какие есть эстетики категории
Краткий словарь по эстетике
КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ — основополагающие, наиболее общие понятия эстетики, которые отражают существенные определения познаваемых предметов и являются узловыми ступенями познания.Эстетическая теория, как и всякая научная теория, имеет определенную систему категорий. Эта система может быть не упорядочена, но набор категорий, которыми пользуется та или иная теория, выступает в определенной взаимосвязи, что и придает ему системность. Как правило, в центре системы категорий эстетики стоит главная универсальная категория, вокруг которой концентрируются все остальные. Так, в эстетических теориях Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Гегеля, Чернышевского в центре стоит категория прекрасного, у Канта — эстетическое суждение, в эстетических теориях эпохи Возрождения — эстетический идеал.
В истории эстетики сущность категорий эстетики интерпретировалась с идеалистических и материалистических позиций. Для Платона и средневековых эстетиков прекрасное выступает носителем идеальной, духовно-мистической сущности, для Гегеля это идея в чувственной форме, а для Аристотеля и Чернышевского — прекрасное есть категория, отражающая свойства объективного материального мира. К середине XVIII в. центральной становится категория эстетического (см. Эстетическое). Ее можно определить как род совершенства в материальной действительности (природа, человек) и социально-духовной жизни. В категории эстетического отражены наиболее общие свойства всех эстетических предметов и явлений, которые, в свою очередь, специфически отражаются в других категориях эстетики В эстетическом, как реальном феномене, в процессе духовно-практической деятельности человека реализованы как объективно-материальные состояния мира, так и свойства субъекта социальной жизни.
Между категориями существует определенная субординация. Так, например, прекрасное и возвышенное — категории, отражающие эстетические свойства природы и человека, в то время как трагическое и комическое — категории, отражающие объективные процессы только социальной жизни. Таким образом, наиболее общие категории (прекрасное, возвышенное) подчиняют себе менее общие (трагическое, комическое). Вместе с тем существует и взаимодействие, координация между этими категориями: возвышенно прекрасное, возвышенно трагическое, трагикомическое. Прекрасное воплощается в эстетическом идеале и искусстве, а через него воздействует на эстетический вкус и чувство. Т. е. категории эстетики диалектически взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.
Но каждая категория имеет определенную содержательную устойчивость. И хотя всякое понятие огрубляет действительность, не вмещая всего ее богатства, оно, однако, отражает наиболее существенные признаки эстетического явления. Следует отметить, что категории эстетики раскрывают не только гармонические, т е. позитивные, эстетические свойства, но и негативные, дисгармонические, отраженные в категориях безобразного, низменного, показывая тем самым противоречия реальной действительности.
В то же время в категориях эстетики (наряду с отражением сущности эстетических явлений) присутствует момент оценки, т. е. выражается отношение человека к эстетическому, определяется его ценность в духовно-практической жизни общества и отдельного человека.
Марксистско-ленинская эстетическая теория опиралась и на более широкие категории диалектического и исторического материализма (материя и сознание, материализм и идеализм, содержание и форма, классовость и партийность, интернациональное и национальное), а также категории конкретных наук: теории информации, семантики, семиотики, психологии и ряда других частных и естественно научных теорий. Однако специфику предмета эстетики можно обнаружить только через систему собственно категории эстетики, складывающуюся в эстетической теории.
Основные эстетические категории: понятие, классификация, описание
Эстетические категории являются первыми и важнейшими вехами в системе эстетических понятий. В них отражается опыт и традиции культуры, социально-политические особенности, духовные ценности. Наряду с законами и общими понятиями эстетики они помогают осмыслить свойства реальности, красоту и гармонию, особенности художественного творчества и социальное бытие.
Понятие категории в эстетике
Вам будет интересно: Цитаты Авиценны: отражение личной философии
Под эстетическими категориями подразумевают самые общие понятия, описывающие процессы творчества (культурного, художественного, музыкального, кинематографического и другого). Они одновременно отражают суть явлений бытия в философии. Система эстетических категорий – это устойчивая взаимосвязь основных понятий, где изменение одних элементов влечет за собой трансформацию других.
Анализ категорий эстетики неразрывно связан с рассмотрением их в исторической ретроспективе, так как их содержание менялось на протяжении веков. В методологии данной науки не раз возникали и нигилистические мнения по поводу возможности категориального описания. Так, итальянский философ и политик Бенедетто Кроче в своих трудах обосновал идею, согласно которой все эстетические категории носят индивидуальный характер, воспринимаются каждым человеком по-своему, а потому являются псевдопонятиями. Так как им нельзя дать точное и однозначное определение, то в философии от них следует отказаться.
