как сделать батник linux
sgww
WWW.SGWW.RU
живой журнал SGWW
Командные файлы Linux
Основы
Запишем в файл sample последовательность команд
$ cat sample
pwd
ls
echo The END
А теперь выполним эти команды
Командный файл легко сделать исполняемым
$ chmod +x sample
$ /home/sgww/sample
/home/sgww
cpp file.txt mydaemon net_sh perl php sample
The END
Всё что за знаком # это коментарий и интерпритатором не воспринимается
Не относится к оболочке csh!
Параметры
Переменные
Имя переменной может начинаться с буквы или символа подчереркивания
знак равенства(=) это оператор присваиивания
_var=1
_word =slovo
value=»t ak aia dli nna iain epo niat naia str oka»
Тип данных переменных shell это всегда строка символов!
результат выполения команды в переменную (команда обрамляется обратными апострофами)
ввод значения переменной в консоли
Системные переменные
Добавим к переменной PATH каталог HOME что бы не приходилось постоянно писать полный путь
$ cat sample
PATH=$PATH:$HOME
Эти строки следует добавить в
/.bash_profile
теперь нет необходимости писать полный путь до команды
Специальные символы
$echo *
cpp file.txt mydaemon net_sh perl php sample
$ echo «*»
*
$ cat sample
text=»This is a text»
echo ‘$text’
$ sample
$text
$ cat sample
text=»This is a text»
echo \$text
$ sample
$text
Арифметические операции
Для выполнения арифметических операций в командном файле понадобиться команда expr
Если при умножении не поставить \ или » то * будет восприниматься как любой символ
Переменные окружения, команда export и unset
Для взаимодейстивя с другими процессами могут пригодияться переменные окружения
Их полный списко можно посмотреть командой export
Задать свою переменную
$ unset name
$ echo name
Условие IF
Для составления условных выражений оператора if очень полезна программа test.
Программа test предназначена для проверки типов файлов и сравнения значений
$ x=32 && export x
$ y=32 && export y
Остальные параметры можно посмотреть в man test
Цикл FOR
В этом цикле код между do и done выполниться 3 раза, при этом первый раз
x=1, второй раз x=two и последний x=3
Другой интересный пример
Циклы WHILE и UNTIL
$ touch file
$ sample
file exists
file exists
Ctr+Z
[1]+ Stopped sample
$ rm file
$ fg
sample
file exists
file does not exist
Bash-скрипты: начало
Сегодня поговорим о bash-скриптах. Это — сценарии командной строки, написанные для оболочки bash. Существуют и другие оболочки, например — zsh, tcsh, ksh, но мы сосредоточимся на bash. Этот материал предназначен для всех желающих, единственное условие — умение работать в командной строке Linux.
Сценарии командной строки — это наборы тех же самых команд, которые можно вводить с клавиатуры, собранные в файлы и объединённые некоей общей целью. При этом результаты работы команд могут представлять либо самостоятельную ценность, либо служить входными данными для других команд. Сценарии — это мощный способ автоматизации часто выполняемых действий.
Итак, если говорить о командной строке, она позволяет выполнить несколько команд за один раз, введя их через точку с запятой:
На самом деле, если вы опробовали это в своём терминале, ваш первый bash-скрипт, в котором задействованы две команды, уже написан. Работает он так. Сначала команда pwd выводит на экран сведения о текущей рабочей директории, потом команда whoami показывает данные о пользователе, под которым вы вошли в систему.
Используя подобный подход, вы можете совмещать сколько угодно команд в одной строке, ограничение — лишь в максимальном количестве аргументов, которое можно передать программе. Определить это ограничение можно с помощью такой команды:
Командная строка — отличный инструмент, но команды в неё приходится вводить каждый раз, когда в них возникает необходимость. Что если записать набор команд в файл и просто вызывать этот файл для их выполнения? Собственно говоря, тот файл, о котором мы говорим, и называется сценарием командной строки.
