как правильно написать аннотацию к рабочей программе по фгос
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Воловского района Тульской области
Аннотации к рабочим программам и их копии
Рабочие программы учебных предметов МКОУ «Краснодубровская основная общеобразовательная школа» в начальной школе по УМК «Школа России» разработаны на основании нормативно-правовых документов:
*Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373;
*Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373;
*Учебного плана МКОУ «Краснодубровская ООШ»».
*Программы для общеобразовательных учреждений по УМК «Школа России», М.: Просвещение, 2012 год
*Образовательной программы начального общего образования МКОУ «Краснодубровская ООШ»
*Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МКОУ «Краснодубровская ООШ» по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО».
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Рабочие программы по учебным предметам в 5 и 6 классах разработаны на основании требований нормативно-правовых документов:
*Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
*Примерных программ по учебным предметам.5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
*Образовательной программы основного общего образования МКОУ «Краснодубровская ООШ»
*Учебного плана в 5 и 6 классах МКОУ «Краснодубровская ООШ»
*Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МКОУ «Краснодубровская ООШ» по реализации ФГОС НОО И ФГОС ООО».
Методическая рекомендация «Как составить аннотацию к программе»
Как составить аннотацию к дополнительной общеобразовательной программе
Нормативные документы обязывают в подразделе «Структура сайта» размещать сведения «об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии)». Это значит, что на сайте образовательной организации должны быть размещены копии дополнительных общеобразовательных программ на текущий учебный год, и к каждой программе должна быть аннотация.
Составление аннотации развивает критическое мышление, умение обобщать, анализировать. Умело составленные аннотации позволяют родителям экономить время и осуществлять наиболее сознательный выбор направления.
Аннотация – это краткое изложение содержания статьи, книги, монографии и т. п. В аннотации раскрывается наиболее существенное из всего содержания и разъясняется назначение работы. Аннотация дает ответ на вопрос, о чём говорится в первичном документе.
Виды и типы аннотаций, в зависимости от объекта аннотирования аннотации подразделяются на общие, аналитические и групповые. Общая аннотация характеризует произведения печати в целом. Аналитическая – характеризует отдельную часть произведения или определенный аспект его содержания. Групповая аннотация представляет собой обобщенную характеристику двух или более произведений, близких по тематике.
В соответствии с целевым назначением различают два типа аннотаций – справочные и рекомендательные.
Цель справочной аннотации – дать краткую информацию (справку) о содержании и специфике произведения печати. Такие аннотации составляют для характеристики научных, учебных, справочных изданий, а также для раскрытия содержания сборников и собраний сочинений. Объем справочных аннотации различен – от нескольких слов до нескольких строк. Справочные аннотации используются в научно-вспомогательных пособиях, библиографических указателях, адресованных специалистам.
Рекомендательная аннотация, наряду с краткой информацией о произведении печати, преследует и другие цели: заинтересовывать читателя, показать значение и специфику данной книги или статьи, ее место в ряду других, близких по содержанию и назначению. Главная отличительная особенность рекомендательной аннотации – педагогическая направленность; характеризуются произведения, соответствующие уровню подготовки, возрастным и иным особенностям читателей. Рекомендательные аннотации бывают краткими и развернутыми. Они составляются для рекомендательных пособий в целях пропаганды научно-популярных, массово-производственных изданий, а также произведений художественной литературы.
А ннотация дополнительной общеобразовательной программы – это характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.
Основными в аннотации являются следующие компоненты:
1) указание на то, в соответствии с какими нормативными документами составлена данная рабочая программа, какому УМК она соответствует;
2) цель и задачи учебной дисциплины;
3) количество часов на изучение дисциплины;
4)срок реализации программы;
5) перечисление основных разделов дисциплины (или тематическое планирование с указанием количества часов);
6) периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации.
В первую очередь, нужно максимально точно выделить и сформулировать ключевую мысль работы. Необходимо взять только наиболее важные моменты и отразить их в тексте характеристики.
