительных терминовверхняя (на уровне 2-го яруса) гал. смотреть
— открытая верх. галерея в интерьере церк. и гражд. зданий. Аналогом в зап.-европ. архитектуре являются эмпоры. В больших храмах Византии и Др. Руси Х. имели П-образную форму и устраивались над сев., зап. и юж. нефами (Софийские соборы в Константинополе, Киеве, Новгороде). Позднее в храмах меньшего размера Х. располагаются только над зап. нефом и лишь центр. частью открываются в интерьер храма, угловые же ячейки оформляются в виде замкнутых помещений и используются под ризницу и приделы. Со 2-й пол. 15 в. Х. в др.-рус. храмах перестают быть обязательным эл-том интерьера и постепенно исчезают. Начиная с елизаветинского барокко Х. снова становятся эл-том храмового интерьера. смотреть
ХОРЫ м. мн. антресоли, полати, открытый полуярус, галерея, переходы вдоль стен покоя, на столпах с перилами. Встарь женщины стояли в церкви на хорах. Зрители пускаются, в дворянском собрании, на хоры. Хоры для музыкантов. Хорный, к хорам относящ.
Словарь. Храм
Храм – дом Божий, здание, предназначенное для богослужения: церковь, собор.
Клир (греч. – жребий) – совокупность людей, совершающих богослужение в храме: священник, диакон, чтец, пономарь, звонарь, певчие.
Клирик – человек, принадлежащий к клиру храма.
Причетник – член причта церкви, церковнослужитель – общее название всех клириков, за исключением диакона и священника. Их обязанность – чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях.
Причт – состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви: как священнослужители (священник и диакон), так и церковнослужители (псаломщики, пономари и другие).
Регент (лат. – управляющий) – руководитель, дирижер церковного хора.
Хор – собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным.
Церковнослужитель – низшая степень клира: иподиакон, чтец, свещеносец, которые, не имея благодати священства, посвящаются на то или иное служение в церкви.
Алтарь (лат. – жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.
Амвон (греч. – восходить) – центральная часть солеи напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей.
Аналой (греч.) – высокая подставка с наклонным верхом, на которую возлагаются иконы или богослужебные книги.
Барабан – венчающая часть здания, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие.
Глава – наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса, обычно завершаемая крестом.
Голосники – небольшие камеры или вделанные в верхние части стен храма глиняные кувшины, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов.
Гульбище – наружная терраса вдоль стен храма. С алтарной стороны гульбище не делают.
Деисус (греч. – моление) – икона, с изображенными на ней Спасителем – посредине, Богородицей и Иоанном Предтечей – по сторонам. Помещается во втором ряду иконостаса над Царскими вратами.
Жертвенник – специальный стол для совершения проскомидии, находящийся в алтаре, слева от престола.
Завеса – занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря.
Закомара – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания.
Запрестольный образ – икона, помещающаяся на восточной стороне алтаря за престолом и изображающая Спасителя, Божию Матерь или того святого (или событие), которому посвящен храм.
Звонница – сооружение в виде стенки с проемами для подвешивания колоколов, поставленное либо над крыльцом или стеной храма, либо отдельно.
Катапетасма (греч – завеса) – завеса Царских врат.
Клирос – место в храме, предназначенное для хора. Обычно клироса располагаются на обоих концах солеи.
Кокошники – декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковных зданий.
Колокольня – часть церковного здания или особая постройка вблизи него, где развешиваются колокола, иногда в несколько ярусов (см. Звон колокольный).
Купель – сосуд в виде большой чаши, служащий для крещения младенцев.
Лампада (греч. – светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами.
Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме
Местный ряд – нижний ярус иконостаса, в котором размещены иконы с изображением Спасителя (справа от Царских врат) и Богородицы (слева от Царских врат), а также местная икона (вторая справа от Царских врат), с изображением святого или праздника, в память которых освящен престол. В местный ряд входят северная и южная двери в алтарь, а также иконы, посвященные праздникам и святым, особо чтимым в данной местности.
Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором во время богослужения стоит архиерей.