Вам будет интересно: Эпоха Ельцина: история, характер и итоги правления
Одной из центральных категорий или метакатегорий, связанных с многообразием выразительных форм окружающего мира, является эстетическое видение. Оно позволяет установить взаимосвязь с философией и социологией искусства, показать прекрасное, как одно из важнейших измерений эстетического восприятия, присущего духовной природе человека.
Категории
К основным эстетическим категориям относят:
К этой группе можно добавить и дополнительные категории: мимезис (подражание), хаос и гармония, ирония, гротеск, аллегория, а также большое количество других. Исчерпывающего списка не существует, так как эстетика лишь указывает путь, позволяющий выйти человеку из области утилитаризма и приобщиться к более высокой, духовной реальности. Часть этих категорий рассматривается в рамках общих принципов искусства – мимезис, побуждение, художественный вкус и объективность, стиль, а другие – при анализе языков искусства (художественный символ и образ, симулякр).
Вам будет интересно: Уровни коммуникации: понятие, виды и классификация
Многие из этих понятий существовали еще в древности. В современной эстетике их содержание было переосмыслено, появились новые категории: абсурд, лабиринт, художественное пространство и время и другие. Вводятся также более общие понятия эстетического качества или свойства.
Прекрасное
Одной из самых ранних категорий в эстетике было «прекрасное», описывающее явления, которые обладают наивысшей эстетической ценностью. Представления о том, что прекрасно, были различными в разных культурах и эпохах.
Во времена Античности под этим термином понимали свойство мира – идеальный порядок. Древнегреческие мыслители Пифагор и Аристотель видели прекрасное в гармонии – соразмерности, согласованности частей и упорядоченности многообразия. Эта идея реализовалась в архитектуре данной культуры – храмы Древней Греции отличались соразмерностью пропорциям человека. Тогда же возникла идея о том, что прекрасное создается при помощи вдохновения и мысленного преобразования реальности.
Особую роль в развитии эстетики сыграл Аристотель. Эстетические категории прекрасного, трагического и подражания в его трудах приобрели онтологический характер. Основной из них он считал мимезис – творческое подражание действительности в искусстве, способное представить образ прекрасным или безобразным. Его точка зрения была отличной от мнения Платона, который подразумевал под этой категорией простое копирование.
В средние века понятие прекрасного отождествлялось с божественным. Только Бог придает косной материи эстетические свойства. Аскетизм той эпохи отрицает греховное наслаждение произведениями искусства. Прекрасное, оно же божественное, должно укрощать желания человека и помогать ему на пути к вере.
В эпоху Возрождения эта эстетическая категория в искусстве возвращается к античным традициям. Прекрасное, в том числе красота человеческого тела, стало символом добра, а безобразное – зла. В эпоху Классицизма смысл данного понятия приобрел другой оттенок – оно стало отождествляться с изящным и правдивым. Таким образом прекрасное во многом зависит от субъективного восприятия мира, чем и объясняется большая разница в эстетических оценках отдельных личностей.
Безобразное
Вам будет интересно: Почин – это хорошее начало
Безобразное как одна из основных эстетических категорий возникла как противопоставление прекрасному, возвышенному и эстетическому. Диалектическое отрицание является характерной особенностью безобразного в действительности и в искусстве. Оно связано с такими характеристиками, как негативные эмоции, неприятие, антиценность, отвращение.
Во времена греко-римской античности безобразным в действительности были разрушающиеся объекты и умирающие, разлагающиеся существа, в концепции морали – безнравственные деяния, в политике – злоупотребление полномочиями, обман и другие явления. В искусстве обозначить безобразное сложнее, так как оно может быть фактом искусного подражания (изображения). Цицерон и Аристотель также подчеркивали, что безобразное и уродливое всегда присуще комическому.
Под безобразным в эстетике понимают свойства объектов, которые обладают отрицательным значением в общечеловеческом плане, но не несут серьезной угрозы. Прекрасное доставляет наслаждение при созерцании, а безобразное – отталкивает.
Трагическое
Трагическое, как категория эстетики, впервые появилось у Аристотеля. В его понимании это был неразрешимый конфликт, обязательная составляющая которого – страсть и страдание. Их причинами является возвышенное.