Аннотация должна быть написана понятным языком, без специфических, узких выражений и определений. Она должна легко читаться и восприниматься на слух.
Будет правильно включить в текст описания ключевые слова для поиска статьи. Их рекомендуется размещать в середине описания.
Крайне нежелательно размещать в аннотации таблицы, списки и другие элементы оформления.
Не нужно писать в резюме общие фразы, не имеющие никакой смысловой нагрузки. В правильно сформулированной характеристике каждое слово должно быть нацелено на привлечение читателей.
Итоги работы необходимо описать максимально информативно и точно.
При написании аннотации необходимо придерживаться установленного лимита слов (100…250 слов (по ГОСТу 850 знаков, не менее 10 строк).
Пример составления аннотации к дополнительной общеобразовательной программе:
Дополнительная общеобразовательная программа объединения «Рукоделие»
Статус программы: Программа объединения «Рукоделие» модифицированная, составлена по типовым программам трудового обучения в общеобразовательной школе под редакцией И.Г.Майорова, Б.М.Неменского, Н.М.Конышева.
Возраст обучающихся : 10-15 лет
Срок реализации программы : 2 года
Цель программы : всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт.
формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой, тканью и др. материалами;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, к чужому труду, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Форма занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ.
Краткое содержание : знакомство с возможностями декоративно-прикладного творчества. Историей развития техники модульного оригами, техники изонить, текстильной игрушки, макраме, квиллинга. Обучение навыкам изготовления игрушек-саше, игрушек-оберегов, выполнение изделий из бисера, способам кручения газетных трубочек.
Ожидаемые результаты: овладение навыками и умениями работы с материалами и швейными принадлежностями. Обучающиеся должны знать базовые понятия, основные приемы художественной обработки используемых материалов, следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, представлять работы, выполненные своими руками.
II – вариант (упрощенный)
Дополнительная общеобразовательная программа объединения «Изобразительное творчество»
Что такое аннотация к рабочей программе?
Нормативные документы обязывают в подразделе «Образование» размещать сведения «об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии)».
Это значит, что на сайте образовательной организации должны быть размещены копии рабочих программ на текущий учебный год, и к каждой программе должна быть аннотация. Требований к аннотации ни в одном из действующих нормативных документов нет, поэтому её составляют так, как понимают. Текст аннотации рабочей программы не стандартизирован, поэтому мы рассмотрим возможные варианты оформления аннотации.
Сначала обратимся к теории жанров
С точки зрения теории жанров, аннотация – это характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Аннотация дает ответ на вопрос, о чём говорится в первичном документе.
Значит, аннотация рабочей программы содержит краткую характеристику этого документа; по сути, аннотацией может быть краткое изложение пояснительной записки рабочей программы.
А что должно быть отражено в этой краткой характеристике?
Посмотрим на примеры
Если набрать в любом поисковике «аннотация рабочей программы», то в выдаче результатов окажется множество ссылок на сайты школ, училищ, вузов, которые уже размещают аннотации рабочих программ. Основными в них являются следующие компоненты:
Составителя рабочей программы (учителя) в аннотации не указывают.
На сайтах некоторых школ аннотации повторяют содержание пояснительной записки рабочей программы, то есть содержат большой по объему текст, что противоречит жанровым признакам аннотации. Итак, у каждой рабочей программы своя аннотация.
Как разместить аннотации на сайте?
Копия аннотации не требуется, да и нет такого документа в номенклатуре дел образовательной организации, поэтому форма представления может быть разной:
Мне встречались в основном случаи, когда аннотации размещают в виде прикрепленных файлов.
Рабочих программ много, соответственно, и аннотаций много. Как сделать проще?
Вариант 1. Одна аннотация – один файл. Сначала даем ссылку на аннотацию, после нее – на копию соответствующей рабочей программы (или сначала даем список аннотаций, затем – список рабочих программ). На сайте будут большие списки из рабочих программ и аннотаций.
