как правильно написать рабочую программу учителю
Как составить рабочую программу по ФГОС
Многие педагоги задаются вопросом – как составить рабочую программу правильно, чтобы она была в соответствии с ФГОС, а не переделывать (доделывать) ее снова и снова. Я Вам предлагаю разложить все по полочкам от А до Я.
На этот вопрос я постараюсь Вам ответить исходя из собственного опыта работы как администратора образовательного учреждения, так и учителя начальных классов.
Что такое рабочая программа
Рабочая программа по предмету является частью основной образовательной программы, тем локальным документом, где конкретизируется цель, содержание предмета, планируемые результаты основной образовательной программы с учетом особенности и специфики учебной дисциплины.
К рабочим программам относятся
Именно Примерные программы по предмету являются основой для составления рабочих программ, так как они разрабатываются по заказу Министерства образования и науки РФ. При этом педагог обязан ознакомиться с ФГОС определенной ступени образования, чтобы при составлении рабочей программы для конкретного класса (параллели) учитель учитывал универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми должен овладеть ученик на конец обучения. Необходимо изучить требования к результатам освоения программы, знать цель и задачи обучения на каждом этапе.
В ходе составления рабочей программы педагог в праве самостоятельно устанавливать:
Самое главное – в полном объеме реализовать все планируемые результаты по ФГОС общего образования.
Как утверждается рабочая программа
Порядок и сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ определяются в локальном акте образовательной организации. В нем может быть предусмотрен следующий порядок:
Таким образом, рабочая программа представляет собой уже нормативный документ, обязательный к реализации в школе.
Образец титульного листа рабочей программы
Какова структура программы
С утверждением ФГОС стандарт четко определил структуру программы по учебным дисциплинам.
Пояснительная записка программы характеризуется лаконичностью. В ней должно быть отражено название учебной программы (авторской или примерной), на основе которой составлена рабочая программа, ее автор и год издания.
Здесь формулируется цель и задачи учебного курса, которые должны соответствовать ФГОС.
В пояснительной записке раскрывают новизну, обоснованные изменения, внесенные в программу, если они были доработаны исходя из реализации регионального компонента или специфики образовательного учреждения.
Указывается учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта). УМК должен соответствовать перечню учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ.
Указывается количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Описываются и раскрываются особенности организации учебного процесса по предмету и формы текущего контроля знаний, умений, навыков и формы промежуточной аттестации учащихся. Все указанные формы должны соответствовать локальным актам образовательного учреждения.
В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» указывается к какой образовательной области относится предмет, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета представляет собой описание целей – результатов обучения. Они формулируются в соответствии с ФГОС. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, которые согласуются с определенными ранее целями рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, которые сформулированы в деятельностной форме, что позволит потом разработать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.
В рабочие программы включаются конкретные формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО.
Если у Вас рабочая программа составлена на ступень обучения или на несколько классов, например, с 5 по 9 классы, то нужно результаты обучения указывать по классам (годам обучения). Здесь можно воспользоваться авторской или примерной программой. Но не забудьте сравнить их с формулировками, указанными в Примерной ООП.
В разделе «Содержание учебного предмета, курса» заключается основная часть программы. Здесь отражаются все разделы и темы, которые опираются на обязательный минимум содержания стандарта, примерную программу, указываются практические и лабораторные работы в соответствии с примерной программой.
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная техника, электронный образовательный контент, специализированные программные средства).
Список литературы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.
Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Этапы составления рабочей программы
Составляя рабочую программу, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями, решить которые возможно при последовательном осуществлении этой работы.
Этап 1. Выбирается программа по учебному курсу и учебник, который ей соответствует из списка, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.
Этап 2. Сравниваются цели изучения предмета в выбранной программе с целями, которые прописаны в Примерной программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы школы.
Этап 3. Сопоставляются ценностные ориентиры в выбранной программе с таковыми же, но сформулированными в Примерной программе.
Этап 4. Выделяются и конкретизируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала в конкретном классе, сравниваются с теми, что прописаны в Примерной программе.