С тех пор более, чем за 2000 лет, понятие трагического сильно изменилось. Эта проблема в современном искусстве и философии пересекается с осознанием смертности, греховности и несовершенства человека, а также отсутствием свободы. В то же время, вместе с трагичностью безвозвратной гибели, трагическое утверждает бесконечность мироздания. Эта категория пытается решить проблемы жизни и смерти, смысла бытия, вечности постоянно меняющегося мира.
Комическое
Сущность комической эстетической категории заключается в противоречии. Ее можно охарактеризовать как результат противостояния прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, бестолкового и разумного, ложного и истинного. Формы такого противопоставления, а, следовательно, и комического, очень разнообразны.
Особенностями этой эстетической категории в литературе являются:
Возвышенное
В Древней Греции под возвышенным понимали не категорию эстетики, а стилистическую фигуру речи. В Средневековье высшим благом и возвышенным был Бог, а на уровне человеческого бытия это означало стремление к идеальному и чистому.
В современном осмыслении эта категория носит оттенок положительного значения объектов, которые еще не раскрыты до конца и таят в себе огромный потенциал. Это нечто колоссальное, могучее и превосходящее возможности человека на современном этапе развития.
Низменное
Низменное, как и безобразное, является противопоставлением. Оно противоположно категории возвышенного и представляет собой крайнюю степень безобразного.
Ужасное
Категория ужасного по смыслу близка к трагическому. Ее отличие заключается в том, что оно беспросветно и не оставляет никакой надежды на лучшее. Исход ужасного – безнадежен, а гибель в этом случае не несет просветляющего начала, так как это не подвластно человеку. В средневековом сознании данная категория была связана с муками ада и грядущим Страшным судом.
Примером ужасного у французского писателя и философа Дени Дидро была картина, на которой изображен человек, брошенный на растерзание диким зверям. Его страдание и гибель совершенно бессмысленны и приводят к пессимистическому мироощущению.
Хаос и гармония
К древнейшим эстетическим категориям относятся также хаос и гармония. Размышления об этих двух понятиях среди философов часто приводили к вопросу о разумном формировании мира из первоначального хаоса. Так, немецкий философ Гегель, задаваясь мыслью о случайности, спрашивал у читателя: сколько раз необходимо рассыпать буквенный набор, чтобы из него получилась поэма Гомера «Илиада»?
Гармония в понимании древнегреческих мыслителей представляет собой некое целое, состоящее из совокупности элементов, которые зачастую носят противоположный характер. Гармония – это согласие между людьми (социальная сфера), между людьми и богами (духовная сфера) и между природными явлениями (онтологическая сфера). Она несет в себе положительную характеристику, которая направлена на воссоединение.
Хаос же представляет собой противоположность гармонии, рассогласованность между какими-либо элементами. Обе категории существуют в едином мировом пространстве. Самым удивительным является то, что хаос способен породить гармонию: из столкновения частиц и их взаимодействия рождаются звезды, планеты и мир материи в целом.
Катарсис
Категория катарсиса имела большое значение в античной культуре. Ее понятие включало в себя прежде всего духовное очищение в результате эстетического переживания. В те времена считалось, что искусство способно лечить психические и другие заболевания, укрощать вредные страсти человека. В современной психологии также есть специфическое направление – арт-терапия, предназначенная для решения внутренних проблем, реабилитации после психических и физических травм, снижения уровня стресса.
В современном понимании катарсис граничит с экспрессивностью, самовыражением, сублимацией посредством живописи, скульптуры, актерской игры, музицирования и других направлений в искусстве. При восприятии художественного произведения человек также должен испытывать катарсис, который приводит к возникновению чувства прекрасного и стремлению быть лучше. Данная категория тесно связана с художественным образом. Он воздействует на человека своей эмоциональностью, призывает к сопереживанию.
Художественный образ
Художественный образ как эстетическая категория является обобщенной картиной, которая создается с помощью вымысла и обладает эстетическим значением. Он также служит единственно возможной формой отображения действительности в искусстве. Вымысел художника создает другую реальность в контексте эстетического идеала, который опирается на жизненный опыт. Трактовка образа может быть также различной, в зависимости от знаний осмысливающего человека и исторической эпохи.
Существует множество приемов для создания образа: сравнение, типизация, обобщение, вымысел и другие. Художественный образ обладает следующими функциями:
Что такое Эстетика
Эстетика (от греч. aisthetikos — «чувствующий», «чувственный») — это наука о вкусе и красоте.