Плащаница – погребальное покрывало, полотно. В богослужебной практике – иконописное или вышитое разноцветными нитями изображение тела Иисуса Христа в том виде, в каком оно было снято с креста. В Великую пятницу выносится из алтаря на средину храма для поклонения и оставляется там до пасхальной полунощницы, затем снова вносится в алтарь.
Престол – квадратный стол посредине алтаря, служащий местом совершения таинства евхаристии – священное место, где во время богослужения незримо присутствует Сам Бог. Касаться престола и предметов, находящихся на нем, могут только священнослужители.
Придел – особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, то есть престол и жертвенник с принадлежностями и прочее. Подобно главному алтарю, отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею и клиросы. Приделы устраиваются в относительно просторных храмах для того, чтобы можно было совершать две литургии в день, поскольку на одном престоле литургия священнодействуется не более одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращен к востоку.
Притвор – самая западная часть храма, примыкающая к входу.
Рака – гробница, большой, красиво украшенный ларец, в котором помещаются (часто – вместе с гробом) мощи святого.
Ризница – отдельное помещение в храме, где хранятся облачения (ризы) священнослужителей и церковная утварь.
Солея – возвышенная часть пола в храме, перед иконостасом.
Трапезная – общая столовая в монастыре или при храме.
Тябло – горизонтально расположенный деревянный брус, на который устанавливаются иконы в иконостасе.
Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.
Хоругвь – знамя Христово, знамя Церкви. Хоругви введены святым равноапостольным Константином Великим (IV век), который вместо воинских символов стал изображать на знаменах крест.
Хоры – балкон внутри храма, служащий для размещения церковного хора.
Царские врата – главные врата иконостаса, двустворчатые двери. Отворяются в строго определенные моменты богослужения. Проходить через них могут только священнослужители.
Часовня – небольшое здание, увенчанное крестом, напоминающее видом своим церковь, но не имеющее престола. В часовне можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название), совершать и другие богослужения, кроме литургии. Часовни сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, над водными источниками.
Шатер – покрытие храма или колокольни, имеющее вид высокой многогранной пирамиды.
Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.
Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.
Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам – епископам. Жезл в руке епископа является символом его пастырского служения.
Звонцы – маленькие колокольцы, закрепленные на архиерейском богослужебном облачении.
Камилавка (греч. – верблюжья) – головной убор священнослужителей, изготовлявшийся первоначально из верблюжьей шерсти. Имеет цилиндрическую форму, кверху слегка расширена.
Митра – богато украшенный головной убор с небольшими иконами, который во время богослужения надевают архиереи, архимандриты и награжденные ею священники.
Омофор – часть архиерейского облачения, представляющая собой широкую ленту, лежащую на плечах.
Орарь (греч. – стерегу, наблюдаю) – принадлежность диаконского облачения: длинная лента, закрепленная на левом плече.
Панагия (греч. – всесвятая) – небольшая икона Божией Матери, носимая архиереем на груди как знак архиерейского достоинства.
Подризник – богослужебная одежда священников и архиереев (обычно из белого шелка), надеваемая на подрясник во время служения литургии.
Подрясник – длинное, до пят, одеяние монахов и священнослужителей с наглухо застегнутым воротом, длинными узкими рукавами и поясом (в отличие от надеваемой поверх подрясника рясы, имеющей широкие рукава и носимой без пояса).
Поручи – часть богослужебного облачения священнослужителей: манжеты, надеваемые на запястья поверх рукавов подрясника или подризника.
Посох – см. Жезл.
Пояс – часть священнической и архиерейской богослужебной одежды.
Риза, фелонь – парчовое, тканное золотой или серебряной нитью одеяние без рукавов, верхнее богослужебное облачение священника. Ризы – устаревшее общее название священнослужительских облачений.
Ряса – верхнее (небогослужебное) одеяние лиц духовного звания и монахов. Для покроя характерны длинные и очень широкие рукава.
Саккос – верхнее богослужебное облачение архиерея, заменяющее фелонь.
Скуфья – островерхая шапочка, головной убор монахов и священнослужителей.
Стихарь – прямое, длинное облачение с широкими рукавами. Служит верхней богослужебной одеждой диаконов, иподиаконов, а по благословению архиерея – чтецов и пономарей. У архиерея и священника стихарь из тонкой материи и называется подризником, так как другие облачения (ризы) надеваются поверх него.