Как устроены bash-скрипты
Команды оболочки отделяются знаком перевода строки, комментарии выделяют знаком решётки. Вот как это выглядит:
Тут, так же, как и в командной строке, можно записывать команды в одной строке, разделяя точкой с запятой. Однако, если писать команды на разных строках, файл легче читать. В любом случае оболочка их обработает.
Установка разрешений для файла сценария
Попытка запуска файла сценария с неправильно настроенными разрешениями
Сделаем файл исполняемым:
Теперь попытаемся его выполнить:
После настройки разрешений всё работает как надо.
Успешный запуск bash-скрипта
Вывод сообщений
Вот что получится после запуска обновлённого скрипта.
Вывод сообщений из скрипта
Использование переменных
Переменные позволяют хранить в файле сценария информацию, например — результаты работы команд для использования их другими командами.
Нет ничего плохого в исполнении отдельных команд без хранения результатов их работы, но возможности такого подхода весьма ограничены.
Существуют два типа переменных, которые можно использовать в bash-скриптах:
Переменные среды
Иногда в командах оболочки нужно работать с некими системными данными. Вот, например, как вывести домашнюю директорию текущего пользователя:
Использование переменной среды в сценарии
А что если надо вывести на экран значок доллара? Попробуем так:
В подобной ситуации поможет использование управляющего символа, обратной косой черты, перед знаком доллара:
Теперь сценарий выведет именно то, что ожидается.
Использование управляющей последовательности для вывода знака доллара
Пользовательские переменные
В дополнение к переменным среды, bash-скрипты позволяют задавать и использовать в сценарии собственные переменные. Подобные переменные хранят значение до тех пор, пока не завершится выполнение сценария.
Как и в случае с системными переменными, к пользовательским переменным можно обращаться, используя знак доллара:
Вот что получится после запуска такого сценария.
Пользовательские переменные в сценарии
Подстановка команд
Одна из самых полезных возможностей bash-скриптов — это возможность извлекать информацию из вывода команд и назначать её переменным, что позволяет использовать эту информацию где угодно в файле сценария.
Сделать это можно двумя способами.
При втором подходе то же самое записывают так:
А скрипт, в итоге, может выглядеть так:
Скрипт, сохраняющий результаты работы команды в переменной
Математические операции
Математические операции в сценарии
Управляющая конструкция if-then
А вот рабочий пример:
В данном случае, если выполнение команды pwd завершится успешно, в консоль будет выведен текст «it works».
Вот что получается после запуска этого скрипта.
В этом примере, если пользователь найден, скрипт выведет соответствующее сообщение. А если найти пользователя не удалось? В данном случае скрипт просто завершит выполнение, ничего нам не сообщив. Хотелось бы, чтобы он сказал нам и об этом, поэтому усовершенствуем код.
Управляющая конструкция if-then-else
Напишем такой скрипт:
Запуск скрипта с конструкцией if-then-else
Ну что же, продолжаем двигаться дальше и зададимся вопросом о более сложных условиях. Что если надо проверить не одно условие, а несколько? Например, если нужный пользователь найден, надо вывести одно сообщение, если выполняется ещё какое-то условие — ещё одно сообщение, и так далее. В подобной ситуации нам помогут вложенные условия. Выглядит это так:
Сравнение чисел
В скриптах можно сравнивать числовые значения. Ниже приведён список соответствующих команд.
В качестве примера опробуем один из операторов сравнения. Обратите внимание на то, что выражение заключено в квадратные скобки.
Вот что выведет эта команда.
Сравнение чисел в скриптах
Значение переменной val1 больше чем 5, в итоге выполняется ветвь then оператора сравнения и в консоль выводится соответствующее сообщение.
Сравнение строк
В сценариях можно сравнивать и строковые значения. Операторы сравнения выглядят довольно просто, однако у операций сравнения строк есть определённые особенности, которых мы коснёмся ниже. Вот список операторов.