В философии эстетика изучает то, как человек с помощью творчества переживает реальность и познаёт её, что вызывает у него чувства удовлетворения и блаженства, а также чувство единения с миром или Богом.
В этом более узком плане эстетика — это то, как человек чувственно понимает реальность через музыку, технологии (например, фотографию), природу или еду.
То как эти вещи влияют на человека и, наоборот, как человек относится к ним. То как они формируют новое сознание — эстетическое. Оно построено на чувственном отношении человека, на его способности видеть и переживать красоту, совершенство, элегантность, безобразие больше, чем внутреннее содержание предмета.
Эстет — это человек, который 1) поддерживает идеи эстетизма; 2) ценит красоту и изысканность искусства и вещей в целом.
Эстетика в философии
Термин ввёл немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (1714–1762) в своей работе «Эстетика» 1750 г. Под эстетикой философ понимал науку о восприятии повседневной жизни с помощью чувств.
Эстетика изучает определённые категории (прекрасное и безобразное, комичное и трагическое) и каковы их пределы. Наука отвечает на вопросы, где начинаются и заканчиваются эти понятия, что такое вкус и чувство меры, что такое искусство и в чём его значимость.
Категории эстетики
Чтобы познать реальность с точки зрения эстетики, нужно понимать основные понятия, которые помогают чувственно определить предметы. Эти понятия формируют категории, которые эстетика изучает.
Философы расходятся во мнении, какие понятия наиболее важны. По одной из классификаций (Бычков В. В.) категорий пять:
Эстетическое
Это то, что вызывает у человека удовлетворенность и наслаждение от предмета познания. Это познавательный опыт, в результате которого человек достигает блаженства, катарсиса и получает радость.
Катарсис — это избавление от негативных эмоций с помощью искусства.
Умение, которое помогает выявлять красоту, критиковать её. Вкус определяет эстетическую ценность произведения искусства.
Прекрасное, красота
Одна из задач этики — определить, что такое прекрасное в искусстве и какие характеристики оно имеет. Красота входит в понятие прекрасного, но не равнозначно ему. Философы определяют прекрасное как нечто, что доставляет человеку удовольствие и вызывает чувство гармонии. А красота — это отличительная черта какого-то определённого объекта.
Эстетически прекрасными могут быть формы, линии, цвета.
Возвышенное
Категория эстетики, которая ответственна за эмоции не только удовлетворения. Возвышенное вызывает не только удовольствие, но и глубокое волнение, благоговение. Это одновременно чувство радости и ужаса. Человек понимает, насколько он мал; возвышенное потрясает его.
Безобразное
Категория противоположная прекрасному. Значит и чувства она должна вызывать противоположные: неудовольствие, отталкивание, антипатию.
В 19 веке безобразным считался авангард.
С искусством эту категорию связывает игра нашего воображения. Это способность представлять, которая приносит наслаждение и приводит к творческому результату.
Она является неотъемлемой частью эстетического опыта. А, по мнению некоторых философов, — даже составляет его основу.
Трагическое
В искусстве трагическое выражается через такой жанр, как трагедия. Тоже способно приводить к катарсису.
Комическое
Способность человека смеяться над искусством и жизненными обстоятельствами. Когда человек при этом получает наслаждение и радость, комическое становится предметом изучения эстетики. Получается, что человек с помощью комического в игровой форме выявляет суть реальности, обнажает её.
В искусстве комическое может быть представлено анекдотами, шутками, карикатурами, юмористическими рассказами, сатирическими картинами и т.д.
Ирония
Ирония убирает завесы, разоблачает. По мнению некоторых философов, она является причиной, почему искусство вообще существует, и содержится в каждом произведении.
Наиболее яркие примеры иронии в искусстве — это поп-арт и перформанс.
Читайте более подробно про Катарсис и Иронию.
Эстетические чувства и эстетические нормы
Категории эстетики вызывают в человеке эстетические чувства. То есть эмоции и переживания при созерцании произведений искусства. Например, чувство прекрасного и безобразного, чувство вкуса, чувство трагического и т. д.
А наше отношение к этим категориям контролируют эстетические нормы. Эти неписанные законы, которые формируют в нас представление об идеальном (или прекрасном, трагическом, безобразном). Выход за эти нормы приведёт к отсутствию эстетического феномена.