Вариант 2. Все аннотации рабочих программ по одной дисциплине собираем в один файл и размещаем его в виде прикрепленного файла. На сайте будет несколько файлов с аннотациями: по русскому языку, по математике, по истории и т.д.
Вариант 3. Все аннотации всех рабочих программ собираем в один документ и размещаем его в виде прикрепленного файла. На сайте будет один файл с аннотациями.
Очевидно, что самый простой – 3-й вариант.
Выводы:
Всё, что здесь изложено, носит исключительно рекомендательный характер и не обязывает делать именно так. Возможно, ваша образовательная организация предложит более грамотный вариант создания и размещения аннотаций рабочих программ.
Как правильно написать аннотацию к рабочей программе по фгос
АННОТАЦИЯ
К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС (5-9 КЛАССЫ)
Рабочие программы по учебным предметам разработаны:
— в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.3.6 ст.28);
— требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с целью достижения уровня подготовка и выпускников требованиям к планируемым результатам, заявленным в ФГОС;
— на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования и основной общеобразовательной программы – образовательной программы основного общего образования МАОУ «Школа № 3».
Рабочие программы по учебным предметам включает следующие разделы:
— планируемые результаты освоения учебного предмета;
— содержание учебного предмета с указанием форм организации и видов деятельности;
— тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы учебных предметов разработаны на основе учебного плана МАОУ «Школа № 3» основного общего образования (далее – УП) на 2021-2022 учебный год.
Программы построены с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Основа для составления программы. УМК.
Срок реализации
Место учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» реализуется в течение 5 лет.
На изучение учебного предмета выделено 732 часа, в том числе:
6 классы – 210 ч. (6 часов в неделю),
7 классы – 140 ч. (4 часа в неделю),
8 классы – 105 ч. (3 часа в неделю);
Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена на основе на основе авторской программы В.Ф. Чертова и обеспечивается линией УМК по литературе для 5—9 классов под редакцией В. Ф. Чертова, издательство «Просвещение».
Учебный предмет «Литература» реализуется в течение 5 лет:
На изучение учебного предмета выделено 452 часа, в том числе:
6 классы – 105 ч. (3 часа в неделю),
7 классы – 70 ч. (2 часа в неделю),
8 классы – 70 ч. (2 часа в неделю);
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» составлена на основе примерных рабочих программ для 5-9 классов «Русский родной язык». УМК. «Русский родной язык» для 5–9-го классов (авторы: О. М. Александрова и др.)
Учебный предмет «Родной язык» реализуется в течение 5 лет:
На изучение учебного предмета выделено (0,5 часов в неделю). Всего 87 часов, в том числе:
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» составлена на основе примерных рабочих программ для 5-9 классов «Родная русская литература».
Учебный предмет «Родная литература» реализуется в течение 5 лет:
На изучение учебного предмета выделено (0,5 часов в неделю). Всего 87 часов, в том числе:
Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык» для 5-9 классов составлена на основе авторской программы В. Г. Апалькова. УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» (SPOTLIGHT) ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ
Учебный предмет «Иностранный язык» реализуется в течение 5 лет:
На изучение учебного предмета выделено 522 часа, в том числе:
5 – 8 классы – 105 ч. (3 часа в неделю),
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 5-6 классов составлена на основе рабочей программы А.Г. Мерзляка и обеспечивается линией УМК А. Г. Мерзляка. Математика (5-6)
Учебный предмет «Математики» реализуется в течение 2 лет:
На изучение учебного предмета выделено 350 часов, в том числе:
5 классы – 175 ч. (5 часов в неделю),
6 классы – 175 ч. (5 часов в неделю),
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» составлена на основе рабочей программы «Алгебра 7-9 классы», обеспечивается линией УМК Алгебра. Макарычев Ю.Н. (7-9).