Вот пример сравнения строк в сценарии:
В результате выполнения скрипта получим следующее.
Сравнение строк в скриптах
Вот одна особенность сравнения строк, о которой стоит упомянуть. А именно, операторы «>» и « » как команду перенаправления вывода.
Вот как работа с этими операторами выглядит в коде:
Вот результаты работы скрипта.
Сравнение строк, выведенное предупреждение
Обратите внимание на то, что скрипт, хотя и выполняется, выдаёт предупреждение:
Теперь всё работает как надо.
Она отсортирует строки из файла так:
Если его запустить, окажется, что всё наоборот — строчная буква теперь больше прописной.
Команда sort и сравнение строк в файле сценария
В командах сравнения прописные буквы меньше строчных. Сравнение строк здесь выполняется путём сравнения ASCII-кодов символов, порядок сортировки, таким образом, зависит от кодов символов.
Проверки файлов
Пожалуй, нижеприведённые команды используются в bash-скриптах чаще всего. Они позволяют проверять различные условия, касающиеся файлов. Вот список этих команд.
Эти команды, как впрочем, и многие другие рассмотренные сегодня, несложно запомнить. Их имена, являясь сокращениями от различных слов, прямо указывают на выполняемые ими проверки.
Опробуем одну из команд на практике:
Этот скрипт, для существующей директории, выведет её содержимое.
Вывод содержимого директории
Полагаем, с остальными командами вы сможете поэкспериментировать самостоятельно, все они применяются по тому же принципу.
Итоги
Сегодня мы рассказали о том, как приступить к написанию bash-скриптов и рассмотрели некоторые базовые вещи. На самом деле, тема bash-программирования огромна. Эта статья является переводом первой части большой серии из 11 материалов. Если вы хотите продолжения прямо сейчас — вот список оригиналов этих материалов. Для удобства сюда включён и тот, перевод которого вы только что прочли.
Уважаемые читатели! Просим гуру bash-программирования рассказать о том, как они добрались до вершин мастерства, поделиться секретами, а от тех, кто только что написал свой первый скрипт, ждём впечатлений.
Руководство по написанию скриптов в Linux Bash
Введение
Набор встроенных команд bash (и его аналогов sh, zsh, etc) совместим с любым POSIX-совместимым приложением в Linux, что позволяет встроить в ваш bash-скрипт любое совместимое приложение. Это дает очень большой набор возможностей в сфере автоматизации рутинных задач администрирования систем Linux, деплоя и сборки приложений, различных пакетных обработок, в том числе аудио и видео.
Командная строка — самый мощный пользовательский интерфейс из существующих на данный момент. Базовый уровень знаний получить достаточно просто. Рекомендуется изучить руководство bash. Это можно сделать, выполнив команду man bash.
Суть bash-скриптов — записать все ваши действия в один файл и выполнять их по необходимости.
В этой статье расскажем про написание bash-скриптов с нуля и получим представление, какую пользу можно из них извлечь. Рекомендуем держать под рукой bash-справочник, если вы планируете заняться этим всерьез.
Развертывание среды
Для выполнения скриптов, которые мы будем учиться писать, нужна среда. Если вы используете на своем компьютере систему Linux, вы можете делать все локально. Если Windows, — можете установить WSL/WSL2. Кроме того, вы можете создать виртуальный сервер и подключиться к нему по SSH. Так вы не навредите своему компьютеру если что-то пойдет не так.
Мы выбрали вариант создать виртуальную машину. Залогинимся в личном кабинете https://my.selectel.ru/, нажав на вкладку «Облачная платформа». Там вы сможете создать виртуальный сервер.
Необходимо выбрать зону размещения сервера исходя из его близости к пользователям. Чем дальше сервер, тем выше пинг.
Нажмем «Создать сервер».