Эстетика в других сферах
Из философии эстетика перешла и в другие сферы: дизайн, технологии, музыку. Появляются новые отраслевые понятия: эстетика повседневности, эстетика природы, эстетика еды.
Человек занимается эстетической деятельностью, а результатами такой деятельности становятся произведения искусства (картины, скульптуры, музыка, книги, кино и т. д.).
Эстетика повседневности
Эта дисциплина пытается найти художественную ценность в предметах и явлениях повседневной жизни человека.
Так, течение поп-арт (массовая культура) находит эстетику в обычных, заурядных и шаблонных вещах: афишах, рекламе, фильмах для массового зрителя, любых предметов, которые окружают человека каждый день, и даже мусоре (так создаются арт-пространства и инсталляции) и т. д.
Эстетика природы
Дисциплина, которая занимается изучением эстетического вида природы. Происходит обращение к природе для поиска красоты, придание ей художественной ценности.
Она также анализирует, как природа влияет в творческом плане на человека и как человек получает эстетический опыт из природы.
Эстетика еды
Об эстетике еды или питания говорят, когда изучают, как внешний облик еды, сервировка стола и даже выбор тарелок и скатерти способствуют пищеварению и правильному усвоению пищи.
Эстетика еды изучает получение эстетического удовольствия от приёма пищи.
Основные эстетические категории.
Основные эстетические категории.
К основным категориям эстетики относят: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игру.
Эстетические категории– основные понятия, которыми оперирует эстетика. Их содержание и роль исторически изменчивы. Наиболее традиционные эстетические категории – прекрасное, возвышенное, величественное, комическое, трагическое, драматическое, изящное. В современном искусстве большую роль играют такие категории как интересное, безобразное.
Прекрасное –главная эстетическая категория. Обозначает высшую оценку характеристики объекта рассмотрения, его полноту, совершенство самораскрытия сущности.
Возвышенное– эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие по своей духовной насыщенности обычное течение практической жизни.
Величественное– эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие своим масштабом обычные человеческие силы и возможности.
Комическое– эстетическая категория, характеризующая явления, охарактеризованные еще Аристотелем как «некая ошибка или безобразие, никому не приносящие вреда и ни для кого не пагубные».
Трагическое – эстетическая категория, характеризующая явления, когда идеал гибнет или ему наносится непоправимый ущерб. В трагическом всё действие направлено к конечному результату.
Драматическое– эстетическая категория, характеризующая явления, действенные по своему характеру и имеющие внутри себя конфликт, не приводящий к трагическим последствиям. Драматическое более разнообразно, чем трагическое.
Изящное– эстетическая категория, характеризующая явления, которым свойственна тщательность, тонкость, видимая хрупкость формы.
Интересное– эстетическая категория, относительно недавно включенная в научный оборот. Она характеризует явления, которые воспринимаются как необычные или имеющие трудно предсказуемое дальнейшее развитие.
Прекрасное как базовая категория эстетики.
Прекрасное — эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью, и воплощающая представления о позитивном совершенстве и гармонии. Современная эстетика рассматривает категорию прекрасного как одно из наиболее общих эстетических понятий, в котором не только фиксируются реальные свойства предметов и явлений действительности и выражается отношение к ним, но и воплощаются представления о совершенстве. В категории прекрасного содержится положительная оценка предметов и явлений, свойств, сторон, процессов реальной природной и социальной действительности с позиций превосходной степени красоты.
Величественное и возвышенное.
Возвышенное — категория эстетики, отображающая совокупность природных, социальных и художественных явлений, исключительных по своим качественно-количественным характеристикам и выступающих благодаря этому источником глубокого эстетического переживания.
Категория возвышенного характеризует эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают особенной положительной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи пока не могут быть освоены обществом и личностью. В природе возвышенны, например, безбрежные просторы неба и моря, громады гор, величественные реки и водопады, грандиозные явления природы — буря, гроза, смерч, извержение вулкана и т.д. В социальной жизни яркие проявления возвышенного содержатся в служащих делу прогресса выдающихся деяниях как отдельных личностей (великих людей, героев), так и целых классов, масс, народов. В искусстве возвышенное проявляется в таких формах, как грандиозность, масштабность, монументальность. В истории искусства сформировался ряд специальных жанров, посвященных отражению возвышенного: эпопея, героическая поэма, ода, гимн, оратория, кантата, монументальные жанры живописи и скульптуры.
Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но одновременно возвышает его духовную сущность, пробуждает в человеке сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими его событиями, задает идеал преодоления, развития способностей и возможностей человека.
В феномене возвышенного чувственное начало не отрицается, а подвергается нравственному преображению. Оно становится духовно-чувственным. В возвышенном выходят на первый план рефлексия и духовные чувства. Возвышенное дает стимул к достижению новой, еще более значимой меры красоты и служит ориентиром на пути к эстетическому идеалу.
Трагическое.
Трагическое — эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание конфликта, связанное с духовным преодолением, преображением (катарсисом), страданиями или аффектами героя. В рамках философского анализа трагическое — форма Драматического осознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели человека или важных духовных ценностей.
Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под тяжестью враждебных ему сил, а его свободную, активную деятельность, восстание против рока, судьбы, обстоятельств и борьбу с ними. В трагическом человек раскрывается в переломный, напряженный момент своего существования.
Сфера трагического находится в той области действительности, где человек в своей деятельности сталкивается с явлениями, которые пока еще не познаны им и не подвластны его воле.
Трагическое тесно связано с возвышенным и героическим, поскольку предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей.
Аристотель в «Поэтике» ввел понятие «катарсис», при помощи которого объяснял механизм воздействия трагедии на душу зрителя, процесс переживания трагического. В современных исследованиях по вопросам эстетики данное понятие истолковывается более широко, как общий процесс переживания искусства. Кроме того, считается, что катарсис имеет не только функцию очищения, но и разрядки чувств. Поэтому очищение духа свойственно не только трагедии, но и другим жанрам и видам искусства, цель которых в разрядке психологического напряжения воспринимающего субъекта и создании внутреннего равновесия его психики.
Существование трагического начала в человеческой жизни было осознано первоначально в художественной форме — в мифах и легендах, затем в жанре трагедии, и уже на этой основе получило теоретическое обобщение в эстетике в трудах Аристотеля, Г. Лессинга, Ф. Шиллера, А. Шлегеля, Г. Гегеля, Н. Чернышевского и др.
Комическое.
Комическое — эстетическая категория, отражающая степень несоответствия между реальностью и идеалом, сущим и должным и представляющая в эмоциональной форме противоречия общественной жизни и недостатки людей. Категория комического отражает жизненные явления, которые характеризуются внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они являются по существу, и тем, как они выглядят. Комическое является специфической формой раскрытия и оценки общественных противоречий, эмоционально насыщенной формой их критики.
Для противоречий, порождающих комическое, характерно то, что первая по времени восприятия сторона противоречия выглядит значительной и производит на нас большое впечатление, вторая же сторона, которую мы воспринимаем во времени позже, разочаровывает своей несостоятельностью.
Комическое встречается в разных видах искусства. В литературе, живописи, кино, театре комизм очевиден и реализуется в различных жанрах: комедия, пародия, эпиграмма, анекдот, фарс, карикатура, шарж и др. В музыке комизм менее очевиден и его бытие осложнено самой природой музыки. Считается, что единственный вид искусства, неспособный отразить комическое, — это архитектура, поскольку она прямо выражает идеалы общества и не может что-либо непосредственно критиковать, отрицать.
В целях классификации комического выделяют основные типы — юмор и сатиру.
Юмор — тип комического, который характеризуется мягким, добрым отношением к жизненным противоречиям и направлен на совершенствование объекта или явления, очищение от недостатков. Явление рассматривается критически с точки зрения его общечеловеческой значимости. Объект юмора, заслуживая критики, все же в целом сохраняет свою привлекательность. Юмору соответствует дружелюбный, беззлобный смех.
Сатира — подчеркнутая, уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий социальной действительности. Она всегда актуальна, злободневна, так как ее объектом являются недостатки современности. Сатира используется, когда отрицательны не отдельные черты, а явление в своей сущности, когда оно социально опасно. Сатирический смех — злой, бичующий, уничтожающий, изобличающий.
Между юмором и сатирой находится целая гамма разнообразных оттенков комического, что отражает эстетическое богатство действительности и духовного склада личности. Это — шутка, каламбур, ирония, сарказм, гротеск, бурлеск, гэгг и др.
Изящное и грациозное.
Изящное– эстетическая категория, характеризующая явления, которым свойственна тщательность, тонкость, видимая хрупкость формы.