Учебный предмет «Алгебра» реализуется в течение 3 лет:
На изучение учебного предмета выделено 312 часов, в том числе:
7 – 8 классы – 105 ч. (3часа в неделю),
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» составлена на основе рабочей программы по геометрии Л.С. Атанасян (составитель Т. А. Бурмистрова) М.: Просвещение, 2014 г.) «Геометрия 7-9 классы», обеспечивается линией УМК Л.С.Атанасян и др.(7-9)
Учебный предмет «Геометрия» реализуется в течение 3 лет:
На изучение учебного предмета выделено 312 часов, в том числе:
7 классы – 70 ч. (2часа в неделю),
8 классы – 70 ч. (2 часа в неделю);
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» составлена на основе примерной рабочей программы «Информатика. 7-9 классы» (автор И.Г.Семакин). УМК «Информатика» 7-9 классы, авторы: Семакин И. Г. и др.
Учебный предмет «Информатика» реализуется в течение 3 лет:
На изучение учебного предмета выделено 104 часа, в том числе:
7 классы – 35 ч. (1 час в неделю),
8 классы – 35 ч. (1 час в неделю);
Рабочая программа учебного предмета «История России. Всеобщая история» составлена на основе примерной программы по истории, авторских рабочих программ к УМК Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова «История России» (6—10 классы), М.: Просвещение, 2020 и к УМК С. В. Колпакова, Н. А. Селунской и других «Всеобщая история» (5-9 классы), М: Дрофа, 2019
Учебный предмет «История России. Всеобщая история» реализуется в течение 5 лет:
На изучение учебного предмета выделено 382 часа, в том числе:
5 – 7 классы – 70 ч. (2 часа в неделю),
8 классы – 102 ч. (2 часа в неделю);
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» составлена на основе рабочей программы Л.Н.Боголюбова. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы.
Учебный предмет «Обществознание» реализуется в течение 4 лет:
На изучение учебного предмета выделено 139 часов, в том числе:
Рабочая программа учебного предмета «География» составлена с на основе рабочей программы «География. 5—9 классы» (Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов и др.) и обеспечивается линией УМК География. «Классическая линия» (5-9), автор И. И. Баринов.
Учебный предмет «География» реализуется в течение 5 лет:
На изучение учебного предмета выделено 278 часов, в том числе:
5 – 6 классы- 35 ч. (1 час в неделю);
7 – 8классы – 70 ч. (2 часа в неделю),
Рабочая программа учебного предмета «Физика» составлена на основе рабочей программы «Физика. 7—9 классы» (Авторы: А. В. Перышкин, и др..). Реализуется в учебниках А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса
Учебный предмет «Физика» реализуется в течение 3 лет:
На изучение учебного предмета выделено 242 часа, в том числе:
7 – 8 классы – 70 ч. (2 часа в неделю),
Рабочая программа учебного предмета «Химия» составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна и обеспечивается УМК О. С. Габриеляна. Химия (8-9)».
Учебный предмет «Химия» реализуется в течение 2 лет.
На изучение учебного предмета выделено 138 часов, в том числе:
8 классы – 70 ч. (2 часа в неделю);
Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена на основе рабочей программы «Биология. 5–9 класс. И.Н. Пономарёвой». УМК И. Н. Пономаревой. Биология (Концентрическая) (5-9)
Учебный предмет «Биология» реализуется в течение 5 лет.
На изучение учебного предмета выделено 243 часа, в том числе:
5 – 7 классы – 35 ч. (1 час в неделю);
8 классы – 70 ч. (2 часа в неделю);
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена на основе примерной программы по предмету «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. УМК Музыка. Сергеева Г.П. (5-8)
Учебный предмет «Музыка» реализуется в течение 4 лет.
На изучение учебного предмета выделено 140 часов, в том числе:
5 – 8 классы – 35 ч. (1 час в неделю).
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе рабочей программы «Искусство. Изобразительное искусство» для 5–9 классов. Ломов С.П. УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
Учебный предмет «Изобразительное искусство» реализуется в течение 3 лет.
На изучение учебного предмета выделено 105 часов, в том числе:
5 – 7 классы – 35 ч. (1 час в неделю).