В разделе «Источник» убеждаемся, что выбран образ Ubuntu 20.04.
Конфигурацию можно настроить по своим потребностям.
В разделе «Сеть» стоит выбрать «Подсеть — Плавающий IP-адрес».
В разделе «Доступ» загрузите SSH-ключ и не забудьте сохранить root-пароль. Подробнее об этом рассказано в этой статье
Теперь можно создать сервер кнопкой «Создать» в самом низу.
Будет отображена страница статуса сервера, надо дождаться индикации ACTIVE вверху справа.
Теперь на вкладке «Порты» можно посмотреть IP-адрес, присвоенный серверу.
Не копируйте чужой код
Выбор редактора
Вам потребуется удобный текстовый редактор. Если вы подключаетесь по SSH, то лучшим выбором будут 3 варианта:
Если вы делаете все локально, выбор полностью на вас. Обычный выбор под Linux — gedit. В этой инструкции мы пользовались nano через SSH на удаленном сервере.
Запуск “Hello, World!”
Первая программа, которую обычно пишут программисты это «Hello, World!» — простой вывод этой строки. Мы тоже с этого начнем. За вывод строки в консоль отвечает команда echo. Прямо в консоли вы можете напечатать echo «Hello, World!» и получить соответствующий вывод:
Сделаем это программой. Команда touch helloworld.sh создаст файл helloworld.sh. Команда nano helloworld.sh откроет этот файл для редактирования. Заполним файл нашей программой:
Для выхода с сохранением из nano надо нажать CTRL + O для сохранения (после чего нажать enter для перезаписи текущего открытого файла), а потом CTRL + X для выхода. Можно выходить без сохранения, при этом он спросит, точно ли вы хотите выйти без сохранения. Если да, надо нажать N для выхода без сохранения. Если вы нажмете Y, он спросит куда сохранить измененный файл, можно нажать enter для перезаписи редактируемого файла.
Разберем, что мы написали.
Первой строкой идет #!/bin/bash — фактически это указание на местоположение интерпретатора. Чтобы при запуске скрипта не требовалось указывать отдельно интерпретатор. Убедиться, что ваш bash интерпретатор лежит по этому пути можно через команду which bash:
Второй строкой идет непосредственно вся наша программа. Как она работает, мы разобрали выше, перейдем к выполнению.
Запустить ваш скрипт/команду можно двумя способами.
Способ №1: bash helloworld.sh. Вы вызываете интерпретатор и в аргументе передаете ему имя файла для исполнения.
Способ №2: Сначала надо разрешить системе исполнять скрипт: chmod +x helloworld.sh. Эта команда сделает файл исполняемым. Теперь вы можете запустить его как любой бинарный файл в linux: ./helloworld.sh.
Первая программа готова, она просто выводит строку в консоль.
Аргументы
Это параметры, которые вы можете передать программе при ее вызове. Например, программа ping принимает в качестве обязательного аргумента IP-адрес или DNS-имя, которое требуется пропинговать: ping selectel.ru. Это простой и удобный способ общения пользователя с программой.
Подробнее про циклы будет рассказано в следующих разделах.
Пример, создадим новый файл: touch hellousername.sh. Выдаем права на исполнение chmod +x hellousername.sh.
Открываем nano hellousername.sh
Код примера следующий:
Сохраняем, закрываем. Смотрим, что получилось.
Программа получилась маленькая, но она учит пользоваться (на самом базовом уровне) аргументами, которые мы в нее можем передать. В данном случае аргумент передается один, Vasya, мы сразу его используем, не делая никаких проверок.
При таком сценарии в нашей программе баг: она ни с кем не поздоровается. Чтобы исправить ситуацию, есть 2 способа: проверить число аргументов или проверить содержимое аргумента.