ИЗЯЩНЫЙ, красивый, прекрасный, художественый, согласованный с искусством, художеством; вообще, сделанный со вкусом. Изящное ср. отвлеченное понятие о красоте, соразмерности и вкусе. Изящные искусства: музыка, живопись, ваянье и зодчество; присоединяют к сему и поэзию, мимику, пляску и пр. Изящность жен. свойство, качество, принадлежность всего, что изящно. Изящность работы этой вещи замечательна. Изящество ср. то же, изящность, но более ·в·знач. самостоятельном и отвлеченном; красота. Изящество, это союз истины и добра. Изяществовать, красоваться изящностью. Изящесловие ср. эстетика, наука об изящном.
Эстетика средневековья.
Главным эстетическим достижением искусства средневековья стало формирование двух больших стилей: романского и готического. Поскольку все виды искусства концентрировались вокруг богослужения, то проявились эти стили в архитектуре и убранстве соборов.
Эстетика Ренессанса.
Термин Renissance (Возрождение) принадлежит Джорджо Вазари, автору «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.). Вазари считал античность идеальным образцом искусства и полагал необходимым возродить ее образцы. Как и в античности, главной темой в искусстве становится не Бог, а человек, эстетика приобретает антропоцентрический характер. Даже для постижения божественной красоты лучше всего подходят человеческие чувства, в особенности зрение. Таким образом, Бог стал ближе к миру, сформировался интерес не к трансцендентной («запредельной»), а к природной красоте.
Результатом стал расцвет визуальных искусств, в особенности живописи, в которой возник жанр пейзажа (в средневековом, да и в античном искусстве природа не была предметом изображения, но лишь условной средой, в которую помещались персонажи). Леонардо да Винчи считал живопись царицей всех наук.
Эстетика Возрождения уделила значительное внимание категории трагического, в то время как средневековая мысль тяготела к анализу категории возвышенного. Философы Возрождения ощущали противоречие античных и христианских оснований своей культуры, а также неустойчивость положения человека, опирающегося только на себя, свои способности и разум.
Классицистская эстетика.
Теоретиком французского классицизма стал Никола Буало, написавший трактат «Поэтическое искусство». В нем эстетическим идеалом было провозглашено античное искусство, рекомендовалось следовать сюжетам греческой мифологии, ибо в них отражена жизнь в ее идеальном облике. Термин «классицизм» означает «образцовый стиль», который приписывался античной культуре. Стиль произведения должен быть высоким и изящным, простым и строгим. В соответствии с рационалистической установкой Буало полагал, что в искусстве фантазия и чувства должны быть подчинены разуму.
Характер героя в классических произведениях рассматривался как неизменный и лишенный индивидуальных черт. Каждый персонаж должен быть целостным воплощением каких-то качеств, быть законченным злодеем, либо примером добродетели. Еще одним признаком классического стиля стал принцип единства места, времени и действия, который особо строго прослеживался в драматическом искусстве. Большой вклад в создание пьес в духе классицизма внесли Пьер Корнель, Расин, Жан Батист Мольер.
Целью искусства классицизма считалось воспитание, формирование правильного (сообразного разуму) отношения к действительности, которое заключается в том, что разум и моральный закон должны обуздать страсти индивида и направить его к исполнению универсальных законов жизни. Следует заметить, что искусство того времени существовало по преимуществу как придворное искусство, классицизм своим расцветом во многом обязан правлению французского короля Людовика XIV и его любовью к украшению своего двора.
Эстетика барокко.
Эстетика рококо.
В ситуации, когда эстетизируется сфера интимного (дружеского, любовного) общения, возрастает и роль безделушек, а само слово претендует на высокий культурный статус. «Милые пустяки», «прелестные безделицы», будь то фарфоровая статуэтка шкатулка или табакерка, хранят в себе «маленькие счастья» (petites bonheurs) пережитого или ожидаемого приватного общения.
Эстетика романтизма.
Эстетика модерна.
Толкование этих явлений в науке неоднозначно; если говорить обобщенно, модернизм понимается как художественная практика (кубизма, футуризма, абстракционизма, сюрреализма и др.), развернувшаяся с начала XX в. и продолжавшаяся вплоть до второй мировой войны. Искусство постмодернизма охватывает всю совокупность художественных течений, развивавшихся после второй мировой войны до настоящего времени. Суть художественного творчества модернизма и постмодернизма принципиально различна. Стало уже общим местом противопоставлять созидательную природу модернизма постмодернизму с его игрой мертвыми формами.