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена на основе рабочей программы «Технология. Обслуживающий труд» для 5-8 классов. Автор О. А. Кожина.
УМК Кожиной. Технология (5-8)
Учебный предмет «Технология» реализуется в течение 4 лет.
На изучение учебного предмета выделено 245 часов, в том числе:
5-7 классы – 70 ч. (2 часа в неделю);
8 классы – 35 ч. (1 час в неделю
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9 класс». Латчук В. Н. УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9)
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в течение 2 лет.
На изучение учебного предмета выделено 69 часов, в том числе:
8 классы – 35 ч. (1 час в неделю);
9 классы – 34 ч. (1 час в неделю).
Учебный предмет «Физическая культура» реализуется в течение 5 лет.
На изучение учебного предмета выделено 382 часа, в том числе:
Как составляется аннотация к рабочей программе по ФГОС
Аннотация к рабочей программе является необходимым условием составления рабочих программ по любой школьной учебной дисциплине.
Особенности составления аннотации
Любой российский педагог, работающий в современной системе образования, обязан предоставлять до начала учебного года рабочую программу по преподаваемому им предмету.
Министерством образования РФ разработаны определенные требования, согласно которым оформляется аннотация к рабочей программе.
Рассмотрим вариант составления структуры программы на основе такой серьезной учебной дисциплины, как химия.
Особенности учебной дисциплины
Данная учебная дисциплина преподается в настоящее время для учеников 8, 9, 10, 11 классов. Есть существенные отличия в структуре предмета на основной и старшей ступени обучения, которые отражаются в учебной программе педагога. В аннотации не только указывают теоретические аспекты, но и отражают практическую часть учебного материала по данной учебной дисциплине.
Аннотация к программе по химии
Аннотация к рабочей программе по химии составляется в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми федеральными стандартами, созданными для начального, среднего образования на основе классического варианта программы О.С. Габриеляна (издательство «Дрофа», 2010). Перед преподавателем химии стоят определенные задачи. И аннотация к рабочей программе составлена с учетом основных из них.
Особенности составления
Аннотации к рабочим программам по ФГОС содержат информацию о связи преподаваемой дисциплины с будущей профессиональной деятельностью выпускников.
В задачи преподавателя химии входит формирование у школьников рационального отношения к процессам окружающей среды, логического мышления.
Что еще должна содержать качественная аннотация по рабочим программам? Школа самостоятельно разрабатывает дополнительные пункты, которые указывает в своих рабочих программах педагог.
Например, помимо количества часов в каждом классе за учебный год, указывается количество контрольных, практических, лабораторных работ по физике (химии).
Аннотация к рабочей программе по русскому языку предполагает указание количества диктантов, изложений, проводимых в полугодии, за год.
Кроме того, для любой учебной дисциплины, включая и гуманитарные предметы, обязательно указывают соответствие программы федеральному учебному плану.
Аннотация к рабочей программе по русскому языку предполагает и указание полного учебно-методического комплекта, которым будет пользоваться в своей работе педагог.
Например, в аннотации к школьному курсу по химии (по программе О.С. Габриеляна) предполагается следующий комплект методической литературы:
Заключение
Независимо от специфики преподаваемой учебной дисциплины, аннотация составляется по определенной структуре. В ней указывается автор программы, по которой будет работать педагог. Кроме того, указывается соответствие программы федеральному базисному учебному плану, число контрольных, лабораторных, практических работ.
По новым правилам, в аннотации также прописывается количество учебных часов, отведенных на региональный компонент. Обязательным пунктом аннотации является запись полного учебно-методического комплекта. Учитель указывает год издания учебников, их авторов, издательство. Книги должны быть включены в перечень учебной литературы, разрешенной Министерством образования РФ для общеобразовательных школ. При написании аннотации к предметам естественного цикла в нее включают формирование у школьников практических навыков, мировоззренческих и логических качеств. Для гуманитарных предметов предполагается развитие устной речи школьников.