Этап 5. Сопоставляется содержание выбранной программы с содержанием Примерной программы, анализируется их наличие и раскрытие тем в учебнике.
Этап 6. Проанализировав содержание учебника, делается вывод о включении или исключении в (из) содержание(я) программы некоторых разделов, вопросов.
Этап 7. Структурируется содержание учебного материала, определяется последовательность изучения тем и количество часов на ее прохождение.
Этап 8. Определяется список дополнительной справочной и учебной литературы, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.
Этап 9. Создаются контролирующие материалы (если такие должны входить в состав рабочей программы в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).
Этап 10. Составляется рабочая программа: оформляются структурные компоненты согласно требованиям нормативного документа школы (Положение о рабочей программе).
Вывод
Представленный маршрут составления рабочей программы не является единственно правильным и неоспоримым. Это представленный мной опыт. Поэтому Вы можете воспользоваться предложенными этапами или, на свое усмотрение, вносить в него корректировки.
Как правильно написать рабочую программу учителю
Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
В настоящее время в образовательных учреждениях используются примерные программы по учебным предметам, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.
1.1. Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, разработанный на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»)
Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.
Задачи рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.
1.2. Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Образовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.
1.3. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:
– программы по учебным предметам;
– программы элективных курсов;
– программы факультативных курсов;
– дополнительных образовательных курсов.
обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования;
обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
предоставления широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
1.5. Рабочие программы составляются на основе:
– примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
1.6. Примерные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ в образовательном учреждении, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
1.7. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241).
1.8. Обязательный минимум содержания каждой рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной программой и федеральным государственным образовательным стандартом.
1.9. Нормативные сроки освоения рабочей программы в образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, федеральными государственными образовательными стандартами, устанавливаемыми Законом Российской Федерации «Об образовании».
2. Структура и требования к разработке и оформлению рабочей программы
2.1 Структура рабочей программы составляется с учетом:
– требований федеральных государственных образовательных стандартов;
– обязательного минимума содержания учебных программ;
– требований к уровню подготовки выпускников;
– объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
– познавательных интересов учащихся;
– выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.
2.2. Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:
2. Пояснительная записка.
3.Содержание рабочей программы.
4. Требования к уровню подготовки выпускников;
5. Перечень учебно-методического обеспечения.
6. Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе)
2.3. Титульный лист рабочей программы должен содержать:
– полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией);
– гриф утверждения и рассмотрения программы («Утверждена» приказом образовательного учреждения (дата, номер), рассмотрена и рекомендована к утверждению органом самоуправления образовательного учреждения с указанием названия в соответствии с уставом образовательного учреждения (дата, номер протокола));
– название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
– Ф.И.О. педагога (педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
– класс (параллель), в котором изучается учебный курс;
– предмет, курс, дисциплина (модуль);
– год составления рабочей программы.
2.4. В пояснительной записке указываются:
– сведения о программе (примерной (типовой) или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания;
– цели и задачи данной программы
– нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;
– информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;
– определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
– информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;
– формы организации образовательного процесса, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).
– название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения
3. Содержание рабочей программы
3.1.Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.
3.2.Образовательное учреждение самостоятельно:
раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на учебники, учебные пособия (из утвержденного федерального перечня);
определяет содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах, классах специального (коррекционного) образования, классах компенсирующего обучения;
определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.
3.3. По каждой учебной теме (разделу) указываются:
— наименование темы (раздела);
— содержание учебного материала (дидактические единицы);
— требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы образовательного учреждения;
— перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.). Количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин.
4. Требования к уровню подготовки выпускников
4.1. Структурный компонент «Требования к уровню подготовки выпускников» прописывается по окончании ступени образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерной учебной программой и представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.
5. Перечень учебно-методического обеспечения
5.1. Перечень учебно-методического обеспечения как компонент рабочей программы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п.
Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
5.2. Используемый перечень учебно-методического обеспечения может быть классифицирован на две группы: «Литература» (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), «Оборудование и приборы» (перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов).
6. Календарно-тематический план
6.1. Календарно-тематический план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов.
6.2. Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с рабочей программой.
6.3. Механизмы разработки, согласования, утверждения календарно-тематических планов учителей устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами.
6.4. В образовательном учреждении устанавливается единая структура календарно-тематического плана.
В календарно-тематическом плане должно быть обязательно определено:
— темы каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);
— количество часов, отведенное на изучение тем, разделов на проведение контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.);
— даты прохождения темы, раздела;
— виды, формы контроля.
6.5. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения
Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе: образец и как составить рабочую программу по предмету
В конце 2015 года были изменены требования к структуре рабочей программы по ФГОС. Если раньше она состояла из 8 пунктов и выливалась сотнями страниц текста (в которые после утверждения обычно никто и не заглядывал) то сейчас обязательными при составлении рабочей программы остались только 3 пункта. Как составить рабочую программу по ФГОС для основной школы?
Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе Требования к структуре
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ради чего учить детей? Чего мы хотим добиться? Ответ на этот вопрос заключается в первом пункте плана рабочей программы. В нем отмечаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Планируемые результаты подразделяются на:
Для определения предметных результатов следует обратиться к основной образовательной программе школы (ООП ООО), в котором они прописаны для каждого учебного предмета. При этом блок «Выпускник научится…» оставляется без изменений в соответствии со Стандартом. А в блок «Выпускник получит возможность научиться…» учитель может внести коррективы в зависимости от конкретных обстоятельств.
В метапредметных результатах отмечается, какие универсальные учебные действия должен усвоить выпускник (с делением на познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД), формирование ИКТ-компетентности учащихся, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
Личностные результаты можно отразить в форме «портрета выпускника».
Содержание учебного предмета
В структуре рабочей программы по ФГОС на вопрос «чему учить» отвечает раздел «Содержание учебного предмета, курса». В нем рассматриваются названия тем (разделов) курса и их краткое содержание. Дается характеристика основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме).
Здесь же указываются планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Если есть резерв времени, то показывается, как он будет использоваться. Вопросы регионального компонента по предмету тоже включаются в этот пункт.
Содержание учебного курса составляется на уровень обучения (начальная школа, основная школа или средняя школа) с разбивкой по классам. Это обеспечивает преемственность в обучении предмету в пределах одной ступени обучения. Учитель должен знать, что уже известно ученикам, на какие знания можно опираться при изучении нового материала, а что является новым. Это особенно важно в том случае, если учитель работает не во всех классах, а ведет параллель.
Тематическое планирование
Оно продолжает логику предыдущего пункта и включает в себя названия тем (разделов), количество часов на их изучение, количество контрольных работ по каждой теме. Также сюда включаются планируемые предметные результаты обучения на каждый блок темы. Можно конкретизировать виды деятельности учеников по темам, формы уроков и др.
Некоторые учителя включают сюда и универсальные учебные действия по темам, но это представляется излишним, так как формирование УУД должно прослеживаться на каждом уроке и расписывать их лучше конкретно в технологической карте урока, а не в рабочей программе.
Тематическое планирование удобнее составлять в виде таблицы с разбивкой по классам.
Как составить рабочую программу (Методический рекомендации)
Как составить рабочую программу по любому предмету
Педагог преподает на основе рабочей программы. Что он самостоятельно определяет в программе.
Укажите планируемые результаты учеников. Почему нельзя формировать УУД изолированно.
В рабочей программе напишите раздел «Содержание». Что обязательно учитывать.
Школа может выбрать форму тематического планирования. Предлагается вариант.
Что входит в структуру рабочей программы
Педагог преподает учебные предметы на основе рабочей программы. Рабочая программа по предмету – это документ, который разрабатывает любой учитель. Она представляет собой часть основной образовательной программы (ООП) применительно к конкретному образовательному уровню. Рабочая программа конкретизирует цель, планируемые результаты ООП с учетом особенности и логики предмета.
Структура программы включает планируемые результаты, содержание предмета и тематическое планирование (п. 19.5 ФГОС начального общего образования, п. 18.2.2 ФГОС основного общего образования, п. 18.2.2 ФГОС среднего общего образования).
Рабочую программу по предмету создают на основе примерной ООП, в состав которой входят рабочие программы по другим предметам для уровня общего образования. Например, учитель начальных классов в рабочей программе может отразить основные положения программы духовно-нравственного воспитания, развития через планируемые результаты.
В образовательной организации (ОО) целесообразна единая рабочая программа учебного предмета для учителей, которая включает все особенности разных по уровню классов одной параллели, но возможны индивидуальные рабочие программы.
Учитель имеет право:
самостоятельно расширять или углублять перечень дидактических единиц в пределах максимально допустимой учебной нагрузки;
конкретизировать дидактические единицы;
устанавливать последовательность учебного материала;
включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;
выбирать педагогические технологии;
выбирать методы контроля.
Главное – в полном объеме реализовать все планируемые результаты по ФГОС общего образования.
Рабочую программу учителя согласуют на методическом объединении учителей. Предварительно на методическом объединении проводят внутреннюю экспертизу и дают экспертное заключение. Далее рабочую программу согласует заместитель директора. Заместитель директора на титульном листе рабочей программы под грифом «Согласовано» ставит дату и подпись, затем ее утверждает директор ОО.
На что обратить внимание учителя, когда он разрабатывает рабочую программу
Когда учитель составляет рабочую программу по предмету, то обязательно учитывает деятельностный характер ФГОС. Стандарты указывают на универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения на любом уровне общего образования.
Чтобы учителя могли проектировать рабочую программу, заместитель директора, который разрабатывает ООП школы, предоставляет им: цель, задачи, требования к результатам, чтобы педагоги детализировали их по каждому предмету для каждого класса.
Результаты образования учитель формулирует в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Обратите внимание, что ФГОС начального общего образования не использует термин «компетенция», когда описывает результаты, но под результатами подразумевается система компетенций, которые взаимосвязаны, взаиморазвивают друг друга и обеспечивают социализацию школьника.
Метапредметная компетенция определяет успешность развития личности ученика. Познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД помогают овладеть функциональной грамотностью: «умением учиться». Важно знать, что УУД не формируются изолированно: один вид действий влияет на другой из урока в урок.
ПРИМЕР. Регулятивные УУД обеспечивают усвоение познавательных УУД как самых сложных.
К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам, дополнительного образования, факультативных занятий, внеурочной деятельности.
Компетенция – это результат образования, который должен быть достигнут на итоговом этапе начального образования, поэтому на каждом уроке ставить такую задачу преждевременно. Когда учитель планирует урок, то предполагает развить УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные с учетом учебного содержания. Все УУД формируются, когда ученик осваивает содержание учебных предметов на основе заданий разного типа, но не вопросов.
ПРИМЕР. Задания начинайте со слов: найдите, определите, сформулируйте, сравните, сопоставьте, докажите, установите.
Помните, что УУД эффективно развиваются в процессе внутрипредметных и межпредметных связей.
Чтобы достичь образовательных результатов, необходимо отобрать оптимальные методы и педагогические технологии, которые будут использовать педагоги по единым правилам. Они должны быть отражены в Положении о рабочей программе по учебному предмету.
ПРИМЕР. Приоритетные формы работы: групповая и индивидуальная.
Когда проектируете рабочую программу, важно правильно сформулировать цель и планируемые результаты.
ПРИМЕР. Цель формулируйте как предполагаемый результат освоения предмета за 1-4-й классы. Она должна отвечать на вопрос: «Что будет результатом освоения предмета к концу 4-го класса?». Когда формулируете цель, используйте слова и словосочетания: формирование, развитие, создание/обеспечение условий и т.д.
Что написать в разделах рабочей программы
Планируемые результаты. Этот раздел – самый трудный для педагогов. Планируемые результаты уточняют и конкретизируют требования ФГОС соответствующего уровня образования к результатам освоения ООП по каждому учебному предмету с учетом главных целевых установок изучения данного предмета и возрастных особенностей учащихся.
Например, во ФГОС начального общего образования планируемые результаты делятся на два уровня: ожидаемый уровень актуального развития большинства обучающихся – «выпускник научится» и ближайшая перспектива развития – «выпускник получит возможность научиться». Такой подход позволяет выстроить индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития учеников.
Зона ближайшего развития – понятие, которое ввел Л.С. Выготский. Определяется содержанием тех задач, которые ученики не могут решить самостоятельно, но решают вместе со взрослым.
В блок «выпускник научится» включают планируемые образовательные результаты, которыми школьник должен обязательно овладеть для успешного обучения и социализации.
Результаты уровня «выпускник получит возможность научиться» ориентированы на то, чтобы развить потенциальные способности ученика. Задания, которые формируют эти результаты, можно частично включать в итоговый контроль. Это поможет обучающемуся продемонстрировать, как он овладел высоким, если сравнить с базовым, уровнем достижений; выявить динамику его развития и количество наиболее подготовленных обучающихся по предмету.
Когда формулируете планируемые результаты, помните, что они должны быть конкретными: опишите состояние, которое обучающийся должен достигнуть. Результаты также должны быть измеряемыми: их можно оценить и диагностировать. Поэтому в рабочей программе определите методы обучения и способы оценки их достижения в разделе о планируемых результатах.
Результаты должны быть достижимыми для учащегося, связанными с целями ООП, отражать деятельность учащегося (не учителя), его заинтересованность в достижении сформулированных целей образования. Планируемые результаты отвечают на вопросы: «Чему научится обучающийся, когда освоит рабочую программу?», «Как проверить (измерить) его способности учиться?». Они не содержат в формулировках слов: знать, дать, изучить, ознакомить, разбираться. Учитель может перенести результаты из предмета в предмет, он излагает их последовательно, в логике усложнения и преемственности.
ПРИМЕР. Метапредметный результат (познавательные УУД) в начальной школе:
1-й класс – определяет и называет с помощью взрослого общий признак для ряда предметов, объектов.
2-й класс – находит объект на основе заданных признаков (понятий), обозначает термином ряд однородных объектов.
3-й класс – выделяет специфические признаки группы однородных объектов, объединяет объекты на основе специфических признаков.
Содержание. Наиболее статичная часть рабочей программы. Разбейте раздел на рубрики: часть, раздел, тема. Внутри темы информацию распределите блоками, которые отражают законченную мысль, идею.
Содержание рабочей программы учитель пишет так, чтобы ее можно было разбить по времени изучения, определить периодичность освоения каждой части предмета и подобрать оптимальное программно-методическое обеспечение.
Когда описываете содержание рабочей программы, указывайте:
учебно-методический комплекс (УМК);
учебник, издательство, год издания;
пособие для учителя, издательство, год издания;
пособие для учащихся, издательство, год издания;
контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания;
электронные образовательные ресурсы (ЭОР): название, вид, издательство (для ЭОР на твердых носителях), ресурсы интернета.
Тематическое планирование. Это наиболее подвижная и подверженная изменениям часть рабочей программы. Календарное планирование на основе тематического учитель отражает в журнале.
Тематическое планирование ответит на вопрос, как распределены часы по основным разделам курса, расскажет о видах контроля, основных методах.
Форма тематического планирования и его структура могут варьироваться с учетом потребностей отдельной школы. Поэтому форму и структуру планирования администрация школы отражает в Положении о рабочей программе по предмету. В тематическом планировании содержание делят по классам.
В данной статье предложена форма тематического планирования на примере 1-4-х классов (таблица):
Форма тематического планирования на примере 1-4-х классов
Активные методы и технологии
Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях разных городов, искать информацию в разных источниках
Модель перевернутого обучения
Лист самооценки навыков сотрудничества в группе, таблица «Знаю – Интересуюсь – Узнал»
Google-карта, блог класса
Программа формирования УУД – см. Приложение.