Модернизму, безусловно, был присущ сильный пафос отрицания предшествующего искусства, однако одновременно он был и своего рода созидательной работой. Энергия А. Модильяни, П. Пикассо, А. Шенберга, Д. Джойса, М. Шагала и других авторов, не наследовавших формы классического искусства, была устремлена на выработку адекватного художественного облика эпохи, была броском в будущее. Модернизм строил свою художественную символику, не обращаясь прямо к реальности, а мобилизуя внутрихудожественные ресурсы; но и эти осознанные усилия потребовали колоссальной работы, которая привела в итоге к установлению новых отношений между человеком и миром. Вот как описывает работу, проделанную модернизмом, Ж.-Ф. Лиотар (р. 1924), известный французский философ и культуролог: «Пациент психоаналитика пытается переработать расстройство, от которого он страдает в настоящем, проводя свободные ассоциации между его элементами, на первый взгляд исключенными изо всякого контекста, и какими-то пережитыми в прошлом ситуациями, что позволяет ему раскрыть тайный смысл своей жизни, своего поведения». Точно так же работа Сезанна, Делоне, Кандинского, Мондриана, наконец, Дюшана может рассматриваться как некая проработка современностью собственного смысла.
Эстетика авангарда.
Эстетика структурализма.
В С. предпринята попытка снять противоположность чувственного и рационального примирить строгость и последовательность ученого с парадоксальностью и метафизичностью художника, что сказалось на усилении эстетизации философской мысли. Важная особенность С. заключается в радикальном пересмотре всей проблематики человека, понимаемого в качестве субъекта познания творчества и иной деятельности, что нашло выражение в его антисубъектной направленности. Традиционный субъект в структуралистских исследованиях либо «теряет свои преимущества», либо «загоняется в складки бытия» и полностью «выводится из игры», либо «добровольно уходит в отставку», уступая свое место действию всевозможных структур, систем, полей и правил, которые не оставляют за субъективным фактором сколько-нибудь существенного значения. Такая «ирреализация» субъекта иногда объясняется намерением достичь полной или «тотальной объективности». Применительно к искусству и эстетике редукция субъекта означает исключение или принижение роли всего того, что связано с художником как непосредственным создателем художественного произведения. Барт называет психологические теории искусства «таинственной алхимией творчества». Сторонники С. выступают против традиционных понятий «автор» и «произведение», лишая первого «прав собственности» на продукт своей деятельности, предпочитая второму более современное понятие «текст». Действительным автором произведения становится не столько художник, сколько универсальные и трансцедентные по отношению к нему и его творению структуры и законы. У Леви-Строса таковыми выступают «ментальные структуры», у Барта — «письмо», у Фуко — «письмо» и «эпистемы», у Дерриды — «письмо» и «деконструкция» и т. д.
Эстетика деконструкции.
Эстетика постмодернизма.
Основные эстетические категории.
К основным категориям эстетики относят: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игру.
Эстетические категории– основные понятия, которыми оперирует эстетика. Их содержание и роль исторически изменчивы. Наиболее традиционные эстетические категории – прекрасное, возвышенное, величественное, комическое, трагическое, драматическое, изящное. В современном искусстве большую роль играют такие категории как интересное, безобразное.
Прекрасное –главная эстетическая категория. Обозначает высшую оценку характеристики объекта рассмотрения, его полноту, совершенство самораскрытия сущности.
Возвышенное– эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие по своей духовной насыщенности обычное течение практической жизни.
Величественное– эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие своим масштабом обычные человеческие силы и возможности.
Комическое– эстетическая категория, характеризующая явления, охарактеризованные еще Аристотелем как «некая ошибка или безобразие, никому не приносящие вреда и ни для кого не пагубные».
Трагическое – эстетическая категория, характеризующая явления, когда идеал гибнет или ему наносится непоправимый ущерб. В трагическом всё действие направлено к конечному результату.
Драматическое– эстетическая категория, характеризующая явления, действенные по своему характеру и имеющие внутри себя конфликт, не приводящий к трагическим последствиям. Драматическое более разнообразно, чем трагическое.
Изящное– эстетическая категория, характеризующая явления, которым свойственна тщательность, тонкость, видимая хрупкость формы.
Интересное– эстетическая категория, относительно недавно включенная в научный оборот. Она характеризует явления, которые воспринимаются как необычные или имеющие трудно предсказуемое дальнейшее развитие.