Способ №1
Способ №2
Здесь тоже используется конструкция if then [else] fi. Ключ -z в if используется для проверки переменной на пустую строку. Есть противоположный ключ -n, он проверяет что строка не пустая. Конечно, этот способ некорректно использовать для проверки входящих аргументов, но в теле самой программы он будет полезен. Например, чтобы проверить что выполненное в самой программе приложение что-то вернуло.
Управляющие конструкции
if-else
Написание программ на любом из языков длиннее нескольких строчек сложно представить без ветвления. В разных языках бывают разные варианты ветвления, но в большинстве случаев используется синтаксис if else. В bash это также присутствует.
Возьмем один из примеров выше.
Происходит проверка системной переменной $# на то, что она меньше, чем (lower than, -lt) 1. Если это выражение истинно, мы переходим в блок команд, открывающийся ключевым словом then. Весь блок, начинающийся с if, должен завершаться ключевым словом fi. Более сложная структура ветвления может выглядеть примерно так:
Выражение «$1» = «Vasya» проверяет строки на идентичность. Блок после else выполняется только если выше не найден более подходящий блок.
В предыдущей главе вы могли заметить, что я использовал exit 1 для завершения работы программы в случае неуспешной проверки аргумента. Это означает, что программа завершилась с ошибкой. В bash есть операторы && и ||, которые используются для создания цепочек команд. Каждая цепочка зависит от результата выполнения предыдущей программы.
Пример 1: command1 && command2. В этом случае command2 выполнится, только если command1 завершится с кодом 0 (exit 0, по умолчанию).
Пример 2: command1 || command2. В этом случае command2 выполнится, только если command1 завершится с кодом отличным от 0.
Пример 3: command1 && command2 || command3. Если command1 завершится с кодом 0, то будет выполнен command2, иначе command3.
Переменные
Как гласит один из основных принципов программирования — Do Not Repeat Yourself (DRY). Вот и мы не будем повторять себя и перепишем предыдущий пример с использованием переменных, чтобы не вызывать echo каждый раз.
Переменные в bash создаются присваиванием: x=»foo bar» или z=$1. Переменной x мы присвоили строку @foo bar«, а переменной z мы присвоили значение первого аргумента. Использовать именованные переменные гораздо удобнее, чем использовать $1, особенно когда надо использовать его значение во многих местах.
К тому же, аргументы могут идти в разном порядке. Осмысленные названия переменных очень важны, при разрастании программы это снизит неизбежную путаницу. Избегайте имен переменных (и функций) вроде «a», «b», «zzzz», etc.
Чтобы не вызывать echo в каждом варианте с разными строками, разобьем строку на части. Первая часть будет приветствием. Вторая — именем. Третья — завершающим знаком препинания. Его можно не выносить в переменную.
В этом примере мы создаем переменные greetString и nameString, которым присваиваем значения по умолчанию. В конце программа выводит значения этих двух переменных с помощью echo и форматированной строки (в двойных кавычках переменные раскрываются). Между этими действиями программа определяет, надо ли присваивать переменным другие значения.
Switch case
Использование if-else конструкции в нашем примере не является оптимальным вариантом. Мы всего лишь сверяем значение переменной с определенным набором значений. В такой ситуации лучшим выбором будет switch-case-конструкция.
Перепишем нашу программу приветствий с использованием switch-case:
Циклы
Как и любой полноценный язык программирования, bash поддерживает циклы. Цикл for и цикл while. Циклы нужны, чтобы выполнять какой-то код заданное число раз. Например, при парсинге CSV перебирать построчно и каждую строку рассматривать отдельно.
Цикл for
Вот пример структуры цикла for:
Простой реальный пример:
Программа просто перебирает все имена, разделенные пробелом, и выводит их с помощью echo.
Попробуем немного усложнить пример:
Создадим файл с именами touch names и запишем в него список имен для приветствия:
Обратите внимание на ^C. Это символ прерывания выполнения программы. В нашем случае мы вызвали программу без аргумента, и она вошла в вечный цикл. Можно сказать, зависла. Пришлось завершить ее принудительно. Не забывайте делать проверки входных данных в реальных программах. Как это делать, можете посмотреть в главах if-else и switch case, например.
В нашей программе есть небольшой баг. Модифицируем файл имен:
Запустим программу, получим вывод:
Как говорится, «Кто все эти люди?». Так получается, потому что у нас не задана переменная окружения IFS (Internal Field Separator), указывающая на разделители полей. Наш цикл использует пробелы и переносы строки как разделители. В начале скрипта (после #!/bin/bash) укажите использовать перенос строки как разделитель полей: IFS=$’\n’.
В итоге мы получим возможность работать со строками целиком. Это пригодится для парсинга CSV.
Обычно цикл for используется со счетчиком. В C-like стиле. Что-то вроде for (i=0;i
Bat – клон cat с подсветкой синтаксиса и интеграцией Git для Linux
В Unix-подобных системах мы используем команду «cat» для вывода и связи файлов.
Используя команду cat, мы можем вывести содержимое файла в стандартном виде, объединить несколько файлов в целевой файл и добавить несколько файлов в целевой файл.
Сегодня я наткнулся на аналогичную утилиту под названием «Bat», клон для команды cat, с некоторыми дополнительными классными функциями, такими как подсветка синтаксиса, интеграция git и автоматическая подкачка и т. д.
В этой статье мы установим и потестируем Bat и его команды в Linux.
Установка
Bat также доступен в репозиториях по умолчанию Arch Linux. Таким образом, вы можете установить его с помощью pacman в любых системах на основе arch.
Для других систем вам может потребоваться компиляция и установка из исходников.
Убедитесь, что вы установили Rust 1.26 или выше.
Кроме того, вы можете установить его с помощью диспетчера пакетов Linuxbrew.
Использование команды Bat
Команда Bat очень похожа на команду cat.
Чтобы создать новый файл с помощью команды bat, выполните следующие действия:
Чтобы просмотреть содержимое файла с помощью команды bat, просто выполните:
Таким образом, вы можете просматривать сразу несколько файлов:
Чтобы добавить содержимое нескольких файлов в один файл:
Как я уже сказал, помимо просмотра и редактирования файлов, команда Bat имеет некоторые дополнительные интересные функции.
Команда bat поддерживает подсветку синтаксиса для большого количества языков программирования и разметки.
Например, посмотрите на следующий пример.
Я собираюсь отобразить содержимое файла reverse.py с помощью команд cat и bat.
Вы заметили разницу? В текстовом формате команда выводит выходные данные с подсветкой синтаксиса, номерами строк в аккуратном формате табличного столбца.
Гораздо лучше, не так ли?
Пример вывода
Еще одна заметная особенность команды Bat – поддержка автоматической подкачки.
Это означает, что вы можете читать выводы страница за страницей.
Позвольте мне показать вам пример.
Когда вы выводите содержимое файла в несколько страниц, используя команду cat, она быстро перескакивает на последнюю страницу файла, и вы не видите контент в начале или посередине.
Посмотрите следующий результат:
Как вы можете видеть, команда cat отображает последнюю страницу файла.
Таким образом, вам может потребоваться прочитать содержимое этого документа с командой less.
Теперь вы можете увидеть страницу, нажав клавишу ENTER.
Тем не менее, это не обязательно, если вы используете команду bat.
Команда bat автоматически выведет часть файла, которая охватывает несколько страниц.
Просто нажимайте клавишу Enter и двигайтесь вниз по файлу.
Команда bat также поддерживает интеграцию GIT, поэтому вы можете просматривать / редактировать файлы в своем репозитории Git без особых хлопот.
Настройка Bat
Если вам не нравятся темы по умолчанию, вы также можете изменить их.
У Bat есть опция для этого.
Чтобы просмотреть доступные темы, просто запустите:
Чтобы использовать другую тему, например, TwoDark, выполните: